Научная статья на тему 'Перспективы Японии в Шанхайской организации сотрудничества'

Перспективы Японии в Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1189
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ШОС / ЯПОНИЯ / СВМДА / "ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ + ЯПОНИЯ" / ЯПОНИЯ ШОС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нургалиев Марат

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) вызывает большой интерес международного сообщества. Ведущие акторы системы международных отношений США, Япония и страны Европы внимательно следят за тем, что происходит в Организации. Их интерес объясняется главным образом дефицитом информации о фактической деятельности и о сущности ШОС. Лидеры ее государств-членов постоянно уверяют всех и каждого, что Организация имеет самые мирные намерения и не собирается вступать в конфронтацию с Западом. Тем не менее многие шаги и решения стран-участниц вызывают у ведущих мировых держав недоверие. Таким образом, любое важное событие, проводимое в рамках ШОС, часто расценивается как вызов Западу, особенно Соединенным Штатам. Япония, как одна из ведущих мировых держав и близкий партнер США на международной арене, также проявляет интерес к Шанхайской организации сотрудничества. Все больше японских экспертов и исследователей сегодня задумываются о проблемах ее развития. В частности, они хотят выработать для себя ясное представление о ШОС и понять, какие возможности открываются для сотрудничества с нею. Внимание к ШОС японских ученых и некоторых политиков может объясняться и сегодняшними интересами Токио в Центральной Азии, так как с недавних пор Япония стала активнее сотрудничать с республиками региона в сфере атомной энергии. Другой важный фактор, стимулирующий интерес Японии к ШОС, участие в этой структуре России и Китая. В частности, Москва и Пекин могут создавать помехи для политики Токио в Центральной Азии, используя с этой целью механизмы ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы Японии в Шанхайской организации сотрудничества»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЯПОНИИ В ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Марат НУРГАЛИЕВ

приглашенный исследователь,

Японский институт международных отношений (Токио, Япония)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) вызывает большой интерес международного сообщества. Ведущие акторы системы международных отношений — США, Япония и страны Европы — внимательно следят за тем, что происходит в Организации. Их интерес объясняется главным образом дефицитом информации о фактической де-

ятельности и о сущности ШОС. Лидеры ее государств-членов постоянно уверяют всех и каждого, что Организация имеет самые мирные намерения и не собирается вступать в конфронтацию с Западом. Тем не менее многие шаги и решения стран-участ-ниц вызывают у ведущих мировых держав недоверие. Таким образом, любое важное событие, проводимое в рамках ШОС, час-

то расценивается как вызов Западу, особенно Соединенным Штатам. Япония, как одна из ведущих мировых держав и близкий партнер США на международной арене, также проявляет интерес к Шанхайской организации сотрудничества. Все больше японских экспертов и исследователей сегодня задумываются о проблемах ее развития. В частности, они хотят выработать для себя ясное представление о ШОС и понять, какие возможности открываются для сотрудничества с нею. Внимание к ШОС

японских ученых и некоторых политиков может объясняться и сегодняшними интересами Токио в Центральной Азии, так как с недавних пор Япония стала активнее сотрудничать с республиками региона в сфере атомной энергии. Другой важный фактор, стимулирующий интерес Японии к ШОС, — участие в этой структуре России и Китая. В частности, Москва и Пекин могут создавать помехи для политики Токио в Центральной Азии, используя с этой целью механизмы ШОС.

Развитие дипломатии Токио в государствах Центральной Азии

После окончания «холодной войны» политика Японии в отношении республик Центральной Азии прошла несколько этапов. Когда в регионе появились новые независимые игроки, Страна восходящего солнца приняла меры для развития отношений с постсоветскими государствами. На первом этапе ее региональная политика сосредотачивалась главным образом на развитии двусторонних отношений со странами ЦА. Например, в 1992 году Япония первой установила дипломатические контакты с Узбекистаном. Позже она постепенно и настойчиво налаживала двусторонние отношения с другими государствами региона: Казахстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.

Вначале региональным политическим курсом Токио в отношении стран ЦА была так называемая евразийская дипломатия, провозглашенная премьер-министром Японии Рютаро Хашимото в 1997 году. Следует отметить, что курс на такую дипломатию стал практическим результатом миссии Обучи — визита в страны Центральной Азии японской делегации во главе с Кейзо Обучи 28 июня — 9 июля 1997 года. Этот визит был первой серьезной дипломатической инициативой Японии в Центральной Азии. Члены делегации посетили Россию, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан, заложив основы для долгосрочного сотрудничества1. Тогда одной из самых важных задач Страны восходящего солнца было установить новые отношения с постсоветскими государствами и усилить свои позиции в регионе. Важно подчеркнуть, что Япония тогда рассматривала Центральную Азию только как элемент более широкого пространства — Евразийского континента, то есть в тот момент у Токио не было определенной стратегии в отношении Центральной Азии как специфического региона. Цели евразийской дипломатии определялись достаточно широко. Безусловно, не может быть сомнений в том, что евразийская дипломатия премьер-министра Р. Хашимото внесла существенный вклад в укрепление отношений и расширение контактов Японии со странами Центральной Азии.

Однако со временем прежний подход Токио к республикам региона начал изменяться. В частности, в 2004 году под руководством министра иностранных дел Йорико Кавагути Япония разработала новый проект, названный «Диалог Центральная Азия + Япония», и приступила к его реализации. В связи с этим контакты между Страной восходяще-

1 Cm.: Takeshi Yu. Japan’s Multilateral Approach toward Central Asia. B kh.: Eager Eyes Fixed on Eurasia: Volume 1, Russia and Its Neighbors in Crisis / Ed. by Akihiro Iwashita, 21st Century COE Program Slavic Eurasian Studies, No. 16-1, Slavic Research Center. Sapporo: Hokkaido University, 2007. P. 70.

го солнца и государствами региона приобрели институциональный характер. В частности, участники форума «Центральная Азия + Япония» определили главные цели и задачи новой структуры, включавшие в числе прочего укрепление региональной безопасности и содействие экономическому развитию республик ЦА. Участники форума положили начало важной традиции. Так, в рамках «Диалога Центральная Азия + Япония» стали регулярно проводиться встречи министров иностранных дел государств-членов. В ходе этих встреч стороны обычно обсуждают текущие проблемы региональных экономических связей и сотрудничества в сфере безопасности.

Например, на проходившей в июне 2006 года второй встрече министров иностранных дел стран — участниц «Диалога Центральная Азия + Япония» был принят важный документ, определивший на краткосрочный период основные направления сотрудничества между Японией и странами ЦА. Этот документ был назван Планом действий «Диалога Центральная Азия + Япония», в рамках которого участники форума пришли к следующим основным решениям:

■ Сотрудничество на международной арене. Япония и государства Центральной Азии согласились, что для ответа на современные глобальные угрозы и вызовы необходима реформа как самой Организации Объединенных Наций, так и ее Совета Безопасности. Токио поддержал идею создать в Центральной Азии зону торговли, свободную от ядерного оружия. Стороны решили продолжить сотрудничество на международной арене через такие международные институты, как ООН, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Азиатский диалог сотрудничества (АДС).

■ Содействие развитию сотрудничества на региональном уровне. Япония подтвердила готовность поддержать усилия стран Центральной Азии по укреплению стабильности на региональном уровне. Это относится прежде всего к таким жизненно важным сферам, как борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков; обезвреживание противопехотных мин; сокращение бедности, улучшение здоровья и повышение стандартов медицинского обслуживания на региональном уровне; поддержка в решении региональных экологических проблем; сокращение и смягчение последствий природных катастроф, а также их предотвращение; наращивание водных и энергетических ресурсов в регионе; активизация региональной торговли и инвестиционной деятельности; предоставление помощи для развития транспортной инфраструктуры в ЦА.

■ Содействие бизнесу. Япония и государства Центральной Азии выразили намерение создать в рамках «Диалога Центральная Азия + Япония» объединенную рабочую группу по экономическим проблемам из представителей правительства и бизнеса для изучения межрегиональных проектов и других связанных с этим вопросов. Казахстан и Узбекистан выразили намерение работать над формированием структуры, предоставляющей возможность каждой стране региона регулярно обсуждать вопросы с Торговой палатой Японии, чтобы выявлять проблемы, с которыми сталкиваются работающие в этих странах японские компании. Г осударства ЦА согласились проводить деловые форумы и встречи за «круглым столом», чтобы способствовать обмену мнениями между японскими компаниями и фирмами стран региона.

■ Взаимная поддержка интеллектуального диалога. Стороны согласны, что интеллектуальный обмен — важный фактор, способный помочь успеху политического диалога, согласованию позиций в том, что касается перспектив экономической интеграции стран Центральной Азии, и разработке новых направлений широкого сотрудничества.

■ Развитие культурных обменов и обмена людьми. Участники «Диалога Центральная Азия + Япония» согласились содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества в культурном обмене и образовании2.

Кроме того, в ходе встречи министров иностранных дел стран — участниц «Диалога Центральная Азии + Япония» (Токио, 2006 г.) стороны согласились продолжить сотрудничество в разработке проектов строительства новых маршрутов экспорта нефти, природного газа и иного сырья из республик региона на мировые рынки через Афганистан к побережью Индийского океана. В этой связи Япония активно поддерживает проекты строительства нефте- и газопроводов из Центральной Азии в южном направлении с перспективой их дальнейшего выхода на рынки Юго-Восточной Азии и Японии.

13 декабря 2007 года работа форума «Центральная Азия + Япония» была продолжена на третьей встрече высших должностных лиц в Душанбе (Таджикистан). Четыре государства ЦА (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) представляли заместители министров иностранных дел, а Т уркменистан—посол республики в Т аджикистане, который отметил заинтересованность нового правительства страны в диалоге. Делегацию Японии возглавлял специальный представитель по делам Центральной Азии Министерства иностранных дел страны, заместитель генерального директора Департамента Европы г-н Кейчи Ката-ками. В ее состав входили сотрудники Агентства по международному сотрудничеству Японии (ЛСЛ). На встрече стороны рассмотрели ход выполнения принятого плана действий и обменялись взглядами на дальнейшее развитие сотрудничества, а также подтвердили важность проведения третьей встречи министров иностранных дел стран — участниц «Диалога Центральная Азии + Япония» и договорились согласовать время и место ее проведения3.

Одним из самых важных событий в истории развития дипломатии Токио в Центральной Азии стал первый визит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в государства региона. В рамках официальной поездки, состоявшейся в 2006 году, Коидзуми посетил Казахстан и Узбекистан и фактически сформулировал новые приоритеты внешней политики Страны восходящего солнца в республиках Центральной Азии. В частности, этот визит знаменовал растущий интерес японского бизнеса к развитию ядерной энергетики в регионе. В ходе встречи с президентом Казахстана Н. Назарбаевым Коидзуми подчеркнул намерение японской стороны углубить отношения с РК, особенно сотрудничество в сфере ядерной энергии, точнее — в разработке урановых месторождений. В результате визита был подписан Меморандум о намерениях правительств обоих государств развивать двустороннее сотрудничество в сфере использования атомной энергии.

Анализ региональных инициатив Токио на данной стадии показывает, что главные интересы Японии в республиках Центральной Азии состоят в том, чтобы обеспечить национальную энергетическую безопасность благодаря расширению доступа к энергетическим ресурсам региона. Япония импортирует нефть, главным образом, с Ближнего Востока. Однако, учитывая высокий конфликтный потенциал этого региона (эскалация палестино-израильского противостояния, постоянное давление США и других стран Запада на Иран из-за его национальной ядерной программы и дестабилизация Ирака), Япония заинтересована в поиске новых партнеров, которые смогут гарантировать непрерывную поставку энергетических ресурсов в страну. Разнообразие импортных маршрутов уменьшит зависимость Японии от государств арабского мира. В августе 2006 года, незадолго до своего прибытия в Астану, Д. Коидзуми заявил, что Япония заинтересована в энергетических ресурсах стран Центральной Азии. В частности, говоря о стратегии Японии в

2 См.: План действий «Диалога Центральная Азия + Япония». Информация Министерства иностранных дел Японии [http://www.mofa.go.jp/region/europe/dialogue/action0606.html].

3 См.: The Third Central Asia + Japan Dialogue/Senior Officials Meeting (SOM) [http://www.mofa.go.jp/ announce/announce/2007/12/1176649_840.html].

сфере энергоресурсов, он подчеркнул, что страна не может полагаться исключительно на государства Ближнего Востока. Казахстан и Узбекистан также обладают обширными запасами энергетических ресурсов4.

Стратегия Токио в республиках ЦА в целом не изменилась ни после ухода Д. Коидзуми со своего поста, ни после других изменений в японском руководстве.

Сегодня же один из главных приоритетов Токио в государствах ЦА — уран. Таким образом, с учетом прежних межправительственных соглашений между странами региона и Японией о сотрудничестве в сфере ядерной энергии, можно сделать вывод, что компании Страны восходящего солнца постепенно приходят к пониманию перспектив региональных рынков энергоносителей. Так, одно из последних достижений нынешней дипломатии Японии в Центральной Азии—подписанное с правительством Казахстана соглашение по вопросам обогащения урана. В соответствии с этим соглашением, корпорация «Кансай Электрик Пауэр» и Торгово-инвестиционная компания «Сумитомо Корпорейшн» совместно с казахстанской фирмой «Казатом» будут заниматься обогащением урана на территории РК. Японские компании начнут обогащение урана в 2010 году. Кроме того, предусматривается техническая реконструкция и модернизация работающего по старой технологии завода по производству урана. По предварительным подсчетам, стоимость проекта составит приблизительно 600—700 млн долл. Совокупные инвестиции в рамках проекта, как ожидается, достигнут нескольких миллиардов долларов. В результате объем производства обогащенного урана на территории Казахстана должен в два раза превысить текущий спрос на уран в Японии5.

Таким образом, можно видеть, что Япония все шире вовлекается в дела стран Центральной Азии. На нынешнем этапе главная цель политики Токио в регионе — укрепить свои позиции на его энергетическом рынке. Из-за того, что на региональных рынках нефти и газа сильны позиции России, Китая и США, Япония, как представляется, проявляет активность в сфере производства и обогащения урана.

Перспективы политики Токио в государствах ЦА

В своем стремлении завоевать прочный плацдарм в Центральной Азии в настоящее время Япония сталкивается с несколькими проблемами. Прежде всего ей следует определить свою будущую роль в ЦА и найти ответ на главный вопрос: действительно ли ей нужно глубже втягиваться в дела Центральной Азии как региона, особенно с учетом того, что данный регион не является традиционной областью интересов Токио. Или же Японии было бы разумнее развивать отношения со странами Центральной Азии на двустороннем уровне, главным образом в сфере бизнеса, например подписывать перспективные соглашения и заключать сделки? При этом Японии необходимо учитывать, что более активное участие в делах республик ЦА потребует от нее существенных финансовых и иных материальных затрат, а также огромных усилий.

С другой стороны, Японии необходимо разработать в отношении Центральной Азии как региона четкую стратегию и политику, которая определит будущую роль Японии в регионе и его значение для Токио. А для этого нужно уделять больше внимания проблемам региона. С этой точки зрения полезно было бы организовать правительственные «мозговые центры» и исследовательские учреждения, которые готовили бы доклады по

4 См.: Дзюнъитиро Коидзуми оттесняет Россию от Узбекистана // Коммерсантъ, 30 августа 2006 [http:/ /www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=b54f7d76-d289-4923-8931-5309959b4f2a&docsid=70l051]

5 См.: Япония начнет обогащать уран в Казахстане, 26 декабря 2007 [www.centrasia.ru].

развитию событий в политической и экономической сферах республик Центральной Азии. Выполнить эту задачу, безусловно, помогло бы создание научного фонда. Полезным в этом плане было бы также развитие контактов с исследовательскими организациями и мозговыми центрами Центральной Азии. Это создаст новые возможности для организации совместных научных конференций, где эксперты от обеих сторон могли бы обмениваться мнениями и полезной информацией.

Важно также укреплять культурные связи между Японией и странами ЦА. Здесь одна из самых существенных проблем — дефицит информации друг о друге. Например, рядовые граждане Казахстана очень мало знают о современной Японии, ее культуре и морали, а о нынешних приоритетах внешней политики и современной дипломатии Токио — и того меньше. То же справедливо и в отношении Японии. Простые ее граждане почти ничего не знают о Казахстане и других странах Центральной Азии. Существующий информационный вакуум порождает взаимное непонимание и отрицательно сказывается как на развитии двусторонних связей, так и на инициативах Японии по многостороннему сотрудничеству в регионе.

Например, на нынешнем этапе Страна восходящего солнца слабо представлена в Казахстане. Основой для развития двусторонних связей являются главным образом японские энергетические интересы в РК. На мой взгляд, большую роль могло бы сыграть и развитие культурных связей и информационного обмена. Регулярное проведение культурных мероприятий, семинаров и форумов дало бы простым людям новые возможности больше узнать друг о друге. В результате казахстанское общество стало бы проявлять больший интерес к культуре и образу жизни Японии, а ее граждане получили бы больше информации о культуре и традициях Казахстана. Не приходится сомневаться, что подобные усилия помогли бы и развитию двустороннего сотрудничества в сфере образования. Стороны предполагают разработать и начать проводить в жизнь новые программы обмена студентами.

В целом страны Центральной Азии видят в Японии привлекательную, экономически развитую страну с миролюбивой внешней политикой. В отличие от некоторых государств Запада, особенно США, Япония придерживается мягкого политического курса. Например, она поддерживает развитие демократии в странах ЦА, но никогда не оказывает на них давления из-за их недостаточного соответствия тем или иным демократическим стандартам. В этом отношении Страна восходящего солнца всегда старается учитывать специфику культурного и исторического развития региона. Государства Центральной Азии высоко ценят такую позицию, что создает хорошую основу для дальнейшего развития всесторонних и взаимовыгодных связей между Японией и республиками региона.

Япония — ШОС: возможно ли сотрудничество?

Позиция Японии по отношению к ШОС тесно связана с интересами Токио в Центральной Азии, а также с его двусторонними связями с Москвой и Пекином. Чтобы успешно проводить в жизнь свою политику в ЦА, Япония сначала должна установить конструктивные и доверительные отношения с Россией и Китаем. В противном случае эти две региональные державы могут чинить помехи ее инициативам в Центральной Азии.

С этой точки зрения Шанхайская организация сотрудничества привлекает все большее внимание японских политиков и экспертов. Нет сомнения, что, выстраивая свою политику в отношении Центральной Азии, Страна восходящего солнца должна учитывать и фактор ШОС, поскольку последняя ныне выступает как активная, мощная и достаточно авторитетная региональная структура. Кроме того, наряду с государствами Централь-

ной Азии, в ШОС входят Россия и Китай, и обе эти страны способны существенно влиять на ход региональных экономических и политических процессов. От этих двух держав весьма зависят в том числе региональная безопасность и стабильность.

Внешнюю политику нового премьер-министра Японии Ясуо Фукуды можно охарактеризовать как в высшей степени дипломатичную. Так, он не продолжил традицию посещений храма Ясукуни (которые всегда вызывали резкое недовольство в ряде стран Азии) и заявил о необходимости улучшать отношения с ближайшими соседями — Россией и Кита-ем6. Учитывая этот новый подход в японской внешней политике, Токио приобретает возможность стать более активным игроком в государствах Центральной Азии. Вместе с тем в перспективе нельзя исключать возможность сотрудничества между Японией и ШОС.

На мой взгляд, в настоящее время это выгодно как Японии, так и государствам ШОС. Проводя более активную внешнюю политику на Евразийском континенте, Япония может укрепить свои международные позиции и престиж как миролюбивая держава, действующая в качестве посредника, например, выступить в такой роли при налаживании диалога между ШОС и Западом. Это вполне вероятно, если Токио получит статус наблюдателя в ШОС. Такое развитие событий было бы выгодно самой Японии, странам ШОС и государствам Запада. ШОС избавилась бы от закрепившихся за ней «антиНАТОвских» ярлыков, а страны Запада, особенно США, получили бы возможность установить с ней новые взаимовыгодные отношения. По мнению японского эксперта Акихиро Ивашита, «как заслуживающий доверия союзник Соединенных Штатов, Япония должна убедить США занять более позитивную позицию по отношению к ШОС и совместными усилиями изменить ситуацию в сфере безопасности в Евразии. Япония исторически служила воротами в Азию, и у нее есть резоны предложить другим странам Запада поддержать эту миссию»7.

Кроме того, Токио мог бы содействовать развитию отношений ШОС с другими региональными структурами, которые ставят перед собой те же цели: обеспечение региональной безопасности, содействие экономическому сотрудничеству стран-членов и т.д. Например, на нынешнем этапе Шанхайская организация сотрудничества весьма заинтересована в развитии связей с АСЕАН. Это обусловлено тем, что Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня является одним из мировых центров экономического роста. В частности, 21 апреля 2005 года секретариаты ШОС и АСЕАН подписали меморандум о взаимопонимании, в котором определяются направления сотрудничества и взаимодействия в таких сферах, как экономика, финансы, туризм, охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, борьба с транснациональной преступностью и т.д.8 В связи с этим в феврале 2008 года заместитель министра иностранных дел Казахстана Н. Ермекба-ев подчеркивал: «Страны — члены ШОС и АСЕАН связывают географическая близость и общие интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участники обеих организаций заинтересованы в укреплении мира и стабильности в своих зонах ответственности и в установлении взаимовыгодного сотрудничества в таких сферах, как экономика, транспорт, культура и туризм. В то же время ШОС испытывает интерес к широкими и разнообразными формам, методам и механизмам взаимодействия в рамках Ассоциации. У АСЕАН накоплен 40-летний опыт работы, и она может дать много полезного таким сравнительно молодым структурам, как ШОС»9. А Япония с ее международным авторитетом и опытом может немало сделать для развития всесторонних отношений между ШОС и АСЕАН.

6 См.: Yasuo Fukuda, a Moderate, is Chosen to Lead Japan, 23 September 2007 [http://www.iht.com/articles/ 2007/09/23/asia/japan.php].

7 Iwashita A. The Shanghai Cooperation Organization and Japan: Moving Together to Reshape the Eurasian Community [http://www.brookings.edu/articles/2008/0128_asia_iwashita.aspx?p=1].

8 См.: Министры иностранных дел стран ШОС подписали ряд документов, 25 февраля 2005 [http:// www.rian.ru/politics/20050225/39459836.html].

9 Интервью заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Н. Ермекбаева относительно «перспектив взаимодействия ШОС и АСЕАН», 25 февраля 2008 [www.sectsco.org].

Участие Токио в ШОС весьма выгодно и для государств Центральной Азии. Что касается долгосрочных интересов небольших членов организации (стран ЦА), то участие Японии в ШОС фактически означает для них расширение пространства для экономического и политического балансирования. По сравнению с двумя региональными державами, Россией и Китаем, Япония выглядит более западной страной. Хотя ШОС — не военный блок (РФ и КНР официально отрицают все утверждения такого рода), Москва и Пекин с подозрением относятся к действиям США и НАТО в Центральной Азии. Поэтому Россия и Китай пробуют использовать дипломатические инструменты ШОС, чтобы не подпускать туда других игроков. Однако казахстанские эксперты не отрицают возможность получения Японией статуса наблюдателя в ШОС, если Токио продемонстрирует заинтересованность в сотрудничестве10. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что на нынешнем этапе у Японии достаточно возможностей для более активного участия в делах Центральной Азии как региона, в том числе для установления связей с ШОС.

3 а к л ю ч е н и е

Сегодня ШОС — важная и авторитетная международная организация, которая за годы развития трансформировалась в зрелую и четкую структуру со своим уставом. Страны ШОС активно сотрудничают в решении стоящих перед регионом проблем в экономике, политике и безопасности. Важно также отметить, что ШОС выстраивает и поддерживает основанные на взаимном доверии отношения между Россией и государствами ЦА, с одной стороны, и Китаем — с другой. Территория, которую охватывает деятельность всех шести государств — членов Организации, поистине огромна — более 30 млн кв. км, то есть почти три пятых евразийского континента. Население стран ШОС превышает 1,5 млрд чел., что составляет почти четверть населения мира11. Принимая во внимание эти поражающие воображение цифры и то, что в Организации участвуют государства-гиганты, понятен рост интереса к ШОС со стороны международного сообщества. Что касается западных экспертов и политиков, они часто критикуют ШОС и иногда называют его антизападным военным союзом или своего рода структурой антиНАТО.

Однако нельзя не отметить, что ШОС ныне сталкивается с множеством объективных проблем и внутренних барьеров, которые не позволяют ей стать военным союзом или трансформироваться в такой союз:

■ Первое. У государств — членов ШОС нет четкого общего внешнеполитического курса. Большинство государств Центральной Азии все еще придерживаются многовекторной политики или политики балансирования между интересами внешних по отношению к региону больших держав: России, Китая и Соединенных Штатов. Государства ЦА всегда стремились поддерживать хорошие и устойчивые отношения как с Западом, так и с Востоком — иначе они рискуют попасть в геополитический тупик. Например, страны региона не могут позволить себе испортить отношения с Соединенными Штатами — в этом случае они рискуют оказаться в полной зависимости от политических устремлений России, а то и Китая. Что же касается других членов ШОС, РФ и КНР, то их политика в рамках ШОС в огромной степени зависит от их стратегических интересов в ЦА, которые иногда сталкиваются.

■ Второе. Функции ШОС в последнее время существенно расширились. Сегодня ее государства-члены активно расширяют сотрудничество не только в сфере безопаснос-

10 См.: Кушкумбаев С. Развитие ШОС как региональной организации: потенциал расширения, 3 июля 2007 [http://www.kisi.kz/site.html?id=4713].

11 См.: Официальный сайт ШОС [www.sectsco.org] .

ти, но и в экономике, связи, энергетике, науке, охране окружающей среды, образовании, туризме и спорте. Расширение функций ШОС иногда ведет к потере ясного понимания ситуации, в связи с чем Организация теряет из виду свои подлинные или изначальные цели и задачи. Таким образом, ШОС начинает дублировать функции других региональных организаций—ОДКБ (в сфере безопасности) или ЕврАзЭС (в области экономики). Однако военный компонент ШОС еще весьма незначителен.

■ Третье. ШОС все еще носит главным образом декларативный характер. Практическая деятельность Организации не очень заметна. Она включает в основном совместные антитеррористические учения и проведение ежегодных встреч глав государств-участников, что иногда вызывает неоднозначную реакцию в международном сообществе.

■ Четвертое. В деятельности ШОС проявляется скрытое соперничество между ее ключевыми странами: Россией и Китаем.

Перечисленные проблемы дают основание заключить, что ШОС трансформируется скорее не в военный союз, а в обычную региональную структуру с обычными повседневными задачами. С другой стороны, сегодня ШОС — лишь один из элементов большой геополитической игры в Центральной Азии — регионе, где периодически сталкиваются интересы крупных держав.

Япония, как и другие ведущие игроки на международной арене, активно интересуется ШОС и следит за ее развитием. Взаимовыгодное сотрудничество с этой организацией может обеспечить Токио новые возможности, для того чтобы успешно решать его собственные стратегические интересы в республиках Центральной Азии. Участие Японии в ШОС может содействовать и улучшению ее связей с Россией и Китаем. Как следствие они не будут чинить помех инициативам Страны восходящего солнца в государствах ЦА.

Что касается республик Центральной Азии, все они готовы приветствовать участие Японии в ШОС: ведь это дало бы им новые возможности и новое пространство для дипломатического балансирования между региональными державами. Благодаря этому они получат возможность выйти за рамки, очерченные стратегическими интересами России и Китая в регионе.

Как одно из наиболее экономически развитых государств мира, обладающее весом в международном сообществе, Япония может внести вклад в налаживание конструктивного диалога между ШОС и ведущими странами Запада. Нет сомнения, что члены ШОС высоко оценят такую посредническую деятельность Токио, потому что, говоря начистоту, ни одно государство ШОС не хотело бы ухудшать отношения с Западом.

Чтобы достичь этой цели и укрепить свои позиции в ЦА, Япония должна развивать комплексный подход к региону, учитывающий интересы как его государств, так и России, Китая, Соединенных Штатов. В этой связи необходимо отметить, что Япония с ее репутацией миролюбивой державы и развитой экономикой имеет достаточные возможности укрепить свои позиции в ЦА.

Вместе с тем правительство Японии должно выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития своей политики в странах Центральной Азии с учетом всех положительных и отрицательных факторов. Действительно ли с точки зрения интересов Токио разумно активизировать свои многосторонние инициативы в республиках региона (особенно если учесть, что для этого потребуются огромные финансовые затраты и большие усилия)? Или Стране восходящего солнца эффективнее придерживаться ее нынешнего подхода, предполагающего главным образом развитие двусторонних связей с государствами Центральной Азии, в основе которого лежат стратегические интересы Японии?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.