Научная статья на тему 'Первая мировая война в восприятии населения Орловской губернии (по данным Орловской прессы)'

Первая мировая война в восприятии населения Орловской губернии (по данным Орловской прессы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
608
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОРЛОВСКАЯ ПРЕССА / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВЕНСТВО / ВОСПРИЯТИЕ / THE FIRST WORLD WAR / ORYOL PRESS / PATRIOTISM / PRIESTHOOD / ASSUMPTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холодов В. А.

Статья посвящена анализу восприятия первой мировой войны населением Орловской губернии на основе сведений орловской прессы. В статье также раскрывается особая роль духовенства в формировании патриотических настроений среди населения. Кроме того, показываются изменения в восприятии войны среди крестьян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST WORLD WAR IN ASSUMPTION OF THE POPULATION OF THE ORYOL DISTRICT (ON FACTS OF THE ORYOL PRESS)

The article is devoted to the analysis of assumption of the First World War of the population of the Oryol district on a basis of facts of the Oryol press. In the article also uncovering a special role of the priesthood in the forming of patriotic moods among the population. Besides shows changes in assumption of the war among the peasants.

Текст научной работы на тему «Первая мировая война в восприятии населения Орловской губернии (по данным Орловской прессы)»

В.А. ХОЛОДОВ, аспирант кафедры истории России Орловского государственного университета Тел.: 72-30-60; 89200852728; vohol1@rambler.ru

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ВОСПРИЯТИИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПО ДАННЫМ ОРЛОВСКОЙ ПРЕССЫ)

Статья посвящена анализу восприятия первой мировой войны населением Орловской губернии на основе сведений орловской прессы. В статье также раскрывается особая роль духовенства в формировании патриотических настроений среди населения. Кроме того, показываются изменения в восприятии войны среди крестьян.

Ключевые слова: первая мировая война, орловская пресса, патриотизм, духовенство, восприятие.

Первая мировая война, явившись беспрецедентным вооруженным конфликтом1, в котором когда-либо участвовала Россия, не могла, безусловно, не затронуть население Орловской губернии. Вступление России в эту войну стало событием, породившим особую атмосферу в стране. Первая мировая война, таким образом, проникла и в неспешную размеренную жизнь российской провинции, в том числе города Орла и населенных пунктов Орловского уезда.

Следует отметить, что по проблеме восприятия первой мировой войны населением, тем более на региональным уровне, нет специально посвященных научных работ или монографий. Как проблематика данная тема затрагивается в работах Н.Н. Головина. Так, в работе «Россия в первой мировой войне» он затрагивает проблематику восприятия населением первой мировой войны. Автор утверждает, что на начальном этапе войны военная угроза Германии «.. .разбудила в народе социальный инстинкт самосохранения»2. Другим стимулом борьбы явилось то, что эта борьба началась из необходимости защищать право на существование единокровного и единоверного сербского народа. Однако Н.Н. Головин указывает на падение народного духа в тылу уже после отступления 1915 г.3.

Проблема восприятия населением первой мировой войны затрагивается в ряде статей таких авторов, как Е.С. Сенявская4, О.С. Поршнева5, В.А. Артамонов6 , А.С. Сенявский7, А.И. Сыч8 и др.

Кроме того, тема восприятия первой мировой войны на региональном и местном уровнях рассматривалась в статьях X. Яна9 и Д.И. Люкшина10.

Данная статья преследует цель проследить особенности мировоззренческого восприятия первой мировой войны населением Орловской губернии и выявить, какие изменения в восприятии войны прослеживаются на протяжении войны, основываясь на материалах местной прессы. Необходимо также выявить роль и степень влияния духовенства на формирование восприятия войны в крестьянской среде.

Конкретный материал работы - это исторические источники, являющие обширный спектр малоизученной орловской прессы периода первой мировой войны. Из спектра орловской периодики были выбраны три основных издания, на которых базируется статья: «Орловские губернские ведомости», «Орловские епархиальные ведомости», «Орловский вестник».

«Орловские губернские ведомости» - это официальное издание, которое начало выходить в Орле в 1838 г., как и в большинстве губернских центров. Газета выходила вплоть до 1918 г. Содержание издания строго регламентировалось правительственными положениями о цензуре.

«Орловские епархиальные ведомости» - журнал религиозного содержания. Он был основан 1 января 1865 г. и просуществовал до 14 сентября 1918 г. Безусловно, на своих страницах он рассматривал религиозную жизнь Орловской губернии. Освещались также проблемы культуры, быта и образования. Необходимо отметить, что это был государственный орган печати (государство отчисляло деньги на содержание церкви), из-за чего «Орловские епархиальные ведомости» не могли не рассматривать политические события общероссийского масштаба, в том числе и их отражение в местном контексте.

«Орловский вестник» - это источник общественно-политической, литературной и краеведческой направленности, частное издание. Из вышеперечисленных изданий это единственная газета либеральных взглядов. В газете среди постоянных были разделы «Провинциальная хроника» и «Местная жизнь», которые позволяют выявить мировоззренческое восприятие тех или иных внешнеполитических событий населением Орла и Орловской губернии.

Вечером 17 июля 1914 г. в Орле прошла патриотическая манифестация11. В телеграмме, посланной Орловским губернатором министру внутренних дел, говорилось: «Тысячная толпа с пением народного гимна произвела манифестации перед домом губернатора и Городской думой»12. Представители всех городских слоев просили губернатора послать телеграмму Николаю II с выражением верноподданнических чувств орловцев. На следующий день около 9 часов вечера небольшая группа подошла к дому губернатора, неся икону Георгия Победоносца, знамена союзников, царские портреты, плакаты с надписями «Да здравствуют армия и флот!».

21 июля (3 августа) в 11 часов епископ Елецкий Митрофаний в кафедральном Петропавловском соборе совершил молебствие о «ниспослании победы над врагом». Перед началом молебна был прочитан перед многочисленными собравшимися, переполнявшими собор, «Высочайший манифест», уведомляющий население Российской империи о начале войны с Германией и Австро-Венгрией.

23 июля (5 августа) в 7 часов вечера на площади перед зданием Городской думы также был совершен молебен о даровании победы над врагом по случаю объявления войны Германской империей. 27 июля в Орле состоялся очередной молебен с водосвятием, проведенный епископом Мит-рофанием. Выступившего перед собравшимися губернатора толпа подняла на руки. Молебен про-

должился торжественным шествием хоругвеносцев и членов Союза Русского народа.

Молебны, шествия с портретами царя и хоругвями стали в мировоззрении орловских жителей выражением патриотических чувств. Другие формы: добровольчество, материальные пожертвования, помощь раненым - также можно считать действенными способами выражения патриотизма. Все это имело место не только в самом городе Орле, но и во всей губернии как в первое время войны, так и в последующий период.

Так, например, при Губернском акцизном управлении было образовано «Общество помощи жертвам войны». Общество поставило своей задачей снабжение солдат теплым бельем, «.признав наиболее целесообразным выдавать его чинам, возвращающимся из местных госпиталей в армию»13. Было также образовано «Общество помощи семьям призванных на военную службу», при котором была организована швейная мастерская14.

В Орловской области были нередкими случаи добровольной отправки на фронт, порой даже несовершеннолетних. Например, во Мценске был известен случай, когда 17-летний юноша, Михаил Мешков, решил отправиться добровольцем в действующую армию. Он собрал все необходимые документы и «.уехал на театр военных действий, чтобы возможно скорее принять участие в боевых действиях»15. Однако, доехав до Варшавы, он получил отказ в приеме в ряды действующей армии. Тем не менее Михаил не оставил своих намерений и подал прошение о зачислении его в ряды действующей армии на имя Николая II.

В Орле образовывались трудовые дружины из учащейся молодежи для помощи семьям запасных и солдат ополчения, отправленных на фронт. Организацией учащейся молодежи в подобные дружины занимались начальники всех орловских средних учебных заведений, которые приглашали «.учеников старших классов немедленно записаться в члены дружины»16.

Общая мобилизация была объявлена Россией 18 июля 1914 г. Большое количество мужского населения Орловской губернии было также подвергнуто мобилизации. Однако «втянутыми» в войну оказались не только сами мобилизованные, но и их близкие, оставленные без глав семейств - кормильцев. Первая мировая война, естественно, отличалась от прежних вооруженных конфликтов, и важно проанализировать, какой след, какие оттенки восприятия она оставила в мировоззрении людей, в частности населения Орловской губернии.

Довольно интересным представляется анализ мировоззренческого восприятия первой миро-

вой войны в деревне, в среде простого крестьянства, лишенного порой достоверной информации, в то время когда «.редкая семья не ждет с нетерпением и тревогой «весточки» каждый день с «позиции», из полка, лазарета или плена»17. По словам одного из священников г. Орла Николая Мо-настырева: «Теперь идет кровопролитная война. Деревня, благодаря отсутствию в большинстве случаев газет, ходит в потемках; по необходимости довольствуется ходячими на этот счет сплетнями и ложными известиями с театра военных действий. Поэтому для каждой сельской церкви является неотложная нужда в выписывании одной или двух патриотических газет»18. В связи с этим очень большую роль в распространении достоверных знаний о войне играло сельское и деревенское духовенство, так как религия занимала довольно важное место в мировоззрении крестьян. В условиях войны, как говорится в одной из статей «Орловских епархиальных ведомостей», «.все русские люди стремятся теперь в храм Божий помолиться Господу Богу о даровании победы нашему Христолюбивому воинству и о сохранении жизни дорогих наших воинов»19.

Обратимся к свидетельствам Владимира Полянского, одного из воспитанников Орловской Духовной семинарии, которому лично «пришлось наблюдать настроение деревни с самого начала войны»20. В начале войны он отправился в одно из волостных правлений Орловской губернии (точное место не указано). Крестьянское население еще не было осведомлено о характере войны и противнике, поэтому «многие из крестьян спешили узнать, с кем и за что война»21. Данное «незнание» показывает, насколько сильно сельское население было отстранено от осведомленности по внешнеполитическим проблемам, актуальным для того времени.

После объяснения характера и причин войны нашелся один «осведомленный» человек, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., который начал рассказывать имеющиеся у него знания о сербах. Характерным моментом здесь является то, что именно участник войны, то есть человек, побывавший за пределами своей волости, был наиболее «просвещенным» по пресловутому «славянскому вопросу». Обсуждение данной проблемы вызвало оживление среди крестьян. Многие мужики стали подходить к рассказчику и внимательно слушать его. В конце рассказа ветеран русско-турецкой войны относительно сербов сказал: «Заступиться не миновать - потому побьют они их (сербов), изничтожат»22.

Данная фраза довольно красноречиво показывает мировоззренческую установку крестьян по

поводу предстоящей войны. Опять проявилась заступническая нотка в характере русского человека именно к сербам, славянскому народу. Сербов крестьяне воспринимали как братьев по вере, что было очень важно для православного русского человека. Отсюда жалость из-за того, что сербов могут «изничтожить».

Волостное собрание, на котором присутствовал Владимир Полянский, было организовано для сбора лошадей в пользу армии. У ветерана русско-турецкой войны как раз оказались две сытые и рослые лошади, которых ему пришлось отдать. На вопрос, не жалко ли ему лошадей, старик ответил: «На это дело последней рубахи не пожалею, только бы Господь Царю-Батюшке помог»23. Отвечая на этот вопрос, старик набожно перекрестился. Это показывает, насколько сильны были монархические настроения в мировоззрении крестьян в начале войны.

После этого Владимир Полянский пробыл два дня в Орле, где купил свежих газет и ознакомился с последними событиями войны. Вернувшись в деревню, он обнаружил, что интерес крестьян к войне заметно повысился. Теперь они желали знать все подробности, происходящие на фронте. Особенно радовались старики после того, как узнали, что Главнокомандующим назначен Великий князь Николай Николаевич, так как «военные заслуги Августейшего Вождя, а равно и заслуги Его Славного Отца были еще памятны для старых солдат»24.

Во время пребывания Владимира Полянского в деревне мобилизация была в самом разгаре. Запасные и ратники с небольшими узелками направлялись на станцию. Он побывал в одной из крестьянских изб при проводах сына. Очень важно проанализировать, как и с каким настроением провожали солдат на фронт первой мировой войны. Все проходило довольно спокойно. Сначала семья пообедала, затем запрягли лошадей. Потом старик-отец положил на стол хлеб-соль, поставил рядом икону, и все стали молиться. После молитвы отец перекрестился, взял в руки икону и встал посредине избы, произнеся следующие слова: «Ну, сынок, благословляю тебя на великое дело, служи Государю нашему верой и правдой, помни Бога, не забывай и нас, стариков»25. После напутственного слова молодой ополченец «положил» три поклона, приложился к иконе и начал прощаться с родными. При этом односельчане окружили избу и с нетерпением ждали выхода новобранца.

В этом эпизоде опять ярко проявляется набожность в мировоззрении русского крестьянина, провожающего сына на войну, а также монархизм,

также подкрепленный глубокой религиозностью сознания. Причем зачастую, как в данном примере, стирается оттенок войны в мировоззрении населения и на первый план выходит верная служба «Царю-Батюшке».

Еще одним важным показателем мировоззренческого восприятия событий первой мировой войны населением Орловской губернии является отношение женщин, любящих матерей и жен, которые старались «.всеми силами не ослаблять хозяйства, несмотря на трудности переживаемого времени»26. Во время поездки Владимира Полянского женщины, которые ему встречались, были одеты в черные платья, а цветных во время войны почти никто не носил. Так женщины показывали свою скорбь и печаль по поводу происходящих событий.

В деревнях Орловской губернии, где раньше пелись веселые песни, где плясали знаменитую «Камаринскую», во время войны царила тишина. При этом крестьяне говорили: «Не такое время, чтоб плясать, - молиться нужно!»27.

В этой связи большую роль играло сельское духовенство, которое несло на себе кроме всего прочего и просветительскую функцию. Дело в том, что в большинстве сел и деревень Орловской губернии население было недостаточно просвещено для понимания смысла и значения происходящих событий. Порой даже ходили различные фантастические сказания о причинах и поводах войны. Поэтому, как говорилось в одном из посланий к сельскому духовенству посредством «Орловских епархиальных ведомостей»: «Пастырь церкви не должен оставлять своих пасомых в неизвестности, но должен объяснить им причины и смысл настоящей войны в духе Высочайших Манифестов и послания Св. Синода»28.

Для понимания причин и характера первой мировой войны, которые доносились до населения духовенством, формируя у него мировоззренческие стереотипы восприятии данного вооруженного конфликта, представляется необходимым проанализировать эти причины и характер в понимании самого духовенства Орловской губернии. Предпосылки, причины и характер первой мировой войны были изложены орловским духовенством как для читающего населения, так и для сельского духовенства, которое впоследствии доносило прочитанную информацию до населения, в ряде статей «Орловских епархиальных ведомостей».

Прежде всего объяснялся исторический смысл первой мировой войны. Россия освещалась как принявшая вызов представительница славянских

государств, которая «обнажила меч за независимость славянства и за свои честь и достоинство»29 . Русские начали борьбу за то, чтобы обеспечить Европе нормальную жизнь. Вместе с ними на борьбу выступили просвещенные представители романских и англо-саксонских народов. При этом очень важно, как преподносились противники, в частности немцы. Итак, союзники «двинулись против воинствующего германизма, попирающего международное право и не желающего признавать политическое равновесие, столь дорогое для общего благосостояния, для беспрепятственного существования и дальнейшего развития европейской, а отсюда и общемировой культуры»30.

Причем такая миссия для России представлялась не как возникнувшей со вчерашнего дня. Рубеж вхождения России в политическую систему западноевропейских государств соотносился с эпохой Петра Великого. Это событие рассматривалось как существенное для интересов западноевропейской жизни, обязанной России тем, что еще до эпохи Петра I «Русь своей грудью защищала Западную Европу от азиатского напора и возможного разорения и тем облегчала последней более спокойное и быстрое развитие в ней цивилизации»31 . Россия, таким образом, явилась в европейской истории своеобразным третьим фактором, только при наличии которого делалось возможным надежное сохранение и нормальное развитие западноевропейской культуры.

После эпохи Петровских реформ русская политика представлялась очутившейся в орбите различных отношений германских народностей, государств и династий и, «запутавшись тут, стала в конце концов, к ущербу России и нарушению политического равновесия, служить выгодам Австрии и Пруссии, Габсбургам и Гогенцоллернам»32. Все это привело к тому, что немцы привыкли к податливости петербургского кабинета и рассчитывали на уступки с его стороны, проводя свои планы. При этом Германия рассматривалась как страна, которая «сбрасывает с себя издырявившуюся драпировку «традиционной дружбы» к России и уже самомнительно грозит русско-славянскому миру, рассчитывая, что он не отважится на борьбу с ней»33. Угрозы Австро-Венгрии и Г ерма-нии представлялись как надменно брошенный военный вызов не только России, но и ряду западноевропейских государств, а также славянским государствам Балкан. Военный вызов Австро-Венгрии и Германии вновь обострил постановку пресловутого славянского вопроса: «И тот из славянских народов, кто не поймет его зова, готовит себе в истории участь Каина»34.

Еще одним важным мировоззренческим моментом в восприятии населением первой мировой войны, по мнению орловского духовенства, является то, что война должна изменить отношение к западной культуре. Прежде всего, естественно, речь идет о наиболее просвещенной части общества - интеллигенции: «Рухнула прежде всего вера в запад, то западничество, которым определялось мировоззрение если не самой глубокой, то наиболее влиятельной части русской интеллигенции, начиная со времен Петра Великого»35. Интересно, что связь прозападнического настроения русской интеллигенции с современными политическими событиями войны с Германией и Австро-Венгрией устанавливалась посредством признания того факта, что «за последнюю же четверть века в духе германства всего полнее выражался дух европеизма.»36. Чтобы избавиться от влияния «европеизма», русской культуре необходимо возрождать свои собственные истоки культуры, основы которых были подорваны европейским рационализмом. Поэтому, по мнению орловского духовенства, России наряду с военными задачами также предстоит «подвиг творческого национального самосознания»37.

Более того, первая мировая война может открыть и более широкие перспективы. Речь идет об освобождении не только России, но и всего славянства от тяжелого «тевтонского» влияния. В этой связи проводилась историческая параллель монгольского и турецкого владычества над славянскими народами и делался вывод о том, что оно не могло быть достаточно прочным. Это владычество возникло благодаря «.случайной разрозненности славянских сил и сравнительно легко было сброшено при несомненном преимуществе культурного развития порабощенных над поработителями»38 . Орловское духовенство «проповедовало» мысль о том, что расцвету русской и славянской культуры не могли угрожать ни Батый, ни Омар, ни Наполеон, так как они были приходящими и уходящими «калифами на час» и не могли оставить глубоких следов в психологии временно покоренных народов.

Совершенно другим было во взглядах орловского духовенства германское владычество, поскольку оно «.налагает свою тяжелую руку на самую душу народов и смотрит на славянство как на человеческий навоз, предназначенный только удобрять поля Азии и Европы для пышного расцвета германской культуры»39. Упрочение немцев грозит всему славянскому, поэтому борьба славянства в первой мировой войне рассматривалась как борьба за национальное существование.

Так трактовало орловское духовенство исторический смысл развертывавшихся событий и считало, что он был «.чутко уловлен и нашими правящими верхами, и нашими отзывчивыми низами с самого начала возникших осложнений»40. Поэтому Россия, осознавая свою историческую заступническую миссию, не могла не вступить в борьбу не только за права Сербии, но и за общие славянские права и самобытное существование славянских народов.

Более того, духовенство утверждало, что за последние годы Россия продвинулась далеко вперед на пути к национальному самоопределению и самоутверждению. Первая мировая война объявлялась последней схваткой славянства с «герман-ством», в которой «.окончательно определяется наш русский рост, наша славянская целость и единство, сметаются наносные слои, сгорает нанесенный к нам иноземный сор, и грозными плугами войны распахивается самородная и неистощимая русская почва для нового благословенного посева»41 . Таким образом, орловское духовенство связывало первую мировую войну как противостояние против «германства» в мировоззрении населения со славянским вопросом, решение которого в данный исторический момент должно быть окончательным.

Формирование религиозно окрашенной мировоззренческой установки в связи с первой мировой войной не могло не отражаться в сознании населения. Особенно сильно это влияние прослеживалось в среде орловской молодежи, учащейся в различных церковно-приходских школах и духовной семинарии. Так, например, 22 ноября

1914 г. в Орле проездом был Николай II. На следующий день воспитанники Орловской духовной семинарии организовали патриотическую манифестацию. Сначала процессия, состоящая из воспитанников, раненых солдат, находящихся в лазарете при семинарии, и медсестер несколько раз прошла по коридорам обозначенного учебного заведения. При этом пелись народный гимн и молитва «Спаси, Господи». Затем вся процессия, забрав национальные флаги и портрет государя, с непрек-ращающимся пением народного гимна направилась в центр города. Вместе с ними в город направились также ректор духовной семинарии и некоторые преподаватели. Так как был воскресный день и «.процессия проходила по главным улицам города, то на пути к манифестантам постепенно присоединялись все новые и новые толпы народа; число участников манифестации возрастало»42 . Манифестация совершила несколько остановок, например у дома Орловского губернатора, который вышел поприветствовать участников

процессии. После последней остановки около здания Городской думы участники процессии стали постепенно расходиться. Это событие показывает, что патриотический подъем в мировоззрении орловского населения в начале первой мировой войны был действительно сильным, особенно в среде молодежи, учащейся в учебных заведениях, подведомственных Орловской епархии.

Подъем патриотических чувств, вызванных первой мировой войной, наблюдался также и в уездных церковных учебных заведениях. Даже в начальных церковных школах дети обсуждали войну. Обратимся, например, к описанию того, как воспринималась война в мировоззрении учащихся начальных церковных школ Севского уезда. Тема войны была самой обсуждаемой среди учащихся, так как «.популярность войны в народных массах, небывалый подъем народного духа, родственные связи школьников с участниками войны, широкая популяризация событий войны путем местной печати («Севский листок», «Военные телеграммы»), письма воинов домой - все это дает себя чувствовать в школе с первых же дней военных действий»43 . Разговоры о войне заполняли все свободное время школьников. Из уст в уста передавались различные военные рассказы, которые рисовали то картины героизма, то леденящие сердце ужасы войны. Детское сознание не могло, естественно, оставаться безучастным к таким рассказам. Создавался небывалый интерес к географической карте, оживленно обсуждался каждый новый эпизод войны. При этом интересно, как в мировоззрении детей формировался образ «ненавистного немца». Почти всем школьникам немец-враг представлялся как «.непременно усатый, неимоверно свирепый, молчит, глядит исподлобья, в Бога не верует»44. Учащиеся начальных церковных школ усердно молились за Верховного Главнокомандующего, а также за солдат, находящихся на фронтах первой мировой, прося о «ниспослании» победы. В дальнейшем своем развитии духовный подъем школы вылился в широкие формы благотворительности, и она стала центром, где собирались пожертвования.

Следует отметить, что при формировании мировоззренческих стереотипов восприятия первой мировой войны духовенство Орловской губернии заострило внимание только на проблеме противостояния Германии. Союзники же Германии упоминались довольно редко, и основная идея войны сводилась именно к противостоянию немецкому воинствующему милитаризму. Причем данное противостояние рассматривалось более обобщенно, как столкновение, при котором «на одной

стороне представители германской культуры, на другой - общечеловеческой»45. Немцы представлялись варварами, первобытными дикарями с кровожадными инстинктами и необыкновенной жестокостью. Попрание всяких человеческих прав, наглость и зверское насилие признавались неотъемлемыми составляющими поведения немцев во время первой мировой войны. При этом указывалось, что «расстрел мирных, ни в чем не повинных жителей, расхищение их имуществ, насилия над женщинами, девушками и даже подростками, отрезанные руки и ноги у детей, бросание младенцев в огонь, поругание храмов и святынь сделались обычным, заурядным явлением»46. В связи с этим орловское духовенство полагало, что немецкий народ «.вышел из сферы живительного действия христианской стихии, его душа не согрета сиянием Евангельского света и теплотою любви Христовой»47.

Русский человек в противопоставлении с немцем изображался более сильным по духу, выносливости и терпению. Указывалось на то, что в русском крестьянине сильно развиты чувство долга и сознание своих обязанностей. Из-за этого русский солдат даже при выполнении самых опасных боевых задач не воспринимал их как подвиг или геройство. Русский человек, в отличие от немца, «.в попирании ногами, в унижении ради Христа, в благодушном перенесении обид и заушений, в любви не только к своим, но и к чужим, в чрезвычайном добродушии и снисходительности видит не подвиг, а самое обыкновенное дело»48. Побежденный враг для русского крестьянина перестает быть врагом, и к нему русский солдат относится даже с элементами сострадания. Такое сострадание обнаруживает кроме всего прочего идеал монархического служения в мировоззрении русского человека. «Чем же он виноват, и он своему царю служит»49 , - говорят русские солдаты. Даже немцы изумлялись гуманности русских солдат, поскольку они были твердо уверены, что «русские варвары» не знают пощады, что гуманность чужда русскому человеку. Немцам с детства внушена была мысль, что русские люди - европейцы по недоразумению, что русским место в Азии, стране жестокостей и варварских неистовств. Им было внушено, что казаки вонзают на пики отрезанные головы людей и разъезжают с этими трофеями по городам и селам. Такое мировоззренческое представление о русских было сформировано у немцев, чтобы еще больше озлобить их для войны. Поэтому, по мнению орловского духовенства, русская духовность и доброта намного нравственнее, чище немецкой озлобленности.

Необходимо отметить, что под влиянием сообщений из печати, а также по рассказам и письмам солдат среди населения действительно формировалось негативное отношение ко всему немецкому. Обсуждаемая среди населения внутренняя борьба с немецким засильем «.имеет в виду прежде всего покончить с экономическим господством у нас немцев, с тою совокупностью условий, благодаря которой они сидят на шее у нашего крестьянина, рабочего, да и вообще русского человека»50.

Первая мировая война породила целую волну критики немецкой культуры и немецкого засилья в России. Не осталась незамеченной эта критика и в орловской печати. Однако руководство Орловской губернии боролось с распространением в печати таких настроений. Например, в июле

1915 г. Орловский губернатор приказал закрыть издаваемую в Орле газету «Орел», так как она «.проявляет крайне вредное направление, что видно, между прочим, из ряда статей. названной газеты.»51.

Статьи обозначенной газеты выходили под следующими заголовками: «Что делать с нашими немцами?», «Кто жид и кто немец?», «Невинная немочка» и др. Уже из названий статей понятно, что они были направлены на возбуждение в мировоззрении населения негативного отношения к лицам, носившим немецкие фамилии. При этом понятно, что формирование негативного отношения было направлено как на германских подданных, находившихся в войне с Россией государств, так и на подданных России, носящих немецкие фамилии. Причем в списке немцев, помещенном в статье «Кто жид и кто немец?», были названы «.не только русские подданные, носящие немецкие фамилии, но и лица, занимающие высокое служебное положение.»52. Среди таких высокопоставленных лиц были названы, например, директор Кадетского корпуса генерал-лейтенант Лютер, управляющий Казенной Палатой Вильрат, товарищ прокурора Эрдман и др. Помещение подобных статей, которые использовали патриотическое настроение населения для формирования негативного отношения к немцам внутри страны, было, естественно, опасно и невыгодно для властей Орловской губернии. По мнению Орловского губернатора, печать подобных статей являлась явлением «.совершенно недопустимым и крайне опасным в отношении сохранения порядка и спокойствия в настоящее время, когда все помышления, все стремления и все действия должны бать направлены к объединенным усилиям сокрушить неприятеля и обеспечить армию всем необходимым»53. Одна-

ко «опасность» таких статей наглядно демонстрирует ожесточенную озлобленность населения по отношению к немецкому засилью внутри страны. Формированию подобной озлобленности в мировоззрении населения способствовала именно первая мировая война, в которой основным врагом была Германия, а другие ее союзники воспринимались населением как второстепенные.

Безусловно, первая мировая война вызвала патриотический подъем у населения Орловской губернии. Однако в среде крестьянства, основная масса рабочих рук которого была отправлена на фронт, уже с приходом весны 1915 г. возникла серьезная проблема с возможностью выполнения весенних полевых работ. При этом акцент мировоззренческого восприятия войны начал смещаться именно в сторону решения данной проблемы, то есть главным желанием крестьян становится скорейшее возвращение мужчин-кормильцев с войны.

События февраля и октября 1917 г., безусловно, нарушили естественный ход событий и породили множество жизненно важных проблем для населения, которые потеснили войну в мировоззрении населения. В сознании основной массы населения, крестьян, превалировала «жажда к земле». По этому поводу газета «Орловский вестник» приводит следующее высказывание: «Сколько бы ни изобретали мер к планомерному и постепенному распределению земли, все меры недействительны. В деревне все превратилось в один клич: Земли, земли!»54.

В самом Орле весной 1917 г. ходили слухи о мире, особенно в солдатской среде. Известен случай, когда 21 апреля 1917 г. группа солдат подошла к строящимся баракам для солдат в Стрелецкой слободе и стала требовать от рабочих прекращения работ, мотивируя это тем, что «.скоро конец войны, что в Германии и Австрии революция и бараки совсем не нужны теперь»55.

Усилия по сохранению патриотических настроений среди населения Орловской губернии были инициированы в связи с тем, что, по мнению орловского духовенства, «.враг, сохраняя в своей среде строжайший порядок, принимает всевозможные меры к тому, чтобы возбудить в нашем народе волнения, разрушить единение и вызвать взаимную вражду между бедными и богатыми классами населения»56. Опять основная просветительская работа, особенно в сельской местности, ложилась именно на священнослужителей. Деревня вследствие «.некультурности, непросвещенности сельского населения, призыва в армию людей зрелого возраста, грамотных и наиболее

развитых, . не имея под руками периодической печати, доступной по цене и по изложению, принуждена довольствоваться слухами.»57.

Проблема формирования в мировоззрении населения патриотических чувств перекликалась после февраля 1917 г. с необходимостью разъяснения населению особенностей сложившегося политического момента. Орловское духовенство полагало, что «батюшке народ еще верит, привык он советоваться с ним по важным делам»58. Поэтому духовенству необходимо было дорожить этим доверием населения и постараться оправдать его, формируя в мировоззрении населения «правильные» настроения. Тем более что лозунги войны до победного конца внесли разногласия среди населения. По мнению орловского духовенства: «Есть в этом вопросе разногласия, осложненные и умножаемые той дезорганизацией, которая замечается всюду и которая коснулась своим тлетворным влиянием и армии»59.

Проанализировав мировоззренческое восприятие первой мировой войны населением Орловской губернии, основываясь на материалах местной периодики, можно сделать вывод о том, что, действительно, в начале войны в сознании населения были сильны патриотические и заступничес-

кие настроения. Подобная реакция населения прослеживается как на материалах тенденциозных «Орловских губернских ведомостей», так и на материалах либеральной газеты «Орловский вестник». «Орловские епархиальные ведомости» также свидетельствуют об этом.

Особую роль в формировании восприятия первой мировой войны в крестьянской среде сыграло духовенство Орловской епархии, которое доносило до деревенского населения смысл и значение происходящих событий. Вплоть до конца войны орловское духовенство не оставляло своих усилий по поддержанию среди населения патриотических настроений.

Однако следует отметить, что, несмотря на все усилия духовенства и властей по поддержанию среди населения патриотических чувств, уже с весны 1915 г. прослеживается четкая смена мировоззренческих доминант в восприятии первой мировой войны. Эта смена выразилась в том, что насущные проблемы основной части населения, крестьян, стали превалировать над патриотическим порывом начала войны, что в итоге отразилось и на пацифистских настроениях в армии, и на том, что основным желанием крестьянства стало получение земли.

Библиографический список

1 См.: Дубровская О.Н. Краткая история войн и сражений. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - С. 295.

2 Цит. по: Головин Н.Н. Россия в первой мировой войне. - М.: Вече, 2006. - С. 374.

3 См.: Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне.- М.: Кучково поле, 2001. - С. 328-333.

4 См.: Сенявская Е.С. «Образ войны» в массовом сознании и исторической памяти: вопросы теории и методологии // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. - Челябинск: Каменный пояс, 2007. - С. 318-330.

5 См.: Поршнева О.С. Проблемы участия России в первой мировой войне: ментальное измерение // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. - Челябинск: Каменный пояс, 2007. - С. 358-373.

6 См.: Артамонов В.А. Эволюция государственного патриотизма в России XIX - 20-х гг. XX в. // Военноисторический журнал. - 2005. - № 2. - С. 48-52.

7 См.: Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах XX в. как область идейно-политического и психологического противостояния // Отечественная история. - 2007. - № 2. - С. 139 -151.

8 См.: Сыч А.И. О некоторых социально-психологических последствиях первой мировой войны // Вопросы истории. - 2001. - № 11-12. - С. 109-114.

9 См.: Ян X. Патриотический Петроград: культурная жизнь и массовые развлечения во время первой мировой войны // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. - Челябинск: Каменный пояс, 2007. - С. 387-396.

10 См.: Люкшин Д.И. Смертельная иллюзия жертвоприношения: российская провинция в годы первой мировой войны (опыт Средневолжского региона) // Опыт мировых войн в истории России: сб. ст. - Челябинск: Каменный пояс, 2007. - С. 503-522.

11 См.: Щекотихин Е.Е. Ратная слава Орловского края / Е.Е. Щекотихин. - Орел: Издатель А.В. Воробьев, 2007. - С. 54.

12 Орловские губернские ведомости. 1914. 2 авг. № 58. С. 1.

13 Местная хроника // Орловский вестник. 1914 г. 10 дек. № 309. С. 3.

14 См.: Там же. С. 3.

15 Областной отдел. Мценск // Орловский вестник. 1914. 10 дек. № 309. С. 3.

16 Вниманию учащейся молодежи // Орловский вестник. 1915. 8 июля. № 164. С. 3.

17 Фролов Д. Развлечения в деревне // Орловский вестник. 1915. 11 дек. № 287. С. 3.

18 Священник Николай Монастырев. Сельская матушка // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 7 дек. № 49. С. 1286-1287.

19 Война и наше духовенство // Орловские епархиальные ведомости. 1914 . 3 авг. № 31. С. 777.

20 Воспитанник IV класса Орловской духовной семинарии Владимир Полянский. Деревня во время войны // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 7 сент. № 36. С. 931-934.

21 Там же. С. 931.

22 Там же. С. 931.

23 Там же. С. 932.

24 Там же. С. 932.

25 Там же. С. 932.

26 Деревенские письма. Крестьянские заботы // Орловский вестник. 1916. 1 мая. № 96. С. 3.

27 Воспитанник IV класса Орловской духовной семинарии Владимир Полянский. Деревня во время войны // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 7 сент. № 36. С. 934.

28 Война и наше духовенство // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 3 авг. № 31. С. 778.

29 Россия и настоящая война // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 14 сент. № 37. С. 943.

30 Там же. С. 943.

31 Россия и настоящая война // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 14 сент. № 37. С. 943.

32 Там же. С. 945.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Там же. С. 946.

34 Там же. С. 946.

35 Война, Россия и славянство // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 21 сент. № 38. С. 971.

36 Там же. С. 972.

37 Там же. С. 972.

38 Там же. С. 973.

39 Там же. С. 973.

40 Там же. С. 973.

41 Азбукин В. Россия и славянский вопрос //Орловские епархиальные ведомости. 1914. 26 окт. № 43. С. 1110.

42 В духовной семинарии. Патриотическая манифестация воспитанников Орловской духовной семинарии 23 ноября 1914 г. // Орловские епархиальные ведомости. 1914. 30 нояб. № 48. С. 1245.

43 Севский уездный наблюдатель священник И. Красовский. Война и начальные церковные школы Севского уезда // Орловские епархиальные ведомости. 1915. 5 апр. № 14. С. 359.

44 Там же. С. 359.

45 Ключев А. Две культуры // Орловские епархиальные ведомости. 1915. 25 янв. № 4. С. 86.

46 Там же. С. 87.

47 В день Нового года // Орловские епархиальные ведомости. 1915. 4 янв. № 1. С. 4.

48 Ключев А. Две культуры // Орловские епархиальные ведомости. 1915. 25 янв. № 4. С. 91.

49 Там же. С. 92.

50 Азбукин В. Ницше как немец. (К вопросу о немецком варварстве) // Орловские епархиальные ведомости. 1915. 8 марта. № 10. С. 242.

51 Местная жизнь // Орловский вестник. 1915. 12 июля. № 168. С. 3.

52 Там же. С. 3.

53 Там же. С. 3.

54 Около земли // Орловский вестник. 1917. 8 нояб. № 249. С. 3.

55 Самоуправство солдат // Известия Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 22 апр. № 27. С. 4.

56 К пастырям и пастве орловской // Орловские епархиальные ведомости. 1917. 30 апр. № 17-18. С. 97.

57 Духовенство и современный момент // Орловские епархиальные ведомости. 1917. 21 мая. № 20-21. С. 319.

58 Там же. С. 321.

59 Заметка. Отечество в опасности // Орловские епархиальные ведомости. 1917. 30 апр. № 17-18. С. 295.

KHOLODOV V.A.

THE FIRST WORLD WAR IN ASSUMPTION OF THE POPULATION OF THE ORYOL DISTRICT

(ON FACTS OF THE ORYOL PRESS)

The article is devoted to the analysis of assumption of the First World War of the population of the Oryol district on a basis of facts of the Oryol press. In the article also uncovering a special role of the priesthood in the forming of patriotic moods among the population. Besides shows changes in assumption of the war among the peasants.

Key words: the First World War, Oryol press, patriotism, priesthood, assumption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.