Научная статья на тему '3-я международная летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова 1-5 июня 2009)'

3-я международная летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова 1-5 июня 2009) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADVANCED TRAINING / EDUCATION / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Татьяна Вячеславовна

В статье рассматриваются итоги летней школы повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления. Анализируется особый формат данного мероприятия, его ключевая аудитория, наиболее востребованные формы и темы встреч и обсуждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

3-rd Summer School of Advanced training for Public Administration trainers and faculty (Moskow, MSU. M.V. Lomo- nosov, 1-5 june 2009)

The article describes the inputs and outcomes of 3-rd Summer School of Advanced training for Public Administration trainers and faculty. The main topic, specific agenda of the event, structure of educational meetings, target group are examined more precisely.

Текст научной работы на тему «3-я международная летняя школа повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова 1-5 июня 2009)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 1

ПОДГОТОВКА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Т.В. Зайцева

3-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИН

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

(Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова 1—5 июня 2009)

В статье рассматриваются итоги летней школы повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления. Анализируется особый формат данного мероприятия, его ключевая аудитория, наиболее востребованные формы и темы встреч и обсуждений.

Ключевые слова: повышение квалификации, обучение, государственное управление.

The article describes the inputs and outcomes of 3-rd Summer School of Advanced training for Public Administration trainers and faculty. The main topic, specific agenda of the event, structure of educational meetings, target group are examined more precisely.

Key words: advanced training, education, public administration.

В сентябре 2006 г. Ассоциация школ и институтов по государственному управлению Центральной и Восточной Европы (NISPAcee) — очень влиятельная и многочисленная международная организация — обратилась к администрации факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова с просьбой организовать летнюю школу повышения квалификации для преподавателей с большим опытом работы из стран СНГ и Восточной Европы. В их обращении значилось, что сегодня сложился очевидный спрос на подобное мероприятие, так как, с одной стороны, многие из профессиональных преподавателей ищут способ повысить свою квалификацию и

Зайцева Татьяна Вячеславовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: zaytv@spa.msu.ru

получить возможность для интенсивного профессионального общения с коллегами по цеху из других стран, с другой стороны, распад СССР и стран социалистического блока привел к уничтожению устоявшегося высокоэффективного пространства общения, в том числе и профессионального, на русском языке, которое до сих пор остается незаполненным.

Годы развития в постсоветский период показали, что политические интриги и решения способны приводить к мгновенной перекройке границ государств и изменению их статуса. В то же время культурные, этнические и просто человеческие связи и отношения выдерживают испытания временем и не всегда совпадают с навязываемой сверху политической картой мира. Поэтому неудивительно, что культурное и профессиональное сообщество, которое поддерживалось на базе русского языка как языка межнационального общения, в настоящее время возрождается с новой силой.

В этой связи, как только встала задача восстановить успешные традиции прошлых лет по повышению квалификации преподавателей высшей школы на русском языке, выбор пал на ведущий российский вуз — МГУ имени М.В. Ломоносова. С точки зрения Ассоциации, Московский университет как нельзя лучше подходил на роль связующего центра, обладая впечатляющей историей, богатыми традициями и сильным профессорско-преподавательским составом, который неоднократно подтверждал свой профессиональный потенциал на всех уровнях.

Выдвинутая идея нашла отклик в стенах Московского университета. Летом 2007 г. факультет государственного управления провел первую международную летнюю школу. На нее приехали преподаватели из 11 стран, в том числе и из таких «экзотических» с точки зрения знания русского языка (а рабочим языком школы был объявлен русский язык), как Австрия и Македония. Главным итогом первой летней школы стало настойчивое требование со стороны коллег продолжить начинание и превратить его в ежегодное мероприятие, которое преподаватели могли бы заблаговременно вносить в свои планы.

Выбор темы второй летней школы пал на проблемы обеспечения эффективности подготовки и функционирования государственных служащих. Он был продиктован такими насущными потребностями, как участие России и большинства стран Восточной Европы в Болонском процессе, а также задачей построения систем высшего образования нового формата, которые бы способствовали повышению качества выпуск-

ников. Преподаватели на своих встречах сконцентрировались на следующих направлениях:

1) учет специфики профессиональной деятельности государственных служащих при подготовке учебных программ; 2) эффективность государственного управления: компетентностные модели современных специалистов по государственному управлению; 3) особенность двухуровневой системы высшего образования по программам бакалавр и магистр.

По сравнению с предыдущим годом география участников расширилась, и в Москву приехали помимо представителей Армении, Белоруссии, Венгрии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизстана, Словакии, Эстонии, Узбекистана и Украины также коллеги и из Болгарии. Учебными заведениями, которые они представляли, были в основном факультеты по политическим наукам или государственному управлению университетов, а также академий по подготовке государственных служащих. Итогом второй летней школы стало:

• Построение компетентностных моделей специалистов по государственному и муниципальному управлению;

• Разработка материалов для учебно-методического обеспечения учебного процесса при двухуровневой системе высшего образования;

• Определение набора приоритетов подготовки специалистов в области государственного управления;

• Выбор показателей эффективности и полезности работы государственных служащих и оценки качества образования управленческих кадров.

Планируя третью летнюю школу, организаторы обратились за помощью к самим участникам. В результате наиболее востребованной была признана тема: «Изучение интерактивных методов в подготовке кадров для государственной службы». Главной целью летней школы стало стремление передать практический опыт освоения и проведения образовательных игр преподавателям дисциплин экономики, права, социологии и государственного управления из стран СНГ и Восточной Европы, обеспечить их стартовыми учебными пособиями, материалами, играми. Во время проведения третьей летней школы география участников еще более расширилась, так как прибавились представители Польши, а «конкурс» возрос в полтора раза: на летнюю школу, которая состоялась в июне 2009 г., было подано уже 84 заявки.

Программа занятий включала три ключевых информационных блока: 1) игровые методы и имитационные игры; 2) психологическое сопровождение дистанционного образования; 3) ор-

ганизация и ведение интерактивного диалога преподаватель — ученик посредством Интернета. В рамках программы были обсуждены следующие темы:

— теоретические основы интерактивных методов обучения и имитационных игр;

— основы системной динамики и модели управления сложными системами;

— имитационные игры в области регионального управления устойчивым развитием, экономических методов управления, управления природными ресурсами;

— психологическое сопровождение образовательных имитационных игр;

— анализ критериев эффективности имитационных игр и моделей.

Программа летней школы всегда очень насыщенная и интересная, занятия проходят ежедневно с 10 до 17 часов в течение недели. На повестке дня традиционно присутствуют такие темы, как: новейшие технологии преподавания и организации учебного процесса в области государственного управления; общеевропейский рынок образовательных услуг, методы оценки и контроля качества образования; активные групповые методы обучения, тренинги, имитации, мозговые штурмы, деловые игры.

Все заявленные темы вызывают живейший интерес со стороны участников. По их общему признанию, пребывание на мероприятиях школы позволяет приобщиться к богатейшему опыту всех собравшихся, ознакомиться с уникальными педагогическими и научными разработками, расширить собственный арсенал преподавательских методик и приемов. Большую пользу приносят также совместные обсуждения образовательных стандартов по дисциплинам государственного управления, содержания учебных курсов и баланса между разными формами обучения. Например, большинство участников пришло к выводу, что некритичный перенос западных традиций обучения, в частности чрезмерное увлечение практическими ситуациями в ущерб лекционным формам подачи материала, приводит к содержательному обеднению учебных курсов и снижению объема знаний у выпускников.

Подводя итоги трех прошедших международных летних школ повышения квалификации преподавателей дисциплин государственного управления, можно сделать несколько очень важных выводов. Во-первых, явственно виден огромный спрос на особые мероприятия по повышению квалификации для опытных преподавателей из стран СНГ, Центральной и Вос-

точной Европы на русском языке. Непрерывное обучение, которое активно пропагандируется преподавателями с учебных кафедр, должно стать постоянным атрибутом и их профессиональной жизни. Наличие всем известной и давно зарекомендовавшей себя организованной площадки, которая играет роль связующего центра, способного координировать обмен информацией, отслеживать интересы и потребности профессионалов, существенно облегчает и стимулирует внедрение практики непрерывного обучения для преподавателей дисциплин государственного управления.

Во-вторых, правильно выбран формат подобных мероприятий. В отличие от лекционной формы подачи материала, в этом сообществе более уместным и эффективным является применение групповых дискуссий и обмена опытом. Преподаватель в аудитории профессионалов играет скорее роль ведущего, в противовес учителю, который передает знания менее подготовленным ученикам. Предварительный мониторинг пожеланий участников позволяет выявить самые насущные проблемы будущих участников и разработать программу, которая отвечает их интересам и ожиданиям. Выбор актуальных тем обсуждения также гарантирует высокую степень вовлеченности участников в дискуссии, их открытость и готовность делиться секретами своего мастерства.

В-третьих, обозначился действенный механизм фиксации получаемых результатов. Предвидя рождение на занятиях школы интересного научного и профессионального материала, факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова предусмотрел возможность выпуска сборника статей участников летней школы, в которых они смогли бы обобщить уникальный опыт, собранный на совместных встречах. В настоящий момент на факультете государственного управления готовится к печати специальный выпуск «Вестника Московского Университета. Серия 21. Управление», посвященный основным научным итогам летней школы.

В целом хочется подчеркнуть, что идея формирования «проникающих» профессиональных сообществ, которые формируются в процессе личного общения экспертов, интенсивного обсуждения волнующих всех проблем, еще раз нашла подтверждение своей актуальности. Взаимное обогащение, бескорыстный обмен опытом и знаниями, человеческая поддержка и захватывающее общение — вот главные достижения летней школы, которые, как мы уверены, обеспечат этому начинанию долгую и плодотворную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.