Первая инновационная технологическая программа смысловых интерпретаций Бухарского шашмакома (для
слабовидящих)
Отажон Шербек угли Ортиков Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт
Аннотация: Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Пение в ансамбле - это оптимальный вид деятельности для ребенка-подростка, который стремится к постоянному общению. Пение в ансамбле развивает не только музыкальную сторону ребенка, но и его личностные качества, такие как, умение прислушиваться к мнению других, умение уступать, поддерживать и помогать друг другу.
Ключевые слова: воспитание разносторонней личности, умения и навыки, образования в школьном хоре, личностные качества ученика, пения в хоре
The first innovative technological program of semantic interpretations of Bukhara shashmakom (for the visually
impaired)
Ortikov Otajon Sherbek оglu Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute
Abstract: Music, being a form of spiritual mastery of reality, performs a special task of artistic knowledge of the world, therefore it occupies a significant place in the systems of general and musical and professional education, the common goal of which is to educate a versatile person who has not only a variety of knowledge, skills and abilities, but and rich inner world. Singing in an ensemble is the best activity for a teenage child who strives for constant communication. Singing in an ensemble develops not only the musical side of the child, but also his personal qualities, such as
the ability to listen to the opinions of others, the ability to yield, support and help each other.
Keywords: education of a versatile personality, skills and abilities, education in the school choir, personal qualities of the student, singing in the choir
Пение в ансамбле - это оптимальный вид деятельности для ребенка-подростка, который стремится к постоянному общению, познанию себя, устремляется к общественно полезной деятельности. Пение в ансамбле развивает не только музыкальную сторону ребенка, но и его личностные качества, такие как, умение прислушиваться к мнению других, умение уступать, поддерживать и помогать друг другу. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в хоре.
Роль в музыкальном развитии детей, пришедших в школьный ансамбль, принадлежит многоголосному пению. Как известно пение многоголосия с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, а соответственно совершенствует чистоту интонации, что чрезвычайно важно в работе с вокальным ансамблем. Ведь любая творческая деятельность должна быть направлена на повышение уровня исполнения, это огромная мотивация для детей, которые являются участниками вокального коллектива.
Прежде чем обратиться к понятию «многоголосного пения», необходимо понять, что означает само слово «многоголосие».
Шашмакома, так называемым "Баязом", Шашмаком пелся приимушественно на персидско таджикской тексте. Но нельзя, конечно, сказать что, только на персидско таджикской тексте, потому что "Баязы" показывают и наличие определённо количество небольшого турко узбекского текстов. Например, стихи Машраба, Фузулий, Наваи, Бабура и я вот потвердить сказаное, показываю Баяз, который хранится в институте искусствоведение. Шашмаком слушали и узбеки, и тюрки, и таджики и перцы и другие народы. И конечно в основном пренадлежашие в то время к элитной части. А то, скажем Шашмаком был классическим основой для других видов макамата, в этом ничего удивительного нет, и ничего странного.
Склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических линий (голосов).
2. Нестройный шум, создаваемый множеством голосов, звуков, звучащих одновременно.
Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.
Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия - органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Многоголосие - музыкальный склад, основанный на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов или на сочетании мелодии с аккомпанементом.
Знаменитый ученик Атаджалола Насирова - Ливича Бабаханов обладал сильным голосом, высоким тенором, большим диапазоном. Музыканты и певцы современности часто обращаются к образцам шашмакома таким, как Насруллойи, Мугилчаи, Бузург. И здесь необходимо отметить, что начиная с Ливичи берёт своё начало династия потомственных музыкантов Бабахановых -его сын Маши Бабаханов был народным хафизом Узбекистана, а внук -Ари Бабаханов великолепный инструменталист, хранитель традиций Бухарского шашмакома. Ари Бабаханов не так давно опубликовал свою версию книги о Бухарском шашмакоме. Книга была издана в Германии, благодаря поддержке редакции Ангелики Юнг. Это плод его многолетнего творчества, воплощённый в нотах и свой труд он посвятил своему великому предку Атаджалолу Насирову. Именно этому человеку, который в ХХ веке сыграл исключительную роль в истории шашмакома.
Ансамблевое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры учащихся, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения; формированию будущей личности.
Ансамблевое пение играет большую роль, как в формировании личности учащегося, так и в развитии музыкальных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и т.д. Для ансамблевого искусства как коллективного вида творчества, основной задачей является достижение стройного звучания ансамбля, которое во многом зависит от вокального уровня развития участников ансамбля, поэтому большое внимание следует уделять вокальной работе.
Вокальная ансамблевая работа является важнейшей формой музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания. Являясь
эффективным средством развития музыкальных способностей, вкуса ребенка, пение в ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.
Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая шашмакома пение в унисон. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением.
Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную память, восприимчивость и отзывчивость поющих, также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.
В исполнительскую подготовительную деятельность включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения. Очень полезно освоить игру на простейших музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, трещотке, барабане). Это прекрасная база для развития многоголосного слуха ребят, чувства ансамбля. Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений. Пение в хоре являясь общей деятельностью для подростков пятого шестого класса, причем с первого класса перерастает в привычку к систематическому труду и к десяти - двенадцати годам развивает чувство ответственности, а достижение хоровым коллективом положительных результатов в исполнительской деятельности может явиться стимулом к дальнейшей работе. С помощью хоровых занятий подросток имеет возможность совершенствования своих музыкальных способностей, где происходит процесс самовыражения каждой личности.
В сфере познавательных процессов происходят изменения: увеличивается объем памяти, она становится не механической, а понятийной (анализ содержания материала, логика построения, выделение существенного помогает при запоминании), объем внимания и количество воспринимаемых объектов увеличивается, но качество уменьшается. В этот период происходит переход от наглядно - образного к абстрактному (формальному) мышлению, подросток может мыслить логически, рассуждать, не связывая себя с конкретной
ситуацией, возрастает требовательность к доказательности и обоснованности знаний. Между 8-9 и 11-12 годами возрастает познавательная активность, её широта и разносторонность, происходит развитие вопросов как средства самостоятельного мышления.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болта-Зода, Лады Узбекского народа и средневековые лады^шепсе and Education 3 (8), 169-174
2. Саидий, Саид Болта-Зода, Проблемы совершенствования управления музыкальной деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Science and Education 3 (8), 183-188
3. Саидий, Саид Болта-Зода, Локализация инструментов игры на музыкальном инструменте в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (8), 156-161
4. Саидий, Саид Болта-Зода, Вариационный подход к построению однородной музыки, размышление идеального подхода к её решению. Science and Education 3 (8), 138-144
5. Саид Болтазода Саидий. Эффект образования музыки к системы общеобразовательной школы. Science and Education 3 (8), 224-230
6. Саид Болта-Зода Саидий, Эстетика и музыка, связь между ними. Science and Education 3 (8), 217-223
7. Саидий, Саид Болта-Зода. Выработка отдельных музыкальных способностей: ритмического и тембрового слуха. Science and Education 3 (8), 151155
8. Said Boltazoda Saidiy, Халимов, Шерзод Шахриддин Угли. Локализация и интерпритация программного обеспечения по музыке узбекского контекста. Science and Education 3 (3), 0-5
9. Саидий, Саид Болта-Зода. Подробная информaция к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. Science and Education 2 (12), 803-811
10. Саидий, Саид Болтазода, & Нуржахон Тойир Кызы Усманова. Описание и современный подход к произведениям Римского-Корсакова к сказкам. Science and Education 3 (4), 2112-2117
11. Saidiy, Said Bolta-Zoda, Avestoda musiqiy ta'lim va tarbiyaga oid qarashlarningaks etishi. Журнал музыки и искусства 3 (1), 1618-1624
12. Саидий, Саид Болтазода, & Нуржахонбегим Тойир Кызы, Дилнура Бахтиёр Кызы ... Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and Education 3 (4), 1612-1617
13. Саид Болта-Зода Саидий & Азиза Фахритдин Кизи Эрназарова. Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and Education 3 (4), 16051611
14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
15. Саидий, Саид Болта-Зода, Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Science and education. Scientific Journal 3, 831
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.