Научная статья на тему 'Формирование предпосылок развития астрометрии у древних кочевников Алтая'

Формирование предпосылок развития астрометрии у древних кочевников Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование предпосылок развития астрометрии у древних кочевников Алтая»

Ларичев В.Е. Ленский Дракон и Время (астрономический, календарный и космогонико-мифоло-гический аспекты семантики панно с чудовищем, которое вознамерилось проглотить Мироздание) // Древности Якутии: Искусство и материальная культура. Новосибирск: Наука, 2006в. С. 102-136.

Ларичев В.Е. «Вогол-Урасы» ленских писаниц: мироведческий контекст (к методике интерпретаций и семантических реконструкций сложного вида фигур эпохи бронзы Якутии) // Археологические материалы и исследования Северной Азии эпох древности и средневековья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007а. С. 198-205.

Ларичев В.Е. Время, светила и мифология в образах искусства палеометалла Якутии (астральный аспект семантики наскальных изображений Средней Лены) // Проблемы общей и региональной этнографии. СПб.: Лема, 20076. С. 202-210.

Ларичев В.Е. «Ловчие засеки» - записи лунного времени (интерпретации исполненных краской панно неолитического святилища Первого Каменного острова Ангары) //Теория и практика археологических исследований. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007в. Вып. 3. С. 7-16.

Ларичев В.Е. Святилище Времени Второго Каменного острова Средней Ангары (реконструкция календарных систем эпохи неолита Прибайкалья и семантика зооморфных образов наскального искусства Восточной Сибири) // Сб. науч. тр., посвященный 100-летию со дня рождения Алексея Павловича Окладникова. Красноярск: Краеведческий музей, 2008.

Мельникова Л.В., Николаев B.C. Древнее искусство народов Сибири. I. Шишкинская писаница. Иркутск: Изд-во Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области, 2003. 18 с.

Окладников А.П. Шишкинские писаницы - памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск: Иркутское обл. кн. изд-во, 1959а. 210 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 19596. 198 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука, 1972. 270 с.

Савенков И.Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. Сравнительные археолого-этнографические очерки // Труды XIV Археологического съезда в Чернигове в 1908 г. М., 1910. Т. I.

Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.: Мир, 1984. 255 с.

Н.О. Миллер, JLC. Марсадолов, А.А. Дементьева

Главная астрономическая обсерватория РАН, Санкт-Петербург;

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ АСТРОМЕТРИИ У ДРЕВНИХ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ

Астрометрия - одна из древнейших отраслей науки, изначально была тесно связана с повседневной и сакральной жизнью человека. В последнее время благодаря новым результатам археоастрономических исследований стало возможным отнести начало регулярных астрономических наблюдений к эпохе палеолита (Фролов Б.А., 1992; Ларичев В.Е., 1999; и др.). На протяжении всей истории своего существования человечество формировало и формирует свои представления об устройстве мира. Задачи астрометрии можно условно определить как задачи поиска своего места во Вселенной, поиска общей и индивидуальной «модели мира». Естественно, что по мере накопления научных знаний меняются задачи, которые приходится решать человеку в той или иной области знания, хотя при этом остается некоторая основополагающая проблема, которая рассматривается уже на новом уровне. Для того чтобы пользоваться полученной в результате наблюдений информацией и передавать ее другим, необходимо как-то ее сохранять. Поэтому

в процессе накопления астрометрической информации ее стали фиксировать сначала в виде карт или схем звездного неба, а затем в виде звездных каталогов.

Кроме того, когда речь идет о необходимости получения координат, сразу же возникает вопрос о методах, служащих для определения положений небесных светил.

Становление и развитие астрометрии тесно связано с пятью основными направлениями:

1) накопление наблюдательных данных;

2) создание и совершенствование необходимого инструментария;

3) сохранение знаний в виде карт звездного неба и каталогов;

4) разработка методов наблюдений, их анализа и обработки;

5) построение все более сложных теорий, которые дают возможность решать задачи астрометрии данного исторического периода на уровне требуемых точностей.

Астроархеология или археоастрономия - современное научное направление, объединяющее астрономию и археологию, изучает памятники древней культуры человечества и дает возможность восстановить уровни познания в астрономии в отдельные исторические периоды, начиная с эпохи палеолита.

Необходимость астрономических знаний. Для древнего человека астрономические явления являлись частью окружающей его среды, были тесно связаны со всей его деятельностью и вписывались в его мифологические представления. Сама сфера жизни людей и сфера жизни природы совпадали. Люди не занимались поисками причинно-следственных связей, а воспринимали себя как часть живого одухотворенного мира, который подчиняется космическим силам. Все происходящее рассматривалось ими как цепочка событий. Описание таких событий и их объяснение мыслились только как действие и принимали своеобразную форму, позднее названную мифом.

На первых стадиях развития это были мифы о сотворении и устройстве мира. Затем благодаря наблюдениям за изменениями звездного неба постепенно формировались такие представления об окружающем мире, которые реально помогали древним людям ориентироваться во времени и пространстве. В связи с этим постоянно формировались и уточнялись знания о движениях различных небесных светил, связанные с основными ритмами жизни первобытного общества.

Небесные светила, в первую очередь Солнце и Луна, а затем и звезды, были у многих народов составной частью культа Неба. Знание точного времени наступления начала года, сезона, того или иного события и праздника было необходимо для проведения и подготовки различных ритуалов, которые проводились с целью достижения максимальных результатов в том или ином виде деятельности. Отсюда у древних людей возникала потребность во все более тщательных наблюдениях, в поисках закономерностей движения светил и в согласовании своей жизни с их основными ритмами. Требовалась слаженность ежегодного и многолетнего хозяйственного цикла с основными моментами восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния, а также с основными фазами высокой и низкой Луны. Кроме того, люди ориентировались по основным созвездиям ночного неба во время переходов на далекие расстояния, особенно в бескрайних степях или пустынях, где нет других надежных ориентиров (Марсадолов Л.С., 2007, с. 9).

В результате естественным образом возникла потребность в создании календаря. Постепенно люди научились измерять время в течение суток по высоте Солнца, а длитель-

ность месяца и года по периоду обращения Луны и Солнца. Первым календарем у всех народов был лунный календарь, т.е. люди научились определять период, через который повторяются фазы Луны. «Лунный период считается самой древней календарной единицей» (Паннекук А., 1966, с. 19). Задача приспособления лунного календаря к солнечному году сыграла важную роль для развития астрономических представлений, так как способствовала регулярным наблюдениям за светилами. Отсюда возникла потребность в идентификации наблюдаемых объектов, в создании первых примитивных приспособлений для наблюдений за небесными объектами и в фиксации получаемых результатов.

Накопление наблюдательных данных. Одним из первых способов фиксирования наблюдаемых ритмов были насечки на различных изделиях палеолитического человека (на украшениях, орудиях, счетных бирках, пластинах). Всевозможные орнаменты являлись не просто украшением, а часто служили первыми отметками природных ритмов, выполняли функции календаря. Интересны исследования А. Маршака, Б.А. Фролова и В.А. Ларичева, основанные на изучении большого числа орнаментированных палеолитических предметов. Оказалось, что на стоянках от Байкала до Пиренеев довольно много предметов, которые могут быть знаковыми календарными системами. Есть основания предполагать, что с их помощью первобытные охотники определяли разнообразные природные ритмы - как астрономические, так и связанные с физиологическими ритмами людей, животных и растений.

Наличие древних календарей, содержащих циклы, совпадающие с важнейшими природными ритмами, свидетельствует о выполнении весьма тщательных наблюдений на протяжении длительного времени.

На Алтае было найдено большое количество археологических памятников, свидетельствующих о том, что еще в древности человек проводил астрономические наблюдения. Исследование древних святилищ Алтая показало, что почти все эти сооружения служили астрономическим и сакральным целям на протяжении многих столетий. Для определения времени сооружения культовых объектов наиболее важны обнаруженные там наскальные рисунки, среди которых имеются изображения, напоминающие звездное небо. Петроглифы из разных районов Алтая свидетельствуют о том, что почти все святилища возникли в эпоху бронзы, наиболее интенсивно использовались в «раннескифское время» и гораздо меньше в последующее периоды (Марсадолов Л.С., 2007, с. 41).

Таким образом, уже в древности человек не только наблюдал, но и сделал первые попытки фиксации различных астрономических закономерностей в виде насечек на предметах быта, украшениях и в наскальных изображениях.

Создание и совершенствование необходимого инструментария. Первые совсем простые инструменты для измерения времени и расстояний, различные приспособления для вычисления и запоминания природных ритмов, лунно-солнечные календари, судя по данным археологии, возникли еще в эпоху палеолита. «Современные исследователи относят архаические календари многих народов к одной категории со счетными бирками, характеризуя их как первоначальный этап развития научных инструментов» (Фролов Б.А., 1992, с. 97).

Позднее появились древние стационарные астрономические наблюдательные пункты и обсерватории, которые служили как для астрономических, так и для сакральных целей. Для того чтобы правильно выбрать место для святилища и установки деревянных или каменных реперов, необходимо было выполнить предварительные наблюдения, которые

решались с помощью различных типов переносных визиров, в чем-то близких найденным в Древнем Египте (рис. 1.-3). Эти первые астрономические приспособления использовались для ограничения угла зрения и для более точной ориентировки объектов.

Рис. 1. Астрономические приспособления, использовавшие с я для ограничения «угла зрения» и более точной ориентировки объектов: 1-2 - Семисарт, Центральный Алтай;

3 - Египет; 4 - Семисарт, нижний стационарный наблюдательный пункт (реконструкция возможного процесса астрономических наблюдений из разных скальных ниш)

«Вероятно, первые переносные визиры появились в эпоху палеолита — это так называемые роговые «жезлы» вождей или жрецов с круглыми отверстиями или изгибами в верхней части. В кургане №4 на святилище Семисарт (Центральный Алтай, УШ-УП вв. до н.э.), кроме стационарных каменных визиров, было найдено два типа переносных — небольшой каменный визир «\|/»-образной формы с выступом-«мушкой» в центре, удобный по размерам для держания в руке при работе (рис. 1.-2), а также роговой визир, своеобразный праобраз подзорной трубы и телескопа (рис. 1.-1), который хорошо ограничивает поле зрения наблюдателя и позволяет легко ориентировать объекты по одной линии, а также наблюдать за звездами» (Марсадолов Л.С., 2001).

Еще в эпоху неолита или ранней бронзы появились первые стационарные гигантские астрономические приборы - каменные реперы - мегалиты. С их помощью отмечали места восходов и заходов светил, фиксировали основные даты солнечного года.

Мегалитические сооружения ныне обнаружены по всему миру — в Европе, Азии, Америке, Африке, Южной Сибири и на Алтае (http://www.megalithics.com).

В качестве примеров таких древних «обсерваторий» эпохи бронзы можно назвать хорошо изученные мегалитические памятники Великобритании - Нью-Грейндж (ок. 3000 г. до н.э.), Стоунхендж и Каллениш (2000-1500 г. до н.э.), а также многие другие объекты (Хокинс Дж., Уайт Дж., 1984). Наряду с вертикальными каменными стелами-визирами («стоунхенджами») для астрономических целей в древности во многих регионах мира использовались и деревянные столбовые конструкции - «вуд-хенджи» (Хокинс Дж., 1977; Потемкина Т.М., 2001).

Создание «храмов-обсерваторий» из огромных камней было распространенным явлением у разных народов. Один из таких мегалитических комплексов обнаружен в Тарха-те, около поселка Кош-Агач на Юго-Восточном Алтае (Соенов В.И. и др., 2000; Марса-долов Л.С., 2007). Начало сооружения объектов в Тархате относится к концу 111 - началу II тыс. до н.э. Конструкция этого комплекса напоминает другие древние обсерватории. По кругу диаметром около 60 м установлены как небольшие, так и гигантские камни, высотой более 4 м. На ряде камней были нанесены изображения различных животных и всадников. На одном из камней был обнаружен выбитый рисунок в виде квадрата с крестом в центре, близкий к рисункам в Ак-Бауре, Семисарте и на объектах из других святилищ Евразии. В Тархате, как и в Стоунхендже, есть свой «пяточный» камень, вынесенный за пределы кургана, а с Большим Салбыкским курганом в Хакасии их объединяют «врата» из вертикально установленных камней (Марсадолов Л.С., 2007, с. 13—16).

На Алтае известны также стационарные наблюдательные пункты, прототипы древних обсерваторий. Комплекс таких пунктов для астрономических наблюдений был найден в урочище Семисарт, у скалы Кара-Бом, около поселка Ело. Эти пункты расположены на склоне горы и ориентированы таким образом, что перед ними точно на юге находится середина противолежащей большой горы. Пункты состоят из трех-четырех находящихся рядом скальных ниш. Ниши имеют выровненные и подправленные человеком края и боковые стенки, на которых есть схематичные рисунки Солнца, Луны и лунок-созвездий. Функциональное назначение каждой ниши было строго специализировано и определено ее положением на скале. Например, из одной ниши можно наблюдать только точки восхода Солнца и Луны на востоке; из другой - только точки их захода на западе; из третьей - только южную часть горизонта и т.д. (рис. 1 .-4). Имеются узкие ниши, из которых, сидя на ступеньке или стоя, можно наблюдать горизонтальное или вертикальное перемещение небесных тел (Марсадолов Л.С., 2001).

Иногда для астрономических наблюдений использовались естественные гроты или пещеры, особенно с отверстиями на потолке. Один из таких гротов находится в урочище Ак-Баур на Западном Алтае (Марсадолов Л.С., Самашев З.С., 2000). На потолке грота расположено округлое отверстие, размером около 90 см (1/2 кулаша) - постоянная точка для наблюдений за солнцем и ночным небом. «С восточной стороны на краю отверстия имеется «подтреугольный» выступ-мушка, вероятно, подправленный руками человека. Отверстие с мушкой использовалось и для фиксации движения основных созвездий ночного неба, вскоре после захода солнца» (Марсадолов Л.С., 2002).

Потребность в идентификации наблюдаемых небесных объектов привела к созданию первых приспособлений (приборов), визиров и стационарных пунктов для наблюдений за небесными светилами. Используя окружающий ландшафт, учитывая важные астрономические моменты (равноденствия и солнцестояния), были созданы древние святилища - «обсерватории», которые служили как астрономическим, так и сакральным

целям. Эти памятники функционировали на протяжении многих столетий. На их примере можно проследить, какие астрономические задачи решал человек того времени.

Сохранение знаний в виде карт звездного неба. Человек всегда стремился сохранить наиболее важные результаты своей деятельности на долгие времена, поэтому еще в эпоху камня появились первые наскальные подобия карт звездного неба, хотя не исключается возможность существования в древности «карт» созвездий и из трудно сохраняемых органических материалов - кожи, дерева, кости и т.п.

Одни из первых зафиксированных результатов наблюдений дошли до нас в виде наскальных рисунков фрагментов звездного неба. Об этом свидетельствуют, например, изображения созвездий, найденные в Армении, которые, возможно, датируются Ш-1 тыс. до н.э. (Парсамян Э.С., 1988, с. 136-147).

Следует отметить, что изображения созвездий передавались по-разному - в виде точек-углублений, знаков и рисунков животных и предметов, антропоморфных изображений и т.п. На Алтае зафиксированы все эти три способа фиксации реальных созвездий. Особенно многочисленны так называемые «чашевидные» углубления. По мнению некоторых исследователей, на горе в святилище Бийке (Северный Алтай) при помощи лунок отражен реальный участок неба, в который входило и созвездие Орион (рис. 2; Окладникова Е.А., 1984; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2005; Марсадолов Л.С., 2007).

«Композиция рисунков в виде знаков и фигур, выполненных красной краской на стене в гроте Ак-Баур (Западный Алтай), отражала реальный участок звездного неба, в который входили созвездия Большой Медведицы («ковш»), Дракона, Близнецов, Козерога и др. (рис. 3.-1). Отдельные звезды и их скопления-созвездия изображены в виде точек, линий, простых и сложных крестов, треугольников и других фигур» (Марсадолов Л.С., 2002). На наскальных рисунках из грота Ак-Баур и на горе святилища Бийке представлена карта не всего неба, а только его части, характерной именно для южной ориентации этих объектов. Рисунками и точками изображены не «неподвижные» реальные созвездия, а, скорее, их зрительно-образное восприятие, переданное путем геометрической разметки, своеобразное соединение мировоззренческих основ с математикой и астрономией в единое целое» (Марсадолов Л.С., 2002).

О

оо

о

Рис. 2. Бийке, Северный Алтай. Прорисовка «чашевидных» углублений на северо-западной части скального выступа

[о и< ^1я

в

■V ■

V А

* ^ У

'Л*

^'ЗфЛ

1

4

Рис. 3. Ак-Баур, Западный Алтай: 1 - прорисовка изображений на стене грота (вероятно, фрагмент древней карты звездного неба); 2-3 - реконструкция разметки изображений с помощью расстояний по 90 (2) и 60 см (3)

Начиная с древности все звездное небо было постепенно распределено на характерные группы, называемые созвездиями и каждому созвездию давалось свое имя. Положение этих созвездий запоминалось исходя из определенной повторяющейся картины звездного неба. Появились первые наскальные прототипы карт звездного неба.

Разработка методов наблюдений и их анализ. Сама задача выбора правильного места для древнего святилища достаточно сложна. Она требует представления не только о природных ритмах, но и об особенностях ландшафта и знаний обо всех сакральных обрядах племени. Для того чтобы найти такое соответствие, нужны были обширные знания и наблюдения на протяжении длительного времени. При этом не только результаты наблюдений должны как-то фиксироваться, но и сами моменты и способы наблюдений должны были передаваться от поколения к поколению. Одним из способов передачи информации можно считать ритуалы, которые повторялись с большой точностью и выполнялись со скрупулезной аккуратностью во всех мелких деталях.

Еще одним способом фиксации наблюдений можно считать сооружения различных древних культовых объектов. Правильные хорошо сориентированные сооружения древних святилищ, находящиеся там наскальные рисунки, в которых присутствуют определенные меры длины, дают нам возможность отметить еще один аспект методологии древних людей: использование мер (модулей) времени и длины. В качестве меры времени использовались различные астрономические циклы. Счет по фазам Луны или по сезонам требует астрономических наблюдений и применения чисел. На основе чисел позднее возникает арифметика и магические числа в разных регионах мира.

Потребность в единицах меры длины возникла еще в палеолитическую эпоху. Проблемы поиска измерительных модулей и используемых методических приемов постепенно решаются на примерах изучения четкого соблюдения метрических пропорций на палеолитических предметах (работы В.Е. Ларичева и В.И. Жалковского).

Обнаруженные археологами факты говорят о том, что при построении наскальных рисунков часто использовались определенные меры длины. Экспедицией Эрмитажа путем многочисленных замеров расстояний между лунками и знаками в Семисарте, Бийке, Ак-Бауре и на других святилищах Алтая была предпринята попытка найти метрические модули (рис. 3.-2—3) и последовательность нанесения рисунков (Марсадолов Л.С., 2001, 2002, 2005, 2007).

Измерения необходимы не только при наблюдении небесных объектов, но и при разметке и строительстве культовых, жилых и общественных построек; при определении расстояний между объектами; при сооружении погребальных памятников; при изготовлении орудий труда, посуды, украшений, оружия и особенно культовых предметов как эталонов для подражания и разметки.

По-видимому, именно эпоху палеолита можно считать истоком не только первого опыта получения и фиксации объективных данных об окружающем мире, но и некоторой методологии, которая совершенно необходима для выполнения наблюдений и передачи навыков последующим поколениям.

Построение все более сложных теорий. Астрометрия всегда была преимущественно эмпирической наукой. На основе наблюдательных данных возникает теория, главными задачами которой являются описание, объяснение и предсказание изучаемого явления. Можно сказать, что миф до возникновения астрометрии как науки практически играл роль теории. Он развивался, и вместе с ним менялись задачи древнего наблюдателя. Однако для древних периодов характерно то, что «связь между явлениями природы рассматривалась не как причина и следствие, а как примета и значение» (Паннекук А., 1966, с. 49).

Культовые сооружения с заложенными в них астрономическими аспектами были широко распространены в разных регионах мира и служили местом для выполнения важных ритуальных церемоний. Астрономическое назначение подобных сооружений было известно немногим посвященным - жрецам, которые передавали эти знания не только своим преемникам, но и соплеменникам. В древности ни одно сложное сакральное действие не выполнялось без соответствующих ритуальных церемоний. Считалось, что ритуал создает дополнительные преимущества для успешной деятельности людей. Жрецы стремились к укреплению своей власти, а для этого они должны были подвести некоторую ритуальную основу под имеющийся опыт и объяснить его с помощью мифологических представлений. В то же время для того, чтобы воздвигнуть

сложные и монументальные сооружения, нужна была помощь соплеменников. Когда большие группы людей осознанно участвовали в сооружениях различных культовых объектов из камня и дерева, то одновременно они получали навыки вписывания объектов в окружающую природную среду. Эти навыки до сих пор сохранились у кочевников при сооружении временных и постоянных поселков, расположении жилищ и юрт, ориентации в пространстве, использовании мер длины, связанных с человеческим телом: локоть, пядь, прямая сажень (кулаш), косая сажень (ша) и т.д.

Из проводимых в течение длительного времени наблюдений выявлялась повторяемость конфигураций звездного неба и по мере накопления и анализа полученной информации обнаруживалась цикличность различных небесных явлений. Эти знания использовались для проведения ритуалов и новых астрономических наблюдений, а также являлись основой метода познания и передавались от поколения к поколению в форме мифа и различных изображений.

Уже в эпоху палеолита можно увидеть проявление всех пяти основных направлений становления и развития астрометрии, которые позднее постоянно дополнялись и усложнялись.

Интересно было бы проследить закономерности возникновения, взаимосвязи и взаимовлияния практики и теории астрометрических исследований начиная с древнейшего периода и до античности, когда наряду с мифологией начинают формироваться общие предпосылки для развития науки. Вероятно, изучая древние объекты и анализируя содержащиеся в них астрономические данные, можно будет не только судить об уровне научных достижений предшествующих эпох, но и попытаться реконструировать выдающиеся астрономические явления, наблюдаемые в прошлом.

Библиографический список

Ларичев В.Е. Мудрость змеи: Первобытный человек, Луна и Солнце. Новосибирск: Наука, 1989. 272 с.

Ларичев В.Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солнце и «блуждающие звезды». Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. 320 с.

Марсадолов Л. С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. СПб.: Копи Р, 2001. Вып. 4.49 с. + 118 рис.

Марсадолов Л. Астрономический аспект грота Акбаур на Западном Алтае // Астрономия древних обществ. М.: Наука, 2002. С. 228-234.

Марсадолов Л. С. Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая // Теория и практика археологических исследований. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. Вып. 1. С. 34-42.

Марсадолов Л.С. Отчет об исследовании древних святилищ Алтая в 2003-2005 годах. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. 278 с. (Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Вып. 5).

Марсадолов Л.С., Самашев З.С. Изучение археологических памятников Западного Алтая. СПб.: Копи Р, 2000. 32 с. + 42 рис. (Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Вып. 3).

Окладникова Е. А. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск: Наука, 1984. 111 с.

Паннекук А. История астрономии. М.: Наука, 1966. 592 с.

Парсамян Э.С. Археоастрономия в Армении // Историко-астрономические исследования. М.: Наука, 1988. №ХХ. С. 136-146.

Потемкина Т.М. Энеолитические круглоплановые святилища Зауралья в системе сходных культур и моделей степной Евразии // Мировоззрение древнего населения Евразии. М.: Старый сад, 2001. С.166-256.

Соенов В.И., Шитов А.В., Черемисин Д.В., Эбель А.В. Тархатинский мегалитический комплекс // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2000. №5. С. 7-15.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. 200 с.

Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. М.: Наука, 1992. 200 с.

Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.: Мир, 1984. 242 с.

Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М.: Мир, 1977. 272 с.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АлтГУ - Алтайский государственный университет.

АН МНР - Академия наук Монгольской Народной Республики.

АН СССР - Академия наук Советского союза

БГПУ - Барнаульский государственный педагогический университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БНЦ - Бурятский научный центр.

ВСОРГО - Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества. ГАГУ - Горно-Алтайский государственный университет.

ГАИО - Государственный архив Иркутской области.

ГХЮДЦД - Гу ханью да цыдянь.

Д. - дело.

ИАиЭ - Институт археологии и этнографии.

ИГУ - Иркутский государственный университет.

ИИМК - Институт истории материальной культуры.

ИрГТУ - Иркутский государственный технический университет.

КемГУ - Кемеровский государственный университет.

КСИИМК - Краткие сообщения ИИМК.

JI. - лист.

МинОКН - Министерство образования, культуры и науки.

НГУ - Новосибирский государственный университет.

Оп. - опись.

РА - Российская археология.

РАН - Российская академия наук.

РГНФ - Российский гуманитарный научный фонд.

РИО - Редакционно-издательский отдел.

СА - Советская археология.

СО - Сибирское отделение.

СЭ - Советская этнография.

ТНИИЯЛИ - Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.

УЗ - Ученые записки.

Ф. - фонд.

ЧГВУДТЦ НМГ - Чжунго вэньу дитуцзи. Нэймэнгу цзычжи цю фэнцэ. ЧГЛШДМДЦД - Чжунго лиши димин да цидянь.

ЭО - Этнографическое обозрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.