Научная статья на тему 'Первая электростанция на торфе (к 100-летию создания)'

Первая электростанция на торфе (к 100-летию создания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1911
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды Инсторфа
Область наук
Ключевые слова
история торфяной отрасли / торфяная электростанция / русские инженеры-энергетики / history of peat industry / peat power station / Russian power engineers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Копенкина Любовь Владимировна

В статье рассмотрены история и значение строительства первой районной торфяной электрической станции в России, отмечена роль ведущих русских инженеров-энергетиков в ее создании, особенно Р.Э. Классона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST PEAT POWER STATION (TO 100-YEARS OF ANNIVERSARY)

The article reviewed the history and the value of the fi rst district power station construction in Russia, marked the role of leading Russian power engineers in its construction, especially of R.E. Klasson.

Текст научной работы на тему «Первая электростанция на торфе (к 100-летию создания)»

УДК 662.331(09)

Копенкина Л. В.

Копенкина Любовь Владимировна, к. т. н., доцент кафедры торфяных машин и оборудования ФГБ ГОУ ВПО «Тверской государственный технический университет». Тверь, Академическая, 12, [email protected]

ПЕРВАЯ

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА ТОРФЕ (К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены история и значение строительства первой районной торфяной электрической станции в России, отмечена роль ведущих русских инженеров-энергетиков в ее создании, особенно Р.Э. Классона.

Ключевые слова: история торфяной отрасли, торфяная электростанция, русские инженеры-энергетики.

Kopenkina L.V.

Kopenkina Lubov V., Dr., Associate Professor of the Chair of Peat Machinery and Equipment of the Tver State Technical University. Tver, Akademicheskaya, 12

THE FIRST PEAT POWER STATION (TO 100-YEARS OF ANNIVERSARY)

Abstract. The article reviewed the history and the value of the first district power station construction in Russia, marked the role of leading Russian power engineers in its construction, especially of R.E. Klasson.

Keywords: bhistory of peat industry, peat power station, Russian power engineers.

В мае 2013 года исполняется 100 лет со дня создания первой районной торфяной электрической станции.

Сооружение первых электрических станций относится к концу 1870-х - началу 1880-х годов. В Петербурге в 1886 году было образовано Общество электрического освещения, в начале 1890-х годов создано его Московское отделение (ликвидировано в 1917 г.).

Обществом электрического освещения в 1897 г. была возведена Центральная электрическая станция Москвы на Раушской набережной и выполнены все подготовительные работы к созданию первой в России районной электрической станции. В результате сооружения районных электростанций промышленные предприятия были избавлены от необходимости строить собственные мелкие электростанции или устанавливать свои электрогенераторы.

В 1900 г. было организовано акционерное общество «Электрическая сила», которое возглавил Роберт Эдуардович Классон - один из крупнейших российских энергетиков своего времени.

Р.Э. Классон (1868-1926)

Ученик выдающегося электротехника В.Н. Чи-колева и изобретателя трехфазного тока (1889 г.) М. О. Доливо-Добровольского, Классон руководил совместно с В.Н. Чиколевым работами по сооружению первой в России центральной электростанции трехфазного тока на Охтинском пороховом заводе (1896 г.), был автором проектов и возглавлял строительство электрических станций Общества электрического освещения 1886 года.

При консультации В.Н. Чиколева Классон осуществил передачу энергии от генераторов станции к двигателям с помощью переменного тока.

Он руководил строительством мощных электростанций трёхфазного переменного тока в Москве (1897 г., позднее 1-я Московская государственная электростанция) и на Обводном канале в Петербурге (1898 г., позднее 1-я Ленинградская государственная электростанция), в дальнейшем возглавил работы по расширению Московской станции и переоборудованию кабельной сети с 2 кВ на 6 кВ, что технически и экономически было необходимо.

В 1900-1906 гг. Классон Р.Э. вместе с инженером Красиным Л.Б. участвовал в электрификации Бакинских нефтепромыслов. Общество «Электрическая сила» закончило постройку двух мощных Бакинских электростанций в Белом Городе (позднее электростанция «Красная Звезда») и в Биби-Эйбате на Баевом мысу (позднее электростанция им. Л. Б. Красина). При их строительстве Классон впервые в России применил воздушную передачу для линии высокого напряжения в 20 тыс. вольт.

Вопросы передачи электроэнергии на расстояния были предметом постоянного рассмотрения на электротехнических съездах. Наиболее детально проблема исследовалась VII Всероссийским электротехническим съездом в 1913 году. На съезде было принято решение о необходимости строительства линий электропередач (ЛЭП). Также было поручено Постоянному комитету съездов выработать законопроект об устройстве ЛЭП, «признавая общегосударственное значение электропередач и районных станций общего пользования в деле развития производительных сил страны, как в смысле возможности использования естественных источников энергии, широкого распространения дешевой энергии в массах населения, так и в деле усовершенствования путей сообщения, прогресса сельского хозяйства, развития мелкой и кустарной промышленности...» [1].

Первым практическим воплощением идеи сооружения районных станций, работающих на местном топливе и обеспечивающих энергией достаточно крупные промышленные регионы, стало строительство около Богородска (с 1930 года - г. Ногинск) под Москвой тепловой электростанции (ТЭС) «Электропередача» (с 1926 г. - электростанция имени Р.Э. Классона).

Во главе организации строительства электрической станции на торфе стояли передовые русские инженеры, которые впоследствии внесли большой вклад в развитие торфяной промышленности и тепловой энергетики нашей страны -Р.Э. Классон, Г.М. Кржижановский, А.В Винтер, И.И. Радченко, В.Д. Кирпичников, Г.Б. Расин, В.В. Старков и другие.

Электростанция «Электропередача» была первой и самой крупной в мире ТЭС, работавшей исключительно на местном топливе - торфе. Для центра Европейской части России, характеризовавшегося достаточно высоким уровнем развития производства и обладавшего огромными торфяными запасами, возведение электростанции «Электропередача» имело исключительно большое значение. Станция стала основным источником электроснабжения промышленного и коммунального хозяйства в Московской и Владимирской губерниях.

Строительство электростанции «Электропередача» положило начало промышленному развитию воздушных высоковольтных линий и передаче электроэнергии на достаточно большие расстояния.

Постройкой первой электростанции на торфе в 1912 г. занималось Московское акционерное общество «Электропередача» (ликвидировано в 1918 г.). Правление общества «Электропередача», так же как и Общества электрического освещения, находилось в Петербурге, контора - в Москве. Строительством районной станции на местном топливе в Московской губернии руководил технический директор Московского отделения Общества 1886 года Р.Э. Классон.

Красин Л.Б. подчеркивал, что «именно Клас-сон является творцом идеи электросиловых установок на торфе» [2]. Проект постройки первой районной торфяной станции в России был осуществлен с помощью иностранных кредитов.

Роберт Эдуардович Классон писал о строительстве первой в России электростанции на торфе в своих воспоминаниях: «Московская электрическая станция работала исключительно на нефти, и, когда в 1911 г. я получил известие, что в 75 верстах от Москвы продается большое торфяное болото, решил попытаться привлечь иностранный капитал к постройке районной электрической станции на торфе. В ноябре была предпринята экспедиция на болото для осмотра его, а затем я поехал в Берлин для ведения переговоров с банками относительно финансирования предприятия. В течение двух дней я договорился с банками, немецкими и швейцарскими, все необходимые кредиты были ассигнованы (западных инвесторов привлекли высокие предполагаемые прибыли - до 8%). Зимой были составлены проекты. С ранней весны 1912 г. приступили к работам. Приходилось строить не только квартиры, но и больницы, школы, склады, бани, словом, выстроить почти небольшой город. Место было совершенно дикое. С торфом никто из

нас не был знаком. Мы пригласили заведующего торфяными разработками И.И. Радченко» (РГАЭ, ф. 9508).

И.И.Радченко (1874-1942)

Иван Иванович Радченко (1874-1942) занимался исследованием торфяных болот Шатуры, в дальнейшем один из организаторов и руководителей торфяной промышленности, председатель Главторфа при ВСНХ РСФСР (1918-1931). В 1912 г. с помощью инженера Г.М. Кржижановского он стал организатором и управляющим Богородских торфоразработок.

«Среди болот технически отсталой России в 1912-1913 г. возникает первая в мире мощная районная электрическая станция на торфяном топливе, и надо перенестись в то время, когда никто не знал, как организовать огромное торфяное хозяйство и как непрерывно сжигать миллионы пудов торфа под котлами станции, чтобы понять всю смелость такого предприятия и оценить огромный полет технической мысли Классона» -писали Стадников Г.Л., Кирпичников В.Д. [3].

Торфяное болото располагалось в имении Богородского уезда, примыкавшем частью своей южной границы к Владимирскому тракту на 71-й версте от Москвы. Электростанцию и ее центральный поселок запланировали построить на суходоле близ небольшого озера Госбуж. Этот район был вторым после Иваново-Вознесенска центром российской текстильной промышленности. В Орехово-Зуеве работали фабрики наследников Саввы и Викулы Морозовых, в пригороде Богородска Глухове - Арсения Морозова. Ряд фабрик располагался в Павловском Посаде и близ него. В Тимкове и других селах и деревнях близ

будущей «Электропередачи» работали ткачи-кустари.

Весной 1912 г. на торфяное болото по приглашению Р.Э. Классона приехали представители банков и на месте ознакомились с уже начавшимся строительством. По воспоминаниям Л. Б. Красина, впоследствии пришлось несколько увеличить число вложенных в предприятие миллионов.

В апреле 1912 года были заключены договора с артелями торфяников, в июне было заложено главное здание электростанции. От Нижегородской железной дороги была проложена узкоколейная железная дорога. Осенью привезли первый котел, сразу же начался его монтаж. Сначала помощником, а затем начальником строительства был назначен инженер-энергетик Александр Васильевич Винтер (1878-1958), в дальнейшем возглавлявший строительство Шатурской электростанции (1917-1926), Днепрогэса (1927-1930), директор Энергетического института АН СССР имени Г.М. Кржижановского (1944).

А.В. Винтер (1878-1958)

На станции были установлены два турбогенератора по 5,5 тыс. кВт, 1500 об/мин, 6600 В, 50 Гц. Напряжение повышалось при помощи трансформаторной группы до 70 кВ.

«С постройкой «Электропередачи Россия получила наиболее крупную торфяную станцию в мире, а Классон получил здесь широкое поле не только для установки соответствующих котлов, торфяных топок, образцовых турбин и т.д., но и для широкого наблюдения над линией высокого напряжения, перенапряжениями и т. д.» - писал Красин [2].

Линия передач Богородск-Москва имела протяженность более 70 км, и в конце ее, в Измайло-

ве (Москва), была построена понижающая подстанция. В Москве на территории бывшего завода Ю.П. Гужона (впоследствии завод «Серп и Молот») Измайловская подстанция была соединена с городской сетью несколькими кабелями. Так в Москве была создана первая, еще несовершенная энергетическая система с соединением станций на периферии отдельных электрических сетей.

При прокладывании линий электропередач через участки частных землевладельцев возникали проблемы, связанные с отсутствием общегосударственной законодательно-правовой базы, что решалось лишь путем личных договоренностей и торга.

Начиная с мая 1913 г. первая очередь электростанции мощностью 5 тыс. кВт давала электроэнергию своим торфоразработкам, Москве, Орехово-Зуеву, Павлово-Посаду и другим потребителям.

7 мая 1913 г. Богородские торфяные разработки начали давать первые тонны промышленного торфа. Эта дата вошла в историю как рождение первого промышленного торфяного предприятия и начало создания торфяной индустрии России.

В первом сезоне добычу торфа производили на 30 элеваторных машинах с электрическим приводом. На торфопредприятии работали 850 мужчин и 550 женщин. По оснащению техникой и использованию новых оригинальных технических решений торфоразработки являлись передовыми. Этот опыт был предметом изучения как русских, так и иностранных предпринимателей.

В проекте первой в России районной торфяной электрической станции (позднее ГРЭС № 3 имени Р.Э. Классона, 1926) были использованы оригинальные инженерные решения, которые впоследствии получили широкое распространение при сооружении тепловых станций на торфяном топливе, как в России, так и за рубежом.

Первая электростанция на торфе

Отличительной особенностью организации всего строительства был комплексный подход к решению социально-экономических, технических и организационных проблем. Одновременно возводился поселок Электропередача (позднее г. Электрогорск, 1946), готовилось болото. строилась электростанция. Станция и поселок Электропередача были своеобразным прообразом территориально-промышленного комплекса. Весь цикл работ был завершен за 12 месяцев.

Производство электроэнергии на станции постоянно увеличивалось: в 1914 г. - 9,1 млн кВт, в 1915 г. - 38,7 млн кВт, в 1916 г. - 47,7 млн кВт [4].

Однако существовавшие способы добычи торфа не могли обеспечить станцию достаточным количеством топлива. Потребность в увеличении производства торфяного сырья для станции привела к необходимости механизации экскавации и транспорта торфа. Появились первые отечественные экскаваторы для добычи торфа - Зеленая, Панкратова, был изобретен способ гидроторфа.

В 1914 г. Р.Э. Классон предложил и совместно с инженером В.Д. Кирпичниковым разработал гидравлический способ добычи торфа для снижения трудоемкости работ на торфоразработках. Этот способ должен был использоваться на Шатурской электростанции, заложенной Обществом электрического освещения в 1916 г., но из-за событий 1917. осуществленного в начале 1920-х гг.

С 1914 г. в России для перемещения торфа на поле сушки стали применять канатные транспортеры Персона, созданные в Швеции в 1912 г.

В 1914 г. на разработке «Электропередача» под Москвой, поставлявшей торф на электростанцию, был испытан многоковшовый багер Штренге. Там же был испытан одноковшовый багер (паровая лопата) германской фирмы Менке и Гамброк (РГАЭ, ф.758, оп.1, д.891, л.448).

По инициативе московского уполномоченного по топливу профессора П.И. Новгородцева в ноябре 1915 г. в Политехническом музее в Москве были созваны экстренные совещания по подмосковному углю и торфу. В них принимали участие более 150 представителей добывающих и потребляющих топливо предприятий, правительственных учреждений, общественных организаций, Общества заводчиков и фабрикантов, отдельных специалистов-техников. Было заслушано более 34 докладов, всесторонне осветивших вопросы добычи, перевозки и потребления угля и торфа.

Совещания, проходившие под председательством профессоров П.И. Новгородцева, К.В. Кирша, И.И. Вихляева, Р. Ф. Левицкого, Е. С. Менши-кова, указали на необходимость уделять особенно много внимания местному топливу, ввиду затруд-

нений с доставкой привозного. На совещании выступили с докладами Р.Э. Классон («Правовое положение областных электрических станций»), В. Д. Кирпичников («Первая торфяная областная станция»), Г.М. Кржижановский («Областные электрические станции на торфе и их значение для центрального промышленного района») [5], имевшими большое историко-техническое значение. В докладах на основе полученного опыта были сформулированы направления и принципы энергетического строительства в России, которые были использованы при разработке плана ГОЭЛРО, принятого в декабре 1920 г., - главного плана экономического и научно-технического развития страны.

«Электропередача» явилась самой крупной в мире торфяной и первой в России районной электростанцией. Эта единственная электростанция, работавшая на местном топливе, питала электроэнергией важнейшие предприятия Москвы в тяжелые годы гражданской войны и топливного кризиса. «Именно эта станция спасла Красную Москву в годы громадного топливного кризиса от повального погашения и окончательной приостановки механических приводов на ее главнейших фабриках и заводах» - отмечал Г.М. Кржижановский [6].

В настоящее время электростанция ГРЭС-3 ордена Трудового Красного Знамени, имени инженера Р.Э. Классона имеет мощность 589 МВт, является пиковым резервом для Московской энергетической системы. Современные блоки станции основаны на маневренных газовых турбинах. При электростанции создан музей истории РЭС-3, в котором хранятся экспонаты и документы об электростанции и городе Электрогорск.

Библиографический список

1. Труды VII Всероссийского электротехнического съезда. Изд. Комитета Всероссийских электротехнических съездов. - СПб, 1913. - С. 91.

2. Красин Л.Б. Инженер Р.Э. Классон // Электричество. - 1926, № 4. - С. 190-192.

3. Стадников Г.Л., Кирпичников В.Д. Инженер-технолог Роберт Эдуардович Классон // Торфяное дело, 1926. № 2. - С. 30-31.

4. Гидроторф. Книга вторая. Часть 1. Гидравлический способ сезонной добычи торфа. -М.: Издание науч.-техн. управления ВСНХ СССР. 1927.

5. Труды совещаний по подмосковному углю и торфу, созванных в Москве на 20-22 ноября 1915 г. Московским Уполномоченным Председателя Особого совещания по топливу.

6. Кржижановский Г.М. Памяти Р. Э. Классона // Электричество, 1926. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.