Научная статья на тему 'Правовая защита лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Правовая защита лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2964
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / PERSONS WITH DISABILITIES / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / THE LEGAL PROTECTION OF THE POPULATION / ADAPTIVE SPORTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Роман Анатольевич

В статье анализируются права лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведен сравнительный анализ основных нормативно-правовой документации. Рассмотрены основные направления государственной деятельности по вопросам реабилитации и защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF PERSONS WITH DISABILITIES

The article analyzes the rights of persons with disabilities, a comparative analysis of the main regulatory documents. The main directions of state activities on the rehabilitation and protection of the rights of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Правовая защита лиц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 796:37.376.2

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Исаев Роман Анатольевич Старший преподаватель кафедры технологии в сервисе и туризме ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Россия

LEGAL PROTECTION OF PERSONS WITH DISABILITIES

Isaev Roman Anatolievich

Senior Lecturer of the Department of Technology Teacher in service and tourism

Russian State University of Tourism and Service

Moscow, Russia

Аннотация. В статье анализируются права лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведен сравнительный анализ основных нормативно-правовой документации. Рассмотрены основные направления государственной деятельности по вопросам реабилитации и защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Summary. The article analyzes the rights of persons with disabilities, a comparative analysis of the main regulatory documents. The main directions of state activities on the rehabilitation and protection of the rights of persons with disabilities.

Ключевые слова. Лица с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, правовая защита населения, адаптивный спорт.

Keywords. Persons with disabilities, accessible environment, the legal protection of the population, adaptive sports.

В настоящее время главной задачей любого светского государства является деятельность органов власти в области поддержки населения. Актуальность данного направления деятельности обусловлена потребностями граждан и возможным положительным экономическим эффектом в области трудовых отношений и сфере занятости. В условиях мирового экономического кризиса, правительством Российской Федерации взяты обязательства по исполнению социальных обязательств, отраженных в концепции долгосрочного развития до 2020 года. В рамках этой концепции разработаны целевые программы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, где определены основные актуальные направления деятельности для органов государственной и муниципальной власти [3].

Необходимо отметить, что в истории мировой юридической практики, права лиц с ограниченными возможностями здоровья были закреплены в ряде нормативно правовых актах, основным из которых стала Конвенция о правах инвалидов [6]. В данной Конвенции закрепляются основные права лиц с

ограниченными возможностями здоровья, где важным пунктом значится право на образование. Именно это право предоставляет предпосылки реализации в дальнейшем права на труд и дальнейшею социальную адаптацию индивида.

Мировая Конвенция о правах инвалидов подтверждает целую группу прав и требует основываться на всеобщем равенстве возможностей, исключая любые формы дискриминации. Для реализации этих права страны-участники Конвенции должны обеспечивать следующие права лиц с ограниченными возможностями:

^ Право на учет индивидуальных потребностей инвалидов;

^ Возможность получения поддержки для облегчения обучения и освоения социальных навыков (Освоение азбуки Брайля, языка жестов и пр.);

^ Лица с ограниченными возможностями здоровья не могут быть исключены из системы общего образования по причине своей инвалидности и могли иметь доступ к бесплатному начальному, среднему и профессиональному образованию с другими группами лиц.

Следует особо отметить развитие электронного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья [4]. Процессы глобальной информатизации наиболее ярко представлены в развивающихся странах, где процессы создания инновационных технологий напрямую зависят от качества образовательных услуг [2]. Одной из новейших форм обучения в зарубежных странах и нашей стране для указанного контингента является дистанционное обучение, в процессе которого изменяется роль преподавателя и обучаемого благодаря возможности непрерывного обучения с помощью различных средств информационных технологий [5].

Все эти меры призваны социализировать людей с инвалидностью, однако по данным исследований ООН, законы против дискриминации лиц с ограниченными возможностями используются лишь в 45 странах, где имеются подобные правовые акты. Российская Федерация входит в состав стран, в которых придерживаются международной конвенции прав инвалидов, ратифицировав Конвенцию в 2008 году [1].

До принятия данного нормативно-правового акта на территории РФ проводились ряд последовательных действий со стороны государства, направленных на социальную защиту лиц с ограниченными возможностями, улучшения социального статуса и повышения качества жизни. К ним следует отнести следующие акты:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

2. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122- ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; "Градостроительным кодексом Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

Все эти акты устанавливали обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов к

информации, объектам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий. Однако все эти меры несли в себе фрагментарное решение проблем адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации данных законодательных актов был выделен ряд основных проблем характерный для Российских реалий:

1. Несовершенство законодательства - недостаточная целостность и комплексность правовых актов федерального и регионального значения с нормами международного права. Наличие только рекомендательного характера исполнения для условий создания доступной среды, применение устаревшего опыты в данной области.

2. Не эффективная координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнес структур и различных общественных организаций по привлечению к созданию доступной среды.

3. Отсутствие современной направленности политики на обеспечения доступной среды для инвалидов с научно-техническим аспектом.

4. Отсутствие системы независимой экспертизы и контроля за решениями компетентных органов по проектированию, строительству и реконструкции объектов для лиц с ограниченными возможностями и других мало мобильных групп.

Данные проблемы приобрели свою законченную форму в виде трех основных направлений:

1. Барьеры в сферы инфраструктуры, действующие на здания, транспорт, рабочие места, а также государственные объекты социального значения (пандусы, широкие дверные проемы, специальные указатели и т.д.).

2. Информационно-коммуникационные барьеры, действующие на коммуникационные и информационные и службы, а также другие виды служб (электронные экстренные службы, специальные информационные устройства взаимодействия с окружающей средой.)

3. Социально-организационные барьеры, действующие на различные социальные программы и услуги, способствующих социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в обществе.

В качестве инструмента решения данных проблем правительством РФ были приняты ряд законодательных предложений, отраженных в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной от 17 ноября 2008 г. №1662-р. Концепция включает в себя федеральную целевую программу "Доступная среда" и обуславливает сроки внедрения данной программы с 2011-2015 года.

Говоря о реализации прав на образование, федеральная целевая программа позволяет увеличить число граждан, получающих доступ к информационным ресурсам и услугам, объектам социального значения и учебным заведениям при помощи традиционных и электронных форм доступа.

В послании Верховному комиссару ООН по правам человека от правительства Российской Федерации были изложены следующие реализованные пункты конвенции:

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» для всех категорий населения создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательные учреждения для инвалидов территориально расположены в 10 субъектах Российской Федерации, что обусловливает специфику обучения студентов-инвалидов по различным, актуальным для рынка труда, специальностям среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях реализуются программы начального и среднего профессионального обучения по 26 специальностям в таких сферах как электронная техника, радиотехника и связь, информатика и вычислительная техника, конструирование, моделирование, текстильная промышленность, экономика и бух/учет, гуманитарные науки, музыкальное искусство и др.

В образовательных учреждениях обучаются инвалиды с различными параметрами ограничения по здоровью. Специалистами ведется систематический мониторинг всех категорий принятых на обучение студентов с инвалидностью на основании справок медико-социальной экспертизы. Все студенты имеют индивидуальную программу реабилитации, разработанную федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. На каждого студента - инвалида на период обучения разрабатывается карта индивидуального маршрута реабилитации, включающая профессиональную, социальную, медицинскую и трудовую реабилитацию.

Проводится работа по содействию в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. Образовательные учреждения поддерживают тесную связь со службами занятости населения, предприятиями, учреждениями, организациями, бюро медико-социальной экспертизы, региональными общественными объединениями в целях содействия в. трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. Ежегодно выпускники образовательных учреждений трудоустраиваются на предприятиях или продолжают обучение в высших учебных заведениях.

В образовательных учреждениях интенсивно создается доступная и без барьерная среда для обучающихся инвалидов: осуществляется приспособление помещений, территорий, оборудования к потребностям инвалидов в соответствии с требованиями без барьерной архитектуры, внедряются различные средства технического сопровождения образовательно-реабилитационного процесса. Все вновь создаваемые объекты инфраструктуры сооружаются с учетом требований доступности.

Выводы. При рассмотрении проблем защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации можно определенно наблюдать динамику и развитие в сфере защиты прав человека. Данная динамика отражается в попытке органов государственной власти и органов местной власти повысить качество жизни инвалидов. Несмотря на уже существующие законодательные акты, нормативные документы и целевые программы проблемы интеграции инвалидов в обществе остается пока еще не разрешимой задачей.

В качестве мер по стабилизации социальных процессов в обществе, был взят курс на освоение мирового опыта в области защиты прав инвалидов. Последняя

программа «Доступная среда», наряду с концепцией долгосрочного развития призвана устранить ущемление прав инвалидов в обществе.

В настоящий момент говорить об эффективной методике внедрения данной программы говорить сложно, т.к. существующие проблемы на региональном уровне не позволяют полностью реализовывать программу одинаково во всех субъектах федерации одинаково. Однако, внедрение данной программы в перспективе должно принести положительные тенденции и защитить права лиц с

ограниченными возможностями здоровья. ,_£

Сй

Список литературы

1. Изаак С. И. О безбарьерной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализ зарубежного законодательства / С. И. Изаак, С. А. Баксанова // Ж-л «Закон и право». - Москва : Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 19 - 21.

2. Изаак С. И. Использование информационно-коммуникационных технологий для сопровождения учебных занятий: Мат-лы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2011» / С. И. Изаак, Р А. Исаев. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. - Т.2. - С. 120-124.

3. Изаак С. И. Управление развитием адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в муниципальном образовании / С. И. Изаак, Р. А. Исаев // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник Самарского муниципального института управления». - Самара, 2012. - № 2 (21). - С. 25 -28.

4. Изаак С. И. Информационные технологии в обучении спортсменов -инвалидов в системе высшего и послевузовского профессионального образования / С. И. Изаак, Р. А. Исаев // Научно - информационный ж-л «Образование. Наука. Научные кадры». - Москва: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - № 4. - С. 185-188.

5. Изаак С. И. Особенности развития дистанционного образования в Российской Федерации / С. И. Изаак, Р. А. Исаев //Журнал «Сервис в России и за рубежом». - Москва, 2015. - Т. 9. - № 2 (58). - С. 68-75.

6. Конвенция о правах инвалидов. - Режим доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabШty (дата обращения: 01.02.2016).

CQ

References

1. Izaak S. I., Baksanova S. A. O bezbar'ernoj srede dlja lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja. Analiz zarubezhnogo zakonodatel'stva // Zh-l «Zakon i pravo». - Moscow: Izd -vo JuNITI-DANA, 2012. - P. 19 - 21.

2. Izaak S. I., Isaev R. A. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij dlja soprovozhdenija uchebnyh zanjatij: Mat-ly Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «dnformatizacija obrazovanija - 2011». - Elec: EGU im. I. A. Bunina, 2011. -T.2. - P. 120-124.

3. Izaak S. I., Isaev R. A. Upravlenie razvitiem adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i adaptivnogo sporta v municipal'nom obrazovanii // Teoreticheskij i nauchno-metodicheskij

zhumal «Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravlenija». - Samara, 2012. -№ 2 (21). - P. 25 -28.

4. Izaak S. I., Isaev R. A. Informacionnye tehnologii v obuchenii sportsmenov -invalidov v sisteme vysshego i poslevuzovskogo professional'nogo obrazovanija // Nauchno - informacionnyj zh-l «(Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry». - Moscow : Izd -vo JuNITI-DANA, 2012. - № 4. - P. 185-188.

5. Izaak S. I., Isaev R. A. Osobennosti razvitija distancionnogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii // Zhurnal «(Servis v Rossii i za rubezhom». - Moscow, 2015. - T. 9. -№ 2 (58). - P. 68-75.

6. Konvencija o pravah invalidov. - URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (data obrashhenija: 01.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.