УДК 378.6
Вячеслав Иванович КУДАШОВ,
заведующий кафедрой философии Сибирского федерального университета (г. Красноярск), доктор философских наук, профессор
Ирина Владимировна КУДАШОВА,
преподаватель кафедры административного права Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат философских наук
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
PROSPECTS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT
OF GLOBALIZATION
В статье обосновывается необходимость выработки разными странами собственной модели системы высшего образования и ее модернизации в условиях глобализации, так как подражание чужим моделям непродуктивно и рискованно. Высшая школа может получить шанс вновь стать высоко значимым институтом общества, обновив цели и задачи своей деятельности, технологии и организационные форматы.
The article substantiates the need for different countries to develop their own models of higher education system and its modernization in the context of globalization, as an imitation of foreign models is unproductive and risky. The Higher School may get a chance to become a highly significant institution of society, through updating goals and objectives of its activities, technologies and organizational formats.
Ключевые слова: глобализация, модернизация, высшее образование, стратегии, безопасность.
Keywords: globalization, modernization, higher education, strategies, safety.
Стратегии развития - необходимый ориентир для стран, регионов, корпораций и отдельных сфер деятельности. Важно, чтобы образ будущего действительно выявлял происходящие изменения и перспективы мирового развития. Особенно это важно для сферы высшего образования, которая определяет уровень активности и конкурентоспособности общества в долгосрочном будущем. Сложность современной ситуации - в интенсификации социокультурных, экономических, технологических изменений в глобальном масштабе, что делает будущее малопредсказуемым. В этой ситуации даже будущее социальных и культурных институтов, имеющих длительную историю и прочные «корни», является неопределенным. Будущее высшей школы, ее роль в сохранении и развитии человеческого капитала, генерации научных знаний, технологических и иных инноваций поляризовано в пространстве прогнозов. На одном полюсе представляют сворачивание ее роли до центров сертификации, выдающих дипломы о высшем образовании в среде сетевых сообществ и инновационных корпораций, на другом - видится картина ренессанса высшей школы, которая станет центральным институтом общества знаний; в этом случае кризис высшего образования - лишь симптом переходного состояния, «болезнь роста».
Кризис высшего образования в мире связан с глобальным переходом от индустриального уклада к постиндустриальным формам жизни общества, и все развитые страны с той или иной степенью остроты его переживают. Это проявляется в размывании функций образовательных институтов, когда событие образования уходит из стен университетов, превращающихся в супермаркеты образовательных услуг или социально адаптирующие учреждения.1 В России этот кризис включает разрыв между потребностями рынка труда и получаемыми в вузах профессиональными квалификациями, падение престижа преподава-
тельского труда, необходимость изменения парадигмы образования.
Оформившаяся к началу XX века образовательная технология высшей школы начала стремительно удешевляться за счет использования современных информационно-коммуникационных систем и новых техник обучения. Это удешевление имело ряд важных следствий. Во-первых, стала падать оплата и значимость преподавательского труда. Во-вторых, образовательные продукты, созданные при помощи новых образовательных технологий, оказались доступны для большей части населения развитых стран в силу постоянно растущего его благосостояния. Поэтому уже в 7090-е годы прошлого столетия возникли предпосылки формирования рынка образовательных услуг, доступных широкому кругу потребителей, появилось значительное количество негосударственных учебных заведений. В индустриально развитых странах произошла массовизация высшего профессионального образования. Во многих крупных университетах учебные курсы распространяются на видео и по Интернету, что позволяет существенно экономить на оплате преподавательского труда. В мире давно уже успешно действуют электронные издательства (например, издаются десятки тысяч электронных научных журналов, подписка на которые обходится в 25% стоимости от бумажных версий) и электронные библиотеки.
В условиях глобализации высшее образование вышло за национальные границы и стало важным инструментом международного влияния и значительным сектором международного бизнеса. Страны с успешной экономикой и развитой сферой образования получили возможность аккумулировать у себя лучшие интеллектуальные ресурсы через отбор талантливой молодежи. Последние десятилетия ХХ века стали временем не только массовизации высшего профессионального образования, но и периодом его интернационализации (сту-
1 Kudashov V.I. University education in the commercialization epoch // Philosophy of education (Special issue). 2012. No 5. P. 11-17.
денческие и преподавательские обмены, международные академические связи, гармонизация учебных планов) и развития транснационального образования (развертывание вузами-нерезидентами кампусов в других странах, использование международного франчайзинга, оффшорных институтов дистанционного образования через Интернет и пр.).
Образование из сугубо национального быстро трансформируется в международное. Причем на смену доминировавшему в мире еще в начале ХХ века европейскому континентальному образованию (немецким исследовательским университетам и профессиональной школе, а также французским «большим школам») пришло англоамериканское профессиональное образование с его ограниченной ролью государства, рыночными стратегиями развития, ориентацией на коммерциализацию результатов научных исследований.
Континентальная Европа, чтобы уравновесить конкурентные позиции с оказавшимся более успешным на мировом рынке образовательных услуг англо-американским профессиональным образованием, вынуждена была ввести Болонскую систему, воспринявшую многие черты более мобильного американского образования и создавшую предпосылки для интернационализации европейских вузов. С принятием Сорбоннской декларации в Европе взяла верх англосаксонская двухступенчатая модель высшего образования как преимущественная для реформирования европейского высшего образования. Это обеспечило сравнимость, сопоставимость и удобочитаемость документов об образовании, степеней и квалификаций. К тому же на этой модели легко конструируются послевузовские уровни образования, а также непрерывное образование.
Можно отметить, что англосаксонское профессиональное образование предос-
тавляет большие возможности для интеграции науки, подготовки кадров и предпринимательства. Например, международные рейтинги вузов стали играть важную роль в фиксации конкурентоспособности на рынке высшего профессионального образования, а формирование международных стандартов образовательных услуг создало возможность для сопоставления отдельных вузов. Международные организации, такие как Всемирный банк и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), сыграли ключевую роль в процессе разработки и внедрения нового набора механизмов оценки качества систем профессионального образования. Но возникает фундаментальный вопрос о пределах стандартизации и унификации для национальных систем образования.
Согласно теории вторичной модернизации Хэ Чуаньци, «первичная модернизация - переход от аграрных эры, экономики, общества, цивилизации к индустриальным, вторичная - переход от индустриальных к эре, экономике, обществу и цивилизации знаний, а также от материальной цивилизации - к экологической».1 При этом «не существует оптимальной модели всемирной модернизации, имеется лишь рациональный выбор. За последние 300 лет некоторые страны сумели удержать свой статус развитых, некоторые сумели попасть в этот список, но часть стран деградировала».2 Таким образом, разным странам следует вырабатывать собственную модель модернизации и соответствующей системы образования, так как подражание чужим моделям непродуктивно и рискованно.
Образование имеет особое значение для системы национальной безопасности, определяя жизненно важные интересы личности, общества и государства. В российской Национальной доктрине образования закреплено положение о том, что национальная безопасность государства в
1 Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с англ. под ред. Н.И. Лапина. М.: Издательство «Весь Мир», 2011. С. 238.
2 Там же. С. 234.
стратегическом плане определяется состоянием его системы образования.1 В числе важнейших факторов, обеспечивающих и поддерживающих на высоком уровне состояние национальной безопасности, помимо экономического, политического и военного потенциала следует выделить систему образовательных институтов. Задачи системы образования в деле укрепления безопасности страны заключаются в обеспечении страны квалифицированными специалистами и комплексном воспитании подрастающего поколения, которому придется отстаивать интересы страны в стремительно меняющемся мире.
Особенно актуальными эти задачи становятся в современных условиях развития российского общества в ситуации глобализации экономики и информационных сетей. Теоретические разработки и практический опыт отдельных государств в сфере образования становятся достоянием все большего числа стран. Вырабатываются общие образовательные ценности, методики и стандарты подготовки специалистов. Интеграция обогащает и стимулирует образовательный процесс, но в то же время предъявляет ему все новые и новые требования, ибо сама международная интеграция в огромной степени определяется образовательным уровнем ее участников. По своему содержанию интеграция образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Но интеграция систем образования - это процесс объединения, а не само объединение. Современные интеграционные процессы в решающей степени основываются на качественных показателях развития науки, производства, культуры, уровня общения, а все это, в свою очередь, обусловливается качеством образования.
Важную роль в процессе развития международной интеграции образования игра-
ют международное сотрудничество и такие международные организации, как ЮНЕСКО. Международное сотрудничество призвано решать ряд актуальных задач: соблюдение соответствия содержания и уровня образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества; выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах; укрепление международной солидарности и партнерства в сфере образования; совместное использование знаний и навыков в разных странах; содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах с помощью финансирования из международных фондов; координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования; стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»; поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.
Возможности обеспечения национальной безопасности в России сегодня снизились по ряду значимых направлений. Произошло значительное снижение уровня гражданского воспитания и готовности к выполнению важных для безопасности страны задач и обязанностей. Также деформировалось общее ценностное пространство, произошла частичная утрата исторической памяти, что заметно сказывается на уровне образовательных программ и учебно-методических источников. Снизился общий уровень грамотности населения; появились значительные группы молодежи, не прошедшие соответствующей гражданской социализации при обучении и воспитании в аккредитованных институтах и учреждениях образования. Значительно сократились материально-техническая и лабораторная база образования, недостаточно финансируется труд преподавательского корпуса, что влечет за собой его
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.
обеднение, сокращение духовного влияния и авторитета.
Образование - система инерционная, с длительным циклом воспроизводства. Реформы дают здесь положительные результаты отнюдь не всегда, а революции -практически никогда. Известно, что последствия «обвальной приватизации» в промышленности измеряются спадом в 40-60% по разным отраслям. В образовании результат, несомненно, будет еще хуже. Государство, которое не финансирует в полном объеме свои собственные образовательные учреждения, откажется финансировать и приватизированные. В России сегодня происходит подчинение высшего образования утилитарным индустриальным целям и требованиям. Миссия высшего образования сводится к удовлетворению ныне существующего рынка труда, в котором основными работодателями являются современные бизнесмены или чиновники с прагматичным мышлением и материальными интересами.
Тенденции безопасного развития системы образования и общества выходят далеко за рамки философско-образовательной проблематики. Будучи фоновыми по отношению к образовательной сфере в целом и к ее безопасности в частности, социально-экономические и культурные параметры общества оказывают прямое и косвенное влияние на развитие образования. Образование представляет собой органичную составляющую национальной культуры, а концентрированным выражением национальной культуры выступает национальное самосознание.
Конкурентоспособность любой страны зависит от ее природного и человеческого потенциала. При этом многие государства убедительно показали, что даже при бедности первого можно быть в числе передовых. Следовательно, ключевое значение имеет именно человеческий потенциал, и прежде всего образованность, компетентность, творческие возможности людей в процессе его реализации. Очевидно, что именно интеллектуальный образовательный капитал будет определять вектор
и динамику развития стран и их конкурентоспособность на мировой арене. Реальность такова, что глобальная конкуренция между государствами переходит в сферы образования и науки, которые приобретают для экономического роста и развития человеческого потенциала стратегическое значение.
Стратегическая доктрина цивилизации развитых стран заключается в концепции всемерного раскрытия человеческого потенциала через систему образования, за счет чего они получают до 40% прироста валового национального дохода. Проблема образования становится еще более актуальной не только по причине неблагоприятной экологии и ограниченности природных ресурсов, но и в связи с низким уровнем ресурсосбережения, что усложняет условия жизни нынешнего, но еще более - будущих поколений. Проблема трудовых ресурсов - составная часть национальной безопасности России. Уменьшение трудовых ресурсов можно компенсировать только за счет улучшения их качества, повышая уровень образования.
Совершенствование образования необходимо и с целью перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства в непроизводственную сферу. Развитие сферы услуг предполагает модернизацию образовательной системы переобучения и переквалификации. Ведущая роль в этом деле принадлежит образовательным учреждениям, но российская высшая школа, занимавшая лидирующее положение в мире, оказалась в трудном положении. В результате невостребованности молодых специалистов, снижения социально-статусных позиций уровня жизни профессорско-преподавательского состава усилилась «утечка умов», что уже сейчас негативно сказывается на экономическом развитии многих регионов России. Угрозу национальной безопасности представляет миграция молодых талантливых специалистов, зачастую оправдываемая интернациональной природой научного знания.
Выполнение требований национальной безопасности России невозможно осуще-
ствить, развивая исключительно отдельные сферы промышленности или опираясь на какой-то один регион, они могут быть реализованы только комплексно, и единственно возможный путь на ближайшую перспективу - сохранение, развитие и мобилизация интеллектуального потенциала страны. Возрастание значимости регионов в государственной и общественной жизни страны усиливает значение проблемы географического расположения учебных заведений, в том числе и вузов. С ростом количества университетов появилась другая система организации образования, однако сохранилось неравномерное распределение учебных заведений в стране. Половина всех имеющихся в России вузов расположены в 15 городах, в то время как остальные разместились в 122 городах. В Сибирском федеральном округе, насчитывающем 1 9 территорий, вузы в основном сосредоточены в нескольких городах -Новосибирске, Томске, Барнауле, Кемерово, Иркутске и Красноярске. При этом наметилась тенденция к ужесточению образовательной политики к филиалам вузов и их сокращению в других населенных пунктах.
Заслуживает внимания создание университетских округов как интеллектуальных центров науки, культуры, образования, воспитания, духовной жизни, в которых будут осуществляться необходимые меры по укреплению национальной безопасности с учетом региональных особенностей. Необходимо адаптировать законодательные базы субъектов Российской Федерации к решению проблем региональной политики в сфере образования, подписать соглашение между Правительством РФ и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения, разработать концепции и программы развития образования в регионах и принять законы, регулирующие соответствующую политику. Актуальным для регионов является нахождение оптимального баланса между автономией высших учебных заведений и потребностями регионального рынка, федеральных и региональных интересов. Реформа
требует системности, четкости основополагающих нормативно-правовых актов (которые должны быть доступными и понятными для всех), касающихся социально-правовой защиты преподавателей и студентов.
Какими бы сложными ни были сегодняшние проблемы отечественной системы высшего образования, государство должно четко обозначить приоритетный характер преобразования высшей школы, ее интеллектуальную, научно-техническую, культурную стратегию, что определит облик российского общества и его национальную безопасность в XXI в. Для этого необходимы кардинальные меры по улучшению материального и социального положения профессорско-преподавательского состава, переоснащение учебного процесса, забота о воспитании, физическом и духовном здоровье студентов, усиление связи производства с наукой, использование возможности влияния образования на преодоление демографического кризиса. Эти меры будут способствовать внутриполитической и геополитической стабилизации как фактору ликвидации угроз национальной безопасности.
В принятой в 2000 г. Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что государство призвано обеспечить интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.
Для решения проблем национальной безопасности России и ее образовательного пространства необходимым условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно стать сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего относится фундаментальность, научность образования. Поэтому следует продолжать поиск оптимальных вариантов последовательной интеграции высшей школы России
в мировую систему высшего образования, сохранить все ценное, что имеет российская высшая школа, в то же время осуществить, с учетом международного опыта, востребованные временем изменения, которые позволят обеспечить перспективы развития России в обозримом будущем.
Глобальная ситуация в высшем образовании определяется тем, что различные мировые регионы находятся на разных стадиях социально-экономического развития. Ряд стран Африки, Азии, Латинской Америки находятся в доиндустриальной фазе, и для них будет актуальным достижение массовой грамотности населения, обеспечивающей снижение демографической и межэтнической напряженности, укрепление национальных экономик и повышение уровня занятости населения, включение в мировые процессы производства и потребления, освоение новых технологий и оборудования. В новых центрах индустриального производства (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, страны юго-восточной Азии) интенсивно формируются системы образования, соответствующие фазе быстрого индустриального развития и связанным с ней процессам урбанизации, роста благосостояния населения и формирования внутренних рынков потребления. Правительства этих стран нацелены на достижение регионального лидерства в высшем образовании и экспорт профессионального образования. В развитых странах формируются системы образования, обеспечивающие социально-экономическое и политическое лидерство, поэтому это образование ориентировано на управленческие и инновационно-технологические виды деятельности, на формирование такого «интеллектуального насоса», который обеспечивает приток талантливых, образованных мигрантов и позволяет концентрировать в этих странах интеллектуальный капитал самого высокого качества. Таким образом, в ближайшие десятилетия в указанных группах стран будут разворачиваться различные
сценарии развития систем высшего образования.
На фоне усиливающейся глобальной конкуренции оформятся образовательные ареалы, в основе которых будет лежать родственность языков и культур. По прогнозу ЮНЕСКО, в экономически неразвитых странах Африки развитыми странами мира будет реализован проект «тотального ликбеза», который приведет к их культурной «оккупации» и обеспечит последующее включение ресурсов этих стран в оборот евро-американского сотрудничества.1 Наиболее мощными образовательными ареалами будут европейско-американский англоязычный, китайский, испано-латиноамериканский, арабо-исламский. В каждом образовательном ареале будет лидирующая страна или группа, экспортирующая высшее образование. На процессы формирования образовательных ареалов будут накладываться процессы глобализации знания и распространения образовательных технологий нового поколения. Для России важной задачей будет формирование русскоязычного образовательного ареала на основе распространения русского языка и традиционных социально-экономических связей со странами Средней Азии и Кавказа, где наблюдается значительный прирост молодого населения, что сделает для них актуальной трудовую и образовательную миграцию.
Рожденная первичной модернизацией стратегия «Просвещения» была реализована в странах с развитой экономикой к концу XX в., в начале ХХ в. начали формироваться сценарии вторичной модернизации: «общество знаний», «инновационная экономика», «креативные индустрии», «информационно-экологическое общество». При этом перестал быть притягательным идеал человека знающего, пошатнулось убеждение в возвышающей человека силе образования, знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю электронными информа-
1 Global Monitoring Report on EFA (Education for All). United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2010.
ционными ресурсами. В Европе и США под давлением потребителей создаются упрощенные программы высшего образования, снижается доля студентов, стремящихся к универсальному, избыточному знанию. Немногие высоко мотивированные студенты или аспиранты - это мигранты или их дети, для которых степень магистра или PhD в единстве с реально обретенным высоким уровнем компетентности является ключом к жизненному успеху в новой социально-культурной среде.
Мотивации образования, связанные с распространением творческих, проектных типов профессиональной деятельности, реализуются вне системы учреждений высшего образования. Воспроизводство креативности происходит внутри профессиональных сообществ, проектных команд без формирования заказа институтам образования. Многие университеты утратили позиции лидеров социально-экономического развития и превратились в «супермаркеты дипломов», а характерный для университетов прошлого дух поиска и независимости сменился консерватизмом профессуры и образовательной бюрократии.
Указанные явления вовсе не сопровождаются стагнацией высшего образования как сектора экономики - продолжается рост числа студентов и бюджетов крупных университетов. Но внешнее процветание сопровождается выхолащиванием внутреннего содержания, падением качества, утратой «пафоса» образования. При этом кризис мотивации отчасти маскируется интернационализацией образования и притоком в развитые страны высоко мотивированных студентов из стран с более низким уровнем жизни. Поскольку развитые страны в последние десятилетия формируют новый социально-экономический уклад, их общество формирует новые запросы к институтам, отвечающим за исследования, развитие технологий и человека. Высшая школа получает шанс вновь стать высоко значимым институтом общества, обновив
цели и задачи своей деятельности, технологии и организационные форматы.
Можно предположить, что на волне вторичной модернизации будет востребован аналог Просвещения - «вторичное Просвещение» с высокой общественной и личной значимостью познания и образования, но при этом иными по сравнению с классическим Просвещением акцентами. Если «Про-свещение.1» с его императивом «учить всех всему» обеспечило массовую грамотность как ресурс для индустриализации, то «Про-свещение.2» может сделать массовыми исследовательскую и проектную компетентность людей, их готовность и способность задавать вопросы, искать информацию, анализировать, принимать обоснованные решения. Ожидаемый масштаб экономических, социальных, культурных изменений при этом сопоставим с эффектами перехода к массовой грамотности в XIX-XX столетиях.
Высшая школа может стать лидером новой «просвещенческой волны», но может и попасть в аутсайдеры, если будет «консервировать» содержание и формы когда-то очень востребованного образования. Таким образом, происходит «сдвиг» внешнего социокультурного контекста и деформация образования как сферы жизни и деятельности общества. Кризис проявляется и внутри образовательного процесса в виде разрыва между «логикой личного движения» учащегося и «логикой систем знаний». Согласно аналитическому докладу «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд» в развитии российской высшей школы возможны три сценария:1
- «Догоняющая модернизация»: рост востребованности кадров для промышленности и сферы услуг, необходимость целевой подготовки магистров для высокотехнологичных секторов; развитие прикладного бакалавриата, профессиональной подготовки мигрантов; поддержка государством группы предпринимательских университетов, тесно взаимодействующих с бизнесом
1 Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030 : аналитический доклад / под ред. В.С.Ефимова. Красноярск: СФУ, 2012. С. 41.
и обеспечивающих модернизацию базовых отраслей экономики;
«Достижение локального лидерства»: проведение содержательной реформы образования (сокращение имитации и фальсификации образования, развитие проектной и предпринимательской деятельности студентов в процессе образования); опережающее развитие образования взрослых и представителей старших возрастных групп; образование и инкультурация мигрантов; выделение группы ведущих университетов (федеральные, научно-исследовательские), которые должны стать центрами интеграции образования, науки и инноваций и совместно с бизнесом обеспечить достижение локального технологического лидерства по ряду перспективных направлений развития экономики;
- движение к «когнитивному обществу»: расширение гражданских свобод; снижение роли образовательной бюрократии, формирование сетей лидерских групп и метауниверситетских профессиональных сообществ; создание системы информационно-аналитических интернет-порталов,
федеральных и региональных «виртуальных университетов», обеспечивающих доступ к знаниям и образованию представителям всех возрастных и социальных групп; переход к массовому формированию основ исследовательских, проектных, управленческих компетенций; появление крупных региональных университетских комплексов), которые станут центрами технологического и регионального развития.
Определяя стратегии и сценарии будущего высшей школы, придется не выбирать между стремительно устаревающей моделью государственного образования и инновационным университетом предпринимательского типа, а найти оптимальный компромиссный вариант, который не предполагал бы радикального сокращения бюджетного финансирования вузов. Это поможет не только решить финансовые, управленческие и социальные проблемы, но и позволит конструктивно подойти к взаимосвязанным проблемам национальной безопасности и развития российского образования.
Библиографический список
1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030 : аналитический доклад / под ред. В.С.Ефимова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.
3. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) : пер. с англ. / под ред. Н.И. Лапина. - М.: Издательство «Весь Мир», 2011.
4. Global Monitoring Report on EFA (Education for All). - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2010.
5. Kudashov, V.I. University education in the commercialization epoch / V.I. Kidashov // Philosophy of education (Special issue). - 2012. - №5. - P.11-17.