Сегодня представление о России ассоциируется скорее с холодом, чем с величиной территории. Российская исключительность выражается через упоминание зимы, снега, холода ... Вопросы конкурентоспособности в мировой экономике заставили рассматривать беспрецедентно холодный климат российских территорий как недостаток. Наглядным примером пессимизма, вызванного этой точкой зрения на климат, является популярная в своё время книга Андрея Паршева «Почему Россия не Америка».
Автор в своей книге рассуждает, что преимущественно из-за своего холодного климата и связанных с ним издержек в экономической деятельности, Россия не состоятельна как глобальный конкурент и обречена оставаться вне мирового экономического сообщества. Конечно, страны с более холодным климатом при прочих равных условиях нуждаются в большем энергопотреблении. Но также известно, что и страны с более теплым климатом, как правило, потребляют на душу населения больше электроэнергии. Это страны с высоким уровнем жизни.
Если рассматривать только издержки холода, то возможно А. Паршев прав в своих выводах. Но в части того, что российская проблема холода является неразрешимой, можно было бы поспорить.
Холод, холодный климат может иметь свои достоинства и надо воспользоваться этими преимуществами. Причина неконкурентоспособности России заключается, мы считаем, как раз в том, что ранее никто конкретно не занимался по-настоящему поиском и проработкой этих значимых сравнительных преимуществ. Для решения проблемы низких температур необходимо подходить комплексно, это должны быть комплексные медицинские, экономические, биологические, физические, химические исследования.
Слова великого русского ученого и северянина М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью... и Ледовитым океаном» приобретают сегодня новый смысл. Холод — это ресурсы будущего. Россия обладает всем необходимым комплексом потенциалов для прорыва в использовании низких температур на благо страны и населения.
Литература
1. Борисенков Е.К. Климат и деятельность человека. — М.: Наука, 1982.
2. Энгельс Ф. Диалектика природы. Сочинения в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс — Москва: Политиздат, 1961. — Т. 20. — С. 345-548.
3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Природа и сущность человека. Сочинения в 50-ти т./ К. Маркс, Ф. Энгельс — М.: Политиздат, 1955. — Т. 42. — С. 162—163.
4. Formerly the National Climatic Data Center (NCDC)...more about NCEI « [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. ncdc.noaa.gov — NOAA «Formerly the National Climatic Data Center» — (Дата обращения: 20.03.2017).
5. Конищев В.Н. Универсальная энциклопедия для юношества. Земля. — М.: Современная педагогика, 2001.
6. Мнение эксперта: «Исследования вечной мерзлоты носят междисциплинарный характер» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.arctic-info.ru. — Информационное агентство «Arcticinfo». — (Дата обращения: 22.03.2017).
7. Хилл Фиона, Гэдди Клиффорд. Сибирское бремя. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bib.convdocs.org — (Дата обращения: 20.03.2017).
перспективы возрождения ОЛОВЯННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
О.Н. Свинобоева,
аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» (г. Якутск)
P.P. Ноговицын,
профессор кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор [email protected]
В статье рассмотрены основные проблемы оловодобывающей промышленности РС(Я) в условиях полнейшего спада производства в целом по стране с начала 1990 г, приводятся исторические данные. Автор аргументирует привлекательность долгосрочных инвестиций в оловодобывающую отрасль Республики Саха (Якутия) на фоне устойчивого роста цены на олово и развития индустрий, потребляющих металл на мировом рынке, сформированы предложения для восстановления и развития отрасли в регионе.
Ключевые слова: добыча олова, инвестиции, арктическая зона, Республика Саха (Якутия), налог на добычу полезных ископаемых.
УДК 622.345(571.56) ББК 65.305.2 (2 Рос. Яку)
Ориентация государства исключительно на развитие добычи высоколиквидных природных ресурсов, цены на которые до недавнего времени сохраняли устойчивый рост, привело к диспропорциям, как в экономике, так и в развитии добычи многих других полезных ископаемых. На сегодняшний момент практически не осуществляется добыча олова, значение которого для страны невозможно переоценить. Причем, с 2010 г на мировом рынке олова наблюдаются положительные перемены, что связано с появлением новых отраслей его применения. Олово-металл, стал востребованным индустрией высоких технологий. Расширилось производство припоев,
сплавов для пайки изделий разной электронной аппаратуры, спектр выпуска которой огромен: от современных игрушек и электротехники до радиотелевизионной аппаратуры, средств связи и компьютерной техники. Этот новейший сектор мировой индустрии неуклонно растет в последние годы и нарастающими темпами потребляет целую гамму оловосодержащих припоев. Таким образом, новые сферы применения олова существенно расширили спрос на него [5]. Рынок олова становится интересным для долгосрочных инвестиций, что позволит повысить стабильность экономического развития и снизит зависимость от внешней конъюнктуры.
Мировое потребление рафинированного олова, по данным отраслевого объединения Industrial Technology Research Institute (ITRI), составляло в 2015 году 345,7 тыс. тонн. Более половины объема обеспечивает производство припоев и сплавов, на втором месте — выпуск белой жести. В России картина обратная: основная часть олова идет на производство жести. По данным Геологической службы США (USGS), более 70% мировых запасов олова приходится на Китай, Индонезию, Перу, Боливию и Бразилию. Также значительные залежи имеются в Малайзии, Австралии, Таиланде и России. Китай и Индонезия концентрируют до 65% производства олова [8] В настоящее время добычу олова в России осуществляет холдинг «Селигдар», добывающий металл в Хабаровском крае. За 2016 г. компанией добыто всего 618 тонн. Между тем, в 1990 году СССР занимал четвертое место в мире по добыче олова — 19,8 тыс. тонн.
Мировые цены на олово по-прежнему продолжают расти. Так, если в январе 2016 г. олово стоило около $14 тыс. за тонну, то в первые две декады января 2017 года цены колебались в диапазоне $21,072 — $21,175 тыс. за тонну. Данная динамика дает основания для позитивного прогноза роста цен на металл, вплоть до текущего года. Так, по оптимистичным прогнозам к концу 2017 г цены на олово могут достичь отметки $23-24 тыс. за тонну.
Вплоть до 1930-х годов в России не велись разработки по добыче оловянного концентрата и отсутствовала соответствующая промышленность. Безусловно, страна остро нуждалась в олове и была зависима от импорта металла из-за рубежа.
Из «Обзора Якутской области за 1906 г» в части «Добывание минеральных и ископаемых богатств» следовало: «Несмотря на огромные количества минеральных и ископаемых богатств в Якутской области, разработка их не имеет почти никакого значения. После отчисления Олекминско-Витимских приисков, золото в Якутской области довольно долгое время совсем не разрабатывалось. Лишь при составлении списков лиц, имеющих право на выборы в Государственную Думу, было установлено, что по границам с Амурской областью имеется известное количество разрабатывающихся и большое количество заявленных приисков. Экономически эти прииски связаны с Благовещенском, от обитаемых мест Якутской области отделены на сотни верст лесами, никакими дорогами с центрами Якутской области не соединены и состоят в ведении Зейского горно-полицейского округа Амурской области, поэтому известно о них стало к 1906 году лишь случайно. Серебро-свинцовые руды и железо разрабатываются местными инородцами кустарным способом для домашних поделок и в самом незначительном количестве. Серебро-свинцовая руда, которой пользуются инородцы, известна по реке Яндыбаль, впадающей в Яну а железная руда — по берегам Ботомы, впадающей в Лену» [3].
Начиная с 1930-х годов ситуация коренным образом изменилась, развернулись масштабные поиски месторождений олова, главным образом — в восточных районах страны. Результатами поисков было открытие новых многочисленных месторождений в Приморье, Якутии и на территории Магаданской области.
Благодаря усилиям советских геологов, в 1940 году открылись перспективы извлечения металла на востоке Советского Союза, где была обнаружена крупная оловоносная провинция, потенциал и возможности которой превосходили основные оловорудные рудники мира, которые уже на тот момент, были достаточно истощенными.
Так началась история становления собственной базы для развития отечественной оловянной промышленности. Учитывая природно-климатические реалии Севера нашей страны, образование и развитие оловянной промышленности происходило в тяжёлых, а порою и в абсолютно невыносимых условиях, ведь в те времена работы по добыче полезных ископаемых не были механизированы. Несмотря на это, через несколько лет началась разработка оловянных месторождений, в первом же году эксплуатации было извлечено 202 концентрата оловянной руды [12].
В середине 20 века были открыты и введены в работу несколько групп месторождений, построены крупные предпри-
ятия, в числе которых Депутатский ГОК — гордость советской оловянной индустрии, производивший свыше 5000 т олова в концентрате. Преодолевая трудности, благодаря совместным усилиям всей страны, СССР вошел в ряды крупнейших производителей олова на мировом рынке, вклад страны в мировую добычу олова составлял 10%.
С развалом СССР и переориентацией экономического строя в стране, оловянная промышленность прекратила свое существование, хотя добыча руды на Депутатском ГОКе осуществлялась в незначительных количествах вплоть до 2009 г. Таким образом, совокупность всех негативных факторов, включая продолжительный спад цены на металл, отбросило оловянную промышленность страны на начальный уровень ее развития. С закрытием Депутатского ГОКа в Усть-Янском районе республики Саха (Якутия) произошел отток населения, в том числе квалифицированных кадров.
По прогнозам Исследовательской компании BMI Research, цена на олово, как в краткосрочной, так и в долгосрочной пер-спективае будет расти. К 2020 году цена на олово будет не ниже $22 тыс. за тонну, что связано с устойчивым дефицитом металла на мировом рынке и истощением мировых запасов. Также сохраняется позитивный настрой инвесторов, связанный со стабилизацией экономики Китая. Аналитики BMI Research ожидают также увеличение дефицита металла с 0,9 млн тонн в 2016 до 9,4 млн тонн к 2020 году.
Помимо использования олова в электронике и химических сплавах, оно также используется при пайке, которая представляет собой процесс, где два или более металлов соединяются путем плавления (припоях). Этот процесс используется в ряде отраслей промышленности, включая строительство. Кроме того, значительный рост спроса на бытовую электронику, особенно в Китае, Тайване, Южной Корее и Соединенных Штатах будет положительно стимулировать рынок олова, что в свою очередь, обеспечит поддержку установившихся высоких цен на металл.
Единственным фактором, представляющим риски для прогнозируемых цен в перспективе, является Индонезия, где в настоящее время введено ограничение добычи олова. По состоянию на июнь 2016 г., только 29 из 47 заводов в Индонезии были в рабочем состоянии. Тем не менее, легальные производители могут нарастить выпуск металла, а нелегальные шахтеры могут найти альтернативные пути для возобновления добычи с целью получения нелегальных доходов. Это приведет к увеличению поставок олова из страны, что может повлиять на прогнозируемые цены на олово в перспективе [10].
Благодаря активным поискам и разработкам олова с начала 1930-х годов, уставлено, что более 36% запасов и 59% ресурсов высоких категорий расположено в Яно-Индигирской оловоносной провинции, находящейся, в большей своей части, на территории Республики Саха (Якутия), где аккумулированы основные месторождения металла. Большая часть запасов олова Яно-Индигирской группы районов (более 76%) содержится в коренных объектах, главным из которых является крупнейшее в стране Депутатское месторождение (11,8% запасов России) богатое касситерит-турмалиновыми рудами со средним содержанием олова 1,15%. Среди россыпей по количеству содержащегося в них олова и качеству песков выделяются две — в ручьях Тирэхтээх и Одинокий, запасы каждой из которых превышают 50 тыс. тонн металла при содержании олова в песках более 800 г/куб.м. Для сравнения: в россыпях островов Банка и Белитунг в Индонезии, являющихся главным центром добычи россыпного олова в мире, содержание металла находится на уровне 330 г/куб. м [13].
Еще в далеком 1963 году К.Г. Кондаков в своем научном исследовании «Основные экономические положения эффективности промышленного освоения недровых богатств Якутской АССР» писал, что на основе всестороннего учета качества сырья определена высокая экономическая эффективность создания в Якутской АССР крупной оловодобывающей промышленности. Так, для получения одной тонны олова в концентрате из якутских месторождений в силу высокого содержания металла и качества руд, при одинаковом уровне техники, рабочей силы потребуется меньше, чем при эксплуатации мес-
1 84
торождений Приморского края в 3 раза, Хабаровского края и Магаданской области в 1,5 раза, а в сравнении с Читинской областью в 7,5 раз [4].
Казалось бы, при установившихся в 2017 г мировых ценах на олово в размере $21 тыс. за тонну и себестоимости олова в концентрате в 2009 году при 55% депутатского олова в сырье 346,4 тыс. руб. можно достичь неплохих финансовых показателей [6]. Однако одним из факторов, удорожающих освоение природных ресурсов республики, является отсутствие налаженной экономически эффективной транспортной схемы.
Усть-Янский район, где расположены разведанные месторождения олова, входит в состав Арктической зоны Республики Саха (Якутия), инвестиционный потенциал, прежде всего, сосредоточен на месторождениях полезных ископаемых. При этом существуют сложности с переработкой, транспортировкой, а также практически отсутствует квалифицированный кадровый потенциал.
С 2015 года лицензия на россыпное месторождение олова на участке Тирэхтээх принадлежит ОАО «Янолово», дочернему предприятию АО «Республиканская инвестиционная компания» (РИК, структура правительства Якутии). В настоящее время компания ведет переговоры с китайскими инвесторами. В мае 2017 года в рамках международного форума «Один пояс, один путь» представители российской делегации провели переговоры с китайской государственной корпорацией Jiangxi Copper, являющейся крупнейшим производителем меди в Китае с мощностью добычи более 1,2 млн тонн меди в год. Стороны обсудили освоение олова и золота в Усть-Янском улусе.
Представители министерства по развитию Дальнего Востока РФ заявили о поддержке проектов в Якутии и предложили в целях продвижения проектов организовать встречу с заместителем председателя правительства России Юрием Трутневым осенью этого года [9].
Одной из основных причин отсутствия долгосрочных инвестиций в оловянную промышленность является высокая степень неопределенности налогового законодательства. Например, в подпункте 17 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ введена «нулевая» ставка НДПИ на добычу кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно [1]. Причем, в этом периоде добыча олова в Республике Саха (Якутия) не осуществлялась. Какие поправки будут внесены в Налоговый кодекс после 31 декабря 2017 года, касающиеся добычи олова, неизвестно. Наряду с этим, в рамках реформирования пенсионной системы РФ, а также с целью снижения дефицита средств Пенсионного Фонда РФ, в одном из пунктов Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, предлагается для работодателей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий ввести дополнительный тариф отчислений в размере 2% [2]. В районах Крайнего Севера, в частности, на территориях, приравненных к Арктической группе улусов, до половины всех юридических лиц, состоящих на налоговом учете, являются бюджетные организации. Средняя заработная плата бюджетников, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, выше средней по РФ, что связано с применением районных коэффициентов. В связи с чем, начисления страховых взносов в среднем больше. Введение дополнительного тарифа, учитывая достаточно высокие ставки социальных налогов в России, приведет к удорожанию себестоимости выпускаемой продукции, росту цен, росту социальной напряженности и снижению основных экономических показателей региона.
Мощным стимулом со стороны государства для развития золотодобычи является применение нулевой ставки НДС при
реализации драгоценных металлов банкам, данная норма прописана в статье 165 Налогового кодекса РФ [1]. Между тем, при стабильно высоких ценах на золото и огромном спросе на металл, как внутри страны, так и за ее пределами, финансовый результат крупных золотодобывающих компаний всегда остается стабильно положительным [11]. Таким образом, вложения в добычу драгоценных металлов очень привлекательны для инвесторов. Касательно добычи олова, ситуация остается крайне неопределенной, как в отношении транспортировки, так и в налогообложении. Если рассматривать ситуацию по сценарию отмены нулевой ставки НДПИ с 2018 года и отсутствия каких-либо льгот по НДС, то инвестиционная привлекательность в добычу олова в России остается по-прежнему неблагоприятной, также следует учитывать тот факт, что попутно с добычей олова извлекаются вольфрам, флюорит, индий, висмут и др. драгоценные металлы, которые формируют налоговую базу при расчете НДПИ.
Такое положение дел не позволяет налогоплательщикам, а также инвесторам прогнозировать налоговые последствия сделок и повышает риски хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, влияет на общий деловой климат в регионе.
Для привлечения долгосрочных инвестиций в оловодобывающую промышленность необходимо формирование системы стимулов со стороны органов государственной власти разных уровней:
1. Совершенствование механизма обложения НДПИ при добыче олова на начальных этапах добычи, например, снижение ставки, применительно к отдельно взятым регионам, где добыча полезных ископаемых затруднена природно-климатическими условиями.
2. Внесение поправок в статью 149 Налогового кодекса РФ, в отношении добычи олова, в частности, на начальных этапах.
3. Не вводить для работодателей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий дополнительный тариф отчислений в Пенсионный фонд в размере 2%.
Восстановление добычи олова на базе уже освоенных месторождений даст возможность возродить Арктические территории республики, обеспечит в долгосрочной перспективе рост поступлений в бюджеты различных уровней.
С целью развития арктических территорий РФ, обсуждается принятие закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Оценка перспектив развития добычи олова на фоне принятия закона может быть достаточно положительной. Разработана принципиально новая концепция Северного морского пути, которая в первую очередь, нацелена на использование Россией своего преимущественного географического положения, что позволит не только решить транспортную проблему арктических территорий, но и приносить доход в бюджет государства. Суть в том, что расстояние по Северному Ледовитому океану в азиатские страны в три раза короче, чем используемые сегодня транспортные схемы через Атлантический и Индийский океаны. Изменив мировой грузопоток, используя Северный морской путь, наша страна могла бы на этом «зарабатывать». Разумеется, стране необходимо осуществить обновление ледокольного флота, а также соответствующих баз на побережьях. К 2020 году планируется строительство двух самых больших и мощных в мире ледоколов стоимостью 42 и 44 млрд рублей. Также предполагается модернизация действующих арктических портов (Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон), создание новых портовых и транспортно-логистических комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов [7].
При успешной реализации данных мегапроектов и при условии совершенствования налоговой политики в отношении добычи олова на арктической территории Республики Саха (Якутия), Россия возродит былые позиции на мировом рынке олова.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117 ФЗ (ред. от 03.04.2017 г)
2. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн.1; Под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.
3. Обзор Якутской области: приложение к всеподданейшему отчету Якутского губернатора за 1906 год. — Якутск: Типография Якутского областного правления, 1908. — 258 с.
4. Кондаков К.Г. Основные экономические положения эффективности промышленного освоения недровых богатств Якутской АССР: доклад о содержании основных опубликованных работ на соиск. учен.степ.канд. эконом.наук / Объединенный ученый совет по экономическим наукам Сибирского отд-я Академии наук СССР. — Якутск, 1963. — 25 с.
5. Айкашев А.Н. Современный мировой рынок олова и перспективы участия в нем России.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экономич. наук (08.00.14) /РФ ФГБОУ ВО Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ. — Москва, 2015. — 35 с.
6. Егорова И.Е, Егоров Е.Г. Перспективы инвестиций в оловянную промышленность: мировые тенденции //Проблемы современной экономики. — 2012. -№4(44). — С.93-97.
7. Серова В.А. Новый этап развития транспортной системы Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2014. — Т.5. — № 42. — С. 69-72.
8. Перспективы добычи олова в России [электронный ресурс]: YKTIMES.RU / 26 января 2017. URL: http://www.yktimes.ru (дата обращения: 11.06.2017).
9. В Китае обсудили добычу золота и олова в Усть-Янском улусе [электронный ресурс]: YKTIMES.RU/новости/ 15 мая 2017. URL: http://www.yktimes.ru (дата обращения: 11.06.2017).
10. Higher-tin-prices-forecast-2017-2020//features/3 November 2016. URL: https://www.miningreview.com (дата обращения: 12.06.2017).
11. Обзор 7 крупнейших золотодобывающих компаний России [электронный ресурс]: moneymakerfactory.ru/spravochnik/ URL: http://moneymakerfactory.ru (дата обращения: 12.06.2017).
12. Восстановится ли в России добыча олова? [электронный ресурс]: www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2041&nomer=68/ URL: https://www.promved.ru// (дата обращения: 03.06.2017)
13. Состояние и использование минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации [электронный ресурс]: www.mineral. ru/Facts/russia/161/538/3_13_sn.pdf14% URL: https://www.rudmet.ru// (дата обращения: 04.06.2017).
ОСНОВНЫЕ виды инвестиционных рисков суверенных фондов
НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУдАРСТВ
И.Д. Элякова,
профессор кафедры финансов и банковского дела Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук [email protected]
Ю.Ю. Федоров,
зав. кафедрой маркетинга и экономики Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»(г. Якутск),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются фонды благосостояния, которые создаются не только в масштабах страны, но и в масштабах региона. В Республике Саха (Якутия) создана Некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений РС(Я)». Решение о создании Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) принято на основании Распоряжения Президента Российской Федерации от 12 октября 1992 года и Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1992 года № 278. Источником для пополнения Фонда служат безвозмездные пожертвования ОАО АК «АЛРОСА» из прибыли на основании договора о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия) и АК «АЛРОСА» (ОАО). Инвестиции этого целевого фонда направлялись и направляются в основном на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта. Кроме того, фондом реализуются различные проекты социальной и экологической направленности. На инвестиционную стратегию фондов влияют рыночные и специфические риски.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), государственный фонд, инвестиции, финансы, рыночные риски, расходы государства, ОАО АК «АЛРОСА»
УДК 336.61 ББК 65.263
Сегодня освещение вопроса независимых (суверенных) фондов в странах имеет особую актуальность. В современных нестабильных условиях, в эпоху кризисов — политических, военных, экономических суверенные фонды (далее СФ) выступают в роли залога, «точек опоры» и стабилизации в развитии национальных экономик, заинтересованных в инструментах устойчивого развития. Не случайно период появления подобных структур и научного интереса к ним совпадают по времени, это период конца 20 и начало 21 столетия.
Отличительная черта подобных фондов, во всех странах без исключений — это их относительная независимость и обособленность от государственных средств, причем решается это за счет четко очерченного круга поставленных целей и задач. Источниками фондов могут быть государственные средства, добровольные взносы, пожертвования и т.д. 1 86
Специфика суверенных фондов:
- источники фонда и направления использования средств не соотнесены и не зависимы.
- временной период использования средств СФ долгосрочный, эффект проявления будет иметь «отдаленную перспективу», как правило, в условиях демократического общества проявит себя в период очередного президентского срока и правления новой политической элиты.
Подобные фонды созданы в регионах РФ, так в Республике Саха (Якутия) создана Некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений РС(Я)». Решение о создании данного фонда было принято Распоряжением Президента Российской Федерации от 12 октября 1992 года и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1992 года № 278. За образец был взят региональный фонд развития штата Аляс-