Научная статья на тему 'Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации'

Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / УНИКАЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ / УДАЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE / UNIQUENESS / INNOVATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / ON-LINE LEARNING / INSTRUCTION TECHNOLOGIES / PECULIARITIES / REMOTENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Роман Анатольевич

В статье проанализирована сущность электронного обучения и процессы развития дистанционных технологий обучения в Российской Федерации. Рассмотрены основные проблемы, возникающие при реализации таких технологий, и выдвинуты возможные решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIONALE FOR DISTANCE LEARNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyses the essence of on-line learning and the process of developing distance learning technologies in the Russian Federation. The author considers the principal issues ofthe relevant technology implementation and suggests ways of potential problem identification

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

student participation in mobility schemes and presents the data collected in the course of a theme pilot testing surveying undergraduate and post-graduate students of the targeted university.

Keywords: mobility, academic mobility, international academic mobility, students, masters, post-graduate students, Bologna process

References:

1. Galichin V. A., Karpukhina E. A., Matveev V. V., Sugakova A.P. Akademicheskaia Mobil’nost’ v Usloviiakh Intematsionalizatsii Obrazovaniia [Academic Mobbility in the Context ofEducational Internationalization]. Moscow: Universitetskaia kniga Publ., 2009. 460 p.

2. Anan’eva T.N. Innovatsionnaia deiatel’nost’ UMO [Curriculum & Instruction Department as an Innovator]. Obrazovaniia v oblasti servisa i turizma: sbornik statei posviashchen 20-letiiu Uchebno-metodicheskogo ob’’edineniia uchebnykh zavedenii Rossiiskoi Federatsii po obrazovaniiu v oblasti servisa i turizma [Training in Service and Tourism: a collection of articles dedicated to the 20th anniversary of the Education in Service and Tourism Board]. Moscow: ITs «Maska» Publ., 2008. pp. 14—19.

3. Artamonova Iu.D., Demchuk A.L. Razvitie akademicheskoi mobil’nosti v vuzakh Rossii i FGOS [Developing HE academic mobility in Russia in the context of the federal state educational standards]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2012. № 12. pp. 3—14.

4. Pinigina O.N. Studencheskaia mobil’nost’ kak factor povysheniia kachestva obucheniia inostrannym iazykam i mezhkul’turnoi kommunikatsii v vuzakh [Academic mobility as a contributor to the quality of foreign language learning and cross-cultural competences in higher educational institutions]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin ofThe Association of the Institutes of Tourism and Service]. 2012. № 4. pp. 33—37.

5. Sorokin P. Sotsial’naia stratifikatsiia i mobil’nost’ [Social stratification and mobility]. Chelovek, tsivilizatsiia, obshchestvo [Individual, civilization, society]. Moscow, 1992. pp. 45—56.

6. Fedulin A.A. Rol’ FGOU VPO «Rossiiskii gosudarstvennyi universitet turizma i servisa» v razvitii obrazovaniia v oblasti turizma i servisa [The role of the Russian State University of Tourism and Service in the development of service and tourism training]. Obrazovaniia v oblasti servisa i turizma: sbornik statei posviashchen 20-letiiu Uchebno-metodicheskogo ob’’edineniia uchebnykh zavedenii Rossiiskoi Federatsii po obrazovaniiu v oblasti servisa i turizma [Training in Service and Tourism: a collection of articles dedicated to the 20th anniversary ofthe Education in Service and Tourism Board]. Moscow: ITs «Maska» Publ., 2008. pp. 8—13.

УДК 37.378.16 DOI 10.12737/2677

I ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ I В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исаев Роман Анатольевич, преподаватель кафедры технологии в сервисе и туризме, rqw@inbox.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье проанализирована сущность электронного обучения и процессы развития дистанционных технологий обучения в Российской Федерации. Рассмотрены основные проблемы, возникающие при реализации таких технологий, и выдвинуты возможные решения выявленных проблем.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные технологии обучения, уникальность, инновации, особенности, удаленность, информационные технологии

В феврале 2012 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образо-

вательных технологий, который был одобрен Советом Федерации. В пояснительной записке к документу говорится о возможности электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий, которые

80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации

могут применяться независимо от форм получения образования. Дополнительно в законе разъясняется процедура лицензирования учреждений, применяющих эти системы обучения. Указанное событие вносит необходимые видоизменения в процесс обучения, однако при реализации дистанционных технологий существует специфика, которая требует отдельного рассмотрения.

Дистанционная форма обучения возможна только при высоком уровне развития информационных технологий и научно-технического прогресса. В качестве катализатора названной системы обучения принято считать всемирную глобальную сеть, потому что только указанная система обмена информации предоставляет возможность получения различных информационных услуг. Наиболее распространенные услуги представляют собой поиск информации, вещание, а также интерактивное общение между пользователями.

Все вопросы, связанные с образовательным сегментом услуг, прежде всего, призваны удовлетворять потребности заинтересованных лиц в получении необходимой информации. Спецификой дистанционного обучения является высокая вариативная возможность предоставления информации, обусловленная наличием разных технологий передачи информации.

Перечислим разновидности ЭО, различающиеся используемыми информационными технологиями:

• курс, проведенный с помощью корреспонденции через обычную и электронную почту;

• интернет-курс, проводимый синхронно или асинхронно;

• телевизионный курс обучения или радиопередача, в котором информация передается через радио или телевидение;

• обучающий диск, при этом студент взаимодействует с компьютерным содержанием, сохраненным на диск-носитель;

• обучение с помощью коммуникаторов или мобильного устройства;

• интегрированное дистанционное обучение, интеграция круга лиц с общими интересами или взаимодействие с учебным планом дистанционного обучения;

• онлайн-тьюторинг [3].

Мировые статистические данные показывают, что различные государства выделяют в среднем 5—10% бюджетных средств на образование, а нередко эта цифра еще меньше. Введение электронной формы обучения компенсирует недостаток финансирования образования.

Дистанционное образование носит сугубо индивидуализированный характер, потому что потребитель сам выбирает темп и сроки обучения в рамках выбранной образовательной программы. Общие постулаты ЭО довольно просты: преподаватель и студент взаимодействуют между собой в виртуальной среде, хотя физически находятся отдаленно друг от друга.

При использовании дистанционных технологий появляется возможность использования творческого подхода в обучении, в том числе общение между участниками образовательного процесса через различные виды программного обеспечения, участие в видеоконференциях, работа в виртуальных лабораториях, использование интерактивных приложений и т. д. При организации дистанционного обучения необходимо наличие обратной связи, при этом важно обеспечить возможность общаться не только с педагогом, но и с другими обучаемыми.

Дистанционное образование является новой платформой образования, в процессе обучения используются лучшие инновационные и традиционные методы, которые основываются на современных средствах научно-технического прогресса. Курсы электронного обучения могут быть различными и качественно отличаться по структуре обучающего материала. Курсы можно классифицировать по разным основаниям: учебные дисциплины, предметная область, уровень подготовки, целевая направленность и возраст обучаемых.

ЭО можно использовать для следующих целей:

• профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;

• повышение квалификации специалистов в определенных отраслях;

• подготовка обучаемых к сдаче дисциплин экстерном;

• обучение для групп лиц, которые по различным причинам не имеют возможности посещать учебное заведение;

• реализация дополнительного образования по интересам.

Уникальность ЭО заключается в самой специфике и методах преподавания. В процессе обучения существуют следующие основные модели взаимодействия:

• педагог — обучаемый;

• обучаемый — обучаемый;

• обучаемый — обучающие материалы [1].

По мнению авторитетных ученых в области педагогики, наиболее успешным является комбинированная модель образования: обу-

81

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

чаемый — обучаемый и педагог — обучаемый. В данной модели на первом этапе происходит усвоение и обобщение полученной информации между группой обучающихся, которые впоследствии задают необходимые вопросы в процессе обучения педагогу. Именно в этом случае процесс обучения наиболее эффективен [2].

Необходимо также отметить основные достоинства и недостатки ЭО. К достоинствам следует отнести:

• экономия времени в процессе обучения;

• обновление учебных процессов и увеличение их оперативности;

• появление возможности к привлечению географически удаленных слушателей и педагогов;

• экономическое снижение затрат на организацию процесса обучения.

К недостаткам относятся следующие проблемы:

• сложность внедрения, связанная с техническими средствами;

• финансовые затраты на разработку обучающих программ;

• отсутствие необходимости посещения занятий как расслабляющий фактор. Правовые вопросы в области дистанционного образования были скорректированы уже упомянутым Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», который расширил возможности дальнейшего совершенствования и внедрения ЭО в процесс образования. В соответствии с названным законом «под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса». Названный закон призван лишь стать регулятором в отношении узкого спектра вопросов, которые ранее не были определены в законе. Так, в Письме Ро-собрнадзора от 11 июня 2004 г. № 01—17/05—01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» не было ука-

заний на необходимость получения специальной лицензии или какого-либо иного разрешительного документа государственного органа управления образованием на применение ДОТ.

Главным инструментом в реализации нового закона должна стать четко разработанная концепция внедрения и развития системы дистанционного обучения. В большинстве государственных учебных заведениях уже существуют современные концепции, которые отражают основные цели и стратегические направления развития ЭО. К примеру в МГУ им. Ломоносова и НИЯУ МИФИ важными признаны следующие положения:

• развитие электронных технологий образования в вузе в соответствии с современными мировыми тенденциями;

• фокусирование на удовлетворении спроса доступных и качественных образовательных услуг (подготовка абитуриентов, общеобразовательные программы, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка);

• участие вуза в объединенном образовательном пространстве, обмен и полноценное использование полного спектра необходимой информации, взаимодействие с другими участниками глобальной образовательной системы;

• преодоление различных барьеров для обучения в вузах и обеспечение доступности обучения для различных слоев населения, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

• интеграция инновационных методов обучения с классическими формами обучения для разработки и усовершенствования качественно новых гибридных форм обучения. Внедрение современных инструментальных средств мониторинга для определения качества образования [5].

Для реализации данных целей также предлагалось определить следующие стратегические направления развития системы ЭО:

• создание полноценной системы ЭО с участием всех структурных подразделений и филиалов учебного заведения;

• создание распределенной системы региональных центров ОДО;

• разработка системы стандартов и системы мониторинга качества дистанционных образовательных программ;

• разработка и использование эффективных механизмов самофинансирования системы

82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации

ЭО и учета использования средств, получаемых от реализации программ дистанционных форм обучения;

• внедрение международных партнерских связей в рамках внедрения инновационных образовательных технологий с зарубежными партнерами [5].

По мнению автора, данные концепции наглядно отражают все актуальные вопросы развития систем дистанционного обучения, кото-

рые в дальнейшем позволят изменить миссию, цели и задачи высших учебных заведений. С введением законотворческих изменений, учебные заведения получают возможность получить возможность лицензирования деятельности в сфере ДО, что приведет к контролю со стороны специальных государственных органов и как следствие — к повышению качества образовательных программ.

Литература

1. Изаак С.И., Исаев Р.А. Зарубежный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Сб. статей «Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз». Оренбург: Агентство Пресса, 2011.

2. Изаак С.И., Исаев Р.А. Дистанционное обучение как способ реализации учебного процесса // Материалы V Международной научно-практической конференции «Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. Т. 3. Иркутск: ИГУ, 2011.

3. Изаак С.И., Исаев Р.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для проведения занятий // Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования — 2011». Т. 2. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.

4. Изаак С.И., Исаев Р.А. Зарубежный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Сборник статей «Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз». Оренбург: Агентство Пресса, 2011. С. 191—195.

5. Концепция развития системы дистанционного обучения (ДО) в МГУ им. М.В. Ломоносова.

6. Танеева Е.Ш., Исаев Р.А. Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2 (25).

THE RATIONALE FOR DISTANCE LEARNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Isaev Roman Anatol’evich, assistant lecturer at the Department of Technologies in Service and Tourism, rqw@inbox.ru

The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article analyses the essence of on-line learning and the process of developing distance learning technologies in the Russian Federation. The author considers the principal issues of the relevant technology implementation and suggests ways of potential problem identification

Keywords: on-line learning, distance, instruction technologies, uniqueness, innovation, peculiarities, remoteness, information technologies

References:

1. Izaak S. I., Isaev S.I. Zarubezhnyi opyt vnedreniia infoimatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovetel’nom protsesse [Integrating information and communication technologies into learning: International practices]. Sbornik statei «Sotsial’no-ekonomicheskie i politicheskie protsessy v sovremennoi Rossii: analiz, prognoz» [A collection of articles “Social, economic and political processes in modern Russia: analysis, forecast"]. Orenburg: Agentstvo Pressa, 2011.

2. Izaak S. I., Isaev S.I. Distantsionnoe obuchenie kak sposob realizatsii uchebnogo protsessa [Distance learning as a means of providing education]. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Baikal’skie mezhdunarodnye sotsial’no-gumanitarnye chteniia», tom 3 [Proceedings ofthe V International Research-to-Practice Conference «Baikal International Social Humanities Readings», vol. 3]. Irkutsk: IGU, 2011.

3. Izaak S. I., Isaev S.I. Ispol’zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii dlia provedeniia zaniatii [Implementing information and communication technologies in a classroom setting]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Informatizatsiia obrazovaniia — 2011», tom 2 [Proceedings of the International Research-to-Practice Conference «Informational Support in Education — 2011», vol. 2]. Yelets: EGU im. I.A. Bunina, 2011

83

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

4. Izaak S. I., Isaev S.I. Zarubezhnyi opyt vnedreniia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovetel’nom protsesse [Integrating information and communication technologies into learning: International practices]. Sbornik statei «Sotsial’no-ekonomicheskie i politicheskie protsessy v sovremennoi Rossii: analiz, prognoz» [A collection of articles «Social, economic and political processes in modern Russia: analysis, forecast"]. Orenburg: Agentstvo Pressa, 2011. pp. 191—195.

5. Kontseptsiia razvitiia sistemy distantsioonogo obucheniia (DO) v MGU im. M.V. Lomonosova [Concept Development of Distance Learning in Lomonosov Moscow State University].

6. Taneeva, E. Sh., Isaev, R.A. Istoricheskie predposylki vozniknoveniia distantsioonogo obucheniia [The Historical background for distance learning] Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes ofTourism and Service]. 2013. № 2 (25).

УДК 338.46:37 DOI 10.12737/2678

I СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА I ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Степанова Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», stepanova.smol@mail.ru,

Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Смоленск, Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализированы специфические черты российского рынка образовательных услуг, обобщены проблемы формирования образовательного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность потребителя на рынке труда. Уточнены стратегические ориентиры развития рынка образовательных услуг, обусловленные повышением роли инновационной составляющей экономического развития России и изменениями в нормативно-правовой базе деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова:рынок образовательных услуг, образовательный продукт, качество образования, востребованность образовательных услуг

Реализация положений Болонской декларации, вступление России во Всемирную торговую организацию, принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставили образовательные учреждения в условия глобальной конкуренции.

Пятнадцать лет назад (в 1998 г.) в Болонье была принята университетская хартия Magna Charta Universitatum, в ней была заявлена необходимость создания Зоны европейского высшего образования как основы европейского гражданства и обоснование ведущей роли университетов в развитии европейской культуры. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., приняв на себя обязательства к 2010 г. ввести двухступенчатую систему образования, систему учета изучаемых дисциплин и зачетных единиц, принятую в Европе, провести аккредитацию образовательных учреждений.

Переход на Болонскую систему предопределил необходимость изменения основных

84

правовых актов в сфере образования. Уже упоминавшийся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на формирование эффективного механизма правового регулирования отношений в сфере образования, обеспечивающего реализацию права на образование, государственные гарантии на получение качественного образования, укрепление защиты интересов личности в области образования. Он заменил два действующих ранее образовательных закона — Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266—1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как отмечают ведущие эксперты ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства», позитивным нововведением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ является формирование понятийного аппарата, содержащего определение та-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.