Научная статья на тему 'Первые эвбейские колонии в Сицилии: Наксос, Катана и Леонтины'

Первые эвбейские колонии в Сицилии: Наксос, Катана и Леонтины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / ЭВБЕЯ / НАКСОС / КАТАНА / ЛЕОНТИНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шубин Владимир Ильич

Статья посвящена рассмотрению обстоятельств основания в Сицилии во второй половине VIII века до н.э. группы эвбейских колоний. На основе анализа свидетельств античной традиции и данных археологии автор пришел к выводу о том, что указанный процесс с самого начала носил организованный характер и осуществлялся под руководством Теокла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST EUBOIAN COLONIES IN SICILY: NAXOS, CATANE AND LEONTINOI

The article deals with the circumstances of the foundation of a group of Euboian Colonies in Sicily in the second half of the VIII century BC. On the basis of the comparative analysis of the antique tradition evidence and the archaeological data the author has come to the conclusion that the process of colonization was organized from the very beginning and was realized under the leadership of Theocles.

Текст научной работы на тему «Первые эвбейские колонии в Сицилии: Наксос, Катана и Леонтины»

УДК 94(38).02:325.3(045)

ШУБИН Владимир Ильич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, докторант исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 20 научных публикаций

ПЕРВЫЕ ЭВБЕЙСКИЕ КОЛОНИИ В СИЦИЛИИ: НАКСОС, КАТАНА И ЛЕОНТИНЫ

Статья посвящена рассмотрению обстоятельств основания в Сицилии во второй половине VIII века до н.э. группы эвбейских колоний. На основе анализа свидетельств античной традиции и данных археологии автор пришел к выводу о том, что указанный процесс с самого начала носил организованный характер и осуществлялся под руководством Теокла.

Древняя Греция, колонизация, Эвбея, Наксос, Катана, Леонтины

В истории греческой колонизации западного Средиземноморья первенствующая роль по праву принадлежит Эвбее. Уже в начале - первой половине VIII века до н.э. эвбейские полисы Халкида и Эретрия выступили основателями Питекуссы и Кимы в Италии. Следующим шагом эвбейской колонизации в указанном регионе стало основание целого ряда поселений в Сицилии. В третьей четверти VIII века до н.э. халкидяне основали здесь свою первую колонию Наксос, а спустя всего лишь несколько лет к ней прибавились еще две - Леонтины и Катана. Таким образом, за короткое время халкидя-не сумели взять под контроль обширную территорию в северо-западной части Сицилии, богатую плодородными землями. Примечательные масштабы и темпы колонизационной деятельности халкидян в Сицилии, история возникновения каждой из указанных колоний, характер взаимоотношений колонистов и местного си© Шубин В.И., 2011

кульского населения - все эти обстоятельства являются предметом научного интереса в отечественном и зарубежном антиковедении.

История появления первых греческих колоний в Сицилии представлена в сочинениях целого ряда античных авторов. Согласно Фукидиду, «из эллинов первые халкидяне из Эвбеи, приплывшие с ойкистом Фуклом, основали Наксос и воздвигли алтарь Аполлона Архагета» (^ис. VI, 3, 1). Страбон, следуя Эфору, также называет Наксос, наряду с Мегарой, первыми эллинскими полисами, основанными в Сицилии в десятом поколении после Троянской войны. Согласно его рассказу, афинянин Теокл, будучи занесенным в Сицилию ветрами, заметил крайнюю немногочисленность местного населения и превосходное качество земли (т^у Оиб£У£1аУ тыу ауврытсыу кш ) .

По возвращении домой он, оказавшись неспособным убедить афинян, взял множество хал-

кидян с Эвбеи и некоторое количество ионийцев и дорийцев, бывших большей частью из Мегар, и отплыл (в Сицилию). Таким образом, халкидяне основали Наксос, а дорийцы - Мега-ру, называемую прежде Гиблой (Strab. VI, 2, 2).

Данные Фукидида и Страбона дополняются свидетельствами ряда других авторов. Так, Гелланик, сообщая об основании полиса в Сицилии халкидянами и наксосцами во главе с халкидянином Теоклом, по всей видимости, имеет в виду именно Наксос (Hellan., fr. 82 Jacoby, I. P 128). Псевдо-Скимн, опиравшийся, как и Страбон, на сочинение Эфора, также отмечает афинское происхождение Теокла и рассказывает, что тот возглавил отряд халкидян, к которому присоединились переселенцы - ионийцы и дорийцы (Pseudo-Scymnus, Ad Nic. reg. 272-275).

Особое внимание в этой истории привлекает фигура Теокла - ойкиста Наксоса. Согласно Страбону и Псевдо-Скимну, он был афинянином. Сведения Фукидида на этот счет менее определенны. Он сообщает лишь, что основавшие Наксос халкидяне приплыли с ойкистом Фуклом. Большинство современных исследователей критически относятся к свидетельству Эфора об афинском происхождении Теокла1. Разделяя эту позицию, отметим, что особенно показательной для нас в данном случае представляется позиция Фукидида, который не преминул бы упомянуть столь существенную в общем контексте его сочинения деталь, если бы она была ему известна. К тому же вся деятельность Теокла в Сицилии, в качестве ойкиста, указывает на то, что он последовательно и весьма успешно действовал в интересах именно халкидян.

Последнее обстоятельство проявилось в скором времени по прибытии в Сицилию смешанного отряда колонистов, которые, по Стра-бону-Эфору, разделились и основали Наксос (халкидяне) и Мегару (дорийцы). Псевдо-Скимн, также следуя Эфору, добавляет весьма любопытную подробность. Разделение отряда, прибывшего во главе с Теоклом, произошло из-за вспыхнувшего раздора (сттастеы^ 6’ ev auxoi^ yevopevn^ ), вследствие чего халкидяне осно-

вали Наксос, мегаряне - Гиблу, а дорийцы поселились у Зефирия в Италии ^е^о^сутпш. 276-279). О причине разногласий автор умалчивает, однако очевидно, что исход упомянутого стасиса был на руку в первую очередь хал-кидянам. Они обосновались в месте, достаточно удобном для организации колонии и в то же время стратегически важном для последующей колонизации Сицилии2. Прибывшие с Теоклом дорийцы и мегаряне не были допущены к участию в основании Наксоса. Более того, первые их них вообще вынуждены были отказаться от первоначального намерения обосноваться в Сицилии и отправились обратно. Мегаряне же, хотя и остались в Сицилии, однако, действуя в дальнейшем самостоятельно, сумели закрепиться лишь в местности, расположенной далеко к югу от Наксоса.

Весьма примечательно, что в своем движении на юг вдоль побережья острова они миновали самую плодородную область в восточной Сицилии - долину р. Симеф3. В то же время мегаряне не пошли и дальше - туда, где на следующий год после основания Наксоса коринфяне во главе с Архием основали Сиракузы4 . Можно предположить, что их не пустили дальше именно сиракузяне, хотя трудно представить, чтобы последние уже в ближайшее после высадки на Ортигии время успели распространить свой контроль на территорию, расположенную за пределами этого острова. Поэтому более логичным будет предположить, что помехой, ограничивавшей мегарянам свободу выбора места для поселения, было то обстоятельство, что территория к югу от Тротила была занята сикулами во главе с сильным правителем Гиблом (Гиблоном), имевшим резиденцией Гиблу «Большую». Быть может, именно это обстоятельство и определило направление дальнейшего движения мегарян - на запад, вглубь острова, вдоль возможной границы владений Гиблона - к Леонтинам.

История основания Леонтин представлена в сочинениях Фукидида и Полиэна. По словам Фукидида, на пятом году после основания Сиракуз Фукл и халкидяне, отправившись из Наксоса, основали Леонтины, изгнав войной сику-

лов (^ис. VI, 3, 3). Позднее к халкидянам присоединились прибывшие из Тротила мегаря-не во главе с Ламисом. Однако после недолгого совместного проживания они были изгнаны и обосновались в Тапсе, где Ламис и скончался (^ис. VI, 4, 1-2). Таким образом, начальная история Леонтин делится у Фукидида на два этапа: сначала халкидяне с Фуклом изгнали сикулов и основали колонию, а затем приняли к себе мегарян, изгнав их, впрочем, спустя короткое время. Весьма примечательно, что за пять лет до этого в подобной ситуации, согласно рассказу того же Фукидида, а также Псев-до-Скимна, Фукл (Теокл) отказал мегарянам, прибывшим вместе с ним в Сицилию - и, возможно, тем же самым мегарянам - в совместном основании Наксоса. Ответ на вопрос о том, что заставило Фукла изменить, хотя и на непродолжительное время, прежнюю политику и допустить мегарян в Леонтины, содержится, на наш взгляд, в рассказе Полиэна, соответствующий фрагмент которого мы приводим полностью, ввиду важности содержащейся в нем информации:

«Теокл, возглавив халкидян с Эвбеи, поселился в Леонтинах совместно с сикулами (т^у Л£ОУТ1УЫУ катгахг цгта ХакгЛыу), которые обитали здесь ранее. Когда же Ламис, руководивший апойкией из Мегар, вознамерился направиться к Леонтинам, тот сказал, что не может изгнать проживающих с ними сикулов из-за клятв (р^ 6иуаст0ш 61а тои^ оркои^ ), но откроет им ночью ворота - с тем, чтобы они поступили с сикулами, как с врагами. Он открыл ворота, а вооруженные мегаряне, захватив агору и акрополь, изгнали сикулов. Те, захваченные врасплох безоружными, покинув город, бежали, а мегаряне поселились с халки-дянами вместо сикулов.

Мегарян, проживших совместно с халки-дянами шесть месяцев, Теокл изгнал из полиса, сказав, что на случай войны он дал обет: «Если мы надежно овладеем полисом, то принесем жертвы двенадцати богам и совершим шествие, украшенное оружием». Поскольку мегаряне ничего не заподозрили и даже стали настаивать на принесении жертвы доброй судьбе, халкидяне

позаимствовли у них паноплии для шествия -£1С тсоцп^у хрлст^И£у01 та^ тауотсЛ1а^ .

Когда же началось жертвоприношение, они, следуя установленному для шествия порядку, поднялись вооруженные на агору, где Теокл приказал вестнику объявить: «Мегаряне должны покинуть город до захода солнца!». Те, сбежавшись к алтарям и моля о защите, начали просить не изгонять их или же отпустить с оружием. Теокл с халкидянами решили, что будет небезопасным отпускать стольких врагов вооруженными. Мегаряне же, изгнанные безоружными из Леонтин, поселились в Тротиле еще на одну зиму, поскольку на это согласились халкидяне» (РоНаепш. Strategemata V, 5, 1; перевод наш).

Рассказ Полиэна являет собой позднейшую, снабженную дополнительными деталями и художественно обработанную версию того же сюжета, который в сокращенном варианте представлен у Фукидида. Вполне возможно, что в обоих случаях первоосновой послужила местная письменная или даже устная традиция, в которой были зафиксированы такие обстоятельства начальной истории Леонтин как первоначальное, основанное на договоре, мирное сосуществование колонистов-халкидян и сикулов; появление в Леонтинах отряда Ламиса, нарушившее, тем самым, установившееся было среди обитателей поселения равновесие сил и интересов; конфликт с сикулами, закончившийся изгнанием последних; столкновение между халкидянами и мегарянами, результатом которого стало изгнание Ламиса со спутниками5. Причем в некоторых деталях, столь важных для Полиэна, его рассказ точнее передает последовательность событий, чем Фукидид. Так начальный период мирного соседства халкидян и сикулов в Леонтинах, не отмеченный у Фукидида, подтверждается данными археологии6. Вполне возможно, что и такая деталь в рассказе Полиэна, как коварное разоружение мегарян Теоклом, сделавшее возможным изгнание их из Леонтин, имеет под собой историческую подоплеку.

Очевидно, что в обоих конфликтах, описанных Полиэном и упомянутых Фукидидом, -

изгнании сикулов мегарянами и последовавшем через полгода изгнании мегарян халкидянами -главным фактором было наличие у изгоняющей стороны в решающий момент оружия. Так, Ламис со спутниками неожиданно атакует невооруженных и, следовательно, неготовых к сопротивлению сикулов (01 6е катаЛпф0£УТ£^ аопЛо1 ), и это обеспечивает ему успех. Равным образом и Теокл с халкидянами, только выманив обманом у мегарян паноплии и таким образом вооружившись (ыпЛ1ац£Уо1), отваживаются перейти к решительным действиям и требуют от обезоруженных ими мегарян немедленно покинуть город. Последние, в свою очередь, умоляют отпустить их с оружием (рета тыу опЛыу £ктс£ртс£СТ0а1 ). Получив отказ, они, неспособные защитить себя и лишенные свободы действий, оказываются вынужденными отсиживаться в неудобных для проживания местах (Тротил у Полиэна, или Тапс у Фукидида) и, наконец, получают от местного правителя разрешение поселиться на землях сикулов

- при условии признания над собой его власти

(ТрЛоуос; раа1Л£ос; ХакеЛои пробоутос; т^у

Ха>рау ка1 ка0г|угпаац.£Уои Мгуар£ас

фк1аау - Thuc. VI, 4, 1).

Указанные обстоятельства вновь обращают нас к истории основания Леонтин, поскольку живо напоминают ситуацию, которая описана в начале приведенного выше рассказа Полиэна. По словам последнего, халкидяне с Теоклом поселились вместе с сикулами, обитавшими здесь ранее. При этом греки должны были взять на себя определенные обязательства -т.е. поклясться, что не будут творить насилия по отношению к «хозяевам». Такая ситуация представляется необычной, поскольку не соответствует колонизационной практике халкидян, уже продемонстрированной ими ранее - при основании Наксоса (см. выше), или, чуть позднее, Катаны, где местное население также было изгнано сразу же7. Принимая во внимание видимое сходство в обстоятельствах основания Мегары и Леонтин, логичным будет предположить, что и причины такого «необычного»

поведения колонистов в обоих указанных случаях должны были быть сходными.

В поисках указанных причин сошлемся на общую характеристику греческой колонизационной практики по отношению к местному населению, данную Э.Д. Фроловым в его работе, посвященной рассмотрению ключевых проблем греческой истории эпохи Архаики8. Особенно актуальной для нас представляется оценка автором тех «особых» отношений, которые установились между основателями Мегар Гиблейс-ких и сикульским правителем Гиблоном. Э.Д. Фролов пишет: «Но в данном случае “конструктивное сотрудничество” греческих колонистов с туземным правителем объяснялось, несомненно, только их ослабленностью; там, где они чувствовали себя сильными, они и действовали вполне однозначно - путем насилия, не оставлявшего места для сотрудничества»9. На наш взгляд, приведенная оценка вполне применима и для начального периода истории Леонтин. Именно слабостью первых греческих поселенцев можно объяснить их «мирное сосуществование» с сикулами, а упомянутый Поли-эном «договор о ненападении», в силу очевидной выгодности его для сикулов, следует считать прямым доказательством упомянутой слабости колонистов, поневоле вынужденных селиться в Леонтинах только на определенных для них условиях. Естественно, поэтому, что при первой же возможности эти условия были вероломно нарушены и отношения колонистов с местным населением приобрели обычный характер. Таковой возможностью стало прибытие пополнения в виде отряда первопоселенцев-мегарян, способных самостоятельно или с помощью местных халкидян вытеснить сикулов из поселения. Последовавшее затем недолгое совместное обитание в Леонтинах мегарян и халкидян, вероятно, также не совсем устраивало последних. Пришельцы, как и сикулы до этого, были явно сильнее, поскольку обладали вооружением, которого не было у халкидян. На это вполне определенно указывает тот способ, с помощью которого халкидяне смогли избавиться от своих недавних союзников: Теокл, хитростью выманив у мегарян принадлежавшие

им паноплии и вооружив ими свой отряд, кардинально изменил, таким образом, ситуацию и начал диктовать условия с позиции хозяина положения.

Обобщая все вышесказанное, отметим ряд примечательных особенностей, присущих начальной истории Леонтин, и отличающих эту колонию от ряда других халкидских поселений, возникших на северо-востоке Сицилии в 30-20 годах VIII века до н.э. Для последних характерной чертой было наличие собственного ойкиста: в Наксосе таковым был Теокл (Фукл), в Катане - Эварх, в Занкле - Периер и Кратемен (^ис. VI, 4, 5)10. Ойкистом же Леонтин выступил основатель Наксоса и, как справедливо, на наш взгляд, считал Ф.Ф.Соко-лов, - координатор общего процесса халкидской колонизации Сицилии. По словам Ф.Ф. Соколова: «Леонтины можно считать самым важным городом в системе колоний Теокла»11. Добавим, что основание двух колоний одним ойкистом оценивается как явление, уникальное для греческой колонизационной практики в целом12. К указанным выше особенностям следует также отнести сравнительно с другими колониями долгое сосуществование в Леонтинах пересе-ленцев-халкидян и местных жителей, обусловленное, как уже отмечалось выше, слабостью первых колонистов. Слабость эта, в свою очередь, определялась отсутствием, или, по крайней мере, недостатком у них вооружения. Объяснение указанным особенностям, на наш взгляд, следует искать в первую очередь в предистории основания Леонтин.

Активная колонизационная деятельность халкидян в Сицилии, выразившаяся в основании целого ряда поселений уже в течение нескольких ближайших лет с момента возникновения Наксоса, предполагает участие в этом процессе значительного числа переселенцев. Каким бы небольшим по количеству не было первоначальное греческое население Наксоса, Леонтин и Катаны, оно, в большинстве случаев, было достаточным для того, чтобы, оттеснив местное население, закрепиться на обретенной таким образом территории. В то же время представляется маловероятным, чтобы, как полага-

ет Дж. Данбэбин, все эти колонисты прибыли в Сицилию одновременно - в составе отряда Теокла13. Иначе неясно, что удерживало их от воплощения этого замысла на протяжении пяти лет, которые отделяют основание Наксоса от следующего шага - основания Леонтин и Катаны.

Весьма показательно, что мегаряне - независимо от того, следует ли ассоциировать этих спутников Теокла с отрядом Ламиса или нет -все попытки основать свое поселение (Тротил, Тапс или Мегару Гиблею) предпринимали южнее долины р. Симеф. Это обстоятельство как будто свидетельствует о более обширных колонизационных планах Теокла, изначально распространявшихся и на этот регион. Возможно также, что мегаряне, примкнувшие к экспедиции Теокла, с самого начала не собирались в дальнейшем участвовать в организации совместной с халкидянами колонии, а планировали создать свое поселение и, хотя и не сразу, добились поставленной цели. Именно так описывает Страбон конечный результат упомянутого совместного предприятия: «Таким образом, хал-кидяне основали Наксос, а дорийцы - Мегару» ^гаЬ. VI, 2, 2). В таком случае предметом ссоры между спутниками Теокла, упоминание о которой содержалось, на наш взгляд, уже в тексте Эфора и было сохранено в пересказе Псевдо-Скимна (Pseudo-Scymnus. 276-279), могло быть не участие в совместном основании Наксоса, а разграничение зон предстоящей колонизации всего региона. В итоге халкидяне, будучи сильнейшей стороной, оставили за собой долину Симефа с целью дальнейшего ее заселения. Таким образом, представляется весьма вероятным, что Теокл с самого начала намеревался охватить колонизацией значительный район в Сицилии, но для успешной реализации своего плана он рассчитывал привлечь людские ресурсы, значительно превосходящие по численности его отряд.

На наш взгляд, события могли развиваться следующим образом. Теокл, выступивший в Халкиде с проектом масштабной колонизации Сицилии, получил поддержку со стороны полиса и соответствующие полномочия. Он был

назначен ойкистом и в качестве такового получил под свою команду отряд первопоселенцев, к которому затем присоединились выходцы с Наксоса, а также группа дорийцев - главным образом, мегарян. В соответствии с практикой, восходившей еще к «гомеровскому» периоду и получившей дальнейшее развитие в колонизационных мероприятиях более позднего времени, первый отряд колонистов, возглавляемый ойкистом, представлял собой подобие дружины гомеровского басилея и был соответствующим образом организован и снаряжен. Первоочередной задачей такого отряда являлся захват территории для последующего прибытия и размещения здесь переселенцев из метрополии14. С этим отрядом Теокл высадился на побережье Сицилии и основал Наксос в 734 году до н.э. Весьма примечательно, что одним из первых шагов колонистов, обживаюших захваченную территорию, было сооружение алтаря, посвященного Аполлону Архагету (^ис. VI, 3, 1), что прямо свидетельствует о тщательной подготовке и хорошей организации всего мероприятия. Возможно, что перед отплытием в Сицилию Теокл и его спутники обратились к оракулу Аполлона в Дельфах. Указанная процедура стала в дальнейшем важнейшим элементом общепринятой колонизационной практики.

После основания Наксоса в Сицилию устремился поток колонистов, желающих поселиться на местных плодородных землях. Однако возможности Наксоса в обеспечении землей прибывающих переселенцев были исчерпаны уже в первые пять лет с момента основания колонии. В связи с этим Теокл выступил инициатором выведения еще двух поселений - Леонтин и Катаны в долину р. Симеф15. Причем, если поселенцев в Леонтинах он возглавил сам, то в случае с Катаной Теокл ограничился лишь ролью координатора, предоставив ее основателям самим избрать ойкиста. Последнее обстоятельство весьма примечательно и дает основание предположить, что основатели Катаны с самого начала позиционировали себя как вполне самостоятельную группу колонистов, прибывших в Сицилию с намерением создать свою гражданскую общину и объединившихся

для достижения этой цели, возможно, уже здесь, в отряд со своим лидером.

Совсем иначе выглядит, судя по рассказу Полиэна, группа первопоселенцев в Леонтинах. То обстоятельство, что обустройством их занялся сам Теокл, говорит, по нашему мнению,

об изначальном отсутствии у них необходимых предпосылок для организованных и решительных действий. Поселившись в Леонтинах, они на первых порах были вынуждены не только мириться с соседством сикулов, но даже приняли на себя обязательства по отношению к последним, очевидно, связывающие их действия. Такое поведение колонистов, на наш взгляд, объясняется отсутствием у них оружия. Логичным будет предположить, что эти переселенцы были представителями той весьма многочисленной прослойки греческого общества начала Архаики, которая более всего и была заинтересована в колонизации. Иными словами, это были безземельные крестьяне, которые с появлением Наксоса в Сицилии устремились сюда из метрополии в надежде получить участок плодородной земли. В силу своей бедности они не имели оружия и были, таким образом, лишены возможности отнять эту землю у местных обитателей и организовать на отвоеванной территории самостоятельную жизнеспособную общину.

Возможно также, что Теокл, как основатель и глава Наксоса, взявшись за обустройство этих переселенцев, имел своей первоначальной целью не столько создание новой полноценной колонии, сколько обустройство и расширение хоры самого Наксоса путем организации на ней небольших поселений. Одним из таких поселений первоначально могли быть и Леонтины, расположенные в отдалении - на южном краю долины Симефа, на границе сикульских земель. Это поселение, ввиду стратегической важности его положения, могло стать форпостом владений халкидских колонистов в Сицилии. Поэтому позднее, стремясь усилить позиции халкидян в этом регионе, Теокл воспользовался предоставившейся возможностью и сумел не только избавиться от обременительного соседства с си-кулами, но и нашел способ вооружить обитате-

лей Леонтин и, тем самым, обеспечил возможность для создания на базе этого поселения полноценной гражданской общины - полиса.

Таким образом, халкидская колонизация Сицилии с самого начала носила организованный характер. Инициатором и организатором этого масштабного предприятия, объединившего, на первых порах, усилия не только хал-кидян, но и выходцев из ряда других полисов, по праву следует считать Теокла. Успешное начало указанному предприятию было положено основанием под его руководством Наксоса, который, в свою очередь, послужил плацдар-

мом для дальнейшей колонизации обширного региона на северо-востоке Сицилии силами прибывающих из метрополии новых переселенцев.

На этом этапе важнейшей целью было заселение плодородной долины р. Симеф. Здесь Теокл выступил не только в роли общего координатора колонизационной деятельности переселенцев из метрополии, как это было при основании Катаны, но и лично руководил основанием Леонтин - стратегически важного пункта, обозначившего южную границу халкидских владений в Сицилии.

Примечания

1 См: Соколов Ф.Ф. Критические исследования, относящиеся к древнейшему периоду истории Сицилии. СПб., 1865. С. 179; ПальцеваЛ.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999. С. 118, прим. 72; Levi Mario A. L’ltalia nell’evo antico. Piccin, 1988. P. 89-90; Graham A.J. Megara Gyblaea and the Sicels // idem. Collected Papers on Greek Colonization. Leiden, 2001. P. 151-152.

2 О пригодности места для организации поселения можно судить из свидетельства Диодора, сообщающего, что основатели Наксоса, изгнали проживавших здесь ранее сикулов (Diod. Sic. XIV, 88, 1). Стратегически выгодное положение Наксоса, в свою очередь, видно из той роли в деле дальнейшей колонизации Сицилии, которую сыграл этот эвбейский форпост уже в ближайшие после его основания годы.

3 О чрезвычайном плодородии земли в этой части острова пишет Аристотель. См: Arist. Historia animalium. III, 17.

4 Традиционной датой основания Наксоса, принимаемой большинством современных исследователей, является 734 год до н.э., а Сиракуз - 733 год до н.э. См.: Dunbabin T.J. The History of Western Greeks. The History of Sicily and South Italy from the Foundation of Greek Colonies to 480 B.C. Oxford, 1948. P. 8-9; Пальцева Л.А. Из истории Архаической Греции. С. 104-132; Высокий М.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху (Ранняя греческая тирания конца II - середины V в. до н.э.). СПб., 2004. С. 329-343.

5 См. напр.: Пальцева Л.А. Указ. соч. С. 113-114; Graham A.J. Op. cit. P. 156-159.

6 Randall-MacIverD. Greek Cities in Italy and Sicily. Oxford, 1931. P. 83; Coldstream J.N. Geometric Greece 900700 B.C. London; N.Y, 2003. P. 235-236.

7 Колдстрим называет отношение халкидян к сикулам в Леонтинах «необычно гуманным» (unusually humane). См.: Coldstream J.N. Op. cit. P. 235-236; О Катане см.: Hansen M.H., Nielsen T.H. An Inventory of Archaic and Classical Poleis. Oxford, 2004. P. 206.

8 Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб., 2004. С. 152-156.

9 Указ. соч. С. 156.

10 Относительно времени основания Занклы см.: Graham A.J. The Colonial Expancion of Greece // CAH. Vol. III. Part 3: The Expancion ofthe Greek World, Eight to Sixth Centuries B.C. Cambridge, 1982. P. 108.

11 См.: Соколов Ф. Ф. Указ. соч. С. 187.

12 Graham A.J. The Colonial Expancion of Greece. P. 104.

13 Dunbabin T.J. The History of Western Greeks. P. 10.

14 См.: Шубин В.И. Гомеровская традиция в греческой колонизационной практике // Вестн. СПбГУ Сер. 2. История. 2009. Вып. 2. С. 197-203.

15 Подобным образом происходила начавшаяся полувеком ранее колонизация Эретрией и Халкидой ряда территорий в центральной Италии, результатом которой стало основание Питекуссы - на одноименном острове и Кимы

- на противолежащем побережье Кампании. С появлением Питекуссы население колонии начало расти очень быстрыми темпами. Вследствие этого имеющиеся на острове ресурсы плодородной земли были исчерпаны уже в первые десятилетия. Это обстоятельство послужило одной из причин основания Кимы, расположившейся на краю плодороднейшей Кампанской равнины и способной, таким образом, принять растущий поток переселенцев из метрополии. См: Шубин В.И. Питекусса: к вопросу о первоначальном характере колонии // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. С. 37-45.

Shubin Vladimir

THE FIRST EUBOIAN COLONIES IN SICILY: NAXOS, CATANE AND LEONTINOI

The article deals with the circumstances of the foundation of a group of Euboian Colonies in Sicily in the second half of the VIII century BC. On the basis of the comparative analysis of the antique tradition evidence and the archaeological data the author has come to the conclusion that the process of colonization was organized from the very beginning and was realized under the leadership of Theocles.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Фролов А.Д., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.