Научная статья на тему 'Предупреждение биоповреждающей деятельности птиц в авиации и на ЛЭП'

Предупреждение биоповреждающей деятельности птиц в авиации и на ЛЭП Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
257
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение биоповреждающей деятельности птиц в авиации и на ЛЭП»

ареала из Калбинского нагорья в северо-восточном направлении в пределы Западного Алтая.

Литератур а

Долгушин И.А. 1962. Голуби - Columbae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 328-369. Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей Северо-Западной Монголии. М.; Л.:, 1: 1-320.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1451: 2202-2207

Предупреждение биоповреждающей деятельности птиц в авиации и на ЛЭП

О.Л.Силаева, Б.М.Звонов

Ольга Леонидовна Силаева, Борис Михайлович Звонов. Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН. E-mail: silaeva.o@gmail.com, zvonovbm@gmail.com

Поступила в редакцию 22 апреля 2017

Число столкновений воздушных судов (ВС) с птицами со временем не только не сокращается, но и возрастает в связи с уплотнением графика движения самолётов, и соответственно, с увеличением числа наиболее опасных этапов полёта — взлётов и посадок.

Современная стратегия минимизации столкновений самолётов с птицами (ССП) включает в себя эколого-орнитологическое обследование аэропортов и обязательное определение видовой принадлежности птицы — виновницы столкновения.

Любой аэропорт, по сути, является заповедником для птиц и других животных. Эти территории мало посещаются людьми; более тёплая по сравнению с окружающей местностью и освещённая взлётно-посадочная полоса (ВПП) привлекает птиц. Для последних здесь имеются хорошие возможности для кормёжки беспозвоночными, а также хороший обзор, позволяющий не стать кормом для других животных. Здесь можно найти места для гнездования и отдыха, чем пользуются как оседлые, так и мигрирующие птицы.

Одним из наиболее эффективных экологических методов защиты ВС от птиц, а также самих птиц от гибели при столкновении с самолётом является информационная система эколого-орнитологического обследования территорий аэропортов, включая прилегающую зону в 1530 км. На основании такого мониторинга выявляются наиболее характерные причины возникновения самолётоопасных ситуаций. В этом крупномасштабном исследовании участвуют экологи, орнитологи, зоо-

логи, а также представители других специальностей (Ильичёв, Силаева, Золотарёв 2007). За основу мониторингового исследования взят документ ИКАО Airport Services Manual Part 3 Wildlife Control and Reduction Fourth Edition - 2012 «Руководство для аэропортовых служб. Часть 3. Создаваемая птицами опасность и методы её снижения». Цель обследования — выявить факторы, способствующие привлекательности территории аэропорта для птиц.

В результате профессионально проведённого мониторинга территорий должны быть получены следующие данные: 1) численность и направления пролёта (полётов) оседлых и мигрирующих видов птиц; 2) места и сроки формирования скоплений птиц для кормёжки и ночлега; 3) высотное распределение мигрирующих и высота полётов оседлых видов; 4) сезонное и суточное распределение видов птиц с учётом их массы и опасности для ВС с особым вниманием к ВПП и рулевым дорожкам; 5) циклы активности и скорости перемещения птиц в зависимости от времени суток и сезона; 6) описание растительного покрова и сведения по численности грызунов.

При обследовании учитывают всех птиц, находящихся в обследуемой зоне, как представляющих непосредственную угрозу для ВС, так и опосредованную, например, это могут быть птицы, в качестве жертв привлекающие хищных птиц или млекопитающих.

В результате аэродромные службы получают подробный анализ эколого-орнитологической обстановки вокруг аэропорта с фотографиями и картосхемами, а также выводы и рекомендации относительно того, как уменьшить привлекательность территории аэропорта для животных, избегая их элиминации. Эколого-этологические методы обладают явными преимуществами перед прямым или косвенным уничтожением животных, что приводит к сокращению их численности. Виды, наносящие ущерб на территории аэродрома, в другой эколого-хозяйст-венной ситуации могут оказаться исключительно полезными. Сейчас на территории России почти каждый десятый вид занесён в «Красную книгу». А численность многих других под воздействием хозяйственной деятельности человека сокращается быстрыми темпами. Даже из самых лучших побуждений не следует способствовать этому процессу.

Благодаря правильному управлению орниторесурсами вокруг территории аэродрома формируются популяции птиц, адаптированные к местным условиям жизни. Такие особи редко сталкиваются с ВС. Они имеют представление об опасности, исходящей от взлетающего или приземляющегося воздушного судна. При этом эти популяции занимают часть экологической ёмкости угодий и препятствуют вселению неадаптированных новичков. Но если таковые всё-таки появляются, то аборигены служат хорошим примером для пришлых особей, облегчая их адаптацию.

В соответствие с данными, полученными в результате эколого-ор-нитологического обследования, отбираются и отрабатываются на практике тактические методы контроля. Каждое такое обследование уникально для соответствующего комплекса биотопов. Вся системная совокупность методов контроля будет соответствовать эколого-географи-ческим особенностям аэродрома и, следовательно, будет эффективна при её использовании. Таким образом, эколого-орнитологический мониторинг оптимизирует взаимоотношения человека с птицами на основе управления их поведением и численностью.

Однако результаты обследования содержат в себе и обще-экологические моменты. Будучи частью фаунистического мониторинга, эколо-го-орнитологическое обследование предоставляет данные не только для авиационных специалистов службы орнитологической безопасности конкретного аэропорта, но и для орнитологов, зоологов и экологов, изучающих соответствующий комплекс биотопов.

Наряду с эколого-орнитологическим обследованием для предотвращения столкновений и защиты воздушного судна от птиц необходимо проводить определение вида птицы, ставшей причиной столкновения с ВС, а при возможности и её популяционной принадлежности. В настоящее время идентификационные исследования проводятся на основе микроструктурных данных и биологических жидкостей (Ilyichev 1999; 2001; Силаева 2008).

Идентификационные данные помогут выяснить орнитологическую обстановку в аэропорту и по пути следования воздушного судна. Будут известны параметры риска и условия, с которыми может быть связано наибольшее число столкновений, т.е. сезон, время суток, высота полёта и фазы движения ВС. Если установлена подробная информация по виду, то мы получаем возможность реально контролировать поведение птиц. Мы не просто гоняем их с места на место, а принимаем адекватные меры, отвлекая птиц от аэродрома и вынуждая искать другие места для гнездования и кормёжки. Постоянно приходится учитывать тот факт, что у каждого вида свои особенности поведения.

При этом, если эколого-орнитологическое обследование в соответствие с РООП (Руководство... 1989) проводится в течение четырёх сезонов регулярно, но не ежегодно, то видовую принадлежность птицы после столкновения с ВС нужно устанавливать постоянно.

Нужна идентификация каждой особи, столкнувшейся с ВС, независимо от тяжести последствий и от того, какой авиакомпании принадлежит ВС. Наличие полной статистики позволяет принять предупреждающие меры. В авиации США и Европы уже в течение десятилетий действуют хорошо налаженные информационные системы, оперирующие базами данных по структуре пера птицы. Все останки биологического происхождения после ССП направляются на исследование про-

фессиональным экспертам, даже при отсутствии повреждений ВС. В Смитсоновском институте Вашингтона (США) определяются останки птиц, ставшие причинами примерно 800 ежегодных столкновений с ВС (Dove 2002; http://wildlife-mitigation.tc.faa.gov).

Нужно создавать общероссийские и международные базы данных по ССП с учётом сведений по виду птицы, а также информационные системы по оседлым и мигрирующим потенциально опасным для полётов авиации видам птиц. Для этого необходимо более тесное сотрудничество биологов и авиаторов, в национальном и в международном масштабе. На основе данных мониторингового и идентификационного исследования создаются прогностические стратегии и когнитивные модели факторов орнитологической угрозы для полётов авиации. Указанные сведения пригодятся также для конструирования ВС. Таким образом, основными шагами по пути минимизации риска для полётов авиации мы рассматриваем эколого-орнитологическое обследование и определение видовой принадлежности птиц после столкновения.

В качестве второго направления биоповреждающей деятельности птиц мы рассматриваем ущерб, наносимый птицами линиям электропередач. Птицы повреждают конструкции ЛЭП, присаживаясь на провода или сталкиваясь с ними, а также вызывают замыкания, устраивая гнёзда на опорах ЛЭП. Это создаёт проблемы в бесперебойной подаче электроэнергии. Однако технические конструкции электропередач представляют опасность для жизни птиц. На линиях электропередачи гибнут не только обычные массовые виды, например, грачи, галки, вороны, но также и птицы, представляющие большую ценность: филины, орлы, крупные соколы.

В последние годы по инициативе общественных природоохранных организаций Союза охраны птиц России, Российской сети изучения и охраны пернатых хищников и других во взаимодействии с государственными органами по охране природы в нашей стране возобновились птицезащитные мероприятия, прерванные в годы перестройки и распада СССР. Однако при отсутствии единых технических и орнитологических требований к птицезащитным устройствам, собственники электросетевых объектов оказались в ситуации сложного выбора. Дело в том, что в настоящее время отечественный рынок уже насыщен различными птицезащитными устройствами (ПЗУ), но отнюдь не все они отвечают своему целевому назначению и требованиям надёжности. В этой ситуации ОАО «Российские сети», объединяющее главных владельцев птицеопасных ЛЭП, приняло решение о разработке отраслевых стандартов (СТО), регламентирующих общие техническое требования к устройствам защиты птиц от поражения электрическим током на объектах электросетевого комплекса (СТО 34.01-2.2-011-2015). С этой целью была сформирована специальная рабочая группа Эксперт-

ного совета Некоммерческого партнёрства «Электросеть изоляция». В проекте СТО рассматриваются ПЗУ различных типов. Все ПЗУ предполагают не только защиту технических объектов от птиц, но и самих птиц от поражения электрическим током.

Антиприсадочные затрудняют посадку птиц на элементы конструкций опор высоковольтных линий. Эти ПЗУ устанавливаются на траверсе опоры воздушных линий электропередач или портала электроподстанции над местом крепления гирлянд изоляторов и препятствуют посадке птицы на траверсу в зоне защиты.

Изолирующие защищают птиц от непосредственного контакта с проводами, линейной арматурой и иными неизолированными элементами оборудования воздушных линий электропередач, оборудования электроподстанций, такого, как изоляторы, вводы и выводы трансформаторов, защитного оборудования и так далее.

Насестные создают условия для безопасной посадки птиц.

Гнездообразующие создают альтернативные безопасные площадки для постройки птицами гнёзд. Барьерные защищают изоляторы разных конструкций, иные элементы устройств воздушных линий электропередач, а также оборудование электроподстанции от загрязнения продуктами жизнедеятельности птиц и препятствуют поражению птиц электрическим током через струю помёта. Маркерные делают элементы воздушных линий электропередач (провода, грозотросы и опоры) более заметными для летящих птиц. Комбинированные совмещают в себе различные типы защитных ПЗУ. Ограждающие препятствуют проникновению птиц и других животных в электроустановки.

Важность этой работы заключается в том, что теперь стандартные ПЗУ будут создаваться по нормативам, которые соответствуют всем требованиям по защите птиц от гибели при поражении током и одновременно значительно минимизируют повреждающую деятельность птиц, не допуская перебоев в электроснабжении.

Литература

Ильичёв В.Д., Силаева О.Л., Золотарёв С.С. и др. 2007. Защита самолётов и других

объектов от птиц. М.: 1- 320. Руководство по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации (РООП

ГЛ-89), Приказ № 209. 1989. М.: 1-40 (извлечение). Силаева О.Л. 2008. Определение таксономической принадлежности птицы по одиночным перьям и их останкам // Успехи совр. биол. 2: 208-222. СТО 34.01-2.2-011-2015 «Птицезащитные устройства для воздушных линий электропередачи и открытых распределительных устройств подстанций». birdstrike.org/wp-content/uploads/2014/10/ICAO-... (Дата обращения: 16.03.17). Dove C.J. 2002. The identification of bird strike remains // Flying Safety 58, 9: 5-8. Ilyichev V.D., Nechval N.A., Birjukov V.Y. 1999. A general statistical approach to identification of bird remains after collision between aircraft and birds // Proc. 20 Meet. BSCE. Helsinki: 169-178.

Prast W., Shamoun J. 1997, 2001. BRIS Bird Remains Identification System. CD ROM. Published by ETI, Amsterdam.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1451: 2207-2209

Наблюдения за морскими птицами на северо-востоке Чукотки

И.В.Дорогой

Второе издание. Первая публикация в 1995*

Во время кратковременных экскурсий в 1992 и 1993 годах осмотрены птичьи базары в следующих пунктах на северо-востоке Чукотки: остров Нунэанган (12 июня 1992), окрестности лагуны Пуотэн (13 июня

1992), мыс Кекилин в бухте Преображения (20 июня 1992), окрестности села Сиреники, мыс Столетия, мыс Лесовского (20 июня 1992, 26 июня 1993, 5 июля 1993, 19 июля 1993), мыс Наукан (28 июня 1993, 7 июля 1993, 18 июля 1993), остров Ратманова (18 июля 1993 и 27 июля

1993). Кроме того, наблюдения за морскими птицами велись с борта судна в ряде точек Берингова моря. Ввиду кратковременного характера работ наши учётные данные весьма приблизительны, но мы всё же полагаем, что они могут представлять интерес для специалистов.

Глупыш Fulmarus glacialis. Доминирующий вид на некоторых птичьих базарах южного побережья Чукотского полуострова; в частности, в районе села Сиреники гнездится не менее 2-3 тыс. особей, на мысе Столетия около 2 тыс. и на мысе Лесовского — 1-2 тыс. пар (наблюдения 20 июня 1992). На птичьем базаре мыса Кекилин гнездится 1-2 десятка пар (наблюдения 20 июня 1992). Доля особей тёмной морфы составляет менее 1% всех отмеченных птиц, причём твёрдой уверенности в гнездовании тёмных глупышей нет. Одиночные птицы и небольшие стайки глупышей регулярно встречались в открытом море, зачастую на значительном (20-30 км) удалении от берега.

Тонкоклювый буревестник Puffinus tenuirostris. Одиночные птицы и небольшие (до десятка) группы постоянно наблюдались с борта судна в разных частях Берингова моря в конце июня и на протяжение всего июля 1993 года. Значительное скопление буревестников этого вида (около сотни птиц) наблюдалось 27 июня 1993 между бухтой Лаврентия и посёлком Уэлен.

* Дорогой И.В. 1995. Наблюдения за морскими птицами на северо-востоке Чукотки IIМорские птицы Берингии: информ. бюл. Магадан: 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.