М. Ф.ВЫСОКИЙ (Москва)
МИГРАЦИИ В АРХАИЧЕСКОЙ СИЦИЛИИ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Y В.)*
Прежде всего следует сказать несколько слов о колонизации Сицилии и формировании «греческой области» на острове. Эта область изначально формировалась разделенной на две зоны, зоны двух греческих племен — халкидян и дорийцев. Первой греческой колонией на Сицилии был основанный халкидянами в 734 г. Наксос1. К югу от Наксоса находилась крупнейшая в восточной Сицилии и плодороднейшая долина реки Симеф, которую наксосские халкидяне и прибрали к рукам, основав в 728 г. у южного края долины Леонтины, а у северного Катану. (Thuc. VI.3.1-2). Примерно в это же время халкидяне взяли под свой контроль и северо-восточную оконечность острова, а также стратегически важную зону Мессенского пролива, основав между 728 и 716 гг. Занклу на месте небольшой крепости халкидян из Кум (Thuc. VI.4.5; Paus. IV.23.7; Strabo. VI.2.3), а затем, в 716 г. на северном побережье, недалеко от Занклы, поселение Милы (Euseb. Chron. II.p.322e Zohrabo; Schol. Apoll. Rhod. IV.965). В дальнейшем халкидяне (из Занклы) расширяли зону своего заселения, основав, совместно с изгнанниками-дорийцами из Сиракуз, в 648 г. на северном побережье острова Гимеру (Thuc. VI.5.1; Diod. XIII.62.4).
Дорийская зона заселения развивалась практически синхронно с халкидской. Первой дорийской колонией на Сицилии были Сиракузы, основанные в 733 г. В 727 г. недалеко от Сиракуз, на восточном побережье были основаны Мегары Гиб-лейские (Thuc. VI.3.3; 4.1-2; Euseb. Chron. II. p.321 Zohrabo). Жители Сиракуз стали активно осваивать юго-восточную часть острова, основав в этом районе в 663 г. Акры, ок. 643 г. Касмены, а в 598 г. Камарину, практически на границе с Гелой (Thuc. VI.5.2-3; Euseb. Chron. II.p.329 Zohrabo). Гела, родосско-критская колония, основанная в 688 г., была первым поселением греков на южном побережье острова (Thuc. VI.4.3; Euseb. Chron. II.p.324 Zohrabo). В дальнейшем расширение дорийской зоны заселения продолжалось вдоль южного побережья: в 650/627 гг. Мегарами Гиб-лейскими был основан Селинунт (Thuc. VI.4.2; Diod. XIII.59.4), а в 581/580 г. жителями Гелы и родосцами был основан Акрагант (Thuc. VI.4.4).
Дальнейшее расширение хоры полисов и основание различных поселений на хин-терланде не изменило принципиальной картины. Уже к середине VII в. греческая часть Сицилии была четко поделена на северо-восточную (халкидскую) и юго-вос-точную (дорийскую) зоны заселения. Данная схема просуществовала до второй половины VI в., и дальнейшие миграционные процессы радикально изменили ее.
Основные данные о миграции на Сицилии в период архаики — это прежде всего переселение значительных групп населения в течение перв. пол. У в., что существенно отразилось на этно-политической карте острова.
Миграции в восточной части Сицилии
Первые сведения о массовых миграциях относятся к началу V в., периоду правления тирана Гиппократа в Геле. В 491 г. Гиппократ разгромил войско Сиракуз и по заключенному мирному договору в обмен на пленных сиракузян получил пограничную с Гелой область Камарины (Her.VII.154).2 Гиппократ восстановил полис Камарину и переселил туда значительный контингент жителей Гелы (Thuc. VI.5.3; Philist. FGrH 556. F 15), которые вместе с бывшими камаринянами (об их присутствии говорит термин ai)voiid£a), используемый Филистом) составили гражданский коллектив Камарины. Возможно, что Гиппократ использовал подобные переселения для укрепления своего влияния в завоеванных районах довольно широко, однако нам известен кроме Камарины еще только один пример — Моргантина, поселение
* Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 02-01-00290а
греков-халкидян к северу от Гелы, вблизи области Леонтин: судя по данным надписей, в халкпдской Моргантпне после ее захвата Гиппократом появилось много жителей (составивших большинство греческого населения), говоривших на дорийском диалекте3, вероятно, также бывшие жители Гелы.
Особенно сильно миграционные процессы, инициированные верховной властью, начались в период правления Гелона, сына Дейномена, преемника Гиппократа.
Сразу после захвата Сиракуз, в 484 г., Гелон разрушил Камарину и переселил всех (атгаута?) камаринян на жительство в Сиракузы с предоставлением гражданства (Her. VII. 156). Жители Камарин активно участвовали в войнах тирана Гиппократа (Polyaen.V.6) и, видимо, после смерти Гиппократа оказали поддержку Гелону при захвате власти в Геле в 491 г. (Her.YII.155), будучи в составе возглавляемого им войска. Но судя по данным источников, переселение камаринян в Сиракузы не носило такого мирного характера, как это показано у Геродота. Видимо, в Камарине произошло восстание против Гелона, в результате чего тиран и покарал камаринян, причем довольно жестоко (Schol. Aeschin. in Ctes.,190: ...катафт|ф1стр.еуыу tojv Kap.apivaia)v 9d.va.Tov...). Косвенно это подтверждает и сам Геродот, который сообщает, что Гелон разрушил Камарину (Kap.apivris' 8е то аоти катёакафе, — Her.YII.156).4 Очевидно, Гелона к этому побудил сепаратизм камаринян, либо их тенденция к излишней, с точки зрения Гелона, автономии.
Значительное внимание источники уделяют событиям, связанным с депортацией Гелоном населения из Мегар Гиблейских и Эвбеи. В 483/482 г. (Thuc. VI.4.2) Мегары начали войну против Гелона (Her.YII.156), причем инициаторами этого выступления были богачи (тгахеа?), что, видимо, было связано с «большим налогом», которым Гелон обложил Мегары (Polyaen. 1.27.3), в то время как демос, основное население полиса, фактически в ней не участвовал. Логически рассуждая (кстати, так же рассуждал и Геродот), Гелон должен был покарать богачей, а он поступил наоборот, переселив тгахеа? в Сиракузы и предоставив им права гражданства,5 демос же также перевел в Сиракузы (о переводе всего населения Мегар в Сиракузы сообщает Полнен: «[мегарцы] перешли в Сиракузы и подчинились власти Гелона», — 1.27.3), а затем «они были переданы на изгнание из Сицилии» (тоитои? ё? та?! 2ърт|коша? атгёбото етг ё^ауыут) ёк ЕькеХьт]?,—Her. VII. 156). Подтверждением этого является текст Фукидида, который подчеркивает, что мегарцы были именно изгнаны: «... землю [Мегар Гиблейских], как я уже сказал, при тиране Гелоне захватили сиракузяне, изгнав ее жителей» (Thuc. VI.94.1; то же VI.4.2).
Таким же образом Гелон поступил ок. 482/481 г. и с населением Эвбеи (Her.VII. 156; Strabo. X. 1.15), колонии Леонтин (Strabo. VI.2.6), находившейся на границе Леонтин и Сиракуз.
Рассмотрение ситуации, сложившейся в самих Сираузах, объясняет подобные действия тирана. Дело в том, что Гелон был крайне заинтересован в земельных ресурсах. Еще после изгнания гаморов (представителей слоя крупных землевладельцев, потомков первых поселенцев в Сиракузах) в 491 г. (Her. VII. 155; Diod. Х.26) киллирии (зависимое население в Сиракузах), получив гражданские права, получили также и землю, скорее всего — за счет владений гаморов. Ок. 485 г. гаморы были возвращены (Her. VII. 155), но и киллирии сохранили свои права, так что на их обеспечение землей уже были затрачены большие резервы земельного фонда Сиракуз. С приходом в Сиракузах к власти Г елона проводятся две крупные переселенческие акции, в результате которых гражданская община Сиракуз пополнилась всем населением Камарины и большей частью населения Гелы (Her.VII.156). Кроме того, следует учесть, что уже в это время Гелон также начал заселять в Сиракузы наемников с предоставлением прав гражданства, в основном — из Греции (Polyaen. 1.27.3; Diod. XI.72.3). Таким образом, земельного фонда Сиракуз явно не хватало, причем, видимо, не хватало катастрофически. Земли Камарины, население которой было переселено в Сиракузы, не вошли в состав земельного фонда Сиракуз, о чем мы
можем судить по тому, что в 461 г. Камаринская область находилась в распоряжении жителей Гелы (Thuc. VI.5.3; Diod. XI.76.5). А Мегары находятся в непосредственном соседстве с территорией Сиракуз и близко от самого полиса, представляя собой весьма соблазнительный объект для пополнения земельного фонда. В этом и кроется причина столь жестокого обращения Гелона с демосом Мегар и Эвбеи: переселив их в Сиракузы, тиран был бы вынужден предоставить им права гражданства, т.е. землю, а отправив их из Сицилии (ведь лишенные прав, они были бы потенциальными врагами Гелона, и, следовательно, чем дальше они будут, тем лучше), Гелон получил в свое распоряжение прежде всего солидную часть земельных угодий мегарян (за исключение владений мегарских «богачей» и участков наемни-ков-дорийцев, размещенных в небольшом поселении на месте Мегар,- Thuc. VI.75.1).
Подобные выводы о причинах действий Гелона справедливы и для Эвбеи. У Страбона мы находим сообщение, что после изгнания жителей Эвбеи на ее месте было создано «сторожевое охранение сиракузян» (Strabo. X.I.15). Т.е. земельный фонд Эвбеи также вошел в состав хоры Сиракуз и подвергся такому же разделу: между эвбейской элитой, поселенной в Сиракузах, поселенцами-наемниками, населившими это небольшое «сторожевое охранение», основанное на месте полиса, и остальными гражданами Сиракуз.
Кроме того, Гелон первый из сицилийских тиранов инициировал массовое переселение наемников-дорийцев из Эллады (Polyaen.I.27.3)6. Большое их число, 10 тыс. человек, было поселено в Сиракузах (Diod. XI.72.3), а также в небольших поселениях на хинтерланде как, например, на месте Мегар и Эвбеи (Polyaen.1.27.3; Thuc. VI.75.1; Strabo. X.I.5).
После смерти Гелона тираном Сиракуз стал его младший брат Гиерон. Он также продолжал активную миграционную политику, однако его целью было прежде всего уменьшение зоны заселения халкидян. Прежде всего Гиерон переселил в 476 г. (Diod. XI.48.1) жителей халкидских полисов Наксоса и Катаны в халкидский полис Леон-тины, предоставив им там права гражданства (Diod. XI.49.2). В результате этой акции Леонтины становились практически единственным крупным халкидским полисом в государстве Дейноменидов. Скорее всего это было вызвано сомнением Гиеро-на в лояльности халкидского населения в условиях напряженных отношений с Анак-силаем, тираном халкидского Регия (тем более что Катана, а особенно Наксос непосредственно граничили с территорией, подвластной Анаксилаю).7 Было сделано все для закрепления нового населения Леонтин в полисе, — очевидно, был издан специальный указ об основании нового, совместного полиса: «[Гиерон] наксосцев и катанцев переселил в Леонтины и повелел вместе с местными жителями населить (катоькеТу) полис» (Diod. XI.49.2).
Освободившийся Наксос был основательно перестроен, и там, по всей видимости, был поселен гарнизон8,- очевидно, это была часть тех наемников, которых Гиерон навербовал для поселения в Катану (Diod. XI.49.1). О заселении Катаны нам известно более подробно, поскольку этому полису Гиерон уделял повышенное внимание. Он, видимо, решил сделать Катану своей опорной базой и, возможно, новой столицей. Выселив все население в Леонтины и переименовав Катану в Этну, тиран навербовал 5 тыс. человек в Пелопоннесе для поселения в Этне. Столько же поселенцев он перевел из Сиракуз (Diod. XI.49.1). Этот отряд переселенцев включал в себя переселенных еще Гелоном в Сиракузы бывших жителей Мегар и Гелы, а также коренных сиракузян (Schol.Pind.Pyth.I.120b). Таким образом, получился полис с населением в 10 тыс. граждан-дорийцев. В полисе были введены дорийские законы (Schol.Pind.Pyth.1.118а; с; 120Ь), о чем свидетельствует, в частности, наличие в полисе фил Памфилов и Гиллеев (Pind. Pyth.1.60-65), — двух из трех дорийских классических фил.
Чтобы восполнить убыль населения из дорийских полисов, Гиерон навербовал наемников (£eva)v), и поселил их в Сиракузах (Diod. XI.48.3), а также в Геле (Diod.
XI.76.4). В Геле наемники были поселены скорее всего в период правления там По-лизела, брата Гиерона.
Таким образом, в восточной Сицилии значительные массы греческого населения переместились из южных (Гела, Камарина) и северных (Наксос) районов в центральную часть восточного побережья и прилегающие к этому побережью районы, а главное — практически исчезла халкидская зона заселения.
Миграции на северном побережье
В этой области греческой Сицилии в наибольшей степени миграционным процессам оказалась подвержена Занкла. В 494 г., после подавления персами Ионийского восстания, тиран Занклы Скиф направил послов в Ионию с предложением основать совместную колонию на Сицилии. Многие жители Самоса, а также отряды поселенцев из Милета и Колофона отправились на Сицилию (Her.YI.22; Diog.Laert.IX. 18). Самосцы прибывают в Италию, и здесь с ними встречается тиран Регия Анаксилай, враждовавший тогда с Занклой. Он убеждает самосцев захватить Занклу, и самосцы, возможно, с помощью Анаксилая овладели Занклой (Her.VI.23). В результате этой акции большинство халкидского населения Занклы было изгнано: Фукидид и Аристотель сообщают, что халкидяне, жители Занклы, были изгнаны самосцами и другими ионийцами (Thuc. VI.4.5; Arist.PoLY.II.il). Основная часть бывших жителей Занклы мигрировала в Гимеру, в полисе осталось меньшинство, прежде всего представители аристократии (Her.VI.23).
Однако на этом переселения в Занкле на закончились. В 488/486 г. тиран Регия Анаксилай, ведя войну с Занклой, в которой утвердился тиран Кадм, сын Скифа, отправил послов в Мессению и пригласил мессенцев в Италию, а когда они прибыли в Регий, предложил им помочь ему выиграть войну с Занклой, обещая в награду отдать Занклу мессенцам. Мессенцы согласились, и Анаксилай переправил их в Сицилию (Paus. IV.23.3). Флот Анаксилая разбил занклейцев в морской битве, а мессенцы победили войско занклейцев в битве на суше, и взяли Занклу штурмом (Paus. IV.23.4). Фукидид (VI.4.5) сообщает, что Анаксилай после захвата Занклы «поселил в город смешанное население и переименовал его в Мессану».9 С сообщением Фукидида вполне согласуется фрагмент из рассказа Павсания о том, что после захвата Занклы мессенцы и занклейцы «заключили взаимную клятву и обе стороны стали жить вместе» (Paus. IV.23.10)10. К остаткам прежнего халкидского населения и ионийским поселенцам добавился крупный отряд мессенцев-дорийцев, который стал этнически преобладающим. Хотя Фукидид сообщает, что Анаксилай изгнал (е|фаХшу) самосцев, однако более подробная версия Павсания (да и свидетельство самого Фукидида о смешанном населении) свидетельствует о том, что самосцы и ионийцы в основном, остались в новом полисе.
После захвата Занклы мессенцами многие самосцы из Занклы эмигрировали в Милы, небольшую колонию Занклы11, и там оборонялись от мессенцев. Однако эта оборона не увенчалась успехом, и судя по посвящению в Олимпию (Meuaevioi MuXalov), Милы были захвачены и присоединены к территории государства Анаксилая12, а в сами Милы, по всей видимости, была выведена группа колонистов-мессен-цев, — см. наличие вблизи города храма Артемиды Фацилитиды (Арр.Bell.Civ.V.484; Dion.Cass. XLIX.8.1), культ которой однозначно мессенский13.
Не остался в стороне от миграционных процессов и другой греческий полис северного побережья — Гимера. После захвата в 494 г. Занклы самосцами, большое количество занклейцев эмигрировало именно в Гимеру, занклейскую колонию, где они, видимо, как жители метрополии, получили права гражданства. Очевидно, отряд изгнанников был весьма внушительным, поскольку из занклейцев составили отдельную филу и был проведен передел земли с целью предоставить каждому эпойку участок земли ((ГЗ) т|ёкасттоу emoq|[ov Xa^Jev tov T|ep.iaxoi[vov | ev, p.]e8e(v) tov olqotreSov.
[фи]Ха ДалжХаТа Troieaai ... (10~14) p.(o)ip|[as'] IE каке[? e] dya9e[s\ e]\v та
айто(ь) airrov exe[CT]|6aL hoTirep Ь[о? . .]X| . . ,]v yee[ dva8ai9p.o ...).14
Другие данные об изменении в составе населения Гимеры относятся к 476 г., когда Гимера входила в состав государства, созданного Фероном, тираном Акра-ганта. В это время Гимерой управлял Фрасидей, сын Ферона, и гимерцы, недовольные его правлением, создали разветвленный заговор: предложили Гиерону, тирану Сиракуз, передать Гимеру под его власть и объединиться в войне против Ферона. Но Гиерон решил не начинать войну, и для улучшения своих отношений с Фероном, выдал ему гимерцев. Ферон же жестоко расправился с оппозицией, многих гимерцев убив или изгнав (Diod. XI.48.8; 76.4).
После этой расправы Ферон был вынужден восполнить убыль населения в полисе, и поселил там своих наемников, навербовав главным образом дорийцев, а также, возможно, ионийцев (тои[ те ДырьеТ? кал, тш aXXtov той? (ЗоиХоцёуои?, — Diod. XI.49.3). Наличие ионийцев подтверждает появление в Гимере, имевшей от основания смешанный халкидско-дорийский алфавит (Thuc. VI.5.1), т.н. «голубого» алфавита, с использованием буквы сампи, что свидетельствует о появлении в полисе греко-азиатского населения15.
Таким образом, в результате миграций первой половины У в. состав греческого населения северного побережья острова сильно изменился, превратившись из хал-кидского в ионийско-дорийский.
Изгнание наемников тиранов в 463-461 гг.
После свержения в 466 г. тирании Дейноменидов в Сиракузах, в греческих полисах Сицилии некоторое время сохранялся status quo. Смута началась с того, что в 463 г. сиракузяне решили не допускать поселенных Гелоном наемников к магистратурам. Тогда возмущенные наемники восстали и захватили районы города Ахради-ну и Ортигию. После долгих боев в пределах города и гавани сиракузяне победили. Около 7 тысяч наемников были, видимо, изгнаны из Сиракуз (Diod. XI.72; 76.1-2; Arist.Pol.V.II.ll). Наемники тиранов были изгнаны и из других полисов — Гелы, Акраганта, Гимеры, а в эти полисы стали возвращаться те, кто был изгнан тиранами (Diod. XI.76.4). В случае с Гелой изгнание наемников сопровождалось ожесточенными боевыми действиями (FGrH. 557. F 1). А в Гимере наоборот, после возвращения изгнанных в период тирании, большинство поселенцев Ферона остались на своем месте жительства (см. Diod. XI.49.4).16 В конце концов большей части наемников разрешили взять свое имущество и поселиться в Мессане (Diod. XI.76.5), а некоторые, из Гелы, Акраганта, Гимеры, Сиракуз поселились в Камарине17, вновь основанной гелойцами в 461 г. (Diod. XI.76.5), видимо, специально для этих целей.
Та же судьба постигла поселенцев Гиерона в Катане-Этне. В 461 г. сикулы вместе с сиракузянами напали на Этну. Этнейцы в нескольких битвах были разбиты, и изгнаны из Катаны. Тогда этнейцы перенесли свой полис в небольшой городок Инесса, который также получил название Этна (Diod. XI.76.3; Strabo. VI.II.3). Однако хотя бывшие жители Катаны получили возможность вернуться в свой родной полис, сделали это немногие, судя по тому, что демографическая ситуация в Леон-тинах не изменилась.18
Греческие полисы на южном побережье острова (Акрагант и Селинунт) оказались в меньшей степени затронутыми миграционными процессами. Во всяком случае нам известно лишь о поселении Фероном наемников в Акраганте (Diod. XI.76.4), изгании ок. 461 г. всех или части этих наемников в небольшой городок Миноя на хоре Акраганта (Diod. XI.76.4; FGrH 577. F 1=Р. Ох.655), а также о переселенцах-изгнанниках в Селинунте в конце VI — начале У в. из Мегар Гиблейских19.
Таким образом, в результате бурных миграционных процессов первой половины У в. этно-политическая карта греческой Сицилии претерпела сильные изменения. Некоторые полисы,- такие как Мегары Гиблейские, Эвбея, вероятно — Каллиполис,
— вообще исчезли, на месте других (как, например, в Наксосе — Thuc. IV.25.7-8) сохранились в лучшем случае небольшие поселения. Кроме того, нельзя не отметить
сильное наступление дорийцев на зону халкидян. Такие халкидские полисы, как Мор-гантина, Занкла-Мессана, Милы, Гимера стали дорийскими или ионийско-дорийски-ми. Фактически в халкидской зоне заселения остались лишь Леонтины, Катана, и небольшое поселение в Наксосе (Thuc. VI.20.3; IV.25.7-8). Также за счет перетасовки населения между дорийскими и халкидскими полисами сильно изменилась демографическая ситуация в них. Население, а следовательно, и хора Сиракуз значительно увеличилась, в то время как население в других полисах (например, в Геле, Камари-не) уменьшилось. В целом, сложившаяся к середине V в. в результате миграционных процессов этно-политическая ситуация оставалась затем стабильной в течение весьма продолжительного времени.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Судя по данным эпиграфики, а также Эфора (apud Strabo. VI.II.2) и Псевдо-Скимна (270-278) кроме халкидян, в основании Наксоса принимали участие ионийцы-пересе-ленцы из эгейского Наксоса (см. Consolo Langer S.N. Calcidesi e Nasso-egei tra Sicilia ed Africa //Kokalos. 1993-1994. T.I/1. P. 247.
2. Камарина, основанная в 598 г. колония Сиракуз, в 552 г. восстала против метрополии. В результате войны город был разорен и лишен статуса полиса (Euseb. Chron. II. p.329h Zohrabo; Thuc. VI.5.3). Однако жизнь в городе не прекратилась в течение второй половины VI в., о чем свидетельствуют археологические источники (Di Stefano G. II territorio di Camarina in eta arcaica //Kokalos. 33. 1987. P. 196-201; Cordano F. Contributo onomastico alia storia di Camarina arcaica//Ibid. P. 125).
3. Sjoqvist E. Sicily and the Greeks. Studies in the Interrelationship between the indigenous population and the greek colonists. Ann Arbor, 1973. P. 47.
4. Факт разрушения Камарины прекрасно подтверждается археологическими данными: город был ненаселен или как минимум очень редконаселен вплоть до его следующего заселения в 461 г. (Giudice F. La seconda е terza fondazione di Camarina alia luce dei prodotti dell commercio coloniale //Quaderni di Messina. 3.1988. P. 56-57).
5. О присутствии мегарских переселенцев в Сиракузах свидетельствует граффити на донышке чернолакового скифоса Н<е>ракХеь, датируемого н. Y в., написание букв которого говорит о мегарском происхождении автора надписи, — Jeffery L.H. The local scripts of archaic Greece. Oxford, 1961. P. 270. Среди этих мегарцев был и знаменитый драматург, комедиограф Эпихарм, о котором большинство источников сообщает, как о прибывшем в Сиракузы из Мегар Сицилийских (Arist., Poet., Ill,1448а 31; Diog. Laert., VIII,78; Suda, ’Етхарцо?). Поздние источники относят начало драматургической деятельности Эпихарма в Сиракузах к 486/485 гг. (Suda, s.v.; Anonym. Byz.,De com.,11,4), что, вроде бы идет вразрез с датой разрушения Мегар. Однако, по всей видимости, мы имееи дело с небольшой путаницей, которая произошла с течением времени: поскольку Эпихарм твердо ассоциируется с тиранией Дейноменидов в Сиракузах (Tim., FGrH 566, F 133; Marmor Parium, 71; Jamb., De vita Pyth., 266), то начало деятельности Эпихарма вполне могло синхронизироваться с началом правления Дейноменидов в Сиракузах, в результате чего и появились подобные датировки.
6. Периодически в литературе встречается трактовка этих дорийцев как наемников, служащих за жалование, денежное и продовольственное (ложившееся тяжелым грузом на казну полиса), т.е. кондотьеров, характерных для эллинского мира IV в. (см. Griffith G.T. The mercenaries of the Hellenistic Word. Groningen, 1967. P. 10-13; 264-273; Bettalli М. I mercenari nel mondo greco.I: dalle origini alia fine del V secolo a.C. Pisa, 1995. P. 92-99; Castrizio D. La monetazione mercenariale in Sicilia. Messina, 2000. P. 19). По всей видимости, это не совсем так. Скорее всего, эти переселенцы-дорийцы прежде всего получали права гражданства, т.е. в войске уже участвовали в статусе граждан. И в этом отношении следует согласиться с предположением Дж.Мафодда, что предоставление прав гражданства (politografia) являлось фактической платой за службу (Maffodda G. La monarchia di Gelone tra pragmatismo ideologia e propaganda. Messina, 1996. P. 78,
— правда, Дж.Мафодда уточняет, что это была оплата увольняемых со службы наемников). Хотя безусловно не исключено, что определенная часть из этих дорийцев была наемниками в собственном смысле слова.
7. Вообще, в историографии довольно распостранено мнение, что эта акция является ярким примером этнического антагонизма между дорийцами и халкидянами на Сицилии, и Дейномениды были проводниками подобной националистической политики (Vallet G. Rhegion et Zankle. Histoire, commerce et civilisation des cites chalcidiennes du detroit de Messine. Paris, 1958. P. 377-382; Sjoqvist. Sicily and the greeks. P. 47-48; Maddoli G. II VI et il V secolo //Storia della Sicilia. Vol.II/1. Napoli, 1980. P. 52). Однако существует и другая, не лишенная достоверности, версия, согласно которой Катана и Наксос, халкидские колонии, находились в сфере влияния халкидского государства Анакси-лая, и Гиерон, желая иметь своих халкидян ближе перед своими глазами, хотел также, чтобы новые поселенцы-наемники неусыпно наблюдали за правителем Регия и Мессины (Hackforth М.A. Sicily.//САН. Vol.V. Cambridge, 1935. P. 148).
8. Di Vita A. Urban planning in ancient Sicily //The western greeks. Classical civilisation in the Western Mediterranean. London, 1996. P. 297.
9. В Занкле появились монеты с надписью ME22ENI ON (ME22ANI ON), что свидетельствует о переименовании полиса из Занклы в Мессану. Предположение К.Додда, базирующееся на том, что монетная серия с этой надписью имеет изображения головы льва и головы теленка, о принадлежности данной монетной серии к серии самосского типа, на основании чего выдвигается гипотеза о присутствии и доминировании в Занкле самосцев в этот период, которые комбинируются каким-то образом с Мессенским влиянием (Dodd C.H.J. The Samians at Zancle— Messana //JHS. 28. 1908. P.75), кажется неверным. Данная серия является свидетельством влияния Анаксилая (см. подробнее Robinson E.S.G. Rhegion, Zankle-Messana and the Samians //JHS.66.1946. P. 15-16), что демонстрирует полное восстановление протектората Анаксилая над этим регионом.
10. Согласно археологическим данным, Занкла в результате оккупации Анаксилаем не подверглась никакому разрушению (Lavaca F. Lo Stretto di Messina nell antichita. Reggio Calabria, 1974. P. 116). Площадь внутри стен Занклы (ок. 1 км. в окружности) не позволяла принять всех вновь прибывших поселенцев, поэтому после 488 г. в Занкле-Мессане развился чисто мессенский пригород со своим святилищем Геракла Мантик-ла, вне гродских стен, — Asheri D. A propos des sanctuaires extraurbains en Sicile et Grande-Grece: theories et temoignages //Melanges. 1.1988.
11. Ср. аналогичное мнение Kunze E. Bericht uber die Ausgrabungen in Olympia. Bd.VIII. Berlin, 1967. S. 105-106.
12. Dubois L. Inscriptions grecques dialectales de Sicile. Contribution a Г etude du vocabulaire grec colonial. Roma, 1989. №5. Датируется 488-485 гг., что, на наш взгляд, вполне оправдано, и скорее всего эта операция имела место ближе к 488 г.
13. Asheri. A propos des sanctuaires extraurbains en Sicile et Grande-Grece. P. 8.
14. Надпись на бронзовой табличке, найденной внутри храма D, датируется концом VI — началом V в. — Brugnone A. Considerazioni sulla legge arcaica di Himera relativa a un ghes anadasmos UPreatti. XI International Congress of Greek and Latin Epigraphy. Roma, 1997. P. 27-31. В нашей работе мы используем более предпочтительную конъектуру Дж.Манганаро, представленную в виде доклада на XI Международном конгрессе по греческой и латинской эпиграфике в Риме в сентябре 1997.
15. Manni Piraino М.Т. L’apporto dell’epigrafia //Kokalos. 30-31. 1984-1985. Vol.l. P. 88. Исследовательница связывает появление «голубого» алфавита в Гимере со свержением Фрасидея, после чего Гимера установила тесные связи с другими антисиракузскими полисами, — Гелой, Акрагантом и Селинунтом, причем прежде всего с Селинунтом, т.к. в Геле появление этого алфавита датируется тем же периодм, что и в Гимере, а в Селинунте — с конца VII в. (Р.95). Однако, как нам кажется, учитывая датировку самой исследовательницы (примерно с 475 г.), можно говорить именно о наличии эмигрантов — носителей языка, т.к. в противном случае влияние Селинунта на Гиме-ру должно быть слишком велико, чего мы не видим в источниках: до 472 г. Гимера была под властью Акраганта (см. Diod. XI.53), а после Гимера перешла под контроль Сиракуз вплоть до 466 г., — Кгаау С.М. Archaic and classical greek coins. Berkley, Los Angeles,1976. P. 215. Сама М.Т.Манни Пирайно в принципе не отвергает такой вариант, но оговаривается, что самосцы, которые могли принести этот алфавит, прибыли в Гимеру ок. 490 г., и в более позднее время по надписям не прослеживаются (Manni Piraino М. Т. Le iscrizioni НHimera. I. Campagne di scavo 1966-1973. Roma, 1970. P. 355).
Но текст Диодора (XI.49.3) вполне позволяет допустить наличие малоазийских греков среди поселенцев Ферона.
16. В это время активно развивался пригорд в Буонфорнелло, на побережье, где находился храм победы. В этом пригороде проживала часть населения Гимеры, либо бывшие наемники, либо бывшие изгнанники, — Asheri. A propos des sanctuaires extraurbains en Sidle et Grande-Grece. P. 11.
17. Vysokii M. The features of protohellenism in Sicily (6th — early 5th centuries B.C.). According to the epigraphic evidence //Preatti. XI Congresso Intemazionale di Epigrafia Greca e Latina. Roma, 1997. P. 68.
18. Vattuone R. «Metoikesis». Trapianti di popolazioni nella Sicilia fra VI e IV sec. a.C. // Emigrazione e immigrazione nel mondo antico. Milano, 1994. P. 91.
19. Asheri D. Rimpatrio di esuli a Selinunte //ASNP. 9.1979. P. 479-497; Dubois. Inscriptions greques dialectales de Sicile. №28; Arena R. Iscrizioni greche arcaiche di Sicilia e Magna Grecia. Vol.I. Pisa, 1996. №52.
M.F. Vysoky
MIGRATIONS IN ARCHAIC SICILY (THE FIRST HALF OF THE 5TH CENTURY B.C.)
The author scientifically analyses the migration processes of considerable groups of population to Sicily, including the eastern part of the island, its northern coast and the south, in the first half of the 5th century B.C. He draws a conclusion that the ethno-political map of Greek Sicily underwent considerable changes, the demographic situation in poleis changed greatly too and Dorian population became prevailing
С.М. ПЕРЕВАЛОВ (Владикавказ)
ХОЗЯЙСТВО ГОМЕРОВСКОГО БАСИЛЕЯ
Всякий, кто использует поэмы Гомера как источник по истории ранней Греции, сталкивается с крайне сложной проблемой соотнесения гомеровских описаний с историческими реалиями. «Героический век», воссозданный в «Илиаде» и «Одиссее», отражает представления Гомера (авторство условно) о 1) микенском прошлом (как минимум с сер. II тыс. до н.э.), 2) времени т.н. «темных веков» (Х1-сер. VIII вв.) и 3) современной поэту эпохи (вторая половина VIII века до н.э. как наиболее приемлемая дата составления поэм). Ранние и поздние элементы гомеровского эпоса настолько переплетены, сравнительный материал настолько скуден, что споры относительно сущности общественных отношений в поэмах неизбежны. Попытки расчленить гомеровское общество на отдельные разновременные элементы не привели к согласованному результату и породили у некоторых историков (А. Лонг, А. Снодграсс) скептическое отношение к самой возможности использовать поэмы в качестве исторического источника по социальным отношениям1. Впрочем, такой крайний вывод не получил особого распространения. Сторонники относительной однородности гомеровского общества помещали его прототип в каждом из трех упомянутых исторических периодов, причем можно говорить об определенной тенденции. До 50-х гг. XX в. преобладало мнение о микенских корнях гомеровских институтов. Вскоре после дешифровки М. Вентрисом линейного письма Б (1952-1953 г.) и выхода в свет книги М. Финли «Мир Одиссея» (1-е изд. — 1954 г.) акцент сместился в сторону