ствующего критерия на вышестоящем уровне и суммировались по каждому элементу в соответствии с критериями, на которые воздействует этот элемент (таблица 2).
Из таблицы 2 видно, что все цели, которые ставят акторы для достижения фокуса иерархии, практически равнозначны по своей важности, что свидетельствует о необходимости комплексного решения проблемы инновационного развития аграрного сектора региона.
Результаты расчётов по оценке влияния стратегий на достижение целей акторов представлены в табл. 3.
Для получения веса стратегий относительно фокуса иерархии (будущее инновационного развития региона) необходимо
умножить матрицу, сформированную из значений векторов приоритетов стратегий, на вектор весов целей. Итоговые значения весов стратегий приведены в правой колонке табл. 3. Из анализа результатов расчётов следует, что наиболее предпочтительным для инновационного развития аграрного сектора Самарской области является инфраструктурно-кластерный подход (рис. 1).
Результаты проведенного исследования подтверждают, что для эффективного инновационного развития аграрного сектора в Самарской области необходим системный подход, что возможно при формировании инновационного кластера путем создания аграрного наукограда.
Литература
1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглобли-на, И.С. Санду. — М.: КолосС, 2007. — 363 с.
2. Метод анализа иерархий. Библиотека интернет индустрии I2R.ru http://www.i2r.ru/static/273/out_20004.shtml
3. Прогнозирование будущего: новая парадигма / Под ред. Г.Г. Фетисова, В.М. Бондаренко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 283 с
4. Руководство по применению программы «Система поддержки принятия решений (СППР) «Выбор» http://www.ciritas.ru/product. php?id=10
5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь. 1993. — 278 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ
Т.П. Гафиятова,
доцент кафедры техники и физики низких температур Нижнекамского химико-технологического института, кандидат экономических наук
О.И. Лебедева,
доцент кафедры экономики и менеджмента Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций КГТУ им. А.Н.Туполева,
кандидат экономических наук olesyagaf@mail.ru
В статье рассмотрены основные факторы эффективности землепользования, которое включает в себя не только минимизацию отчуждаемых территорий для строительства тех или иных объектов, но и многочисленные факторы, влияющие как на человека, окружающую среду, так и на производство. В современных условиях эффективное землепользование является важнейшим направлением современной аграрной политики.
Ключевые слова: эффективность землепользования, земельные ресурсы, земельная политика, земельный фонд.
УДК 332 (075); ББК 65.422.5
Изначально земля была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. Не случайно основоположник классической английской политической экономии В. Петти говорил, что труд есть отец, а земля — его мать. К понятию «земля» относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах земли (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства. Кроме того, понятие «земля» включает всю биосферу, в которой проходит жизнь человека и осуществляется процесс производства.
В разное время значение земли в целом и отдельных составляющих этого понятия играли неодинаковую роль. Так, на протяжении многих веков земля была главным кормильцем, и ценилось прежде всего ее плодородие. В условиях промышленной революции и индустриализации огромное значение приобрело наличие в стране полезных ископаемых, доступ к которым пытались получить и другие государства, что явилось причиной войн и захвата колоний.
В современных условиях значение земли в жизни человечества определить не так просто. С одной стороны, роль естественных сил земли и зависимость человека от сил природы многократно снизились. Научно-техническая революция и новые технологии привели и к созданию искусственного плодородия почвы, и к появлению синтетических материалов, и к освоению новых видов энергии, ранее недоступных человеку. С другой стороны, многие природные ресурсы, которые ранее считались неисчерпаемыми, оказались на грани исчезновения. На земном шаре повсеместно не хватает пресной питьевой воды. Разведанные запасы нефти могут истощиться через 40 лет, угля лет через 100. Исчезают с лица планеты леса, в том числе и джунгли, ответственные за состояние атмосферного воздуха. Исчезают целые виды животных. Загрязняются природные водоемы, гибнут рыбные ресурсы. Производственная деятельность человека загрязняет не только воздух и воду, но и почву, продукты которой становятся негодными к употреблению. Таким образом, общее ухудшение состояние экосферы делает человека более уязви-
мым от сил природы, в связи с чем значение земли беспрецедентно возрастает. Растет также значение доступа к полезным ископаемым и прежде всего к энергоносителям, таким как нефть, газ. Значительно возрастает значение земли как места обитания человека и размещения производственных объектов. В отдельных городах, районах и даже странах концентрация населения, автомобилей, промышленных и административных объектов превышает все разумные пределы, а цены на земельные участки постоянно растут. Поэтому сейчас пришло время, когда эффективное землепользование приобретает все большее значение для всего человечества.
Эффективное землепользование включает в себя не только минимизацию отчуждаемых территорий для строительства тех или иных объектов, но и, что самое главное — необходимость принимать во внимание многочисленные факторы, влияющих как на человека, окружающую среду, так и на производство. Например, при размещении промышленных предприятий учитываются многие традиционные экономические факторы: сырьевой, топливно-энергетический, водный, потребительский, транспортный, обеспеченность трудовыми ресурсами. Экологическими нормами предусмотрено строительство предприятий с учетом влияния на окружающую среду, так как фун кционирован ие п ред-приятия может дать положительный результат с экономической точки зрения, но с экологической — резко отрицательный. Так, металлургические предприятия сильно загрязняют природную среду, следовательно, при их строительстве в том или ином месте важно учитывать устойчивость природного комплекса территории к техногенному воздействию, способность различных компонентов природы к разложению, усвоению или выносу вредных веществ. Однако в настоящее время все большее внимание уделяется научно-техническим разработкам, которые привели к появлению производств, отличающихся повышенными требованиями к воздействию на окружающую среду. К ним можно отнести производство полупроводников и элементов базы для ЭВМ, микроэлектронику и ряд других. Эти производства предъявляют повышенные требования к чистоте атмосферы, воды, используемой в технологическом процессе. В данном
случае загрязнение окружающей среды, например городской, влияет на выпускаемую предприятием продукцию, в частности, велика доля бракованных изделий. Так экологический фактор стал решающим при выборе места для создания комплекса микроэлектронных предприятий. Их решено было разместить в Зеленограде, а не в Москве, где имелись высококвалифицированные кадры рабочих, научная, проектная база, опытные производства. Это было связано с тем, что уровень загрязнения атмосферы в Москве чрезвычайно высок.
Таким образом, при размещении производства экологический фактор имеет огромное значение, и затраты, связанные со стабилизацией окружающей среды, могут оказаться выше дохода, получаемого от работы предприятия.
Эффективное землепользование является важнейшим направлением современной аграрной политики. За последнее десятилетие был принят ряд важных законов: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувших формирование земельных отношений в стране. В России были расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения земель; начался процесс приватизации земли под предприятиями; приняты законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования; стала формироваться автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра; была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост приобрело индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем при проведении земельной реформы не были решены вопросы повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель: не используются более 13 млн. га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы, опустошены и деградировали. Практически прекращены вследствие отсутствия финансирования работы по восстановле-
Восстановления регулирующих, управленческих и контрольных функций государства как гаранта соблюдения земельного и природоохранного законодательства
достижение экономически эффективного и экологически ориентированного использования земель
поддержание
продуктивной
способности
сельскохозяйственных
угодий
улучшение качественного их состояния
Рис. 1. Комплекс мероприятий по повышению эффективности землепользования.
35 1
нию продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, мелиорации. Эти проблемы еще более усугубил финансовоэкономический кризис.
Таким образом, необходимо провести комплекс мероприятий по государственной поддержке данного сектора. Эти мероприятия можно уложить в следующую последовательную схему, направленную на разрешение основных проблем землепользования (рис. 1).
Основная цель проводимой в стране земельной реформы — создать такой тип земельных отношений, который обеспечит экономически эффективное, экологически безопасное сельскохозяйственное и промышленное производство, ориентированное на эффективное землепользование. Данная цель может быть достигнута после проведения комплекса мероприятий.
Функции управления земельными ресурсами в Российской Федерации поделены между большим количеством правительственных организаций, включая Министерство экономического развития и торговли, Министерство юстиции, Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства.
Это существенно препятствует определению общей земельной политики и делает ее менее эффективной. Такое весьма широкое распределение обязанностей приводит к многочисленным конфликтам интересов, наложению функций и замедлению процесса принятия решений, что затрудняет развитие в сфере управления земельными ресурсами.
Существует настоятельная необходимость реорганизации административной структуры так, чтобы переопределить и перераспределить ответственность должным образом, согласуясь с действующим земельным законодательством и современной практикой земельных отношений. Существующая ситуация отрицательно влияет на развитие отношений в вопросах, связанных с землей и иными объектами недвижимости. Необходимо немедленно, в рамках административной реформы, предпринять действия и четко определить роль и обязанности министерств и ведомств, которые работают в данной сфере.
Существующая сегодня система управления земельным фондом страны в целом и субъектов Федерации в частности формировалась спонтанно, без необходимого научного обоснования, на основе эмпирических поисков, методом проб и ошибок. Этот процесс сопровождается серьезными диспропорциями и негативными явлениями в распределении и использовании земельных ресурсов, становлении рынка земли и его инфраструктуры, характеризуется выводом из оборота ощутимой части сельскохозяйственных земель, деградацией почв, существенным недопроизводством продукции в аграрном секторе, незаконным захватом и спекуляцией земельными участками.
Во всех развитых странах, особенно в США, Китае, Канаде Японии, за такие «деяния с землей», которые наносят прямой ущерб национальным интересам, предусмотрены исключительно жесткие меры правового, экономического и морального порядка.
Наиболее спорными элементами государственного управления землей и недвижимостью в России были смешение публично-правовых и частноправовых функций в одном органе государственной власти и организация взаимодействий между системами технического учета и системой государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними. Очевидные конфликты интересов возникают, когда решения по земле и другим объектам недвижимости принимаются ведомством, которое также имеет полномочия представлять интересы собственника федеральной недвижимости.
Организация управления землепользованием заключается в упорядочении использования земельных ресурсов и объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении земельно-ресурсного потенциала. Отметим, что в настоящее время использование земельно-ресурсного потенциала России находится в кризисном состоянии. При том что Россия имеет десять процентов продуктивных земель мира, ее доля в производстве сельскохозяйственной продукции составляет всего лишь около 2%. На земельные ресурсы России началось мирное по форме, но агрессивное по существу наступление. Наступление по их перераспределению.
Многогранный характер земельных отношений, обусловленный особым положением земли, являющейся и природным объектом, и недвижимым имуществом, предопределяет соот-
ношение различных форм развития правовых отношений в области использования земли.
Земельный кодекс РФ ограничил круг лиц, которые могут использовать земельные участки на правах постоянного пользования. Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. В Земельном кодексе данные отношения урегулированы в ст. 23, предусматривающей два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства. Примером публичного сервитута является пользование дорогами, скверами, парками и другими землями общего пользования в поселениях. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка. Примером частного сервитута является пользование соседним земельным участком для прохода к жилому строению или прокладки газопровода.
Одним из наиболее распространенных прав на земельные участки является аренда. Договор аренды заключается на срок, определенной договором. Арендатор земельного участка по истечении срока договора имеет право на заключение договора аренды на новый срок.
Права на земельные участки могут возникать в результате совершения сделок, таких как купля-продажа, дарение, мена. При купле-продаже, дарении, мене земельных участков должен соблюдаться принцип единства судьбы земельного участка. При совершении сделок обязательно должно соблюдаться такое требование, как сохранение целевого использования земельного участка, то есть если земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, то, купив его, на нем нельзя разместить магазин или иной объект, не соответствующий цели предоставления участка.
Земельный кодекс РФ определяет не только основания и порядок возникновения прав на земельные участки, но и основания и порядок их прекращения. Права на земельные участки могут прекращаться добровольно или принудительно. Добровольно право на земельный участок прекращается, например, при совершении сделки с ним. Принудительное прекращения права на земельный участок возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Примером принудительного изъятия земельного участка является изъятие для государственных или муниципальных нужд, то есть когда земельный участок необходим для размещения иных объектов. Принудительно земельный участок может быть изъят и в случае нарушения земельного законодательства. Земельные правонарушения, являющиеся основанием для изъятия земельных участков, определены в ст.45-47 ЗК РФ, к ним, в частности, относятся использование земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.
Контроль над охраной и использованием земель — это административная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая выражается в осуществлении проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по рациональному использованию и охране земельных участков и соблюдение земельного законодательства. Действующее законодательство предусматривает несколько видов контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.
Правительством Российской Федерации принят ряд мер по развитию нормативной правовой базы в сфере земельных отношений, однако эти изменения в законодательстве не повлекли за собой необходимых изменений соответствующих организационных структур государственного управления землепользованием, что отрицательно сказывается на развитии земельного оборота и экономики страны в целом.
В то же время Земельный кодекс Российской Федерации определяет многогранные полномочия Российской Федерации в области земельных отношений, а именно: установление основ федеральной политики в области земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также ограничения оборотоспособности земельных участков;
государственное управление в области мониторинга земель, земельного контроля, землеустройства и ведения земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации законодательством страны. Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, в Земельном кодексе очерчен весьма широкий круг публично-правовых и частноправовых функций органов государственной власти, основываясь на котором и следует подходить к построению модели организационной структуры федерального органа исполнительной власти, отвечающего за государственное управление землей и недвижимым имуществом в стране.
Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами — главная современная стратегическая задача. Сохранившаяся с советских времен система, при которой к управлению землей имели отношение несколько министерств и ведомств, должна быть упразднена. В большинстве стран мира существует, как правило, один правительственный орган, который несет полную ответственность за управление земельными ресурсами. Только один орган управления может занимать нейтральную позицию и беспристрастно и сбалансированно учитывать одновременно интересы государства и всех заинтересованных сторон.
Существенной проблемой эффективного управления и использования земельного фонда остается слабое развитие фермерских хозяйств. Фермерское хозяйство — это объединение людей, которые владеют имуществом и осуществляют хозяйственную деятельность при личном участии. Им необходима
помощь со стороны государства. К примеру, существует федеральная программа, согласно которой молодежи, работающей в сельской местности, выделяют деньги на строительство дома. В то же время для фермеров, которые тоже работают на селе, таких льгот не предусмотрено. Главной мерой, которая способна решить данную проблему, можно считать льготное кредитование.
Фермерские хозяйства могут воспользоваться такими банковскими предложениями, как разовый кредит фермерам или кредитная линия. В частности, если хозяйству требуется обновить сельхозтехнику путем покупки новой (отечественной, зарубежной) или обзавестись необходимым для работы оборудованием, можно получить кредит в рамках Целевой программы, называемой «Кредит под залог приобретаемой техники и (или) оборудования».
Еще один важный вопрос эффективности землепользования — «дачная амнистия». У большинства граждан, получивших земельные участки на предприятиях и в организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построивших своими руками и за счет собственных средств на таких земельных участках садовые и дачные домики, отсутствуют документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества. Все это не позволяло вовлекать такие объекты недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, использовать их в качестве залога, в том числе для целей ипотечного жилищного кредитования, снижало доходы местного бюджета, формируемого за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, затрудняло передачу их по наследству.
Таким образом, вопросы, возникающие в процессе формирования и развития земельных отношений, остаются открытыми, и необходимо их решать поэтапно. Переход на современные методы управления землепользования позволит реализовывать принципы устойчивого развития и сохранить окружающую среду при одновременном повышении эффективности использования земельных ресурсов.
Литература
1. Гольцблат А. Сделки с землей в России: Купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека. — М., 2005. — 100 с.
2. Завьялов А.А. Государственное управление оборотом недвижимого имущества. Тенденции и перспективы. — М., 2006. — 246 с.
О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
И.Э. Сорокина,
заведующий кафедрой товароведения и коммерции Вологодского института бизнеса,
кандидат экономических наук lss0808@mail.ru
В статье рассмотрены особенности кооперативного сектора экономики, его проблемы и основные направления развития в условиях глобализации мировой экономики. Особое внимание обращено на возрастающую роль кооперации в решении государством социально-экономических задач, устойчивом развитии сельских территорий.
Ключевые слова: потребительская кооперация, устойчивое развитие, сельские территории, экономическая эффективность, демографическая политика
УДК 334.63; ББК 65.208
Рыночные преобразования в экономике России ведут к радикальной перестройке хозяйственного механизма. В формирующихся новых отношениях возрастающий интерес вызывает кооперация, представляющая в начале XXI века распространенное общественное явление. В основе ее деятельности лежат кооперативные принципы, принятые Международным кооперативным альянсом (МКА), одобренные Международной
организацией труда (МОТ) и Организацией объединенных наций (ООН). По различным оценкам, в кооперативном секторе мировой экономики трудятся более 800 млн человек в более чем 100 странах с самыми разными социально-экономическими и природно-климатическими условиями, а услугами кооперативных предприятий (организаций) в сфере торговли, массового производства, сбыта и заготовок сельскохозяйственной продукции,