Научная статья на тему 'ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЗВИЩ В НАРОДНО-БЫТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЗВИЩ В НАРОДНО-БЫТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЗВИЩ В НАРОДНО-БЫТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Шульская Н.Н.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЗВИЩ В НАРОДНО-БЫТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сведения об авторе: Шульская Наталья Николаевна, кандидат филологических наук; старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций Восточноевропейского университета им. Леси Украинки e-mail: nat_sh@ukr.net

Народно-бытовая речь жителей каждого населенного пункта наполнена ценным лексическим богатством как на диалектном, так и на ономастическом уровнях. Важное место в нем занимают прозвища -неофициальные наименования людей, применяемые вместо официальных антропонимов (фамилий и имен) и идентифицирующие и характеризующие носителей в социуме. Функционирование прозвищных номенов происходит в процессе понимания и познания между людьми в ходе их коммуникации -так называемой перцептивной стороны общения. При придании одним человеком прозвища другому перцепция определяется прежде всего в контексте личностей, с одной стороны, как физических объектов, с другой, -как социальных. Физиологический фактор определяет природу прозвищной номинации и является особенно выразительным в неофициальных антропонимах, фиксирующих внешние черты человека (например, Бородатий, Вухач, Вухаль, Круглий, Повний, Худíзний [2]). Уличные антропонимы этой разновидности возникли, несомненно, при мгновенной перцепции, в процессе которой доминирующая роль принадлежала определяющему признаку внешнего вида лица. Перцептивная сторона создания таких прозвищ всегда сопровождается отрицательным контекстом, поскольку имеет целью высмеять человека, насмешливо подчеркнуть какой-то изъян его внешности.

Другой перцептивный аспект прослежен в неофициальных антропонимах, отражающих внутренние особенности людей (Добродий, Дракон, Хитрунець [2]), привычки и вкусы (Вареник 'любит есть вареники', Смоцик 'в детстве часто сосал палец', Нюх 'все всегда нюхает' [2] ), специфику речи (Говорун, Тарадей, Шепеляйло [2]), род занятия или профессии (Коваль, Електрик, Бригадир [2]) и др. Несмотря на то, что возникновение таких прозвищ происходит спонтанно, оно всегда связано с когнитивными механизмами - определенным багажом знаний о том или ином человеке, который впоследствии будет идентифицирован по неофициальному имени. На восприятие участниками разговорной среды друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предыдущий познавательный опыт, синтезированные коллективные знания, а также предпочтения, интересы, потребности, мотивы, эмоциональное состояния. Взяв за основу внешнюю сторону поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир свнешним проявлениям личности [1, с. 123]. В этом смысле человек воспринимается сквозь призму его роли в социальном коллективе, поэтому целесообразно говорить о социальной перцепции как предпосылке появления таких прозвищ. В ходе создания неофициальных именований путем социальной перцепции происходит не только восприятие и понимание людьми друг друга, но и мощную экспрессивную силу имеет отрицательная оценка, заверенная или в коннотации прозвищной лексемы, или в мотивационной характеристике антропонима.

Неоднородность и колорит прозвищной системы определяются, по нашему мнению, индивидуальной перцепцией каждого человека через его приобретенные в процессе когнитивного опыта морально-этические требования к другим людям, а также индивидуальные эталоны, обобщающие видение и оценку других индивидов. В народно-бытовой коммуникации люди до конца не знают истинной причины поведения другого человека, или знают ее недостаточно. Из-за дефицита полной информации они

приписывают другим лицам тот характер поведения, который на их взгляд выглядит наиболее реальным, хотя он часто может быть ошибочным. В этом видится проявление важной составляющей перцепции - каузальной атрибуции.

Итак, рассматривая прозвища в контексте перцептивного аспекта, необходимо заметить, что перцепция таких неофициальных именований очевидна. Она имеет двусторонний характер: с одной стороны,это перцепция относительно физического или социального объекта, который называют неофициальным антропонимом, с другой, - перцепция самого прозвищного номена в народно-бытовой номинации и в языковой картине мира в целом.

Литература:

1. Психология [А. В. Винославская, А. А. Бреусенко-Кузнецов, В. Л. Зливков, А. Ш. Апишева, О. С. Васильева]. - М.: Фирма «ИНКОС», 2005. -351 с.

2. Шульская Н. М. Словарь прозвищ жителей междуречья Стыра и Горыни. - К.: Изд-во «Волынская областная типография», 2008. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.