Научная статья на тему 'Вторая конференция Европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию'

Вторая конференция Европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторая конференция Европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию»

Российский журнал менеджмента №4, 2004. С. 160-163

ХРОНИКА

ВТОРАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ПО ВЫСШЕМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

С 23 по 25 сентября 2004 г. на экономическом факультете Люблянского университета прошла вторая конференция Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development — efmd), посвященная проблемам высшего управленческого образования. В конференции приняли участие более 50 руководителей ведущих школ бизнеса, специализированных факультетов и программ из 18 стран Европы, а также из США. Российское бизнес-образование было представлено делегациями Государственного университета управления и факультета менеджмента СПбГУ.

С приветствием к участникам конференции обратились директор Департамента efmd по работе с учебными заведениями Г. Хубрехтс, Министр финансов Словении Д. Мрамор, декан экономического факультета Люблянского университета М. Тайни-кар и руководитель Ассоциации школ бизнеса Великобритании Дж. Слэк.

С докладами на конференции выступили: С. Пилотто (Школа менеджмента Триеста, Италия), К. Пон (Высшая коммерческая школа Сент-Этьена, Франция), П.Вер-хаеген (Роттердамская школа менеджмента, Нидерланды и CEMS), Т.Дмитрович, А. Попович и В. Опак (Люблянский университет, Словения), М. Кунха (экономический факультет университета Nova, Португалия), С. Мэрдок (Высшая коммерческая школа Руана, Франция), Л. Деревягина (ГУУ, Рос-

сия) и др. Материалы конференции представлены на сайте Европейского фонда развития менеджмента (http://www.efmd.be).

Если первая конференция, проведенная в Москве в сентябре 2003 г., носила во многом постановочный характер и была посвящена выработке общеевропейского понимания содержания первого высшего образования в области управления и минимальных требований к нему1, то форум в Любляне был посвящен рабочему, в хорошем смысле рутинному, анализу отдельных актуальных вопросов. Практическую направленность конференции подчеркнула и заявленная тематика: «Проблемы качественного образования в условиях быстрых изменений» (Challenges of quality education in fast changing times). В ряду обсуждаемых проблем — продолжение работы над документом, определяющим общеевропейское понимание содержания первого высшего образования в области управления; совершенствование учебных планов бакалаврских программ в свете Болонского процесса, их связь с программами магистерского уровня и подготовкой МВА; процесс контроля качества преподавания и менеджмента учебных программ; инновационные методы обучения; связь Болонского процесса с ожиданиями

1 См.: Первая конференция Европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию. 2003. Российский журнал менеджмента 1 (1): 171-173.

европейских корпораций; программы «двойных» и совместных дипломов как формы интернационализации образования. Анализируя примеры «лучших практик», участники конференции демонстрировали понимание общности проблем качественного образования, порождаемых развитием Болонского процесса, готовность учиться друг у друга.

Поскольку московская конференция не завершилась принятием окончательного текста итогового документа, то участники люблянской встречи с интересом ожидали сообщения Дж. Слэка (ставшего, таким образом, своего рода «постоянным председателем» конференций efmd по первому управленческому образованию) о дальнейшей судьбе «Московской декларации». Принятая на московской конференции в качестве итогового документа, эта декларация, определяющая общеевропейское понимание содержания первого высшего образования в области управления, была передана в рабочую группу efmd по первому образованию для доработки и последующего представления на рассмотрение EQUAL — Европейского объединения национальных органов аккредитации. Информация, представленная Дж. Слэком, оказалась сколь интересной, столь и симптоматичной.

Во-первых, основные направления острой дискуссии, возникшей на московской конференции, были, по сути, воспроизведены на уровне представителей национальных органов аккредитации. По-видимому, фундаментальная причина этого кроется в том, что в образовательных сообществах европейских стран прослеживается серьезная настороженность по отношению к усилению регулирующей функции брюссельской евробюрократии. Соответственно, члены EQUAL предпочли несколько изменить статус обсуждаемого документа: из «руководящих принципов» (guidelines) он в полном смысле слова превратился в «декларацию» (position paper). Как выразился Дж. Слэк, были опасения, что документ станет «слишком предписывающим». Более целесообразным представилось детальное обсуждение отдельных частных тем, предусматривая

возвращение к общей декларации через 23 года.

Во-вторых, позиция EQUAL, представленная Дж. Слэком, относит к категории лишь желательных, т. е. необязательных, такие результаты образовательных программ по менеджменту, как международный опыт студентов, знание иностранных языков и участие, в период обучения, в практической работе (т. е. в наших терминах — наличие практики в учебном плане подготовки). Что касается практики, то декларирование ее необязательности — вполне ожидаемый исход. Оживленные дискуссии на эту тему велись в Москве и продолжились в Любляне. Если в выступлениях французских коллег из Сент-Этьена и Руана особо подчеркивалось позитивное значение практики на уровне бакалавриата, то представители вузов Португалии и Великобритании выступали ее активными оппонентами. А вот «необязательность» языковой подготовки была воспринята как неожиданность. Действительно, на самой люблянской конференции почти всеми участниками подчеркивалась особая роль интернационализации в высшем управленческом образовании. Здесь и тот факт, что «интернационализация востребована студентами уже на уровне бакалавриата» (П. Верхае-ген), и тезис о том, что одним из основных факторов модернизации управленческого образования в странах Восточной Европы стала его интернационализация (Т. Дмитрович).

Иными словами, попытка своего рода «мягкой стандартизации» программ первого управленческого образования в Европе пока не привела к желаемому результату. Было бы, впрочем, неверно оценивать эту попытку как неудачную. Напротив, общеевропейское понимание того, что такое первое высшее образование в области управления, в целом сформировано.

Особое место в дискуссии занял вопрос о единых европейских стандартах качества образования, актуальность которых в условиях Болонского процесса существенно возрастает. Выступая за сохранение определенной национальной специфики подготовки

управленцев в содержании программ подготовки, участники конференции в то же время единодушно подчеркивали важность развития разработанной efmd аккредитационной системы EQUIS как важнейшей основы общеевропейского сотрудничества. В настоящее время аккредитацией EQUIS обладают лишь 73 ведущие школы бизнеса и менеджмента, из которых 22 относятся к 11 странам, находящимся за пределами Европы. Важно отметить, что аккредитационные стандарты EQUIS оценивают не отдельные программы, как, например, уважаемые в международном академическом и бизнес-сообществах стандарты AACSB International, а учебные заведения в целом. Стандарты EQUIS оценивают структуру школы и систему ее управления; портфель реализуемых программ; исследования, разработки и инновационные проекты; профессорско-преподавательский состав; степень интернационализации школы; а также ее связь с реальным бизнесом. Сложность получения аккредитации EQUIS, по сути, формирует некую элиту ведущих учебных заведений в области подготовки управленческих кадров, но, с другой стороны, дает гарантии как сохранения, так и повышения качества реализуемых программ в условиях формирования единого образовательного пространства. Характерно, что подавляющее большинство школ, прошедших аккредитацию EQUIS, представляют собой либо факультеты ведущих классических университетов, либо крупные специализированные учебные заведения, реализующие все форматы образовательных программ в области управления — от программ подготовки бакалавров до программ уровня МВА и подготовки докторантов. Более того, практически все школы из «списка EQUIS» ведут активные научные исследования, не разрывая практическую направленность подготовки и глубокий академизм учебно-научной деятельности.

В качестве одного из наиболее интересных примеров конкретного общеевропейского проекта, отразивших в себе большинство обсуждаемых вопросов, на конференции был рассмотрен опыт CEMS — Сообщества европейских школ менеджмен-

та. Представляя собой стратегический альянс 17 ведущих европейских университетов и школ бизнеса, а также 47 международных компаний, СЕМЯ выработало весьма эффективный ответ на основные вызовы, стоящие перед первым высшим образованием в области управления: продолжающейся интернационализацией, соответствующим изменением в ожиданиях европейских корпораций, а также гармонизацией образования в рамках Болонского процесса. В условиях ограниченных временных рамок бакалаврских программ, определяемых, как правило, в три года, принимая во внимание сохраняющиеся национальные различия в их содержании, в качестве приоритетного направления своей образовательной деятельности СЕМЯ выбрало программы магистерского уровня.

Интересен формат образовательной деятельности в рамках СЕМЯ. На фоне широкого использования европейскими университетами и школами бизнеса таких моделей интернационализации образования, как увеличение числа зарубежных студентов на «национальных» программах, развитие студенческих обменов и программ «двойных дипломов», СЕМЯ пошло по пути создания программы совместного диплома. Действительно, если возможность увеличения доли зарубежных студентов — выпускников бакалаврских программ прямо зависит от репутации конкретного вуза и степени его «национальных» обязательств, а студенческие обмены и программы двойных дипломов порождают высокие издержки координации образовательных процессов, то программа совместного диплома во многом снижает остроту этих проблем. Более того, именно программа совместного диплома в наибольшей степени позволяет создать международную образовательную среду, реализовать согласованный учебный план, а также развить новые возможности для разработки совместных курсов и широкой научно-педагогической кооперации преподавателей. Именно такой, по замыслу создателей, и должна была стать программа «Мастер международного менеджмента» (СЕМЯ М1М), новая версия которой,

стартовавшая в феврале 2004 г., представляет собой своего рода модель будущего панъевропейского высшего управленческого образования.

Образовательный процесс по программе СЕМЯ М1М отличают следующие важнейшие особенности: формирование студенческого коллектива из представителей всех 17 вузов, проведение занятий в университетах шести стран силами международной группы преподавателей. Отбор на программу производится среди лучших студентов-магистрантов в вузах-партнерах. Программа, общая продолжительность которой составляет один год, включает в себя не только традиционные для магистерского образования учебные курсы и индивидуальный исследовательский проект, но и проводимые в компаниях семинары, направленные на развитие управленческих навыков, разрабатываемый в команде бизнес-проект на основе реальной ситуации, а также десятинедельную стажировку в компании. Специфичен и диплом, получаемый выпускниками программы СЕМЯ М1М. Он является совместным дипломом 17 академических членов СЕМЯ, признается как корпоративными членами сообщества, так и органами ЕС и национальных правительств, признающих диплом программы в сочетании с национальными дипломами.

Безусловно, опыт сообщества весьма своеобразен, а само сообщество представляет собой «элитный клуб» лучших университетов и ведущих корпораций. Высочайшая репутация членов СЕМЯ позволяет решать такие ключевые вопросы, как признание совместного диплома, и служит гарантией качества реализуемой программы. Неудивительно, что многие участники конференции указывали на сложность воспроизведения

модели СЕМЯ М1М. В то же время, как справедливо подчеркнул в своем выступлении председатель СЕМЯ П. Верхаеген, «совместные программы требуют огромных усилий, но эти усилия сполна окупаются». Действительно, членство в СЕМЯ, равно как аккредитация EQUIS, является своего рода «знаком качества» ведущей европейской школы. Не все профильные учебные заведения растущего европейского образовательного пространства способны выйти на подобный уровень, но и стремление к получению международной аккредитации, и ориентация на «лучшие практики» становятся необходимым условием успешного функционирования школ в условиях быстрых изменений. Остается только заметить, что российское образование в области управления не представлено ныне не только в «элитном клубе» СЕМЯ, но и в «списке EQUIS». А это уже повод для тревоги. Вхождение в европейское образовательное пространство без соответствия высшим стандартам качества этого пространства способно отодвинуть отечественные школы на периферию глобального бизнеса по подготовке менеджеров. В то же время российский опыт первого высшего управленческого образования признается и все еще высоко оценивается нашими зарубежными коллегами, а российские эксперты принимают самое активное участие в работе, координируемой и направляемой еГш^ Время, впрочем, неумолимо, и остается надеяться, что следующая конференция efmd по первому высшему управленческому образованию, которая пройдет в Мадриде осенью 2005 г., продемонстрирует не только прогресс европейской интеграции, но и усиление международной конкурентоспособности отечественного бизнес-образования.

Ю. Е. Благов

Факультет менеджмента СПбГУ Н. Б. Филинов Государственный университет управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.