Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ИТОГИ СОГЛАШЕНИЯ ЕАЭС - ВЬЕТНАМ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРНЫХ СТРАТЕГИЙ ПО НОВЫМ СОГЛАШЕНИЯМ В СФЕРЕ УСЛУГ'

ПЕРВЫЕ ИТОГИ СОГЛАШЕНИЯ ЕАЭС - ВЬЕТНАМ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРНЫХ СТРАТЕГИЙ ПО НОВЫМ СОГЛАШЕНИЯМ В СФЕРЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ПЕРЕЧНИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / СОГЛАШЕНИЕ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕАЭС И ВЬЕТНАМОМ И ЕАЭС И СИНГАПУРОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев Владимир Николаевич, Островская Елена Яковлевна, Васильева Екатерина Владимировна

В последние десятилетия значение торговли услугами в глобальных торговых потоках постоянно растет. Эта тенденция стимулировала распространение двусторонних и многосторонних торговых соглашений, имеющих целью обеспечить равный и справедливый доступ поставщиков услуг на зарубежные рынки. Государства - члены Евразийского экономического союза не стали исключением из данного глобального тренда и также стремятся обеспечить свободную торговлю услугами с внешними партнерами в рамках своей торговой политики. В статье проанализированы теоретические аспекты и практика реализации положений по торговле услугами Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, действующих исключительно для России и Вьетнама. Результаты реализации Соглашения позволяют сформулировать ключевые положения стратегии повышения эффективности будущих соглашений по торговле услугами между государствами - членами ЕАЭС и зарубежными партнерами. Применимость выявленной стратегии протестирована на примере сотрудничества в сфере услуг России и Сингапура. Значимость исследования имеет универсальный характер, а положения стратегии применимы для других региональных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADE SERVICE AGREEMENT BETWEEN VIETNAM AND THE EAEU AND THE FORMATION OF NEGOTIATION STRATEGIES ON NEW AGREEMENTS IN THE SERVICE SECTOR: THE FIRST RESULTS

In the last decades, the importance of trade in services in global trade flows has grown from strength to strength. This trend has stimulated the proliferation of bilateral and multilateral trade agreements aimed at ensuring equal and fair access for service providers to foreign markets. The Member States of the Eurasian Economic Union (EAEU) are no exceptions to this global trend and strive to ensure free trade in services with foreign partners as a part of trade policies. This article analyzes theoretical and practical aspects of implementing the provisions on trade in services of the free trade agreement (FTA) between the EAEU and Vietnam, specifically applied to Russia and Vietnam. The results of the agreement’s implementation are instrumental in formulating the main contributions of the strategy that will increase the efficiency of future agreements on trade in services between the EAEU and foreign partners. The following strategy has already been applied to the example of service sector cooperation between Russia and Singapore. The emphasis of the study is quite universal, and the contributions of the strategy are applicable to other regional associations.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ИТОГИ СОГЛАШЕНИЯ ЕАЭС - ВЬЕТНАМ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРНЫХ СТРАТЕГИЙ ПО НОВЫМ СОГЛАШЕНИЯМ В СФЕРЕ УСЛУГ»

Первые итоги Соглашения ЕАЭС - Вьетнам по торговле услугами и формирование переговорных стратегий по новым соглашениям в сфере услуг1' 2

В.Н. Зуев, Е.Я. Островская, Е.В. Васильева

Зуев Владимир Николаевич — д.э.н., профессор Института торговой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 17, стр. 2; E-mail: vzuev@hse.ru

Островская Елена Яковлевна — к.э.н., доцент факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 17, стр. 2; E-mail: eostrovskaya@hse.ru

Васильева Екатерина Владимировна — аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), консультант отдела системных условий секторального сотрудничества Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии; Российская Федерация, 119002, Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, стр. 1; E-mail: 95VKate@gmail.com

В последние десятилетия значение торговли услугами в глобальных торговы/х потоках постоянно растет. Эта тенденция стимулировала распространение двусторонних и многосторонних торговъа соглашений, имеющих целью обеспечить равный и справедливый доступ поставщиков услуг на зарубежные рынки. Государства — члены Евразийского экономического союза не стали исключением из данного глобального тренда и также стремятся обеспечить свободную торговлю услугами с внешними партнерами в рамках своей торговой политики.

В статье проанализированы теоретические аспекты и практика реализации положений по торговле услугами Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, действующих исключительно для России и Вьетнама. Результаты реализации Соглашения позволяют сформулировать ключевые положения стратегии повышения эффективности будущих соглашений по торговле услугами между государствами — членами ЕАЭС и зарубежными партнерами. Применимость выявленной стратегии протестирована на примере сотрудничества в сфере услуг России и Сингапура. Значимость исследования имеет универсальный характер, а положения стратегии применимы для других региональных объединений.

Ключевые слова: региональные торговые соглашения; торговля услугами; перечни специфических обязательств; Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом и ЕАЭС и Сингапуром

Для цитирования: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Васильева Е.В. (2021). Первые итоги Соглашения ЕАЭС — Вьетнам по торговле услугами и формирование переговорных стратегий по новым соглашениям в сфере услуг // Вестник международных организаций. Т. 16. № 2. С. 183—203 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2021-02-09

1 Статья поступила в редакцию в феврале 2021 г.

2 Исследование подготовлено при поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Введение

За свое семилетнее существование Евразийский экономический союз и его государства-члены заключили несколько торговых сделок (с Вьетнамом, Ираном, Сербией и Китаем), и работа по данному направлению активно продолжается. На разных стадиях переговорного процесса находятся соглашения с Сингапуром (в части торговли услугами и инвестиций), Египтом, Израилем, Индией. При заключении новых торговых соглашений целесообразно учитывать опыт заключения и реализации предыдущих для повышения эффективности таких соглашений в будущем.

Целью данного исследования является выявление, на основе выбранного Соглашения, глубины договоренностей в части либерализации торговли услугами между Россией и Вьетнамом, оценка результатов их реализации и построение типовой стратегии формирования обязательств по либерализации торговли услугами с целью повышения эффективности будущих договоренностей.

Для реализации данной цели будут выполнены следующие задачи:

— проведен базовый анализ ключевых положений о регулировании торговли услугами в рамках многосторонней торговой системы и региональных торговых соглашений;

— проведен анализ договоренностей, достигнутых в рамках национальных перечней специфических обязательств по торговле услугами между Россией и Вьетнамом;

— сделана оценка результатов реализации договоренностей России и Вьетнама на основе статистических данных по взаимным торговым потокам;

— выявлены позитивные и негативные эффекты Соглашения по торговле услугами между Россией и Вьетнамом, и сформулированы положения переговорной позиции по формированию обязательств по торговле услугами в рамках Соглашения о свободной торговле между государствами ЕАЭС и Республикой Сингапур (на примере России);

— предложена универсальная интерпретация итогов реализации соглашения. Изучение соглашений о свободной торговле в части услуг не нашло пока должного

отражения в научной литературе. Однако в последнее десятилетие данная тема обрела особую актуальность, поскольку роль услуг в международной торговле постоянно растет, договорно-правовая база регулирования торговли услугами постоянно пополняется новыми соглашениями, но должной теоретической и практической оценки качества наполнения этих соглашений конкретными обязательствами для эффективного стимулирования торговли услугами пока не отмечается.

Данная работа призвана отчасти восполнить этот пробел. Многие исследователи изучали отдельные аспекты формирования соглашений о свободной торговле и национальные перечни специфических обязательств в части услуг между странами-партнерами [Roy, 2019; World Trade Report, 2019; Gootiiz et al., 2020]. Оценке эффектов заключенного соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом посвящен ряд статей отечественных исследователей, однако данные работы по большей части посвящены анализу охвата соглашения [Витюк, 2020; Ушкалова, 2018], а также влияния соглашения на товарные потоки между странами-участницами [Яковлев, Глинкина, Тураева, 2018; Томилов, 2020]. Детального анализа влияния конкретных обязательств на торговлю в сфере услуг и критической оценки отсутствующих элементов в базовых положениях соглашений в освоенной научной литературе нам найти не удалось.

Предпосылки формирования системы регулирования торговли услугами в рамках региональных торговых соглашений (РТС)

Стремительно растущее число региональных торговых соглашений (РТС) в качестве инструмента регулирования взаимоотношений стран-партнеров стало важной особенностью современной международной торговли. Такие соглашения направлены не только на снижение таможенных тарифов, как это было на заре развития РТС, но и включают расширенные режимные положения по услугам и инвестициям, а также целый ряд нережимных глав, которые способствуют либерализации торговли (например, это главы по техническим барьерам, санитарным и фитосанитарным мерам, интеллектуальной собственности, применению сторонами конкурентного законодательства).

Распространение РТС на торговлю услугами связано с установлением в конце 1990-х годов основополагающих правил для данного вида торговли в рамках многосторонней торговой системы регулирования, а также со значительным ростом доли торговли услугами в общемировом объеме торговли. В период с 2000 по 2019 г. доля торговли услугами в мировом ВВП увеличилась с 9,2 до 13,5% [World Bank, 2020]. Увеличилась и доля услуг в структуре мировой торговли товарами и услугами — с 21% в 2000 г. до 25% в 2019 г. [Ibid.] Доля услуг в торговле в эквиваленте добавленной стоимости и вовсе не уступает товарной и составляет 49% (по последним доступным данным — за 2015 г.) [OECD, 2018].

С увеличением мирового объема торговли услугами возросла потребность в многостороннем регулировании данного сектора для создания транспарентной, недискриминационной и предсказуемой среды для поставщиков услуг по всему миру. В ходе Уругвайского раунда было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), вступившее в силу в 1995 г. ГАТС заложило фундаментальную основу многосторонних правил торговли услугами, определило четыре возможных способа поставки услуг: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц. ГАТС устанавливает такие базовые принципы в торговле услугами, как режим наибольшего благоприятствования, транспарентность, возможность пересмотра административных решений. Также ГАТС предусматривает для стран — членов ВТО принятие ряда обязательств по предоставлению национального режима и доступа на рынок для иностранных поставщиков услуг. Многостороннее соглашение по торговле услугами позволило зафиксировать базовые правила, защищая участников рынка от нестабильности торговых режимов. Однако с конца 1990-х годов в рамках ВТО больше не было принято никаких кардинальных решений, затрагивающих торговлю услугами. Вместе с тем потребность в новых правилах только возрастала, что привело к переходу либерализации торговли услугами в формат РТС.

Первые итоги реализации

Соглашения о зоне свободной торговли

между Россией и Вьетнамом в части торговли услугами

Образованный в 2014 г. Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС, Союз) в составе Белоруссии, Казахстана, России, а также Армении и Киргизии (ставших полноправными членами Союза в 2015 г.) выбрал в качестве одного из приоритетов сотрудничества с третьими странами стратегию заключения региональных торговых соглашений. В соответствии со ст. 38 Договора о Евразийском экономическом союзе («Внешняя торговля услугами»), Союз не имеет наднациональной компетенции в сфе-

ре торговли услугами с третьими странами, поэтому каждое государство-член вправе самостоятельно определять свою торговую политику в отношении торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций с третьими государствами и заключать международные соглашения об экономической интеграции в сфере торговли услугами и инвестиций3.

В рамках уже подписанных соглашений по свободной торговле раздел по торговле услугами есть только в Соглашении между ЕАЭС и Вьетнамом. Однако его формат является нестандартным, так как сфера действия гл. 8 («Торговля услугами, капиталовложения и перемещение физических лиц») [Free Trade Agreement, 2014] ограничена двусторонним форматом Россия — Вьетнам, тогда как все остальные главы соглашения охватывают пять государств ЕАЭС и Вьетнам.

Первый раунд переговоров по торговле услугами, инвестициям и перемещению физических лиц был запущен в марте 2013 г., когда ЕАЭС еще не был сформирован, и переговоры проходили между Таможенным союзом в составе Белоруссии, Казахстана и России, с одной стороны, и Вьетнамом — с другой. После проведения нескольких переговорных раундов Казахстан и Белоруссия сменили статус непосредственных участников и сторон данного раздела на наблюдателей. Однако в ст. 8.9 («Присоединение») зарезервировано право других государств — членов ЕАЭС присоединиться к данной главе позднее.

Чтобы определить, какие преференции смогла зафиксировать для своих национальных поставщиков услуг Россия, необходимо обратить внимание на перечни специфических обязательств сторон. В международной практике при заключении соглашений о свободной торговле в части торговли услугами могут использоваться три формата составления перечней специфических обязательств [Правила ВТО и основы торговой политики, 2017].

Позитивный формат формирования перечней обязательств по торговле услугами предполагает фиксирование в перечне только тех секторов, в отношении которых сторона гарантирует определенный уровень доступа на свой рынок для иностранных услуг, поставщиков услуг, инвестиций и инвесторов. В рамках данного перечня обязательства по каждому включенному сектору формируются отдельно по каждому из четырех способов поставки. Использование данного формата основано на положениях ГАТС.

Негативный формат формирования перечней обязательств предполагает фиксацию только конкретных секторов, подсекторов и ограничений (запретов) в них, которые сторона может применять в отношении доступа иностранных услуг, поставщиков услуг, инвестиций и инвесторов на свой национальный рынок. Во всех секторах, которые в перечне не указаны, сторона гарантирует возможность доступа на свой рынок без ограничений. Одними из первых данный формат перечней стали использовать страны Северной и Южной Америки, например, в Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Зачастую «негативные перечни» дополнительно подразделяются на два списка: один включает перечень «действующих» ограничений, а второй — «будущих» ограничений. В перечень «действующих» ограничений сторона включает меры, которые на данный момент уже применяются на ее территории и имеют ограничительный характер для иностранных услуг, поставщиков услуг, инвестиций и инвесторов. В перечень «будущих» ограничений сторона включает подсектора или определенные меры в них, право на применение которых она резервирует за собой в дальнейшем. Третий формат формирования перечней специфических обязательств в торговле услугами — комбинированный (смешанный) — сочетает в себе два предыдущих формата.

3 Пункт 6 разд. VI Приложения N 16 («Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций») Договора о Евразийском экономическом союзе.

В перечнях к гл. 8, регулирующей условия торговли услугами, капиталовложений и перемещения физических лиц, Россия и Вьетнам выбрали комбинированный формат. Трансграничная поставка услуг, потребление за рубежом, а также перемещение физических лиц регулируются на основе «позитивных перечней», тогда как коммерческое присутствие — на основе «негативного перечня». Для анализа степени либерализации доступа на рынок, зафиксированной между двумя сторонами, было проведено сравнение обязательств, зафиксированных ими в перечнях к гл. 8 Соглашения и в рамках перечней к ГАТС.

В ходе проведенного анализа либерализации обязательств, принятых сторонами в рамках главы по торговле услугами, капиталовложениям и перемещению физических лиц (приложение 1), было выявлено, что ни одна из сторон не предоставила другой каких-либо существенных уступок по доступу на свой рынок услуг. Таким образом, полученные результаты не позволяют говорить о существенной степени либерализации двусторонней торговли услугами в сравнении с уже согласованной ими в рамках ВТО. Соответственно, и последствия такой либерализации оказались минимальными.

Однако для более полной картины результатов реализации Соглашения, помимо юридической составляющей, необходимо учесть и первые практические итоги реализации Соглашения в рамках двусторонней торговли услугами между Россией и Вьетнамом. В целом товарооборот по услугам между Россией и Вьетнамом с 2012 г. поступательно увеличивался, за исключением кратковременных незначительных спадов в 2015 и 2018 гг. (рис. 1). Однако, если анализировать структуру данного оборота, видно, что Россия, как до, так и после вступления в силу Соглашения, является нетто-импорте-ром услуг из Вьетнама. В 2019 г. импорт услуг из Вьетнама в Россию превысил экспорт российских услуг во Вьетнам в 4,4 раза, что свидетельствует о достаточно низкой конкурентоспособности российских услуг на рынке Вьетнама4.

Рис. 1. Динамика торгового оборота услуг между Россией в Вьетнамом, млн долл. США

Источник: Составлено авторами на основе данных Банка России [Банк России, 2020] <https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31434/External_Trade_in_Services_2019.pdf>

4 Расчеты авторов на основе данных Банка России [Банк России, 2020] <https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/31434/Extemal_Trade_in_Services_2019.pdf>.

Экспорт российских услуг во Вьетнам с 2012 по 2019 г. варьируется от 197,6 млн долл. США до максимального значения в 2019 г. — 248,1 млн долл. США. После подписания Соглашения в 2014 г. экспорт российских услуг во Вьетнам сократился на 40%. Вступление соглашения в силу в 2016 г. не сильно отразилось на объеме экспорта российских услуг на вьетнамский рынок — объем колебался в пределах 150—160 млн долл. США, то есть стал меньше, чем до заключения Соглашения. В 2019 г. объем экспорта достиг своего максимального значения за семь лет, однако, несмотря на такой скачок, общую тенденцию экспорта российских услуг на вьетнамский рынок нельзя назвать положительной (рис. 2).

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 2. Динамика экспорта услуг из России во Вьетнам, млн долл. США

Источник: Составлено авторами на основе данных Банка России [Банк России, 2020] <https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31434/External_Trade_in_Services_2019.pdf>.

Не наблюдалось и диверсификации видов российских услуг в экспорте во Вьетнам. Как в 2014 г., так и в 2019 г. наибольшая часть приходилась на такие группы, как транспортные услуги, организация поездок5 и прочие деловые услуги (рис. 3). Однако несмотря на широкий спектр экспортируемых услуг, их количественный и стоимостной объем невелик, а доля России в общем импорте услуг Вьетнамом незначительна (менее 1%).

В 2016—2019 гг. отмечалось значимое увеличение российского экспорта в разделе транспортных услуг (с 23,4 млн долл. США в 2016 г. до 84,2 млн долл. США в 2019 г.), поездок (с 54,9 млн долл. США в 2016 г. до 82,5 млн долл. США в 2019 г.) и телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг (с 3,4 млн долл. США в 2016 г. до 5,3 млн долл. США в 2019 г.) [Банк России, 2020]. Однако вьетнамская

5 В соответствии с Методологией Центрального банка России, к поездкам в части экспорта услуг относятся временные въезды физических лиц-нерезидентов с постоянного места жительства на территорию Российской Федерации и определяются как совокупность расходов на приобретение ими в Российской Федерации товаров и услуг для собственных нужд или для безвозмездной передачи другим лицам.

сторона дополнительно не открывала доступ на рынок в данных секторах в рамках Соглашения.

2014 г.

Другие услуги 2% ТРанспортные услуги 10%

Прочие деловые услуги 62%

Поездки 24%

Страхование 1% Телекоммуникационные, компьютерные

и информационные услуги 1%

2019 г.

Другие услуги 2%

Прочие

Телекоммуникационные, деловые

компьютерные услуги27%

и информационные услуги 2%

*

Страхование 2%

Рис. 3. Структура экспорта услуг из России во Вьетнам по секторам в 2014 и 2019 гг., %

Источник: Составлено авторами на основе данных Банка России [Банк России, 2020] <https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31434/External_Trade_in_Services_2019.pdf>.

Таким образом, можно заключить, что реализация Соглашения напрямую не оказала значимого влияния на объем и структуру торговли услугами между Россией и Вьетнамом. Можно также констатировать, что изучение перечней специфических обязательств, принятых сторонами в рамках торговли услугами, и анализ статистических данных по динамике и структуре двусторонней торговли услугами показали, что заключенные между Россией и Вьетнамом договоренности в части торговли услугами не оказали существенного влияния на сложившиеся товарные потоки услуг между сторонами. Они служили лишь дополнительным фоном для демонстрации либерализации, достигнутой в товарной части.

Если ставить задачу реальной либерализации, потребуется существенное расширение обязательств в рамках будущих соглашений с зарубежными партнерами в части услуг, особенно в секторах, представляющих наибольший интерес для национальных

поставщиков. Получению эффектов в торговле может также помочь использование «негативных перечней» по всем четырем способам поставки, так как такой формат предполагает более широкий охват секторов и подсекторов услуг, в отношении которых принимаются обязательства.

Формат торговли услугами между ЕАЭС, Россией и Сингапуром

После заключения Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом ЕАЭС продолжил развивать переговорные треки по подписанию подобных соглашений с другими странами. В число таких соглашений вошло и Соглашение о зоне свободной торговли между государствами — членами ЕАЭС и Республикой Сингапур. Переговоры о заключении Соглашения о свободной торговле между государствами — членами ЕАЭС и Сингапуром были начаты в 2017 г. 1 октября 2019 г. сторонами было подписано Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, а также Соглашение о свободной торговле товарами. В части двусторонних соглашений по торговле услугами и инвестициям на данный момент только Республика Армения смогла полностью завершить переговоры, остальные государства — члены ЕАЭС продолжают их вести в части формирования двусторонних перечней специфических обязательств. Основная причина такого затягивания переговоров, на наш взгляд, заключается в том, что рынок услуг Сингапура, обладая существенной привлекательностью, уже связан целым рядом обязательств по либерализации доступа (в частности, в рамках таких соглашений, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии по услугам, Всеобъемлющее и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство, Соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и Сингапуром и др.), что ведет к высокому уровню конкуренции между национальными и иностранными поставщиками в наиболее значимых секторах. В данной ситуации Сингапур не заинтересован в привлечении дополнительных поставщиков государств — членов ЕАЭС на свой рынок на тех же преференциальных условиях, что уже предоставлены другим крупным партнерам. По этой причине государствам — членам Союза необходимо сформировать убедительную и внятную позицию по защите своих интересов в либерализации доступа на рынок Сингапура в отдельных секторах с целью максимизации эффективности заключаемых двусторонних соглашений.

Отметим, что Сингапур является перспективным партнером в торговле услугами. Сектор услуг — ключевой в экономике Сингапура, на услуги приходится около 70% ВВП страны (на 2019 г.) [Singapore Government Agency Website, 2021]. В 2019 г. на экспорт услуг из Сингапура приходилось 3,3% мирового объема экспорта услуг (9-е место в рейтинге мировых экспортеров услуг). Импорт услуг Сингапуром составлял 3,4% от общемирового объема импорта (8-е место в рейтинге мировых импортеров услуг) [World Bank, 2021]. Кроме того, Сингапур имеет богатый опыт участия в соглашениях о свободной торговле в части услуг — двадцать одно соглашение [WTO, 2020], в числе которых несколько крупных: Рамочное соглашение Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по услугам (далее АСЕАН), Всеобъемлющее и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство (далее ТТП), Соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и Сингапуром (далее ЗСТ ЕС — Сингапур).

Учитывая выводы, сделанные ранее по разделу о торговле услугами между Россией и Вьетнамом, для заключения выгодного соглашения в рамках торговли услугами государствам — членам ЕАЭС было бы целесообразно следовать следующей стратегии:

1. Выявить сектора и подсектора услуг Сингапура, которые могут представлять существенный интерес для национальных экспортеров услуг государств — членов ЕАЭС. Для этого можно учесть статистические данные по тем секторам услуг, которые уже на данный момент являются лидирующими в структуре экспорта государства — члена ЕАЭС в Сингапур, так как в таких секторах у поставщиков будет возможность дополнительно нарастить объемы торговли при возможной либерализации условий доступа. Также можно обратить внимание на сектора услуг, лидирующие в структуре импорта Сингапура из других стран. При дополнительной либерализации таких секторов, даже если сейчас они не являются ключевыми в экспорте государства — члена ЕАЭС в Сингапур, у государства — члена ЕАЭС будет потенциал достичь дополнительной диверсификации. Кроме того, при определении таких секторов, представляющих интерес, необходимо учитывать уже существующую инфраструктуру и особенности функционирования каждого конкретного рынка услуг в Сингапуре.

2. Проанализировать обязательства по выявленным секторам, принятые Сингапуром, в перечне к ГАТС и перечнях специфических обязательств в соглашениях о свободной торговле с наиболее крупными партнерами.

3. Проанализировать национальное законодательство в выявленных секторах на предмет наличия в перечне, предлагаемом Сингапуром государству — члену ЕАЭС, ограничений, которые напрямую не зафиксированы в национальном законодательстве. Как отмечалось выше, международная практика показывает, что ограничения, предусмотренные национальным законодательством, в рамках зон свободной торговли не устраняются.

В качестве примера практической реализации такой стратегии можно рассмотреть ее применение в контексте двусторонних отношений между Россией и Сингапуром.

В 2019 г. объем экспорта услуг из России в Сингапур составил 681,99 млн долл. США [Банк России, 2020] (менее 1% от общего импорта услуг Сингапура «из мира»). В структуре экспорта услуг России в Сингапур преобладают следующие сектора: транспортные услуги (56%), деловые услуги (17,4%), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (11%), а также строительные услуги (7%)6. Для определения уровня доступа на рынок в данные сектора проведем сравнение обязательств, зафиксированных Сингапуром в перечнях к ГАТС и в наиболее крупных ЗСТ Сингапура - АСЕАН [ASEAN, 2018], ТТП [CPTPP, 2016] и ЗСТ ЕС - Сингапур [EUSFTA, 2019]. Сложность сравнения обязательств в данном случае в первую очередь связана с разным форматом перечней, используемых в перечисленных выше ЗСТ (приложение 2).

В рамках Рамочного соглашения по услугам АСЕАН используются «позитивные перечни» по первым трем способам поставки (кроме перемещения физических лиц7). Перечни стран - участниц АСЕАН пересматриваются на постоянной основе с целью либерализации условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг. На данный момент действует 10-й пакет обязательств по торговле услугами (вступил в силу в феврале 2019 г.) и 8-й пакет обязательств по торговле финансовыми услугами (вступил в силу в апреле 2019 г.). В рамках ТТП (для Сингапура вступило в силу 30 декабря 2018 г.) Сингапур использует «негативный формат» перечней. В ЗСТ ЕС — Сингапур (вступило в силу 21 ноября 2019 г.) используются «позитивные перечни», включающие все четыре способа поставки.

6 Рассчитано авторами на основе данных Банка России [Банк России, 2020] <cbr.ru/Collection/ Collection/File/31434/External_Trade_in_Services_2019.pdf>.

7 Вопросы, связанные с перемещением физических лиц в рамках АСЕАН, регулируются отдельным Соглашением — ASEAN Agreement on Movement of Natural Persons.

При анализе перечней к данным соглашениям становится ясно, что в рамках заключаемых ЗСТ по торговле услугами Сингапур существенно либерализует доступ на свой рынок по перечисленным выше ключевым секторам в сравнении с уровнем, зафиксированным в перечне к ГАТС. Особенно заметна либерализация в секторе транспортных услуг, где в рамках ВТО доступ был предоставлен только в двух подсекторах услуг морского транспорта (грузовые перевозки и вспомогательные услуги для морского транспорта). На первый взгляд, наиболее либеральные условия доступа на рынок Сингапура предоставлены им в рамках ТТП. По действующим мерам в секторе транспортных услуг Сингапур в ТТП фиксирует только несколько ограничений по вспомогательным услугам для морского транспорта8, услугам воздушного транспорта и трубопроводному транспорту. Однако в перечне будущих мер (которые Сингапур имеет право начать применять в любой момент и с любой степенью ограничений) Сингапур резервирует достаточно большое количество возможных мер (например, в следующих секторах: вспомогательные услуги для морского транспорта, услуги воздушного транспорта, услуги железнодорожного транспорта, услуги автодорожного транспорта, дополнительные услуги для всех видов транспорта). В секторе трубопроводного транспорта ограничения, зафиксированные во всех ЗСТ Сингапура, являются эквивалентными по величине, что указывает на высокую вероятность того, что данные ограничения исходят из национального законодательства и специфики организации рынка в данном секторе, а потому не снимаются в рамках ЗСТ. Что же касается большого количества будущих ограничений, возможность их снятия может подлежать более детальной проработке в рамках переговорного процесса в случае заключения соглашения о свободной торговле с Сингапуром, потому что, как отмечалась ранее, такие ограничения чаще всего не имеют четкого законодательного базиса.

В секторе деловых услуг в рамках ЗСТ Сингапура также проводится значимая либерализация доступа на рынок. Помимо того, что в «положительных перечнях» как в АСЕАН, так и в ЗСТ ЕС — Сингапур, зафиксирован доступ к намного большему количеству секторов, чем в ВТО. Более того, в секторах, где в ВТО были зафиксированы значительные ограничения (услуги в области архитектуры, услуги в инженерных областях) в рамках ЗСТ предоставляется доступ без ограничений.

Сектор телекоммуникационных услуг и банковский сектор обычно являются наиболее закрытыми в рамках страновых перечней к ГАТС. В рамках АСЕАН доступ в данный сектор никак не либерализован и зафиксирован на том же уровне, что и в ВТО. В ТТП и ЗСТ ЕС — Сингапур сняты ограничения по максимальному объему иностранных инвестиций в операторов. Это позволяет сделать вывод, что данное ограничение может подлежать обсуждению в рамках заключения будущих соглашений о свободной торговле с Сингапуром.

Сектора компьютерных услуг и строительных услуг имеют максимальную степень либерализации и в рамках ВТО, и в рамках ЗСТ Сингапура. То есть какая-либо дополнительная работа по снятию ограничений в данных секторах при заключении будущих соглашений о свободной торговле с Сингапуром не требуется.

Обратим также детальное внимание на обязательства, законодательное регулирование и структуру отдельных подсекторов, представляющих интерес для Российской Федерации с точки зрения экспорта и Сингапура с точки зрения импорта. Основной

8 Только компании PSA Marine Pte Ltd или ее правопреемнику разрешается предоставлять лоцманские услуги и поставлять опресненную воду судам, стоящим у причалов в сингапурских портах или в территориальных водах Сингапура. Только компании PSA Corporation Ltd и Jurong Port Pte Ltd или их преемники могут предоставлять услуги по обработке грузов. Только местные поставщики услуг могут оказывать услуги круизных и паромных станций.

объем экспорта сектора деловых услуг из России в Сингапур приходится на следующие категории: услуги в области архитектуры, инженерные услуги (39%); реклама, маркетинг, изучение общественного мнения (29% от общего объема экспорта деловых услуг из Российской Федерации в Сингапур); консультационные услуги и услуги по связям с общественностью (7,65%)9. В некоторых подсекторах, таких как реклама, маркетинг, изучение общественного мнения и консультационные услуги и услуги по связям с общественностью, в рамках ВТО и всех проанализированных ЗСТ Сингапура доступ и так предоставляется без ограничений.

Что касается услуг в области архитектуры и услуг в инженерных областях, в перечне к ГАТС Сингапур предусматривает значительные ограничения по коммерческому присутствию в данных секторах. Отметим также, что в национальном законодательстве Сингапура по этим подсекторам ограничения также зафиксированы. Их снятие в соглашениях о свободной торговле с высокой долей вероятности связано с механизмами взаимопризнания, что также подлежит более детальной проработке в переговорном процессе при заключении возможного соглашения о свободной торговле услугами с Сингапуром.

В части транспортных услуг основы международного регулирования, а также особенности инфраструктуры Сингапура существенно сужают области потенциального интереса Сингапура в рамках возможного соглашения о свободной торговле услугами. Сфера внутреннего водного транспорта является крайне ограниченной ввиду небольшой площади государства (длина р. Калланг — самой большой реки Сингапура — 10 км). Железнодорожные перевозки в Сингапуре отсутствуют. Международное воздушное сообщение и автомобильные перевозки, в соответствии с общемировой практикой, являются предметом отдельных двухсторонних соглашений.

Основной интерес могут представлять условия доступа в подсекторе услуг морского транспорта, а также вспомогательные услуги как для морского транспорта, так и для других видов транспорта. Интерес к этим подсекторам подтверждается и данными статистики. На морской транспорт приходится 75% от общего объема транспортных услуг, экспортируемых Российской Федерацией в Сингапур, в свою очередь, 76,5% от экспорта по услугам морского транспорта составляет экспорт вспомогательных услуг для морского транспорта10.

Проведенный анализ показывает возможные направления построения стратегии переговоров при заключении соглашения о свободной торговле по услугам, в данном случае — с Сингапуром. При постановке цели повышения эффективности соглашения необходимо прежде всего подробно изучить условия доступа на рынок, предлагаемые Сингапуром в рамках своих перечней другим государствам (в нашем случае государствам — членам ЕАЭС), с целью определить сектора, представляющие для поставщиков услуг каждого государства-экспортера наибольший интерес, и выделить среди данных секторов те, в которых добиться минимизации ограничений наиболее вероятно на основе проведения сравнительного анализа обязательств Сингапура в других крупных соглашениях. Это и станет своеобразным гидом выбора секторов, в которых либерализация наиболее вероятна и наиболее эффективна.

9 Рассчитано авторами на основе данных Банка России [Банк России, 2020] <cbr.ru/Collection/ Collection/File/31434/Extemal_Trade_in_Services_2019.pdf>.

10 Там же.

Эффекты соглашений о свободной торговле услугами, новая переговорная стратегия

В результате проведенного анализа мы подходим к более полному пониманию последствий введения режима свободной торговли по услугам. Доступ на рынок услуг и применение национального режима по услугам не носят безусловного характера, как в случае с товарами. Причина заключается в отличиях в природе услуг в сравнении с товарами. При заключении соглашений о свободной торговле товарами ключевым фактором результативности для каждой из сторон является максимальное снижение ввозных таможенных пошлин, которые применяются на таможенной границе импортера по отношению к товару, который поставляет экспортер. После прохождения процедуры таможенной очистки товар поступает на внутренний рынок, где уже не должен сталкиваться с дополнительными барьерами.

Услуга же не имеет вещественной формы, и потому пересечение услугой каких-либо территориальных границ не имеет формально-процедурного характера, как в случае с товарами. Условия торговли услугами определяются только внутренним регулированием каждой страны. Перечни ограничений в торговле услугами, которые страны составляют для соглашений по свободной торговле, по большей части базируются как раз на нормах национального регулирования. Как показывает практика, вероятность того, что страна будет вносить изменения в свое национальное законодательство при заключении соглашения о свободной торговле с другой страной, крайне мала.

Руководствуясь соображениями защиты национальных поставщиков услуг на внутреннем рынке, а также интересами безопасности и социальной значимостью некоторых подсекторов услуг (таких как медицинские услуги, услуги охранных агентств и проч.), страна оставляет право на дополнительные ограничения из применения национального режима для иностранных поставщиков услуг, которые напрямую не содержатся в ее национальном законодательстве. Однако такие ограничения с высокой долей вероятности будут зафиксированы в соглашениях (о свободной торговле) в сфере услуг со всеми партнерами данной страны, и их снятие в двустороннем формате будет проблематичным.

Перечень специфических обязательств страны к ГАТС представляет собой максимальный уровень ограничений, допустимый к применению ей по доступу на свой национальный рынок для иностранных поставщиков. На практике же, учитывая, что многие страны зафиксировали данные перечни к ГАТС еще в прошлом веке, а внутреннее регулирование за это время существенно изменилось, кроме того, увеличилась зависимость мировой экономики от сектора услуг, иностранный поставщик услуги, выходящий на новый зарубежный рынок, в первую очередь руководствуется нормами национального законодательства, применяемыми в рамках данного рынка, такими как требования к регистрации, максимальному разрешенному размеру иностранного капитала и т.д., а также дополнительными двусторонними договоренностями между сторонами о взаимном признании квалификаций и поставщиков. Ограничения же, зафиксированные в ГАТС и соглашениях о свободной торговле, в основном служат предельными ориентирами, обеспечивающими неухудшение доступа иностранных поставщиков услуг ниже определенного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно утверждать, что соглашения о свободной торговле в области торговли услугами, в том виде, в каком они в настоящее время заключаются (как в рассмотренном случае Соглашения России и Вьетнама), не будут привносить существенных количественных изменений в потоки услуг, как это может происходить

в торговле товарами. Следует принимать во внимание и то, что ограничения, предусмотренные национальным законодательством, в рамках зон свободной торговли, как правило, не устраняются, что показал опыт соглашений с Вьетнамом и Сингапуром.

Если принять это утверждение, может сложиться впечатление, что заключение соглашений по услугам вообще не имеет смысла. Однако мы все же придерживаемся мнения, что такие соглашения целесообразны уже сейчас, но еще нужнее они станут в будущем, по мере увеличения роли услуг в международной торговле.

В любом случае стороны, вступающие в переговоры о свободной торговле услугами, имеют возможность добиваться максимального снятия ограничений, которые не содержатся в национальном законодательстве другой стороны, а фиксируются этой стороной дополнительно в целях защиты национальных поставщиков услуг. Для реализации данной задачи при заключении соглашения о зоне свободной торговли услугами необходимо проводить детальный сравнительный анализ перечней специфических обязательств партнера в рамках ГАТС, соглашений о свободной торговле с другими странами, а также национального регулирования, в особенности в тех секторах, которые представляют потенциальный интерес для национальных поставщиков.

Итоги исследования позволяют составить примерную универсальную схему действий для заключения более эффективного, по сравнению с существующими, соглашения по торговле услугами, что предполагает:

1. Выявление секторов и подсекторов услуг, которые могут представлять существенный интерес для национальных экспортеров услуг.

2. Анализ обязательств по выявленным секторам, принятых страной, с которой ведутся переговоры, в нашем случае это Вьетнам или Сингапур, в перечне к ГАТС и перечнях специфических обязательств в соглашениях о свободной торговле с наиболее крупными партнерами.

3. Анализ национального законодательства в выявленных секторах на предмет наличия в перечне, предлагаемом страной, с которой ведутся переговоры, ограничений, напрямую не зафиксированных в национальном законодательстве.

Несмотря на то что проведенное исследование выявило незначительные следствия заключения Соглашений о зоне свободной торговли в сфере услуг для России в исследуемом периоде, следует принять во внимание, что Россия и ее партнеры не являются лидерами предоставления услуг в мире, поэтому последствия заключения соглашений о ЗСТ в сфере услуг должны быть дополнительно проверены на примере объединений и стран, занимающих более значимую нишу в этой сфере. Кроме того, как показало исследование, стороны заняли пока весьма осторожную позицию по снятию ограничений по сравнению с имеющимися уровнями либерализации в ВТО, что также стало причиной невысоких эффектов Соглашения. Поскольку роль сферы услуг в торговле будет и дальше возрастать, соответственно, будет повышаться и значимость соглашений в сфере услуг, что определит исследовательский интерес к проблеме в предстоящие годы.

Источники

Банк России (2020). Внешняя торговля Российской Федерации услугами: статистический сборник. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31434/External_Trade_in_Services_2019. pdf (дата обращения: 25.02.2021).

Витюк В.В. (2020). Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам и его содержание // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. № 1 (90).

Договор о Евразийском экономическом союзе. Приложение N 16 («Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/

Правила ВТО и основы торговой политики (2017) / О.В. Бирюкова, А.А. Высоцкая, М.К. Глазатова и др. М.: Международные отношения.

Томилов М.В. (2020). Перспективы углубления торговой интеграции между участниками ЕАЭС и странами АТР // Власть и управление на Востоке России. № 3 (92).

Ушкалова Д.И. (2018). Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: механизмы торговой интеграции // Вестник Института экономики РАН. № 6.

Яковлев А.А., Глинкина С.П., Тураева М.О. (2017). Развитие Зоны свободной торговли ЕАЭС — Вьетнам и фактор Китая // Инновации и инвестиции. № 6.

ASEAN Framework Agreement on Services. Annexes to the Protocol to Implement the Tenth package of Commitments under the ASEAN Framework Agreement on Services (2018). Режим доступа: https://asean. org/?static_post=member-countries-horizontal-commitments-schedules-of-specific-commitments-and-the-list-of-most-favoured-nation-exemptions

Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership (2016). Annex I - Cross-Border Trade in Services and Investment Non-Conforming Measures and Annex II - Cross-Border Trade in Services and Investment Non-Conforming Measures. Режим доступа: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/free-trade-agreements-in-force/cptpp/comprehensive-and-progressive-agreement-for-trans-pa-cific-partnership-text-and-resources/

Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its Member States, of the One Part, and the Socialist Republic of Viet Nam, of the Other Part (2015). Режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf

Free Trade Agreement between the European Union and the Republic of Singapore. Annex 8-B (Singapore's Schedule of Specific Commitments) (2019). Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/PDF/?uri=CELEX:22019A1114(01)&from=EN#page=1

Gootiz B., Jonetzko G., Magdeleine J., Marchetti J., Mattoo A (2020). Services // Handbook of Deep Trade Agreements. World Bank Group. P. 113-140.

Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) (2018). Trade in Value Added Database. Режим доступа: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=TIVA_2018_C1 (дата обращения: 25.02.2021).

Roy M. (2019). Elevating services: Services trade policy, WTO commitments, and their role in economic development and trade integration // WTO Staff Working Paper. No. ERSD-2019-01.

Singapore Government Agency Website. Режим доступа: https://www.singstat.gov.sg/modules/infographics/ economy (дата обращения: 25.02.2021).

World Bank (2020). DataBank. Service exports. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/ BX.GSR.NFSV.CD?year_high_desc=true (дата обращения: 25.02.2021).

World Bank (2020). DataBank. Trade. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 25.02.2021).

World Trade Organisation (WTO) (2019). World Trade Report. The future of services trade. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/00_wtr19_e.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

World Trade Organisation (WTO) (2020). Regional Trade Agreements Database. Режим доступа: http://rtais. wto.org/UI/publicsummarytable.aspx (дата обращения: 25.02.2021).

Приложение 1. Уровни либерализации рынка услуг в перечнях специфических обязательств России и Вьетнама

Способ поставки Российская Федерация Вьетнам

1-й способ поставки (трансграничная поставка) Обязательства «ГАТС+» не приняты Обязательства без ограничений в новых подсекторах услуг: — проведение НИР и создание опытных разработок в междисциплинарных областях; — услуги по аренде судов без операторов; — услуги по уборке помещения

2-й способ поставки (потребление за рубежом) Обязательства «ГАТС+» не приняты Обязательства без ограничений в новых подсекторах услуг: — проведение НИР и создание опытных разработок в междисциплинарных областях; — услуги по аренде судов без операторов; — услуги по уборке помещения

3-й способ поставки (коммерческое присутствие) Обязательства без ограничений приняты в новых подсекторах услуг: — Услуги в области исследований и разработок (проведение НИР и создание опытных разработок в области естественных наук и в междисциплинарных областях). — По организации досуга (услуги библиотек, архивов, музеев и других культурно-просветительских учреждений, а также услуги по организации спорта и других видов отдыха). — В отношении ряда других новых подсекторов услуг, обязательства по которым отсутствовали в ВТО (железнодорожный, внутренний водный, трубопроводный, космический транспорт), Россия де-юре взяла обязательства, предусмотрев такие ограничения, которые де-факто не предоставляют доступ на ее рынок. — Предоставлены более либеральные условия доступа на российский рынок по ряду подсекторов, которые уже были зафиксированы в перечне специфических обязательств России в ГАТС, а именно услуги: бухгалтерские в области архитектуры; в области градостроительного проектирования и ландшафтной архитектуры; прочие деловые услуги и услуги гостиниц и мест временного проживания. — Закреплено право на введение мер в ряде подсекторов: техническое обслуживание и ремонт железнодорожного оборудования, вспомогательные услуги для всех видов транспорта, услуги в области радиосвязи, почтовые услуги, услуги кино-и видеопроекции, техническое тестирование и анализ, услуги недропользования, строительство инфраструктурных объектов, транспортировка нефти и газа Обязательства «ГАТС+» не приняты. В отношении всех тех секторов, по которым Вьетнам не брал обязательства в рамках ВТО, в «негативном перечне» по коммерческому присутствию зафиксирована оговорка по «будущим» мерам: «Вьетнам сохраняет за собой право устанавливать или сохранять любую меру, несовместимую с обязательствами по предоставлению национального режима, режима наибольшего благоприятствования, доступа на рынок... по вышеуказанным секторам и подсекторам»*

Способ поставки Российская Федерация Вьетнам

4-й способ поставки (перемещение физических лиц) Обязательства «ГАТС+» не приняты Обязательства без ограничений в новых подсекторах услуг: - проведение НИР и разработки в междисциплинарных областях; - услуги по аренде судов без операторов; — услуги по уборке помещения; — услуги по упаковке

* Annex 3 to Protocol No. 1 between the Socialist Republic ofViet Nam and the Russian Federation to the Free Trade Agreement between the Socialist Republic of Viet Nam, on the one part, and the Eurasian Economic Union and its Member States, of the other part. List of reservations of the Socialist Republic Viet Nam under section III (Establishment, Commercial Presence and Activities) of Chapter 8 (Trade in services, investment and movement of natural persons) of the agreement- Reservation No. 64.

Источник: Составлено авторами на основе: Annex 2 and Annex 3 to Protocol No. 1 between the Socialist Republic of Viet Nam and the Russian Federation to the Free Trade Agreement between the Socialist Republic of Viet Nam, on the one part, and the Eurasian Economic Union and its Member States, of the other part <http://rtais.wto.org/rtadocs/973/AnnexAndRelatedDocs/English/ VCUFTA%20Protocol%20No.%201%20Full-1.pdf>.

Приложение 2. Сравнение основных обязательств Сингапура по услугам в секторах, преобладающих в структуре экспорта услуг России

Прочие услуги 9% Строительные услуги 7%

Телекоммуникационные, компьютьерные и информационные услуги 11%

Прочие деловые услуги 17%

Сектор

Обязательства Сингапура в ВТО

Обязательства вАСЕАН

Обязательства в ТТП

Обязательства в ЗСТ ЕС Сингапур

Доступ не гарантируется, кроме грузовых перевозок по морю и вспомогательных услуг морского транспорта (услуги морских агентств, услуги таможенных брокеров) без ограничений

ор п

£

По услугам морского транспорта: доступ гарантирован во все подсектора с ограничениями по 3-му способу поставки (на максимальный объем иностранного капитала и регистрацию кораблей под флагом Сингапура). По услугам неморского водного транспорта: доступ гарантирован во все подсектора с ограничениями по 3-му способу поставки (на максимальный объем иностранного капитала). Услуги воздушного транспорта: доступ не гарантирован. Услуги железнодорожного транспорта: доступ практически не предоставлен (по 1-му и 3-му способам поставки обязательства не приняты). Услуги автодорожного транспорта: доступ гарантирован (кроме пассажирских перевозок).

Услуги морского транспорта: доступ без ограничений во всех подсекторах, кроме вспомогательных услуг для морского транспорта. В подсекторах «маневровые услуги» и «вспомогательные услуги» для морского транспорта есть право вводить новые ограничения. Услуги неморского водного транспорта: доступ без ограничений. Услуги воздушного транспорта: сохраняются действующие и возможны новые ограничения. Услуги железнодорожного транспорта: доступ без ограничений. Есть право вводить ограничения по всем подсекторам. По услугам автодорожного транспорта: по действующим мерам доступ гарантирован без ограничений. Есть право вводить будущие ограничения практически по всем подсекторам.

По услугам морского транспорта: доступ гарантирован для пассажирских и грузовых перевозок с ограничениями по 3-му способу поставки (на регистрацию кораблей под флагом Сингапура). По вспомогательным услугам зафиксировано несколько ограничений.

По услугам неморского водного транспорта: доступ не гарантирован.

По услугам воздушного транспорта: доступ не гарантирован.

Услуги железнодорожного транспорта: доступ гарантирован только в подсектор «техническое обслуживание и ремонт железнодорожного оборудования». Услуги автотранспорта: доступ гарантирован в подсекторах «аренда коммерческих автотранспортных средств с водителем» (по 1-му способу поставки обязательства не приняты), «транспортировка некоторых видов грузов» (по 1-му способу поставки обязательства не приняты), «техническое обслуживание и ремонт оборудования для автодорожного транспорта» (без ограничений) и «услуги автостоянок» (без ограничений).

Сектор

Обязательства Сингапура в ВТО

Обязательства вАСЕАН

Обязательства в ТТП

Обязательства в ЗСТ ЕС Сингапур

а о К

£

Трубопроводный транспорт: доступ не предоставлен (по 1-му и 3-му способам поставки обязательства не приняты). Вспомогательные и дополнительные услуги для транспорта: доступ гарантирован в некоторые подсектора услуг складов и пакгаузов

Трубопроводный транспорт: доступ со значительными ограничениями (для газа — наличие лицензии, которая с учетом размера рынка выдается только одной компании; для нефти и нефтепродуктов — наличие местного присутствия).

Вспомогательные и дополнительные услуги для всех видов транспорта: по действующим мерам доступ без ограничений. Есть право вводить ограничения

Трубопроводный транспорт: обязательства по 1-му и 3-му способам поставки не приняты.

Вспомогательные и дополнительные услуги для всех видов транспорта: доступ гарантирован только в подсектор «услуги по хранению и складированию, включая услуги складов и пакгаузов» (по 1-му и 3-му способам поставки обязательства не приняты; по 2-му — без ограничений)

с а С

Доступ гарантирован примерно в 45% подсекторов деловых услуг*. Наибольшее количество ограничений зафиксировано в следующих подсекторах: услуги в области архитектуры; услуги в инженерных областях; услуги в области составления отчетности, аудита и бухгалтерского учета; услуги в области налогообло-

Доступ гарантирован практически во все подсектора деловых услуг. В большую часть подсекторов гарантирован доступ без ограничений. Какие-либо ограничения зафиксированы только в семи подсекторах

В перечне «действующих мер» ограничения зафиксированы в следующих секторах услуг: аренда транспортных средств и иного наземного транспортного оборудования без оператора; проведение расследований и обеспечение безопасности. Во всех остальных секторах нет ограничений. Есть право вводить ограничения в подсекторах услуг: юридические, по недвижимому имуществу, консультационные в научных и технических областях, издательские и полиграфические

Доступ гарантирован практически во все сектора деловых услуг. Уровень доступа в целом эквивалентен предоставленному в АСЕАН

а ^

о. Н о ; о ; к к 1 к

£

Компьютерные услуги: доступ без ограничений.

Телекоммуникационные услуги: доступ с ограничениями иностранного инвестирования. Предельная доля иностранных инвестиций в операторов — 73,99% (49% прямых и 24,99% портфельных инвестиций). Возможна трансграничная поставка, если заключены соглашения с лицензированными операторами.

Компьютерные услуги: доступ гарантируется без ограничений. Телекоммуникационные услуги: доступ гарантирован на условиях, эквивалентных ВТО

Компьютерные услуги: ограничения по доступу отсутствуют. Телекоммуникаци -онные услуги: доступ гарантирован с ограничениями:

- операторы и провайдеры должны быть учреждены в Сингапуре в соответствии с Законом о компаниях (Companies Act);

- количество выданных лицензий ограничивается

Компьютерные услуги: ограничения по доступу отсутствуют.

Телекоммуникационные услуги: доступ на условиях возможности трансграничной поставки только при условии заключения коммерческих соглашений с лицензированными операторами и ограниченности лицензий для коммерческого присутствия. Также есть требование по коммерческому присутствию о том, что все поставщики услуг должны быть учреждены в качестве компаний

Сектор Обязательства Сингапура в ВТО Обязательства вАСЕАН Обязательства в ТТП Обязательства в ЗСТ ЕС -Сингапур

Коммерческое присутствие ограничено только в связи с ограниченностью ресурсов. В перечне «будущих мер» есть право на введение ограничений по сектору** в соответствии с Companies Act (Cap. 50)

Строительные услуги (7%) Доступ без ограничений Доступ гарантирован без ограничений Доступ гарантирован без ограничений Доступ гарантирован без ограничений

Прочие услуги (9%) (включая финансовые услуги — 4,9%; услуги по техническому обслуживанию и ремонту — 1,4%; роялти и лицензионные выплаты — 1%; страховые услуги — 0,8%; поездки — 0,5%; услуги частным лицам и услуги в сфере культуры - 0,4%)

* Сравнение регулирования данного сектора проводилось согласно подсекторам Деловых услуг, выделенным в Классификаторе услуг ГАТС.

** Зарезервировано право принимать любую меру, которая предоставляет режим лицам другой стороны, эквивалентный любой мере, принятой или поддерживаемой этой другой стороной, ограничивающей право собственности лиц сингапурских компаний, занимающихся предоставлением общедоступной мобильной и беспроводной связи на территории этой другой стороны. Также зарезервировано право принимать любые меры, которые предоставляют дифференцированный режим для стран в рамках любого международного соглашения, вступившего в силу или подписанного после даты вступления в силу Соглашения, включающего вопросы телекоммуникаций.

Источник: Составлено авторами на основе перечней к соответствующим соглашениям.

The Trade Service Agreement Between Vietnam and the EAEU and the Formation of Negotiation Strategies on New Agreements in the Service Sector: The First Results1

V. Zuev, E. Ostrovskaya, E. Vasileva

Vladimir Zuev — Doctor of Economics (PhD), Professor of the Institute of Trade Policy, National Research University Higher School of Economics (HSE University); bldg. 2, 17 Malaya Ordynka Ulitsa, Moscow, 115184, Russian Federation; E-mail: vzuev@hse.ru

Elena Ostrovskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Faculty of World Economy and International Affairs, National Research University Higher School of Economics (HSE University); bldg. 2, 17 Malaya Ordynka Ulitsa, Moscow, 115184, Russian Federation; E-mail: eostrovskaya@hse.ru

Ekaterina Vasileva - Postgraduate student, National Research University Higher School of Economics (HSE University), Consultant of the Division of Systemic Conditions for Sectoral Cooperation, Department of Trade Policy of the Eurasian Economic Commission; bldg. 1, 3/5 Smolensky Boulevard, Moscow, 119002, Russian Federation; E-mail: 95VKate@gmail.com

Abstract

In the last decades, the importance of trade in services in global trade flows has grown from strength to strength. This trend has stimulated the proliferation of bilateral and multilateral trade agreements aimed at ensuring equal and fair access for service providers to foreign markets. The Member States of the Eurasian Economic Union (EAEU) are no exceptions to this global trend and strive to ensure free trade in services with foreign partners as a part of trade policies.

This article analyzes theoretical and practical aspects of implementing the provisions on trade in services of the free trade agreement (FTA) between the EAEU and Vietnam, specifically applied to Russia and Vietnam. The results of the agreement's implementation are instrumental in formulating the main contributions of the strategy that will increase the efficiency offuture agreements on trade in services between the EAEU and foreign partners. The following strategy has already been applied to the example of service sector cooperation between Russia and Singapore. The emphasis of the study is quite universal, and the contributions of the strategy are applicable to other regional associations.

Key words: regional trade agreements; trade in services (service trade); classification of specific obligations; agreement on a free trade zone between the EAEU and Vietnam and between the EAEU and Singapore

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Zuev V., Ostrovskaya E., Vasileva E. (2021). The Trade Service Agreement Between Vietnam and the EAEU and the Formation of Negotiation Strategies on New Agreements in the Service Sector: The First Results. International Organisations Research Journal, vol. 16, no 2, pp. 183—203 (in English). DOI: 10.17323/1996-78452021-02-09

References

Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) (2018). Framework Agreement on Services: Annexes to the Protocol to Implement the Tenth Package of Commitments Under the ASEAN Framework Agreement on Services. Available at: https://asean.org/?static_post=member-countries-horizontal-commitments-schedules-of-specific-commitments-and-the-list-of-most-favoured-nation-exemptions (accessed 16 May 2021).

Central Bank of Russian Federation (2020). Vneshnyaya torgovlya Rossijskoj Federacii uslugami [External Trade in Services of the Russian Federation]. Available at: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/ File/31434/External_Trade_in_Services_2019.pdf (accessed 25 February 2021) (in Russian).

1 The editorial board received the article in February 2021.

Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership (CPTPP) (2016). Annex I - Cross-Border Trade in Services and Investment Non-Conforming Measures and Annex II - Cross-Border Trade in Services and Investment Non-Conforming Measures. Available at: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/free-trade-agreements-in-force/comprehensive-and-progressive-agreement-for-trans-pa-cific-partnership-cptpp/comprehensive-and-progressive-agreement-for-trans-pacific-partnership-text-and-resources/#bookmark2 (accessed 16 May 2021).

Free Trade Agreement Between the Eurasian Economic Union and its Member States, of the One Part, and the Socialist Republic of Viet Nam, of the Other Part (VN-EAEU FTA) (2015). Available at: http://www.eura-siancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf (accessed 16 May 2021).

Free Trade Agreement Between the European Union and the Republic of Singapore (EUSFTA) (2019). Annex 8-B: Singapore's Schedule of Specific Commitments. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22019A1114(01)&from=EN#page=1 (accessed 16 May 2021).

Gootiiz B., Jonetzko G., Magdeleine J., Marchetti J., Mattoo A. (2020). Services. Handbook of Deep Trade Agreements (A. Mattoo, N. Rocha, M. Ruta (eds)). Washington DC: World Bank Group. Available at: https:// openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34055 (accessed 16 May 2021).

Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) (n. d.). Trade in Value Added (TiVA): Principal Indicators. Available at: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=TIVA_2018_C1 (accessed 20 February 2021).

Pravila VTO i osnovy torgovoj politiki (2017). [ WTO Rules and Fundamentals of Trade Policy]. Moscow: International Relations (in Russian).

Roy M. (2019). Elevating Services: Services Trade Policy, WTO Commitments, and Their Role in Economic Development and Trade Integration. WTO Staff Working Paper, no ERSD-2019-01, World Trade Organization. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201901_e.pdf (accessed 16 May 2021).

Statistics Singapore (n. d.). Available at: https://www.singstat.gov.sg/modules/infographics/economy (accessed 20 February 2021).

Tomilov M.V. (2020). Perspektivy uglubleniya torgovoj integracii mezhdu uchastnikami EAES i stranami ATR [Prospects for Deepening Trade Integration Between the EAEU Members and the APR Countries]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and Management in the East of Russia], no 3 (92) (in Russian).

Treaty on the Eurasian Economic Union (2014). Prilozhenie N 16 ("Protokol o torgovle uslugami, uchrezhde-nii, deyatel'nosti i osushchestvlenii investicij") [Appendix no 16 (Protocol on Trade in Services, Establishment, Activities and Investment)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/13ae 647de97b91e27fc376a7601927bbf5b2491a/ (in Russian).

Ushkalova D.I. (2018). Soglashenie o zone svobodnoj torgovli mezhdu EAES i V'etnamom: mekhanizmy torgovoj integracii [Agreement on a Free Trade Zone Between the EAEU and Vietnam: Mechanisms of Trade Integration]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], no 6 (in Russian).

Vityuk V.V. (2020). Tarifno-preferencial'nyj rezhim svobodnoj torgovli mezhdu EAES i Socialisticheskoj Respublikoj V'etnam i ego soderzhanie Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke [Preferential Tariff Free Trade Regime Between the EAEU and the Socialist Republic ofVietnam and Its Content]. Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke [Russia's Customs Policy in the Far East], no 1(90).

World Bank (n. d., a). DataBank. Service Exports. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR. NFSV.CD?year_high_desc=true (accessed 20 February 2021).

World Bank (n. d., b). Data Bank: Trade. Available at: https://data.worldbank.org/indicator (accessed 20 February 2021).

World Trade Organization (2019). World Trade Report 2019: The Future of Services Trade. Available at: htt-ps://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/00_wtr19_e.pdf (accessed 20 February 2021).

World Trade Organization (n. d.). Regional Trade Agreements Database. Available at: http://rtais.wto.org/UI/ publicsummarytable.aspx (accessed 20 February 2021).

Yakovlev A.A., Glinkina S.P., Turaeva M.O. (2017). Razvitie Zony svobodnoj torgovli EAES - V'etnam i faktor Kitaya [Development of the EAEU-Vietnam Free Trade Zone and the China Factor]. Innovacii i investicii [Innovations and Investments], no 6 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.