Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций в реализации социальных проектов'

Перспективы взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций в реализации социальных проектов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Некоммерческие организации / региональные органы власти / проект / социальный проект / взаимодействие. / Non-profit organizations / regional authorities / project / social project / interaction.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красовский Алексей Вячеславович

В статье отмечается необходимость формирования эффективного механизма взаимодействия региональных органов власти с некоммерческими организациями. Отмечается, что взаимодействие органов власти и НКО должно представлять собой систему регулируемых, сознательных и относительно стабильных взаимоотношений организованных на основе ресурсной зависимости с целью достижения общих целей. Одним из перспективных направлений взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций представляется совместная реализация социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Красовский Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INTERACTION BETWEEN REGIONAL AUTHORITIES AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECTS

The article notes the need to form an effective mechanism for interaction between regional authorities and non-profit organizations. It is noted that the interaction between government bodies and NPOs should be a system of regulated, conscious and relatively stable relationships organized on the basis of resource dependence in order to achieve common goals. One of the promising areas of interaction between regional authorities and non-profit organizations is the joint implementation of social projects.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций в реализации социальных проектов»

Перспективы взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций в реализации социальных проектов

Красовский Алексей Вячеславович,

аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail: 458931@bsu.edu.ru

В статье отмечается необходимость формирования эффективного механизма взаимодействия региональных органов власти с некоммерческими организациями. Отмечается, что взаимодействие органов власти и НКО должно представлять собой систему регулируемых, сознательных и относительно стабильных взаимоотношений организованных на основе ресурсной зависимости с целью достижения общих целей. Одним из перспективных направлений взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций представляется совместная реализация социальных проектов.

Ключевые слова: некоммерческие организации, региональные органы власти, проект, социальный проект, взаимодействие.

£7

U

СМ

см

Z

100

Введение

Некоммерческие организации (далее - НКО) являются одной из организационных основ гражданского общества. Как обоснованно отмечают В.М. Захаров и Н.В. Шевченко: «Систематическая и последовательная работа органов власти будет плодотворной, если заинтересованность в ее реализации будет идти «снизу», от самого населения. Возможность граждан участвовать в процессе формирования государственной политики выступает неотъемлемой характеристикой демократической формы государственного управления. Целесообразность и необходимость взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями определяется тем, что при организации их деятельности отмечается схожесть целей, интересов и функций» [9].

Вопросы взаимодействия органов власти различных уровней с НКО всегда находились в фокусе внимания различных исследователей: социологов, политологов, юристов и пр. Так как цели и задачи НКО разнообразны по масштабу и значимости большинство современных научных работ отличает узкофакторный подход, когда внимание исследователя приковано лишь к определенному направлению взаимодействия. Так, например, А.Н. Илюхина [3] исследует проблемы взаимодействия органов власти и НКО по поддержке граждан, имеющих инвалидность, исследования М.И. Галкиной [2] посвящены анализа механизма взаимодействия власти и НКО в сфере организации социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, а О.С. Попова и Н.В. Дереглазова [6] анализируют особенности взаимодействия органов публичной власти и НКО в социальной сфере.

Сложность протекающих сегодня социально-политических, социально-экономических и социально-культурных процессов диктует необходимость пересмотра подходов к процессу взаимодействия некоммерческих организаций и государства. В условиях нарастающих рисков, глобальных внешне и внутреннеполити-ческих трансформаций существующие теоретические концепции не способны объяснить механизмы взаимодействия ключевых акторов функционирующих в рамках политического процесса. Сегодня представляется перспективным теоретическое обоснование и разработка новых технологий взаимодействия власти всех уровней с НКО соответствующих современным реалиям.

Р.В. Савенков и В.В. Стрединина аргументировано отмечают, что: «Рост количества участников политического процесса, постепенно приводящий к функциональному усложнению политико-управленческой системы, показал, что существующие социологические и политические теории не всегда способны выступить адекватной концептуальной основой в исследованиях процессов принятия решений, взаимодействий различных политических акторов, политических процессах. Среди субъектов, существенно влияющих на принимаемые решения, появились новые негосударственные акторы - бизнес и общественные структуры. Кроме того, возрастающая плюрализация общественных структур, трансформация отношений между различными слоями населения, вы-

сокий уровень социальных потребностей и ожиданий, а также большие масштабы неопределённости, рисков и усиление влияния международного фактора на внутреннюю политику - всё это уже не могло быть объяснено существующими концептуальными теориями. Важной предпосылкой потребности в новой концепции стало возрастание ценности информации, превращение её в стратегический ресурс влияния на политические и управленческие процессы» [8].

Методика

В качестве ответа на сформулированные авторами концептуальные вызовы может стать использование сетевого подхода к анализу взаимодействия органов власти и НКО.

Сетевой подход опирается на теорию сетевого общества М. Кастельса, акторно-сетевую теорию Б. Латура, а также разработки Р. Родеса, Дж. Марча, Т. Берцель, С. Роккана и др. «Сеть представляет собой неиерархи-зированную конфигурацию взаимосвязанных акторов, взаимодействие между которыми может происходить с различной степенью интенсивности, завися от ситуации, ресурсов и заинтересованности самих сетевых акторов» [8].

«Среди первых учёных, использовавших термин «сети» в контексте исследования политической системы, был норвежский политолог С. Роккан, который выступал с позиций неоинституционализма и считал сетевые структуры, объединяющие частных и государственных акторов, важными дополнительными или параллельными каналами, обеспечивающими учёт многочисленных интересов в процессе принятия решений» [4].

В рамках социально-сетевого подхода взаимодействие региональных органов власти и некоммерческих организаций будет рассматриваться нами как система регулируемых, сознательных и относительно стабильных взаимоотношений возникающих между органами власти и НКО организованных на основе ресурсной зависимости с целью достижения общих целей.

Результаты

Замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова отмечает, что: «Именно в условиях социальных изменений некоммерческий сектор востребован больше всего» [5]. В последние годы в РФ в целом, и регионах в частности фиксируется стабильный рост некоммерческого сектора. «В 2022 году появилось более 10 тыс. новых некоммерческих организаций, в 2021 г. - почти 10,5 тысяч, в 2023 году - 11 тысяч» [5]. Всего по состоянию на конец 2023 года в России работают 215 тысяч НКО.

Существенные изменения произошли в некоммерческом секторе с началом специальной военной операции (далее - СВО), особенно это коснулось приграничных регионов. В частности, в Белгородской области появились НКО ориентированные на потребности СВО, социальную поддержку ее участников и их семей, мобилизованных военнослужащих, на адаптацию беженцев, патриотическое воспитание молодежи и пр.

В настоящее время в Белгородской области зарегистрировано более 2 тыс. некоммерческих организаций различной направленности. Наибольшее количество НКО ориентировано на оказание социальной поддержки и защиты граждан (178), благотворительную деятельность и содействие ей (157), а также на иные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества (104).

В условиях увеличения численности и разнообразия НКО важным представляется выстраивание эффектив-

ных механизмов их поддержки и взаимодействия с ними.

Следует отметить, что в настоящее время на федеральном отсутствует специальное законодательство, регламентирующее взаимодействие органов государственной власти с НКО. Однако в некоторых случаях такого рода нормативные акты приняты на уровне регионов. Одним из примеров, является закон Архангельской области «О взаимодействии органов власти Архангельской области и некоммерческих организаций» [1].

В Белгородской области решение о выстраивании механизма взаимоотношений с региональными некоммерческими организациями было инициировано в 2021 году. Взаимодействие власти с некоммерческими организациями области планировалось организовать на базе соглашений о сотрудничестве. Региональные власти планировали сотрудничество, в первую очередь, в нормотворческой деятельности, а также в организации участия представителей НКО в мониторинге действующих законов. В январе 2022 года Белгородская областная Дума подписала Соглашения о сотрудничестве с восьмью некоммерческими организациями области.

Одним из перспективных направлений взаимодействия региональных органов власти и некоммерческих организаций является совместная реализация социальных проектов. Разнообразие подходов определению дефиниции «социальный проект», а так же постоянно развивающаяся сложность и многообразие социальных проектов привели к отказу исследователей от попыток дать универсальное определение данному термину. Все чаще исследователи склоняются к выделению признаков социальных проектов как их особых характеристик, как правило, среди них такие признаки как: ограниченность времени и ресурсов; уникальность проекта; последовательность; координировано выполнение взаимосвязанных действий; наличие положительного эффекта для целевых социальных групп.

Социальное проектирование является одним из наиболее применяемых инструментов регионального управления в Белгородской области. Однако, практика включения НКО в реализацию разнообразных проектов регионального уровня проработана достаточно слабо. Следует отметить, что отдельные шаги в данном направлении уже реализовываются. В частности, в декабре 2023 года Центр управленческих кадров в партнерстве с Высшей школой управления НИУ БелГУ при финансовой и организационной поддержке Министерства общественных коммуникаций и ресурсных центров НКО Белгородской области запустили проект «Развиваем регион вместе», который, по замыслу инициаторов, должен объединить белгородские органы власти и НКО [7]. «Ожидается, что результатом проекта станут совместные социальные инициативы НКО и органов местного самоуправления, участие НКО в решении социальных задач в качестве поставщиков социальных услуг» [7].

Обсуждение и заключение

Результаты проведённого нами исследования позволяют, по нашему мнению, сделать несколько выводов.

В настоящее время необходим стандарт работы проектов НКО в регионе и координаторов, которые их реализуют. Главным критерием оценки соответствия этому стандарту должно являться создание эффективной системы взаимодействия на всех уровнях: от организации встреч инициативных граждан в малых населенных пунктах, в которых местные НКО должны исполнять функцию локальных проектных офисов, до участия в рабочих группах органов исполнительной власти региона на эта-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

пах обсуждения приоритетных задач и распределения бюджетных средств.

Литература

1. О взаимодействии органов власти Архангельской области и некоммерческих организаций: закон Архангельской области от 27.04.2011 № 281-21-ОЗ: ред. от 30.05.2022 № 569-35-ОЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

2. Галкина М.И. Особенности институционального взаимодействия НКО, органов власти, бизнес сообщества в области социальной защиты и поддержки детей с ОВЗ в условиях усиления санкционного воздействия (на примере Нижегородской области) / М.И. Галкина // Государство. Политика. Социум: Материалы всероссийского симпозиума по комплекс-

PROSPECTS FOR INTERACTION BETWEEN REGIONAL AUTHORITIES AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECTS

Krasovsky A.V.

Belgorod State National Research University

The article notes the need to form an effective mechanism for interaction between regional authorities and non-profit organizations. It is noted that the interaction between government bodies and NPOs should be a system of regulated, conscious and relatively stable relationships organized on the basis of resource dependence in order to achieve common goals. One of the promising areas of interaction between regional authorities and non-profit organizations is the joint implementation of social projects.

Keywords: non-profit organizations, regional authorities, project, social project, interaction.

References

On the interaction of the authorities of the Arkhangelsk region and non-commercial organizations: the law of the Arkhangelsk region dated 27.04.2011 N281-21-OZ: red. dated 30.05.2022 No 569-35-OZ // Reference and legal system "ConsultantPly-us". Inform. bank. Prof Version. Sec. "Legislation". Galkina M.I. Features of institutional interaction of NGOs, authorities, and the business community in the field of social protection and support of children with disabilities in conditions of increased sanctions impact (on the example of the Nizhny Novgorod region) / M.I. Galkina // State. Politics. Society: Materials of the All-Russian symposium on integrated development of territories. In 2 parts, Yekaterinburg, November 23-25, 2022 / Scientific editors E.V. Popov, T.E. Zerchaninova. Volume Part 1. - Yekaterinburg: Ural Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", 2023. - pp. 129-133.

Ilyukhina A. N. Improving the interaction of authorities and NGOs to support citizens with disabilities / A.N. Ilyukhina // Tribune of the Scientist. - 2023. - No. 1. - pp. 38-44. Kosov, G.V. Political networks: the specifics of modern architectonics / G.V. Kosov, V.A. Potapov, V.A. Shiryaev // Power. -2013. - No. 10. - pp. 64-69.

The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/press/ stati_i_intervyu/tatyana_ilyushnikova_imenno_v_usloviyah_so-cialnyh_izmeneniy_nekommercheskiy_sektor_vostrebovan_ bolshe_vsego.html?ysclid=lrl8cjpcfj535078074 (accessed: 12/25/2023).

Popova O.S. Features of interaction between public authorities and NGOs in the social sphere / O.S. Popova, N.V. Dereglazo-va // Novellas of law, economics and management 2022: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, Gatchina, November 25, 2022. Volume 1. - Gatchina: State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, 2023. - pp. 328-331.

The project "Developing the region together" will unite Belgorod authorities and NGOs https://belnko.ru/info/registry/ yakovlevskiy-gorodskoy-okrug/

Savenkov R.V. Possibilities of a network approach in the study of regional branches of political parties / R.V. Savenkov, V.V. Stredinina // Political conceptology: journal of meta-discipli-nary research. - 2023. - No. 2. - pp. 61-68. Shevchenko N.V. The practice of interaction between authorities and non-profit organizations (on the example of the Belgorod region) / N.V. Shevchenko, V.M. Zakharov // Ars Adminis-trandi (Art of management). - 2016. - No. 4. - pp. 5-19.

ному развитию территорий. В 2-х частях, Екате- 1. ринбург, 23-25 ноября 2022 года / Науч. редакторы Е.В. Попов, Т.Е. Зерчанинова. Том Часть 1. - Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования 2. «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,2023.- С. 129-133.

3. Илюхина А.Н. Совершенствование взаимодействия органов власти и НКО по поддержке граждан, имеющих инвалидность / А.Н. Илюхина // Трибуна ученого. - 2023. - № 1. - С. 38-44.

4. Косов Г.В. Политические сети: специфика современной архитектоники / Г.В. Косов, В.А. Потапов, В.А. Ширяев // Власть. - 2013. - № 10. - С. 064-069.

5. Министерство экономического развития РФ. - URL: 3. https://www.economy.gov.ru/material/press/stati_i_in-tervyu/tatyana_ilyushnikova_imenno_v_usloviyah_so-cialnyh_izmeneniy_nekommercheskiy_sektor_vostre- 4 bovan_bolshe_vsego.html?ysclid=lrl8cjpcfj535078074 (дата обращения: 25.12.2023). 5

6. Попова О.С. Особенности взаимодействия органов . публичной власти и СО НКО в социальной сфере / О.С. Попова, Н.В. Дереглазова // Новеллы права, экономики и управления 2022: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Гатчина, 25 ноября 2022 года. Том 1. - Гатчина: Го- 6. сударственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. - С. 328-331.

7. Проект «Развиваем регион вместе» объединит белгородские органы власти и НКО https://belnko.ru/info/ registry/yakovlevskiy-gorodskoy-okrug/

8. Савенков Р.В. Возможности сетевого подхода в ис- 7. следовании региональных отделений политических партий / Р.В. Савенков, В.В. Стрединина // Политическая концептология: журнал метадисциплинар- 8. ных исследований. - 2023. - № 2. - С. 61-68.

9. Шевченко Н.В. Практика взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций (на приме- 9. ре Белгородской области) / Н.В. Шевченко, В.М. Захаров // Аге Administrandi (Искусство управления). -2016. - № 4. - С. 5-19.

<п ■_

U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.