УДК 330.564.224(470.67) Шахшаева Лиана Магомедовна
старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Дагестанского государственного института народного хозяйства
ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Shakhshaeva Liana Magomedovna
Senior Lecturer, Marketing and Commerce Subdepartment, Dagestan State Institute of National Economy
PROSPECTS OF SUSTAINABLE STRATEGIC DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Резюме:
Проблема устойчивого развития малого бизнеса в России является особенно актуальной в современных условиях. Эффективная государственная стратегия поддержки малого бизнеса должна включать в себя кроме прямых государственных мер поддержки также комплекс воздействия, направленный на улучшение макроэкономической ситуации страны в целом.
Устойчивое стратегическое развитие малого предпринимательства обусловлено различными факторами внутренней и внешней среды и представляет в рамках государства наибольший интерес, так как предполагает увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение социально-экономического положения граждан страны и социальной стабильности. Модель устойчивого стратегического развития малого предпринимательства включает такие составляющие, как финансовая поддержка и налоговое кредитование, нормативно-правовое регулирование деятельности, сосредоточение активов, уменьшение рисков, консалтинг, маркетинг. Каждое малое предприятие обязательно должно осуществлять мероприятия для развития и улучшения производственной, коммерческой деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг, расширять номенклатуру выпускаемой продукции, пересматривать ценовую и улучшать маркетинговую политики.
Ключевые слова:
экономика, кризис, малое предпринимательство, устойчивое развитие, макроэкономические факторы, государственная поддержка.
Summary:
The issue of sustainable development of small business in Russia is especially relevant in the current circumstances. The effective state strategy of the small business support should include in addition to the direct government support, the measures aimed at the improvement of the macroeconomic situation in the country as a whole.
The sustainable strategic development of small business is determined by various internal and external factors, and is of utmost interest at the domestic level, since it implies an increase in tax revenues, improvement of people's socio-economic status and social stability. A model of the strategic sustainable development of small business includes such components as financial support and tax loaning, legal regulation, concentration of assets, risk reduction, consulting, and marketing.
Every small business should necessarily carry out a variety of activities for development and improvement of production and commercial activities related to the purchase and sale of goods or rendering of services, expand the range of products, review the pricing policy and improve the marketing strategy.
Keywords:
economy, crisis, small business, sustainable development, macroeconomic factors, government support.
Основой для успешного функционирования всей социально-экономической системы являются ее устойчивость и стабильность. Жесткая конкурентная борьба, а также быстро меняющаяся среда вынуждают организации не только концентрировать внимание на внутренней среде, но и разрабатывать долгосрочную стратегию развития, отражающую все изменения внешней среды. В большинстве организаций отсутствует долгосрочная направленность действий, что служит причиной поражений в рыночной борьбе. Устойчивое стратегическое развитие малого предпринимательства обусловлено различными факторами внутренней и внешней среды, к которым можно отнести (рисунок 1):
1) механизмы финансовой поддержки, налоговое кредитование;
2) нормативно-правовое регулирование деятельности, изучение законодательных основ;
3) кооперацию финансовых средств;
4) страхование как способ уменьшения рисков в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
5) консалтинг по повышению прибыльности и эффективности деятельности, создание информационной инфраструктуры для получения всей необходимой информации;
6) маркетинговую деятельность.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 16)
Рисунок 1 - Модель устойчивого стратегического развития малого предпринимательства
Устойчивость в развитии определяется как способность к сохранению постоянства в условиях часто изменяющейся среды, а также стихийных или преднамеренных трансформаций. Устойчивое развитие опирается на меры, внедряемые во внутреннюю среду, и программы поддержки предпринимательства со стороны государства. Формирование кредитной политики служит основой для создания стартового капитала, приобретения объектов недвижимости, пополнения оборотных средств. Устойчивое развитие предприятий малого бизнеса полностью зависит от своевременного финансирования.
Для начала собственной инициативной деятельности предпринимателю необходимо иметь перспективную идею с финансовым подкреплением. Значение финансового фактора возрастает в сфере наукоемких разработок, которые начнут приносить прибыль далеко не сразу. Данная деятельность связана с высокой долей риска, к примеру, возможен технологический риск, вызванный недостаточной проработкой инженерных решений, а также экологический риск, обусловленный непредсказуемыми для окружающей среды последствиями использования нового продукта или технологии [1].
Каждое малое предприятие обязательно должно осуществлять различные мероприятия для развития и улучшения производственной, коммерческой деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг, расширять номенклатуру выпускаемой продукции, пересматривать ценовую и улучшать маркетинговую политики. Устойчивость малого предпринимательства можно обосновать как состояние производства и сбыта продукции, при которых наблюдается стабильно высокий результат функционирования при наличии возмущений среды взаимодействия. Устойчивость малого предпринимательства включает финансовую, воспроизводственную, социальную, информационную и экологическую устойчивость.
В США предприятия малого бизнеса, производящие около 40 % валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. 50 % лицензий, проданных в США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Аналогичная картина наблюдается в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70 % [2, с. 102].
Значимость развития малого бизнеса для экономики Республики Дагестан огромна. Сегодня малый и средний бизнес объединяет целый класс людей, которые задают позитивный настрой к жизни, играет особую роль в экономике как страны в целом, так и республики в частности.
Обычно с малым бизнесом связаны надежды на инновации, на ускоренное развитие среднего класса. Этот сектор экономики - реальная возможность для безработных граждан найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов. Именно этим объясняется особое внимание к нему, а руководством республики развитие малого и среднего бизнеса рассматривается как одно из основных направлений развития экономики. Постоянное совершенствование законодательства, финансирование целевых программ, создание для предпринимателей условий максимального экономического благоприятствования - все это говорит о том, что власти республики поддерживают малый бизнес. Несомненно, эффект от такой поддержки есть - создаются новые рабочие места, растут объемы выпуска продукции, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
В главном инструменте реализации государственной политики - республиканской целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2010-2013 гг. - предусмотрено ежегодное проведение около 40 мероприятий. Объем финансирования программы из республиканского бюджета в 2012 г. составил 89,6 млн руб. Дополнительно к республиканским средствам, в результате участия в конкурсах Минэкономразвития России на выделение финансовых средств из федерального бюджета на условиях софинансирова-ния субъектам Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, в 2013 г. Дагестану было выделено 266 млн руб., которые были направлены на дальнейшее развитие микрофинансирования, грантовую поддержку предпринимателей, образование и повышение квалификации, повышение энергоэффективности и финансовое обеспечение других мероприятий (таблица 1) [3].
Таблица 1 - Основные показатели деятельности субъектов малого
и среднего предпринимательства в Республике Дагестан
Показатели 2011 2012 2013
Число малых и средних предприятий 3890 3509 5642
Оборот МСП, млн руб. 74236,1 29858,4 144970,9
Численность работников на малых и средних предприятиях (без внешних совместителей) 41143 33811 56179
Среднемесячная заработная плата работников МСП, руб. 5807,0 6705,0 6312,7
Количество индивидуальных предпринимателей 75391 78638 75484
Прирост количества малых и средних предприятий в 2013 г. по отношению к предыдущему году составил 60,8 %. Большинство малых предприятий республики действуют в сфере сельского хозяйства (34 %), торговли (23,4 %), строительства (11,5 %) и обрабатывающих производств (11,4 %). Более 50 % индивидуальных предпринимателей работают в области торговли, 22,7 % заняты в сельском хозяйстве, 9,3 и 8,1 % соответственно заняты в сферах транспорта и обрабатывающих производств. Налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от деятельности субъектов малого предпринимательства в 2013 г. составили 2008,3 млн руб.
Устойчивое развитие предполагает функционирование сферы малого предпринимательства, сохраняющее в течение длительного периода способность эффективного существования и стабильного стратегического развития при воздействии внешней и внутренней среды, обеспечивающей длительное воспроизводство социального, производственного, финансового, ресурсного и экологического потенциалов.
Обеспечение устойчивости малых предприятий возможно только при наличии комплекса социально-экономических условий, а именно: социальной поддержки, предоставляемой из государственных и негосударственных источников; достаточности собственной ресурсной базы; доступности инвестиционных средств; профессионализма предпринимательского корпуса; эффективного взаимодействия с экономической и социальной инфраструктурой регионального и местного хозяйства. Большую роль в данном комплексе играет организация специального мониторинга совершенствования малых предприятий, способствующего развитию существенных частей экономического, финансового и налогового потенциалов территории.
Ссылки:
1. Бучаев Г.А. Стратегия устойчивого развития промышленных предприятий Республики Дагестан // Казанская наука. 2012. № 6. С. 40-42.
2. Цит. по: Текеева З.О. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Транспортное дело России. 2008. № 4. С. 101102.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.dginh.ru/menu/news/razvs.pdf (дата обращения: 10.10.2014).