соответствующих педагогических приемов, методическая и учебная оснащенность, комплексный подход к изучению общих и частных закономерностей, высокая компетентность
и профессионализм преподавателя обусловливают качество образовательного процесса при изучении основ медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бухарин, О. В. Медицинская микробиология: компендиум / О. В. Бухарин, Б. Я. Усвяцов. - Екатеринбург: УрО РАН, 2009. - 248 с.
2. Медицинская микробиология (Вопросы. Ответы. Схемы): учебник / Под ред. О. В. Бухарина. - М.: Медицина, 2004. - 394 с.
3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и имму-
нологии : учебная литература для студентов мед. вузов / Под ред. О. В. Бухарина. - М.: Медицина, 2002. - 340 с.
4. Руководство по организации и проведению практических занятий по медицинской микробиологии: учебная литература для медицинских вузов / Под ред. О. В. Бухарина. - Екатеринбург : УрО РАН, 2009. - 399 с.
УДК 374 + 61:331.108
М. К. МУСАФИРОВ
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ И ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
ГАПОУ «Орский индустриальный колледж»
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Министерства науки и высшего образования России
M. K. MUSAFIROV
THE PROSPECTS OF COOPERATION BETWEEN MEDICAL UNIVERSITIES AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN ON ISSUES RELATING TO UNIVERSITY APPLICANTS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY REALITIES AND HISTORICAL EXPERIENCE
Orsk industrial College
FSBEI HE «Orenburg State University»
РЕЗЮМЕ
В данном исследовании рассмотрена проблематика взаимодействия медицинских вузов и образовательных организаций дополнительного образования детей, которая на сегодняшний день является эффективным, но не часто используемым инструментом подготовки абитуриентов
Мусафиров Михаил Константинович - соискатель ученой степени к. п. н., преподаватель, методист первой квалификационной категории; тел. 8 (3537) 26-63-24; e-mail: [email protected]
медицинских образовательных организаций в Российской Федерации. Существующая база и образовательная среда внешкольных образовательных организаций в современных реалиях способна создать необходимую для абитуриентов траекторию развития обучающихся и определить их психологическую совместимость с возможной будущей профессиональной деятельностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ВУЗЫ,
АБИТУРИЕНТЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ.
SUMMARY
In this study, we consider the problems of interaction between medical Schools and educational institutions of additional education of children, which is currently an effective, but not often used tool for training students of medical educational institutions in the Russian Federation. The existing base and educational environment of out-of-school educational organizations in modern realities is able to create the necessary trajectory of development of students and determine their psychological compatibility with possible future professional activities.
KEY WORDS: MEDICAL EDUCATION, ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN, UNIVERSITIES, STUDENTS, INTERACTION, HISTORICAL EXPERIENCE.
Актуальность нашего научного исследования обусловлена проблемами существующей парадигмы развития общества, а также анализом как сложившейся ситуации в системе образования и подготовки высококвалифицированных специалистов, так и актуальными проблемами медицинского образования в Российской Федерации, выявленными на основе изучения отечественной и иностранной научной литературы. В том числе на основе всестороннего анализа архивных документов, являющихся важными историческими источниками по развитию системы образования в России, позволяющим изучить и проанализировать как существовавшие модели работы, так и конкретные практические приемы.
Исходя из анализа существующей сегодня парадигмы развития общества и социально-экономических реалий, связанных с процессом перехода к постиндустриальному обществу [4], можно констатировать, что только высококвалифицированный специалист, способный эффективно и высококачественно выполнять поставленные сложные профессиональные задачи, может быть востребован на рынке труда [6, с. 3922]. Медицинская отрасль является одной из тех областей, где данная ситуация сегодня
особенно актуальна, особенно в аспекте внедрения новых наукоемких технологий в профессиональную деятельность.
Достижения высокого профессионального уровня требуют как постоянного нахождения в процессе образования и повышения квалификации, так и высокого уровня подготовки в рамках получения базового высшего медицинского образования в вузах. При этом качество подготовки выпускника общеобразовательной школы, будущего медицинского работника, напрямую связано с уровнем его компетенций в начале процесса профессиональной подготовки, базой которого, без сомнения, является качественное школьное образование, соответствующее установленным требованиям федерального государственного образовательного стандарта, при взаимодействии с системой дополнительного образования детей.
Сегодня уровень подготовки абитуриентов попал под пристальное внимание медицинских вузов в рамках работы института довузовской подготовки. Академик РАМ Г. П. Котельников отмечает, что, несмотря на то, что довузовский этап подготовки будущих медицинских работников в значительной степени позволяет повысить конкурсный отбор, не в полной мере позволяет определить психологическое соответствие абитуриента с будущей профессией [3, с. 16-19].
На наш взгляд, система дополнительного образования детей в Российской Федерации способна стать важным звеном довузовской подготовки будущих медиков, имея возможность концентрировать наиболее талантливых и одаренных подростков, интересующихся отдельно взятым направлением науки в рамках единого образовательного процесса и создать необходимую образовательную среду для дальнейшего развития в данной выбранной отрасли науки, образуя при этом необходимую аксиологическую среду, в том числе на ранней стадии определить психологическую совместимость обучающегося с особенностями будущей профессиональной деятельности.
Система дополнительного образования детей в современной России, являясь преемницей советской системы внешкольного воспитания,
на сегодняшний день является одной из основных и базовых частей системы образования, значение которой, по мнению ряда ученых и экспертов, считается недооцененной. При этом начиная со второй половины двадцатого века внешкольная система получила интенсивное развитие благодаря вниманию органов государственной советской власти и высокой востребованности в обществе. Так, к примеру, в Оренбургском регионе в послевоенные годы в каждое советское десятилетие в области открывалось более десятка новых крупных многопрофильных внешкольных учреждений как в крупных развивающихся индустриальных городах, так и в районных центрах, не говоря уже об однопрофильных учреждениях, которые были широко представлены в каждом городском районе. Это создало крепкую базу и упрочило потенциал данной системы в образовательном пространстве в стране, при этом стало важным институтом профориентацион-ной работы. Этот институт системы народного образования активно использовался профессиональными образовательными организациями, а также крупными индустриальными промышленными предприятиями. При этом внешкольное воспитание в советский период нашей истории успешно осуществляло и раскрывало творческий потенциал советских школьников [7, с. 231-237].
Трансформация девяностых годов прошлого столетия значительно затронула внешкольную систему, трансформировав ее на основе новых сложившихся социально-экономических потребностей государства, общества и его институтов. Данная система осталась важнейшим инструментом организации внешкольного времени школьников, раскрытия заложенного в обучающихся потенциала, а также сумела зарекомендовать себя как важный этап подготовки к формированию предпрофессиональных компетенций и подготовки абитуриентов к поступлению в высшие и средние специальные образовательные организации страны.
Внешкольная система стала и инструментом развития креативности и аксиологических принципов, которые позволяют обучающимся эффективно обучаться, саморазвиваться, находиться
в процессе самообразования, а также самореализовываться в существующих социально-экономических реалиях. Все это в совокупности позволило данной образовательной системе превратиться в эффективный социальный лифт для молодежи в России.
Можно отметить, что на сегодняшний день вышеизложенные качества дополнительного образования детей, как и особенности его функционала, социально-экономического значения, может говорить о данной системе как о недооцененном инструменте подготовки абитуриентов для высших образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку будущих медицинских работников.
Профессор Н. А. Каргапольцева отмечает важность и необходимость взаимодействия основного, дополнительного и высшего образования. Без данного взаимодействия невозможно создание единой личностно развивающей среды, предельно комфортной для всех образовательных субъектов и гармонично сочетающей принципы вариативности, индивидуализации и свободы ответственного выбора [2].
Эффективного использования данного инструмента можно достичь благодаря активному взаимодействию образовательных организаций высшего медицинского образования и дополнительного образования детей. В данных рамках возможна совместная разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и образовательных курсов для подростков с привлечением профессорско-преподавательского состава вузов и педагогов образовательных организаций дополнительного образования с целью их максимальной адаптации под существующую реальность и потребность системы высшего медицинского образования, а также с учетом технической базы внешкольных образовательных организаций.
Это позволит создать траекторию развития обучающегося, начиная со среднего школьного возраста [5, с. 64], а также может стать площадкой для знакомства обучающихся с потенциальной будущей профессией в рамках отдельных специально организованных экскурсий
и профориентационных мероприятий высших медицинских учебных заведений.
Исследуемое нами взаимодействие способно решить и кадровые вопросы внешкольной системы за счет студентов- и аспирантов-медиков, которые во внеучебное время могли бы осуществлять педагогическую практику в рамках образовательной системы дополнительного образования детей, что особенно актуально для тех, кто планирует для себя и преподавательскую карьеру. Это в какой-то степени позволит создать и площадку для раскрытия и закрепления как педагогических, так и профессиональных компетенций, а также дать возможность раскрыть себя студентам и аспирантам, обучающимся по программам профессиональной подготовки медицинских работников в рамках нового профессионального пространства без отрыва от профессионального обучения и своей профессиональной среды. Откроет для них и новые горизонты развития. Появится возможность открытия для них и новых социальных лифтов. Это поможет студентам-медикам также получить актуальную и необходимую для них адаптацию через трансформацию личностных качеств в профессионально значимые свойства личности будущего врача [8, с. 94].
При этом уже сегодня во внешкольной системе существуют программы - «Физиология человека и медицина», реализуемая на базе образовательной организации дополнительного образования детей Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, «Основы медицинских знаний» [5, с. 64].
Исходя из нашего исследования истории внешкольной системы в советский период и системы дополнительного образования в современной России, можно констатировать, что она еще в советские годы демонстрировала примеры эффективного взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими институтами.
Подобные примеры при изучении архивных материалов можно встретить в работе Домов пионеров и ряда внешкольных однопрофильных образовательных организаций, которые активно взаимодействовали с вузами, представители профессорско-преподавательского состава которых
приходили в данные учреждения со своими лекциями в рамках пропаганды науки, техники и научных знаний, курировали работу школьных научных обществ при Дворцах и Домах пионеров в Советском Союзе. Так, в Оренбургской области станция юных натуралистов города Оренбурга активно взаимодействовала с научно-исследовательскими институтами СССР, к ним относились: Украинский научно-исследовательский институт сахара и свеклы, Сибирский научно-исследовательский институт, Центральный научно-исследовательский институт овощного хозяйства [1, л. 57], о которых указано в исследуемых нами неопубликованных архивных документах. Вышеизложенные нами факты взаимодействия образовательных организаций различного уровня в советский период подчеркивают перспективность выдвинутых нами тезисов.
Можно констатировать, что на сегодняшний день система дополнительного образования детей способна:
• стать и площадкой для раскрытия и выявления наиболее подготовленных будущих абитуриентов медицинских образовательных учреждений;
• дать возможность совместно разрабатывать программно-методический и измерительный материал для школьников, имеющих интерес к поступлению в медицинские вузы;
• дать возможность создавать траекторию развития обучающихся для успешного поступления на медицинские направления профессиональной подготовки;
• стать первой ступенькой к факультету довузовской подготовки медицинского вуза;
• на ранней стадии определить психологическую совместимость с профессией;
• дать педагогическую практику студентам и аспирантам, обучающимся по программам подготовки медицинских работников, имеющих желание осуществлять и педагогическую деятельность в рамках своего профиля;
• стать важным инструментом формирования креативной, современной и целеустремленной личности, способной к качественному и эффективному процессу обучения;
• стать институтом развития человеческого капитала для абитуриентов образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку медицинских работников;
• стать социальным лифтом для абитуриентов и студентов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку медицинских работников.
Исходя из проведенного нами научного исследования, анализа научной литературы и архивных источников, можно констатировать, что система дополнительного образования детей, ставшая преемницей системы внешкольного воспитания, в современных реалиях является недооцененным и возможным эффективным инструментом системы довузовской подготовки для образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку будущих медицинских работников. Они могут использовать данную образовательную систему, ее ресурсы и уникальную образовательную среду, в рамках которой можно концентрировать
ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. р. - 1893. Оп. 3, Д. 3445.
2. Каргапольцева, Н. А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа [Электронный ресурс] / Н. А. Каргапольцева. - ОГУ. - Режим доступа: http://elib.osu.ru/ ЬШЫат/123456789/579/1/3746-3750.ри/. - (Дата обращения: 27.07.2018).
3. Котельников, Г. П. Инновационные подходы к повышению качества образования в системе непрерывного профессионального развития медицинских работников / Г. П. Котельников, Г. П. Измалков, Т. А. Федорина // Медицинское образование и вузовская наука. - 2012. - № 1. - С. 16-19.
4. Кун, Т. Структуры научных революций / Т. Кун. -М.: Прогресс, 1977. - 300 с.
5. Мусафиров, М. К. Взаимодействие образовательных организаций дополнительного образования детей с высшими медицинскими учебными
наиболее талантливых и одаренных подростков, интересующихся отдельно взятым направлением в рамках единого образовательного процесса, и создать необходимую образовательную среду для их дальнейшего развития обучающегося в выбранном ими направлении.
При этом на базе такого объединения можно создать специальную траекторию развития обучающихся, начиная со среднего школьного возраста, рассчитанную на несколько лет качественного, эффективного и целенаправленного обучения по совместным разработанным программам подготовки, которые могут способствовать как определению психологической совместимости, так и формированию необходимых предпрофессио-нальных компетенций, необходимых абитуриенту для успешного прохождения вступительных испытаний на медицинские специальности, так и для повышения эффективности освоения школьной программы с целью повышения качества подготовки абитуриентов, что также станет первой ступенькой довузовской подготовки.
заведениями. Перспективы и исторические параллели / М. К. Мусафиров // Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения: научно-практическая конференция с международным участием. - СПб.: Человек, 2016. - С. 63-65.
6. Мусафиров, М. К. Исторические аспекты и перспективы взаимодействия высшего профессионального образования и дополнительного образования детей в Оренбуржье // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2017. - С. 3922-3925.
7. Мусафиров, М. К. Становление и развитие системы внешкольного воспитания в Оренбургской области во второй половине XX в. (историко-педагогический аспект) // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 3 (21). - С. 231-237.
8. Чернявская, А. П. Адаптационные ресурсы будущих врачей: возможности их формирования
в рамках курса «системный и интегративный подход к целостному восприятию здоровья и болезни»/ А. П. Чернявская, А. А. Барабошина // Инновационные технологии в медицинском образовании
и лечебно-реабилитационной практике: в рамках международного симпозиума по медицинской реабилитации. - СПб., 2017. - С. 91-94.
УДК 61:378-27.561(045)
И. Г. НОВОКРЕЩЕНОВА, И. В. НОВОКРЕЩЕНОВ, Н. А. СЕМИКИНА, В. В. ЧУНАКОВА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского» Минздрава России
I. G. NOVOKRESHCHENOVA, I. V. NOVOKRESHCHENOV, N. A. SEMIKINA, V. V. CHUNAKOVA
CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY
Saratov medical University named after V. I. Razumovsky
РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения личности студентов медицинского университета, факторы, способствующие выбору профессии медицинского работника. На основе дифференциально-психологической методики Е. А. Климова установлена предрасположенность студентов к определенному типу профессии. Установлена необходимость учета профессиональных и личностных качеств обучающихся при формировании индивидуальной образовательной траектории.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ.
PURPOSE
The article covers the features of professional self-determination of the personality of medical university
Новокрещенова Ирина Геннадьевна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected] Новокрещенов Игорь Вениаминович - к. п. н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected] Семикина Наталья Алексеевна - к. м. н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected]
Чунакова Виктория Владимировна - к. м. н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; тел. 67-76-24; е-mail: [email protected]
students and factors contributing to the choice of the profession of a medical worker. The predisposition of students to a certain type of profession was established on the basis of differential psychological method by E. A. Klimov. The study revealed the necessity of taking the professional and personal qualities of students into account during the formation of individual educational trajectory.
KEY WORDS: MEDICAL EDUCATION, PROFESSIONAL ORIENTATION, STUDENTS' MOTIVATION.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование профессиональной подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, обладающих соответствующим набором профессиональных и личностных качеств, востребованных на рынке труда, способных адаптироваться к новым условиям и требованиям в процессе профессиональной деятельности, является особо важной задачей для образовательных организаций. Хорошая успеваемость в процессе обучения, эффективность в дальнейшем работы молодого специалиста в медицинской организации отчасти зависят от заинтересованности, получения чувства удовлетворенности человека от осуществляемой деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют о важности изучения закономерностей выбора профессии