Перспективы
ТУ А ПСЕ
увеличения грузооборота в морском порту Туапсе
Будущее морского порта Туапсе зависит от формируемых сегодня условий инфраструктуры, перевалки грузов, безопасности и порядка, а также реализации инвестиционных проектов. Объективными предпосылками увеличения грузооборота порта стали масштабные работы по строительству и реконструкции портовых терминалов.
Морской порт Туапсе работает день и ночь круглый год. Он расположен на Кавказском побережье Черного моря, в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от скалистого мыса Кадош. Акватория порта ограничена устьями рек Туапсе и Паук. Непосредственно к акватории Туапсин-ского морского порта есть проходной канал длиной 400 м, шириной 120 м, глубиной 13,5 м.
Порт Туапсе - это многоцелевой морской порт, обеспечивающий внешнеторговые перевозки нефтепродуктов, навалочных (минеральных удобрений, угля, руды и др.) и генеральных грузов. В сложившейся специализации морских портов порт Туапсе ориентирован прежде всего на перевалку жидких нефтепродуктов.
Номенклатура грузов
На ФГУ «Администрация морского порта Туапсе» («АМП Туапсе») возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту. ФГУ «АМП Туапсе»:
• выполняет государственный контроль за соблюдением национального законодательства и международных до-
говоров РФ по вопросам безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море;
• предупреждает загрязнения окружающей природной среды;
• организует управление движением судов, а также информационное, радиолокационное, лоцманское, буксирное обеспечение мореплавания.
В зоне ответственности ФГУ «АМП Туапсе» находятся:
• глубоководный причал № 1А ООО «РН-Туапсенефтепродукт»;
• 6 нефтеналивных причалов ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП);
• 8 сухогрузных причалов ОАО «ТМТП» ;
• 4 причала ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» (ТСРЗ);
• причал ООО «Предприятие Туап-синский морской коммерческий порт» (ПТМКП);
• причал ООО «Туапсинский балкер-ный терминал» (ТБТ);
• причал № 7А ФГУП «Росморпорт»;
• якорные стоянки № 417, № 418.
По итогам 2013 г., грузооборот в
порту Туапсе снизился по сравнению с 2012 г. на 1 % и составил 17,64 млн т
грузов: 10,46 млн т нефтепродуктов, 7,18 млн т остальных грузов.
Снижение грузооборота в 2013 г. обусловлено загруженностью железной дороги в связи со строительством олимпийских объектов в Сочи и реконструкцией Туапсинского нефтезавода. После полной реконструкции мощность нефтезавода должна увеличиться в 5 раз, соответственно, возрастут и объемы перевалки нефтепродуктов в порту Туапсе.
Объективными предпосылками увеличения грузооборота порта являются масштабные работы по строительству и реконструкции портовых комплексов. В связи с вводом в эксплуатацию Туап-синского балкерного терминала к ранее имеющейся номенклатуре грузов добавилась перевалка минеральных удобрений.
Частный капитал для развития
В ходе экономических реформ в инвестиционной сфере на морском транспорте произошли существенные изменения. Одним из наиболее эффективных путей улучшения количественных и качественных характеристик объектов государственной собственности является привлечение к финансированию и управлению этими объектами частного капитала.
Перевалка основных грузов в порту происходит через:
• причалы ОАО «ТМТП» сухогрузного и нефтеналивного районов;
• глубоководный причал ООО «РН-Туапсенефтепродукт»;
• причал ООО «ТБТ».
Развитие новых портовых мощностей, реализация инвестиционных проектов позволят существенно увеличить грузооборот порта Туапсе.
Во-первых, завершено строительство и введен в эксплуатацию терминальный комплекс по перевалке зерновых
культур (причал 9А) ОАО «ТМТП» с объемом перевалки 2 млн т зерна в год.
Технологическая площадка складских сооружений с технологическим перегрузочным оборудованием находится на территории сухогрузного района порта. Груз доставляется на зерновой комплекс железнодорожным транспортом с перегрузкой в склад и последующей подачей на причал через систему конвейеров.
В 2013 г. объем перевалки зерна в порту Туапсе составил 888 тыс. т, это 45 % проектной мощности комплекса.
Во-вторых, на внешнем рейде, между Южным молом и Юго-Восточным волноломом порта, ООО «РН-Ту-апсенефтепродукт» завершило строительство комплекса глубоководного причала № 1А. Необходимость его создания обусловлена увеличением объемов и ассортимента нефтепродуктов, планируемых к перевалке на экспорт через ООО «РН-Туапсенефтепродукт» от ООО «РН - Туапсинский НПЗ» после полной реконструкции завода, а также от других НПЗ. Цель этого проекта -прием крупнотоннажных танкеров дедвейтом 90-115 тыс. т. При полной загрузке комплекса грузооборот составит: темных нефтепродуктов -5 млн т в год; светлых нефтепродуктов - 2 млн т в год. В марте 2012 г. данный комплекс введен в промышленно-опытную эксплуатацию.
В 2013 г. перевалка нефтепродуктов глубоководного комплекса составила 3,74 млн т, это 46,5 % проектной мощности комплекса.
Введение в эксплуатацию Туапсин-ского балкерного терминала, предназначенного для хранения и отгрузки минеральных удобрений (карбамида, аммофоса, нитроаммофоски) на экспорт морским транспортом, позволит обеспечить суммарный годовой оборот 2,3 млн т в год.
Груз доставляется железнодорожным транспортом и перегружается в складские сооружения с последующей подачей на причал по эстакаде.
В 2013 г. объем перевалки минеральных удобрений через балкерный терминал составил 1,645 млн т, или 65 % от максимально возможного по проекту.
В прошлом году также переоборудованы причалы № 14 и 15 ОАО «ТСРЗ» для приема судов типа ро-ро с плодоовощной продукцией, что позволит обеспечить суммарный годовой оборот 200 тыс. т.
Условия дальнейшего роста
Исходя из анализа загруженности морского порта Туапсе, можно сделать вывод, что имеющиеся резервы могут обеспечить грузооборот порта до 28 млн т в год после вывода всех вновь построенных и переоборудованных комплексов порта на полную мощность.
Дальнейшее развитие морского транспорта должно базироваться на совершенствовании портовой и городской инфраструктуры, железнодорожного и автомобильного транспорта. Особое внимание при развитии порта Туапсе необходимо уделить вопросам железнодорожных и автомобильных подходов к перегрузочным комплексам. Для усиления ж/д подходов к порту, наряду с усилением станции Туапсе-Сортировочная, потребуется строительство новых путей в городской черте.
Со стороны города имеются удовлетворительные автодорожные подходы к сухогрузному району ОАО «ТМТП». Автодорожные подходы к создаваемым комплексам требуют существенного улучшения. Работы по модернизации этих подходов необходимо провести в первую очередь, без этого не могут быть обеспечены нормальные условия эксплуатации вышеназванных объектов и жизнедеятельности города.
Все вышеперечисленные объекты порта располагаются в пределах городской черты, в непосредственной близости друг от друга, что повышает уровень опасности возникновения ЧС техногенного характера. В связи с этим необходимо повысить уровень контроля соблюдения правил перевалки и транспортировки опасных грузов, экологической и пожарной безопасности, обеспечения надежной физической защиты объектов, контроля выполнения мероприятий по транспортной безопасности, требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств (МК ОСПС).
Для снижения возможного ущерба от разлива нефтепродуктов на нефтеналивных терминалах поддерживается постоянная готовность специальных служб к аварийно-спасательным работам. Морской порт Туапсе имеет достаточное количество сил и средств как для ликвидации разливов нефтепродуктов, так и для тушения пожаров на судах и объектах порта, обеспечен современными системами защиты от незаконных актов по отношению к безопасности мореплавания, что позволяет в случае
,1 Борченинов Н Олег Вениаминович,
. капитан морского
Ш^Л порта Туапсе, [НК^Ц назначен на должность
Росморречфлота от 12 апреля 2011 г. Является одним из лучших специалистов водного транспорта. Зарекомендовал себя как эксперт, хорошо ориентирующийся в сложнейших вопросах своей профессии. Работает в отрасли на протяжении 29 лет. Отмечен наградами Росморреч-флота и Министерства транспорта РФ.
возникновения той или иной чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки ликвидировать ее последствия.
Для совершенствования физической защищенности и охраны порта Туапсе, реализации Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и требований МК ОСПС ФГУ «АМП Туапсе» и хозяйствующие в порту организации проделали большую работу по техническому оснащению и развитию системы охраны, усилению режимных мероприятий, разработке необходимых документов и инструкций.
Для круглосуточного контроля обстановки на акватории порта ФГУ «АМП Туапсе» разработало и реализовало «Проект оснащения техническими системами контроля акватории морского порта», который предусматривает, кроме видеонаблюдения, обеспечение контроля в ночное время с помощью тепловизоров, автоматическую систему выдачи сигнала тревоги.
Таким образом, инфраструктура порта Туапсе и резервы производственных мощностей новых терминальных комплексов, а также наличие достаточного количества сил и средств на реагирование и ликвидацию различных чрезвычайных ситуаций позволят порту нормально функционировать при дополнительном увеличении грузооборота на 30-35 %, при условии наличия необходимых грузов и возможности доставки их в порт железнодорожным или автомобильным транспортом. □
ФГУ «Администрация морского порта Туапсе»
35 2800, Туапсе, ул. Горького, 8 Тел.: +7 (86167) 76-4-00 Факс: +7 (86167) 76-4-03 [email protected] tuapseport.ru