Научная статья на тему 'Древнее святилище Ак бауыр: подходы к изучению и проблемы сохранения'

Древнее святилище Ак бауыр: подходы к изучению и проблемы сохранения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ак бауыр / святилище / культурный ландшафт / археологический памятник / историческое моделирование / музеефикация / коллективная память / Ak bauyr / sanctuary / cultural landscape / archaeological monument / historical modeling / museum creating / collective memory

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петенева Галина Геннадьевна

В статье на основе анализа природных особенностей и археологических памятников древнего святилища Ак бауыр рассмотрены основные подходы к его дальнейшему изучению и сохранению как объекта культурного ландшафта. Предпринята попытка рассмотреть феномен древнего святилища, обладающего научной ценностью в археологических аспектах с позиций локуса культурного пространства, связанного с определенными историческими периодами и возвращенного в современную культуру в качестве актуального компонента имеющего большое социальное значение. Особое внимание уделено проблемам и методам музеефикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петенева Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient sanctuary Ak bauyr: approaches to studying and saving problems

In the article, based on the analysis of natural features and archaeological monuments of the ancient sanctuary «Ak bauyr», the main approaches to its further studying and saving as the object of cultural landscape are considered. An attempt is made to consider the phenomenon of the ancient sanctuary possessing scientific value in archaeological aspects, from positions of the cultural space locus, connected with certain historical periods and returned in modern culture as the actual component having great social value. Special attention is paid to the problems and methods of museum creating

Текст научной работы на тему «Древнее святилище Ак бауыр: подходы к изучению и проблемы сохранения»

УДК 069.01(574.42)

Древнее святилище Ак бауыр: подходы к изучению и проблемы сохранения

Петенева Галина Геннадьевна

заведующий отделом «Ак бауыр» Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музей-заповедника. Республика Казахстан, 070000, г. Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 29. E-mail: [email protected].

Аннотация: В статье на основе анализа природных особенностей и археологических памятников древнего святилища Ак бауыр рассмотрены основные подходы к его дальнейшему изучению и сохранению как объекта культурного ландшафта. Предпринята попытка рассмотреть феномен древнего святилища, обладающего научной ценностью в археологических аспектах с позиций локуса культурного пространства, связанного с определенными историческими периодами и возвращенного в современную культуру в качестве актуального компонента имеющего большое социальное значение. Особое внимание уделено проблемам и методам музеефикации.

Ключевые слова: Ак бауыр; святилище; культурный ландшафт; археологический памятник; историческое моделирование; музеефикация; коллективная память.

Решение общенациональной проблемы сохранения и формирования исторической памяти выходит на уровень государственной политики, что подчеркивает актуальность ее изучения. Историческая память как часть общественного сознания с одной стороны индивидуальна, а с другой социальна. При анализе взаимоотношения памяти и истории появились новые подходы и способы рассмотрения их взаимодействия. Сближение истории и памяти способствовало появлению и развитию понятия «коллективной памяти» (Halbwacks 2007). Поскольку человек сохраняет свои воспоминания не только в предметах или знаках, но и в определенных местах, исследователями предлагается изучать топографические, монументальные, символические, функциональные места - «локусы», с которыми общество связывает свои воспоминания и создавать историю этих «мемориалов», что обеспечит переход от носителей индивидуальной памяти к памяти коллективной. Память становится способом осознания собственного настоящего. Происходит активный процесс превращения памятника в «мемориал», где память «оживает». Музеи, в которых можно было только осматривать свидетельства прошлого, превращаются в музеи, в которых посетитель вступает с экспонатами в непосредственный активный контакт.

Среди многообразия памятников Восточного Казахстана особое место занимает комплекс Ак бауыр, который находится в 35 км от г. Усть-Каменогорска в Уланском районе Восточно-Казахстанской области. Его уникальность заключается в том, что здесь можно проследить историю с древнейших времен до современности. На сравнительно небольшой территории расположены самые разнообразные типы археологических памятников, относящихся к разным хронологическим периодам со свойственной им историко-культурной средой.

Археологические объекты, входящие в комплекс имеют разную степень изученности. Наибольший интерес вызывает грот с наскальными рисунками, выполненными красной охрой, расположенный на юго-западном склоне горы Коржинбай, в 3-х метрах выше её подножия. Длина грота 9,0 м, максимальная ширина в средней части 4,0 м, максимальная высота, ближе к входу 2,0 м. В потолочной части имеется сквозное отверстие сердцевидной формы. Пол в гроте покатый, без остатков культурного слоя.

Основная масса рисунков в гроте сосредоточена в правой нижней части восточной стены. Всего в зафиксировано более восьмидесяти рисунков. Наряду с геометрическими знаками точками, крестами, треугольниками и решеткой в композиции представлены фигура перевернутого козла, конусовидные жилища, антропоморфные фигуры, изображение повозки, лодки и пр.

Вопрос датировки росписей остается открытым. Исследователи предлагают широкий хронологический диапазон - от неолита до переходного этапа от эпохи энеолита к бронзовому веку - II тыс. до н.э.

По смысловому содержанию композиция интерпретируется от хозяйственно-бытовых и ритуально-мифологических сцен до астрономической версии. Свое прочтение росписей Ак бауыра предлагали различные ученые и исследователи - Л.С.Марсадолов, З.С.Самашев, (Marsadolov, Samashev 2000), Е.В. Курдаков (Kurdakov 2008).

В хозяйственно-бытовой версии отражено появление у человека колесного транспорта, земледелия и скотоводства.

Согласно религиозно-мифологической концепции в рисунках показаны какие-то ритуалы и обряды.

Астрономическая версия определяет схематические знаки грота, как реальный участок ночного неба с конкретными созвездиями и знаками Зодиака. Определение Ак бауыра с позиций астро-археологического комплекса во многом ещё требует своего дополнения и доказательства. Тем не менее, данное направление исследований получило достаточно широкое распространение у местных краеведов, поддержано рядом ученых (Marsadolov, Dmitrieva, Ikonnikov 2007. Р.147-159). Вполне возможно, что на Ак бауыре, в древности находился стационарный пункт для астрономических наблюдений. Исследователями разработана и совершенствуется методика композиционных построений и совмещения звездного плана с рисунками в гроте. Однако, попытки произвести семантическую интерпретацию наскальных рисунков с позиций схематических знаков, отображающих определенный участок звездного неба пока не дают точных результатов. Вместе с тем необходимо признать, что результаты астрономических наблюдений были необходимы как в хозяйственной деятельности человека, так и в религиозно-обрядовой практике.

И, наконец, большинство исследователей считают изображения в гроте элементами пиктографического письма, однако, «письменность охрой» до сих пор не расшифрована.

Техника нанесения рисунков минеральной краской является очень редкой и уникальной для Казахстана. Выявлено лишь несколько местонахождений рисунков охрой. Первые материалы о писаницах Восточного Казахстана были опубликованы Г.И. Спасским в начале XIX в. Он сообщает о рисунках в Верховьях Иртыша и на левом берегу р. Смолянки в месте её впадения в Иртыш (Samashev 1992, Р.110-111). Впоследствии рисунки охрой были найдены в Калбинских горах (Уланский район ВКО) у сел Манат, Сартымбет, у поселка Аксуат - утес Боритастаган (Тарбагатайский район ВКО) (Samashev, Sapashev, Oralbai, Tolegenov, Isin 2010, Р.23-41), в долине р.Теректы (Курчумский район ВКО) (Ot Altaia do Kaspiya 2011, Р.72-75), в горах Кокентау -Уш-Аир (Абайский район ВКО) (Ileuf XSh 2012, Р 29-35).

Кроме Восточного Казахстана, рисунки охрой зафиксированы и в других регионах Казахстана. По берегам озера Жасыбай (Павлодарская область), в горах Котур-Кызылтау - грот Тесиктас (Шетский район Карагандинская область), у озера Сусинген в Южном Казахстане.

В Казахстане уже имеется определенный опыт по музеефикации петроглифов - урочище Тамгалытас, но на данный момент нет ни одного музеефицированного памятника наскальной живописи выполненного охрой.

У северо-западного склона горы Коржинбай расположено несколько гранитных останцев на скальные поверхности, которых нанесены петроглифы, датированные эпохой бронзы и ранним железным веком. Здесь же выявлены остатки сильно задернованных каменных конструкций, которые могли быть сооружениями, связанными с обрядами сезонно-календарного цикла и погребально - поминальными ритуалами. Причудливые формы гранитных блоков, расщелины в скалах, углубления, лунки и выступы вполне могли служить «астрономическими инструментами» и использоваться в повседневной практике во время фиксации и наблюдениях за Солнцем, Луной, Полярной звездой и другими небесными телами, для определения и уточнения дней весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Полученные знания могли использоваться при составлении и ведении календаря, измерении сезонов, месяцев, суток, каких-то периодов и циклов. Общая схема природного взаиморасположения объектов на данной территории была условно определена как «ритуальная площадка».

Таким образом, западная сторона у подножия горы Коржинбай представляет собой остатки древнего ритуального комплекса - небольшого святилища, функционировавшего на протяжении нескольких исторических эпох от энеолита до РЖВ.

У северо-восточного склона Сорокиной горы расположен могильник Кызылтас, который представляет собой компактно размещенные археологические памятники от эпохи бронзы до средневековья в пределах определенного ландшафтно-территориального комплекса.

В юго-западной части могильника находятся памятники эпохи бронзы, представленные оградами прямоугольной, квадратной, округлой и овальной в плане формы. На сегодняшний день выявлено порядка 35 надмогильных конструкций эпохи бронзы, из которых 19 раскопано археологами в разные годы. (Arslanova 1983, P.119-125; 1992, P.77-78; Tkacheva, Tkachev 2008).

На центральном плато расположены каменные курганы раннего железного века, вытянутые цепочкой по направлению С-Ю среди которых находятся три кургана «с усами». Несколько курганов эпохи ранних кочевников, включая два кургана «с усами», раскопано археологами (Arslanova 1975, P. 116-129). Курганы с каменными грядами, так называемые курганы «с усами», являются особой разновидностью памятников древних номадов и являются достаточно редкими. В интерпретации этих сооружений древности ученые подходят с разных позиций. Одни подчеркивают их связь с культом Огня-Солнца и культово-ритуальной стороной этих сооружений. Другие эту связь не отрицают, но рассматривают курганы «с усами» в контексте погребально-поминальной обрядности. Существует и точка зрения на эти сооружения как на астрономические объекты, служившие древним людям в качестве прибора для наблюдения за движением Солнца и других небесных тел. В любом случае курганы «с усами» во многом это сложное и неразгаданное явление. В небольшом количестве на могильнике зафиксированы объекты эпохи средневековых кочевников. Состояние памятников на могильнике в настоящее время удовлетворительное. Надмогильные конструкции раскопанных курганов и оградок в дальнейшем могут быть восстановлены, музеефицированы и предложены для ознакомления туристам.

В окрестностях сопки Коржинбай и Сорокиной горы в радиусе 10,0-15,0км расположены и другие многочисленные археологические памятники. Огромные могильные поля с курганами РЖВ вытянутыми цепочками с С на Ю и локальными группами курганов эпохи средневековья протянулись по урочищам вдоль восточного и западного склонов Сорокиной горы на несколько километров.

Особое место среди археологических памятников Ак бауыра занимают многочисленные наскальные рисунки, которые располагаются на небольших сопках и кряжах, образуя локальные группы - Сагыр I, II, Карасай, Каратобе, Кызылтас, Бестерек 1,11, Алдай и др. Петроглифы располагаются на гранитной, либо сланцевой породе, как на горизонтальных, так и на вертикальных плоскостях. Технически они могут быть нанесены сплошной или контурной выбивкой, прошлифованы или процарапаны. Хронологически выделяются петроглифы эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья. Встречаются как одиночные изображения, так и многофигурные композиции, достаточно большие по площади, протяженностью в несколько километров. Доминирующее положение среди наскальных рисунков занимает триада рогатых животных - горного козла (архара), быка и оленя, встречаются изображения коней, волков, верблюда. Многоплановы и разнообразны антропоморфные образы. В повествовательных, мифологических, батальных и иных композициях человек занимает, как правило, центральное место. Присутствуют сюжеты, демонстрирующие охоту, поединки, эротические и ритуальные сцены. Памятники наскального изобразительного искусства тесно связаны с духовной сферой древних людей, их мировоззрением, с представлениями человека об окружающем мире. Впервые данные петроглифы были выявлены и частично опубликованы в графических прорисовках с кратким описанием в монографии З.С.Самашева (Samashev 1992). Впоследствии эти данные были продублированы в Своде археологических памятников Восточно-Казахстанской области (Svod 2006). В настоящее время требуется повторное обследование петроглифов с более тщательной фиксацией их местоположения, подробным научным описанием, как отдельных образов, так и композиций, также необходима тщательная фотофиксация и копирование рисунков на микалентную основу.

В дальнейшем, в условиях особого заповедного режима содержания и использования территории значительной корректировке требует и сама методика археологического изучения объектов. Необходимо применение различных дистанционных методов - инструментальная топографическая съемка, изучение данных аэро- и космосъемки, изучение естественной среды существования памятника по данным почвоведения, климатологии, гидрографии, геологии и т.д. Археологические раскопки на территории святилища должны проводиться с использованием максимально щадящих методов изучения наземных конструкций памятников с обязательным восстановлением их первоначального внешнего вида и сохранением пейзажной целостности территории. Для каждого объекта должна быть разработана своя индивидуальная программа исследований, учитывающая извлечение необходимой информации при максимальной сохранности объекта и подготовки его к музеефикации. Обязательна консервация раскопанных объектов, частичная или полная реконструкция открытых сооружений, их благоустройство и создание музейной экспозиции на памятнике.

Результаты локальных археологических исследований на Ак бауыре стали той солидной научной основой, повторный анализ которой позволил

установить взаимосвязь между объектами археологии и считать Ак бауыр древним святилищем.

Археологические памятники на Ак бауыре гармонично сочетаются с окружающей природной средой. Ландшафтная зона святилища в целом однородна и определяется обширными пространствами с малыми речками, ручьями, родниками, расположенными в небольших урочищах с равнинно-горным рельефом. Высотными точками в пространственной организации являются гора Коржинбай (801м) и Сорокина гора (840м), входящие в систему Калбинского нагорья, богатого полезными ископаемыми. В силу благоприятных природно-ландшафтных условий, наличия многочисленных водных источников, разнообразия флоры и фауны человек появляется на этой земле довольно рано - в конце III тыс. до н.э. В дальнейшем среда обитания, развивающаяся естественным образом, начинает испытывать постоянное воздействие процессов инициируемых человеком, поддающихся контролю и управлению. Формирование святилища проходило постепенно. На каждом этапе и уровне его развития появлялись новые объекты, в результате сформировался долговременно функционировавший многокомпонентный сакральный центр. На Ак бауыре ярко проявляются характерные для святилища природные особенности, связанные с почитанием культа гор, воды, солнца и предков. Наблюдается взаимосвязанное, четко ориентированное по сторонам света расположение объектов природы и археологических памятников.

Самым сложным и запутанным является вопрос о назначении святилища и его отдельных элементов. Особенно трудно установить и доказать наличие прямых связей между конкретными памятниками, входящими в состав святилища и теми объектами, которые не могут быть отнесены к числу элементов святилища в период его древнего функционирования. В какой-то момент данная местность вообще перестает быть сакральной и переходит в разряд просто хозяйственной земли, предназначенной лишь для обеспечения жизнедеятельности человека. Исторический процесс продолжает развиваться дальше, а функционально формируется совершенно иная структура: населенные пункты, кладбища, сельско - хозяйственые угодья и т.д.

В целом, территорию, на которой расположен Ак бауыр, вполне можно отнести к естественно развившемуся типу культурных ландшафтов. Являясь носителем исторической памяти, культурный ландшафт позволяет сохранить и экспонировать объекты наследия в аутентичной исторической, этнокультурной и природной среде со всем комплексом материальных и нематериальных ценностей. Оптимальным способом сохранения и использования памятников историко-культурного наследия на Ак бауыре является их музеефикация. На концептуальном уровне музеефикация Ак бауыра предполагает изучение и сохранение не только отдельного памятника или археологической культуры, а всей территории со всем комплексом историко-культурного и природного наследия, формирующего своеобразный культурный ландшафт, в котором археологические памятники остаются важным компонентом.

С целью музеефикации в 2012 г. Восточно-Казахстанскому областному архитектурно-этнографическому и природно-ландшафтному музею-заповеднику были отведены два участка земли - у горы Коржинбай размером 62,95га и у Сорокиной горы размером 18,86 га. Создан отдел, в задачи которого входит осуществление комплекса мероприятий направленных на сохранение и изучение окружающей среды, ландшафта и памятников археологии, расположенных на отведенной территории.

По своему методологическому решению музеефикация памятников археологии является достаточно сложным процессом. Состояние археологических объектов и естественные природные особенности местности делают отдельные категории памятников сложными для восприятия и даже простого визуального обнаружения для неспециалистов. В связи с этим одной из задач музеефикации является адаптация и передача обширной научной информации посетителям разного уровня подготовленности.

В ходе выявления, изучения и атрибуции археологических памятников на территории Ак бауыра происходит процесс поиска необходимых и оптимальных способов представления археологического наследия в качестве музейного показа. Выделяются музейно-экспозиционные участки, образующие основу туристического маршрута, а также отдельные археологические памятники, являющиеся акцентным звеном в общей цепи объектов музейного показа с особой смысловой нагрузкой. На данном этапе организован осмотр нескольких наиболее ярких памятников, расположенных у западного склона горы Коржинбай - грот с наскальными рисунками, выполненными охрой и «ритуальная площадка». Для осмотра также предлагается несколько видовых точек, с которых открывается панорама на горно-долинные ландшафты урочища.

В дальнейшем возможна организация нескольких музейно-экспозицион-ных участков, связанных в единый маршрут. Например, маршрут по наиболее ярким местонахождениям петроглифов или экскурсия по могильнику Кызылтас и т.д. По мере выявления и изучения ресурсов территории количество и состав музейно-экспозиционных участков может измениться. Заключительным этапом должна стать информационно-интерпретирующая музеефикация, позволяющая получить представление не только о самих объектах, но и о результатах их исследования. Вполне возможно использование процесса археологических раскопок в качестве самостоятельного объекта музейного показа.

Археологические памятники, входящие в зону святилища, относятся к разным категориям и расположены на достаточно больших расстояниях друг от друга (от нескольких сот метров до нескольких километров). Кроме того, в результате интенсивной хозяйственной деятельности памятники интенсивно разрушаются, нарушается аутентичность пространства, происходят изменения ландшафта, гидросистемы, растительного и животного мира. Все эти причины вызвали необходимость в строительстве здания музея на Ак бауыре. Музей во многом будет способствовать тому, что накапливая информацию по объектам святилища (в т.ч. фото, видео материал, чертежно-графические схемы и копии), даже в случае разрушения или утраты того или иного объекта данные о таком сложном комплексе послужат основой, которая обеспечит дальнейшее его изучение.

В 2011г. музеем-заповедником совместно с архитекторами КазГАСА, Союза дизайнеров Казахстана был спроектирован макет здания музея для историко-археологического комплекса Ак бауыр. Основу составил проект «Ландшафтный», разработанный группой архитекторов КазГАСА -докт.архитект. Э.М.Байтенов, канд.архитект. Г.А.Исабаев, докт.архитект. А.Ордабаев. Зданию музея предполагается придать уникальную форму, повторяющую скальные выходы, характерные для местного ландшафта. Световые щели в параллельных арках, напоминающие гранитные пласты, обеспечивают фиксацию моментов солнечного цикла, летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. В архитектурном

решении световые эффекты гармонично сочетаются с насыщенным внутренним пространством здания в виде экспозиции с археологическими артефактами, видеозалом и совремнным мультимедийным оборудованием. В экспозиции музея можно предположить наличие специального помещения, наглядно демонстрирующего реконструкцию процессов астрономических наблюдений древних исследователей. Для этого необходимо использовать как макеты, так и 3^ реконструкции в материале и на электронных панелях последних поколений мультимедийных и цифровых технологий. Наскальные рисунки в гроте можно также экспонировать на интерактивных экранах для наложения на ночное звездное небо, что даст эффект наглядности и решения вопросов датировки петроглифов по положению звезд на древнем небе. В 2014 г. проект здания музея на Ак бауыре был отмечен дипломом международного жюри Казахстанского академического центра международной академии архитектуры на Фестивале Архитектуры Казахстана, г.Алматы.

Большое значение имеет наличие на территории Ак бауыра этнографических объектов поздних периодов истории - остатков сельских жилых и хозяйственных построек, старых кладбищ и т.д. Музеефикация этих объектов и включение их в маршрут музейного осмотра будут способствовать усилению значения памятников археологии, показу преемственности поколений и традиций на одной территории.

С южной стороны Сорокиной горы, по берегу ручья Акбастау, в урочище, по речке Урунхай выявлены объекты, предварительно датированные XIX-нач. ХХвв., а возможно XVII-XVвв. в виде сильно разрушенных выложенных из камня фундаментов построек. Беседа с местными старожилами и архивные материалы позволили установить, что подножие горы Коржинбай являлось местом расположения стойбищ Жакыпа и Сагынбая из рода кудайназар (каршига) и его родственников, которые наряду с пастбищами владели ещё и ручьем Акбастау с прилагающими родниками. Долина речки Сагырки принадлежала одному из влиятельных баев - Сагыру. Кочевники Казахстана на местах зимовок уже с XV века строили стационарные жилища и хозяйственные помещения («тошала» или «шоша-ла», «агаш уй» «жер уй» и др). Возможно, что данные развалины являются остатками домостроений, проживавших здесь казахских семей. В 1939 году был создан совхоз <^рлк» что привело к переселению людей, проживающих у горы Коржынбай на берега реки Урунхай. Пятнадцать домов расположились в местах, где сейчас проходит дорога г.Усть-Каменогорск - с.Самарское в сторону Курчумского района. Большинство из них не сохранились.

Во второй половине XIX в. на территорию Казахстана началось массовое переселение русских крестьян. Переселенцам из Симбирской, Астраханской и Пензенской губерний был выделен надел в долине речки Сагырки у места её слияния с р.Урунхайкой. На основании списка 1898 года, наделы получили 65 дворов на 200 душ переселенцев. Получив землю, михайло-архангельские крестьяне начали осваивать ее под пашни. В деревне строились жилые избы полуземлянки и примитивные надворные постройки из камня и самана. Позднее были построены школа и православная христианская церковь из дерева. Для помолки зерна по речке Урунхайки были построены три мельницы. В центре села был построен примитивный общественный маслозавод и небольшой кожевенный завод. Открылись частные лавочки (магазины). В 20-х годах ХХв. в селе построили маленький клуб. В результате переселения на эти территории русских значительная часть казахских пастбищ была занята крестьянами-переселенцами под пашню. Изъятия земель под переселенческие

участки привели к ограничению пастбищ у основной массы казахов и принудили их к переходу к оседлому и полуоседлому образу жизни, в результате стали появляться казахские стационарные поселки.

На сегодняшний день характер природного и исторического ландшафта святилища формируется наличием в сакральной зоне трех сел - Сагыр (Ленинка, Михайло-Архангельское), Бестерек, Кызылтас. В советский период села входили в совхоз «Красноалтайский» и окружные земли интенсивно использовались в хозяйстве. Отдельные участки ежегодно распахивались и засевались. Было построено несколько молочно-товарных ферм (МТФ) и МТС, выделены отгоны для скота.

В 1937-1941гг. шло строительство дороги «Восточное кольцо» один из участков которой прошел через территорию святилища (сейчас автомобильная трасса Усть-Каменогорск - Самарское). В настоящее время ландшафт нарушают и многочисленные проселочные дороги. Наряду с автодорогами установлены линии электропередач.

У южного склона Сорокиной горы в 2008г. был построен завод ТОО «Усть-Каменогорский завод полиэтиленовых труб». На территории святилища зафиксировано несколько кладбищ конца XIX - начала ХХ вв., с захоронениями рода кудайназар (каршига) племени найман. На некоторых из них в настоящее время возобновлены захоронения, появилось три новых кладбища. Таким образом, каждый хронологический срез дает свою структуру и планиграфию территории, на которой располагалось древнее святилище.

Сотрудниками отдела «Ак бауыр» начато составление полного электронного каталога, в котором на каждый объект святилища составляется индивидуальный паспорт с указанием местоположения, подробным описанием, фотографиями и дальнейшими направлениями исследований. К настоящему времени выявлено 47 объектов, из которых объектов природы - 18; местонахождений наскальных рисунков - 9; могильников - 6; поселений - 1; каменных изваяний - 3 (по литературе); не атрибутированных остатков конструкций - 10.

Характерными чертами многих музеев-заповедников является то, что на их территории продолжается хозяйственная жизнь, сохраняется традиционная система расселения. Ак бауыр не является исключением. Приходится признать, что в настоящее время немалый урон памятнику наносит деятельность сельчан, связанная с выпасом скота и обеспечением животных водопоем, что приводит к опустыниванию и выветриванию земли, усыханию и загрязнению водных источников. Вместе с тем необходимо отметить, что решение природоохранных задач, проведение мероприятий по охране культурного наследия не может осуществляться вне системы социально-экономического обеспечения проживающих там людей. Более того, нельзя говорить о сохранении культурных и природных ландшафтов вне продолжения социальной, хозяйственной и культурной деятельности. Попытка полностью изолироваться от присутствия человека, от современного развития общества и создать «чистые» культурные или природные экосистемы в издавна освоенных человеком районах в значительной степени обречена на неудачу.

Концепция культурного ландшафта как объекта природного и культурного наследия открывает новые возможности и подходы к сохранению всех ценностей окружающей среды в комплексе, в их историческом взаимодействии и определяет основы устойчивого развития биосферы и общества. Многие проблемы сохранения и поддержки исторической достоверности культурного ландшафта и археологических памятников святилища Ак бауыр могут быть

решены только через грамотно ориентированные программы социальной поддержки местного населения как носителя традиций природопользования, разработку проектов зон охраны, создание единой системы безопасности.

Фундаментальной основой разнообразных форм культурной деятельности, формирующих чувства преемственности и самобытности является традиция. Из поколения к поколению передаются обычаи, обряды, устные традиции и формы их выражения, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Утраченная традиция может быть восстановлена в музейной среде, если для этого сохранились достоверные свидетельства. Изучая различные орудия труда и готовые изделия можно возродить забытые промыслы и ремесла, как с привлечением современных мастеров, так и на основе развития экспериментальной археологии. Данное направление позволяет экспериментальным путем создать объекты, подобные археологическим памятникам и таким образом понять, как они возникали. Для реализации таких проектов должны быть оборудованы специальные площадки - «древние» поселки, в которых возможна постройка разных типов жилищ и хозяйственных построек. На основе исследования древних технологий моделирование древнего керамического производства, ткачества и прядения, металлургии, деревообрабатывающего и косторезного ремесла, обработки шкур, конструирование ловушек на зверей и птиц и пр.

В перспективе в процессе уточнения границ, площади и ресурсов музея -заповедника возможно расширение музейно-туристической инфраструктуры, увеличение музейно-экспозиционных участков, куда наряду с археологическими памятниками могут входить природные и историко-этнографические объекты, а также музейные и культурные центры. Музей, обладая столь богатым потенциалом, может осуществлять самые разнообразные образовательные и культурные проекты. На открытом пространстве имеются все условия для проведения исторических фестивалей, фольклорных и обрядовых праздников, народных гуляний, ярмарок и т.д. Тем самым музей расширит свое интеллектуальное пространство, привлечет новые категории посетителей. В этом случае создаются условия для повторных посещений музея, а это является одним из важных показателей музейной работы. Осуществление научно-исследовательской, просветительской, образовательной и экскурсионно-туристской деятельности возможно путем проведения раскопок, экскурсий, реализации экскурсионно-туристских программ в форме научно-познавательных туров (ботанических, ландшафтно-географических, зоологических, архитектурно-исторических, археологических), как однодневных, так и многодневных.

Предполагается осуществление издательской и рекламной деятельности -разработка собственной символики с использованием изображений объектов культурного и природного наследия, расположенных на территории комплекса Ак бауыр (эмблемы, вымпела и т.д). Подготовка и издание рекламных проспектов, буклетов, создание видеофильмов; производство сувенирной продукции. Осмысление и представление информации об Ак бауыре в научных, научно-популярных изданиях выводит археологический памятник из статуса исторического реликта в актуальный компонент современной культуры.

Реализация всего комплекса мероприятий на Ак бауыре будет способствовать решению широкого спектра задач по сохранению и рациональному использованию историко-культурного и природного наследия края.

Эдебиеттер ^3ímí / Список литературы

1. Aрсланова Ф. X. Курганы «с усами» Восточного Казахстана// Древности Казахстана. - Aлма-Aта, 1975. - С.116-129.

2. Aрсланова ФХ Aрхеологические находки в Казахстане// Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск, 1983. - С.119-125.

3. Древнее святилище Aк-Баyр на Западном Aлтае. - Вып.1. - М., 2007.

4. Илиуф X.I1I. Древности Кокентау// Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию музея «Роль музеев на современном этапе и перспективы развития». - Павлодар, 2012. - С.29-35

5. Курдаков Е. Aк-Баyр тайны и открытия. - Усть-Каменогорск, 2008.

6. Кущ ГА Aрхеологические исследования Восточно-Казахстансанского историко-краеведческого музея// Маргулановские чтения. - Петропавловск, 1992. - С.77-78.

7. Свод археологических памятников Восточно-Казахстанской области. - Усть-Каменогорск, 2006.

8. Марсадолов Л.С. Aстрономический аспект грота Aкбаyр на Западном Aлтае// Aстрономия древних обществ. - М., 2002. - С.228-234.

9. Марсадолов Л.С., Дмитриева Н.В., Иконников ВА Палеоастрономические аспекты новых объектов святилища Aк-Баyр// Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Aзии в исторической ретроспективе. - Вып.7. - Барнаул, 2007. - С.147-159

10. Марсадолов Л.С., Самашев З.С. Изучение археологических памятников Западного Aлтая. Материалы Саяно-Aлтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. - Вып.3. - СПб, 2000.

11. От Aлтая до Каспия. Aтлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана. - Т.!. Восточный, Северный и Центральный регионы. - Aлматы, 2011. -С.72-75

12. Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. - Aлма-Aта, 1992.

13. Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин A., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье). - Aлматы, 2010. - С.23-41.

14. Ткачева НА, Ткачев A.A. Эпоха бронзы Верхнего Прииртышья. - Новосибирск, 2008.

15. Xальбвакс М. Социальные рамки памяти - М., 2007.

References

Arslanova 1975 - Arslanova, FH 1975, Kurgany «s usami» Vostochnogo Kazahstana, Drevnosti

Kazahstana, Alma-Ata, R. 116-129. (in Rus). Arslanova 1983 - Arslanova, FH 1983, Arheologicheskie nahodki v Kazahstane, Bronzovyi vek stepnoi

polosy Uralo - Irtyshskogo mezhdurech'ya, Chelyabinsk, R.119-125. (in Rus). Drevnee svyatilishe Ak-Baur 2007 - Drevnee svyatilishe Ak-Baur na Zapadnom Altae 2007, Vyp.1, Moscow. (in Rus).

Halbwacks 2007 - Halbwacks, M 2007, Socialnie ramki pamiati, Moskow. (in Rus). Iliuf 2012 - Iliuf, HSh 2012, Drevnosti Kokentau, Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii, posvyashennoi 70-letiyu muzeya «Rol' muzeev na sovremennom etape i perspektivy razvitiya», Ravlodar, R.29-35. (in Rus). Kurdakov 2008 - Kurdakov, E 2008, Ak-Baur tainy i otkrytiya, Ust'-Kamenogorsk. (in Rus). Kush 1992 - Kush G.A. 1992, Arheologicheskie issledovaniya Vostochno - Kazahstansanskogo istoriko

- kraevedcheskogo muzeya, Margulanovskie chteniya, Retropavlovsk, R.77-78. (in Rus). Marsadolov 2002 - Marsadolov, LS 2002, Astronomicheskii aspekt grota Akbaur na Zapadnom Altae,

Astronomiya drevnih obshestv, Moscow, R.228-234. (in Rus). Marsadolov, Dmitrieva, Ikonnikov - 2007, Marsadolov, LS, Dmitrieva, NV, Ikonnikov, VA 2007, Raleoastronomicheskie aspekty novyh ob'ektov svyatilisha Ak-Baur, Mirovozzrenie naseleniya Yuzhnoi Sibiri i Central'noi Azi v istoricheskoi retrospektive, Vyp.7, Barnaul, R.147-159. (in Rus). Marsadolov, Samashev 2000 - Marsadolov, LS, Samashev, ZS 2000, Izuchenie arheologicheskih pamyatnikov Zapadnogo Altaia, Materialy sayano - Altaiskoi arheologicheskoi ekspedicii Gosudarstvennogo Ermitazha, Vyp.3, Saint-Retrsburg. (in Rus). Svod arheologicheskih pamyatnikov 2006 - Svod arheologicheskih pamyatnikov Vostochno-Kazahstanskoi oblasti 2006, Ust'-Kamenogorsk. (in Rus).

Ot Altaia do Kaspiya. Atlas pamyatnikov 2011 - Ot Altaia do Kaspiya. Atlas pamyatnikov i dostoprimechatel'nostei prirody, istorii i kul'tury Kazahstana, T.I. Vostochnyi, Severnyi i Central'nyi region 2011, Almaty, R.72-75. (in Rus). Samashev 1992 - Samashev, ZS 1992, Naskal'nye izobrazheniya Verhnego Priirtysh'ya, Alma-Ata. (in Rus).

Samashev, Sapashev, Oralbai, Tolegenov, Isin 2010 - Samashev, Z, Sapashev, O, Oralbai, E, Tolegenov, E, Isin A, Sailaubai, E 2010, Pamyatniki monumental'nogo iskusstva Vostochnogo Kazahstana (drevnost' i srednevekov'e), Almaty, P.23-41. (in Rus). Tkacheva, Tkachev 2008 - Tkacheva, NA, Tkachev, AA 2008, Epoha bronzy Verhnego Priirtysh'ya, Novosibirsk. (in Rus).

Кене гибадатхана «Ак бауыр»: зерделеу кырлары жэне сактау проблемалары

Петенева Галина Геннадьевна

Шыгыс К^аза^стан облыстыщ сэулет-этнографиялыщ жэне табиги-ландшафттыщ музей-^орыгы, «А^ бауыр» белмшщ мецгерушiсi. К^аза^стан Республикась, 070000, ©скемен далась, Головков квшесi, 29. E-mail: [email protected].

Тушн. Ма^алада А^ бауыр кене гибадатханасыныц табиги ерекшел^ерш жэне археологиялыщ ескерткiштерiн талдау непзЫде алдагы уа^ытта оны мэдени ландшафттыц нысаны ретiнде зерттеудщ жэне са^таудыц негiзгi жолдары ^арастырылган. Археологиялыщ аспекттерде гылыми ^ундылыда ие кене гибадатхананыц ерекше ^убылысын белгiлi бiр тарихи кезецдермен байланысты жэне заманауи мэдениетке Yлкен элеуметтiк мацызы бар кекейтест компонент ретiнде оралган мэдени кецютк локусыныц устанымы тургысында ^арауга умтылыс жасалган. Муражайландыру мэселелерi мен эдютерше ерекше кецт белiнiп отыр.

Тушн сездер: А^ бауыр; гибадатхана; мэдени ландшафт; археологиялыщ ескерткiш; тарихи модельдеу; муражайландыру; ужымдыщ зерде.

Ancient sanctuary Ak bauyr: approaches to studying and saving problems

Petenyova Galina Gennadyevna

«^k bаuyr» East-Kazakhstan Regional Architectural-ethnographic and Natural Landscape Reserve Museum, Head of Department. Republic of Kazakhstan 070000, Ust-Kamenogorsk, 29, Golovkov str. E-mail: [email protected].

Abstract. In the article, based on the analysis of natural features and archaeological monuments of the ancient sanctuary «Ak bauyr», the main approaches to its further studying and saving as the object of cultural landscape are considered. An attempt is made to consider the phenomenon of the ancient sanctuary possessing scientific value in archaeological aspects, from positions of the cultural space locus, connected with certain historical periods and returned in modern culture as the actual component having great social value. Special attention is paid to the problems and methods of museum creating. Keywords: Ak bauyr; sanctuary; cultural landscape; archaeological monument; historical modeling; museum creating; collective memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.