Российский журнал менеджмента № 1, 2003. С. 171-173
ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ MЕНЕДЖМЕНТА ПО ВЫСШЕМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
С 18 по 20 сентября 2003 г. в Москве в Государственном университете управления прошла конференция Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development — efmd) по высшему управленческому образованию. В конференции приняли участие деканы и руководители программ из высших учебных заведений, представляющих 14 стран Европы, и представители ведущих вузов России, осуществляющих специализированную подготовку в области менеджмента, в том числе Государственного университета управления, Государственного университета — Высшей школы экономики, факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Всего в работе конференции участвовало более 50 специалистов. Состоявшаяся конференция была во многом необычной, и, рассказывая о ней, приходится неоднократно говорить «впервые».
Впервые Европейский фонд развития менеджмента — одна из наиболее крупных и авторитетных в Европе ассоциаций, объединяющих тех, кто профессионально занимается подготовкой и повышением квалификации управленцев, — обратился к проблемам первого высшего образования. До этого его внимание концентрировалось исключительно на области, которая в принятых в нашей стране терминах описывается как «дополнительное образование». Сюда относятся как различные программы переподготовки и повышения квалификации менеджеров компаний, так и привлекшие к себе в последнее время особое внимание в России программы МВА.
Московская же конференция была посвящена программам обучения, подготавливающим выпускника к профессиональной деятельности. Это образовательные программы, ведущие к получению степени бакалавра, а также (в зависимости от специфики образовательной системы страны) других квалификаций. В нашей стране это диплом специалиста с высшим образованием.
Почему проблема развития этих программ, долгое время находившаяся, образно говоря, в тени других, более именитых и финансово значимых, стала актуальной — отдельный вопрос. Представляется, что здесь сказалось действие нескольких факторов.
Во-первых, и это стало уже общим местом, управленческое образование, рассматриваемое в глобальном масштабе, переживает кризис. Об этом, в частности, много говорилось и на состоявшемся в прошлом году в Бангкоке Глобальном форуме по управленческому образованию. Здесь и проблемы фундаментальности подготовки, и проблемы воспитания в учебных заведениях социально ответственных менеджеров, проблемы финансирования и кадрового обеспечения образования. В попытке решения этих вопросов существенная роль отводится расширению базы многоуровневого управленческого образования, а стало быть, возникает более активное обращение к его первой ступени.
Во-вторых, остается все меньше времени до 2010 г., когда, согласно подписанной министрами образования европейских стран Болонской декларации, должна быть достигнута гармонизация национальных систем высшего образования в Европе. (Кстати, именно в дни работы конференции
к Болонской декларации присоединилась и Российская Федерация.) Требования такой гармонизации, переход на двухуровневую систему квалификаций в высшем образовании ставят сложные задачи перед всеми видами образования — инженерным, филологическим и т. п., однако управленческое образование здесь оказывается в особом положении. Дело в том, что это новое направление образования. Программы, ведущие к получению степени, скажем, бакалавра менеджмента, значительно «моложе» программ обучения на степень бакалавра искусств или естественных наук. Их содержание, общественная роль, миссия не вполне устоялись. Памятные многим ученым и преподавателям старшего поколения дискуссии, возникшие в советской высшей школе при открытии подготовки по управленческим специальностям, на самом деле в той или иной форме продолжаются во многих европейских странах. Поэтому идея такого обсуждения на общеевропейском уровне оказывается весьма привлекательной.
Наконец, в-третьих, программы первого управленческого образования, подпадая под более жесткое, по сравнению с программами дополнительного образования, регулирование национальных образовательных систем и стандартов, обладая меньшим финансовым потенциалом, оказались в арьергарде процесса интернационализации управленческого образования. Доли иностранных студентов и преподавателей в них повсеместно заметно ниже, чем в программах типа МВА. В то же время процессы глобализации экономики настоятельно требуют интернационализации обучения, развития у студентов не только языковых, но и кросс-культур-ных компетенций. Развитие сети академического сотрудничества между учебными заведениями разных стран могло бы существенно этому способствовать.
Впервые в Москве проходило совещание европейских экспертов по управленческому образованию, посвященное общеевропейским проблемам, а не проблемам его совершенствования в России, странах СНГ или же в странах с переходной экономикой. Речь шла о Европе в целом — от Атлантики до Урала, как любил в свое время говорить Президент Франции Шарль де Голль. Надо сказать, что Европейский фонд развития менеджмента вообще никогда ранее не про-
водил своих мероприятий в нашей стране. Существовал план проведения в Санкт-Петербурге большой годичной конференции efmd, но случился дефолт 199B г., и конференцию отменили.
Наконец, фактически впервые за последние годы на европейской конференции по управленческому образованию российские участники выступали не как бенефициары (получатели технической помощи) или прилежные ученики. В самом факте проведения конференции в нашей стране — признание российской системы управленческого образования в качестве равноправного партнера. Следует отметить, что если по программам дополнительного образования и МВА наша образовательная система в целом уступает западной, то в сфере первого образования ситуация иная. Построенная на богатых традициях российской высшей школы, наша система высшего управленческого образования с точки зрения методического опыта представляет несомненный интерес для зарубежных коллег.
С приветствиями к участникам конференции обратились Министр образования РФ В. М. Филиппов, первый заместитель министра экономического развития и торговли А. В. Шаронов, президент efmd Дж. Ван Шаик (Нидерланды) и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Л. И. Евенко. Председательствовал на конференции руководитель Ассоциации школ бизнеса Великобритании Дж. Слэк.
На конференции выступили: руководитель Европейского проекта по гармонизации учебных планов TUNING П. Остергаард (Дания), директор Департамента efmd по работе с учебными заведениями Грит Хуб-рехтс, ректор Государственного университета управления (Москва) чл.-корр. РАН А. Г. Поршнев, С. Мэрдок (Высшая коммерческая школа Руана, Франция), М. Джак-лич (экономический факультет Люблянского университета, Словения), К. Пон (Высшая коммерческая школа Сент-Этьена, Франция), А. Л. Цервера (Школа бизнеса и маркетинга ESIC, Испания) и др. С материалами конференции можно ознакомиться на сайте Европейского фонда развития менеджмента: http://www.efmd.be.
Перед конференцией ставилась, прежде всего, задача подготовить документ, определяющий общеевропейское понимание содер-
жания первого высшего образования в области управления и минимальные требования к нему. В качестве прототипа были взяты известные профессионалам «Европейские принципы программ МВА» («European MBA Guidelines»), одобренные Европейским объединением национальных органов аккредитации программ МВА (EQUAL), в котором Россию представляет РАБО. Дискуссия на конференции по проекту итогового документа, подготовленного EQUAL по просьбе efmd, была оживленной, однако в окончательной версии он все же не был принят. Были сформированы многочисленные предложения к проекту, значительная часть которых касалась определения областей компетенции выпускников программ первого высшего образования по менеджменту. Интересная дискуссия развернулась по вопросу о необходимости практической подготовки (организации практики) студентов программ первого образования по менеджменту. С одной стороны, такие программы должны познакомить студентов с реалиями бизнеса и управления, подготовить их к практической деятельности. С другой — специфика менеджмента как области деятельности такова, что вряд ли возможно рассчитывать на то, что студент-практикант получит доступ к
принятию управленческих решений. Поэтому, как рассказывали некоторые участники конференции, в ряде европейских университетов не считают целесообразным организацию практики для студентов программ по менеджменту, особенно в связи с переходом на болонскую систему, что для многих стран означает сокращение сроков получения первого уровня высшего образования.
Еще одно дополнение к проекту, поддержанное участниками конференции, было особенно приятно российской делегации. По предложению проф. Б. З. Мильнера было принято решение назвать итоговый документ конференции «Московской декларацией». Теперь проект будет доработан рабочей группой efmd по первому образованию и затем представлен на рассмотрение EQUAL.
Несмотря на то что участники конференции не увезли с собой окончательный текст итогового документа, по общему мнению, проделанная работа была полезна и подобным встречам специалистов, занимающихся первым образованием, необходимо придать регулярный характер. В 2004 г. такую конференцию намечено провести в Словении на базе экономического факультета Люблянского университета.
Н. Б. Филинов
Государственный университет управления