Научная статья на тему 'Первоисточники о чувашах в фондах архивов и музеев Санкт-Петербурга'

Первоисточники о чувашах в фондах архивов и музеев Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВЫ / МУЗЕИ / ПЕРВОИСТОЧНИКИ / РУКОПИСИ / ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ARCHIVES / MUSEUMS / SOURCE MATERIALS / MANUSCRIPTS / HISTORY / ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салмин Антон Кириллович

Статья представляет собой авторский проект подготовки рукописи для последующей публикации в книжном и электронном формате «Свод первоисточников о чувашах: фонды архивов и музеев Санкт-Петербурга» (≈ 30 а.л. + иллюстрации), который включит в себя архивные документы на русском, чувашском, немецком и латинском языках по истории, этнографии и культуре чувашей, каталог музейных чувашских коллекций Санкт-Петербурга, научный комментарий, изображения выборочных музейных предметов и архивных иллюстративных документов. В сборнике будут отражены три группы источников: текстовые документы, иллюстративные документы (фотографии, карты, рисунки и т.д.), предметы. Временной диапазон источников XVIII-XX вв. Актуальность предлагаемого проекта обусловлена обширностью и разрозненностью источников о чувашах по фондам многочисленных архивных и музейных учреждений. Проект включает сбор и систематизацию сведений из основных музеев и архивов Санкт-Петербурга, в числе которых Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российский этнографический музей, Российский государственный исторический архив, Архив Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Архив Института истории материальной культуры РАН, Архив Института восточных рукописей РАН, Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, Архив Русского географического общества, Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Архив Государственного музея истории религии. Подобного рода свод подготавливается впервые и удовлетворит насущную потребность создания новых информационных ресурсов по материалам архивных и музейных фондов. Научно выверенная публикация архивных и музейных первоисточников в их аутентичном виде носит фундаментальный характер, является более эффективной и полезной, чем написание монографии на основе комплекса выявленного материала. Только в этом случае вместо интерпретационных выводов отдельных ученых каждый исследователь получит в свое распоряжение первичный историко-этнографический материал и возможность построения самостоятельной научной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SOURCE MATERIALS ON THE CHUVASH IN THE FUNDS OF ARCHIVES AND MUSEUMS OF ST. PETERSBURG

The article presents the author's project of preparation of a manuscript for further publication in a book and electronic formats “The summary of primary source materials on the Chuvash: funds of archives and museums of St. Petersburg” (≈ 30 authors sheets + illustrations) which will include archival records in the Russian, Chuvash, German, and Latin languages on the history, ethnography, and culture of the Chuvash, a catalogue of Chuvash museum collections of St. Petersburg, a scholarly commentary, images of selected museum items and archival illustrative documents. The collection will include three groups of sources: textual documents, illustrative documents (photos, maps, illustrations, and etc…), and artefacts. The time period of the sources: from the 18th to the 20th century. The relevance of the proposed project is based on the extensiveness and oddness of the sources of information on the Chuvash in the funds of numerous archival and museum institutions. The project includes collection and systematization of information obtained from the main museums and archives of St. Petersburg, including the St. Petersburg Branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences, the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, the Russian Museum of Ethnography, the Russian State Historical Archive, the Archive of the Institute of Russian Literature (the Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences, the Archive of the Institute for the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, the Archive of the Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, the Scientific and Historical Archive of the Saint-Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, the Archive of the Russian Geographical Society, the Manuscripts Department of the National Library of Russia, the Archive of the State Museum of History of Religion. Such type of summary is prepared for the first time and will respond to the critical need in creation of new information resources based on the materials of archival and museum funds. The scientifically validated publication of archival and museum primary sources in the authentic form is more fundamental, effective and useful than writing of a monograph on the basis of a set of the materials found. In this case only, instead of interpretational conclusions of certain scientists, each researcher will come into possession of primary historical and ethnographic materials and become able to construct an independent scientific theory.

Текст научной работы на тему «Первоисточники о чувашах в фондах архивов и музеев Санкт-Петербурга»

УДК 93/94 ББК 63.5

А.К. САЛМИН

ПЕРВОИСТОЧНИКИ О ЧУВАШАХ В ФОНДАХ АРХИВОВ И МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ключевые слова: архивы, музеи, первоисточники, рукописи, история, этнография.

Статья представляет собой авторский проект подготовки рукописи для последующей публикации в книжном и электронном формате «Свод первоисточников о чувашах: фонды архивов и музеев Санкт-Петербурга» (~ 30 а.л. + иллюстрации), который включит в себя архивные документы на русском, чувашском, немецком и латинском языках по истории, этнографии и культуре чувашей, каталог музейных чувашских коллекций Санкт-Петербурга, научный комментарий, изображения выборочных музейных предметов и архивных иллюстративных документов. В сборнике будут отражены три группы источников: текстовые документы, иллюстративные документы (фотографии, карты, рисунки и т.д.), предметы. Временной диапазон источников - XVIII-XX вв.

Актуальность предлагаемого проекта обусловлена обширностью и разрозненностью источников о чувашах по фондам многочисленных архивных и музейных учреждений. Проект включает сбор и систематизацию сведений из основных музеев и архивов Санкт-Петербурга, в числе которых - Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российский этнографический музей, Российский государственный исторический архив, Архив Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Архив Института истории материальной культуры РАН, Архив Института восточных рукописей РАН, Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, Архив Русского географического общества, Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Архив Государственного музея истории религии. Подобного рода свод подготавливается впервые и удовлетворит насущную потребность создания новых информационных ресурсов по материалам архивных и музейных фондов. Научно выверенная публикация архивных и музейных первоисточников в их аутентичном виде носит фундаментальный характер, является более эффективной и полезной, чем написание монографии на основе комплекса выявленного материала. Только в этом случае вместо интерпретационных выводов отдельных ученых каждый исследователь получит в свое распоряжение первичный историко-этнографический материал и возможность построения самостоятельной научной теории.

Целью обозначенного проекта является проведение изысканий доступных источников о чувашах (по этнографии, истории, религии, фольклору, языку, археологии, антропологии, искусству, просвещению, земледелию, статистике, цензуре и т.д.) в фондах архивов и музеев, расположенных в г. Санкт-Петербург. Актуальность работы продиктована отсутствием аналогичной работы и необходимостью обеспечения научных, архивных и музейных работников наиболее полным каталогом-описанием жизни и быта чувашей. Острую нужду в таком каталоге особенно ощущают исследователи, проживающие вне Санкт-Петербурга, которые из-за материальных трудностей не могут часто бывать и долго находиться в северной столице. Тем более, что, даже зная номер фонда и название дела, часто невозможно предположить наличие нужного материала в обследуемом томе, пока не ознакомишься с ним полностью. К тому же ни один из архивов г. Санкт-Петербург не имеет специального каталога, где можно было бы получить исчерпывающую информацию о чувашах, см., например [2]. Попытки составления этнических и региональных каталогов по музеям и архивам Санкт-Петербурга были. Однако ни один из них не имеет прямого отношения к разрабатываемой теме. Наиболее близким можно назвать «Каталог-указатель (краткое описание коллекций отдела

этнографии народов Поволжья и Приуралья Государственного музея этнографии народов СССР)» [1]. Неполные сведения о чувашах по архиву Русского географического общества встречаются в издании Д.К. Зеленина «Описание рукописей Ученого архива Русского Географического общества» [3]. Определенный задел по теме имеется у автора [5-9]. В МАЭ РАН успешно функционирует издательская серия «Кунсткамера - архив». Здесь публикуются оставшиеся после авторов рукописные труды сотрудников. Таким образом увидели свет монографии африканистов Ю.К. Поплинского и В.М. Мисю-гина, кавказоведа Л.И. Лаврова, сибироведов Е.Д. Прокофьевой и Н.П. Ды-ренковой, историка науки А.М. Решетова. Положительный опыт имеет Институт этнологии и антропологии РАН. В Архиве этого института оказалось огромное число фотоматериалов. Учитывая большую научную ценность архивных материалов, академик РАН В.А. Тишков получил грант от Фонда Форда на модернизацию и создание электронного фотоархива института. Этот проект сейчас завершается, его результаты приносят значимые открытия.

В случае исполнения представляемого проекта научные работники со всех регионов России и мира могут, не выезжая на место, заказать копии нужных дел. Помимо чувашей, в названиях дел, вошедших в настоящий каталог, встречаются сведения о мордве, марийцах, татарах и удмуртах.

Автором начиная с 1979 г. обследуется большинство архивов г. Санкт-Петербург. Настоящий каталог-описание включает архивные источники и музейные коллекции следующих учреждений: архива Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН, Института истории материальной культуры РАН, Архива Института восточных рукописей РАН, Института истории РАН, Российского государственного исторического архива, архива Русского географического общества, отдела рукописей Российской национальной библиотеки, Центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербург и Центрального государственного архива кино-, фото-, фонодоку-ментов. Помимо составления каталога рукописей ставится цель описания коллекций МАЭ РАН и Российского этнографического музея, содержащих предметы быта, религии и этнографии чувашей. Как видим, в каталоге будут отражены три типа источников: рукописи, предметы и фотографии.

Как правило, каталог составляется автором de visu. Диапазон временного охвата - 300 лет: с XVIII по XX в. В каталоге отражены фонд, опись, номер дела, содержание рукописи, карты, предметы или фотографии, год фиксации источника, количество листов в деле. Иногда дата фиксации рукописи или предмета определена автором, в таких случаях год указывается в квадратных скобках. В случаях, когда название дела слишком длинное, дается только его начало, а вместо продолжения ставится многоточие. Все приводимые выписки, аннотации, изложение краткого содержания и комментарии даются сразу же после описания единицы хранения в квадратных скобках. В некоторых случаях автор-составитель счел нужным давать тексты почти полностью. В таких случаях выписки являются точными копиями оригиналов. Только в исключительных случаях явные орфографические нюансы даются в соответствии с современными грамматическими правилами (например, «заблаговременно», «не вступать» вместо «за благовременно», «невступать»). В выписках листы указываются в круглых скобках. Каталог-описание снабжен также образцами копий рукописей и фотографий.

Огромную ценность «Каталога-описания» представляют описи, составленные по итогам антропологических экспедиций в Чувашскую АССР. Например, коллекция, поступившая в 1927 г. от Государственной академии истории материальной культуры в МАЭ РАН в дар. Вещи - из раскопок П.П. Ефименко в 1926-1927 гг. Местность - ЧАССР, могильники Абашевской культуры, степной культуры эпохи бронзы, !У-У! вв. н.э. и чувашские могильники XVII-

XVIII вв. Состав коллекции - неполные костяки с черепами и без черепов, отдельные черепа и кости. Из отчета проф. П.П. Ефименко видно, что некоторые городища, лежавшие на пути маршрута экспедиции, почти не обнаружили следов жилья. Находки на них, по признанию руководителя экспедиции, были при самой систематической разведке всегда скудны и случайны. В большинстве случаев они представляли собой обломки глиняной посуды грубой формовки и обжига, не имеющей орнаментов, а также монеты XVIII и

XIX вв. Нахождение последних П.П. Ефименко связывал с киреметищем, некогда существовавшим на этих городищах. Городища этого типа встречаются нередко в самых глухих, лесистых, недоступных местах по ручьям и мелким притокам более крупных рек края. По мнению П.П. Ефименко, они являлись временными убежищами на случай военной опасности и оставлены оседлым чувашским населением в эпоху до продвижения русских в Поволжье, т.е. до XVI в. Выяснение времени появления и распространения городищ этого типа тесно связано с вопросом о расселении чувашского народа. К сожалению, коллекция до сих пор не изучена.

В редких случаях имеются публикации приводимых архивных оригиналов. Для примера возьмем дневник И.И. Лепёхина, хранящийся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. В оригинале написано: «От деревни Якушкиной ехали мы до чувашской деревни Малыклы Новая, которая от Якушкиной отстоит восми верстами... По приезде нашего обоза отправились мы далее, и около половины дня приехали в чувашскую деревню Салаван, которая от Сентемира отстоит 10 верст» [10. Л. 51, 53]. В книге И.И. Лепёхина: «От деревни Якушкиной ехали мы до Чувашской деревни Малыклы новой, которая от Якушкиной отстоит в 8 верстах. При обеде приехал наш обоз, и мы поблагодарив хозяина за угощение отправилися в Чувашскую деревню Салаван, отстоящую в 10 верстах» [4. С. 121,129]. Таким образом, в книге помимо нюансов опущена информация о деревне Сентемир на одноименной речке, что в Ставропольском уезде Симбирской губернии. Конечно, в соответствии с изучаемой темой из источника взяты только эпизоды, касающиеся чувашей.

Каталог-описание содержит оригинальные источники по истории чувашей в широком смысле. Здесь - сведения о путешественнике Д.Г. Мессершмидте, академике П.С. Палласе, архитекторе П.Е. Егорове, синологе Н.Я. Бичурине, тюркологе - исследователе чувашского языка академике РАН В.В. Радлове, просветителе И.Я. Яковлеве, археологе и антропологе П.Е. Ефименко и о многих замечательных личностях.

Можно было бы на основе комплекса выявленного, скопированного и конспектированного материала написать монографию. Но автор статьи считает, что публикация архивных первоисточников в таком виде, как есть - намного эффективнее и полезнее. Ведь монография - это мнение отдельного исследователя, а на основе публикаций архивных первоисточников каждый исследователь может высказать свою точку зрения.

Естественно, первоисточники, которые будут приводиться в проекте, говорят сами за себя. Так, в начале 1941 г. И.А. Анисимов-Патмар из д. Ямана-ки ЧАССР присылает в Институт этнографии счетные бирки, предназначенные для сбора податей. От имени Института собирателю ответил Д.К. Зеленин. В частности, в письме Д.К. Зеленин отметил: «Все, что касается культуры чувашского народа в его прошлом и настоящем, все это чрезвычайно интересует наш Институт» [11. Л. 23]. А Т.С. Пассек и Б.А. Латынин из экспедиции по Чувашии докладывали Н.Я. Марру: «Каждое новое место, особенно деревеньки поглуше, дает бесконечное количество интереснейшего материала. Чувашей в целом, со всей обстановкой, в которой они живут, нужно было бы поместить в Музей, и хранить за стеклом. Под слабым налетом современного и недавнего прошлого, они живут своей, глубоко архаической, жизнью. Не знаем, ходит ли центральный исполком, но волостная и по сей день ходит к Керемети. Думаем, что после поездки нам в работе над Поволжьем, многое будет яснее и легче» [12. Л. 2об.]. Действительно, так. Например, при анализе тех или иных аспектов истории и этнографии народа исследователи стараются следовать первоисточникам и оригинальным мыслям, высказанным предшественниками. В конце концов, цитирование - это обращение к оригиналу, тем более, если это - первоисточник.

В качестве образца предлагаются небольшие выписки из фондов Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук.

СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 (1917 г.). Д. 30 - Комиссия по исследованию племенного состава населения России: T. II. 1917-1920 гг. - 410 л.

«Н. Бобровников:

Чуваши проживают в 27 уездах, причем в 3 составляют большинство населения...

Но одно из этих племен (чувашей, черемисов и вотяков. - А.С.) не имеет прочно установившихся признаков в отношении языка и вероисповедания не только на пространстве всей территории, занятой племенем, но часто даже в пределах одного уезда. Все эти племена находятся в период очень оживленной метизации между собою и с русскими, которые живут во всех без исключения уездах в значительном числе. Слияние происходит в области вероисповеданий и языка. Переводческой комиссией давно установлено, что при развивающихся отношениях с татарами и русскими, чисто финские или тюрко-финские племена довольно быстро меняют свой язык на татарский; труднее и медленнее усваивают язык русский... В Приволжском крае есть значительные районы, где живут "новые" татары и башкиры из чуваш, черемис, вотяков; есть районы, где живут башкиры, мещеряки, тептяри, еще не вполне утратившие, под влиянием татар, свои языковые особенности» [Л. 178].

СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2247 - [Каталоги всем вещам и книгам, которые на пожаре 5 декабря 1747 г. в Кунсткамере сгорели. 1748 г.]. - 120 л.

«В Канцелярию Академии наук

Репорт.

По силе учиненного в Канцелярии Академии наук определения от 11 декабря прошлого 1747 году велено из всех Академических департаментов, и в том числе от Библиотеки и Кунсткамеры в наискорейшем времени подать репорты, что наших вещей в приключившейся того декабря 5 числа

в Академических палатах пожаре утратилось, и что налицо находится. Того ради при сем прилагаю обстоятельную ведомость как о книгах, так и о вещах, которые в Библиотеке и Кунсткамере сгорели, утратились и повреждены, выключая минеральной и раковинной кабинеты, которые при выносе весьма перемешаны, и для того как к разбору, так и к точному показанию в них утраты не малого времени и труда требуют. При сем же прилагаю и старые каталоги всем книгам и вещам, которые до помянутого пожара в Библиотеке и Кунсткамере находились, причем подчеркнутые красными чернилами нумеры и прописки [Л. 1] теми же чернилами на поле значат вещи, кои сгорели и утратились, а зелеными вещи, которые повреждены и изломаны. И таким образом Канцелярия Академии наук как из обстоятельной моей ведомости, так и по старым каталогам всю приключившуюся Кунсткамере и Библиотеке Ея Императорского Величества утрату, и что после пожару на лицо осталось точно усмотреть может.

[Собственноручно:] Асессор и унтер-библиотекарь Иван Тауберт.

Июля дня 1748 году. [Л. 1об.]

Реестр

всяким азиатским и китайским и индейским вещам також платье уборам оружие идолам и протчему от восточных и северных народов, что во время бывшего декабря 5 числа 1747 году в академических палатах пожара в Кунсткамере сгорело... [Л. 66]

Шкап IX

16. Чулки татарские...

Шкап X

53. Платье бабье мордовские

54. Кафтан брацких татар жолтой вышитый синею и красною шерстью

55. Платье черемисина бабье холстинное красным шолком шитое

56. Кафтан татарской суконный с узорами синими, зеленым и красным

57. Татарский армяк китайскою подложен

58-62. Фаты черемисские, мордовские и чувашские [неразборчиво] называемые

63-66. Четыре платка разных татарских народов

67. Портки черемисские холщовые

68. Чулки татарские

69. Пояс татарской [неразборчиво] называемой

70. Такой же разноцветным шолком вышитой

71. Пояс татарской шерстяной

72. Пояс красной суконной, на котором травы свинцом вышиты [Л. 67об.]

73. Кичка лопарская из птичьих перьев

74. Запястье лопарское с разноцветными суконными брыжами из кожи

75. Шапка, какую носят повары турецого салтана

76. Шапка турецких дервишов [неразборчиво]

79. Серги с жестяными бляшками...

87. Убор головной мордовских жен тонкими свинцовыми бляшками и бисером украшенной.

ШкапXI... [Л. 68]

100. Синяя чувашская шапка с серебреною маковскою... [Л. 68об.]

III. Идолы, статуи и другие подобные фигуры Шкап XIV

4. Ящичек, в котором стоят два идола деревянные лоскутьями хол-стиными обвитые с прорезною крышкою, сквозь которую видны головы оных идолов

7. Идол из разноцветных лоскутков, сшитой, к которому пришит жгут наподобие змия из шелковой материи мишурою вышит. [Л. 70] 15. Идол ис пестреды сшитой [Л. 70об.] Шкап XXII

65. Семь кусков каменных разноцветных вырыты на кладбище в разоренном месте в Булгарии [Л. 85]

Из прибавочных по напечатании каталога В шкапе X

145. Десять татарских скатертей [Л. 98]

146. Головной убор мордовских женщин с бисером с змеиными головками с шелехами с медными колокольчиками и с пронисками [Л. 98 об.]».

СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 10б. Д. 153 - Канцелярия и Комиссия АН: Доноше-ние из Ставропольской канцелярии. Географические известия по городу Ставрополю и его уезду. 1764 г. - 11 л.

«В Ставропольском уезде (Симбирской губернии. - А.С.) жители находятся 1) дворцовые и государственные [Л. 10] ясашные и помещиковые русские крестьяне 2) из мордвы... чуваш новокрещен и оставшие вне... мордва и чуваша 3) мухамедана государственные ясашные и приписные к адмиралтейству служилые татара и чуваша 4) вступившие во святое крещение низовыя во... приходящися в подданстве Ея Императорского Величества... 5) . и святое крещение воспринявшие персиане, кызылбаше, армяне, бухарцы, трухменцы и протчие...: и все означенных званен иноверец в православном закон вступа... в разные годы кому накои случаи говорил... время из оставшихся в идолопоклонстве мордва и чуваша именования своего исчисления времяни не знает, а в год двенадцать месяц считает в месяце слагает четыр... происхождение свое читает... уездов назад... лет... Христа за бога не признавает... [Л. 10об.] как видно много богов мнят ибо... держатся того что де предки их так чинили и будто коему народу язык. Как в землю тело зароет то поставя на том месте столб... пиво и мед льет а хлеб и мясо оставляет на могиле. По прошествии же года... Подписи: М.анна... Малахов Иван Саблуков Козма...» [Л. 11].

СПбФ АРАН. Ф. 77. Оп. 1 (1921-1929). Д. 23 - Яфетический институт АН СССР: Отчет о чувашской экспедиции и др. 1926 г. - 109 л. «Академия наук СССР Яфетический институт В Академию наук СССР 5 мая 1926 г. № 29

На экспедиции ЯИ в Чувашскую Республику ассигновано Академией 1400 р. В виду того, что в мае месяце предположено начало работ Института по комплексному лингвистическо-антропологическому исследованию чуваш, прошу выписать на мое имя аванс на расходы по экспедиции в сумме

500 р. В начале мая на место работ выезжает антропологический отряд экспедиции под общим руководством Б.Н. Вишневского, в составе науч. сотр. II кат. МАЭ Григ. Иван. Петрова и студента-антрополога Григ. Дмитр. Семенова (из чувашей), причем Г. И. Петров имеет дополнительное особое этнографическое поручение от МАЭ и по вотякам. По языку в первую очередь выедут на работы 3 чуваша-аспиранта ЯИ тт. Золотов, Матвеев и Тимофеев.

Директор Института Н. Марр [Л. 27]. Академия наук СССР Яфетический институт 7 мая 1926 № 31

В Академию наук СССР

Прошу выдать командировочное удостоверение от Академии нижеследующим людям, выезжающим к месту работ организованной ЯИ экспедиции в Чувашской Республике: ...

4) аспиранту ЯИ Фед. Тим. Тимофееву в Чувашск. Респ., сроком на 3 мес. с 15.V по 15^111 и

5) аспиранту ЯИ Матв. Тимоф. Матвееву в Чувашск. Респ. на тот же срок, обоим для лингвистических [Л. 29] работ

6) аспиранту ЯИ Золотову в Чувашск. Республику на тот же срок для собирания материалов по фольклору и языку.

Директор Института академик (подп. Н. Марр) [Л. 29об.]. Академия наук СССР Яфетический институт 12 июня 1926 г. № 41 В КЭ

Прошу выдать авансы на работы по экспедиции в Среднем Поволжье, организованной ЯИ, следующим лицам:

1) Николаю Яковлевичу Золотову (п/о Нурусово Чувашск. Респ., Аликов-ская вол., дер. Синерь) - 200 р.

2) Тимофееву Матвеевичу Матвееву (ст. Канаш, Чувашск. Респ. пед-техникум) - 200 р.

3) Федору Тимофеевичу Тимофееву (п/о Шуматово, Чувашск. Респ.) -200 р.

4) Григорию Ивановичу Петрову (Чебоксары, Наркомпрос Чувашской Республики) - 200 р. .

Академик (Н. Марр) [Л. 47].

Отчет по Чувашской экспедиции ЯИ летом 1926 года В части лингвистической выполнение программы было возложено на аспирантов ЯИ Т.М. Матвеева, Ф.Т. Тимофеева и Н.Я. Золотова, командированных в Институт еще в минувшем академическом году Наркомпросом Чувобласти и получивших возможность в течение года углубить свои знания по турецким языкам и ознакомиться с общими началами яфетидологии в части палеонтологии речи» [Л. 86].

Таким образом, в фондах архивов и музеев Санкт-Петербурга содержатся ценнейшие источники, проливающие свет на историю, этнографию и дру-

гие аспекты жизни чувашского народа. В этой статье представлены лишь некоторые образцы из филиала Архива РАН, в то время как многие материалы еще не стали объектом научных изысканий исследователей.

Литература

1. Авижанская С.А., Браун М.А., Крюкова Т.А. Каталог-указатель (краткое описание коллекций отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья Государственного музея этнографии народов СССР) // Проблемы совершенствования экспозиций по истории советского общества: сб. М.: [Б.и.], 1975. С. 210-220.

2. Архивы России: Москва и Санкт-Петербург. М.: Археографический центр, 1997. 1070 с.

3. Зеленин Д.К. Описание рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества. Вып. 2. Пг.: ИРГО, 1915. IV, 485-988 с.

4. Лепехин И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. СПб.: Имп. АН, 1771. IV, 538 с., 23 табл.

5. Салмин А.К. Свадебные платки во времени и пространстве // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. № 3. С. 106-118.

6. Салмин А.К. Рубаха № 766-1 из фондов МАЭ РАН и гравюры XVIII - XIX веков // Центр и периферия. 2018. № 4. С. 56-59.

7. Салмин А.К. Экспедиция И.И. Лепёхина в Средневолжский регион // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. № 3. С. 116-122.

8. Салмин А.К. И.Г. Гмелин и его роль во Второй Камчатской экспедиции на территории Казанской губернии //Былые годы: Российский исторический журнал. 2019. Т. 51, № 1. С. 55-63.

9. Салмин А.К. Вклад И.И. Георги в изучение традиций чувашей // Вестник Чувашского университета. 2019. № 2. С. 146-152.

10. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (далее - СПбФ АРАН). Ф. 3. Оп. 30. Д. 4 - Дневник Ив. Ив. Лепёхина с записью его наблюдений по экспедиции 17681772 г. 1768-1769 гг. 175 л.

11. СПбФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1 (1941). Д. 6 - МАЭ: Отдел Европы. 76 л.

12. СПбФ АРАН. Ф. 800. Оп. 3. Д. В-732 - Марр Н.Я. Письма от Т.С. Пассек. 1925-1931 гг. 4 л.

САЛМИН АНТОН КИРИЛЛОВИЧ - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

A. SALMIN

PRIMARY SOURCE MATERIALS ON THE CHUVASH IN THE FUNDS OF ARCHIVES AND MUSEUMS OF ST. PETERSBURG

Key words: archives, museums, source materials, manuscripts, history, ethnography.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the author's project of preparation of a manuscript for further publication in a book and electronic formats "The summary of primary source materials on the Chuvash: funds of archives and museums of St. Petersburg" (~ 30 authors sheets + illustrations) which will include archival records in the Russian, Chuvash, German, and Latin languages on the history, ethnography, and culture of the Chuvash, a catalogue of Chuvash museum collections of St. Petersburg, a scholarly commentary, images of selected museum items and archival illustrative documents. The collection will include three groups of sources: textual documents, illustrative documents (photos, maps, illustrations, and etc...), and artefacts. The time period of the sources: from the 18th to the 20th century. The relevance of the proposed project is based on the extensiveness and oddness of the sources of information on the Chuvash in the funds of numerous archival and museum institutions. The project includes collection and systematization of information obtained from the main museums and archives of St. Petersburg, including the St. Petersburg Branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences, the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, the Russian Museum of Ethnography, the Russian State Historical Archive, the Archive of the Institute of Russian Literature (the Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences, the Archive of the Institute for the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, the Archive of the Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, the Scientific and Histori-

cal Archive of the Saint-Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, the Archive of the Russian Geographical Society, the Manuscripts Department of the National Library of Russia, the Archive of the State Museum of History of Religion. Such type of summary is prepared for the first time and will respond to the critical need in creation of new information resources based on the materials of archival and museum funds. The scientifically validated publication of archival and museum primary sources in the authentic form is more fundamental, effective and useful than writing of a monograph on the basis of a set of the materials found. In this case only, instead of interpretational conclusions of certain scientists, each researcher will come into possession of primary historical and ethnographic materials and become able to construct an independent scientific theory.

References

1. Avizhanskaya S.A., Braun M.A., Kryukova T.A. Katalog-ukazatel' (kratkoye opisaniye kollektsii otdela etnografii narodov Povolzh'ya i Priural'ya Gosudarstvennogo muzeya etnografii narodov SSSR) [Catalogue-pointer (short description of the collections of the ethnography department of the Volga and the Ural peoples of the State museum of ethnography of the peoples of the USSR)]. In: Problemy sovershenstvovaniya ekspozitsii po istorii sovetskogo obshchestva [Problems of improving exhibitions on the history of Soviet society]. Moscow, 1975, pp. 210-220.

2. Arkhivy Rossii: Moskva i Sankt-Peterburg [Russian Archives: Moscow and St. Petersburg]. Moscow, Arkheograficheskii tsentr Publ., 1997, 1070 p.

3. Zelenin D.K. Opisaniye rukopisei uchenogo arkhiva Imperatorskogo Russkogo gheografi-cheskogo obshchestva [Description of manuscripts of the scientific archive of the Imperial Russian Geographical Society]. Petrograd, 1915, iss. 2, pp. 485-988.

4. Lepekhin I. Dnevnyye zapiski puteshestviya po raznym provintsiyam Rossiiskogo gosudarstva v 1768 i 1769 godu [Day notes of travel to different provinces of the Russian state in 1768 and 1769]. St. Petersburg, 1771, IV, 538 p.

5. Salmin A.K. Svadebnyye platki vo vremeni i prostranstve [Wedding headscarves in time and space]. Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanii, 2017, no. 3, pp. 106-118.

6. Salmin A.K. Rubakha N 766-1 iz fondov MAE RAN i gravyury XVIII - XIX vekov [Shirt a no. 766-1 of the MAE RAS foundations and engravings from the 18 and 19th centuries]. Tsentr i periferiya, 2018, no. 4, pp. 56-59.

7. Salmin A.K. Ekspeditsiya I.I. Lepyokhina v Srednevolzhskii reghion [Expedition of I.I. Lepyohin to the Middle Volga region]. Arkheologhiya, etnografiya i antropologhiya Evrazii, 2019, no. 3, pp. 116-122.

8. Salmin A.K. I.G. Gmelin i yego rol' vo Vtoroi Kamchatskoi ekspeditsii na territorii Kazanskoi gubernii [I.G. Gmelin and his role in the Second Kamchatka Expedition in the Kazan province]. Bylyye gody: Rossiiskii istoricheskii zhurnal, 2019, vol. 51, no. 1, pp. 55-63.

9. Salmin A.K. Vklad I.I. Gheorghi vizucheniye traditsii chuvashei [I.I. Georgi's contribution to the study of Chuvash traditions]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2019, no. 2, pp. 146-152.

10. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk. F. 3. Op. 30. D. 4 - Dnevnik Iv.Iv. Lepyokhina s zapis'yu yego nablyudenii po ekspeditsii 1768-1772 g. 1768-1769 gg. [The Archive of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg Branch. Archiv 3. Anagraph 30. Document 4 -Diary of I.I. Lepyohin with a record of his observations on the expedition 1768-1772].

11. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk. F. 142. Op. 1(1941). D. 6 - MAE: Otdel Yevropy [The Archive of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg Branch. Archiv 142. Anagraph 1 (1941). Document 6 - MAE RAS. Department of Europe].

12. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk. F. 800. Op. 3. D. V-732 - Marr N.Ya. Pis'ma ot T.S. Passek. 1925-1931 gg. [The Archive of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg Branch. Archiv 800. Anagraph 3. Document V-732 - Marr N.Y. Letters from T.S. Passek. 1925-1931].

SALMIN ANTON - Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, Russia, Saint-Petersburg ([email protected]).

Формат цитирования: Салмин А.К. Первоисточники о чувашах в фондах архивов и музеев Санкт-Петербурга // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. - С. 160-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.