~П Республике Саха (Якутия) залегают все запасы сурьмы и
Л.М большинство олова России, составляющие 12% мировых запасов. Олова в мире выплавляется 250-300 тыс. т. в год. Если в дорыночный период Россия контролировала до 10 % мирового производства, то в 2003 г. на ее долю приходилось лишь 2,2 % мирового производства.
Однако, после затяжного почти 20 летнего кризиса на мировом рынке олова в конце 2003 г. начался резкий рост цен и спроса на олово, в результате запасы олова быстро исчерпали и в 2004 г. дефицит олова превысил 20 тыс. т [1].
Олово и сурьмядобывающие предприятия республики только начинают выходить из кризиса, причиной которой являются объективные факторы. Между тем остается опасность возврата их в кризисное состояние, которое определяется внутренней и внешней угрозами. Первая - это большой износ основных фондов (более 50 %, т.е. критический уровень), технологическая незавершенность производства, отсутствие замкнутого цикла, обеспечивающего производство конечной продукции, не загруженность производственных мощностей. Сарылахская обогатительная фабрика при проектной мощности 100,0 тыс. т загружена менее чем наполовину. Внешняя угроза - это зависимость от мировой конъюнктуры, высокозатратная транспортная составляющая, обусловленная несовершенной схемой поставки сырья потребителям, отсутствие государственного регулирования.
Экономическую безопасность республики следует напрямую связывать с минерально-сырьевой безопасностью России, в частности, по сурьме и олову. Поскольку республика является единственным источником сурьмясодержащего сырья и основным по олову, федеральный центр будет вынужден под-Таблица 1
Динамика добычи и переработки руд на месторождении Сарылах
Год Добыча горнорудной массы, тыс. т Выпуск концентрата, тыс. т Выпуск сурьмы в концентрате, тыс. т Золото в концентрате, кг
2003 36,0 7,11 4,85 213,18
2004 29,5 5,25 3,16 66,84
2005 30,3 5,30 3,29 95,50
Всего 95,8 17,66 11,30 375,51
214
держивать стабильное функционирование и развитие ЗАО «Сары-лах-Сурьма» и ОАО «Депутатсколово». В результате сохранения и развития сурьмяной и оловодобывающей промышленности республики обеспечивается минерально-сырьевая безопасность России, а Республика Саха (Якутия) за счет развития действующих горнодобывающих предприятий укрепит социально-экономическое положение в районах дислокации предприятий, а в конечном счете экономику республики.
Укреплению сырьевой базы и наращиванию производства в сурьмяной промышленности способствовала разработка и реализация подпрограммы «реструктуризация золотосурьмяной отрасли». В результате чего была проведена геолого-эконо-мическая оценка оставшихся запасов золотосурьмяных месторождений Сарылах и Сентачан, создана единая система управления золотосурьмяным комплексом республики. В итоге 2003 г. чистая прибыль составила 57,7 млн руб., в 2004 г. - 34,9 при численности работающих 132134 чел.
Как видно из табл. 1 динамика темпа роста добычи, выпуска концентрата и экономические показатели повышают инвестиционную привлекательность месторождения [2].
Экономическую безопасность главных поставщиков олово и сурьмясодержащего сырья в условиях нестабильности должны гарантировать российские власти, имеющие часть госсобственности. В противном случае отечественные олово и сурьмяперерабаты-вающие предприятия будут вынуждены ориентироваться исключительно на импорт, а это - угроза минерально-сырьевой зависимости России от зарубежных стран, от которой один шаг до угрозы экономической и национальной безопасности России. Кроме того, в настоящее время, когда Китай является членом ВТО, а Россия лишь готовится вступить в это мировое сообщество, обостряется противостояние двух «сырьевых» стран не только в экономическом, но и в политическом аспекте, причем не в пользу России.
В перспективе сурьмя- и оловодобывающая промышленность республики сохранит лидирующее положение в России, поскольку нет конкурентов на внутреннем рынке, однако есть угроза внешняя со стороны импортной китайской продукции, в связи с вступлением Китая в ВТО положение на мировом рынке олова и сурьмы стабилизировалось из-за невозможности использования демпинговых
215
цен. В то же время не ясно, что ожидает рассматриваемые подотрасли цветной металлургии в связи с вступлением России в ВТО.
Вступление России в ВТО дает доступ своей продукции на мировой рынок и одновременно к дешевому импортному сырью. В связи с этим здесь важен выбор правильной долгосрочной стратегии.
Предвестником и индикатором угрозы экономической безопасности любой страны является показатель ее обеспеченности и зависимости по минерально-сырьевым ресурсам. В этом отношении роль и значение Республики Саха (Якутия) в связи с наличием на ее территории таких стратегически важных видов сырья как олово и сурьма должно быть адекватно оценено и учтено во взаимоотношениях между центром и субъектами РФ в условиях усложняющихся межбюджетных отношений.
В перспективе, чтобы превратить оловянную и сурьмяную промышленности в рентабельные и бюджетообразующие отрасли республики, необходимо пересмотреть концепцию их развития, ориентируя их на производство конечной товарной продукции.
В целях стабилизации добычи олова и сурьмы, а главное дальнейшего развития этих подотраслей цветной металлургии, целесообразно создание в республике с участием федерального центра олово- и сурьмяперерабатывающего производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной товарной продукции мирового класса. Это позволит оптимизировать затраты, комплексно и рационально использовать ценное первичное сырье, превращая оловянную и сурьмяную подотрасли цветной металлургии в стержневые производства народного хозяйства республики, укрепляющие экономическую безопасность, а для России устранит опасность возникновения минерально-сырье-вой зависимости по указанным видам ресурсов, укрепит национальную безопасность и обороноспособность.
Олово - и сурьмядобывающие предприятия республики размещены в районах с экстремальным климатом - арктической зоне, что является внешней природной угрозой эффективному функционированию производства и негативно влияет на экономическую эффективность работы предприятий.
В итоге даже существенное повышение мировых цен на олово и сурьму не компенсирует темпы роста затрат на производство (цены на топливо, электроэнергию, транспорт и др.). В
216
результате рентабельность предприятий рассматриваемых подотраслей цветной металлургии практически нулевая, т.е. предприятия работают нестабильно, на грани убыточности.
Создание металлургического производства на базе Сарылах-ской обогатительной фабрики даже не по самой инновационной технологии, с выпуском конечной продукции-триоксида сурьмы позволит полностью реанимировать сурьмяную промышленность республики и гарантировать ее стабильное функционирование на многие годы, что будет способствовать укреплению ведущего положения сурьмяного комплекса Якутии в России, а последней - на мировом рынке сурьмы. В этом заинтересованы как Центр, так и республика.
Триоксид сурьмы по сравнению с концентратом является дефицитным, высокоценным и ликвидным продуктом на внутреннем и внешнем рынках. Разница цены при реализации конечной продукции металлургического передела - триоксида сурьмы и даже 60 % сурьмяного концентрата намного перекрывает предстоящие расходы по организации металлургического передела и позволит получать прибыль.
Расчеты показывают, что если цена реализации в России 1 т сурьмяного концентрата равняется 5500 руб., то 1 т триоксида сурьмы на Сарылахе будет стоить не менее 16 тыс. руб. В результате организации на месте металлургического передела с выпуском конечной сурьмясодержащей продукции с высокой потребительской стоимостью общий экономический эффект по ЗАО «Сарылах-Сурьма» при проектной производительности предприятия 3000 тонн триоксида сурьмы и реализации ее по мировой цене (39 тыс. руб/т) достигнет 69000 тыс. руб. или более 200 тыс. дол. в год.
В целях поддержания уровня добычи оловорудного сырья, достигнутого в последние годы, и дальнейшего наращивания производства, федеральным властям необходимо активизировать усилия по государственному регулированию развития оловодобывающей промышленности страны, в частности, предприятий расположенных на территории РС (Я) путем пересмотра налоговой политики и тарифной системы на электроэнергию и транспорт. Все указанные вопросы предусмотреть в разрабатываемой промышленной политике страны.
В 2004 г. с целью повышения эффективности производства ОАО «Депутатсколово» было преобразовано в ООО «Сахаолово»,
217
в состав которого вошли: рудник «Чурпунньа», прииск «Тирехтях», а также два опытно-промышленных участка (ОПУ): ОПУ-1-по переработке некондиционной руды, заскладированной на руднике «Западный» и ОПУ-2-по переработке хвостов центральной обогатительной фабрики Депутатского ГОКа. В том же году новым предприятием был получен валютный кредит под гарантию ОАО «Новосибирский оловокомбинат», в сумме 3 млн. долл. США сроком на три года; он был использован для обновления горнодобывающего и перерабатывающего оборудования. В счет этого кредита осуществлены инвестиции в сумме 78,6 млн руб., в том числе в
2004 г. - 73 и в 2005 г. - 5,6 млн руб. Погашение валютного кредита должно осуществляться с июля 2007 г. по март 2008 г.; на 2007 г. приходится 52,4, а на 2008 г. - 26,2 млн руб.
Кроме того, распоряжением Правительства РС (Я) в начале
2005 г. предприятию был предоставлен товарный кредит нефтепродуктами а сумму 85 млн руб. под 1 % годовых. Возврат кредита производится за счет реализации оловоконцентрата векселями ООО «Сахаолово», авалированных ОАО «НОК», в соответствии с графиком гашения векселей, начиная с июня 2005 г.
В целом реализация всех указанных мер даст возможность предприятию непрерывно наращивать объемы производства олова (табл. 2) [3].
Таким образом, в целях сохранения достигнутого уровня производства в олово- и сурьмядобывающей промышленности Республики Саха (Якутия), а главное, обеспечения минерально-
Таблица 2
Планируемое количество олова в концентрате по ООО «Сахаолово» в 2006-2009гг., т
Подразделение 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. Всего
Чурпунньа 1200 1400 1460 980 5040
Тирехтях 900 670 410 610 2590
Депутатское - 250 1120 1680 3050
ОПУ 80 80 80 - 240
Итого 2180 2400 3070 3270 10920
сырьевой и экономической безопасности России, Правительству Российской Федерации и ее субъектам необходимо расширять и укреплять связи и сотрудничество между частным акционерным капиталом и государством через взаимовыгодное партнерство.
218
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяконов В.А., Федоров В.М., Шерстов В.А. ООО «Сахаолово» на пути укрепления экономики и наращивания объемов производства. - Горный журнал, 2006, №3. - С. 93-98.
2. Рубанов И. Сказ об олове. - Эксперт, №26, 2005. - С. 90-92.
3. Федоров В.М., Шерстов В.А. Развитие сурьмяной отрасли промышленности республики Саха (Якутия). - Горный журнал, №4, 2006. - С.50.
— Коротко об авторе -
Григорьев В.П. - Институт региональной экономики Академии наук РС (Я), г. Якутия.
--^^ —--© И.К. Егоров, 2008
И.К. Егоров
ПОДЗЕМНЫЙ КОЛЕСНЫЙ СКРЕПЕР
настоящее время прогрессивные, богатые горные пред-Х-# приятия, добывающие алмазы и золото не заслуженно отказываются и принижают роль переносного оборудования, таких как, перфораторы и скреперные установки.
Применяемое в данное время дорогостоящее, опасное, трудно обслуживаемое самоходное, импортное оборудование хотя и повысило показатели очистных, проходческих и горно-разведочных ра-
219