УДК 004.45 Д.И. САЧКОВ
ББК 32.973-018.2 кандидат экономических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ*
Проведен анализ регламентирующих документов в сфере государственного управления. Сделаны выводы о необходимости дополнить нормативными актами законодательство Российской Федерации. Предложены мероприятия, направленные на развитие внедрения свободного программного обеспечения в государственное управление.
Ключевые слова: свободное программное обеспечение; государственное управление; внедрение; регламентирующие документы; информационная безопасность.
D.I. SACHKOV
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
PROSPECTS OF FREE SOFTWARE IMPLEMENTATION IN THE SPHERE OF PUBLIC ADMINISTRATION
The article presents the analysis of regulating documents in the sphere of public administration. The author comes to the conclusion about the necessity to add some regulations to the legislation of the Russian Federation and suggests some activities oriented to the development of free software implementation in the sphere of public administration.
Keywords: free software; public administration; implementation; regulating documents; information security.
Разработка и внедрение пакетов отечественного свободного программного обеспечения (СПО) в сфере государственного управления — одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял экс-президент РФ Д. Медведев. Планировалось до 2011 г. в России создать собственную операционную систему с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций.
В настоящее время разработано достаточно документов, регламентирующих внедрение и использование СПО в России: «Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации»; «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»; «План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»; «Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации»; «Государственная
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-40 «Повышение эффективности информационно-телекоммуникационных систем на основе свободного программного обеспечения (СПО) для бюджетных организаций».
© Д.И. Сачков, 2012
Д.И. САЧКОВ
программа "Информационное общество (2011-2020 годы)"» и другие документы.
Но для полного формирования правового и нормативного поля, позволяющего качественно развивать внедрение СПО в сфере государственного управления, необходимы разработка и принятие нормативных актов, в том числе и законов, рекомендующих предпочтительное использование СПО в органах государственной власти. Во многих странах, развивающих СПО на государственном уровне, существуют подобные нормативные акты, но чаще всего они имеют рекомендательный характер, а в ряде случаев, например в Венесуэле, — предписывающий характер. Несомненно, данные законы полезны в расширении использования СПО в государственных учреждениях, так как без директивного указания сверху сложно перестроить сложившуюся уже и прекрасно работающую схему закупок проприетарного ПО.
Одним из сдерживающих факторов широкого внедрения СПО в органы государственной власти является слабая информационная база поддержки данных продуктов. Необходимо создавать Центры компетенций, направленные на разъяснение фундаментальных вопросов, связанных с СПО: одна из причин, по которой многие руководители опасаются внедрения СПО, — это человеческий фактор, сопротивление большинства сотрудников любым новшествам. Поэтому нужно не только учить людей работать с СПО, но и объяснять им, зачем это необходимо, в чем фундаментальное отличие СПО от проприетарного ПО. Правительства многих стран это понимают и занимаются просветительской работой. Например, в Германии по инициативе правительства организация KBSt (ведомство, занимающееся координированием использования информационных технологий в правительстве) регулярно публикует исследования, отчеты, статьи о СПО [3].
Учитывая перспективы использования СПО в государственных организациях, ряд федеральных структур и органов государственной власти в регионах РФ уже внедрили свободные программные решения: Ми-
нистерство коммуникаций и связи РФ; Министерство здравоохранения, социального развития и трудовых отношений РФ; Федеральная служба судебных приставов; Фонд социального страхования РФ; правительства
Московской, Волгоградской, Калининградской, Кировской, Нижегородской и других областей. Как правило, внедрение СПО представляет собой точечное использование отдельных систем, отдельных инфраструктурных свободных программных продуктов ^пих и свободные серверные продукты на серверах, OpenOffice.org на рабочих станциях), реже — небольшое использование ОС GNU/Linux на пилотных участках, включающих несколько рабочих станций [1].
В большей степени СПО внедряется в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Существующая законодательная база государства должна способствовать существенному увеличению спроса на СПО среди российских государственных структур, так как государство является крупнейшим пользователем информационных технологий. Перспективы внедрения СПО в этом сегменте действительно масштабны.
Не менее важным фактором является и информационная безопасность в работе с СПО. Многие государственные организации используют в своей деятельности конфиденциальную информацию и персональные данные, что означает необходимость аттестации их информационных систем по требованиям безопасности и использования программного обеспечения, сертифицированного Федеральной службой по техническому экспортному контролю, Федеральной службой безопасности и другими уполномоченными органами. Поэтому разработчикам свободного программного обеспечения, желающим видеть свои продукты в государственных структурах, необходимо работать над сертификацией данных продуктов в соответствии с требованиями безопасности и совместимости с другими сертифицированными продуктами, а также при участии разработчиков и сотрудников сертификационных служб и ведомств.
Отметим, что хотя СПО сейчас покрывает большую часть базовых потребностей госслужащего — пользователя компьютера, но часть специфических задач государственных структур не обеспечены свободным ПО и не будут внедрены без содействия государства.
Рассматривая перспективы развития и использования СПО в государственном секторе, нельзя не отметить масштабный про-
Известия ИГЭА. 2012. № 5 (85)
ект — Российскую программную платформу (РПП) [2]. Ее создание способно вовлечь участников рынка СПО в общегосударственный проект по разработке свободной операционной системы. Согласно этому проекту РПП — программная среда, которая объединяет контролируемую государством операционную систему на базе ОС Linux, базовый инструментарий и сервисы над ней, а также набор готовых отечественных прикладных программных продуктов. РПП призвана обеспечить развитие ключевых информационных, коммуникационных, управленческих и производственных процессов, учитывать интересы обороноспособности и информационной безопасности страны, органов государственной власти, предприятий и организаций, учебных заведений России.
В этой связи, на наш взгляд, целесообразно принять меры, направленные на развитие GNU/Linux и СПО в органах государственной власти, которые включают:
- обучение широких слоев населения работе в GNU/Linux и свободных программных продуктах;
- обеспечение доступа граждан к свободным программным продуктам;
- поэтапное внедрение GNU/Linux и свободного программного обеспечения в государственных и образовательных организациях;
- проведение ряда мероприятий для привлечения интереса граждан и организаций к свободному программному обеспечению и проблеме компьютерного пиратства, обмена опытом.
Список использованной литературы
1. Разработка предложений по созданию единой технологической платформы для разработки автоматизированных информационных систем государственного управления на базе СПО: науч.-техн. отчет о выполнении работ. URL: http://www.korusconsulting.ru/userfiles/report-super-final-full.pdf.
2. Результаты исследования North Bridge «2010 Future of Open Source» [Электронный ресурс]. URL: http:// futureofopensource.drupalgardens.com/.
3. Report on the International Status of Open Source Software 2010 — National Open Source. Software Observatory. URL: http://observatorio.cenatic.es/images/stories/estudios_e_informes/empresas/internacional/ international%20status%20of%20open%20source%20software-web.pdf.
Referenses
1. Razrabotka predlozhenii po sozdaniyu edinoi tekhnologicheskoi platformy dlya razrabotki avtomatizirovannykh informatsionnykh sistem gosudarstvennogo upravleniya na baze SPO: nauch.-tekhn. otchet o vypolnenii rabot. URL: http://www.korusconsulting.ru/userfiles/report-super-final-full.pdf.
2. Rezul'taty issledovaniya North Bridge «2010 Future of Open Source» [Elektronnyi resurs]. URL: http:// futureofopensource.drupalgardens.com/.
3. Report on the International Status of Open Source Software 2010 — National Open Source. Software Observatory. URL: http://observatorio.cenatic.es/images/stories/estudios_e_informes/empresas/internacional/ international%20status%20of%20open%20source%20software-web.pdf.
Известия ИГЭА. 2012. № 5 (85)