УДК 316.454.3
doi:10.21685/2072-3016-2022-2-2
Первая работа молодежи: желаемые сценарии и реальные практики
Е. А. Шинкаренко
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия elenashinkarenko@fsn.unn.ru
Аннотация. Актуальность и цели. Проблема адаптации молодежи на рынке труда остается одной из актуальных проблем российского общества, обусловленных трансформациями профессиональных и образовательных структур. Цель работы -проанализировать реальные и желаемые практики первого трудоустройства молодежи. Материалы и методы. В основу легли материалы авторского эмпирического исследования по анализу документов (электронных резюме молодежи в возрасте 18-25 лет на портале HeadHunter). При рассмотрении практик первого трудоустройства выделены две условные группы: ищущие первую работу и уже имеющие опыт первой работы. Уделялось внимание наличию диплома при устройстве на первую работу, фиксировался выход на рынок труда до получения диплома или в год окончания учебного заведения. Для молодых людей, находящихся в поиске первого места работы, выявлены квалификационные и должностные предпочтения трудоустройства. Для второй группы описан реальный опыт первой работы. Результаты. На этапе первого трудоустройства большинство запросов молодежи вне зависимости от уровня образования сосредоточено на должностях высшей квалификации. При выходе на рынок труда происходит корректировка мотивов, что отражается в занятости на позициях не высшей, а средней квалификации. Анализ первого опыта работы, указанного в резюме, показал, что выпускники вузов занимают должности высшей квалификации чаще, нежели выпускники со средним профессиональным образованием. Выводы. Молодежь при поиске первой работы придерживается как стратегии наработки опыта по получаемой специальности в секторе квалифицированного труда, так и сценариев подработки в должностях более низких квалификационных позиций. Выделяются экономические и социально-профессиональные мотивы занятости. Экономические преобладают в секторе низкоквалифицированного труда. Социально -профессиональные мотивы видны в стремлении занять позиции высшей и средней квалификации на старте карьеры, прослеживается нацеленность на профессиональную реализацию в секторе интеллектуального труда.
Ключевые слова: первое трудоустройство, первая работа молодежи, сценарий поиска работы, трудоустройство молодежи, молодежь на рынке труда, приобретение опыта
Для цитирования: Шинкаренко Е. А. Первая работа молодежи: желаемые сценарии и реальные практики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 18-28. doi:10.21685/2072-3016-2022-2-2
© Шинкаренко Е. А., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Youth's first job: desirable scenarios and real practices E.A. Shinkarenko
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia elenashinkarenko@fsn.unn.ru
Abstract. Background. The problem of youth adaptation in the labor market remains one of the urgent problems of Russian society caused by the transformations of professional and educational structures. The purpose of the work is to analyze the real and desired practices of the first employment of young people. Materials and methods. It is based on the materials of the author's empirical research on the analysis of documents (electronic resumes of young people aged 18-25 on the HeadHunter portal). When considering the practices of the first employment, two conditional groups are identified: those who are looking for their first job and those who already have first job experience. Attention was paid to the presence of a diploma when applying for a first job, entry into the labor market was recorded before graduation or in the year of graduation. For young people who are looking for their first job, the qualification and job preferences of employment have been identified. For the second group, the real experience of the first job is described. Results. At the stage of the first employment, most of the requests of young people, regardless of the level of education, are focused on positions of higher qualifications. When entering the labor market, motives are adjusted, which is reflected in employment in positions not of higher but of average qualifications. The analysis of the first work experience indicated in the resume showed that university graduates occupy positions of higher qualification more often than graduates of vocational schools. Conclusions. When looking for a first job, young people adhere to both the strategy of gaining experience in their specialty in the skilled labor sector and the scenarios of part-time jobs in positions of lower qualifications. The economic and socio-professional motives of employment are highlighted. Economic dominates in the low-skilled labor sector. Social and professional motives are visible in the desire to occupy positions of higher and secondary qualifications at the start of a career, there is a focus on professional implementation in the intellectual labor sector.
Keywords: first employment, first job of youth, job search scenario, youth employment, youth in the labor market, gaining experience
For citation: Shinkarenko E.A. Youth's first job: desirable scenarios and real practices.
Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(2):18-28. (In Russ.). doi:10.21685/ 2072-3016-2022-2-2
Введение
Интересная работа входит в перечень главных ценностей молодежи наряду с семьей, друзьями и здоровьем [1]. Исследователи отмечают рост разнообразия образовательных траекторий: получение профессионального образования после 9 или 11 класса, получение высшего образования после школы или окончания среднего специального учебного заведения или профессионального училища, получение нескольких дипломов о высшем образовании, ученая степень [2, с. 74-76]. Независимо от выбранной образовательной траектории молодые люди в определенный момент выходят на рынок труда. Доля молодежи (15-24 лет), которая не работает и не учится, по оценке Е. Я. Варшавской, в 2014 г. составляла 2,3 млн человек (13,0 % от общей численности молодежи) [3].
И. В. Лопаткин рассматривает поиск работы и первое трудоустройство как часть адаптации молодежи на рынке труда [4]. Эти процессы могут идти параллельно с обучением или осуществляться после окончания учебного заведения. В середине 1990-х и к началу 2000-х гг., по оценкам разных исследователей, от 39 до 46 % студентов совмещали работу и учебу [5-7]. В 2013 г. С. Ю. Рощин и В. Н. Рудаков, основываясь на результатах опроса, отмечали, что опыт работы во время обучения получили 65 % студентов [8].
По наблюдениям Г. Г. Руденко и А. Р. Савелова, к окончанию профессионального обучения молодежная занятость стремится стать не эпизодической, а постоянной [9]. Г. С. Чередниченко подчеркивает, что после завершения обучения в вузе 65,8 % выпускников самостоятельно ищут работу, большинство при этом (97,7 %) работают по найму [10]. По данным исследования М. А. Вороны, при поиске работы студенты прибегают к трем категориям источников: 1) родители-родственники, знакомые, друзья; 2) средства массовых коммуникаций; 3) специализированные государственные институты рынка труда [11].
В социологической литературе представлены данные о совмещении образования и труда, путях поиска работы, типах молодежной занятости. В то же время не так много информации о том, какие должности занимают молодые люди с разным уровнем образования, как долго они работают в компании, каков разброс зарплатных ожиданий. Представляется актуальным анализ двух ключевых аспектов: конструирование желаемой профессиональной траектории в процессе поиска первой работы и реальный опыт первого трудоустройства.
Материалы и методы
Для анализа выделенных аспектов обратимся к данным авторского исследования «Электронное резюме как элемент профессионального карьерного поля», реализованного в октябре - ноябре 2018 г. В качестве метода использован анализ документов, поскольку электронное резюме - документ, отражающий как желаемую личную трудовую траекторию, так и информацию о предыдущем опыте работы. На портале HeadHunter.ru собрано 1021 резюме молодежи в возрасте 18-25 лет, ищущей работу в Нижнем Новгороде. Выбор портала обусловлен тем, что HeadHunter - крупнейшая интернет-площадка по поиску работы [12].
Желаемой должности и должностям на первом месте работы присваивались коды в соответствии с общероссийским классификатором занятий [13]. Для анализа практик первого трудоустройства были выделены две условные группы: молодежь, ищущая первую работу (176 человек) (в их резюме отсутствовали сведения о предыдущих должностях), и молодежь, имеющая опыт работы (746 человек). Из анализа были исключены резюме соискателей, обозначивших наличие опыта работы, но не указавших подробную информацию (должность, сроки работы). В ходе анализа использовались как количественные методы (например, распределение квалификационных предпочтений, продолжительность работы в компании), так и качественный анализ текстового наполнения резюме (например, графа «О себе»).
Результаты и обсуждение
В группе ищущих первую работу должности высшей квалификации в качестве желаемых указывали 65 % молодежи всех уровней образования (высшее, среднее, получаемое высшее) (табл. 1).
Таблица 1
Квалификационные предпочтения молодежи, ищущей первую работу, в процентах
Квалификация Указание в резюме (указали 176 человек)
Высшая квалификация 65
Средняя квалификация 14
Служащие 5
Сфера обслуживания 11
Рабочие и операторы 4
Неквалифицированные 2
В подгруппе должностей высшей квалификации видно стремление реализовать диплом как у выпускников инженерных (программист, архитектор, инженер и проч)., так и социоэкономических специальностей (менеджер по персоналу, психолог, юрист, экономист, финансист и проч.). Встречаются (но не так часто) должности для реализации диплома педагогических и медицинских специальностей (преподаватель, лаборант). Здесь же обнаруживается высокая степень неопределенности притязаний, когда молодежь в качестве желаемой указывает должность «Специалист» без уточнения профиля деятельности. Зарплатные ожидания этой подгруппы лежат в диапазоне от 10 000 до 40 000 руб. Наиболее часто молодые люди, не имеющие опыта, указывают в качестве желаемой заработную плату от 20 000 до 30 000 руб.
М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги установили, что молодежь стремится занять хорошо оплачиваемые и интересные позиции [14, с. 395]. Такое сочетание возможно на должностях высшей квалификации. В то же время И. В. Медведева и В. В. Баркова [15] отмечают, что на рынке труда со стороны соискателей высок спрос на определенные позиции (к которым можно отнести позиции высшей квалификации) и в ситуации конкуренции выбор работодателя может остановиться на более опытном специалисте.
Должности более низких квалификаций менее привлекательны для молодежи. Около 20 % ищущих первую работу указывают в качестве желаемых позиции средней квалификации и служащих (администратор, оператор ПК) с зарплатными ожиданиями в диапазоне от 15 000 до 25 000 руб. Чуть больше 10 % в качестве первой работы ищут должности сферы обслуживания (продавец, официант, бармен) с зарплатой от 10 000 до 25 000 руб.
В блоке самопрезентации («О себе») наиболее часто указываются личные качества (коммуникабельность, стрессоустойчивость), специальность обучения в вузе или ссузе, внеучебные интересы. Гораздо реже молодые люди сообщают о конкретных навыках (например, знание программ «1С:Пред-приятие», Word, Excel, владение языками, знакомство со специфическими
профессиональными технологиями). Не так часто упоминается опыт прохождения производственной практики, или такое описание содержит скорее общую информацию: «Я студент, оканчивающий 4 курс архитектурно-строительного университета по специальности "техносферная безопасность". Серьезного опыта работы не имею. На момент прохождения производственной технологической практики показал себя исключительно с положительной стороны. Огромное желание развиваться и сделать карьеру в сфере охраны труда» (муж., 21 год, желаемая должность - инженер по охране труда).
Подчеркнем, что в ситуации поиска первой работы через портал это желаемые сценарии, но если посмотреть на реальный опыт первой работы, то получится более дифференцированная картина (табл. 2).
Таблица 2
Квалификационные позиции молодежи на первом месте работы, в процентах
Квалификация Указание в резюме (указали 746 человек)
Высшая квалификация 29
Средняя квалификация 22
Служащие 10
Сфера обслуживания 20
Рабочие и операторы 13
Неквалифицированные 6
В группе имеющих опыт работы более 60 % указали, что первая их должность сопряжена с позициями квалифицированного труда (высшей (29 %), средней (22 %) квалификации или служащих (10 %)). Менее квалифицированные должности занимали 40 % соискателей, 20 % трудились в должности продавца, официанта, 13 % начинали с позиций рабочих и операторов станков, 6 % было занято неквалифицированным трудом. В электронном резюме помимо первой должности соискатель может обозначить период работы, а также год окончания учебного заведения. Сопоставив дату начала работы на первой должности и год окончания вуза/ссуза, выделили два сценария первого трудоустройства: за несколько лет до получения диплома / в год получения диплома и позже (табл. 3).
Для 47 % молодежи группы должностей высшей квалификации это был опыт работы во время обучения. Среди мотивов такого совмещения исследователи выделяют получение дополнительного дохода и материальную независимость, желание наработать профессиональный опыт, знания, умения, навыки, наличие времени на работу при обучении, привыкание к рабочему ритму, развитие ответственности [11, 16].
Самые распространенные должности этого сегмента связаны с менеджментом и администрированием (менеджер по работе с клиентами, менеджер отдела персонала, бухгалтер, менеджер по логистике). Чаще всего эти позиции занимают студенты и выпускники социоэкономических специальностей (экономика, управление, юриспруденция). Но здесь встречаются и
выпускники инженерных специальностей, СМИ и библиотечного дела, языкознания. Значительно реже молодежь занимает позиции специалистов в области науки и техники - дизайнера, архитектора, инженера, сметчика, -на которые претендуют выпускники инженерных специальностей.
Таблица 3
Сценарии первого трудоустройства молодежи, в процентах
Первая должность. Квалификация (ОКЗ) Наличие диплома при устройстве на первую работу Уровень образования при устройстве на первую работу
Работа до получения диплома Работа в год получения диплома и после Не указано Среднее Высшее Не указан
Должности высшей квалификация (указали 217 человек) 47 37 16 23 61 16
Должности средней квалификации (указали 167 человек) 51 34 15 48 52 0
Должности служащих (указали 75 человек) 36 33 31 43 57 0
Должности сферы обслуживания (указал 151 человек) 54 21 25 60 40 0
Должности рабочих и операторов (указали 94 человека) 37 35 28 59 34 7
Неквалифицированные должности (указали 42 человека) 45 24 31 57 43 0
Примечание. Процент вычислен от числа указавших соответствующую квалификацию, сумма по строке равна 100 %.
Более 60 % молодежи, работающей на должностях высшей квалификации, в момент трудоустройства имели или получали высшее образование. Молодые люди со средним образованием в этой квалификационной группе встречаются реже. Вывод частично подтверждают данные Ф. Ф. Дудырева, О. А. Романова, П. В. Травкина о том, что выпускники системы среднего профессионального образования (СПО) трудятся чаще на позициях специалистов среднего уровня квалификации и в то же время практически треть выпускников ссузов, трудоустроенных не по своей специальности, заняты как работники сферы обслуживания на рабочих местах, для которых достаточно более низкого уровня квалификации [17].
Минимальная продолжительность работы на указанных должностях -не более года (такую продолжительность указали 38 % соискателей из
группы). Вторая по распространенности группа (34 %) - проработавшие на первой должности больше года, но менее двух лет. Более двух, но менее трех лет проработали 18 % соискателей. Более трех лет на первой работе -10 %.
Должности средней квалификации указали 167 человек. Для 51 % это была работа до получения диплома. Между уровнем образования здесь нет таких резких различий, как в группе должностей высшей квалификации (среднее образование - 48 %, высшее - 52 %). Более 65 % работников этой группы на первой работе занимали должности среднего персонала по экономической и административной деятельности: администраторы (салона красоты, гостиницы, ресторана), офис-менеджеры, менеджеры по организации мероприятий, кредитные эксперты, мерчандайзеры, менеджеры по продажам товаров и услуг. Фотографами, фитнес-тренерами, помощниками архивариуса на старте карьеры работали 20 % молодежи этой квалификационной группы. Продолжительность работы на первой должности для 25 % молодежи, вышедшей на средние позиции, составляет менее года, для 43 % - более года, но менее двух лет, 14 % - более двух, но менее трех лет, 17 % занимало первую должность более трех лет.
Из всех имеющих опыт работы 75 человек начинали карьеру в должности служащих (оператор баз данных, документовед, оператор са11-центра). Те, кто начал работать в этих должностях до получения диплома и после, приблизительно равны (36 и 33 %). Здесь превалируют люди с высшим образованием (57 %). Большинство молодых людей (более 50 %) указывают, что проработали на таких должностях менее года.
Должности сферы обслуживания в качестве стартовых предпочел 151 человек из группы имеющих опыт. Самые распространенные - продавец, работник торгового зала, официант, бармен, работник кухни. Такую тактику выбирают студенты до получения диплома. В. С. Харченко подчеркивает, что желание «зарабатывать на жизнь» - это ведущий мотив студенческого трудоустройства на низкоквалифицированные должности, которые приносят доход, но не требуют специальных навыков [18]. Здесь преобладает молодежь со средним образованием (60 %). Продолжительность такой занятости для большинства молодежи не превышает двух лет.
В качестве первого трудоустройства наименее востребованы должности рабочих и операторов на производстве и неквалифицированные позиции. И там, и там превалирует молодежь со средним образованием. На неквалифицированную работу чаще устраиваются до получения диплома и работают менее года. Именно здесь может проявляться вынужденность и прагматичность занятости. В. И. Чупров и Ю. А. Зубок характеризуют такой сценарий как временный приработок, не связанный с будущей профессией, позволяющий быть материально независимым [19].
Исследования Т. Л. Клячко и Е. А. Семионовой показали, что первое место работы молодежь покидает по причинам низкой оплаты труда и не устраивающего содержания работы. Среди прочих причин - призыв на военную службу, временный характер работы, семейные обстоятельства, продолжение образования, неудобство режима работы, отсутствие карьерных перспектив [20].
Выводы
Данные анализа резюме студентов и выпускников подтверждают выводы Р. Р. Насибуллина о том, что для молодежного рынка труда характерно противоречие между номенклатурой специальностей и профессий, по которым готовят специалистов вузы и ссузы, и потребностью экономики в работниках разных специальностей [21]. Сравнение желаемых и реальных должностей, указываемых в резюме, можно назвать своего рода «шоком от реальности» [9], который возникает в ситуации противоречия между идеальными представлениями о трудовой деятельности и ситуацией на рабочем месте.
И. А. Гладкова отмечает, что на этапе выхода на рынок труда и практического освоения профессий молодежь реализует стратегии профессиональных достижений и адаптации [22]. Проведенный анализ позволяет увидеть каждую из них. При поиске первой работы большая часть молодежи с высшим и средним образованием хочет занять позиции высшей квалификации, т.е. стремится к максимальным достижениям. Реальное же распределение выглядит скорее равнораспределенным между позициями высшей, средней квалификации и служащих. Иными словами, практики первого трудоустройства регулируются структурами рынка труда, к которым необходимо адаптироваться молодежи.
Также обнаружено, что одним из препятствий для максимально успешного устройства на работу может выступать недостаток не только опыта, но и уровня образования. В группе молодежи, занимавшей должности высшей квалификации уже на первом месте работы, преобладают студенты вузов, а не ссузов. По мере снижения образовательного уровня снижаются квалификационные характеристики первого места работы. На постах высшей квалификации преобладают студенты и выпускники вузов. Должности средней квалификации как первое место работы занимает молодежь и с высшим, и средним образованием. Далее чем ниже уровень квалификации, тем больше в этом секторе выпускников ссузов. Таким образом, образовательное неравенство во многом предопределяет неравенство в трудовой сфере.
Можно предположить, что различия в квалификации означают и различия в мотивации. В стремлении занять посты высшей квалификации лежит поиск прежде всего профессиональной реализации. В случае с должностями сферы обслуживания скорее экономические мотивы. Должности средней квалификации и служащих - компромиссные, с одной стороны, офисная занятость, с другой - корректировка поведения при попадании в условия рынка и нехватки высококвалифицированных должностей.
Список литературы
1. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.
2. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М. : Ин-т социологии РАН, 2011. 277 с.
3. Варшавская Е. Я. Российская ЫЕЕТ--молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31-39.
4. Лопаткин И. В. Адаптация молодежи на современном рынке труда : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03. Саратов, 2015. 27 с.
5. Петрова Т. Э. Российское студенчество и высшее образование. М. : Социум, 1995. 137 с.
6. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.
7. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. «Кончить курс и место достать...»: Исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 101-120.
8. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152-179.
9. Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 101-107.
10. Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 91-101.
11. Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. C. 106-115.
12. Путь «охотника за головами»: как сервис HeadHunter вырос из кадрового агентства в самую горячую IT-компанию России стоимостью более $ 1 млрд // Forbes. URL : https://www.forbes.ru/tehnologii/393861 -put-ohotnika-za-golovami-kak-servis-headhunter-vyros-iz-kadrovogo-agentstva-v (дата обращения: 25.05.2021).
13. Общероссийский классификатор занятий. URL: https://classifikators.ru/okz (дата обращения: 24.09.2021).
14. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет : монография. 2-е изд., доп. и исправ. М. : ЦСПиМ, 2010. 592 с.
15. Медведева И. В., Баркова В. В. Поиск работы молодыми специалистами: проблемы и их решения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4-1 (56). С. 243-247.
16. Старцева Н. Н., Брюхова О. Ю. Трудовая занятость студентов как объект социологического исследования // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8. С. 48-68.
17. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109-136.
18. Харченко В. С. Совмещение работы и учебы в вузе // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 92-104.
19. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 88-95.
20. Клячко Т. Л., Семионова Е. А. Трудоустройство молодежи на первую работу // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26, № 12. С. 48-56.
21. Насибуллин Р. Р. Молодежь на рынке труда крупного города // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 140-142.
22. Гладкова И. А. Современные стратегии профессионального становления студенческой молодежи региона : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. Пенза, 2020. 28 с.
References
1. Semenov V.E. Value orientations of modern youth. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2007;(4):37-43. (In Russ.)
2. Konstantinovskiy D.L., Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A., Khokhlushkina F.A. Obrazovanie i zhiznennye traektorii molodezhi: 1998-2008 gody = Education and life trajectories of young people: 1998-2008. Moscow: In-t sotsiologii RAN, 2011:277. (In Russ.)
3. Varshavskaya E.Ya. Russian NEET youth: characteristics and typology. Sotsiologiches-kie issledovaniya = Sociological researches. 2016;(9):31-39. (In Russ.)
4. Lopatkin I.V. Adaptation of youth in the modern labor market. PhD abstract. Saratov, 2015:27. (In Russ.)
5. Petrova T.E. Rossiyskoe studenchestvo i vysshee obrazovanie = Russian students and higher education. Moscow: Sotsium, 1995:137. (In Russ.)
6. Gerchikov V.I. The phenomenon of the working university student. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 1999;(8):87-94. (In Russ.)
7. Voznesenskaya E.D., Konstantinovskiy D.L., Cherednichenko G.A. "Finish the course and get the job...": Study of secondary employment of students. Sotsiologicheskiy zhur-nal = Sociological journal. 2001;(3):101-120. (In Russ.)
8. Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. Combining study and work by students of Russian universities. Voprosy obrazovaniya = Education issues. 2014;(2):152-179. (In Russ.)
9. Rudenko G.G., Savelov A.R. The specifics of the position of young people in the labor market. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2002;(5):101-107. (In Russ.)
10. Cherednichenko G.A. The first employment after university (based on a survey by the Federal State Statistics Service of the Russian Federation). Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2018;(8):91-101. (In Russ.)
11. Vorona M.A. Motives for student employment. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2008;(8):106-115. (In Russ.)
12. The path of the "bounty hunter": how NeadHunter grew from a recruitment agency into the hottest IT company in Russia worth over $ 1 billion. Forbes. (In Russ.). Available at: https://www.forbes.ru/tehnologii/393861-put-ohotnika-za-golovami-kak-servis-head hunter-vyros-iz-kadrovogo-agentstva-v (accessed 25.05.2021).
13. All-Russian classifier of occupations. (In Russ.). Available at: https://classifikators.ru/ okz (accessed 24.09.2021).
14. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskiyportret: monografiya = Youth of Russia: a sociological portrait: monograph. 2nd ed., add. and rev. Moscow: TsSPiM, 2010:592. (In Russ.)
15. Medvedeva I.V., Barkova V.V. Job search by young professionals: problems and solutions. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2013;(4-1):243-247. (In Russ.)
16. Startseva N.N., Bryukhova O.Yu. Employment of students as an object of sociological research. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem = Modern researches of social problems. 2016;(8):48-68. (In Russ.)
17. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Travkin P.V. Employment of graduates of the system of secondary vocational education: still a whirlpool or already a ford. Voprosy obrazova-niya = Education issues. 2019;(1):109-136. (In Russ.)
18. Kharchenko V.S. Combining work and study at the university. Voprosy obrazovaniya = Education issues. 2013;(3):92-104. (In Russ.)
19. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Problems of secondary employment of student youth: status and prospects. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 1996;(9): 88-95. (In Russ.)
20. Klyachko T.L., Semionova E.A. Employment of young people for the first job. Ekono-micheskoe razvitie Rossii = Economic development of Russia. 2019;26(12):48-56. (In Russ.)
21. Nasibullin R.R. Youth in the labor market of a large city. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2007;(11):140-142. (In Russ.)
22. Gladkova I.A. Modern strategies for the professional development of student youth in the region. PhD abstract. Penza, 2020:28. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Елена Александровна Шинкаренко кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии и социальной работы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, Университетский переулок, 7)
E-mail: elenashinkarenko@fsn.unn.ru
Elena A. Shinkarenko Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of general sociology and social work, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (7 Universitetskiy lane, Nizhny Novgorod, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 18.01.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 04.04.2022 Принята к публикации / Accepted 18.05.2022