Полученные данные возможно использовать в нескольких взаимосвязанных направлениях:
1. Исходя из положения, что современные сельскохозяйственные организации, функционирующие в условиях неопределенности, "стихийно" оптимизируют размеры землепользований, а также анализируя вес факторов, ограничивающих площадь землепользований, их сопряженность, возможно с достаточной долей уверенности определить наиболее значимый фактор и, количественно увеличивая его, интенсифицировать производственные процессы и размеры производства.
2. Установленные веса и сочетания факторов (критериев) по группам наглядно иллюстрируют зависимость размеров землепользований от количественного значения факторов (например, функционировать сельскохозяйственное предприятие может начать при условии трудообеспеченности 70%).
3. Указанные группы факторов и их влияние необходимо использовать при разработке оптимизационных моделей (например, корреляционно-регрессионных) для сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм и типа хозяйственного уклада, реализуемого в этих формах.
В рамках метода анализа иерархий нет средств для проверки достоверности данных. Это важный недостаток, ограничивающий отчасти возможности применения метода. Однако метод применяется главным образом в тех случаях, когда в принципе не может быть объективных данных, а ведущими мотивами для принятия решения являются предпочтения людей. При этом процедура парных сравнений для сбора данных практически не имеет достойных альтернатив. Если сбор данных проведен с помощью опытных экспертов и в данных нет существенных противоречий, то качество таких данных признается удовлетворительным.
Литература
1. Саати Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети. - М.: Ленанд, 2015.-360с.
2. Быкова E.H., Бутина В.В. Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании// Инженерный вестник Дона. - № 2. - 2014. URL: http://www.ivdon.ra./ (дата обращения: 12.03.2015).
3. Сидоренко Е.В. Тихомирова А.Н. Модификация метода анализа иерархий Т. Саати для расчета весов критериев при оценке инновационных проектов. URL: http://www.science-education.ra/102-6009/ (дата обращения: 12.03.2015).
УДК 349.414 Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ
(СПбГАУ, гшзрЬгйтаП.ги) Аспирант Е.В. КОЗЫРЕВА
(СПбГАУ, гшзрЬйтаД.га)
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ НУЖД ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Земельное законодательство, земельные отношения, землеустройство, правовой режим земель энергетики, территориальные зоны, предоставление земель, аренда земель, сервитут
С развитием системы новых земельных отношений, с одной стороны, возрастет роль государства в создании конкурентной рыночной среды для поддержания эффективного собственника земли, а с другой - назревает необходимость в создании единого правового и информационного пространства для жесткого (но экономически и юридически обоснованного) перераспределения земель между ведущими отраслями экономики государства, осуществляемого на основе эффективного государственного управления всем земельным фондом страны.
Государственное управление при наличии такого разнообразия землепользователей выполняет в большей степени регулятивные и координирующие функции. Но тем не менее одной из задач, проводимой в России земельной реформы, является создание нового правового
инструментария государственного управления земельным фондом РФ, выступающего в качестве системы взаимодополняющих и взаимосвязанных между собой элементов, используемого для принятия управленческих решений и реализации права по использованию земли всеми ведущими отраслями экономики на основе экономической и экологической целесообразности [1].
Сегодня именно земельное законодательство является тем важнейшим инструментом государственного управления земельным фондом, так как формирует основы земельно-правового императива, несущего в своем содержании категорические требования организационно-экономического начала реализации учетной, плановой, контрольно-ревизионной и других функций государственного управления.
Изменения земельного законодательства последних трех лет в целом, равно как и изменения отдельных федеральных законов, с формальной точки зрения реализуются в соответствии с утвержденными Основами государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012 -2017 годы, в числе основных направлений которых в аспекте управления земельным фондом, в частности, выделяются:
- совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель на категории по целевому назначению;
- изменение порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим
лицам;
- обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
- совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
- упорядочивание процессов изъятия земельных участков для государственных, муниципальных и общественных нужд;
- обеспечение императивности изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием.
Подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Федеральный закон от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой 10 июня 2014 г. и одобренный Советом Федерации 18 июня 2014 г., предопределил принятие ряда федеральных законов, конкретизирующих изменения в действующем Земельном кодексе. Так, например, Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьёй, предусматривающей отчуждение объекта незавершённого строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства.
Такое отчуждение осуществляется исключительно по решению суда путем продажи объекта с публичных торгов. Вырученные в результате торгов деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.
При этом законодатель отдельно выделил в качестве основания для отказа суда в удовлетворении требования о продаже объекта незавершенного строительства - нарушение срока строительства в связи с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен объект.
Данная норма направлена на стимулирование застройщиков к выполнению сроков строительства на публичной земле.
Лесной кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и ряд других федеральных законов приведены в соответствие с изменениями, внесёнными указанным Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации.
Тем не менее особый интерес для нас представляет современная реструктуризация норм земельного законодательства, иллюстрируемая на примере предоставления земельных участков для нужд электроэнергетики и электросетевого хозяйства.
Вышеуказанный Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», опубликованный 24.06.2014г. и вступивший в силу 01.03.2015г., был разработан во исполнение подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от
26.10.2012 № Пр-2869, данных по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 09.10.2012г., пункта 1 раздела 2 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р, и пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от
18.09.2013 № ДМ-П13-6663, внесенного в Госдуму Правительством Российской Федерации от
04.02.2014 № 571п-П13, предопределил особенности предоставления земельных участков для размещения объектов электроэнергетики, а именно:
- установил новый порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, равно как определены особенности приобретения указанными лицами земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно;
- урегулировал отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ;
- ввёл возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;
- установил обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц по начальной цене, равной кадастровой стоимости земельного участка.
Серьезные изменения были внесены в систему реализации вещных и обязательственных прав землепользователей. Так, для сравнения, был существенно изменен порядок предоставления земель в аренду. До внесения изменений порядок предоставления земель включал в себя два варианта:
1. Без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на торгах (ст. 30, 38 ЗК РФ):
- проведение работ по формированию земельного участка, определению вида разрешенного использования, принятию решения о торгах, публикация решения о проведении торгов (от 1 до 3 мес.);
- проведение торгов (сроки не установлены) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (сроки не установлены);
- подписание протокола и договора аренды (сроки не установлены);
- регистрация сделки (сроки не установлены).
2. С предварительным согласованием места размещения объекта (ст. 30, 31, 32 ЗК РФ):
- выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (срок не установлен);
- осуществление государственного кадастрового учета (срок не установлен);
- принятие решения о предоставлении земельного участка (2 недели с подачи заявления).
После внесения изменений - с 1 марта 2015 г. в аренду юридическим лицам для размещения
объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) участки предоставляются исключительно без торгов (ст. 39.6, 39.17 ЗК РФ) (30 дней с момента подачи заявления) с установлением перечня документов и сведений для заявления, причин отказа в принятии заявления и в предоставлении земельного участка, требований к результатам деятельности уполномоченного органа (подготовка проекта договора аренды, направление его
заявителю на подписание), обязанности заявителя подписать копию договора аренды (месячный срок со дня получения).
Кроме того, действующее земельное законодательство выделяет особенности заключения договора аренды земельных участков:
- образование земельных участков для размещения линейных объектов допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
- разрешено образование земельного участка для размещения линейного объекта, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
- разрешено заключение договора аренды земельного участка для размещения линейного объекта на срок до сорока девяти лет;
- для иных лиц (не сетевых организаций) определено, что в случае, если земельный участок полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности;
- исключено основание для отказа в предоставлении земельного участка для размещения линейного объекта в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении.
Изменился также и порядок установления сервитута. Если в ранее действующем законодательстве (до 1 марта 2015 г.) в соответствии с общими положениями ст. 274 - 277 Гражданского кодекса РФ данная процедура не регулировалось ЗК РФ, то после 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс введена глава V.3. «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Предусмотрен порядок установления сервитута для размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; для проведения изыскательских работ (ст. 39.23 ЗК РФ), включающий в себя:
- возможность урегулирования разногласий с правообладателями земельных участков, на которые предполагается установить сервитут;
- требования к соглашению о сервитуте;
- порядок заключения соглашения о сервитуте (30 дней с момента получения заявления).
Отдельно выделены нормы «использования земель или земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута» (глава V.6. ЗК РФ), которые ранее не предусматривались.
Вышеназванное использование земель предусмотрено для проведения инженерных изысканий (до одного года); капитального или текущего ремонта линейного объекта (до одного года); строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (на срок их строительства и реконструкции).
Особенности предоставления земельных участков для размещения объектов электроэнергетики более детально были сформулированы в принятом Федеральном законе от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», инициированном в рамках проекта Минэкономразвития России, поддержанном Правительством Российской Федерации и вступившем в силу 01.04.2015г. и включили в себя следующее:
- возможность изъятия земельных участков на основании ходатайства юридического лица, подаваемого в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления;
- требования к содержанию и обоснованию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также состав прилагаемых к нему документов;
- порядок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также сроки принятия решения об изъятии земельных участков, основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, а также иные положения, направленные на ускорение и упрощение изъятия земельных участков;
- возможность изъятия части земельного участка, а не всего земельного участка;
- право юридических лиц, подавших ходатайство об изъятии земельных участков, на обращение в суд с исками к собственникам земельных участков о принудительном выкупе таких участков, а также о разделе земельных участков в связи с их изъятием.
Указанный порядок изъятия земельных участков в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ) до 1 апреля 2014 г. допускал:
- изъятие в исключительных случаях для размещения (ст. 49 ЗК РФ): линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
- изъятие только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (не урегулировано);
- определено, что порядки выкупа, назначения выкупной цены, прекращения прав владения и пользования земельным участком устанавливаются гражданским законодательством (ст. 279 -283 ГКРФ).
С 1 апреля 2014 г. порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен новой главой VII. 1. ЗК РФ (ст. 56.2- 56.11 ЗК РФ):
- определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков;
- установлены условия изъятия земельных участков;
- определены требования к ходатайству об изъятии земельного участка;
- утвержден порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию;
- установлены состав и содержание Решения об изъятии земельных участков;
- определен порядок подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- определены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков;
- установлены состав, содержание и порядок заключения Соглашения об изъятии недвижимости;
- определены особенности прекращения и перехода прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что реформирование системы правового обеспечения управления земельными ресурсами - процесс далеко незавершенный, а также неоднозначный в системе экономико-правовых и социальных связей как в обществе в целом, так и в детерминированных связях между перспективными отраслями экономики. Любое реформирование, преследующее далеко идущие цели либерализации и повышения ликвидности землепользования, может иметь и оборотную сторону в форме проявления социального напряжения, а также нарушения действующих упорядоченных связей [2].
Так, вносимые изменения в систему использования и охраны земель для целей электросетевого хозяйства единовременно не достигают желаемого результата в силу сложности межведомственных связей по оформлению прав на земельные участки. Односторонняя направленность реформ в данном случае в виде усиления коммерциализации земель отдельных категорий может дестабилизировать принятую в стране концепцию рационального и эффективного использования земель в условиях жесткой вертикальной власти управления ресурсами.
Применительно к рассматриваемым вопросам совершенствования процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в интересах электросетевых организаций целесообразно рассмотреть направление внесения изменений в Правила возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием участков в результате деятельности третьих лиц, утвержденных Постановлением Правительства № 262 от 07.05.2003г. (далее Правила). Данное заключение предопределяется утратой актуальности Правил в настоящее время, не отвечающих требованиям правоприменительной практики при определении размера убытков, а также внесение изменений в Земельный Кодекс РФ Федеральным
Законом № 499-ФЗ от 31.12.2014г., скорректировавших статью 57 ЗК РФ в части отмены регламента отношений, касающихся изъятия земельных участков, и, наконец, тем обстоятельством, что с 1 апреля 2015 года алгоритм определения размера возмещения вследствие изъятия земель для государственных и муниципальных нужд регулируется статьей 56.8 Земельного Кодекса, а значит, должен соотноситься с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-Ф3 от 29.07.1998г. и включать в себя все формы убытков и потерь, предусмотренных Федеральным законодательством. Особое место должно отводиться разработке алгоритма возмещения убытков аграрных товаропроизводителей, включающего в себя определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании [3].
Литература
1. Арефьев Н.В., Гарманов В.В., Осипов А.Г. Ландшафтно-экологическое районирование и мониторинг Северо-Запада России // Научно-технические ведомости СПбГПУ,- 2003,- № 2,- С. 58.
2. Шишов Д.А., Шишок А.Д., Козырева Е.В. Некоторые вопросы реализации государственной земельной политики в системе рационализации инвестиционной деятельности // Юридическая Мысль.-2013,-№5 (79).-С. 120-127.
3. Быкова E.H., Бутина В.В. Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения с учетом обременений в их использовании // Инженерный Вестник Дона.- 2014,- № 2,- С. 70.
УДК: 314.727.3 Аспирант B.C. МИЛОВИДОВ
(СПбГАУ, alllogiSirambler.ra) Аспирант К.С. ТАБУРЕТКИН
(СПбГАУ, spbgauspo(a!mail.rii)
НОВЫЙ ИМПУЛЬС В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И АГРАРНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Кризисные явления, ремиграция, аграрный сектор
Экономисты - теоретики предупреждают о том, что кризис является естественным этапом жизненного цикла как отдельного предприятия, так и целых социальны систем, а потому по природе своей неизбежен. Также регулярно звучат заявления о том, что возникновение кризиса влечёт за собой не только проблемы, но и возможности для развития, однако чаще наблюдается всё-таки негативное влияние кризиса на предприятия, отрасли и экономику в целом [1]. Однако нынешний внешнеполитический кризис и связанное с ним введение санкций против Российской Федерации на импорт ряда наименований продукции сельского хозяйства позволяет наблюдать обратное явление.
В силу специфики производства вопрос о состоянии сельскохозяйственной отрасли в России чаще является больной темой, нежели поводом для гордости, но в свете последних событий на мировой арене положение дел в данном секторе экономики может существенно улучшиться. Особенно актуальным является это для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Так, в ежегодном отчете перед Законодательным собранием 8 апреля 2015 губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о запуске масштабной программы импортозамещения, что открывает перед производителями сельскохозяйственной продукции области большие перспективы. В условиях жестко регламентированного импорта сформировались предпосылки для кардинального разрешения негативной ситуации в сельском хозяйстве - продукты отечественного агропрома получили возможность попасть на прилавок. Это может послужить толчком для полного пересмотра государственной идеологии отношения к селу. Эксперты констатируют возникновение достаточно интересной ситуации - возникает импульс к возвращению людей из города в деревню [4].
Среди стран с переходной экономикой Россия является одной из наиболее урбанизированных - доля сельских жителей, по данным переписи населения 2010 г. составляет около 26%. Теперь же имеется высокая вероятность того, что урбанистические предпочтения нынешних горожан под