Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цепь поставок / цифровые технологии / нефтегазовое предприятие / supply chain / digital technologies / oil gas enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапов М.В., Карнаухов А.М.

В научной статье представлены особенности управления цепями поставок в нефтегазовой отрасли и разработаны мероприятия по внедрению цифровых технологий в управление цепями поставок. Полученные результаты позволили выделить проблемы в системе управления и предложить пути их решения с использованием современных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN OIL & GAS INDUSTRY

The scientific article presents the features of supply chain management in the oil and gas industry and develops measures for the introduction of digital technologies in supply chain management. The results obtained made it possible to identify problems in the management system and suggest ways to solve them using modern digital technologies.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 6

Потапов М.В.

студент

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Карнаухов А.М.

кандидат технических наук, доцент Высшая школа производственного менеджмента Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация: в научной статье представлены особенности управления цепями поставок в нефтегазовой отрасли и разработаны мероприятия по внедрению цифровых технологий в управление цепями поставок. Полученные результаты позволили выделить проблемы в системе управления и предложить пути их решения с использованием современных цифровых технологий.

Ключевые слова: цепь поставок, цифровые технологии, нефтегазовое предприятие.

В современных условиях конкурентного рынка наличие конкурентного преимущества имеет решающее значение для успеха организаций. Построение прочной и эффективной цепочки поставок является одним из способов создания и поддержания этого преимущества. Развивая собственную цепочку поставок, организации могут стратегически выбирать

поставщиков, предлагающих наилучшие условия поставки материальных ресурсов, и покупателей, предлагающих наилучшие условия приобретения готовой продукции.

Для обеспечения эффективности цепочки поставок и поддержания конкурентных преимуществ важно, чтобы все участники располагали достоверной информацией друг о друге. Сюда входит информация о рыночных условиях, ценах, стандартах качества и возможностях доставки. Доступ к такой информации позволяет организациям принимать обоснованные решения и выбирать правильных партнеров для сотрудничества.

Управление логистикой помогает выбрать все элементы эффективной цепочки поставок, способствует снижению риска потерь и повышает вероятность положительного ответа от заказчика.

Поэтому всем участникам цепочки поставок необходимо понимать свое текущее и долгосрочное положение, чтобы использовать возможности, устранять угрозы и обеспечивать эффективное управление и сотрудничество.

При правильной стратегии управления цепочка поставок может предсказывать рыночный спрос, снижать затраты на складские запасы и, в конечном итоге, повышать эффективность бизнеса.

В современном мире конкуренция между предприятиями характеризуется соперничеством между производственно-сбытовыми цепочками (ПСЦ). Модель управления товарно-материальными запасами в условиях управления цепями поставок (ЦП) позволяет объединить ресурсы предприятий и укрепить их сотрудничество с другими производствами. Данная модель дает возможность рационально использовать запасы, точно отражая спрос и снижая их стоимость, повышая конкурентоспособность, оптимизируя общую структуру ПСЦ, которая является ключом к обеспечению бесперебойной передачи информации между звеньями ЦП. Такие модели и идеи управления запасами будут применяться все большим числом предприятий.

При определении системы управления цепями поставок необходимо, прежде всего, определить субъект и объект управления цепью поставок.

Субъектом управления является руководитель или служба, которая формирует цепь поставок и согласовывает со всеми участниками условия ее функционирования.

Объектом управления является цепь поставок.

Цепь поставок определяет направление движения материальных ресурсов, которые необходимы ее участникам для разных целей.

С точки зрения отечественных и зарубежных исследователей в области логистики можно раскрыть цепь поставок как совокупность взаимосвязей между тремя или более экономическими объектами, которые участвуют в движении материальных потоков и сопровождающих им финансовых и информационных потоков от производителя к потребителю.

Цепь поставок является системой, в которой имеются элементы -организации или граждане, которые могут выступать в качестве поставщиков, посредников, производителей или потребителей. Свойствами цепи поставок как системы является ее надежность, управляемость, гибкость, а также адаптивность.

Следует отметить, что под термином «стратегия управления цепочками поставок нефтепродуктов» понимается система, способная обеспечить наименьшие затраты на производство, наивысшее качество и наиболее эффективные показатели использования нефтехимической продукции. Управление такими предприятиями требует реализации принципов ресурсосбережения на всех этапах переработки нефти и производства нефтепродуктов [1].

Исследователи изучали эволюцию и идентификацию этих детерминант при разработке концепции управления цепочками поставок на протяжении более двух десятилетий. В то же время первое упоминание термина «управление цепочками поставок» - SCM (supply chain management, или СКМ) большинство авторов относят к статье «Управление цепочками поставок:

логистические разборки со стратегиями», опубликованной в 1982 г. под руководством исследователей К.Оливера и М. Уэббера [3]. Именно в этой научной работе было предложено изучить поток сырья от производителей к конечным потребителям в рамках комбинированной стратегии под названием «управление цепочкой поставок». В первоначальном проекте авторы утверждали, что цепочки поставок следует рассматривать как единый организм и что для управления ими требуются стратегические решения на самом высоком уровне.

Последующее развитие концепции включило несколько ключевых этапов, представленные на рисунке 1:

этап становления концепции управления

цепями поставок, начавшийся в 1980-е гг. и продлившийся до первой половины 1990-х гг. В рамках данного

этапа на базе передовых компаний произошло закрепление основ управления цепями поставок в концептуальном виде;

Ф

этап отделения от логистики и формирования классической концепции управления

цепями поставок, начавшийся в первой половине 1990-х гг. и продлившийся до начала 2000-х гг. Данный этап включил ключевые преобразования в концепции, т.к. именно

в рамках обозначенного периода произошло обособление управления цепями поставок от общей логистической науки и интегрированной логистики;

Ф

С \

этап дальнейшего развития концепции управления цепями поставок, начавшийся во второй половине

2000-х гг. и продолжающийся до настоящего времени. Данный этап характеризуется трансформацией концепции управления цепями поставок и ее

адаптацией под различные рынки, в том числе через использование

новейших инструментов управления.

ч_)

Рисунок 1. Этапы развития концепции в управлении цепями поставок

Одновременно, наряду с отмеченной периодизацией, включающей 3 этапа развития, некоторые авторы выделяют четвертый и пятый этапы. Четвертый - предварительный, длившийся до 1980-х гг. и характеризующийся возникновением специализированных компаний, развивающих логистические подходы и использующих элементы управления цепями поставок [2, с. 103]. Исследователями рядом авторов обосновано пять этапов, четвертый и пятый выделяются из современного этапа развития путем разделения временного

промежутка на два: первый, охватывающий вторую половину 2000-х гг., и второй, длящийся с 2008 г. по настоящее время. Интерес такого варианта периодизации обусловлен его связыванием с применяемыми инструментами управления и обоснованием наступления пятого этапа с более существенным (тотальным) использованием современных информационных платформ [3, с. 89].

Оценка современных научных исследований и того, как работают заинтересованные стороны рынка, позволяет четко определить необходимость дальнейшего развития теоретических основ и практических аспектов управления цепочками поставок, а также важность разработки нового подхода к управлению, который максимально учитывает расчеты структуры цепочки в качестве конкретной цели управления, т.е. характер движения, а также конкретные компоненты, составляющие цепочку как систему. Все вышесказанное позволяет определить новую версию эволюционной кривой, которая учитывает все основные аспекты трансформации теоретического подхода к управлению цепочками поставок.

Современные условия развития предполагают, что необходимо рассматривать развитие концепции управления цепочками поставок не в трех границах, а в четырех основных этапах: процесс построения концепции управления цепочками поставок, процесс логистического разделения и формирования классической концепции управления цепочками поставок, разработка концепции управления цепочкой поставок и адаптации к новым рыночным условиям.

Три первых из отмеченных этапов соответствуют ранее обозначенным (за исключением того, что временной отрезок третьего периода ограничен 2020 г.), а четвертый - выделен в границах с начала 2020 г. до настоящего времени и обусловлен существенным изменением имеющихся мировых и региональных цепей поставок и способов взаимодействия участников логистического рынка ввиду первоначально возникшей в 2020 г. негативной эпидемиологической ситуации и последующего появления в 2022 г. существенных политических

разногласий между мировыми державами. Т.е. основной причиной выделения четвертого этапа эволюции стали последствия распространения новой коронавирусной инфекции, которые заставили по-новому взглянуть на ключевые характеристики выстраиваемых цепей. Наблюдаемые в настоящее время изменения, связанные с возникшим политическим кризисом, дополнительно подтвердили необходимость трансформации принципов и инструментов управления, используемых копаниями при построении цепей поставок.

В нынешних условиях увеличение пропускной способности цепочки поставок и управление несколькими усилителями цепочки поставок стало очень важным, включая использование картирования цепочки поставок (выявление всей цепочки поставок), а также изучение методов поставок от подрядчиков и стресс-тестирование. Речь идет о непрерывности бизнеса, который ранее был менее привлекательным. Эти материалы стали наиболее важными в борьбе за стабильность поставок и обеспечение непрерывности цепочек, построенных и заменивших традиционные методы. В настоящее время природа цепочек поставок, такая как независимость и прозрачность, стала важной, и в то же время важно выделить в системе управления цепочками поставок руководящие принципы, такие как управление изменениями, которые включают постоянный мониторинг установленных цепочек и оценку уровня точности.

Цифровые технологии (сокращенно ЦТ) в целом следует рассматривать как «использование цифровых инструментов, систем и процессов для хранения, манипулирования, передачи информации и доступа к ней» [4]. Цифровые технологии охватывают различные технологии, начиная от базовых компьютерных систем и заканчивая продвинутым искусственным интеллектом и блокчейном.

К основным перспективам развития цифровых технологий в соответствии с ежегодным отчетом МсЮшеу можно отнести технологии, представленные на рисунке 2.

Развитие генеративного искусственного интеллекта

(сокращенно ИИ), основанного на нейронных сетях общего назначения,

Передовые средства связи, включая 5G, спутниковую связь, частные сети

Промышленный Интернет вещей

Автономные транспортные средства

Телемедицина

Дистанционное образование

Квантовые технологии

Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают новые направления в сфере развлечений, образования, дизайна, медицины и других сферах.

Технологии ^гШаЖЯ/МК лежат в основе формирующейся метавселенной -виртуальных пространств и цифровых активов.

Рисунок 2. Перспективы развития цифровых технологий в соответствии с ежегодным отчетом McKinsey [5]

ПАО «Транснефть» - российская транспортная компания, осуществляющая перевозки нефти и нефтепродуктов в регионы России и за рубеж. Основными направлениями деятельности компании являются нефтепроводы на территории России, а также в странах СНГ и Европы.

Рассмотрим цепочку поставок в ПАО «Транснефть». Нефть, добытая на месторождении, отправляется нефтяной промышленностью на пункт приема и выдачи (PPS) для транспортировки на нефтеперерабатывающий завод в России или за рубеж. Далее нефтепродукты, произведенные на нефтеперерабатывающих заводах, отгружаются компаниями-перевозчиками в пункты приема и доставки нефти на внутренний и внешний рынки.

Целевую стратегию цифровой трансформации предложила ПАО «Транснефть». Компания планирует до 2025 года потратить 32 млрд рублей на цифровую трансформацию своей компании. С помощью цифровизации бэк-офиса будет осуществляться управление архивами, делопроизводством и ИТ-поддержкой. Обследование нефтепроводов, проведенное в 2022 году с

использованием метода воздушного лазерного сканирования (АЛСС), составило 5,2 тыс. км.

С помощью цифровой карты или ортофотоплана можно строить карты склонов местности и определять проявления экзогенных геологических процессов, а также выделять места, не соответствующие им. В обозримом будущем оно станет фундаментом, посредством которого будет формироваться экосистема управления производством. Это позволит скоординировать работу нефтеперекачивающих станций, трубопроводов и железнодорожных эстакадных резервуаров.

В рамках исследования автором были выделены следующие проблемы в системе управления цепями поставок в ПАО «Транснефть»:

Во-первых, неэффективное планирование и координация между различными участниками цепи поставок, что может привести к большим задержкам в выполнении заказов и потере клиентов, а также созданию избыточных заказов.

Во-вторых, не существует полной прозрачности и информационной связи между различными участниками цепи поставок. Данная проблема может привести к недостаточной видимости контроля над процессом поставок.

В-третьих, наблюдается недостаток современных информационных технологий, направленных на то чтобы управление цепями поставок было эффективным, что приводит к неправильному прогнозированию спроса и неэффективной эксплуатации ресурсов, а также увеличению издержек.

Для решения выявленных проблем необходимо использовать современные цифровые решения, такие как системы автоматизации складских операций и средства мониторинга транспорта, позволят предотвратить потери и утечки информации, а также оптимизировать планирование и распределение ресурсов.

На основании выявленных проблем в системе управления цепями поставок ПАО «Транснефть» можно сделать следующие выводы относительно

технологических процессов, которые автор относит к перспективам внедрения цифровых технологий в управление цепями поставок в нефтегазовой отрасли:

1. Необходимо применять современные информационные технологии для эффективного планирования и координации действий участников цепи поставок. Это позволит избежать не только переизбытка заказов, но и задержек в их выполнении, а также потери клиентов.

2. Для повышения прозрачности и информационной связности между участниками цепочки поставок следует использовать цифровые решения, такие как системы автоматизации складов и средства мониторинга транспорта. Это позволит обеспечить достаточную видимость процессов в цепочке поставок и предотвратить потери и утечки информации.

3. Внедрение системы ЫоскЛат позволит создать единую и надежную запись транзакций и контрактов между участниками цепочки поставок. Это повысит прозрачность транзакций и доверие между участниками, обеспечивая более безопасное и эффективное ведение бизнеса.

4. Контроль и мониторинг оборудования с помощью систем Интернета вещей (1оТ) позволит обнаружить и предотвратить возможные неисправности и аварийные ситуации. Такой подход повышает надежность и безопасность систем управления цепочками поставок.

5. Внедрение цифровых технологий сокращает временные затраты на обработку и передачу данных и повышает точность их обработки. Это приводит к повышению операционной эффективности и экономии средств.

Таким образом, внедрение цифровых технологий в управление цепями поставок позволит ПАО «Транснефть» оперативно отслеживать изменения на рынке оказываемых услуг; повышать конкурентоспособность своей продукции за счет более точного определения потребностей клиентов.

Внедрение цифровых технологий позволит сократить временные затраты на обработку и передачу данных и повысить точность их обработки. Цифровые технологии играют важную роль в совершенствовании систем управления цепочками поставок в нефтегазовой отрасли. Результаты этой

работы могут стать основой для разработки и совершенствования систем управления цепочками поставок в других отраслях нефтегазового сектора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Демченко, Г.А. Роль системы сбалансированных показателей в управлении цепью поставок / Г.А. Демченко Логистика - евразийский мост: материалы XI международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 59-62.

2. Ерёмина, А.В. Логистический подход к управлению цепями поставок. SCOR модель А.В. Ерёмина, Л.С. Мусина Наука в XXI веке: инновационный потенциал развития: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 56-61.

3. Зенкова, У.Е. Разработка подхода к управлению цепями поставок i У.Е. Зенкова Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Экономика - 2016. - С. 16-17.

4. Что такое цифровизация и какие сферы жизни она заденет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://center2m.ru/digitalization-technologies. (Дата доступа: 10.09.2023)

5. Обзор McKinsey Technology Trends Outlook 2023 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-top-trends-in-tech#new-and-notable (Дата доступа: 10.09.2023)

Potapov M.V.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia)

Scientific advisor: Karnaukhov A.M.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia)

PROSPECTS FOR INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN OIL & GAS INDUSTRY

Abstract: the scientific article presents the features of supply chain management in the oil and gas industry and develops measures for the introduction of digital technologies in supply chain management. The results obtained made it possible to identify problems in the management system and suggest ways to solve them using modern digital technologies.

Keywords: supply chain, digital technologies, oil gas enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.