Brazil M.A. 2009. Birds of East Asia. China, Taiwan, Korea, Japan and Russia. London: 1528.
Dickinson E.C., Remsen J.V., Jr. (eds.) 2013. The Howard and Moore complete checklist of
the birds of the World. 4th Edition. Eastbourne, 1: 1-461. Dickinson EC., Christidis L. (eds.) 2014. The Howard and Moore complete checklist of the
birds of the World. 4th Edition. Eastbourne, 2: 1-752. Nazarenko A.A., Gamova T.V., Nechaev V.A., Surmach S.G., Kurdyukov A.B. 2016. Handbook of the Birds of Southwest Ussuriland: Current Taxonomy, Species status and Population Trends. Incheon: 1-256. Ripley S.D. II. 1982. A Synopsis of the Birds of India and Pakistan, together with those of
Nepal, Bhutan, Bangladesh and Sri Lanka. Bombay: I-XX, 1-652. Taczanowski L. 1891-1893. Faune ornitologique de la Siberie orientale // Memoirs Acad. des
Sci. de St. Petersbourg. I-XXXIX, 1-1278. Valchuk O., Leliukhina E. 2011. Interruption of autumn migration for moult in a Palearctic passerines: the Lanceolated Grasshopper warbler (Locustella lanceolata) case // 8th Conf. European Ornithol. Union. Riga: 16-17. Voous K. H. 1949. Distributional history of Eurasian Bullfinches, genus Pyrrhula // Condor 51, 2: 52-81.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1451: 2201-2202
Первое нахождение обыкновенной горлицы Streptopelia turtur arenicola на Западном Алтае
Б.В.Щербаков
Борис Васильевич Щербаков. КГКП «Восточно-Казахстанский Областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник», улица Головкова 29, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, 070024, Казахстан
Поступила в редакцию 12 мая 2017
В первой половине ХХ века обыкновенная горлица Streptopelia turtur в Западном Алтае на гнездовье отсутствовала (Сушкин 1938). Ближайшие её нахождения были известны в Калбинском хребте в левобережной части Иртыша (Долгушин 1962).
В предгорьях Западного Алтая её впервые обнаружили на гнездовье в низовьях реки Убы у села Убинское, где 9 и 10 июля 1973 на одном из островов, поросших ивами и тополем Populus nigra, наблюдалась пара, в которой самец токовал. Здесь же 18-21 июня 1974 наблюдались уже две пары этих горлиц. Утром на восходе и вечером перед заходом солнца самцы, облетая гнездовый участок, совершали токовые полёты. Токование ещё трёх самцов отмечено 8 июля 1975 в тополевой пойме Убы в 5 км севернее села Убинское.
Таким образом, появление обыкновенной горлицы в правобережной части Иртыша свидетельствует о пульсирующем расширении её
ареала из Калбинского нагорья в северо-восточном направлении в пределы Западного Алтая.
Литератур а
Долгушин И.А. 1962. Голуби - Columbae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 328-369. Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей Северо-Западной Монголии. М.; Л.:, 1: 1-320.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1451: 2202-2207
Предупреждение биоповреждающей деятельности птиц в авиации и на ЛЭП
О.Л.Силаева, Б.М.Звонов
Ольга Леонидовна Силаева, Борис Михайлович Звонов. Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН. E-mail: [email protected], [email protected]
Поступила в редакцию 22 апреля 2017
Число столкновений воздушных судов (ВС) с птицами со временем не только не сокращается, но и возрастает в связи с уплотнением графика движения самолётов, и соответственно, с увеличением числа наиболее опасных этапов полёта — взлётов и посадок.
Современная стратегия минимизации столкновений самолётов с птицами (ССП) включает в себя эколого-орнитологическое обследование аэропортов и обязательное определение видовой принадлежности птицы — виновницы столкновения.
Любой аэропорт, по сути, является заповедником для птиц и других животных. Эти территории мало посещаются людьми; более тёплая по сравнению с окружающей местностью и освещённая взлётно-посадочная полоса (ВПП) привлекает птиц. Для последних здесь имеются хорошие возможности для кормёжки беспозвоночными, а также хороший обзор, позволяющий не стать кормом для других животных. Здесь можно найти места для гнездования и отдыха, чем пользуются как оседлые, так и мигрирующие птицы.
Одним из наиболее эффективных экологических методов защиты ВС от птиц, а также самих птиц от гибели при столкновении с самолётом является информационная система эколого-орнитологического обследования территорий аэропортов, включая прилегающую зону в 1530 км. На основании такого мониторинга выявляются наиболее характерные причины возникновения самолётоопасных ситуаций. В этом крупномасштабном исследовании участвуют экологи, орнитологи, зоо-