Научная статья на тему 'ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ'

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
суицидальное поведение / профилактика суицидального поведения / подростки / диагностические методы / suicidal behavior / prevention of suicide / teenagers / diagnostic methods

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еремеева А.И.

В научной статье рассматриваются современные диагностические методы, которые могут быть использованы психологом-педагогом в рамках первичной профилактики суицидального поведения подростков. Автор исследует эффективность различных подходов к выявлению риска суицидального поведения у подростков, а также предлагают рекомендации по использованию этих методов в школьной и внешкольной практике. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов в области психологии и педагогики, а также для всех, кто работает с подростками и заинтересован в их психологическом благополучии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еремеева А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC METHODS

This scientific article examines modern diagnostic methods that can be used by a psychologist-educator in the context of primary prevention of suicidal behavior in adolescents. The authors explore the effectiveness of various approaches to identifying the risk of suicidal behavior in adolescents and provide recommendations for using these methods in school and extracurricular practice. The research findings may be useful for professionals in the fields of psychology and pedagogy, as well as for anyone working with adolescents and interested in their psychological wellbeing.

Текст научной работы на тему «ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 1. ИЮНЬ 2024 г. УДК 159

Еремеева А.И.

студент 2 курса очной формы обучения института педагогики Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация: в научной статье рассматриваются современные диагностические методы, которые могут быть использованы психологом-педагогом в рамках первичной профилактики суицидального поведения подростков. Автор исследует эффективность различных подходов к выявлению риска суицидального поведения у подростков, а также предлагают рекомендации по использованию этих методов в школьной и внешкольной практике. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов в области психологии и педагогики, а также для всех, кто работает с подростками и заинтересован в их психологическом благополучии.

Ключевые слова: суицидальное поведение, профилактика суицидального поведения, подростки, диагностические методы.

Суицидальное поведение среди подростков является серьезной и распространенной проблемой по всему миру. В последние десятилетия наблюдается увеличение числа случаев самоубийств среди данной возрастной группы. Суицидальное поведение у подростков является многогранным и сложным явлением, вызванным множеством факторов. Такие факторы риска как наличие стрессовых жизненных ситуаций, насилие или жестокость в семье, алкоголизация, наркомания и другие виды антисоциального поведения родителей, низкая самооценка и осознание своей уязвимости, имеют прямое отношение к возможности возникновения суицидального поведения.

Суицидальное поведение подразумевает намеренное стремление субъекта к смерти. В качестве его причины выступает либо наличие психической патологии при отсутствии внешних побуждающих факторов, либо возникновение внутриличностного конфликта под воздействием конкретных обстоятельств [5, 6]. Одним из способов борьбы с проблемой суицидального поведения подростков является первичная профилактика. Она направлена на выявление рисковых групп и обеспечение им необходимой помощи и поддержки, а также на предупреждение возникновения самоубийств.

Роль диагностических методов в идентификации риска суицида у подростков.

В рамках первичной профилактики используются различные диагностические методы, которые позволяют выявить признаки наличия риска суицидального поведения у подростков. Эти методы основываются на осмотре, интервьюировании и заполнении специальных анкет, разработанных для оценки психологического состояния подростков.

Один из наиболее распространенных диагностических методов -интервью. Данный метод позволяет психологу-педагогу проводить беседу с подростком, выясняя его эмоциональное состояние, наличие тревожности, мыслей о смерти. Важно проводить интервью в спокойной и приватной обстановке, чтобы создать доверительные условия для разговора. При этом важно задавать открытые вопросы, позволяющие подростку свободно выражать свои чувства и мысли. Применение стандартизированных интервью с использованием семантических дифференциалов позволяет систематизировать полученную информацию и упростить процесс анализа данных.

Для более объективной оценки психического состояния и выявления риска суицида, часто используются специализированные анкеты. Например, Гамбургская шкала депрессивности (ИЛОБ) и шкала оценки депрессии Х. Хэмилтона позволяют оценить наличие депрессивных симптом у подростков. Еще одним важным диагностическим методом является психологическое тестирование. Например, опросник К. Бека оценивает степень суицидальной

наклонности. Он представляют собой структурированные вопросники, которые помогают выявить наличие и степень суицидальных намерений у подростка, определить степень риска, оценить различные аспекты психического состояния подростка, включая уровень тревожности, депрессии, самооценки и другие показатели. Такие тесты могут быть полезными инструментами в ранней диагностике и оценке риска суицида у подростков.

Диагностические методики могут быть как письменные, так и устные, в зависимости от потребностей и возможностей проводящего диагностику специалиста. Для анализа выявления тревоги и сниженного эмоционального фона используются проективные техники, такие как рисуночные и игровые задания. Например, проективный рисунок «Человек под дождем» позволяет подростку выразить свои эмоции и мысли. При анализе рисунков и игровых сценариев также применяются стандартизированные методы интерпретации, основанные на сравнении с нормативными данными. Данные инструменты помогают не только определить степень риска, но и отследить динамику изменений в психическом состоянии подростка. Однако, необходимо помнить, что диагностические методы не являются идеальными и могут давать ложноположительные или ложноотрицательные результаты. Поэтому, для достижения более точного диагноза и выявления риска суицидального поведения, часто используют комплексный подход, включающий не только диагностические методы, но и анализ семейного и социального окружения подростка.

Важными индикаторами риска суицида могут быть изменения в поведении (социальная изоляция, снижение активности, наличие проблем в школе), психологическом благополучии (повышенная раздражительность, изменения в способности концентрироваться), а также физические симптомы (нарушение сна, аппетита, снижение энергии). Родители, учителя, друзья и другие близкие люди могут обладать ценной информацией о поведении и эмоциональном состоянии подростка, которая может помочь в идентификации

риска. Проведение бесед с окружающими подростка может дополнить информацию, полученную от самого подростка и специалистов.

В школьной среде, информационно-просветительская деятельность педагогов и педагогов-психологов в рамках первичной профилактики суицидального поведения включает в себя разнообразные методы информирования родителей и учащихся на родительских собраниях, классных часах и других мероприятиях. Это включает распространение информации через постеры, брошюры, публикации в социальных сетях и на сайте школы. Образовательная деятельность - это ответственное и сложное направление работы, требующее не только знаний в данной области, но и навыков взаимодействия с родителями и подростками [5]. Для улучшения этой работы необходимо проанализировать содержание информационно-просветительской деятельности, оценить достаточность запланированных мероприятий, подходящий формат (акция, флешмоб, беседа с экспертом, онлайн-лекция и т. д.) и корректность поставленных целей и задач.

Цель проведения таких мероприятий заключается не только в увеличении информированности аудитории по обсуждаемому вопросу, но и в формировании готовности обращаться за помощью. Поэтому организаторам мероприятия важно определить, способствует ли выбранный формат достижению данной цели. Аналитическая работа в этом направлении позволит выявить препятствия, такие как отсутствие современных и качественных информационно-просветительских материалов, несоответствие формата или темы просветительской работы аудитории и другие. Преодолеть их поможет ориентация на методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению и их родителями, содержащиеся в письме Министерства образования РФ от 28 апреля 2018 года N 07-2498, использование методических материалов таких ресурсов, как «Я-родитель» — https://www.ya-

roditel.ru/, «Телефон доверия для детей, подростков и их родителей» — https://telefon-doveria.ru/, «Фонд развития Интернет» — http://www.fid.su/.

В рамках совершенствования диагностического направления работы педагога-психолога может быть целесообразной ревизия диагностического инструментария с целью его обновления. Для пополнения портфеля диагностических методик полезно обратиться к современным работам в области выявления рисков развития суицидального поведения у детей и подростков (Г. С. Банников, О. В. Вихристюк, Л. В. Миллер, Т. С. Павлова, Н. Ю. Федунина), упомянутым выше методическим рекомендациям для педагогов-психологов, методическим рекомендациям, представленным в письме Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2020 г. N 15-2/И/2-2645 «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)» [5, 6, 7].

Важно отметить, что диагностика риска суицида у подростков должна осуществляться в рамках мультидисциплинарного подхода, включающего работу врачей, психологов, педагогов и других специалистов. Только такой комплексный подход позволяет получить полную картину источников риска и определить наиболее эффективные методы первичной профилактики.

Таким образом, диагностические методы играют важную роль в рамках первичной профилактики суицидального поведения подростков. Они играют важную роль в первичной профилактике суицидального поведения, позволяя выявить подростков, находящихся в группе риска, и своевременно предоставить им необходимую помощь и поддержку. Однако, необходимо использовать эти методы в комплексе с другими и учитывать все аспекты жизни подростка, чтобы добиться наиболее эффективного результата.

Вывод. В современном обществе проблема суицидального поведения подростков является одной из самых серьезных и тревожных. Год от года количество случаев, связанных с самоубийствами среди молодежи, продолжает расти, что требует немедленного внимания и принятия соответствующих мер. При этом особое значение приобретает первичная профилактика данного явления, которая направлена на выявление предрасположенности к суициду у

подростков и предотвращение его возникновения. В свете быстрого развития информационных технологий и научных достижений, возникает необходимость в поиске инновационных подходов к диагностике и профилактике суицидального поведения подростков. Однако психолого-педагогические методы диагностики суицидального поведения подростков продолжают играть ведущую роль в рамках первичной профилактики. Их использование позволяет выявить рисковые факторы и своевременно оказать помощь подростку в кризисной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with suicidal behavior. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2001,40(7 Suppl):24S-51S;

2. Gould M. S., Greenberg T., Velting D. M., Shaffer D. Youth suicide risk and preventive interventions: a review of the past 10 years. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2003,42(4):386-405;

3. Shaffer D., Craft L. Suicide and Attempted Suicide. In: Sadock B., Sadock V., Ruiz P., editors. Kaplan & Sadock's Comprehensive Textbook of Psychiatry. 9th edition. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins, 2009. p. 2655-2671;

4. King C. A., O'Connor S. S., McMahon R. J. Suicidal youth's adherence to mental health treatment: a systematic review of treatment engagement. J Clin Child Adolesc Psychol. 2006,35(2): 139-152;

5. Абашина А.Д., Курагина Г.С. Коммуникативное пространство современной молодежной социокультурной среды (по результатам эмпирического исследовани) // Образование и общество. - 2021. - № 1 (126). - С. 53-59;

6. Банников, Г. С. Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи / Г. С.

Банников, О. В. Вихри- стюк, Н. Ю. Федунина // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 91-101;

7. О методических рекомендациях «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)»: письмо Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2020 г. N 15-2/И/2-2645

Eremeeva A.I.

Herzen Russian State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russia)

PRIMARY PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC METHODS

Abstract: this scientific article examines modern diagnostic methods that can be used by a psychologist-educator in the context of primary prevention of suicidal behavior in adolescents. The authors explore the effectiveness of various approaches to identifying the risk of suicidal behavior in adolescents and provide recommendations for using these methods in school and extracurricular practice. The research findings may be useful for professionals in the fields of psychology and pedagogy, as well as for anyone working with adolescents and interested in their psychological well-being.

Keywords: suicidal behavior, prevention of suicide, teenagers, diagnostic methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.