Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия независимого аудита с органами государственного финансового контроля в Российской Федерации'

Перспективы взаимодействия независимого аудита с органами государственного финансового контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / АУДИТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Е. Е., Гнездова Ю. В.

В статье рассмотрены актуальные вопросы проведения аудита в государственном секторе экономики. В связи с этим на сегодняшний день одним из актуальных видов аудита является аудит эффективности, активно развивающийся в России. Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности, направленную на выявление недостатков в управлении государственным сектором с последующими рекомендациями для увеличения результативности, экономичности и продуктивности управления в государственном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия независимого аудита с органами государственного финансового контроля в Российской Федерации»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Prospects for cooperation, independent audit, state financial control bodies in

the Russian Federation

Матвеева Е.Е., д.э.н, доцент Зав. кафедры экономики Смоленского государственного университета Гнездова Ю.В., д.э.н., профессор кафедры экономики Смоленского государственного университета Matveeva E., PhD Associate Professor Head. Department of Economics of the Smolensk

state University Gnezdova Y., PhD, Professor Department of Economics of the Smolensk

state University

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы проведения аудита в государственном секторе экономики. В связи с этим на сегодняшний день одним из актуальных видов аудита является аудит эффективности, активно развивающийся в России. Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности, направленную на выявление недостатков в управлении государственным сектором с последующими рекомендациями для увеличения результативности, экономичности и продуктивности управления в государственном секторе экономики.

Abstract: This article examines current issues of the audit in the public sector. In this regard, today one of the important types of audit performance audit is actively developing in Russia. Performance audit is an inspection activities aimed at identifying weaknesses in public sector management with subsequent recommendations to increase the effectiveness , efficiency and productivity management in the public sector .

Ключевые слова: государственный сектор экономики, аудит, муниципальные предприятия, государственное имущество.

Keywords: public sector , auditing, municipal enterprises, state-owned property .

Реформа управления экономикой в нашей стране является основой кардинальных преобразований во всех сферах народного хозяйства. При этом государственный сектор экономики определен как совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казной области, а также имущественных прав субъекта

федерации, вытекающих из его участия в деятельности коммерческих организаций [3].

Усиление роли органов исполнительной власти Смоленской области в регулировании экономики связывается, в частности, с созданием жесткого, детально регламентированного механизма управления и аудита за государственной собственностью, а также с установлением мер

ответственности администрации области за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Эффективность управления унитарными предприятиями и

учреждениями увязывается с поступлением дополнительных доходов в консолидированный бюджет региона от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, со снижением цен на определенные виды товаров и услуг, с сокращением количества унитарных предприятий и учреждений, со снижением расходов бюджета области на их содержание, снижением издержек производства, улучшением финансово-экономических результатов деятельности государственных унитарных предприятий, а также вследствие получения части прибыли предприятий.

Выявление резервов совершенствования управления экономикой в целом и региона, в частности, объективно вызывает необходимость выработки соответствующего механизма. В качестве такого механизма предлагается рассматривать государственный аудит.

В сложных экономических отношениях государственный аудит необходим для того, чтобы путем подготовки и предоставления достаточной управленческой информации сориентировать руководство Смоленской области на принятие эффективного управленческого решения и совершение необходимых для этого действий.

Поскольку ориентированные на результат и ликвидность плановоконтрольные расчеты рассматриваются в качестве составляющей всей системы планирования и контроля в управлении экономикой региона, то к

основным задачам госаудита также относится формирование адекватной системы планирования и контроля.

Модель государственного аудита управления государственной собственностью в Смоленской области в общем виде можно представить как неразрывную совокупность четырех подсистем (Рисунок1):

- внутренний аудит, одной из форм которого является управленческий учет. Задачи внутреннего аудита входят в функции государственного аудита, предметом аудита является проверка всех комплексов задач по управлению и распоряжению имуществом региона на предмет организационно-правовой правильности их специфической деятельности.

- консалтинг, представляющий практические рекомендации;

- контроль результатов [1].

Взаимосвязь между подсистемами осуществляется во времени и пространстве при помощи информации.

Рисунок 1. Модель государственного аудита управления государственной собственностью в Смоленской области

Рассматривая проблему внедрения элементов государственного аудита в Смоленской области, следует выделить исполнительные функции госаудита управления собственностью в двух ветвях власти: первая - это исполнительная власть, которая наделена достаточными полномочиями и имеет значительный аппарат, что немаловажно при имеющейся концепции сокращения управленческого аппарата, вторая - законодательная власть,

имеющая в своем распоряжении орган государственного контроля -Контрольно-счетную палату, которая по своим полномочиям уже частично занимается вопросами эффективного управления государственной собственностью региона и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходной части областного бюджета. Средства, поступающие в бюджет области от распоряжения и управления государственной собственностью являются неналоговыми платежами бюджетов. Можно констатировать, что на уровне региона госаудит управления государственной собственностью, может проводить орган законодательной власти - Счетные палаты областей.

Следует особо рассмотреть внедрение элементов госаудита управления собственностью исполнительной властью субъекта РФ. Ведущим организатором и руководителем должен выступать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, так как основной его функцией является эффективное управление государственной собственностью, во взаимодействии с Департаментом бюджета и финансов Смоленской области, который по своим полномочиям отвечает за полное и своевременное исполнение доходов и расходов бюджета области, а также за управлением ценными бумагами. Эти два структурных подразделения обязаны проявлять интерес к эффективному управлению государственной собственностью, как основной функции, возложенной на них Уставом области.

Рассмотрим роль отраслевых департаментов, управлений и отделов. Главное управление государственного строительного надзора Смоленской области создано в целях обеспечения эксплуатационной надежности, безопасности строящихся зданий и сооружений, качества выпускаемых строительных материалов, конструкций и изделий на территории области и имеет объектом незавершенное строительство, которое является собственностью региона.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области является органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории области, где объектом выступают автомобильные дороги областного подчинения.

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, где значительное государственное имущество, переданное или в оперативное управление, или безвозмездно требует постоянного контроля по управления государственной собственностью, контроля за приобретением и передачей в собственность сельскохозяйственной техники по лизингу и эффективным распоряжением и управлением ее.

Департамент экономического развития и торговли Смоленской области, осуществляя функции оперативного и стратегического планирования, контроля за исполнением планов и принятием решений, уже по своим обязанностям исполняет функции контроллинга управления государственной собственностью.

На Рисунке 2 представлена предлагаемая структура органов власти Смоленской области для осуществления контроллинга в управлении государственной собственностью в регионе.

Рисунок 2. Предлагаемая структура органов власти Смоленской области для

осуществления госаудита в управлении государственной собственностью

В организации эффективной деятельности органов власти по госаудиту необходимо соответствующее его проектирование, организация и функционирование. Для этого целесообразно выделять общие и специализированные элементы государственного аудита. Управление государственной собственностью в регионе относится к специализированной системе государственного аудита, которая включает следующие элементы:

- разработка и выполнение планов, включая и стратегическое планирование;

- аудит целевых программ управления собственностью;

- аудит за деятельностью руководящих кадров, осуществляющих управление государственной собственностью региона;

- аудит природно-сырьевых, топливно-энергетических, информационных ресурсов управления собственностью;

- аудит творческой деятельности;

- аудит исполнения решений [1].

Интересен опыт Московской контрольно-счетной палаты, при которой был создан Общественный совет по аудиторской деятельности, в который вошли участники ведущих профессиональных аудиторских фирм и главенствующих российских аудиторских организаций. При этом базовыми функциями Совета являются:

• координация разработки методологии базы взаимодействия института государственного финансового контроля и независимых аудиторских организаций;

• планирование стандартов государственной проверки рациональности и целевого использования бюджетных средств контрольно-счетной палатой и отдельными аудиторскими организациями;

• установление критериев и исполнение выбора аудиторских фирм, пропускаемых Московской контрольно-счетной палатой к аудиту рациональности и соотношения целей результатам использования городских бюджетных средств и имущества города;

• подготовка устройства контроля качества работы аудиторских фирм по организации проверок продуктивности и целевого использования бюджетных средств города и его имущества.

Позитивно повлияло и создание комиссии по регулированию аудиторской деятельности, подчиненной мэром Москвы. ЕЕ основные функции: формирование организационных действий в целях налаживания системы надежной финансовой информации об распределении собственности и бюджетных ресурсов.

Кроме того, деятельность аудиторских организаций должна быть Департаменту государственного финансового контроля и аудита Минфина России и Главному контрольному управлению Президента РФ. Данные

институты контроля, рецензируя аудиторскую деятельность должны взять на себя абсолютную ответственность в отношении оценки, проведенного ими контроля.

Ясно, что взаимосвязь между органами государственного финансового контроля и отдельными аудиторами должны быть в некотором смысле стандартизированы, хотя бы в целях постоянных проверок.

Необходимо также охватить проблемы взаимосвязи государственного и аудиторского контроля в банковской сфере. Безусловно, что упрочение позиций банковской сферы базируется на основании экономики. Усугубившийся в 1998г. кризис поставил вопрос о ее характеристик чрезвычайно глубоко. Возникли и расширяются негативные явления, обладающие устойчивым ростом банков, находящихся в предбанкротном состоянии или практически ликвидированы.

Многие ученые характеризуют аудиторскую деятельность Банка России как пример активного взаимодействия государственный проверок и независимого аудита. С одной стороны, установление аудиторов Банка России Государственной Думой Федерального Собрания РФ увеличивает кредит доверия государства к системе независимого аудита, отношением к нему, как развитой формы и имеющего огромную государственную значимость. Напротив, с другой стороны, государственный аудит Банка России сопровождается активной взаимосвязью предоставленного аудитора и Счетной палаты Российской Федерации, проверяющей счета и действия Банка России, регулирующиеся Законом Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне». Практика показывает, что особенно в сложнейших ситуациях, орган государственного финансового контроля и независимая проверка могут оказать гармоничную и эффективную работу.

Для развития института государственного банковского аудита, необходимо предложить передать функцию по оценке финансового результата и повышению репутации приобретателей более 20% (долей)

акций коммерческого банка системе государственных контрольных органов. Высококвалифицированные аудиторы при этом должны нести профессиональную финансовую ответственность и при представлении недостоверной информации рискуют потерять свою репутацию. При этом уже сейчас существуют необходимые методическая и информационная база. В целом после накопления огромного опыта в области постоянных проверок и финансового анализа организаций разных отраслей, специалисты такого класса смогут грамотно и оперативно проводить мониторинг их работы в целях недопущения финансовых осложнений.

В целях недопущения подозрительных криминальных операций участников банков (например, незаконное присвоение средств вкладчиков путем предоставления «невозвратных» кредитов аффилированным и контролируемым структурам и т.д.) аудиторами должна также оцениваться коммерческая репутация юридических лиц, источники происхождения вносимых средств.

Необходимо отметить, что многие финансовые специалисты как обязательное условие для предоставления финансовой региональной помощи регионам из федерального бюджета внедрить предоставления ежегодного постоянного квалифицированного аудиторского заключения об исполнении бюджета региона (субъекта РФ) в отчетном году. Таким образом, появляется, в некоторой степени, возможность контроля делегирования полномочий региональным финансовым органам. Для достижения данного результата необходимо разработать систему стандартизации государственного финансового аудита и подготовить ряд независимых аудиторов в сфере контроля государственных финансов. Одно из предложений В.В.Бурцева об организации Комитета регулирования государственного финансового контроля, координирующего всю систему реализации данного предложения может быть очень полезным на современном этапе формирования института государственного финансового аудита.

Еще одним важным вопросом является привлечение отдельных специалистов как более опытных аудиторов к финансовой оценке и выдаче унифицированных отчетов о состоянии всей финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий, в первую очередь экономически социально значимых и для отдельных регионов, и для страны в целом. Это будет еще одним актом результативного взаимодействия органов государственного финансового аудита (Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.) и системы независимых контрольных органов. Для этого целесообразно создать определенные перечень стандартов финансового анализа и оценки. Система стандартов позволит достичь целостности в информационном пространстве и методах оценки в формах соответствующей финансовой отчетности, что приведет к значительной эффективности института государственного финансового аудита.

Государственный аудит переводит управление на качественно новый уровень, интегрируя и направляя деятельность различных служб и подразделений на достижение оперативных и стратегических целей. Это концепция современного управления, в основе которой лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное существование.

Все элементы системы государственный аудит - от планирования до мониторинга реализации планов - необходимы в первую очередь для обеспечения возможности анализа планов, результатов и отклонений.

На основе анализа вырабатываются рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей государственный аудит определяет, какие альтернативные действия есть у руководителей области при управлении собственностью в настоящее время и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей, то есть более полного поступления средств в бюджеты. На основе таких рекомендаций руководитель может эффективно действовать.

Внедрение модели государственного аудита в Смоленской области поможет исправить указанные недостатки, усовершенствовать систему управления и сделать ее адаптированной к изменяющимся рыночным условиям.

Литература:

1. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2003. - 494 с.

2. Клинова М.В. Государство и частный капитал: от теории к практике взаимодействия в европейских странах. - М.: Магистр, 2011. - 400с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

4. www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/05/13/0000277086/014Zudin.pdf;

5. www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=ds31t2063414134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.