УДК 94(470)(57)
В.В. Зеленцов СГГ А, Новосибирск
ПЕРВЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ В ГОРОДСКИЕ СОВЕТЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В 1988 году ЦК КПСС, поняв бесперспективность бесчисленных акций по «повышению роли» Советов, впервые официально заявил о целесообразности развития института самоуправления в стране. Но вместе с тем последовала и жесткая установка: думать о местном самоуправлении только в связке с Советами. Выступая с докладом на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, М.С. Горбачев сказал, что «необходимо энергично прокладывать путь к местному самоуправлению как совокупности форм представительной и непосредственной демократии под эгидой местных Советов» \
Первым законодательным актом о местном самоуправлении стал Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР» , который в систему государственного управления вводил местное самоуправление. Закон СССР 1990 г. определял местное самоуправление как самоорганизацию граждан для решения непосредственно и через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц на основе законов и соответствующей материальной базы. Основными органами местного самоуправления провозглашались представительные органы местных Советов народных депутатов. Организация местного самоуправления строилась на основе принципа полновластия Советов. Местные Советы избирались гражданами непосредственно. С введением в 1990 году процедуры альтернативных выборов в местные Советы, в которых могли участвовать политические силы различной идеологической ориентации, городские советы трансформировались в подлинные представительные органы народовластия.
В апреле 1990 г. в регионах Западной Сибири активно шла подготовка к первым демократическим выборам, проведение которых было запланировано на 4 марта. На волне демократического энтузиазма в местные Советы выдвинулось большое количество кандидатов в депутаты. Так, в
-5
Алтайском крае всего было зафиксировано более 30 тыс. кандидатур . В
1 Горбачев М.С. К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства: Доклад и заключительное слово на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 29 ноября - 1 декабря 1988 г. - М., 1988. - С. 27.
2 Закон СССР то 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 6. Ст. 267.
3 Алтайская правда. 1990. 12 января.
городской Совет г. Барнаула на 200 мест зарегистрировалось 363 претендента 4 , 27 из которых было выдвинуто общественными
организациями, остальные - трудовыми коллективами. Всего на 956 мандатов в местные Советы города баллотировалось 1 485 кандидатов5. Более 70 % кандидатов в Барнаульский горсовет являлись членами КПСС. Активное участие принимали инженерно-технические работники, представители научной и творческой интеллигенции, большинство претендентов
баллотировались впервые. Ни одна программа кандидатов в
представительный орган власти Барнаула не обходилась без экологического раздела. В районах города в ходе предвыборной гонки действовали группы гласности, координационные советы по подготовке к выборам, выпускались информационные и методические пособия. Самая высокая альтернативность была зарегистрирована в Центральном районе города, активно проявляли себя общественные организации, неформальные
объединения6.
В Новосибирской области в местные Советы выдвинулось 20 тыс. кандидатов на 12 тыс. вакансий7. Как показала статистика, конкурс составил от 1 до 13 человек на один депутатский мандат, активную позицию в предвыборной гонке проявляли представители профсоюзов. По замечанию председателя Новосибирского областного Совета А.П. Сычева, уровень
о
альтернативности повышался в зависимости от уровня Совета . На выборах в Новосибирский городской Совет в одномандатных округах за 150 депутатских мандатов боролись 657 кандидатов9. В новосибирской прессе предвыборная кампания по выборам в горсовет активно освещалась. В газете «Вечерний Новосибирск» интенсивно публиковались агитационные материалы: программы, биографии всех кандидатов, а также границы избирательных округов.
В Кемеровской области в местные Советы всего претендовало 17 540 человек на 9 356 мандатов, из них 10,2 тыс. сняли свою кандидатуру10. В 2 460 округах конкурс на мандат отсутствовал, причем, как и в Новосибирской области, в сельских районах Кузбасса отметился также низкий уровень альтернативности11. Результаты социологического опроса, проходившего в г. Кемерово в январе 1990 г., свидетельствовали о повышенном интересе горожан к первым альтернативным выборам. Так, 71 % опрошенных респондентов высказали желание участвовать в выборах, 11 % выразили
4 ЦХАФ АК. Ф.Р. 312. Оп. 7. Д. 1421. Л. 9.
5 Алтайская правда. 1990. 2 марта.
6 Алтайская правда. 1990. 26 января.
7 Советская Сибирь. 1990. 11 января.
8 Советская Сибирь. 1990. 11 января.
9 Вечерний Новосибирск. 1990. 4 января.
10 Кузбасс. 1990. 1 февраля.
11 Кузбасс. 1990. 1 февраля.
отрицательную позицию, от 47 до 83 % опрошенных кемеровчан попросту не знали своих кандидатов12.
Итоги первого голосования в новосибирский городской парламент выявили, что во многих округах ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей принявших участие в голосовании. Низкая явка новосибирцев на избирательные участки предопределила длительный характер первых альтернативных выборов в горсовет Новосибирска. По результатам выборов 4 марта при явке 63,7 % в 136 округах из 150 выборы не состоялись, и было назначено проведение повторных выборов и повторного голосования13. Затем последовала череда довыборов. Так, к 17 марта было избрано 129 депутатов (явка 58,8 %)14, к 7 апреля - 131 депутат (явка 51,4%)15, к 17 апреля - 140 (явка 60,7 %)16. В итоге только к концу июня 1991 года городской совет Новосибирска смог работать в полном составе. Состав Новосибирского горсовета 21 созыва существенно обновился, более 80 % депутатского корпуса составили избранники в
17
возрасте 30 - 40 лет . Половина народных избранников Новосибирского горсовета победили при поддержке органов КПСС, а примерно пятая часть была выдвиженцами неформального блока демократической ориентации
1 Я
«Неформальная волна» .
Барнаульский городской Совет народных депутатов смог начать свою работу также лишь после нескольких туров голосования. Так, 4 марта было избранно всего 104 депутата из положенных 200 (средняя явка избирателей 55-60 %)19, 18 марта - доизбрано 29 депутатов (157 кандидатов)20, 22 апреля - 46 (200 кандидатов)21, 28 апреля - 522. Большинство народных избранников, попавших в барнаульское городское собрание, имели высшее образование, опыт хозяйственной деятельности, при этом 100 депутатов в
23
состав городского Совета Барнаула были избраны впервые .
Сложно проходили выборы в городские Советы Кемеровской области. По опубликованным результатам в газете «Кузбасс» ситуация выглядела следующим образом. При достаточно высокой явке избирателей в большинство городских Советов было недоизбрано. Так, в г. Новокузнецке при явке в 60 % на 200 мандатов 4 марта 1990 г. всего избран 71 депутат, в г.
12 Кузбасс. 1990. 10 января.
13 Вечерний Новосибирск. 1990. 7 марта.
14 Вечерний Новосибирск. 1990. 23 марта.
15 Вечерний Новосибирск. 1990. 11 апреля; Советская Сибирь. 1990. 11 апреля.
16 Вечерний Новосибирск. 1990. 26 апреля.
17 Советская Сибирь. 1990. 11 апреля.
18 Пучкин Д.Т. Структурирование системы городского самоуправления и партийнополитические процессы 1990-2002 гг. (Новосибирский аспект) // Власть и общество. Вестник общественных наук. Новосибирск, 2003. С. 160.
19 Алтайская Правда. 1990. 8 марта.
20 Алтайская Правда. 1990. 6 апреля.
21 Алтайская Правда. 1990. 27 апреля.
22 Алтайская Правда. 1990. 4 мая.
23 ЦХАФ АК. Ф.Р. 312. Оп. 7. Д. 1421. Л. 9.
Прокопьевске депутатский корпус заполнился на 2/3 (явка 73,4 %) . В таких городах как Междуреченск, Осинники, где явка избирателей соответственно составила 67,7% и 76%, городские собрания также не набрали необходимого
25
количества депутатов . Кемеровский горсовет был обновлен почти на 90 %, при этом в нем образовалось несколько парламентских групп, среди них: группа «стоящих на демократических принципах», «Конфедерация труда», депутатский клуб, молодежная группа, группа прессы, науки и образования26. Около 50 мандатов из 200 в кемеровском горсовете оказалось у первых руководителей городских предприятий и их заместителей. С одной стороны, это означало высокий уровень профессионализма в решении конкретных вопросов. С другой стороны, эта группа депутатов всячески противилась активности остальной части депутатского корпуса. Например, один из известных депутатов кемеровского горсовета В. Морозов отмечал, что как только на сессии речь заходила о введении освобожденных депутатских должностей (председателей постоянных комиссий, группы депутатского контроля), так сразу группа единодушно заявляла: «Мы на выборах обещали бороться за сокращение управленческих структур, а сами плодим
27
нахлебников на шее трудящихся...» . По существу выборная кампания 1990 г., проходившая в Кузбассе, была ареной политических баталий между кандидатами в депутаты, которых поддерживали партийные организации, и
кандидатами, выдвинутыми неформальными общественными объединениями
28
и рабочими комитетами28.
В результате выборов местные советы РСФСР складывалась интересная ситуация. Наиболее демократические силы одержали победу на общероссийском и городских уровнях. Прокоммунистические - на уровне
29
субъектов федерации и на сельском уровне 29 . Похожая расстановка политических сил выявилась и в регионах Западной Сибири. Исследователь С.А. Мордвинцева приводит следующие данные по этому вопросу. На выборах 1990 г. на местном уровне коммунисты проиграли - в городские, районные и поселковые Советы коммунистов было избрано меньше половины. В областных и краевых Советах региона коммунисты составляли около 80% депутатского состава, но у них не было единства взглядов. Велико
24 Кузбасс. 1990. 6 марта.
25 Кузбасс. 1990. 6 марта.
26 Кузбасс. 1990. 19 мая.
27 Комсомолец Кузбасса. 1990. 2 февраля.
28 Казьмина М.В. Местные органы власти Кузбасса во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов // Сибирь: XX век. Вып. 1. Кемерово, 1997. С. 122.
29 Васецкий А.А. Местное самоуправление в постсоветской России // Личность. Культура. Общество. - 2006. - № 1. С. 195.
было влияние в этих Советах меньшинства (20%), избранного из
30
представителей демократических организаций Западной Сибири30.
Однако нельзя утвердительно говорить, что в обновленных в марте 1990 г. городских советах Западной Сибири депутаты демократической ориентации получили явное и подавляющее большинство. Позиции демократических сил в горсоветах стали усиливаться, лишь в 1991году, когда часть депутатов вышла из рядов КПСС, а в составах депутатских корпусов более четко оформились партийно-политические структуры. После исключения из Конституции РСФСР ст. 6, закреплявшей за КПСС роль ведущей политической силы в стране, позиции коммунистов в местных представительных органах ослабли. В такой обстановке горсоветы превращались в арены политического противостояния между фракциями демократов и коммунистов. Ярким примером тому послужили сессии Новосибирского горсовета. Так, демократы полгода обсуждали на сессиях, достойно ли выходить из зала заседаний в знак протеста или не участвовать в голосовании. На вопрос о переходе небольшой части депутатов на постоянную работу в горсовет, коммунисты дружно выступили против профессионализации депутатской деятельности, широко используя
31
популистскую терминологию, которой занимались и демократы .
Обращаясь непосредственно к итогам выборов в горсоветы, проходивших весной 1990 г., необходимо отметить, что пример Западной Сибири, подтвердил, насколько проблематично приживалось введение демократических институтов в стране. Это объяснялось, прежде всего, особенностями политико-правовой культуры населения,
складывавшимися в перестроечное время. Неурегулированная правовая база, сохранявшая элементы строгой советской системы, делало сложной саму процедуру выборов. Условия проведения выборов в 1990 г. были достаточно жесткие. Законодательством устанавливался 50-процентный порог явки на избирательные участки, при этом кандидату необходимо было набрать не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Ввиду этого выборные кампании в местные советы, о чем свидетельствовал опыт Западной Сибири, затягивались на долгие месяцы, и сопровождались многочисленными конфликтными ситуациями.
Первые свободные выборы в местные советы, несмотря на демократический энтузиазм значительной части советских граждан, выявили неоднозначную расстановку политических сил в представительных органах власти. В начале 1990-х годов население нашей страны только начинало приобщаться к новым политическим ценностям, ориентированным на демократические стандарты. Политический менталитет на рубеже 1980 -1990-х годов приобретал мозаичный характер. Сознание людей
30 Мордвинцева С.А. Общественно-политические кампании 1988 - 1991 гг. в Западной Сибири: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Омск, 1997. С. 16.
31 Вечерний Новосибирск. 1990. 18 декабря.
ориентировалось как на либеральные, так и на социалистические ценности. Первые альтернативные выборы в местные советы стали своеобразной школой демократии. Сохранявшиеся традиции советской политической культуры, ухудшающиеся социально-экономические условия жизни, во многом предопределяли как активный, так и пассивный характер участия людей в выборах - одной из форм реализации права на местное самоуправление.
© В.В. Зеленцов, 2007