Научная статья на тему 'Первая летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления'

Первая летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления»

Т.В. Зайцева

ПЕРВАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 25-29 июня 2007 г., Москва

В который раз за последние годы Россия оказывается перед лицом серьезнейших перемен, обусловленных стремлением страны и ее граждан построить новое демократическое общество, войти полноправным участником в мировую экономику, сохраняя при этом великие достижения советской науки и культуры, бесценный опыт предшествовавших поколений. Очередным вызовом эпохи стал переход российского высшего образования на двухступенчатую систему обучения: бакалавриат и магистратуру. В связи с этим изменяются цели и содержание образования, требования к подготовке преподавателей. Очевидно, что достигнуть этих целей и выполнить поставленные задачи могут только высококвалифицированные педагоги, которым необходимо обновление теоретических и практических знаний в связи с принципиальным изменением современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации специалистов в разных областях государственной службы и крупных государственных корпораций являлось существенной частью деятельности факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова с первых дней его существования. Ежегодно не менее пяти групп руководителей высшего звена приезжали на факультет для того, чтобы расширить свои знания и практические навыки, получить доступ к новейшим достижениям управленческих наук. Руководители такого ранга традиционно представляют собой сложную и очень требовательную аудиторию, которая стимулирует преподавателей к разработке новых подходов, выбору и освоению нетрадиционных методик преподавания, углубленной подготовке к занятиям, побуждая вносить принципиальные изменения и дополнения в содержание всех читаемых курсов. Таким образом, за десять лет существования факультета его преподаватели накопили серьезный багаж из отлаженных технологий, а также личных навыков преподавания и профессиональной переподготовки.

206

Зайцева Т.В. Первая летняя школа повышения квалификации...

Параллельно арсенал преподавательских технологий расширялся за счет интенсивного участия в зарубежных стажировках, проведения выездных семинаров для иностранных студентов за рубежом. Поэтому, когда в сентябре 2006 г. Ассоциация школ и институтов по государственному управлению Центральной и Восточной Европы (NISPAcee) - очень влиятельная и многочисленная международная организация, обратилась на факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова с просьбой организовать летнюю школу повышения квалификации для преподавателей с большим опытом работы, руководство факультета ответило немедленным согласием.

Для сотрудников факультета было очевидно, что сегодня сложился немалый спрос на подобное мероприятие, так как многие из профессиональных преподавателей ищут способы повысить свою квалификацию и получить возможность для интенсивного профессионального общения с коллегами по цеху из других стран. Система повышения квалификации преподавателей является органической частью ежедневной жизни учебного заведения, стремящегося предоставлять образовательные услуги на высоком, конкурентоспособном уровне.

Было приятно осознавать, что с точки зрения Ассоциации Московский Университет как нельзя лучше подходит на роль связующего центра, обладая впечатляющей историей, имеет не только сложившиеся научные школы и богатые педагогические традиции, но и опытный профессорско-преподавательский состав, который неоднократно подтверждал свой профессиональный потенциал на мероприятиях любого уровня.

Подготовка летней школы началась с выбора темы и программы семинаров. С одной стороны, выбор темы летней школы и разработка программы упирались в задачу точно почувствовать особый социальный заказ профессиональной аудитории, определить наиболее актуальные и интересные проблемы, созвучные вызовам, стоящим перед современной российской высшей школой. С другой стороны, хотелось не только «удивить и порадовать» коллег, но и поспособствовать пропаганде системы профессиональной этики, которая ориентируется на образ преподавателя активного, стремящегося к постоянному личностному совершенствованию, обладающего высокой общей культурой, коммуникативной гибкостью и незаурядными преподавательскими способностями. Поэтому после жарких и насыщенных дебатов рабочей группой была утверждена тема летней школы «Новейшие технологии преподавания дисциплин государственного управления и организации учебного процесса».

Целью летней школы было объявлено создание дополнительных возможностей для взаимного профессионального обогащения и повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления из стран СНГ и Восточной Европы.

Таким образом, при разработке программы летней школы вопросы состояния и перспектив развития современной системы высшего образования стали предметом особого внимания. Ставилась задача максимально насытить будущие встречи информацией, одновременно оставив достаточно времени для группового обсуждения, совместного поиска решений наиболее актуальных проблем. Поэтому программу занятий летней школы решено было разбить на три ключевых информационных блока: 1) создание единого информацион-

207

Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

ного профессионального пространства специалистов в области государственного управления стран СНГ и Восточной Европы; 2) новейшие технологии и техники преподавания; 3) методы организации и ведения учебного процесса в условиях конкурентной рыночной среды.

Информация о первой международной летней школе повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления была разослана более чем четыремстам адресатам как в России, так и за рубежом. Востребованность летней школы подтвердилась уже на стадии подготовки: перед отборочной комиссией встала нелегкая задача выбрать из 67 преподавателей, представлявших 18 стран мира, всего 25 участников. Подобный спрос вызвал удивление, так как школа должна была проводиться на русском языке, а заявки поступали и из таких «экзотических» с точки зрения знания русского языка стран, как Австрия, Македония, Греция.

Такой интерес со стороны маститых преподавателей к возможности повысить свою квалификацию объясняется, на наш взгляд, многими факторами, но прежде всего:

1) Лавинообразным нарастанием объема научной информации, информатизацией общественной жизни;

2) Массовым переходом стран Восточной Европы на двухуровневую систему высшего образования;

3) Прогрессом в области техники и технологии и появлением современных, принципиально новых методов и технологий обучения.

Однако все трудности отборочного периода были с успехом преодолены. В группу попали преподаватели, чей профессиональный опыт и полномочия не вызывали сомнений: заведующие кафедрами, профессора, заместители деканов по учебной работе из одиннадцати стран: Армения, Белоруссия, Венгрия, Латвия, Литва, Казахстан, Киргизстан, Словакия, Эстония, Узбекистан, Украина. Учебными заведениями, которые они представляли, были в основном факультеты по политическим наукам или государственному управлению университетов, а также академий по подготовке государственных служащих. В качестве педагогов организаторы школы привлекли заслуженных профессоров факультета государственного управления и представителей других университетов Ассоциации.

Программа школы была насыщенной и интересной, в расписании научных семинаров значились следующие темы:

• обзор методов обучения и тренинга, применяемых в преподавании дисциплин государственного управления; метод анализа конкретных ситуаций (case-study) и его эффективное применение в специфических условиях стран СНГ и Восточной Европы;

• применение дистанционных технологий для преподавания и организации учебного процесса в области государственного управления;

• рынок образовательных услуг, методы оценки и контроля качества образования;

• активные групповые методы обучения: тренинги, имитации, мозговые штурмы, деловые игры.

208

Зайцева Т.В. Первая летняя школа повышения квалификации...

В понедельник 25 июня на факультете государственного управления состоялось торжественное открытие летней школы. Все заявленные темы вызвали живейший интерес со стороны участников. По их общему признанию, программа школы повышения квалификации обеспечивала им то содержание, которое необходимо для адаптации к профессиональной деятельности и последующего развития мастерства, что она была направлена не только на информирование, но и на формирование умений и развитие профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава, в частности их творческих способностей и умения грамотно преподносить материал.

Пребывание на мероприятиях школы позволило всем участникам приобщиться к богатейшему опыту преподавателей Московского университета, ознакомиться с уникальными педагогическими и научными разработками, расширить собственный арсенал преподавательских методик и приемов. В качестве базовых принципов, лежащих в основе профессионального мастерства современных преподавателей высшей школы, были названы:

1) идеи личностно-ориентированного обучения;

2) идеи непрерывного образования;

3) рассмотрение педагогической деятельности в качестве творческого

процесса;

4) развитие механизмов преемственности образовательных систем.

К ощутимым результатам привели также совместные обсуждения образовательных стандартов по дисциплинам государственного управления, содержанию учебных курсов и баланса между разными формами обучения. Например, большинство участников пришли к выводу, что чрезмерное увлечение практическими ситуациями в ущерб лекционным формам подачи материала приводит к содержательному обеднению учебных курсов и снижению объема знаний у учеников по их окончании. Дополнительно были сформулированы основные противоречия современного учебного процесса. Одно из них состоит в том, что, с одной стороны, существует необходимость формирования и развития творческих умений преподавать свой предмет на основе современных образовательных технологий, а с другой — продолжает преобладать ориентация процесса обучения на традиционные, словесные формы занятий со слушателями. Другое противоречие — это противоречие между высоким уровнем развития современных средств передачи, хранения и использования информации и существующими формами и методами обучения, направленными только на усвоение знаний, а не на творческое применение их в практической деятельности выпускников.

Также серьезной критике была подвергнута и двухуровневая система высшего образования. С сожалением было отмечено, что в результате недостаточной предварительной проработки этого вопроса, а также изолированности научной и педагогической общественности от принятия решения по переходу на двухуровневую систему высшего образования страны Восточной Европы сегодня вынуждены снижать стандарты обучения до стандартов западной Европы, теряя конкурентные преимущества и открывая свои рынки труда для «утечки мозгов».

209

Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

В этой связи весьма показательным оказался опыт таких стран, как Словакия и Венгрия, которые уже более пяти лет ведут преподавание по двухуровневой системе и имеют возможность сравнить уровень подготовки студентов в рамках программы «специалист», а также современных бакалавров и магистров. По их общему признанию, снижение аудиторной нагрузки студентов, увеличение доли самостоятельной работы, внедрение системы накопления итоговых баллов, а также сокращение фактических сроков обучения (совокупные объемы часов бакалавр + магистр не дотягивают до стандартов общей часовой нагрузки студентов по программе «специалист») привели к падению уровня подготовки выпускников.

Еще одним важным достижением летней школы стала совместная разработка критериев оценки уровня профессионального мастерства и качества работы педагогов высшей школы. Бурные обсуждения вызвал вопрос о целесообразности подключения студентов к процессу оценки работы преподавателей. В конечном счете все сошлись на мнении, что наряду с прямым опросом студентов необходимо учитывать такие показатели, как посещаемость занятий, число и качество проектов, защищаемых по теме учебного курса, и другие показатели.

за пять дней занятий в аудиториях было все: и обмен мнениями, и жаркие споры, и яркие презентации. Представительный состав участников и профессиональные преподаватели позволили создать атмосферу глубокой заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия школы. Позже педагоги признали, что было не ясно, кто у кого учился: формат школы в виде активного группового обсуждения вместо монолога преподавателя позволил максимально насытить занятия разнообразной информацией. Представители лучших вузов из дружественных и близких к России с точки зрения общей истории стран делились своим богатейшим опытом, рассказывали об успешных проектах по решению схожих проблем. Нет нужды говорить о том, что занятия невероятно обогатили и участников, и организаторов.

При подведении итогов все участники очень высоко оценили уровень подготовки летней школы и содержание ее мероприятий. Прозвучала настоятельная просьба сделать летнюю школу ежегодной. Декан факультета государственного управления А.В. Сурин заверил всех, что подобная идея обсуждалась и была утверждена руководством факультета. Поэтому вручение дипломов уже не носило грустного характера: впереди появилась перспектива встретиться вновь.

Подводя итоги летней школы, можно сделать несколько очень важных выводов. Во-первых, стал совершенно очевиден огромный спрос на особые мероприятия по повышению квалификации для опытных преподавателей. Непрерывное обучение, которое активно пропагандируется преподавателями с учебных кафедр, должно стать постоянным атрибутом их профессиональной жизни. Наличие организованной площадки, которая может исполнять роль связующего центра, способного координировать обмен информацией, отслеживать интересы и потребности профессионалов, существенно облегчит и простимулирует внедрение практики непрерывного обучения для преподавателей дисциплин государственного управления.

210

Зайцева Т.В. Первая летняя школа повышения квалификации...

Во-вторых, формат подобных мероприятий должен иметь совершенно иной характер, нежели у стандартных учебных курсов. Более уместным и эффективным является применение групповых дискуссий и обмена опытом. Преподаватель в аудитории профессионалов играет скорее роль ведущего, в противовес учителю, который передает знания менее подготовленным ученикам. Предварительный мониторинг пожеланий будущих участников позволит выявить их самые насущные проблемы и разработать программу, которая бы отвечала их интересам и ожиданиям. Выбор актуальных тем обсуждения также гарантирует высокую степень вовлеченности участников в дискуссии, их открытость и готовность делиться секретами своего мастерства.

В-третьих необходимо иметь действующий механизм фиксации получаемых результатов. На встречах первой летней школы рождалось так много интересных идей и новых подходов, что было бы преступным расточительством оставить их без внимания и дальнейшей проработки. Предвидя появление особых результатов, организаторы школы предусмотрели возможность выпуска сборника докладов участников летней школы, в которых они смогли бы обобщить уникальный опыт, собранный на совместных встречах. В настоящий момент на факультете государственного управления готовится к печати особый выпуск электронного журнала, посвященный основным научным итогам летней школы.

В целом летняя школа еще раз подтвердила силу и высокую эффективность «советской» школы преподавания. Участники из западных стран открыто признавались, что учебная и научная нагрузка их коллег из стран бывшего советского пространства существенно превосходит нагрузку западных коллег. Те же тенденции имеют место и при оценке стандартов обучения.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, очень важным является тот факт, что первая школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления состоялась на территории России и на русском языке, за что огромное спасибо факультету государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, нашедшего средства и возможности для ее организации. Летняя школа показала, что решение задачи поддержания ведущей роли России на мировой арене может протекать не только на самом высоком государственном уровне, но и на уровне прямых контактов между специалистами, которые являются проводниками научных идей и жизненных установок для политической и деловой элиты в своих странах.

2007 был провозглашен Годом русского языка, поэтому ценность любых мероприятий, пропагандирующих общение на русском языке, огромна. Проведение научных собраний такого ранга не только способствует возвращению русскому языку ведущей роли языка межнационального общения, но и позволяет расширить научные и личные горизонты как принимающей российской стороны, так и ее иностранных гостей.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.