Научная статья на тему 'ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ РАЗРАБОТКИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ'

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ РАЗРАБОТКИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СХЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ / SCHEMES OF WATER BODIES INTEGRATED USE AND PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Беляев Сергей Дагобертович

Представлены предложения по совершенствованию нормативного и методического обеспечения разработки и реализации Схем комплексного использования и охраны водных объектов, основанные на обобщении накопленного опыта разработки Схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Беляев Сергей Дагобертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENT MEASURES ON IMPROVEMENT OF REGULATORY AND METHODOLOGICAL BASIS FOR SCHEMES OF WATER BODIES INTEGRATED USE AND PROTECTION DEVELOPMENT

Proposals on improvement of regulatory and methodological support of the Schemes of Water Bodies Integrated Use and Protection development and implementation based on summing up of the accumulated experience of the Schemes’ development have been presented.

Текст научной работы на тему «ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ РАЗРАБОТКИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»

УДК 556.114:502.654

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

НОРМАТИВНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ РАЗРАБОТКИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

© 2014 г. С. Д. Беляев

ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», г. Екатеринбург

Ключевые слова: Схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

С. Д. Беляев

Представлены предложения по совершенствованию нормативного и методического обеспечения разработки и реализации Схем комплексного использования и охраны водных объектов, основанные на обобщении накопленного опыта разработки Схем.

Введение

В соответствии с Приказом Росводресурсов от 13.12.2007 № 251 (в статье использованы актуальные на 17.06.2014 версии нормативных правовых и методических документов, представленные на Информационно-правовом портале ГАРАНТ - www.garant.ru) разработка Схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Схемы) по бассейнам рек России должна быть завершена к 2015 г. К настоящему времени практически все планировавшиеся Схемы разработаны, утверждены или находятся в стадии завершения. Накопленный практический опыт позволяет провести анализ пробелов в нормативном и методическом обеспечении разработки Схем и сформулировать предложения по их устранению для повышения эффективности использования Схем в практической деятельности.

Основными нормативными правовыми документами для разработки Схем являются:

- ФЗ № 74 от 03.06.2006 - Водный кодекс РФ (ВК);

- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» (1111 883), утвердившее Правила разработки Схем (Правила);

- Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. № 727 «О порядке создания и деятельности Бассейновых советов» (1111 727);

- Приказ МПР России от 4 июля 2007 г. № 169 «Об утверждении методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов» (МУ).

К сожалению, в каждом из перечисленных документов имеются недостаточно ясные или, напротив, избыточные формулировки, которые затрудняют как подготовку Схем, так и их дальнейшее использование [1-4].

Ответы на несколько ключевых вопросов позволяют определить основные направления совершенствования нормативной и методической базы Схем.

Что такое Схемы?

Кодифицированного определения термина «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов» нет. Есть лишь не вполне ясные нормы, указывающие на предназначение и содержание Схем. Это привело к тому, что некоторые заинтересованные лица воспринимают Схемы, как директиву, а другие - вообще не понимают практического смысла их разработки.

Так, в ст. 33 ВК даны сведения по целям, составу и результатам разработки Схем. При этом, с одной стороны, в соответствии с п. 5 этой статьи, Схемы «являются обязательными для органов государственной власти», а с другой стороны, они разрабатываются в целях установления «основных направлений» деятельности (п. 2) и устанавливают «предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации...» (п. 3). Не вполне ясно, как «основные направления» и «предполагаемые объемы» могут быть обязательными. Разъяснение имеется в Правилах:

«11. Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод».

Таким образом, Схемы не имеют «прямого действия», не являются планом или программой мероприятий, а лишь служат основой для разработки и принятия таких планов на федеральном и региональном уровнях в соответствии с имеющимися компетенциями.

Можно предложить такое определение:

Схема - обоснованный перечень первоочередных в масштабе бассейна реки мероприятий по гарантированному водообеспечению населения

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

и объектов экономики, предотвращению и смягчению последствий негативного воздействия вод, охране и восстановлению водных объектов, сопровождаемый:

- целевыми показателями состояния бассейна реки и сроками их достижения;

- оценкой объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по достижению целевых показателей, с предполагаемыми источниками финансирования;

- актуальными и перспективными водохозяйственными балансами;

- лимитами/квотами забора водных ресурсов и сброса сточных вод.

Заметим, что в п. 2 (1) ст. 33 ВК указано, что Схемы разрабатываются в целях «определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты» (ДАН). В действующей формулировке ст. 1 Федерального закона об охране окружающей среды (№ 7 ФЗ от 10.01.2002) под допустимой антропогенной нагрузкой понимается величина: «допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие». Такое понятие и соответствующий ему норматив не имеют никакого научного обоснования, не поддаются объективной оценке, не имеют аналогов в современной мировой практике. Действительно, если ДАН является в некотором смысле просто суммой допустимых воздействий каждого из действующих источников на определенной территории, то он не дает никакой дополнительной информации для решения задач управления. А если представить, что ДАН определяется исходя из анализа природных условий и предполагаемых целей использования природных объектов (а именно так чаще всего трактуется предложенная формулировка), то задача просто не имеет решения. Вполне достаточно тем или иным способом определять допустимые пределы воздействия для каждого действующего/ планируемого источника с учетом воздействия других источников [5]. По этой причине, а также потому, что в числе выходных материалов Схем допустимая антропогенная нагрузка не значится, этот подпункт п. 2 ст. 33 ВК следовало бы исключить.

Нужна ли государственная экологическая экспертиза Схем?

В соответствии с 1111 883 одним из условий утверждения Схемы является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Как показал опыт, процесс этот долгий и затратный, что связано, главным образом, с необходимостью проведения общественных обсуждений (слушаний). При этом в соответствии с действующим законодательством можно потребовать проведения общественных слушаний в

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

каждом муниципальном образовании бассейна, которых, учитывая размеры российских бассейнов, могут быть сотни! В то же время правовой анализ [6] не позволяет отнести Схемы ни к нормативно-техническим, ни к инструктивно-методическим документам, ни к целевым программам, ни к другим объектам ГЭЭ, перечисленным в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Схема не предлагает ни одного самостоятельного проектного решения. Схема включает либо мероприятия, которые присутствуют в действующих планах и уже прошли все необходимые экспертизы, либо мероприятия, которые будут в установленном порядке проходить все стадии проектирования, включая, если необходимо, ГЭЭ.

Механизмов согласования и учета мнений заинтересованных сторон и без ГЭЭ вполне достаточно. В соответствии с Правилами органы государственной власти федерального и регионального уровней непосредственно участвуют в разработке Схем. Все необходимые согласования окончательных материалов Схем с заинтересованными сторонами, включая общественные организации, проходят на уровне Бассейновых советов (ПП 727, Правила, МУ). Возможно, в Правилах и МУ следует детальнее прописать процедуры участия и учета мнений сторон, но этап ГЭЭ необходимо исключить.

Кто и как использует Схемы?

После внесения ясности по вопросу «что такое Схема», становятся понятнее механизмы использования Схем. Участники водных отношений могут использовать Схемы, по меньшей мере, следующим образом.

Росводресурсы и их бассейновые (территориальные) организации используют материалы Схем как:

- основу долгосрочного планирования;

- справочный материал в повседневной деятельности;

- базу для принятия решений о согласовании/(со)финансировании:

• предложений субъектов РФ, муниципальных образований, водопользователей о включении мероприятий в Федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 20122020 годах» и т. п.;

• региональных и муниципальных программ развития ВХК;

• решений о представлении водных объектов в пользование (крупным водопользователям);

• лимитов/квот забора воды и отведения сточных вод.

Органы власти субъектов РФ используют водохозяйственные балансы, целевые показатели и программы мероприятий Схем при:

- разработке планов социально-экономического развития;

- осуществлении отдельных полномочий РФ в области водных отношений (принятии решения о предоставлении водного объекта в пользова-

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

ние, осуществлении мер по охране водных объектов, осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и пр.).

Отметим, что оценка стоимости мероприятий Схем могла бы служить объективной основой для определения размеров субвенций субъектам РФ на осуществление переданных им полномочий в сфере водных отношений в отличие от действующей системы, базирующейся на косвенных показателях.

Водопользователи используют целевые показатели и программу мероприятий Схем при:

- подготовке материалов к договорам водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование;

- разработке планов водоохранных мероприятий;

- подготовке заявок на участие в пилотных водоохранных проектах, на субсидирование процентных ставок по кредитам на водоохранные мероприятия и т. п.

Что необходимо сделать для унификации разработки Схем и повышения эффективности их использования?

Приведем список первоочередных мер, которые, по мнению автора, помогут устранить имеющиеся недостатки нормативного и методического обеспечения разработки/доработки и использования Схем.

1.1 Из Федерального закона об охране окружающей среды (№ 7 ФЗ от 10.01.2002) исключить понятие «норматив допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду» (ст. 1, 22, 23, 25, 27, 36).

1.2 Изменения в ст. 33 Водного кодекса РФ:

1.2.1 дополнить п. 3(2) (выделено заглавными буквами): «перечень ПРИОРИТЕТНЫХ водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов». Предложенная в ВК формулировка может трактоваться как исчерпывающий перечень, что не соответствует задачам и возможностям разработки Схем. Критерии выбора основных в рамках бассейна реки мероприятий должны быть определены в МУ;

1.2.2 п. 5 «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления» дать в редакции: «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов обязательны к применению органами государственной власти и органами местного самоуправления при разработке планов социально-экономического развития, являются основанием для определения приоритетов при реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по развитию водохозяйственного комплекса, рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов».

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

Можно дать этот пункт в редакции Правил (см. выше).

1.3 Второй абзац п. 2 ПП 883: «утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы» дать в редакции: «утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов».

1.4 Внести следующие изменения в Правила:

1.4.1. в п. 6 « Схемами устанавливаются »:

1.4.1.1 п.п. б) дополнить словом «приоритетных» перед словами «водохозяйственных мероприятий», для исключения возможности трактовки: «исчерпывающий перечень мероприятий»;

1.4.1.2 из п.п. ж) касающегося предполагаемых объемов необходимых для реализации Схемы финансовых ресурсов, исключить слова: «разработки водохозяйственных балансов, и», т. к. балансы рассчитываются при разработке Схемы, а в числе мероприятий Схемы уточнение водохозяйственных балансов может быть в ряду прочих мероприятий;

1.4.2 из п. 8 исключить фрагмент: «направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы...».

1.5 В МУ внести следующие изменения:

1.5.1 в п. 3 исключить: «определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты», поскольку в выходных документах Схемы допустимой антропогенной нагрузки нет (см. также аргументацию, приведенную в п. 1);

1.5.2 п. 4: «Основной задачей разработки Схем является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых Схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод», исключить как не несущий никакой смысловой нагрузки;

1.5.3 п. 5: «Материалыутвержденных Схем предназначены для: ...»:

1.5.3.1 дополнить подпунктом: «учета при разработке планов социально-экономического развития», поскольку такие планы могут не иметь прямого отношения к водохозяйственным мероприятиям (указанным в п. 5 МУ), но могут зависеть от наличия резерва водных ресурсов (водохозяйственные балансы), возможностей достижения целевых показателей качества воды и пр.;

1.5.3.2 исключить: «подготовки предложений по установлению и пересмотру ставок платы за пользование водными объектами», поскольку эта задача лежит за рамками целей Схем, установленных ВК;

1.5.4 из п. 18(4) «Определение возможных наборов (вариантов) мероприятий по поэтапному достижению установленных целевых показате-

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

лей» исключить слова «возможных наборов (вариантов)». Практика разработки Схем показала, что:

• никаких реальных альтернативных мероприятий чаще всего нет: на основе анализа ситуации разработчиками предлагается лучший по их экспертному мнению (чаще всего - единственно возможный) вариант мероприятий;

• если бы альтернативы возникли, то для их серьезного сопоставления необходимо проведение, по сути, технико-экономического обоснования по каждому из пунктов предлагаемых программ в масштабах всего бассейна, что нереально ни по срокам, ни по ресурсам разработки Схем;

1.5.5 из п. 18.5: «Социально-экономическая оценка реализации возможных наборов мероприятий», - исключить слова «возможных наборов» по тем же соображениям;

1.5.6 п. 19.1: «На территории речного бассейна, для которого разрабатывается Схема, выделяется (идентифицируется) конечное число природных и искусственных водных объектов, для которых выполняются оценки антропогенных нагрузок и возможных ущербов от негативного воздействия вод» исключить. На первом этапе разработки Схемы не представляется возможным ограничить число водных объектов, охватываемых ею. Перечень таких водных объектов мог бы быть сформирован по завершению анализа ключевых проблем и подготовки программы мероприятий Схемы, но в нем нет никакого практического смысла;

1.5.7 п. 20.1: «С целью выявления проблем использования и охраны водных объектов ... осуществляется идентификация водных объектов...» исключить по тем же соображениям, что и в предыдущем пункте; заметим также, что предложенные в п. 20.1 критерии минимального выделяемого водного объекта не выдерживают проверки практикой;

1.5.8 п. 20.6, касающийся расчетных интервалов времени для водохозяйственных балансов, исключить как избыточный: правила расчета балансов устанавливаются соответствующими методическими документами;

1.5.9 п. 20.8, касающийся использования «компьютерных математических моделей» в расчетах, исключить как излишний: если у разработчика есть модели, он их использует, если нет (для подавляющего числа водохозяйственных участков) - то нет;

1.5.10 п. 21.3 дополнить предложением: «Значения целевых показателей устанавливаются в соответствии с утвержденными методическими документами»;

1.5.11 п. 21.4, п. 21.5, касающиеся некоторых общих соображений по установлению целевых показателей состояния бассейна, исключить, поскольку после внесения поправки 1.5.10 они теряют смысл;

1.5.12 п. 22 (разработка программы мероприятий), п. 23 (социально-экономическая оценка), п. 24 (окончательное документирование) и п. 25 (подготовка к утверждению) откорректировать в соответствии с замечанием 1.5.4.

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

Например, слова: «осуществляются вариативные проработки программ мероприятий, направленных...» заменить на «осуществляется разработка программы мероприятий, направленной...»;

1.5.13 из п. 22.6 (перечень мероприятий по улучшению оперативного управления) перенести в п. 22.7 (структурные мероприятия) следующие позиции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«-работы по расчистке и восстановлению русел водных объектов, восстановлению аккумулирующей способности пойм;

- работы по ремонту и восстановлению проектных характеристик существующих водохозяйственных сооружений, оснащению их современной контрольно-измерительной аппаратурой»;

1.5.14 исключить п. 25(3): «Получение заключения государственной экологической экспертизы»;

1.5.15 п. 30 дать в редакции, соответствующей Правилам:

«Программа водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы

реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на ее основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод»;

1.5.16 п. 34 (содержание Книги 1 Схемы):

1.5.16.1 исключить раздел: «водные объекты речного бассейна. Перечень и основные параметры» как избыточный, поскольку информация по водным объектам, подвергающимся антропогенному воздействию, освоенных, или планируемых к освоению имеется в других разделах;

1.5.16.2 разделы: «характеристика хозяйственного освоения водного объекта и существующей водохозяйственной инфраструктуры», «характеристика использования водных объектов» заменить на: «характеристика использования водных объектов, хозяйственного освоения водосборной площади бассейна и существующей водохозяйственной инфраструктуры», поскольку существующее дробление носит искусственный характер и вызывает затруднения при изложении материала;

1.5.16.3 исключить последние 4 раздела, содержащие перечни водных объектов по органам власти, на которые возложено осуществление мер по охране и предотвращению негативного воздействия, как избыточные. Ука -занные перечни составляются теми или иными органами власти в соответствии с их компетенцией. Эти списки весьма обширны и только незначительная часть водных объектов из списков оказывается охваченной мероприя-

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

тиями Схемы. Простое копирование имеющихся списков в состав Схемы не добавляет информативности, а имеющиеся пробелы в списках в рамках разработки Схем не могут быть восполнены;

1.5.17 п. 35 (содержание Книги 2 Схемы):

1.5.17.1 исключить раздел: «распределение водных объектов речного бассейна по категориям (естественные, существенно модифицированные, искусственные)» как не имеющий практического смысла и методически не обеспеченный (в МУ использованы термины Рамочной водной директивы ЕС, которые в российской практике не получили применения);

1.5.17.2 дополнить название раздела (выделено заглавными буквами): «оценка экологического состояния водных объектов речного бассейна (распределение УЧАСТКОВ водных объектов по классам экологического состояния)» поскольку экологическое состояние, определяемое в контрольных створах одного водного объекта, может существенно различаться;

1.5.17.3 раздел: «оценка экологического состояния подземных водных объектов...» заменить на «оценка состояния подземных водных объектов ...» или «оценка качества подземных вод...», поскольку использование термина «экологический» по отношению к подземным водам представляется неоправданным;

1.5.17.4 исключить раздел: «интегральная оценка экологического состояния речного бассейна» ввиду отсутствия научного и методического обеспечения такой оценки, а также отсутствия необходимости такой оценки с точки зрения принятия управленческих решений. Экологическое состояние различных участков бассейна реки, как показывает практика, может существенно различаться;

1.5.18 п. 36 (содержание Книги 3 Схемы):

1.5.18.1 исключить раздел: «общая характеристика целевого состояния речного бассейна по завершении выполнения мероприятий Схемы» как избыточный, не несущий дополнительного содержания по отношению к последующим разделам;

1.5.18.2 исключить раздел: «характеристики целевого состояния отдельных водных объектов» как избыточный и не соответствующий структуре целевых показателей, которые определяются для участков бассейна, участков водных объектов, уточняются для ВХУ и субъектов РФ, а не для отдельных водных объектов целиком;

1.5.18.3 исключить раздел: «целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна», поскольку развитие инфраструктуры не самоцель: оно подчинено достижению целевого состояния бассейна и выражается в конкретных структурных мероприятиях и мероприятиях по оперативному управлению;

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

1.5.19 п. 37 (содержание Книги 4 Схемы). В разделе: «балансы загрязняющих веществ в водных объектах речного бассейна для различных условий водности и уровней социально-экономического развития территории речного бассейна» удалить текст, начиная со слова «для», поскольку на современном уровне информационного обеспечения такая задача практически неразрешима;

1.5.20 п. 39 (содержание Книги 6 Схемы). Заменить: «календарный план-график» на «предполагаемые сроки». Такое название больше соответствует назначению Схем;

1.5.21 п. 41 (Приложения к Схеме):

1.5.21.1 первый абзац дополнить текстом в скобках: «(по согласованию с Заказчиком некоторые карты могут исполняться в масштабах меньших, чем 1:1 000 000)». Опыт составления карт для крупных бассейнов (например, по р. Обь) показал, что имеющаяся на некоторых картах информация могла бы быть вполне наглядна в масштабе 1:5 000 000, а большое количество листов масштаба 1:1 000 000 затрудняет практическую работу с картами;

1.5.21.2 исключить приложение: «все исходные материалы, использовавшиеся при разработке Схемы, оформленные в форматах, соответствующих требованиям Государственного водного реестра». В нем нет никакого практического смысла, поскольку, во-первых, основным источником информации при разработке Схем является именно Водный реестр, во-вторых, имеется утвержденная процедура пополнения информации в Водном реестре, в которой Схемы как источник информации не упоминаются;

1.5.22 п. 42 (Комплект ситуационных карт Схемы):

1.5.22.1 исключить карту «водохозяйственных участков с основными их характеристиками», т. к. они отражены на предыдущей карте;

1.5.22.2 исключить карту «водных объектов по категориям, сопровождаемую таблицами, характеризующими водные объекты и их режимы», т. к. нет категорий (см. п. 1.5.17.1);

1.5.23 п. 44 (Комплект исполнительных и прогнозных карт Схемы).

Исключить карты:

«прогнозного изменения водности речного бассейна на период действия Схемы (с учетом влияния природно-климатических и антропогенных факторов)»;

«прогнозного изменения антропогенной нагрузки на водные объекты речного бассейна на период действия Схемы»;

«лимитов и квот забора водных ресурсов из водных объектов по этапам реализации Схемы (по водохозяйственным участкам)»;

«лимитов и квот сброса сточных вод в водные объекты речного бассейна по этапам реализации Схемы (по водохозяйственным участкам)»;

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

«целевых показателей качества воды в водных объектах»;

«целевых показателей снижения негативного воздействия вод».

Практика показала, что эти карты не наглядны и малоинформативны. Для работы гораздо удобнее соответствующие таблицы, имеющиеся в книгах Схемы.

1.6 На основе обобщения накопленного опыта разработки Схем необходимо подготовить и утвердить отсутствующие в настоящее время методики по установлению/расчету:

1.6.1 прогнозных показателей водопотребления и водоотведения на период действия Схемы для расчета водохозяйственных балансов (п.п. 20.4, 37 МУ; здесь и далее в скобках приведены пункты МУ, в обеспечение которых должно быть разработано методическое обеспечение);

1.6.2 лимитов/квот забора водных ресурсов и сброса сточных вод (п.п. 24.3, 38 МУ);

1.6.3 природного и техногенного загрязнения поверхностных и подземных вод (п. 43 МУ);

1.6.4 зонирования водосборной территории по степени антропогенной нагрузки на водные объекты (п. 43 МУ);

1.6.5 экологического состояния водных объектов (участков водных объектов) (п. 35 МУ);

1.6.6 целевых показателей качества воды поверхностных водных объектов (п. 19.4, 21.3, 36 МУ);

1.6.7 критериев выбора мероприятий для включения в Схему (п. 22, 39 МУ).

Заключение

Схемы в соответствии с п. 7 МУ должны корректироваться каждые 5 лет. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» по статье «разработка нормативов допустимого воздействия, Схем.» предусмотрены значительные средства на период с 2015 по 2020 гг. Учитывая то, что в 2014 г. разработка Схем должна быть завершена, можно полагать, что корректировке Схем придается серьезное значение. Для того чтобы уже на этапе первой корректировки можно было устранить выявленные недостатки и пробелы, необходимо в самое ближайшее время подготовить полный пакет методического обеспечения разработки/корректировки Схем, внести необходимые изменения в нормативные документы. Надеемся, что приведенные в нашей статье предложения будут полезны при проведении этой работы.

Водное хозяйство России № 5, 2014

Водное хозяйство России

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев С.Д. Процедуры планирования водохозяйственной деятельности в контексте но-

вого Водного кодекса // IX междунар. симпозиум и выставка «Чистая вода России» / сб. материалов. Екатеринбург. 2007. С. 55-65.

2. Беляев С.Д. О месте целевых показателей качества воды в СКИОВО // Водное хозяйство

России. 2009. № 3. С. 61-78.

3. Беляев С.Д. О государственной экологической экспертизе Схем комплексного использо-

вания и охраны водных объектов // XI междунар. науч.-практич. симпозиум и выставка «Чистая вода России» / сб. материалов. Екатеринбург. 2011. С. 7-14.

4. Пряжинская В.Г., Левит-Гуревич Л.К., Ярошевский Д.М. О методологической поддержке

схем комплексного использования и охраны водных объектов // Электронный журнал «Местное устойчивое развитие». 2011. Эл № ФС77-39808.

5. Беляев С. Д. Использование целевых показателей качества воды при планировании водохо-

зяйственной деятельности // Водное хозяйство России. 2007. № 3. С. 3-17.

6. Беляев С.Д. К вопросу об экологической экспертизе Схем комплексного использования и

охраны водных объектов // Водное хозяйство России. 2013. № 1. С. 4-15.

Сведения об авторе:

Беляев Сергей Дагобертович, канд. техн. наук, заведующий отделом, ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (ФГУП РосНИИВХ), 620049, г. Екатеринбург, ул. Мира, 23; e-mail: belyaev@wrm.ru

Водное хозяйство России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.