Научная статья на тему 'Основание Сиракуз'

Основание Сиракуз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
999
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / СИЦИЛИЯ / СИРАКУЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шубин Владимир Ильич

Статья посвящена рассмотрению обстоятельств основания Сиракуз ранней греческой колонии в Западном Средиземноморье. На основе свидетельств античной традиции и данных археологии автор пришел к выводу, что первоначально колония была основана на острове Ортигия. Она послужила удобной базой для дальнейшей колонизации прилегающего района Сицилии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION OF SYRACUSE

The article deals with the circumstances of the foundation of Syracuse, an early Greek colony in the Western Mediterranean. On the basis of the antique tradition evidence and archaeological data the author has come to the conclusion that the colony was initially based on the island of Ortygia. It served as a convenient base for further colonization of the surrounding area of Sicilia.

Текст научной работы на тему «Основание Сиракуз»

УДК 94(38).02:325.3(045)

ШУБИН Владимир Ильич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 20 научных публикаций

ОСНОВАНИЕ СИРАКУЗ

Статья посвящена рассмотрению обстоятельств основания Сиракуз - ранней греческой колонии в Западном Средиземноморье. На основе свидетельств античной традиции и данных археологии автор пришел к выводу, что первоначально колония была основана на острове Ортигия. Она послужила удобной базой для дальнейшей колонизации прилегающего района Сицилии.

Древняя Греция, колонизация, Сицилия, Сиракузы

Сиракузы были основаны в Сицилии в VIII веке до н.э. выходцами из Коринфа. Будучи одним из первых греческих поселений в Западном Средиземноморье, Сиракузы со временем оказались в ряду самых сильных государств греко-римского мира. Понятен, таким образом, интерес, проявляемый в современном антико-ведении к истории этой колонии. Наша работа посвящена некоторым вопросам ранней истории Сиракуз, являющимся предметом научного обсуждения. В первую очередь нас интересуют возможная причина, дата и обстоятельства основания колонии.

Основная информация, относящаяся к основанию Сиракуз, содержится в сочинениях Фукидида и Страбона. Рассказ Фукидида на этот счет достаточно краток: «Сиракузы, на следующий год (после Наксоса. - В.Ш.), основал Архий, принадлежащий к роду Гераклидов из Коринфа, изгнав сикулов с острова, на котором, ныне уже не омываемом морем со всех сторон, находится внутренний город. Со временем

© Шубин В.И., 2011

и внешний город, будучи обведенным стеной, сделался многолюдным (^ис. VI, 3, 2).

Рассказ Страбона, гораздо более пространный, содержит множество дополнительных подробностей. Начинает Страбон с фразы, которая по структуре и содержанию весьма напоминает представленный выше пассаж Фукидида: «Сиракузы основал Архий, который отплыл из Коринфа примерно в то же время, когда были основаны Наксос и Мегара». Далее автор делает отступление с тем, чтобы обратиться к предыстории упомянутого плавания. Он повествует о том, как Архий, явившись в Дельфы, встретился там с Мискеллом, вместе с которым спросил оракула относительно основания колонии. На вопрос божества «что они выбирают - богатство или здоровье?» Архий ответил «богатство», а Мискелл - «здоровье». Таким образом, Архию было предоставлено основать Сиракузы, а Мискеллу - Кротон.

После этого Архий отплыл из Коринфа и, достигнув Керкиры, высадил на остров часть

экспедиции во главе с Херсикратом из рода Бакхиадов. Последний вытеснил с Керкиры обитавших там либурнов и заселил остров. Между тем Архий по пути в Сицилию сделал остановку в Зефирии (на южном побережье Италии), где встретил «неких дорийцев из числа тех, кто основал Мегару», которые возвращались из Сицилии и, взяв их с собой, вместе с ними основал Сиракузы (Strab. VI, 2, 4).

Экспедиция Архия упоминается Страбоном и в другом, не связанном прямо с приведенным выше пассаже. Ссылаясь на Антиоха, Страбон рассказывает об основании Кротона Мискел-лом. Здесь Мискелл, названный «Кривоспинным», также обращается к оракулу, однако уже без Архия, да и само содержание полученного им ответа приводится совершенно иное. Так, получивший ранее указание основать Кротон, Мискелл побывал в Италии и счел, что лучшим местом для колонии будет уже основанный там Сибарис, - о чем и спросил Аполлона. Однако бог призвал его к исполнению указания прежнего оракула. «Вернувшись обратно, Мис-келл основал Кротон с помощью Архия, который по случайности приплыл туда, когда отправился основывать Сиракузы» (Strab. VI, 1, 12).

Оба автора согласно называют Архия основателем Сиракуз. При этом Фукидид подчеркивает высокое происхождение ойкиста - из древнего аристократического рода Гераклидов. Свидетельство Фукидида подтверждается данными Паросской хроники, где Архий назван сыном Эвагета и потомком Темена в десятом колене (Marmor Parium, ep. 31)1.

О причинах, заставивших Архия покинуть отечество и отправиться в Сицилию, можно судить из рассказа Плутарха. По его словам, коринфянин Архий из рода Гераклидов, стал причиной смерти юноши Актеона, однако в силу своей знатности и богатства сумел избежать суда. Тогда отец Актеона Мелисс покончил с собой, бросившись с крыши храма Посейдона во время Истмийских игр. После этого на Коринф обрушились бедствия - засуха и мор (aüxM'O ? ка'г ^огцо q). Коринфяне обратились к Аполлону и получили ответ, гласивший, что гнев Посейдона утихнет, если смерть Актеона будет

отмщена. Архий, находившийся в числе феоров, услышав предсказание, не вернулся в Коринф, а отправился в Сицилию и основал Сиракузы (Plut. Amat. Narrat. 2. 772-773; частично сюжет повторяется у Диодора. См.: Diod. VIII, 10).

Историчность сюжета об Актеоне не раз подвергалась вполне справедливой критике со стороны исследователей, по крайней мере в отношении возможной причины отправки из Коринфа колонистов во главе с Архием2. Таковой причиной, по мнению Ф.Ф. Соколова, были торговые интересы коринфян по отношению к Сицилии и западным землям вообще3. Сторонником торговой концепции выступает также Т. Данбэбин, который, не отрицая присутствия среди причин выведения колонии в Сицилию аграрной составляющей, главной из них все-таки считает торговые интересы правящих в Коринфе Бакхиадов4.

Наряду с торговой теорией, существует точка зрения, в соответствии с которой основание Сиракуз было вызвано именно «аграрными» причинами. При этом основным аргументом выступает сообщение Страбона о том, что большую часть отряда колонистов, отправившихся с Архием, составили выходцы из сельской области Тенея (Strab. VIII, 6, 22)5. В пользу этой версии говорит и характер деятельности первых колонистов, которые в борьбе за плодородную землю начали с изгнания сикулов, населявших о. Ортигия (Thuc. VI, 3, 2).

Особого внимания заслуживает приведенное выше упоминание Плутарха о засухе и море, постигших коринфян якобы в наказание за преступление Архия, поскольку оно может служить прямым указанием на основную причину отправки колонии в Сицилию. Вопрос в том, насколько достоверно это указание, особенно на фоне общего скептического отношения к рассказу Плутарха в целом. Этот скепсис весьма недвусмысленно звучит у Т. Данбэ-бина, недоумевающего, каким образом могли сохраняться в памяти или быть введенными позднее (should be remembered or invented) столь «дискредитирующие» сведения об основателе колонии, удостаиваемом героических почестей6.

Действительно, в сочинениях авторов, опиравшихся на местную сицилийскую историческую традицию, инцидент с Актеоном не встречается. О нем не упоминают ни Фукидид, ни Страбон, опиравшиеся на сочинения Антиоха и Эфора. Диодор Сицилийский, хотя и приводит этот сюжет, однако опускает его завершающую часть, где говорится о проклятии Посейдона и оракуле Аполлона с требованием наказания для Архия. Для сиракузян Архий, как основатель колонии, действительно должен был стать героем и, судя по свидетельствам указанных авторов, стал таковым. Однако Плутарх мог ориентироваться и на иную традицию, не столь благосклонную к основателю Сиракуз.

Как известно, правление Бакхиадов в Коринфе продолжалось до середины VII века до н.э. и было свергнуто в 657 году до н.э. Кипсе-лом, опиравшимся на поддержку народа7. Таким образом, в коринфском предании - таком, каким оно сложилось ко времени Плутарха, -эти жестокие правители далекого прошлого вполне могли выступать ответчиками за столь масштабные и запоминающиеся надолго несчастья, как засуха или эпидемия. Возможно, временная близость и определенная взаимосвязь двух реальных событий - отправки экспедиции во главе с Архием и указанных несчастий -сделали последнего в глазах потомков их виновником. В этом контексте убийство Архием Актеона - независимо от того, было оно фактом или историческим анекдотом - могло сохраниться в народной памяти как причина разразившихся бедствий и, в общем смысле, как пример жестокости и несправедливости, характерных для правившей некогда в Коринфе олигархической клики Бакхиадов.

Таким образом, упомянутые в рассказе Плутарха засуха и эпидемия вполне могли быть теми реальными событиями, которые повлияли на решение коринфян выслать часть сельского населения в колонию8. При этом засуха, как явление, распространяющееся на большую территорию, должна была затронуть значительную часть крестьян и, стало быть, обеспечила массовость колонизационному движению из Коринфа. Эпидемия же, будучи явлением более

локальным, могла побудить обитателей отдельной, охваченной ею области, к немедленной перемене места жительства. В нашем случае такой областью могла быть Тенея, выходцы из которой и составили, по свидетельству Страбона, основу отряда Архия.

Проблема датировки основания Сиракуз является частью более масштабной научной дискуссии, обращенной к хронологии греческой колонизации Сицилии в целом. Базой для дискуссии служит наличие в произведениях античных авторов различных вариантов датировки ранних сицилийских колоний. Указанная дискуссия представлена в работах ряда отечественных и зарубежных исследователей9. В частности, в деле определения начальной даты Сиракуз, а также места этой колонии в общем порядке возникновения первых греческих поселений в Сицилии, рассматриваются несколько версий.

Первая из них основана на системе относительных дат, представленной в сицилийском экскурсе Фукидида. Так, свидетельство Фукидида об основании Камарины через 135 лет после Сиракуз (^ис. VI, 5, 3) в сопоставлении с комментарием схолиаста к V Олимпийской оде Пиндара о том, что Камарина была основана в 45-ю Олимпиаду (600-596 годы до н.э.), а разрушена в 57-ю Олимпиаду (552-448 годы до н.э.) ^сЫ1. Р^. 01. V, 16, 7-9), дает возможность датировать основание Сиракуз 735733 годами до н.э. Такой же результат, с небольшим расхождением, получается при сопоставлении данных Фукидида с комментарием к

II Олимпийской оде Пиндара, где говорится об основании Акраганта в 50-ю Олимпиаду (580— 576 годы до н.э.) ^Ло1. Р^. 01. II, 166е, 1-2). Поскольку, по Фукидиду, Акрагант был основан через 108 лет после Гелы (^ис. VI, 4, 4), а та, в свою очередь, - через 45 лет после Сиракуз (VI, 4, 3), получаем дату основания Сиракуз -733-729 годы до н.э. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что сам Фукидид избегал точных дат, большинство исследователей, принимающих его систему датировки, определяет годом основания Сиракуз 733 год до н.э.10 Близок к указанной дате и Евсевий, хотя его

данные в различных сохранившихся версиях его труда различаются на несколько лет11. Приведенные расчеты позволяют говорить о том, что указанные авторы могли опираться на единый источник, каковым мог быть труд Антиоха или какого-то более раннего местного хрониста12 .

Другая версия хронологии сицилийских колоний, основанная на системе так называемых «высоких дат», была предложена французскими исследователями Ф. Вийяром и Ж. Валле. В основу ее положено свидетельство Диодора

о взятии Селинунта карфагенянами в 408 году до н.э. - спустя 242 года после его основания (Diod. XIII, 59, 4). Отсюда получается «высокая» дата для Селинунта - 650 год до н.э., которая отличается от даты, исчисляемой по Фукидиду, - 627 год до н.э., на 23 года. Свидетельство Диодора находит подтверждение в хронике Евсевия (Euseb. Chron., p. 95 Helm)13. Таким образом, по мнению авторов концепции «высоких дат», существовала система хронологии сицилийских колоний, отличная от той, на которую опирался Фукидид. В рамках данной концепции Вийяр и Валле, добавляя указанную разницу к датам, получаемым на основе системы Фукидида, предлагают датировать основание Наксоса 757 годом до н.э. (734+23), Мега-ры - 750 годом до н.э. (727+23), оставляя, тем не менее, неизменной дату основания Сиракуз - 733 год до н.э., но перемещая ее при этом на третье место в общем порядке14. Системы «высоких дат» придерживается также Ж. Бе-рар15.

Указанная концепция была подвергнута справедливой критике со стороны ряда исследователей. Так, предполагая существование хронологии, отличной от системы Фукидида, авторы выстраивают ее, используя в то же время такие ключевые элементы этой системы, как временные промежутки между основаниями Наксоса и Мегары, а также Мегары и Селинунта16. Критикуя «высокую» дату основания Селинунта, Т. Данбэбин предполагает ошибку хроногафа, послужившего источником для Диодора и Евсевия, который мог поместить Селинунт на место Липары, действитель-

но основанной ок. 650 года до н.э. Кроме этого, он отвергает возможность датировки керамики, полученной при раскопках Селинунта, «высокой» датой, настаивая на традиционной, соответствующей системе Фукидида дате - 637 год до н.э.17 Не выдержал проверку временем аргумент авторов концепции «высоких» дат в пользу первенства Мегары Гиблеи перед Сиракузами, основанный на сравнительной датировке керамики, обнаруженной на местах этих колоний. Речь идет о керамике так называемого «стиля Тапс», которая была обнаружена в Ме-гаре, но не встречалась в Сиракузах18. Однако в ходе последующих исследований в Сиракузах керамика указанного типа была обнаружена и здесь19.

Таким образом, по нашему мнению, рассказ Фукидида наиболее полно и адекватно отражает процесс возникновения первых греческих колоний в Сицилии и Сиракуз в том числе. Соответственно датой основания колонии, по нашему мнению, следует считать 733 год до н.э.

Фукидид называет местом первого поселения коринфян о. Ортигия (VI, 3, 2) и его свидетельство подтверждается данными археологии. Поселение с самого начала имело регулярную планировку. Дома были расположены вдоль улицы, протянувшейся параллельно основной оси острова и ограниченной с обоих концов святилищами Аполлона и Афины20. Из них, по крайней мере, одно, посвященное Афине, было сооружено вскоре после прибытия поселен-цев21 . Неподалеку от святилища Аполлона и другого храма, выстроенного в VI веке до н.э. и условно называемого «Ионийским», обнаружено место древнейшей агоры22 .

Присутствие в структуре поселения, наряду с частными жилищами, таких его элементов, как святилище и агора позволяет заключить, что первоначально именно Ортигия была избрана первопоселенцами в качестве места для основания колонии. При этом размеры острова, длина которого в настоящее время составляет немногим более 1,5 км, а ширина - ок. 500 м, наглядно свидетельствуют о небольшой численности этих поселенцев, довольствовавшихся столь скромны-

ми земельными ресурсами. Впрочем, выбор колонистов мог определяться в первую очередь соображениями безопасности. Благодаря тому, что, наряду с некоторым количеством плодородной земли, здесь имелся источник пресной воды, названный колонистами Аретузой (Strab. VI, 2, 4), а также благодаря естественной защите, которая обеспечивалась островным положением поселения, оно могло, хотя бы на первых порах, вести автономное существование. В то же время, близость Сицилии, побережье которой было отделено от Ортигии лишь узким проливом, предоставляла возможность для дальнейшего роста колонии.

Данные археологии красноречиво свидетельствуют о том, что уже во время жизни первого поколения колонистов началось активное освоение прилегающей к Ортигии части территории Сицилии. Прежде всего была освоена область, расположенная в северо-восточной части обширной долины р. Анап. С севера ее прикрывало обширное плоскогорье, а западной границей этой территории, вероятно, следует считать Фуско - древнейший некрополь Сиракуз, служивший местом погребения уже для первого поколения колонистов. Об этом свидетельствует материал из наиболее ранних могил, датируемый последними десятилетиями VIII века до н.э.23 Наконец, к югу располагалась заболоченная низина, давшая, по мнению Псевдо-Скимна и Стефана Византийского, имя городу (Ps.-Scymn. 279-282; Steph. Byz. Ethnica (epitome). 592-593).

Дальнейший территориальный рост поселения происходил за счет освоения плоскогорья, расположенного к северу от Ортигии. Со временем там образовались несколько кварталов, которые вкупе с поселением на Ортигии и сформировали основную территорию Сиракуз. Таковыми были Ахрадина, Неаполь, Тихе и Эпипо-лы. О динамике указанного процесса можно судить лишь предположительно. Так, те мощные укрепления, упоминаемые у Плутарха, Страбона и Тита Ливия (Plut. Dion. 29-31; Plut. Marcell. 18; Strab. VI, 2, 4; Liv. XXV, 24-30), которые защищали Сиракузы в более позднее время, возникли, безусловно, не сразу24. Одна-

ко вполне допустимо предположить, что отдельные небольшие и, возможно, даже неукрепленные на первых порах поселения были основаны на местах будущих кварталов уже в начальный период истории колонии25. В пользу этого предположения можно привести упомянутое выше свидетельство Страбона, который, описывая Сиракузы, сообщает: «В древности это было пятиградье (лгуталоХгд), окруженное стеной длиной 180 стадий» ^гаЬ. VI, 2, 4). Термин «пентаполис», на наш взгляд, достаточно наглядно указывает на существование в древности пяти общин, объединившихся со временем в Сиракузы. Отметим, что и названия, по крайней мере, двух из них - Неаполя и Эпипол, подчеркивая, с одной стороны, определенную смысловую связь с первым поселением на Ортигии, в то же время предполагают некоторую изначальную их обособленность. Вдобавок к этому есть и прямое свидетельство того, что указанный синойкизм имел место в ранней истории Сиракуз. Оно содержится в схолии ко второй Пифийской оде Пиндара. Схолиаст, комментируя используемый автором по отношению к Сиракузам эпитет «цвуа^олсО^вг^», пишет: «влвгбг) Аргосе; твааа^ас; л;оА,81с; катаат§8\|/а|а,8Уос; ггс; цгау аиущауву.

5в аутаг' Ах|]сх5гуг|, №ал;о?ас;, 'Е7ил;оА,аг, Тйхг|» (8сЬо1. Ртс1. РуШ. II, 1а). Таким образом, можно с большой долей уверенности заключить, что упомянутый Страбоном «пентаполис» сложился или, по крайней мере, начал формироваться уже в начальный период истории Сиракуз - при прямом участии и под руководством Архия. Последний, будучи первоначально главою колонии на о. Ортигия, распространил свою власть и на другие поселения, возникшие позднее ее по соседству - на прилегающем побережье Сицилии. Следовательно, поселения, объединенные, по словам схолиаста, Архием, должны были возникнуть вскоре после высадки первых колонистов на о. Ортигия.

Трудно предположить, чтобы такая работа была проделана в короткий срок только силами отряда, прибывшего из Коринфа во главе с Архием. В этом случае вся та территория за пределами Ортигии, которая была бы освоена

колонистами, должна была естественным образом отходить к уже основанному ими полису. К тому же численность указанного отряда, на наш взгляд, была недостаточной для столь масштабной колонизации.

Вероятно, группа поселений, впоследствии объединенных Архием, возникла благодаря интенсивному притоку новых колонистов, последовавших в Сицилию вслед за первооткрывателями. Таковыми эпойками, надо полагать, были прежде всего коринфяне, получившие возможность переселиться в Сицилию благодаря успеху, достигнутому их соотечественниками под руководством Архия. Однако свидетельства античной традиции и данные археологии указывают на то, что наряду с коринфянами в заселении Сиракуз участвовали и выходцы из других областей. К ним в первую очередь следует отнести дорийцев, встреченных Архием на пути в Сицилию на Зефирии, которых он взял с собой (Strab VI, 2, 4). Не будучи коринфянами, они не могли рассчитывать на равные права со спутниками Архия в основанной им колонии на Ортигии. С другой стороны, потерпев неудачу в первой попытке обосноваться в Сицилии, они могли надеяться на больший успех в создании собственного поселения под покровительством и при помощи последнего.

Данные археологии свидетельствуют о присутствии среди населения Сиракуз выходцев из Аргоса26. Аргосцем был Поллид, перенесший в Сицилию некий сорт сладкого винограда и упоминаемый несколькими авторами в разном качестве: царя Сиракуз (Hippys Rheg. EIKEAIKA fr. 7; Pollux. VI, 16; Aelian. Var. Hist. XII, 31) или тирана Сикиона (Etim. Magn. s.v. BißA,ivoc; oivoq). В силу краткости и противоречивости указанных свидетельств, роль Поллида в Сиракузах трактуется современными исследователя-

Примечания

ми различно27 . На наш взгляд, Поллид мог быть предводителем («архагетом и басилеем», подобным Батту - основателю Кирены) одной из групп переселенцев, прибывших в Сицилию из Аргоса (Сикиона?) уже после Архия. Здесь он на некоторое время стал царем в одном из поселений, позднее вошедших в состав Сиракуз. По указанному выше свидетельству Элиана, имя его сохранилось благодаря сорту Сиракузского вина -ПоЛАло^, которое «получило название от какого-то местного басилея» (вкАт|9| 5в ало тгуо^ гУ%С0§юу РсхагЛ,8юс;), что может указывать на какую-то локальную традицию, не получившую развития и пресекшуюся в результате «синой-кизма» Архия.

Таким образом, Сиракузы были основаны в 733 году до н.э. колонистами из Коринфа под предводительством Архия - выходца из правящего в Коринфе аристократического клана Бак-хиадов. Причиной основания колонии был аграрный кризис в метрополии, усугубленный, вероятно, засухой.

Становление Сиракуз происходило в два этапа. Первоначально колония была основана на о. Ортигия после того, как оттуда было вытеснено местное сикульское население. Она послужила, в свою очередь, удобной базой для дальнейшей колонизации прилегающего района Сцилии. На этом этапе, наряду с первопоселенцами, освоение новых территорий осуществлялось силами второй волны колонистов, среди которых, кроме коринфян, были выходцы из других регионов Пелопоннеса. Результатом стало появление нескольких поселений, которые первоначально обладали некоторой степенью автономии, но были сведены в единый полис уже Архием. Указанный синойкизм, на наш взгляд, может считаться завершающим этапом начальной истории Сиракуз.

1 По мнению ряда исследователей, Архий, как и Херсикрат, принадлежал к правящему в Коринфе роду Бакхиа-дов. См.: Dunbabin T.J. The Western Greeks: The History of Sicily and South Italy from the Foundation of the Greek Colonies to 480 B.C. Oxford, 1948. P. 14: Berard J. La colonisation grecque de l’ltalie meridionale et de la Sicile dans l’antiquite. 2nd ed. Paris, 1957. P. 118. В то же время В.П. Яйленко, опираясь в первую очередь на свидетельство «Паросской хроники», полагает Архия представителем аргосской ветви Гераклидов. См.: Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 76-77.

2 Соколов Ф.Ф. Критические исследования, относящиеся к древнейшему периоду истории Сицилии. СПб., 1865. С. 180; Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. СПб., 2004. С. 185; Dunbabin T.J. Op. cit. P. 15; Berard J. Op. cit. P. 119.

3 Соколов Ф. Ф. Указ. соч. С. 181.

4 Dunbabin T.J. Op. cit. P. 15.

5 Gwynn A. The Character of Greek Colonisation // JHS. Vol. 38 (1918). P. 92-93; Berard J. Op. cit. P. 126; Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С. 185-186.

6 Dunbabin T.J. Op. cit. P. 15.

7 О Бакхиадах см.: Жестоканов С.М. Олигархия Бакхиадов // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / под ред. Э.Д. Фролова. Вып. 2. СПб., 2003. С. 53-64 - с указанием специальной литературы по теме.

8 В подкрепление нашей гипотезы сошлемся на исследование, специально посвященное засухе как явлению, характерному для архаической Греции и ставшему, по мнению автора, одной из главных причин колонизации в указанный период. Автор среди прочих данных античной традиции рассматривает и свидетельство Плутарха. См.: Camp J.McK. A Drought in the Late Eighth Century B.C. / Hesperia. Vol. 48. J№ 4. 1979. P. 408-409.

9 Соколов Ф.Ф. Указ. соч. С. 176-179, 207-210; ПальцеваЛ.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегар-ские колонии. СПб., 1999. С. 104-132; ЯйленкоВ.П. Указ. соч. С. 173-176, 229-231; ВысокийМ.Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. Ранняя греческая тирания конца VII - середины V в. до н.э. СПб., 2004. С. 329-334; Ziegler K. Sicilia // RE. 2. Reihe. Bd II. Hbbd. 4. 1923. S. 2491-2495; Dunbabin T.J. Op. cit. P. 435-438; Berard J. Op. cit. P. 120-125; Vallet G, VillardF. Les dates de fondation de M^ara Hyblaea et de Syracuse // BCH. T. 76. N° 2. 1952. P. 289-364.

10 Пальцева Л.А. Указ. соч. С. 110; Dunbabin T.J. Op. cit. P. 436; Boardman J. The Greeks Overseas: Their Early Colonies and Trade. London, 1980. P. 172; PallotinoM. The History of Earliest Italy. London, 1991. P. 61; Hansen H.M., Nielsen T.H. An Inventory of Archaic and Classical Poleis. Oxford, 2004. P. 225.

11 См.: Соколов Ф.Ф. Указ. соч. С. 177, 207; ZieglerK. Sicilia. S. 2493.

12 Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции. С. 114; Ziegler K. Op. cit. P. 2493-2494; Dunbabin T.J. Op. cit. P. 436-437.

13 Vallet G., VillardF. Les dates de fondation de M^ara Hyblaea et de Syracuse. P. 318-321.

14 Ibid. P. 322-325.

15 Berard J. La colonisation grecque de l’Italie meridionale. P. 296; Idem. L’expansion et la colonisation grecques jusqu’aux guerres mediques. Paris, P. 75.

16 Пальцева Л.А. Указ. соч. С. 123-125.

17 Dunbabin T.J. Op. cit. P. 437-438.

18 Berard J. La colonisation grecque. P. 286-287, 295; Vallet G, Villard F. Les dates de fondation. P. 340-343.

19 Coldstream J.N. Greek Geometric Pottery. A Survey of Ten Local Styles and Their Chronology. Updated 2-nd ed. Bristol, P. 322-325; Boardman J. The Greeks Overseas. P. 174-176; Ross Holloway R. The Archaeology ofAncient Sicily. London, 2000. P. 53.

20 Ross Holloway R. Op. cit. P. 54-55.

21 Coldstream J.N. Geometric Greece. London, 1979. P. 170, 234.

22 Fischer-Hansen T. The Earliest Town-Planning of the Western Greek Colonies, with special regards to Sicily // Introduction to an Inventory of ‘Poleis’: Symposium August, 23-26 1995. Acts of the Copenhagen Polis Centre (Volume 3) / ed. by M.H. Hansen. Munksgaard. Copenhagen, 1996. P. 334-335.

23 См. схему: Dunbabin T.J. Op. cit. P. 49; Coldstream J.N. Op. cit. P. 234; Hencken H. Syracuse, Etruria and the North: Some Comparisons // American Journal of Archaeology. Vol. 62. No. 3. (Jul., 1958). P. 259-260.

24 Первые фортификационные сооружения в Сиракузах появились в конце V века до н.э. См.: Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. Л., 1979. С. 71-72.

25 Randall-MacIver D. Greek Cities in Italy and Sicily. Oxford, 1931. P. 161-162.

26 Freeman E.A. Sicily, Phoenician, Greek and Roman. London, 1894. P. 43-45; Coldstream J.N. Op. cit. P. 234; Dunbabin T.J. Op. cit. P. 14-15; Фролов Э.Д. Указ. соч. С. 189.

27 Обзор основных точек зрения содержится у Э.Д. Фролова. Сам автор предлагает считать Поллида главой олигархического совета в ранних Сиракузах. См.: Фролов Э.Д. Указ. соч. С. 193-195.

Shubin Vladimir

FOUNDATION OF SYRACUSE

The article deals with the circumstances of the foundation of Syracuse, an early Greek colony in the Western Mediterranean. On the basis of the antique tradition evidence and archaeological data the author has come to the conclusion that the colony was initially based on the island of Ortygia. It served as a convenient base for further colonization of the surrounding area of Sicilia.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - ФроловА.Д., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.