Научная статья на тему 'Первая встреча краснозобого дрозда Turdus ruficollis и новые находки птиц с фенотипами группы темнозобых дроздов T. ruficollis и T. atrogularis в Приморье'

Первая встреча краснозобого дрозда Turdus ruficollis и новые находки птиц с фенотипами группы темнозобых дроздов T. ruficollis и T. atrogularis в Приморье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
149
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Вальчук Ольга Павловна, Редькин Ярослав Андреевич, Сотников Владимир Несторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая встреча краснозобого дрозда Turdus ruficollis и новые находки птиц с фенотипами группы темнозобых дроздов T. ruficollis и T. atrogularis в Приморье»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 947: 3315-3320

Первая встреча краснозобого дрозда Turdus ruficollis и новые находки птиц с фенотипами группы темнозобых дроздов T. ruficollis и T. atrogularis в Приморье

О.П.Вальчук, Я.А.Редькин, В.Н.Сотников

Ольга Павловна Вальчук. «Амуро-Уссурийский центр Биоразнообразия птиц г. Владивостока», ул. Кирова, д. 64-214, Владивосток, 690068, Россия; Биолого-почвенный институт ДВО РАН, пр. 100-летия Владивостока, д.159, Владивосток, 690022, Россия. E-mail: [email protected] Ярослав Андреевич Редькин. Зоологический музей Московского университета,

ул. Большая Никитская, д. 6, Москва, 125009, Россия Владимир Несторович Сотников. Кировский городской естественно-научный музей, ул. Ленина, д. 179, Киров, 610007, Россия

Поступила в редакцию 30 ноября 2013

Область распространения краснозобого дрозда Turdus ruficollis Pallas, 1776 охватывает тайгу преимущественно горных районов юга Сибири, к западу до долины Енисея в среднем течении, где известны отдельные гнездовые находки. Гнездовые местообитания — леса таёжного типа и горные редколесья (Рябицев 2008). Тонкие детали распространения этого вида до сих пор изучены весьма слабо. Достоверно известно, что этот вид регулярно гнездится в Кузнецком Алатау, Саянах, на Алтае, в горах севера Монголии, на хребтах Предбайкалья и западного Забайкалья, в области верховий Лены и Нижней Тунгуски (Портенко 1981; Степанян 2003). Самые восточные находки краснозобого дрозда в гнездовой период известны для Хангайско-Хэнтейского горного района в Монголии (Фомин, Болд 1991) и Кодарского хребта в северо-восточном Забайкалье (Редькин 2000). Вполне вероятно, что в горах системы Станового хребта он распространён намного восточнее, возможно, даже до западных частей Амурской области, однако свежих фаунистических сведений из этих районов нет.

Миграции этого вида изучены довольно слабо. На местах зимовок в центральном Китае краснозобые дрозды встречаются до середины мая. В Монголии, Прибайкалье и Забайкалье весенний пролёт проходит с середины апреля в основном до середины мая (Портенко 1981). Отлёт в конце сентября, в начале октября, точнее не изучен (Там же).

Первогодок краснозобого дрозда (судя по окраске, самка), был отловлен на стационаре «Амуро-Уссурийского центра биоразнообразия птиц» в долине реки Литовка (Партизанский район, Южное Приморье) во время весенних исследований по изучению миграций лесных птиц с помощью мечения. Птица попалась в сеть поздно вечером 23 апреля 2002. Её размеры, мм: клюв (от лобного оперения) 16.4; крыло

128.1; цевка 35.1; хвост 131.8. Масса тела птицы 82.4 г. Птицу сфотографировали и утром выпустили. Это была первая документированная регистрация краснозобого дрозда в Приморском крае.

Рис. 1. Молодая самка краснозобого дрозда Тытйш тыр-соШз, долина реки Литовка, 23 апреля 2002. Фото О.П.Вальчук.

Эту встречу можно было бы отнести к разряду случайных залётов, если бы не участившиеся в последнее время в Приморском крае наблюдения «чужих» дроздов. После обсуждения с коллегами нашей пер -вой встречи краснозобого дрозда В.А.Нечаев вспомнил, что за 10 лет до этого, 29 февраля 1992, он наблюдал одиночного самца другого вида из темнозобых дроздов - чернозобого Тигёив atrogularis ^госЫ, 1819, который держался в группе дроздов Науманна Т. паишапт и бурых дроздов Т. випошш в низовье реки Шмидтовка (Нечаев 2003).

Область гнездования чернозобого дрозда охватывает главным образом западные и центральные районы Сибири к востоку до Забайкалья. Это обычные птицы на большей части тайги Западной Сибири, особенно на севере и востоке территории, местами — самые многочисленные из видов рода Тигйш. Во время миграций чернозобые дрозды обычны на юге Западной Сибири, на юго-востоке региона отдельные птицы могут зимовать (Рябицев 2008).

Ещё одна встреча чернозобого дрозда в Приморье произошла 24 января 2010 в галерейном лесу реки Раковка (окрестности села Ми-хайловка Михайловского района) (Волковская-Курдюкова, Курдюков 2012). Птица этого вида отмечена в крупной смешанной стае дроздов Науманна и бурых дроздов. Наблюдаемая птица заметно выделялась в стае своей однообразной серой окраской верхней и нижней сторон тела и абсолютным отсутствием рыжих тонов, в том числе на рулевых.

Подобные случайные залёты чернозобых и краснозобых дроздов известны для соседних территорий — Японских островов, Корейского полуострова и провинции Чжэцзян Восточного Китая (Check-List of Japanese Birds... 2012; Brazil 2009), из чего можно предположить, что дрозды группы темнозобых дроздов на юге Дальнего Востока России должны отмечаться значительно чаще.

В пользу предположения о некоторой регулярности встреч птиц с признаками группы темнозобых дроздов в Южном Приморье свидетельствуют коллекционные экземпляры птиц, описанные ниже.

Предполагаемый гибрид бурого и краснозобого дроздов Turdus eunomus х Turdus ruficollis — самец первогодок был добыт в долине реки Литовка недалеко от станции кольцевания 17 октября 2010 (сборы В.Н.Сотникова). При общем сходстве с бурым дроздом, этот экземпляр отличался несколькими признаками, не свойственными этому виду. Наиболее заметные черты, сближающие этот экземпляр с T. ruficollis — наличие большого количества коричнево-бурых с примесью охристого оттенка пестрин на горле и груди, образующих хорошо выраженный тёмный пластрон; слабо выраженная светлая бровь над глазом; строго промежуточная между T. ruficollis и T. eunomus окраска рулевых перьев — преимущественно коричнево-рыжая; однотонная серовато-оливковая окраска верхней стороны головы и передней части спины. В целом топография тёмной окраски нижней стороны этого экземпляра очень напоминает рисунок гибридного экземпляра, приведённый в работе Л.А.Портенко (1981) и определённого им как помесь форм atrogu-laris и turuchanensis (= eunomus). Однако заметная примесь рыжей окраски на крайних рулевых, не свойственная ни T. atrogularis, ни T. eunomus, указывает на происхождение данной особи от скрещивания бурого дрозда именно с T. ruficollis.

И последний экземпляр, предполагаемый гибрид дрозда Науманна с чернозобым дроздом Turdus naumanni х Turdus atrogularis — самка первогодок была добыта там же 13 октября 2010 (сборы В.Н.Сотникова). Топография окраски этого экземпляра более напоминает характерную для первогодков T. atrogularis с черноватыми наствольными пестри-нами на груди и боках нижней стороны тела, а также серым налётом на боках живота и слабо выраженной светлой бровью над глазом. Вместе с тем, окраска рулевых перьев этого экземпляра также в полной

мере соответствует свойственной T. naumanni, а на боках тела и под-хвостье выражены размытые рыжие пятна в центральной части пера, характерные именно для этого вида.

Рис. 2. Предполагаемые гибриды T. naumanni х T. atrogularis (вверху) и T. eunomus х T. ruficollis (внизу), добытые в долине реки Литовка (Партизанский район, Приморье) в октябре 2010 года. Сборы В.Н.Сотникова, фото Я.А.Редькина.

Рис. 3. Предполагаемые гибриды T. naumanni х T. atrogularis (вверху) и T. eunomus х T. ruficollis (внизу), добытые в долине реки Литовка (Партизанский район, Приморье) в октябре 2010 года. Сборы В.Н.Сотникова, фото Я.А.Редькина.

Рис. 4. Крылья предполагаемых гибридов Т. выпотш х Т. ги/моШз (верхние) и Т. паитапт х Т. atrogularis (нижние), добытых в долине реки Литовка (Партизанский район, Приморье) в октябре 2010 года. Сборы В.Н.Сотникова, фото Я.А.Редькина.

На наличие в коллекциях гибридов между T. naumanni и T. atrogu-laris указывает также Л.А.Портенко (1981), считавший всех представителей комплекса T. ruficollis - T. atrogularis - T. naumanni - T. eunomus расами одного политипического вида. Вероятно, количество таких птиц в природе значительно больше, чем число достоверно наблюдаемых птиц. Не все смешанные стаи дроздов удаётся хорошо рассмотреть и далеко не всегда можно определить всех птиц в их составе. Многолетний опыт кольцевания птиц в Южном Приморье также показал, что во время интенсивной осенней миграции бурых дроздов и дроздов Науманна в отловах часто бывают птицы с переходной или вовсе непонятной окраской, которых трудно отнести к какому-то из этих видов. По-видимому, назрела необходимость генетических исследований всей упомянутой группы. Также можно посоветовать всем специалистам и любителям внимательно рассматривать и по возможности фотографировать смешанные стаи дроздов на предмет выявления в них интересных особей.

Литер атур а

Волковская-Курдюкова Е.А., Курдюков А.Б. 2012. Новые материалы по редким и малоизученным видам птиц Приморского края // Рус. орнитол. журн. 21 (762): 1243-1261. Нечаев В.А. 2003. Новые сведения о птицах Южного Приморья // Рус. орнитол. журн. 12 (210): 86-89.

Портенко Л.А. 1981. Географическая изменчивость темнозобых дроздов (Turdus ruficollis Pallas) и её таксономическая оценка // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 102: 72-109.

Редькин Я.А. 2000. Материалы по авифауне западной части Кодарского хребта и прилежащих участков Чарской долины (север Читинской области) // Рус. орнитол. журн. 9 (110): 13-19.

Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634. Фомин В.Е., Болд А. 1991. Каталог птиц Монгольской Народной Республики. М.: 1-125. Brazil M. 2009. Field Guide to the Birds of East Asia: Eastern China, Taiwan, Korea, Japan

and Eastern Russia. London: 1-528. Check-List of Japanese Birds. 2012. 7th Revised Edition. The Ortnithological Society of Japan: 1-438.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 947: 3320-3322

Поздняя осенняя встреча серой утки Anas strepera в Санкт-Петербурге

Н.П.Иовченко

Наталья Петровна Иовченко. Кафедра зоологии позвоночных, биолого-почвенный факультет, Санкт-Петербургский университет, Университетская набережная, д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 3 декабря 2013

Серая утка Anas strepera обитает в Санкт-Петербурге в зоне экспансии вида у северной границы ареала (Иовченко и др. 2010). Фенология её сезонных перемещений изучена недостаточно не только на Северо-Западе России, но и в целом в Восточной Европе (Viksne et al. 2010). В Ленинградской области такие данные достаточно фрагментарны и порой противоречивы, прежде всего, из-за недавнего освоения этой территории видом и локальности его распространения. Особенно это касается сроков отлёта. На Кургальском полуострове, где численность серой утки в период летне-осенних перемещений особенно высока, в 2007 году большинство серых уток исчезло к середине сентября, пролёт основной массы (до 300 птиц в день) отмечен 8 -13 сентября, и в октябре серые утки уже не отмечались (Коузов 2009). Однако в Невской губе Финского залива октябрьские встречи с ними — не редкость. Поэтому необходимо дальнейшее накопление сведений.

При посещении Московского парка Победы 10 ноября 2013 на Фонтанном пруду, где горожане регулярно подкармливают крякв Anas platyrhynchos и чаек, обнаружен самец серой утки (рис. 1 -3). Птица была в хорошем состоянии и держалась в скоплении крякв (24 самца и 18 самок). Серая утка кормилась в основном естественными кормами, но уже привыкла есть и бросаемый птицам хлеб. Как и кряквы, она не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.