Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
89
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / WATER BODIES / ОХРАНА ВОД / WATER PROTECTION / РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL WATER USE / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / WATER SECTOR MATHEMATICAL MODELS / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / WATER SECTOR DEVELOPMENT PROGRAMS / ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / POLLUTION SOURCES / ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / WATER DESIGNING / ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / WATER PLANNING / СХЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ (СКИОВО) / SCHEMES OF WATER BODIES INTEGRATED USE AND PROTECTION (SKIOVO)

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пряжинская Валентина Гавриловна, Левит-Гуревич Леонид Копелевич, Хранович Иосиф Лазаревич, Ярошевский Давид Михайлович

Обсуждаются актуальные проблемы состава и содержания работ при составлении Схем комплексного использования и охраны водных объектов. Представлен аналитический обзор этапов разработки Схем, предложения по их структуре и принципам функционирования, соответствующие современному уровню развития водохозяйственной науки, математических методов и вычислительной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пряжинская Валентина Гавриловна, Левит-Гуревич Леонид Копелевич, Хранович Иосиф Лазаревич, Ярошевский Давид Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OCCURRING IN THE PROCESS OF PREPARING THE SCHEMES OF WATER BODIES INTEGRATED USE AND PROTECTION

Relevant problems of content and composition of works in the process of the Schemes of Water Bodies Integrated Use and Protection compiling are being discussed. An analytical overview of the Schemes' development steps, proposals on their structure and principles of functioning corresponding to the current level of water science, as well as mathematical methods and computing technologies have been presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»

УДК 556.18:502.654

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

© 2010 г. В.Г. Пряжинская, Л.К. Левит-Гуревич, И.Л. Хранович, Д.М. Ярошевский

Институт водных проблем Российской академии наук, Москва

Ключевые слова: водные объекты, охрана вод, рациональное водопользование, математические модели водного хозяйства, программы развития водного хозяйства, источники загрязнения, водохозяйственное проектирование, водохозяйственное планирование, Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО).

Обсуждаются актуальные проблемы состава и содержания работ при составлении Схем комплексного использования и охраны водных объектов. Представлен аналитический обзор этапов разработки Схем, предложения по их структуре и принципам функционирования, соответствующие современному уровню развития водохозяйственной науки, математических методов и вычислительной техники.

Научные разработки по обоснованию СКИОВО

В 1960-х годах в СССР широкое распространение получили бассейновые и региональные Схемы комплексного использования водных ресурсов (СКИВР) на различных уровнях (отдельные малые реки, крупные бассейны и регионы, водное хозяйство страны). Была введена система нормирования состава и содержания схемных разработок, необходимая для повышения производительности труда проектировщиков. Эта система обеспечивала единство методологии при составлении СКИВР, но вместе с тем была настолько «жесткой», что не позволяла в полной мере учесть специфику различных бассейнов и регионов. В частности, классификация СКИВР не охватывала схемные проработки для крупных промышленных регионов, например, Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, который представлял собой часть крупного речного бассейна, но перекрывал территорию бассейнов нескольких средних и малых рек. В СКИВР не рассматривались вопросы экономического стимулирования рационального водопользования для реализации намеченных мероприятий.

Водное хозяйство России

Примерно в это же время за рубежом также совершенствовалась методология проектирования СКИВР. Одна из первых работ в этом направлении — известная Гарвардская программа [1]. В ней можно найти многие базовые положения, примененные позднее и в отечественных научно-исследовательских, но не проектных работах (аппарат производственных функций, методы линейной и нелинейной оптимизации и т. п.). В нашей стране разработана и использована при обосновании ряда Схем (бассейны рек Кубань, Дон и др.) система компьютерных водохозяйственных расчетов [2], включающая комплекс задач прогнозирования, оперативного управления, текущего и перспективного планирования использования и охраны водных ресурсов, информационного обслуживания.

Интенсивное развитие водных мелиораций в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения было характерно для 1960-х годов. Поэтому орошаемое земледелие часто становилось основой соответствующих Схем. Это послужило стимулом для разработки математических моделей оптимизации орошаемого земледелия на базе линейных детерминированных и двухэтапных стохастических задач математического программирования [3]. Такие модели позволяют обосновать агроэкономи-ческую часть проекта (структура посевов, нормы и способы поливов и т. п.) с учетом стохастичности речного стока и естественного увлажнения. Позднее подобные модели были адаптированы для анализа влияния изменений климата на структуру сельскохозяйственного производства и ирригационного водопотребления [4]. Линейные модели разрабатывались для разных уровней принятия решений — от оценки развития сельского хозяйства в структуре производительных сил страны (например, Республика Куба, СССР) до проектов локальных оросительных систем (Алейская, Верхне-Сальская и др.), включая задачи бассейнового и регионального уровней (реки Амударья, Сырдарья, Терек, Ставропольский край) [5, 6]. Соответствующие исследования выполнялись по инициативе главных инженеров проектов (лиц, принимающих решения) и были представлены дополнительными томами в соответствующих Схемах, но, несмотря на доброжелательное отношение заказчиков, не стали обязательной частью методических указаний по их разработке.

Последующие отечественные и зарубежные работы включали также другие использующие водные ресурсы отрасли (рыбное хозяйство [7], водный транспорт и лесосплав, промышленное, сельскохозяйственное и коммунальное водоснабжение, рекреацию и др.). Противоречивость требований различных отраслей к режимам подачи воды стимулировала развитие методов оптимизации параметров водохозяйственных систем (ВХС) комплексного назначения без ориентации на какую-либо

Водное хозяйство России № 6, 2010

Водное хозяйство России

ведущую отрасль (одна из первых работ в этом направлении [8]). Такой подход потребовал привлечения методологии системного анализа, что нашло свое отражение в большом числе публикаций, которые были ориентированы на обоснование мероприятий по развитию водопользования. В то же время проблемам охраны водных ресурсов и защиты от паводков уделялось меньше внимания [9—11].

Проблемы качества природных вод

Серьезное усиление борьбы с загрязнением водных объектов произошло в большинстве западных стран в начале 1970-х годов. Появилось множество публикаций, в которых анализировалось применение математических моделей для выработки стратегических решений по улучшению качества вод в различных речных бассейнах за счет строительства очистных сооружений. Ряд агрегированных моделей оптимизации водоохранных мероприятий был разработан применительно к крупным речным бассейнам (Рейн, Дунай). В результате практических реализаций этих разработок за два десятилетия почти все точечные источники загрязнения в этих и других речных бассейнах развитых стран стали соответствовать экологическим требованиям. Большое внимание уделялось и нетрадиционным источникам загрязнения, поставляющим в водные объекты токсичные и канцерогенные вещества, а также диффузным (пространственно распределенным) источникам, доля которых в суммарных сбросах загрязнений постоянно возрастает.

Понимание значимости экологической составляющей водопользования в СССР привело к замене СКИВР Схемами комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР), а в настоящее время — водных объектов (СКИОВО). Однако, при этом не произошло коренного пересмотра методологии их составления, СКИОВО представляет интерес не только для специалистов водного хозяйства. Они являются межотраслевым документом и служат основой для разработки программ развития и размещения производительных сил страны, а также государственных прогнозов социально-экономического развития.

Общие проблемы водохозяйственного планирования

Следует отметить, что водохозяйственное планирование и проектирование не ограничиваются разработкой СКИОВО. Помимо них выделяются такие стадии, как технико-экономические доклады и обоснования, технорабочие и рабочие проекты. С помощью Схем решаются стратегические задачи развития водного хозяйства, а в рабочих проектах досконально рассматриваются конкретные мероприятия, соответ-

водное хо;

Водное хозяйство России

ствующие технические решения, их экономические и технологические параметры и т. п. Между промежуточными стадиями проектирования нет четкого разграничения. Кроме того, на смежных стадиях состав задач и методы их решения часто совпадают. Такая стадийность проектирования отражает естественный процесс уточнения решений по мере получения дополнительной информации, сокращения горизонта планирования и уменьшения масштабности рассматриваемых водных объектов.

Идея нормирования состава и содержания работ по долгосрочному водохозяйственному планированию прогрессивна, содержательна и необходима. В нормативах следовало бы отразить тот факт, что затраты на проведение соответствующих работ определяются прежде всего сложностью и значимостью ВХС, напряженностью водохозяйственной и водно-экологической обстановки, а соотношение затрат между отдельными разделами СКИОВО зависит от особенностей водного объекта и характера водопользования. Однако стремление досконально нормировать все виды деятельности в условиях директивного управления обусловило появление специального прейскуранта на разработку СКИОВО [12], в котором эти идеи не отражены, а за прошедшие почти четверть века структура оценки стоимости различных видов работ практически не изменилась (корректировался только масштаб цен). На проведение водохозяйственных расчетов и составление водохозяйственных балансов выделялось 8 % суммарной стоимости, столько же — на обоснование мероприятий по охране водных ресурсов и 3,5—5,5 % — на выбор мероприятий по защите от вредного воздействия вод. Между тем, на раздел описания достаточно стационарных природных условий выделялось 22,8—23,2 %. При этом сумма затрат на составление Схем определялась площадью охватываемой территории и могла быть скорректирована коэффициентами, незначительно отличающимися от единицы, в зависимости от плотности населения, уровня освоения территории и сложности природных условий. Это приводило к тому, что многие схемные проработки в бассейнах малых и средних рек не были обеспечены должным финансированием и не могли обеспечить решение ключевых задач долгосрочного водохозяйственного планирования.

Исторические этапы разработки Схем

Первая Генеральная СКИОВО СССР разработана институтом «Гидропроект» в 1965 г., позднее (в 1980—1990 гг.) в В/О «Союзводпроект» — Схема СССР на период до 2000 г. и Российской Федерации — до 2005 г. В эти годы разработаны также бассейновые Схемы практически для всех крупных рек страны, базируясь на элементах плановой экономики

Водное хозяйство России № 6, 2010

Водное хозяйство России

и директивных документах с показателями производства продукции и по развитию производительных сил.

В последние 10—15 лет СКИОВО в России не разрабатывались и опыта их разработки в новых экономических условиях нет. Последние Методические указания по разработке СКИОВО утверждены МПР 04.07.2007 г. (приказ № 169). Параллельно подготовлены многочисленные Федеральные законы и законодательные акты, а также целевые программы природоохранного назначения и социально-экономического развития регионов. В 2007 г. принята новая редакция Водного кодекса Российской Федерации. В настоящих условиях должна меняться и усиливаться роль Схем в системе перспективного планирования с акцентом на общие бассейновые и региональные проблемы: лимиты водопользования, обеспечение экологических требований и другие проблемы (см. ст. 33 Водного кодекса РФ).

За прошедшие годы произошли существенные изменения в методологии выработки стратегических водохозяйственных решений. Они коснулись практически всех сторон этой деятельности, начиная от переоценки приоритетов в водохозяйственной политике и заканчивая применяемыми технологическими средствами, что должно получить отражение в методологии разработки Схем.

Основные принципы и задачи СКИОВО

В новых нормативных документах по разработке СКИОВО важно зафиксировать положения, соответствующие современному состоянию водных ресурсов и водохозяйственных отношений, современному уровню развития водохозяйственной науки, математических методов и вычислительной техники, включая:

1. Бассейново-территориальный принцип составления СКИОВО при превалирующем значении бассейновых Схем, определяющих развитие водных ресурсов и комплексное водопользование, а также территориальных Схем, обосновывающих комплексное водопотребление территорий.

2. Принцип планирования в структуре СКИОВО от общего к частному и, наоборот, от частного к общему. Число уровней планирования соответствует масштабам водных объектов на гидрографической сети страны для бассейновых и уровням административно-экономической структуры для территориальных Схем.

3. Представление многовариантных разработок Схем либо дискретным набором вариантов, либо непрерывными зависимостями результирующих водохозяйственных и других показателей от заданных исходных показателей (производственные функции).

Водное хозяйство России

4. Должна обеспечиваться компьютеризация процессов разработки Схем, включающих следующие компоненты:

— базы данных и широкое использование ГИС-технологий;

— программы решения оптимизационных задач, стандартные и специализированные;

— программы водохозяйственных расчетов, водного баланса и пр.;

— программы визуализации результатов разработок, в частности, на основе ГИС.

5. Организация корректировки Схем всех уровней на основе информации о произошедших изменениях природного, экономического, хозяйственного и социального характера в пределах водных объектов или территорий.

Можно выделить следующие уровни разработки и соответствующие основные задачи Схем комплексного использования и охраны водных объектов:

— Общая федеральная Схема является территориальной и обеспечивает реализацию основных направлений развития водного хозяйства страны;

— Схемы бассейнов крупных рек;

— Региональные бассейновые Схемы по иерархии гидрографической сети, включая малые реки;

— Схемы федеральных округов и субъектов РФ;

— Схемы крупных территориальных комплексов.

Проанализируем Схемы первого уровня, который охватывает всю

территорию страны в разрезе бассейнов рек с выделением субъектов Федерации. Рассматриваются следующие основные задачи:

— оценка обеспеченности водными ресурсами водопользователей и водопотребителей по объему и режиму водоподачи, оценка качества воды и экологического состояния водных объектов, оценка состояния водного фонда;

— обоснование основных направлений технической политики в области использования и охраны вод; определение потребности в проведении водоохранных и водохозяйственных мероприятий, включая межбассейновые мероприятия и меры по предотвращению вредного воздействия вод;

— оценка необходимых объемов финансирования водного хозяйства;

— предложения по совершенствованию государственного управления водным фондом и службы мониторинга, подготовке специализированных информационных и экспертных систем по водным ресурсам и их использованию;

Водное хозяйство России № 6, 2010

Водное хозяйство России

— предложения по научно-техническому и методическому обеспечению.

Схема комплексного использования и охраны водных объектов страны разрабатывается поэтапно:

— первый этап: стратегия развития водного хозяйства РФ, в которой обосновываются основные направления государственной водохозяйственной политики и развития водохозяйственного комплекса на принятый расчетный период в соответствии с проводимыми в стране социальными и экономическими реформами;

— второй этап: основные положения Схемы, включающие контрольные показатели развития водного хозяйства, для согласования их с органами исполнительной власти субъектов Федерации и заинтересованными министерствами и ведомствами;

— третий этап: непосредственно СКИОВО страны на расчетный период с учетом стратегии, основных положений и результатов их согласования.

Второй уровень — Федеральные бассейновые Схемы разрабатываются в разрезе водохозяйственных районов, водобалансовых участков и субъектов Федерации с учетом выводов и предложений Схемы страны.

Основные задачи бассейновых СКИОВО:

— установление количественных и качественных характеристик режимов водных объектов с прогнозом их изменения под влиянием антропогенной деятельности;

— определение объемов водопотребления и водоотведения по данным государственной статистической отчетности на современном уровне и расчетных объемов на перспективу с учетом прогнозов совершенствования технологии производства и систем водоснабжения и водоотведения;

— определение величины экологического попуска и объема предельно допустимого изъятия стока из водных объектов;

— оценка перспектив развития участников водохозяйственного комплекса;

— составление водохозяйственных балансов, установление лимитов водопользования;

— оценка обеспеченности водными ресурсами водопользователей, водопотребителей;

— разработка мероприятий по увеличению располагаемых водных ресурсов, выбор оптимального режима регулирования стока;

— разработка мероприятий по охране вод, установление лимитов сбросов загрязняющих веществ, прогноз улучшения качества вод и экологического состояния водных объектов на перспективу;

водное хо;

Водное хозяйство России

— оценка вредного воздействия вод и разработка защитных мероприятий;

— разработка мероприятий по улучшению службы мониторинга водных объектов;

— создание информационной базы данных по водным ресурсам, по использованию и охране вод, совместимой с существующими системами государственной и ведомственной отчетности;

— оценка потребности в финансировании для обеспечения мероприятий Схем;

— разработка предложений по совершенствованию системы платного водопользования и сброса загрязняющих веществ;

— совершенствование организационной структуры управления водным хозяйством бассейна и разработка предложений для бассейнового соглашения;

— выбор первоочередных мероприятий и оценка их экономической эффективности.

Параллельно с бассейновыми Схемами разрабатываются также территориальные Схемы одного или нескольких субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов и других специально выделенных хозяйственно-административных единиц. В рамках этих Схем рассматриваются все перечисленные выше задачи, требующие увязки принятых решений в разрезе рек или участков рек, протекающих по рассматриваемой территории.

Схемы реализуются в составе федеральных, а также других государственных и иных целевых программ по использованию и охране водных ресурсов. Комплексные разработки в составе Схем применимы при установлении лимитов водопотребления, водоотведения, экологических попусков и др.

Принципы эффективного управления системой водного хозяйства

Для эффективного управления важно выполнение следующих условий:

— обоснованность принимаемых решений;

— близость фактических и прогнозируемых результатов.

Водохозяйственные разделы СКИОВО обосновываются с использованием систем поддержки принятия решений (СППР). Водохозяйственные СППР создаются для подготовки и согласования взаимоприемлемых решений, сочетающих интересы речного бассейна с административно-территориальными. Почти всегда решение большой системы математических моделей в СППР формируется в результате взаимодейст-

Водное хозяйство России № 6, 2010

Водное хозяйство России

вия компьютерной программы и лица, принимающего решение (ЛПР), и представляет собой симбиоз модельных расчетов и действий ЛПР. Рациональное сочетание технических возможностей современных вычислительных средств и способностей специалистов-технологов принимать решения, в том числе в плохо формализуемых ситуациях, позволяет создать реальную, с точки зрения практического применения, систему управления водными ресурсами.

Одним из слабых мест традиционных СКИОВО является неоптимальность стратегических решений, хотя применительно к Схемам термин оптимальное решение используется не в строгом математическом смысле. Множественность затрагиваемых проблем и сценариев развития водного хозяйства в соответствии с ходом социальных и экономических реформ на длительную перспективу, многокритериальность решаемых задач позволяют говорить не столько об оптимальности решений, сколько о рациональных решениях. Оптимизация по отдельным базовым критериям или их взвешенным комбинациям приводит, строго говоря, к субоптимальным либо условно-оптимальным решениям (прежде всего, из-за неточности исходных данных).

Тем не менее, Схемы являются инструментом стратегического планирования, а важность поиска оптимальных планов наглядно иллюстрируется анализом «цены» стратегических ошибок, которые всегда выше, чем на этапах более детальных расчетов. Так, в отдельных проектах ВХС эффект от оптимизации при выборе их структуры может достигать 40 % капитальных затрат. Оптимизация водохозяйственных решений на этапе проектирования отдельных элементов систем (плотин, дамб, коллекторно-дренажной сети) дает экономию около 8—12 % общих затрат. Оптимальные режимы функционирования проектируемой системы экономят 3—7 % эксплуатационных затрат.

При планировании мероприятий по охране вод эффект от оптимизации получается несколько ниже, но он также весьма существен. Например, для части бассейна р. Исеть (в пределах Свердловской области) годовой эффект от оптимизации составил 17 %, а экономия капитальных вложений — 15 %. Для бассейна р. Урал в целом годовой экономический эффект составил уже 24 %, а экономия капитальных затрат — 29 %. Сравнение затрат на создание водоохранных комплексов по анализируемым проектным и оптимальным расчетным вариантам показало, что эффективность оптимизации при планировании зависит от размера бассейна, изученности территории, концентрации промышленного производства, интенсивности загрязнения водных объектов и жесткости требований к качеству воды в них. При этом существующие методики учета эффекта водоохранных мероприятий

Водное хо;

Водное хозяйство России

охватывают далеко не все составляющие результатов их реализации [13].

Отметим, что при составлении Схем в 1970—1980 гг. вопросам технико-экономического обоснования долгосрочных планов и мероприятий, то есть решению стратегических задач, уделялось недостаточно внимания. На региональном или бассейновом уровне происходило «смешение стадийности». В рамках Схем часто рассматривались вопросы конкретного проектирования вплоть до детальных конструкций отдельных сооружений и даже их элементов, в то время как изучение долгосрочных задач сводилось к формальному использованию нормативов, по которым практически невозможно было провести содержательный анализ. Так как начало третьего тысячелетия характеризуется тем, что в России произошло осознание необходимости возврата к долгосрочному водохозяйственному планированию и составлению Схем разного уровня, то своевременно усилить существующие методики разработки СКИОВО современными методологиями перспективного планирования.

Одной из причин, обусловливающих трудности в выработке стратегии рационального водопользования в 1970—1980 гг., было отставание отечественной вычислительной техники от передовых зарубежных разработок. В определенной мере это отставание компенсировалось высоким качеством отечественного прикладного программного обеспечения. Используемая вычислительная техника не позволяла в достаточной мере разрабатывать сервисные программы и стандартное программное обеспечение, что приводило к значительным технологическим сложностям при использовании программных разработок в водохозяйственной практике. В настоящее время произошло существенное насыщение страны персональными компьютерами и отставание в развитии прикладного водохозяйственного математического и программного обеспечения постепенно преодолевается.

Долгосрочные СКИОВО базируются на сценариях социальных и экономических реформ. В рамках каждого отдельного сценария рассматриваются варианты технических решений, охватывающие вопросы использования водных ресурсов и их охраны, защиты от вредного воздействия вод, русловые процессы и др.

Информационное обеспечение поддержки водохозяйственных решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность решения междисциплинарных задач существенно возрастает при внедрении в практику проектирования комплексной системы информационного обеспечения на базе компьютерных техно-

Водное хозяйство России № 6, 2010

Водное хозяйство России

логий и геоинформационных систем. Такие системы представляют собой мощный аналитический инструмент для разработки планов водопользования и моделирования возможных ситуаций на водных объектах, включая перепрофилирование предприятий, прогнозирование аварий, затоплений и подтоплений территории и т. д.

Исходная информация для выработки водохозяйственной политики в СКИОВО, в частности, с использованием математических моделей, должна включать:

— данные мониторинга о состоянии водных объектов и гидротехнических сооружений;

— показатели статистической отчетности по использованию и охране водных ресурсов, экономические показатели;

— архив фондовых информационных материалов ранее разработанных Схем;

— правовую, законодательную, нормативно-методическую базу, в том числе базовые нормативы капитальных вложений в водохозяйственные и водоохранные мероприятия, величины ставок за использование водных объектов и охрану водных ресурсов.

Существующие базы данных Государственного водного кадастра (в настоящее время — водного реестра), Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Государственного земельного кадастра не содержат достаточного объема сведений для разработки СКИОВО на федеральном и бассейновом уровнях. При этом следует отметить, что особенно на уровне бассейновых Схем малых рек могут возникнуть проблемы недостаточности ряда экономических показателей, а также гидрологической информации и данных о техногенной нагрузке на водные объекты из-за недостаточного развития системы мониторинга.

Использование фондовых информационных материалов ранее разработанных Схем необходимо как с точки зрения выявления динамики необходимых показателей и параметров, так и для экономии средств на проектно-изыскательские работы.

В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 22.07.1998 г. «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам», одним из источников финансирования водохозяйственной деятельности должно стать платное водопользование. Экономическое обоснование СКИОВО базируется на информации о величине ставок различных платежей в разрезе водопользователей и водопотребителей и их разделении на суммы, направляемые на проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

водное хоз

Водное хозяйство России

Разрабатываемые компьютерные системы поддержки принятия плановых водохозяйственных решений, соответствующих рассматриваемым проблемам СКИОВО, должны соответствовать иерархической структуре Схем и представлять собой «постоянно действующие» системы с регулярно уточняемой информационной базой и показателями развития водохозяйственной деятельности на всех уровнях иерархии объектов планирования. Это позволит осуществлять расчеты по необходимой корректировке и увязке решений на разных уровнях. В частности, наблюдающиеся изменение климата и возрастающая антропогенная нагрузка на водные объекты обусловливают необходимость предусмотреть в составе Схем не только анализ мер по предотвращению от вредного воздействие вод, но и возможность страхования возникающих рисков. В планах развития водного хозяйства необходимо отслеживать изменения социального и экономического развития страны, а также учитывать тенденции развития водного хозяйства и использования водных ресурсов.

С учетом сформулированных условий разработка Схем позволит им играть роль качественных предплановых документов, постоянно обновляемых и сочетающих отраслевой и бассейновый подход к управлению водными ресурсами. Таким образом, будет реализована заложенная в современных программах развития водного хозяйства страны идея об осуществлении государственного управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проектирование схем комплексного использования водных ресурсов М.-Л.: Энергия,

1966. 334 с.

2. Богатырев В.А., Косолапое А.Е., Косолапова H.A., Кувалкин Л.В., Хлобыстов В.В.,

Янгулова H.A. Система поддержки принятия решений для управления водными ресурсами в бассейне реки // Вода России. Математическое моделирование в управлении водопользованием / под ред. А.М. Черняева. ФГУП РосНИИВХ. Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2001. С. 410—423.

3. Кардаш В.А., Пряжинская В.Г. Линейная модель оптимальной внутрихозяйственной

организации использования оросительных систем // Экономика и мат. методы. 1966. Т. 2. Вып. 3. С. 451—454.

4. Моделирование водохозяйственных систем (эколого-экономические аспекты) / под

ред. В.Г. Пряжинской. М.: Наука, 1992. 350 с.

5. Воропаев Г.В., Исмайылов Г.Х., Федоров В.М. Развитие водохозяйственных систем

(методы анализа и оценки эффективности их функционирования). М.: Наука, 1989. 295 с.

6. Дёмин В.Г., Дружинин И.П. Водные и земельные ресурсы страны. Оптимизация ис-

пользования. Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 1992. 174 с.

7. Горстко А.Б., Домбровский Ю.А., Сурков Ф.А. Модели управления эколого-экономи-

ческими системами. М.: Наука, 1984. 118 с.

Водное хозяйство России № 6, 2010

Водное хозяйство России

8. Шавва К.И. Определение оптимальных параметров водохозяйственных объектов и

рациональных схем использования водных ресурсов. Фрунзе: Кыргызстан, 1972. 251 с.

9. Пряжинская В.Г., Ярошевский Д.М, Левит-Гуревич Л.К. Компьютерное моделирова-

ние в управлении водными ресурсами. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 496 с.

10. Пряжинская В.Г., Хранович И.Л., Ярошевский Д.М. Методология обоснования стра-

тегий управления водными ресурсами // Водные ресурсы. 2004. Т. 31. < 6. С. 751— 760.

11. Хранович ИЛ. Управление водными ресурсами. Потоковые модели. М.: «Научный

мир», 2001. 295 с.

12. Прейскурант на составление схем комплексного использования и охраны водных ре-

сурсов (проектные работы). Ценник. М.: Минводхоз СССР (В/О «Союзводпроект»), 1979. 122 с.

13. Рикун А.Д, Черняев А.М, Ширяк И.М. Методы математического моделирования в

оптимизации водохозяйственных систем промышленных регионов. М.: Наука, 1991. 160 с.

Сведения об авторах:

Пряжинская Валентина Гавриловна, д. т. н., профессор, главный научный сотрудник, Институт водных проблем Российской академии наук (ИВП РАН), 119333, Москва, ул. Губкина, 3; e-mail: 1356011@mail.ru

Хранович Иосиф Лазаревич, д. т. н., главный научный сотрудник, ИВП РАН, Москва; e-mail: Khran@mail.ru

Левит-Гуревич Леонид Копелевич, к. т. н., старший научный сотрудник, ИВП РАН, Москва; e-mail: Lev-Gur@yandex.ru

Ярошевский Давид Михайлович, к. т. н., старший науный сотрудник, ИВП РАН, Москва; e-mail: 1356011@mail.ru

Водное хозяйство России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.