Научная статья на тему 'Анализ модернизационных процессов в контексте глобализации в системе высшего образования'

Анализ модернизационных процессов в контексте глобализации в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОЛИТИКА / POLICY / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIAL CIVILIZATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLONGIA PROCESS / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MODERNIZATION PROCESSES / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Наталья Владимировна

В статье говорится о процессах модернизации в сфере высшего профессионального образования в нашей стране. Автор уделяет основное внимание взаимосвязи указанной модернизации с глобальными процессами. Автор пришел к выводу о возможности дальнейшего преобразования Болонской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MODERNIZATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION IN HIGHER EDUCATION

In the article modernization processes in the sphere of higher education in our state was discussed. Author concentrated her attention on the connection of such modernization and global processes. Author made her conclusion that Bolognia system can be transformed.

Текст научной работы на тему «Анализ модернизационных процессов в контексте глобализации в системе высшего образования»

9. Шмидт Ю.Д., Мазелис Л.С. Прогнозирование банкротства предприятия // Вестник ТГЭУ. 2012. №2.

Zherebilova Anastasia Borisovna, graduate student of department of the taxation and accounting; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: a.zherebilova@bk.ru

METHODS OF PREDICTION OF BANKRUPTCY OF THE ORGANIZATION IN THE FRAMEWORK OF FORECASTING AND FUNCTIONAL SYSTEM

Abstract

Article is devoted to relevant methods of the predicative analysis of bankruptcy of the organizations within creation of expected and functional system. Key instruments of carrying out the analysis and implementation of the forecast of economic entities whose activity is close to bankruptcy are considered. In the conclusion the conclusion is drawn on conditions of development and applicability of modern techniques of predicting of bankruptcy.

Keywords: forecasting, forecasting technique, predicative analysis, expected and functional system, bankruptcy, analysis of bankruptcy.

УДК 32 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-238-245

АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦ ЕСС ОВ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лаптева старший преподаватель кафедры государственного

Наталья и муниципального управления, Самарский национальный

Владимировна университет имени академика С.П. Королева

(443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1). E-mail: lapteva.n@list.ru

Аннотация

В статье говорится о процессах модернизации в сфере высшего профессионального образования в нашей стране. Автор уделяет основное внимание взаимосвязи указанной модернизации с глобальными процессами. Автор пришел к выводу о возможности дальнейшего преобразования Болонской системы.

Ключевые слова: модернизация, образование, политика, индустриальная цивилизация, болонский процесс, модернизационные процессы, интегративные процессы.

Слово «модернизация» имеет широкий спектр значений, но все они сосредоточены вокруг двух основных. Как существительное, «модернизация» является определением процесса достижения высокого уровня развития в масштабах мира или же описанием состояния в контексте общемирового уровня развития. Это слово может служить составной частью сложных понятий, таких как «аграрная модернизация» или «модернизация образовательного процесса». Как прилагательное, «модернизированный» является характеристикой объекта, находящегося на высоком уровне мирового развития, или удовлетворяющего требованиям современности. Данное слово также может служить составной частью сложных понятий, таких как «модернизированный город» или «модернизированная школа». В целом, то, что является наиболее современным, развитым, последним по времени появления или наилучшим образом отвечает требованиям

современности, попадает под определение модернизированного. В настоящее время утверждается более широкое понимание модернизации - как цивилизационного процесса [3].

Модернизация сама по себе, вне идеологических ее интерпретаций, представляет собой совокупность изменений, которые люди (индивиды и коллективные субъекты, сообщества) совершают, когда по собственной инициативе или вынужденно выбирают новые способы воздействия на объекты своей деятельности и на условия своей жизни -с целью ее улучшения. Кумулятивное нарастание, массовое тиражирование изменений в масштабе страны приводит к тому, что преобразуются культура, социальные практики, социокультурные качества индивидов и всего общества. Эти изменения чаще происходят спонтанно, но могут быть и целенаправленными. Если они охватывают ведущие страны данной цивилизации, то возникает качественно новое состояние всей этой цивилизации - происходит ее модернизация: она вступает в новую стадию (или ее фазу) своей эволюции.

Это комплексный процесс, игнорирование которого или противодействие ему в той или иной стране сопровождается ее стагнацией и отставанием от других стран, рецессией и даже гибелью. Поэтому модернизация жизненно важна для каждого человека, каждого социокультурного сообщества. Она имеет две основные функции: обеспечение безопасности сообщества (страны) и повышение благополучия, качества жизни людей, всего населения [1].

В большинстве стран мира, в том числе в странах континента Евразия, с возникновением цивилизации утвердилась и длительное время существовала аграрная цивилизация. Ее основу составляла созданная людьми культура земледелия, или, как прежде говорили - агрикультура (термин культура восходит к этому приземленному понятию), а также сопряженная с нею культура животноводства. Затем, начиная с Возрождения, Просвещения и первых промышленных революций, предприниматели, менеджеры, рабочие Англии и других западноевропейских стран стали овладевать новым типом культуры труда - труда индустриального. Общества этих стран встали на путь преобразований из аграрных в индустриальные - это была первая стадия модернизации, которая вначале осуществилась в рамках западноевропейской (западной) цивилизации, а ее результатом стала индустриальная цивилизация как новый способ жизнеустройства западноевропейских сообществ людей. Таким образом, модернизация западной цивилизации осуществляется на протяжении примерно трехсот лет [8].

Индустриальная цивилизация возникла в условиях утверждения ценностей гуманизма и новых социально-политических и экономических институтов, на основе научно-технических достижений. Индустриализация означала переход от аграрных к индустриальным способам материального производства во взаимосвязи с переходом к правовому государству, контролируемому гражданским обществом, т.е. к демократическому политическому строю и рыночной экономике, которые обеспечивали свободу индивидов. Именно этот комплексный (технико-технологический, социоэкономиче-ский, социокультурный и институционально-регулятивный) переход получил название модернизации. Возникли теории модернизации, которые в середине ХХ века были адресованы менее развитым странам, нередко с акцентом на первоочередность изменений их политических институтов по образцу более развитых западных стран [4].

В 70-х годах ХХ века в США, затем в Европе началась вторая, информационная стадия модернизации - переход от индустриальной цивилизации к постиндустриаль-

ной, или к цивилизации, основанной на знаниях. Вместе с тем, в конце ХХ - начале XXI века, в условиях глобализации процессы индустриализации распространились на многие страны и приобрели всемирный характер. Возникло понятие инфосфера. К настоящему времени в глобальном масштабе одновременно совершаются обе стадии модернизации: первую, индустриальную стадию осуществляют около 90 развивающихся стран, а вторую, информационную стадию - около 40 развитых стран. Более того, в ряде стран, в том числе в России, одновременно осуществляются обе стадии модернизации [14].

В современном обществе образование играет все большую роль, определяя состояние человеческого капитала. В условиях «экономики знаний» экономический рост и конкурентоспособность страны во многом зависят от интеллектуальной емкости и технологий, эффективных институтов и организации образования. В контексте глобализации образование как системный генератор знаний и средство их распространения является основной прогрессивной движущей силой человеческого развития.

Высшее образование формирует качество, уровень жизни и потребительские стандарты населения страны. Так, заработки лиц, имеющих высшее образование по статистике в 1,5-2,5 раза выше, чем тех, кто его не получил. При этом доля лиц, имеющих высшее образование достаточно высока, а средняя величина расходов домохо-зяйств на потребление составляет 58,4 % от общей структуры ВВП, можно говорить, что именно категория лиц, имеющих высшее образование, в немалой степени определяет потребительские приоритеты, вектор и потенциал развития стран [10].

Современный этап развития цивилизации характеризуется проникновением науки во все сферы общественной жизни. Этот процесс не смог не затронуть важнейший общественный институт - образование. Модернизация высшего образования порождает много вопросов. Какова миссия высшей школы? Какие идеи положить в основу вузовских преобразований? Как решить сложные экономические проблемы, связанные с модернизацией лабораторного и научного оборудования, наполнением библиотечного фонда учебной и методической литературой, заработной платой профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава? Как более эффективно использовать интеллектуальный и творческий потенциал научных кадров? Эти и многие другие вопросы можно свести к следующей формулировке: как сделать внедрение педагогических инноваций, федеральных государственных образовательных стандартов, информационных технологий и т.п. более эффективными?

Проблемы образования, в том числе высшего образования, в настоящее время многие ученые относят к глобальным проблемам современности. Мировая система в целом подвержена влиянию множества процессов в различных сферах. Политика, экономика, культура имеют общий характер изменений, но с учетом национальных особенностей страны. Система образования, признаваемая в настоящее время одной из самых важных, относится к сферам, особо нуждающимся в постоянном развитии, совершенствовании и соответствии современным реалиям. Поэтому мировые процессы развития, характеризующиеся глобализацией и интеграционным движением, безусловно, отражаются и на сфере образования, особенно явно проявляются они в системе высшего образования. В мире признают высокую ценность знания, считая эту сферу основным двигателем прогресса. Высшее образование содействует развитию каждого государства, сохранению его культуры и наращиванию научно-технического потенциала. В связи с этим высшее образование должно отвечать требованиям и условиям, которые предъявляют как само государство, так и мировое сообщество. Очевидно, что си-

стема высшего образования, которая существовала в России на рубеже XX-XXI веков, не соответствовала требованиям времени, тем социально-политическим и экономическим переменам, которые произошли в нашем обществе, что и стало стимулом к принятию важных решений в этой сфере. Следует заметить, что образование в целом консервативно, и реформы в образовании должны быть эволюционными, в том числе и высшего.

Российское высшее образование имеет глубокие исторические корни и основано на культурных и педагогических принципах. Культура имеет исключительное значение для становления человека как личности и, как следствие, - общества. Известный немецкий философ, основатель философской герменевтики Г.-Г. Гадамер писал, что «образование теснейшим образом связано с понятием культуры и представляет собой специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Международные интегративные процессы, в которые включается образовательная система России, заставляют еще больше обращать внимание на собственные исторические традиции и достижения, обогащают российский опыт и культуру. Важно понимать, что существует 2 типа интеграции: «единство разнообразного и единство тождественного». Первое положение более перспективное, потому что при таком единстве проявляется взаимообогащение. Одновременно с этим Россия как участник Болонского процесса принимает принципы высшего образования западного типа, имея, в свою очередь, 300-летнюю историю высшей школы [16].

В 1986 году Болонский университет обратился к другим университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов (Magna Charta Universitarum). В 1998 году в Париже в Сорбонском университете министры образования четырех европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии) подписали декларацию «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» (Sorbonne Joint Declaration), в которой они сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Данные события предшествовали принятию Болонской декларации. Началом Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье представители министерств образования 29 стран Евросоюза подписали Болонскую декларацию. Первоначально декларация включала в себя следующие цели данного процесса:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение системы обучения, основанной на двух циклах.

3. Внедрение кредитов по типу ECTS (European Credit Transfer System) - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости изучения дисциплин, для поддержания студенческой мобильности.

4. Содействие мобильности:

- для учащихся путем обеспечения доступа к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

- для преподавателей, исследователей и административного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в области обеспечения качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

В дальнейшем стали появляться новые цели и задачи, которые были отражены в международных документах посвященных оценке и коррекции процесса реализации Болонского соглашения. Пражское коммюнике 2001 г. добавило следующие задачи:

- образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов;

- усиление роли студенчества в осуществлении болонских реформ;

- повышение привлекательности вузов Европы.

В Берлинском коммюнике 2003 г. обозначена важность синергии единого образовательного и единого исследовательского пространств и роль докторантуры как третьего цикла структуры высшего образования. В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнерских связей, в том числе заинтересованных сторон - студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла - докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркнуло важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира. Во время Лондонского коммюнике, 2007 г. были подведены итоги создания единого европейского пространства высшего образования [11].

В 2009 году в г. Левен на конференции Министров были обсуждены вопросы, касающиеся планов на следующее десятилетие: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса.

На конференции в 2010 году, прошедшей в Будапеште и Вене, состоялось официальное объявление, что цель, поставленная в Болонской декларации - выполнена, и было объявлено о создании единого европейского пространства высшего образования. На Бухарестской Конференции 2012 года министры, ответственные за высшее образование, решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса: обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам, повышение мобильности студентов. Таким образом, Болонский процесс последовательно реализуется в Европейских странах, его осуществление постоянно контролируется и корректируется. Об этом свидетельствуют регулярные международные встречи и конференции на самом высшем уровне в области образования [9].

19 сентября 2003 г. в Берлине Российская Федерация подписала Болонскую декларацию с целью формирования единого европейского пространства высшего образования, таким образом, Россия стала полноправным членом Болонского процесса. Необходимо отметить, что ряд основополагающих принципов, которые регламентирует Бо-лонская декларация, относится к американской системе образования. В связи с этим Болонский процесс имеет не чисто европейский характер, а является явлением глобализации. Несмотря на это, одна из основных целей Болонской декларации заключается

в сохранении и развитии европейских культурных ценностей. Ценность Болонского процесса заключается во взаимообогащении национальных образовательных систем при сохранении самобытности культуры отдельной страны, тем самым в стремлении сблизить, а не унифицировать или стандартизировать высшее образование. Вышеуказанное положение очень важно для понимания влияния глобализации на образовательную сферу. Необходимо понимать, что существует два типа интеграции: «единство разнообразного и единство тождественного». И первое положение более перспективное, потому что при таком единстве проявляется взаимообогащение. Одновременно с этим Россия как участник Болонского процесса принимает принципы высшего образования западного типа, имея, в свою очередь, 300-летнюю историю высшей школы [6].

Помимо участия в болонском процессе надо сказать о том, что присоединение России к Всемирной торговой организации было неразрывно связано с модернизацией и реформированием многих систем в экономической, политической, правовой, а также в образовательной сферах в соответствии с международными стандартами. Вступление России в ВТО обусловлено интеграцией нашего государства в мировую экономическую систему для продвижения своих позиций на мировом рынке товаров и услуг. В список услуг включено и образование, торговлю которым регулирует Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services). Образование становится товаром, включая любые торговые сделки, студенты выступают как заказчики и потребители образовательных услуг Таким образом, согласно ГАТС, взаимоотношения в сфере образования представляют собой в первую очередь экономический механизм, а на высшее образование распространяются принципы торговли услугами.

Процессы политического и социально-экономического переустройства общества сопровождаются глубокими изменениями в образовательной сфере. В условиях глобализации усиливается стремление к интернационализации высшего образовании и универсализации содержания образовательных программ. Но надо сказать и о проблемах .которые она ставит. Переход российской высшей школы на двухуровневую систему в соответствии с Болонским процессом способствовал приближению отечественного образования к мировым стандартам и предоставил молодежи возможность продолжить образование в престижных европейских университетах. Но, в то же время, копирование западной модели привело к практически полному замещению классического высшего образования высшим профессиональным образованием и выявило ряд проблем:

1. Из системы непрерывного профессионального образования происходит «вымывание» средней профессиональной структуры, которая всегда отличалась практико-ориентированной направленностью.

2. Предоставление вузам «свободы» в разработке собственных стандартов, учебных планов привело не только к резкому сокращению количества учебных часов, в первую очередь по социально-гуманитарным циклам, но и вытеснению ряда дисциплин. Нарушился принцип непрерывности гуманитарного образования, нацеленного на формирование значимых общекультурных и социально-личностных компетенций.

3. Сокращение учебных часов в образовательном процессе способствовало резкому «размежеванию» гуманитарных и технических наук. Прагматизм своей рационалистически-интеллектуальной направленностью противопоставляется духовно-нравственной компоненте содержания образования. Предпочтение отдается « практичным» предметам, закладывающим фундамент для работы. Образование стало сферой услуг, где средний студент выступает в качестве потребителя, ориентирующегося на свобод-

ный рынок. Таким образом, коммерциализация стала еще одной чертой современной системы образования.

4. Важное место в формировании компетентного специалиста занимает воспитательный процесс. Личностно-ценностные качества будущего специалиста лежат в основе формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Поэтому перед современным образовательным процессом стоит задача не только подготовить конкурентоспособного специалиста, но и воспитать нравственного человека с активной гражданской позицией. Воспитательный процесс в системе образования осуществляется не только в рамках учебных занятий, но и на уровне внеучебной работы. Отношение к этому процессу изменилось, когда из аккредитационных показателей убрали оценку воспитательной деятельности вуза.

Решение этих вопросов, помимо прочего, является частью реформирования и модернизации отечественной высшей школы. Национальная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социального, культурного и духовного потенциала. Именно в этом направлении разворачивается в XXI в. соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а, следовательно, за уровень собственной безопасности, сохранение самобытного развития и, в конечном счете, за поликультурную систему мирового сообщества. Глобализация открывает не только новые пути для развития отечественной системы высшего образования, но и ставит перед ней вопросы сохранения накопленного опыта, эволюционности развития, оптимального сочетания национальных и международных тенденций высшего образования.

Литература

1. Асанова И.М., Семухина Е.В. Концепт «компетентность» как фактор преобразовнаия и модернизации высшего профессионального образования в России: системный подход // Социология и право. 2015. № 3 (29). С. 11-17.

2. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Коллективный научный труд. Сост. и отв. ред. членкорр. РАН Н.И. Лапин. М.: Издательство «Весь Мир», 2016. 360 с.

3. Баймулдинова А.Т. Проблемы модернизации высшего образования в Кыргызстане // Наука, новые технологии и инновации. 2011. № 2. С. 317-319.

4. Воронов В.В. Проблемы и перспективы модернизации высшего образования в Латвии // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2013. № 5. С. 33-42.

5. Жилина Н.Н. Модернизация финансового обеспечения образовательных организаций РФ // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 2 (26). С. 55-58.

6. Ильиных С.А. Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 46-51.

7. Карабанова О.В. Модернизация высшего образования как источник повышения качества человеческого капитала // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2013. № 1 (20). С. 100-104.

8. Леонтьева Н.А. Модернизация системы высшего образования в России: количественные и качественные преобразования // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 50-55.

9. Никитенко Е.В. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 44-49.

10. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / Пер. с англ. под общей редакцией Н.И. Лапина/Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2011. 256 С.

11. Павлова О.В. Компетентностный подход как основа модернизации современной системы высшего профессионального образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (23). С. 72-75.

12. Розина Н.М. Модернизация высшего профессионального образования в свете изменения законодательства по образованию // Вестник Финансового университета. 2010. № 3. С. 8-11.

13. Савинков В.И., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование» и модернизация системы высшего образования // Вестник Института социологии. 2011. № 1 (2). С. 8-34.

14. Самсонова А.А. Проблемы и перспективы модернизации современного высшего образования // Совет ректоров. 2015. № 11. С. 49-58.

15. Сергеев П.А. Академические принципы управления наукой и образованием как фактор модернизации высшей школы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 33. С. 2-6.

16. Скворцова Л.А. Активизация учебного процесса в вузе в условиях модернизации высшего образования // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 1 (5). С. 134-141.

17. Сокуренко Е.Г., Крючкова Е.А. Модернизация и перспективы развития системы высшего образования в России // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4. С. 181-186.

18. Старостенко К.В., Чекулаев А.А. Модернизация высшего образования в РФ: актуализация защиты национальных интересов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 356-362.

Lapteva Natalia Vladimirovna, senior teacher, Department of state and municipal management; Samara state University named after academician S.P. Korolev (1, Acad.Pavlova, Samara, 443011, Russian Federation). E-mail: lapteva.n@list.ru

THE ANALYSIS OF THE MODERNIZATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION IN HIGHER EDUCATION

Abstract

In the article modernization processes in the sphere of higher education in our state was discussed. Author concentrated her attention on the connection of such modernization and global processes. Author made her conclusion that Bolognia system can be transformed. Keywords: modernization, education, policy ,industrial civilization, Bolongia process, modernization processes, integration processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.