Научная статья на тему 'Первая Джульетта балетного мира'

Первая Джульетта балетного мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛАНОВА / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР / БАЛЕТ "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" / BALLET "ROMEO AND JULIET" / ULANOVA / MARIINSKY THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ступников Игорь Васильевич

В этом году отмечается 100-летие Галины Сергеевны Улановой. Настоящая cтатья воспоминание о лучшей Джульетте предвоенного сорокового… и о спектакле «Ромео и Джульетта», состоявшимся на сцене Мариинского театра 9 мая 1996 г., посвященному ей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This year the centenary of Galina Ulanova. The present article the memory about best Juliet before military the forty… and about the performance "Romeo and Juliet" in the stage Mariinsky theatre 9 may 1996 devoted her

Текст научной работы на тему «Первая Джульетта балетного мира»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 17

И.В. Ступников ПЕРВАЯ ДЖУЛЬЕТТА БАЛЕТНОГО МИРА*

В этом году отмечается 100-летие Галины Сергеевны Улановой. Настоящая статья - воспоминание о лучшей Джульетте предвоенного сорокового... и о спектакле «Ромео и Джульетта», состоявшемся на сцене Мариинского театра 9 мая 1996 г., посвященному ей.

Ключевые слова: Уланова, Мариинский театр, балет «Ромео и Джульетта».

Галина Сергеевна Уланова приехала в Петербург 8 мая 1996 года, и это стало событием. Спектакль «Ромео и Джульетта», состоявшийся на сцене Мариинского театра 9 мая, был посвящен ей -лучшей Джульетте предвоенного сорокового...

Тот спектакль с поистине звездным составом вошел в историю русского балета, стал мерилом актерского мастерства, выразительности и силы для последующих поколений. И какие бы новые составы балетных артистов ни входили в шедевр хореографа Леонида Лавровского, память невольно возвращала к первому спектаклю: божественной, поистине шекспировской Джульетте - Улановой, и каждый танцовщик помнил о высшей планке, которую установили те, великие исполнители.

Приезд Галины Улановой в родной город - «возвращение на круги своя». Для нее Петербург всегда оставался родиной: Москва и Большой были, скорее, местом жизни и службы, Петербург и Мариинский театр - домом, колыбелью, Отечеством. Нева с ее набережными, Гороховая улица, где она жила с родителями, улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), где она познавала под неусыпным оком Агриппины Яковлевны Вагановой азы трудной и прекрасной профессии, ставшей ее судьбой. И балет «Ромео и Джульетта» - тоже символ, знак судьбы, веха в долгой артистической карьере. Талант - это дар божий, но только труд (а в балете это слово имеет особый, «безжалостный»

в Санкт-Петербургские ведомости. Афиша недели. 2010. - № 1 ^30). 11 января. - С. 20.

18 Наследие гениев

смысл) может превратить талант в бриллиант высшей пробы. Уланова работала всегда: зарядка и упражнения каждый день, работа с артистами в репетиционном зале, где требуется еще одно «Т» - терпение. Долготерпение.

Репетиционный зал Мариинского театра 8 мая был наэлектризован ожиданием: сейчас войдет Галина Уланова, живая легенда русского балета. И она вошла - простая богиня, стройная, элегантная, в туфлях на высоких каблуках. Зазвучал ее голос, негромкий, чуть глуховатый, и началось поистине волшебное действо. Она репетировала партию Джульетты с Майей Дум-ченко, тогда юной восходящей звездочкой мариинской сцены. Ее партнером был Андрис Лиепа. Ни одна мелочь не ускользала от внимания репетитора: рука Джульетты, отстраняющая нежеланного жениха - Париса, стремительный бег к окну, за которым скрылся возлюбленный, отстраненный взгляд на окружающих ... Замечания и поправки делались сверхточно, в них была суть образа, смысл детали, которая важна как мазок кисти на полотне живописца. Словам Улановой внимали не только исполнители: рядом с ними - балерина Ольга Ченчикова, ответственный репетитор спектакля, ей предстоит в дальнейшем рассказать и показать новым, юным Ромео и Джульеттам, как трактовала Уланова тот или иной эпизод, сцену, фрагмент, более того - взгляд, жест, позу, движение.

И спектакль 9 мая превратился поистине в торжество.

Вечер начался празднично. Еще до начала спектакля на барьере директорской ложи появился букет цветов, и зрители поняли: из этой ложи будет смотреть спектакль сама Галина Уланова. Погасли огни зрительного зала, лучи прожектора осветили ложу, и в ней появилась Она .

Зал взорвался аплодисментами, стоя приветствовал Галину Уланову.

Спектакль прошел с большим успехом. «Джульетта - это солнце» - вот те шекспировские строки, которые пришли мне на ум, когда я увидел Майю Думченко: тонкая, стройная, с прекрасными линиями, она создана для этой партии. Ее партнером

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 19

стал Андрис Лиепа, опытный танцовщик, элегантный, выразительный, темпераментный. Мастерски исполнили свои партии Дмитрий Корнеев (Тибальд), Сергей Вихарев (Меркуцио) Анне-лина Каширина (Кормилица), Ислом Баймурадов (Шут).

А в финале вечера, когда закрылся занавес, - цветы, овации и появление Галина Сергеевны на сцене в окружении всей труппы...

И море цветов у ног Улановой.

Abstract.

This year the centenary of Galina Ulanova. The present article - the memory about best Juliet before military the forty... and about the performance "Romeo and Juliet" in the stage Mariinsky theatre 9 may 1996 devoted her.

Keywords: Ulanova, Mariinsky theatre, ballet "Romeo and Juliet".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.