Научная статья на тему 'Первоочередные задачи системного развития информатизации в сельскохозяйственных организациях'

Первоочередные задачи системного развития информатизации в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
194
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТАТИСТИКА / ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ВЕТЕРИНАРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Абонеев В. В., Квитко Ю. Д., Белов Д. Е., Пикалов А. А., Захарченко В. М.

Ставропольским НИИ животноводства и кормопроизводства осуществляется создание механизма развития информационных систем и технологий в сельском хозяйстве с участием ВИЭСХ, ВИАПИ им. А.А. Никонова и других заинтересованных НИИ Россельхозакадемии на примере базового модельного объекта СНИИЖК, других базовых объектов Ставропольского края и удаленных базовых объектов, расположенных в 8-10 регионах. Наличие трех типов базовых объектов обусловлено необходимостью получения и изучения трех видов показателей информационного обеспечения объектов исследований: качественных, количественных и экономики, эффективности внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первоочередные задачи системного развития информатизации в сельскохозяйственных организациях»

УДК 002:63

Первоочередные задачи системного развития информатизации в сельскохозяйственных организациях

В.В. Абонеев, чл.-корр. РАСХН, проф.

Ю.Д. Квитко, д. с.-х. н., проф.

Д.Е. Белов, к. б. н.

A.А. Пикалов, к. с.-х. н.

Министерство сельского хозяйства Ставропольского края

B.М. Захарченко, зам. министра А.В. Шевченко, нач. отдела

Всероссийский НИИ электрификации сельского хозяйства И.М. Кузнецов, к. т. н.

М.В. Макеев, н. с.

Современный этап развития человечества характеризуется как информационное общество, идущее на смену индустриальному. Об этом, а также о своих обязательствах в ходе формирования новой общественной формации, было заявлено руководителями ведущих стран мира («Большой восьмерки») в «Окинавской хартии» еще в 2000 году.

Согласно подписанной в 2008 г. Президентом РФ В.В. Путиным «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», целью формирования и развития информационного общества в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Переход к информационному обществу сопровождается процессами глобализации не только в информационной, но и в иных сферах деятельности, одним из факторов которой является формирование мировых рынков товаров и услуг.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и последующее открытие национального рынка, по мнению аналитиков, в наибольшей степени затронет агропромышленный комплекс.

Разработка и широкое внедрение инфокоммуникационных систем и технологий в организацию и управление сельскохозяйственным производством в сложившихся экономических условиях характеризуется следующими особенностями:

отсутствие в отрасли организационно-правовых документов о системном развитии информатизации в сельхозорганизациях и в АПК региона в целом, что приводит к необоснованному формированию управленческих структур и затруднениям их руководителей и

специалистов в организации использования материально-технических и трудовых ресурсов и применении научных методов управления;

в принятых региональных программах развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. не предусматривается создания единого информационного обеспечения (ЕИО) оперативного управления производством и переработкой сельхозпродукции;

применяемые формы и методы оперативного планирования и регулирования производственных процессов в большинстве сельхозорганизаций не отвечают современным требованиям эффективного использования автоматизированных технологий сбора и обработки данных при решении комплексных задач и принятии управленческих решений, что не позволяет создания в них многоуровневых информационных систем;

неподготовленность подавляющего большинства руководителей и специалистов сельхозпредприятий в области использования научных методов управления производственными процессами с применением компьютеров и информационных технологий.

Отсутствие мотивации у специалистов большей части низкорентабельных сельхозпредприятий в повышении эффективности своей работы из-за незнания основ компьютеризации управления приводит к полному их безразличию освоения крайне необходимых научных достижений. Только около 15% сельхозпредприятий могут организовать с участием НИИ их разработку и внедрение.

Наряду с перечисленными организационно-техническими недостатками, сдерживающим фактором развития информационных систем в сельхозорганизациях является отсутствие в них научно обоснованных рекомендаций по формированию исходных данных для разработки оптимального годового производственно-финансового плана и бизнес-плана, приводящее к значительным несоответствиям плановых показателей прибыли и фактически полученных по результатам работы года этих показателей.

Указанное несоответствие в большинстве случаев обусловлено недостатком материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, слабой организацией выполнения технологических операций или других работ и отсутствием контроля за их проведением. Кроме того, не учитываются реальные риски в производстве сельхозпродукции при ухудшении погодных условий, поломке техники, невыполнении договорных обязательств сторонними организациями, задолженности в оплате за ГСМ, электроэнергию, тепло и др.

Все это приводит к снижению эффективности управленческих решений, которые нигде не фиксируются, а их результативность не учитывается.

Отсюда возникает первая целевая задача.

Определить пункты развития информатизации сельского хозяйства в регионах на ближайшие 3-4 года на основе создания в них

трехуровневой информационной системы оперативного управления до 2020 года.

На начальном этапе создания автоматизированных систем управления (АСУ) в сельском хозяйстве 1970-1980 гг. была разработана и утверждена пятиуровневая АСУ: союз - союзная республика -республика (край, область) - район - сельхозпредприятие. Была принята программа проведения НИОКР развития АСУ и ее реализации на примере пилотных регионов, районов, базовых сельхозпредприятий, которой предусматривалось последовательное внедрение информационных систем от решения простых задач до комплексных задач с финансированием за счет бюджетных средств и в незначительной части - привлеченных. При этом осуществлялся контроль за выполнением указанной программы со стороны Госплана СССР, Госкомитета по науке СССР, Минсельхоза СССР и соответствующих органов союзных республик.

В настоящее время организацией разработки и внедрения информационных систем и технологий в управление сельскохозяйственным производством федеральные органы не занимаются, т.к. бюджетные средства на эти цели не выделяются и, как следствие, доминирует подзадачный метод внедрения информатизации. Этот метод иногда называют «лоскутная» или «островная» информатизация, при которой сельхозтоваропроизводитель покупает отдельные программные приложения у различных организаций, не связанных ни функционально, ни информационно, ни эргономически, хотя еще в 80 годах была четко сформулирована концепция развития АСУ в сельском хозяйстве, которой определялась стратегия ее развития как комплексный процесс последовательного развития всех обеспечивающих подсистемы АСУ конкретных уровней на единой организационно-технической основе.

Этот принцип по созданию единой трехуровневой информационной системы оперативного управления (ИСОУ) сельскохозяйственным производством региона необходимо сохранить с уточнением очередности выполнения предстоящих работ, учитывая, что они будут выполняться в рамках реализации региональных программ.

Отработку построения и функционирования ИСОУ в 2014-2016 гг. во всех регионах целесообразно осуществлять на примере 3-10 базовых сельхозорганизаций, 2-5 районных сельхозорганов, в которые будут входить указанные базовые сельхозорганизации, 3-5 предприятий по переработке сельхозпродукции и материально-техническому обеспечению, сервисному и транспортному обслуживанию на основе разработанной концепции развития трехуровневой ИСОУ.

Начальным этапом разработки путей развития информационных систем в сельхозорганизациях является определение основных задач и показателей планирования и выполнения производственных процессов и функций деятельности их руководителей и специалистов,

включающих:

расчет и регулирование объемов производства исходя из наличия ресурсов (производственные функции);

выбор вариантов ресурсов, оптимальных для производства определенного набора сельскохозяйственных продуктов (технологическая функция);

расчет набора производимых продуктов, оптимального для заданного ресурсного обеспечения (предпринимательский выбор).

Для полного понимания и выполнения указанных функций сельхозтоваропроизводитель должен детально изучить решения всех вопросов, возникающих в процессе хозяйственно-финансовой деятельности с оценкой эффективности использования имеющихся ресурсов; иметь обоснованный прогноз цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию; иметь надежную информационную систему оперативного управления, которая позволяет выполнять оптимальные планы по производству и реализации сельскохозяйственной продукции; обосновывать и заказывать проектную документацию на проведение машинно-технологической модернизации и ликвидацию «узких мест» в производстве сельхозпродукции с последующей реализацией указанных проектов и оценкой их экономической эффективности.

Однако собственными силами выполнить качественно перечисленные требования сельхозтоваропроизводитель не может, т.к. функционирующая система управления является ручным инструментом, а поэтому все управленческие решения подготавливаются на основе опыта руководителей и специалистов сельхозорганизаций, которые не всегда оптимальны и не базируются на диагностике рискового менеджмента.

Исходя из накопленного опыта разработки и применения информационных систем в ЗАО «Ручьи» Ленинградской обл. и крупных сельхозорганизациях Краснодарского края, Саратовской, Белгородской обл. и других регионов, можно утверждать, что дальнейшее эффективное развитие сельского хозяйства во многом будет зависеть от освоения руководителями и специалистами сельского хозяйства современных методов и моделей управления производственными процессами и уровня их обеспеченности компьютерами и требуемыми программными средствами и оно должно являться необходимым условием создания единой трехуровневой информационной системы в регионах.

Для выполнения указанного условия Минсельхоз России планирует издать организационно-технический документ (приказ, распоряжение и др.), которым надлежит определить:

цели и задачи, сроки и объемы создания трехуровневой ИСОУ в сельском хозяйстве регионов;

порядок финансирования разработки проектно-сметной документации на инновационные проекты по созданию ИСОУ,

общесистемного программного обеспечения, прикладного программного обеспечения для решения сложных оптимизационных корпоративных задач и несложных технологических и аналитических задач постоянного использования и внедрения научно-технических достижений в практику управления производственными процессами;

формы организации подготовки и переподготовки руководителей и специалистов сельхозорганов, сельхозпредприятий, других предприятий и организаций АПК и источники их финансирования;

перечень НИИ и университетов, академий, на которые будут возложены организация и координация задач по созданию в регионах трехуровневых ИСОУ и обеспечивающих подсистем;

форма соглашения между главами (губернаторами) регионов и Россельхозакадемией на проведение научно-технических работ по разработке и реализации проектной документации на ввод ИСОУ, включая подготовку кадров в регионах, а также участие ученых НИИ и университетов в создании модельных сельхозорганизаций с высокими экономическими показателями.

Поэтому одной из важнейших задач роста производства сельскохозяйственной продукции является создание механизма развития информационных систем и технологий в сельском хозяйстве, обеспечивающего широкое применение современных научных методов программно-целевого управления продукционным процессом, технологию внедрения которых необходимо реализовать при разработке соответствующих инновационных проектов.

Системная разработка и внедрение инновационных проектов на примере базовых сельхозпредприятий позволит обеспечить разработку рекомендаций по рациональному использованию новой энергонасыщенной техники, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденным бизнес-планом сельхозпредприятий и региональной стратегией машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России.

В настоящее время наиболее востребованными в сельскохозяйственном производстве являются информационные технологии, обеспечивающие решение следующих задач оперативного управления:

• повышение эффективности использования сельхозугодий, ферм, материальных и трудовых ресурсов;

• оптимизация структуры машинно-тракторного парка и увеличение его производительности исходя из ожидаемого роста объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции на период до 2020 года;

• освоение новых более интенсивных технологий производства зерна, молока и мяса, внедрение эффективных приемов защиты животных и растений от болезней и вредителей, повышение уровня селекционной работы в растениеводстве и животноводстве.

В современных рыночных условиях именно информационные

системы, включающие компьютерные сети и диспетчерские службы, наделенные новыми обязанностями, должны стать для отраслевых специалистов важным и эффективным средством (инструментом) улучшения организации оперативного управления

сельскохозяйственным производством, в особенности в растениеводстве, в период сева и уборки зерновых, заготовки кормов.

Учитывая новизну и актуальность поставленной задачи по повышению роли специалистов, необходимо провести исследования, разработку и опытное внедрение методики централизованного расчета и выбора оптимальных вариантов выполнения графиков работ по управлению продукционными процессами, исходя из ресурсного их обеспечения, погодных условий и агросроков сельхозпредприятий регионов.

Исследование, разработка и освоение информационных моделей, условий расширения функций специалистов в организации и повышении эффективности работы внутрихозяйственных структур наиболее емко можно осуществить при выполнении инновационного проекта «Производство и реализация сельхозпродукции в 2014-2016 гг.».

Такие проекты должны быть разработаны на примере крупной многоотраслевой сельхозорганизации в большинстве регионов и являться на начальном этапе развития информационных систем рекомендациями по проведению анализа и функционированию базовых сельхозорганизаций и отработке инвестиционного механизма роста рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства, в которых в последующем будут внедряться инновационные проекты.

На рисунке 1 приведена схема разработки указанного проекта на примере крупной сельхозорганизации. В инновационном проекте предполагается применение продукционных моделей в растениеводстве и животноводстве на основе анализа функций, технологий, услуг, ресурсного обеспечения и других задач управления производством сельскохозяйственной продукции, сформулированных в виде 20 информационно-программных модулей (ИПМ), сгруппированных в четыре обобщенных блока, определяющих объемные, технические, технологические, экономические и другие аспекты программно-целевого управления.

На основе указанных задач должны быть разработаны мероприятия по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, включающие месячные планы работ и ответственных исполнителей, исходящие показатели оперативного управления, прикладное программное обеспечение, организацию ведения баз данных, графики контроля выполнения объемных и экономических показателей.

С помощью указанных ИПМ должно быть обеспечено формирование заданий по выполнению программы производства и реализации конкретного вида сельскохозяйственной продукции.

Проведение исследований и разработки программного продукта решения технико-экономических, технологических и межотраслевых задач возможно только при детальном изучении каждой компоненты технологических отраслей или выполняемого производственного процесса.

Наиболее сложными задачами создания единого программного обеспечения сельхозорганизации являются задачи, приведенные в группе «Совершенствование реализации и переработки сельхозпродукции», оптимальному решению которых препятствуют ограничивающие факторы, не учтенные при постановке задачи:

-по сбыту - не все можно реализовать;

-по производственным возможностям - не хватит мощностей сельскохозяйственной техники, оборотных средств;

-по труду - потребуется привлечение дополнительной рабсилы;

-по ценообразованию - есть риск снижения цен реализации как следствие роста производства отдельных культур.

Для устранения этих ограничений в погоне за приростом чистого дохода потребуется решение новых задач и принятие новых управленческих решений (новые каналы сбыта, проекты по переработке продукции, инвестиционные проекты по приобретению сельскохозяйственной техники, разработка программы развития предприятия и пр.).

В этих целях разработчикам программных приложений указанной группы необходимо изучить большое количество проблемных вопросов, включающих законодательные или другие нормативно-правовые акты и документы и подготовить предложения по их доработке или отмене, если их нормы или решения не обеспечивают нормальную деятельность сельхозтоваропроизводителя.

Однако эти предложения должны быть подтверждены соответствующими исследованиями, проводимыми авторитетными организациями (НИИ, межведомственная комиссия, экспертный совет и др.).

Для проведения таких исследований разработана соответствующая методика, с помощью которой определяются возможности производителя и переработчика в совместном подписании графиков поставки продуктового набора на переработку и ответственности сторон за их нарушение.

Принимая во внимание важность нахождения взаимовыгодных условий делового партнерства производителя и переработчика и создания на этой основе программного комплекса для решения плановоэкономических и организационно-технологических задач, исходя из возможностей как производителя, так и переработчика, специалисты ВИЭСХ и Ставропольского НИИ животноводства и кормопроизводства разработали схему распределенной разработки программных

приложений для оперативного управления в животноводстве, приведенной на рисунке 2.

Организационно-законодательная база развития сельскохозяйственного производства конкретного региона на 01.01.2014 г.

Анализ состояния производственного потенциала в отраслях и эффективность его использования

Инновационный проект (ИП) «Производство и реализация сельхозпродукции в 2014-2016 гг. на основе совершенствования организационно-экономического механизма программноцелевого управления (ПЦУ) продукционными процессами (ПрПр) и внедрения системы регулирования продовольственного рынка и поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей»

Научно-исследовательские и проектно-технологические организации по разработке и внедрению инновационных проектов (ИП)

X

Концепция формирования трехлетнего плана производства с.-х. продукции и модернизации отраслей до 2020 г.

Сложившаяся нормативная база производства сельхозпродукции п=

Методика расчета рискового менеджмента сельхозпроизводства

Техническое задание на разработку ИП проведения машинно-технологической модернизации и внедрение ИКТ в управление

Укрупненные технико-экономические показатели (ТЭП) разработки ИП в 2014-2016 гг.

Оптимизация структуры управления производственными процессами

Проведение исследований программно-целевого управления продукционными процессами с использованием современных технических средств,

экономико-математических методов (ЭММ) и научных достижений

Экономико-финансовые функции ПРЦ ПрПр с заданными ТЭП

Разработка и внедрение новых

Я 3

В" Є о

>я U

о. о 2 * I §

а І

-Q Ч

II

О et 03 &

S § S £

<D 5

5 „ Я ° а со

03 Н

а s § g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 ев

о 2

©сч ю о

а

н

о

ю

2 ^

5 b я о а &

м я

§ §

6 й О о A s

В

Я

я

•є-

о

я

н

я

п

с

S

Технологические карты Методика формирования ПрПр

1 1 1 1 1

я

&

— ^ Я U

& о

С 2

^ Я

Ё и и Ч

і g Оч е

о

* 5

Я 3 SS- ^ ^ -

Совершенствование организации и оперативного управления в сельскохозяйственном производстве

о

я

* 2

0 я я о

Я 5Я сЗ g

5 &

6 а

^ Iу « £

1 £

EJ о св св

2 & S ■©«

S щ

я я

н

я

о

ж S Я е сЗ

^ Я

ts

Я Я

§ S

со 5Я

Я

§

§

£

& й О я

■е н

Я о

s £ s

U ^ Н

S «у ^

и я К

as §

О 5 £

о я "5

02 0

І2& ^

О ^

Я о

Б Я & П Ю S

о R я * ^ 5

с &

Совершенствование реализации и переработки сельхозпродукции:

на договорной основе со специализ. предпр.

0 ^ 03

^09

° & I

§ § £

я н S

2 0 0

ч ю н & я й

ч я & &

я

с учетом местных условий.

а

н

о

ю

0

0

Й 03 £ § 0 &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия по выполнению программы производства и реализации сельхозпродукции на 2014-2020 гг. с использованием ПЦУ

Инвестиции

Всего услуг

Зерно

Корма

Молоко

Мясо (говядина)

Мясо (баранина)

Шерсть

Реализация

Рисунок 1 - Схема разработки инновационного проекта по производству и реализации сельхозпродукции на 2014-2016 годы с использованием ПЦУ на примере крупной многоотраслевой сельхозорганизации

Департаменты План совместных НИОКР по разви- Россельхозакадемия Министерство сельского Минэконом-

Минсельхоза РФ тию производства животн. продукции хозяйства Региона развития Региона

1 Отделения

Проектно-

технологические

организации

Научно -методический совет по информатизации сельхозпроизводства

Планы-графики НИОКР по разработке ПрЭВМ

Подготовка и переподготовка кадров

V V V4 V 5

Учет в животноводстве Учет в растениеводстве Учет в ветеринарии Кормление эксперт.

Агро -аналитика Формирование СХ отчетности

Ресурсное

обеспечение

исследований

Строительномонтажные организации и участки

Рисунок 2 - Схема распределенной разработки программных приложений для оперативного управления в животноводстве

Бо ( :тк

Молоко (кор.) Откорм КРС

50 I 100 I 200 200 I500 I 1000

Кормовые рационы, трудозатраты, технология, механизация

Структура управления производств. процессами, технические средства управления, программные приложен.

В соответствии с указанной схемой, исследования осуществляются СНИИЖК с участием ВИЭСХ, ВИАПИ им. А.А. Никонова и других заинтересованных НИИ Россельхозакадемии на примере базового модельного объекта СНИИЖК, других базовых объектов Ставропольского края и удаленных базовых объектов, расположенных в 8-10 регионах.

Наличие трех типов базовых объектов обусловлено необходимостью получения и изучения трех видов показателей информационного обеспечения объектов исследований: качественных, количественных и экономики, эффективности внедрения.

Поэтому на модельном объекте определяются только качественные показатели, связанные с технологиями, здоровьем животных, санитарным состоянием, требуемым регламентом работ; на базовых объектах региона изучаются показатели, определяющие эффективность кормления и содержания животных при выборе форм их содержания; на удаленных базовых объектах изучаются возможности применения методов распределенной обработки данных, при которой программные приложения являются собственностью СНИИЖК, а сельхозпредприятие (фермерское хозяйство) заполняет в конце дня таблицу о кормовых рационах, полученном весе молока и других показателях.

Литература:

1. Огнивцев, С.Б. Моделирование АПК: теория, методология,

практика /С.Б. Огнивцев, С.О. Сиптиц //Научное издание. -М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. -280 с.

2. Сиптиц, С.О. Актуальные проблемы агроэкономической науки: методология исследований, качество научной продукции /С.О. Сиптиц //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010. -№ 9. -С. 7-10.

3. Сиптиц, С.О. Моделирование российского зернового рынка /С.О. Сиптиц //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006. -№ 8. -С. 14-15.

4. Сиптиц, С.О. Проектирование эффективных механизмов

государственного регулирования аграрных рынков методами

математического моделирования /С.О. Сиптиц //М., 2004.

5. Ушачев И.Г. О рисках и угрозах в обеспечении

конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО /И.Г. Ушачев, А.Ф. Серков, О.С. Сиптиц, В.С. Чекалин, В.И. Тарасов //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2012. -№8. -С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.