Научная статья на тему 'Перспективы урегулирования Карабахского конфликта: обзор докладов Международной кризисной группы'

Перспективы урегулирования Карабахского конфликта: обзор докладов Международной кризисной группы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1003
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карабахский конфликт / Республика Армения / Республика Азербайджан / Евросоюз / аналитические центры / безопасность / Южный Кавказ / региональная политика / Nagorno-Karabakh conflict / Republic of Armenia / Republic of Azerbaijan / European Union / think tanks / security / Southern Caucasus / regional policy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Р. Г. Карапетян

Целью данной статьи является представление и анализ исследований Междуна-родной кризисной группы по Карабахскому конфликту. Основным показателем актуальности рассматриваемой темы является анализ европейских взглядов на Карабахский конфликт. При-нимая во внимание тот факт, что конфликт находится в сфере активных исследований Между-народной кризисной группы в течение достаточно долгого периода, мы выделили экспертные работы именно этой группы. Для достижения этой цели мы поставили следующие основные за-дачи: ✓ изучать, анализировать и оценивать исследовательские отчеты Международной кризис-ной группы по Карабахскому конфликту, ✓ представить основные акценты в докладах и сделать сравнительный анализ, попытаться увидеть динамику взглядов на урегулирование конфликта, ✓ представить предложения кризисной группы по урегулированию конфликта, в том числе с точки зрения западных стран. Для исследования были использованы методы контент анализа, ивент анализа и критическо-го анализа. В исследовании сделан вывод, что западное экспертное сообщество (в данном случае Международная кризисная группа) не возлагает больших надежд на мирное урегулирование Ка-рабахского конфликта, хотя оно рассматривает переговорный процесс как основным механиз-мом разрешения конфликта. За прошедшие годы, с одной стороны, готовность сторон пойти на уступки уменьшилась, а с другой возрастает опасность войны. Можно также сделать вывод, что взгляды этой группы в значительной степени соответствуют позициям Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Settlement of Nagorno-Karabakh Conflict: a Review of International Crisis Groups’ Reports

The purpose of this article is to present and analyze studies on Nagorno-Karabakh con-flict in the main think tanks of Europe. The main indicator of the relevance of the topic is the analysis of European views on Nagorno-Karabakh conflict. Taking into account the fact, that the conflict has been in the field of active researches of International Crisis Group for rather a long period, we have re-searched the expert works of this group. To achieve this goal, we have set the following main objec-tives: ✓ to study, analyze and evaluate the International Crisis Group research reports on the Nagorno-Karabakh conflict, ✓ to present the main accents in the reports and make a comparative analysis, try to see the dy-namics of views on the settlement of the conflict, ✓ to present the International Crisis Group’s main proposals for resolving the conflict, including from the point of view of Western states. We have used content analysis, event analysis and critical discussion methods in our research. The study concluded that the Western expert community (in this case International Crisis Group) does not have high hopes for a peaceful settlement of Nagorno-Karabakh conflict, although they con-sider the negotiation process as the main mechanism for resolving the conflict. Over the past years, on the one hand, the willingness of the parties to make concessions has decreased, and on the other, the danger of war has increased. It can also be concluded, that the views of this group are largely consistent with the position of the European Union.

Текст научной работы на тему «Перспективы урегулирования Карабахского конфликта: обзор докладов Международной кризисной группы»

Перспективы урегулирования Карабахского конфликта: обзор докладов Международной кризисной группы

Р.Г. Карапетян

Ереванский государственный университет, Ереван, Армения

Аннотация. Целью данной статьи является представление и анализ исследований Международной кризисной группы по Карабахскому конфликту. Основным показателем актуальности рассматриваемой темы является анализ европейских взглядов на Карабахский конфликт. Принимая во внимание тот факт, что конфликт находится в сфере активных исследований Международной кризисной группы в течение достаточно долгого периода, мы выделили экспертные работы именно этой группы. Для достижения этой цели мы поставили следующие основные задачи:

✓ изучать, анализировать и оценивать исследовательские отчеты Международной кризисной группы по Карабахскому конфликту,

✓ представить основные акценты в докладах и сделать сравнительный анализ, попытаться увидеть динамику взглядов на урегулирование конфликта,

✓ представить предложения кризисной группы по урегулированию конфликта, в том числе - с точки зрения западных стран.

Для исследования были использованы методы контент анализа, ивент анализа и критического анализа.

В исследовании сделан вывод, что западное экспертное сообщество (в данном случае -Международная кризисная группа) не возлагает больших надежд на мирное урегулирование Карабахского конфликта, хотя оно рассматривает переговорный процесс как основным механизмом разрешения конфликта. За прошедшие годы, с одной стороны, готовность сторон пойти на уступки уменьшилась, а с другой - возрастает опасность войны. Можно также сделать вывод, что взгляды этой группы в значительной степени соответствуют позициям Евросоюза.

Ключевые слова: Карабахский конфликт, Республика Армения, Республика Азербайджан, Евросоюз, аналитические центры, безопасность, Южный Кавказ, региональная политика.

Prospects for the Settlement of Nagorno-Karabakh Conflict: a Review of International Crisis Groups' Reports

R.G. Karapetyan

Yerevan State University, Yerevan, Armenia

Abstract. The purpose of this article is to present and analyze studies on Nagorno-Karabakh conflict in the main think tanks of Europe. The main indicator of the relevance of the topic is the analysis of European views on Nagorno-Karabakh conflict. Taking into account the fact, that the conflict has been in the field of active researches of International Crisis Group for rather a long period, we have researched the expert works of this group. To achieve this goal, we have set the following main objectives:

✓ to study, analyze and evaluate the International Crisis Group research reports on the Nagorno-Karabakh conflict,

✓ to present the main accents in the reports and make a comparative analysis, try to see the dynamics of views on the settlement of the conflict,

✓ to present the International Crisis Group's main proposals for resolving the conflict, including from the point of view of Western states.

We have used content analysis, event analysis and critical discussion methods in our research.

The study concluded that the Western expert community (in this case - International Crisis Group) does not have high hopes for a peaceful settlement of Nagorno-Karabakh conflict, although they consider the negotiation process as the main mechanism for resolving the conflict. Over the past years, on the one hand, the willingness of the parties to make concessions has decreased, and on the other, the danger of war has increased. It can also be concluded, that the views of this group are largely consistent with the position of the European Union.

Keywords: Nagorno-Karabakh conflict, Republic of Armenia, Republic of Azerbaijan, European Union, think tanks, security, Southern Caucasus, regional policy.

Актуальность, цель и задачи рассматриваемого вопроса

Поиск путей решения карабахского конфликта сегодня актуален не только для исследователей, представляющих конфликтующие страны, но и для международных исследовательских центров. Интерес к этому вопросу обусловлен, прежде всего, тем, что карабахский конфликт вышел из восприятия армяно-азербайджанского межэтнического конфликта и рассматривается в контексте более широких геополитических процессов. Растущий интерес к этому вопросу прямо сопоставим с растущими экономическими и политическими интересами международных силовых центров на Южном Кавказе. Западные аналитические центры, особенно в Европе, проводят более активные исследования процесса урегулирования конфликта, а также следят за развития-ми в нем. Исследования последних отличаются довольно интересным анализом и аналитически-прогностическими подходами к перспективам разрешения конфликтов.

Интерес европейского исследовательского сообщества к Южному Кавказу и к процессам, проистекающим в регионе, значительно возрос в 2003 г.: после принятия новой стратегии безопасности ЕС. В стратегическом документе1 под названием «Безопасная Европа в лучшем мире» переоценивается важность соседних регионов ЕС, включая Южный Кавказ, исходя из того, что эти регионы являются зоной безопасности, или буферными зонами для ЕС. После принятия этого документа ЕС

запускает "Политику соседства"2, в которую также входят Армения и Азербайджан.

Новизна изучаемого вопроса обосновывается тем, что наблюдение за конфликтом происходит глазами третьей, нейтральной стороны. В этой статье на основе сравнительного анализа предпринята попытка провести тематическое исследование, для рассмотрения позиции западного экспертного сообщества по карабахскому конфликту и его модификациям в призме времени. Для этой цели из основных европейских мозговых центров мы выделили Международную кризисную группу (далее МКГ), которая более активно участвует в исследовании проблемы. С другой стороны, учитывая тот факт, что аналитический центр работает для Европейского Союза, это исследование также дает нам возможность понять позицию Европейского Союза и Европейских стран по этой проблематике, их подходы к разрешению конфликта. Тема также важна с точки зрения изучения европейского опыта разрешения конфликтов, поскольку изучаемые нами исследования также показывают возможности проецирования европейского опыта на карабахскую проблематику. С другой стороны, мы относимся к этим исследованиям с осторожностью, поскольку в этих исследованиях могут быть и элементы субъективизма.

Основное содержание исследуемой проблемы

2 European Neighbourhood Policy, sels, 12 May 2004 - Available at:

Strategy Paper, Brus-

1 A Secure Europe in a Better World: European Security

Strategy, Brussels, 8 December 2003 - Available at:

http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-15895-

2003-INIT/en/pdf (accessed 15.04.2019)

https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlarge-

ment/sites/near/files/2004_communication_from_the_com mission_-_european_neighbourhood_policy_-_strategy_paper.pdf (accessed 25.05.2019)

Международная кризисная группа провела довольно подробное и всестороннее исследования конфликта и процесса его урегулирования3. Центр сотрудничал с армянскими, азербайджанскими и независимыми международными экспертами. Мы рассматриваем представленные ими отчеты исключительно на основе дискуссионного аналитического подхода и не склонны представлять их как абсолютную правду. В 2005 г. центр опубликовал два доклада по карабахскому конфликту. Первый из них, озаглавленный "Нагорный Карабах: взгляд на конфликт с места событий 4, являлся результатом довольно тщательного изучения текущего состояния конфликта. В нем были представлены причины и ход возникновения новой фазы конфликта (начиная с 1980-х годов), проблема беженцев, соотношение вооруженных сил двух сторон, социально-экономическое положение в Арца-хе, политические события в стране. В конце исследования представлены оценки способности сторон добиться успеха за столом переговоров. В итоге, эксперты, основываясь на оценках позиций сторон, могут только проявить сдержанный оптимизм в этом отношении.

В нашем исследовании мы уделяем большое внимание исследованию МКГ по возможным вариантам урегулирования конфликтов, опубликованного в 2005 г. в виде докла-да5 под названием "Нагорный Карабах: план установления мира". Кратко затронув аспекты исторических и новых этапов конфликта, в докладе рассматриваются возможные варианты его разрешения. В программе, принимая во внимание тот факт, что с момента подписания

3 International Crisis Group - Available at: https://www.crisisgroup.org/search?text=nagorno%20karab akh (accessed 27.05.2019)

4 Nagorno-Karabakh: Viewing The Conflict From The Ground, Europe Report N 166, 14 September 2005 - Available at:

https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/166-nagorno-karabakh-viewing-the-conflict-from-the-ground.pdf (accessed 02.06.2019)

5 Nagorno-Karabakh: A Plan for Peace, Europe Report N 167, 11 October 2005 - Available at: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/167-nagorno-karabakh-a-plan-for-peace.pdf (accessed 15.06.2019)

Бишкекского протокола прошло более десяти лет, а конфликт еще далек от разрешения в ближайшем будущем, предлагается сначала устранить основные препятствия для разрешения конфликта. Исследователи рассматривают прекращение гонки вооружений и сокращение военных расходов как первый шаг к этому направлению. Для этого необходимо повысить эффективность существующих механизмов контроля над вооружениями и установить дополнительные рычаги контроля.

Следует отметить, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе6 и Венский документ' по-прежнему остаются единственными рычагами контроля над вооружением и военными расходами конфликтующих сторон, но они не работают эффективно. Более того, азербайджанская сторона открыто заявляет, что все указанные лимиты превышены с их

о

стороны8, но пока никакого реального сдерживающего механизма к Азербайджану не применялось.

В докладе говорится, что Азербайджан должен возобновить прямые контакты с властями НКР и содействовать более тесным связям между армянами и азербайджанцами Нагорного Карабаха. Этот аргумент примечателен тем, что прямая связь между бывшими властями НКР и руководством Азербайджана основались после того, как в Азербайджане во власти пришел Гейдар Алиев, а после этого армянские военные силы провели несколько успешных военных действий в поле боя9. Но сегодня азербайджанская сторона решительно это отрицает. Более того, официальное Баку пытается выровнять статус властей НКР со

6 Treaty on Conventional Armed Forces in Europe - Available at:

https://www.osce.org/library/14087?download=true (accessed 25.07.2019)

7 Vienna Document 1999 of the Negotiations on Confidence and Security Building Measures, 16 November 1999 - Available at: https://www.osce.org/fsc/41276?download=true (accessed 12.09.2019)

8 Армии Азербайджана и Армении: бюджет, численность, вооружения - Available at:

https://www.bbc.com/russian/international/2016/04/160404 _karabakh_armies (accessed 22.09.2019)

9 Kazimirov V., Peace to Karabakh, M., 2009, pp. 93-97.

статусом азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Из этого тезиса ясно, что Кризисная группа рассматривает развитие диалога между армянской и азербайджанской общинами как важное предварительное условие для урегулирования конфликта.

В докладе говорится, что власти Нагорного Карабаха должны прекратить поддерживать политику переселения армян в населенные пункты, которые ранее были населены азербайджанцами. В отчете не упоминаются какие-либо цифры или факты. Можно сказать, что эти программы переселения проводились очень редко и существенно не изменили этнографическую картину этих районов. Более того, число армян, проживающих в Республике Арцах сегодня, не превышает количество армян, проживавших в бывшей Нагорно-Карабахском Автономной Области.

В докладе также упоминается о безопасном и добровольном переселении беженцев и внутренне перемещенных лиц в места их прежнего проживания. В этом отношении существует ряд трудностей. Во-первых, Азербайджан, проводя лишенную гуманизма политику в отношении беженцев, создал благоприятные условия для того, чтобы они были заинтересованы в переселении. В их число включены и те, кто эмигрировал в Азербайджан из Армении. Сегодня официальный Баку говорит о более чем миллионной общине бе-женцев10. Это, конечно, не имеет ничего общего с реальностью и является еще одним инструментом политики Азербайджана по оказанию давления на армянскую сторону и на международное сообщество. Кроме того, без решения о статусе Арцаха, возвращение беженцев будет означать новую фазу конфликта, новую войну. Поэтому мы считаем, что вопрос беженцев должен обсуждаться только после разрешения конфликта и определения, и реализации статуса Арцаха.

10 Эльмар Мамедъяров: Азербайджан является страной

с наибольшим количеством вынужденных переселен-

цев и беженцев [Elmar Mamedyarov: Azerbaijan is the country with the largest number of internally displaced persons and refugees (In Russ.)] - Available at: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3025323.html (accessed 01.10.2019)

В докладе референдум рассматривается как механизм определения статуса Нагорного Карабаха. Интерпретируется, что референдум должен быть проведен в Нагорном Карабахе после восстановления статус-кво численности этнического состава, которое было в 1988 г. Оставляя в стороне перечисление трудности, которые возникнут при этом, отметим, что результаты референдума, состоявшегося в Нагорном Карабахе в декабре 1991 г., согласно которой была провозглашена независимость, полностью приемлемы для официального Еревана, и проведение нового референдума может поставить под сомнение законность предыдущих результатов. Наконец, оставляя в стороне содержание этого пункта, подчеркнем тот факт, что МКГ видит путь к урегулированию конфликта через выражение воли проживающего там населения.

В докладе также говорится о дальнейших шагах, которые Европейский Союз может предпринять для разрешения конфликта. Предполагается, что организация будет более глубоко вовлечена в процесс разрешения конфликтов. Сначала предлагается открыть офис специального представителя ЕС на Южном Кавказе, который будет держать проблему в центре внимания. Основной задачей специального представителя будет разработка долгосрочных планов урегулирования конфликта и мер по укреплению доверия между конфликтующими сторонами.

Ссылаясь на социально-политическую сторону урегулирования конфликта, в докладе отмечается, что основным залогом армяно-азербайджанского дискурса может быть восстановление атмосферы доверия между армянами и азербайджанцами. Необходима новая риторика о конфликте для подготовки населения к подписанию и осуществлению мирного договора. В докладе подчеркивается еще одна важная веха в разрешении конфликта: Нагорный Карабах должен быть связан с Арменией через Лачинский и Кельбаджарский коридоры. Фактически, в докладе подчеркивается важность связи Армении и Нагорного Карабаха двумя коридорами по соображениям безопасности.

Следует еще подчеркнуть, что доклад довольно обширный и охватывает широкий круг вопросов, охватывающих практически все стороны конфликта. В отчете содержится ряд положений о мерах международной безопасности, международных донорах и т. д. Но меры безопасности или реальные гарантии, которые будут иметь Нагорный Карабах и армяне в случае поэтапного или комплексного урегулирования конфликта, здесь не видны.

В 2007 г. МКГ публикует свой следующий доклад о конфликте под заголовком "Нагорный Карабах: рискуя войной"11. Кратко остановившись на последних событиях в процессе урегулирования конфликта, в докладе основное внимание уделяется экономической и военной политике участников переговоров. В докладе рассматриваются военный потенциал обеих сторон и темпы экономического развития двух стран. Отмечается, что обе стороны интенсивно вооружаются, чему способствуют быстрые темпы роста и увеличение бюджетных потоков последних лет. В конце концов, отмечается, что стороны укрепляют свои позиции и каждая из них ужесточает свою позицию в переговорном процессе в плане уступок. Стороны также усиливают военную риторику, в обеих странах увеличивается число радикально настроенных, увеличивая риск войны.

Эта идея была подчеркнута в кратком отчете МКГ от 2009 г., опубликованном после публикации Мадридских принципов. В отчете

под названием "Нагорный Карабах: прибли-

"12

жение к развязке 12 говорится, что стороны ведут переговоры лишь для того, чтобы укрепить свои позиции и думают только о лучшей подготовке к войне. Об этом свидетельствует тот факт, что заявления, сделанные лидерами сторон за столом переговоров и во внутрипо-

11 Nagorno-Karabakh: Risking War, Europe Report N 187, 14 November 2007 - Available at: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/187-nagorno-karabakh-risking-war.pdf (accessed 05.10.2019)

12 Nagorno-Karabakh: Getting to Breakthrough, Europe Briefing N 55, 7 October 2009 - Available at: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/b55-nagorno-karabakh-getting-to-a-breakthrough.pdf (accessed 12.10.2019)

литическом дискурсе, полностью отличаются друг от друга.

Апрельская война 2016 г.

После военной эскалации на линии соприкосновения Арцах-Азербайджан в апреле 2016 г., группа публикует новое исследование "Нагорный Карабах: новый старт или больше опасности?"13. В докладе отмечается, что Азербайджан несет ответственность за эскалацию ситуации. Приводятся основные причины, побудившие Азербайджан пойти на этот шаг. Основной причиной является желание изменить статус-кво, установившийся в 1992-1994 гг. и после карабахской войны. Это имело большое значение для азербайджанской стороны, для обретения хотя бы небольших, но тактических побед, а затем для решения некоторых психологических проблем в ее вооруженных силах и в обществе.

Следующая причина рассматривается в контексте оценки потенциала собственных вооруженных сил Азербайджана. Азербайджану нужно было увидеть, какой у него военный потенциал и как противник будет сопротивляться. Это, конечно, можно интерпретировать как проверку перед крупномасштабной военной операцией. С другой стороны, согласно отчету, Азербайджан хотел проверить вооружения, купленные за последние годы, что он не мог сделать во время учений.

Эксперты также видят внутриполитические и экономические события, стоящие за азербайджанскими мотивами. В 2015 г. национальная валюта Азербайджана подверглась огромной инфляции14, что вызвало цепную реакцию и привела к докризисной экономической ситуации в стране. Общественность начала выражать свой протест через демонстрации, которые вскоре превратились в широко распространенные антиправительствен-

13 Nagorno-Karabakh: New Opening, or More Peril?, Europe Report N 239, 4 July 2016 - Available at: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/239-nagorno-karabakh-new-opening-or-more-peril.pdf (accessed 04.11.2019)

14 The Jamestown; Protests in Azerbaijan: A Political and Economic Watershed, 01 February 2016 - Available at: https://jamestown.org/program/protests-in-azerbaijan-a-political-and-economic-watershed/ (accessed 16.11.2019)

ные митинги15. Власти пускают в ход пропагандистские инструменты, традиционно используемые для внутренней аудитории: "Армяне виноваты в бедности и во всех бедах в Азербайджане, так как они продолжают сохранять оккупированными 20% территории страны". Фактически, группа приходит к выводу, что на этот раз азербайджанская сторона, чтобы отвлечь внутреннюю аудиторию от проблем, существующих в стране, усиливает напряженность на линии соприкосновения Азербайджана и Арцаха.

В докладе также подчеркивается растущий интерес к конфликту со стороны соседних стран, в частности - Турции и Ирана. Воспользовавшись военной эскалацией конфликта, последние пытаются расширить свое участие в процессе урегулирования конфлик-та16. Этому может поспособствовать то, что посредникам и Минской группе ОБСЕ не удалось добиться реально положительного результата в своей деятельности, результатом которого явилась военная эскалация. Один из основных вопросов доклада заключается в этом: используют ли стороны переговоров сложившуюся ситуацию для повышения эффективности своей работы по урегулированию конфликта? Есть также оценка о том, что это может стать пограничной ситуацией для посредников, пытающихся изменить логику переговоров.

На последний вопрос МКГ пытается ответить в докладе от 2017 г. под названием «Нагорный Карабах собирает тучи войны»17. Здесь, представляя результаты переговорного

15 The Guardian; Azerbaijan forced to cut bread taxes after widespread protests, 15 January 2016 - Available at: https ://www.theguardian. com/world/2016/jan/15/azerbaija n-forced-to-cut-bread-taxes-after-widespread-protests (accessed 25.11.2019)

16 BBC Русская служба, Эскалация в Нагорном Карабахе: стороны винят друг друга, 05 апреля 2016 [BBC Russia, Escalation in Nagorno Karabakh: The sides blame to each other (In Russ.)] - Available at:

https ://www.bbc.com/russian/international/2016/04/160405 _karabakh_escalation_wrap (accessed 05.12.2019)

17 Nagorno-Karabakh's Gathering War Clouds, Europe

Report N 244, 1 June 2017 - Available at:

https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/244-nagorno-karabakhs-gathering-war-clouds.pdf (accessed 12.01.2020)

процесса за прошедший год, утверждается, что в них не только не произошло никаких радикальных изменений, но и стороны еще больше укрепили свои позиции и усилили военную риторику. Более того, население обеих стран стало в большей степени поддерживать политику своих властей в карабахском вопросе.

Во втором половине декабря 2019 г. Кризисная группа опубликовала новый доклад под названием "Как выбраться из тупика в Нагорном Карабахе"18. В докладе отмечается, что, если Армения и Азербайджан будут действовать быстро, они могут выйти из тупика в Нагорном Карабахе. Они могут спокойно обсуждать сложные вопросы, которые касаются урегулированию, миротворцам и статуса - но в отдельных направлениях, а не в рамках одного пакета. По мнению авторов доклада, открыта возможность возобновления тупиковых переговоров между Баку и Ереваном, а эту возможность они связывают прежде всего со сменой власти в Армении. Они также уверены, что если не действовать быстро, то эта окошка возможности скорее закроется. Доклад сориентирован над тремя основными вопросами и рассматривает их в качестве пакетного обсуждения: судьба территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, состав и мандат возможной международной миссии по поддержанию мира, требование независимости Нагорного Карабаха. Также, учитывая деликатность вопроса статуса и удаленность позиций сторон, любые переговоры о нем надо начать осторожно и полуофициально - считают эксперты группы.

Мы убеждены, что оптимистический подход исследователей к переговорному процессу был обусловлен прежде всего тем, что после смены власти в Армении в апреле 2018 г. многие ошибочно полагали, что новое руководство Армении готово пойти на уступки по

18 Как выбраться из тупика в Нагорном Карабахе, Доклад по Европе N 255, 20 декабря 2019 [How to Get Out from Blockade in Nagorno-Karabakh, Europe Report (In Russ.)] - Available at:

https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/255%20Digging%2 0Out%20of%20Deadlock%20-%20RUSSIAN%20-%20Print.pdf (accessed 21.02.2020)

карабахскому вопросу. Позже стало ясно, что официальный Ереван не только сохраняет основные линии в переговорном процессе о карабахском конфликте, более того, он даже немного ужесточает свою политику.

Основные итоги исследования и выводы

Подведя итоги экспертной работы Международной кризисной группы по нагорно-карабахскому конфликту, можно сделать следующие выводы: В начале 2000-х гг. эксперты видели большой потенциал для мирного и компромиссного урегулирования конфликта, а в последние годы они только фиксируют, что стороны все чаще усиливают максималистские претензии и повышают свою готовность возобновить войну. Причина этого состоится в том, что за последнее десятилетие участники переговоров, и в первую очередь, Азербайджан, интенсивно вооружались. Его военные закупки являются одними из крупнейших в мире в процентном отношении к бюджету страны19. Эксперты также считают, что перед лицом новых реалий разрешение конфликта путем компромисса невозможен, поэтому посредникам остается только усилить давление на стороны для того, чтобы добиться политического и дипломатического решения проблемы. Фактически, мы можем сделать вывод, что МКГ видит только политическое решение конфликта и пока исключает смягчение позиций сторон. Мы считаем, что за бескомпромиссной позицией стороны переговоров, а азербайджанской стороной в особенности, стоит фактор внутренней пропаганды. Официальный Баку на протяжении многих лет питал своих граждан ложными тезисами о том, что армяне пришли в эту территорию недавно и «оккупируют» азербайджанские территории. Это привело к тому, что большая часть азербайджанского общества не поймет шаги своего руководства по уступкам в карабахском вопросе. В армянском же обществе укрепляется тезис о том,

19 Военные расходы Азербайджана за последние годы [Azerbaijan's military expences in latest years (In Russ.)] -Available at:

https://tradingeconomics.com/azerbaijan/military-expenditure (accessed 22.02.2020)

что сохранение нынешней территориальной целостности Республики Арцах является насущной необходимостью для обеспечения безопасности страны. Этот тезис был подтвержден после апрельской военной эскалации и многочисленных заявлений официального Баку о своих территориальных претензиях к Армении20.

В нашем исследовании мы можем выделить следующие факторы, которые, по мнению экспертов МКГ, являются основными препятствиями для разрешения конфликтов:

• системы государственного управления

21

сторон переговоров21,

• пропаганда и активное использование военной риторики,

• отсутствие политической воли к уступкам,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• общественное мнение и пропорцианально различные представления о конфликте в странах,

• региональные и международные геополитические факторы.

В итоге исследования и сравнительного анализа можно также сделать вывод о том, что предложения и перспективы урегулирования конфликта, предложенные в докладах Международной кризисной группы, в значительной степени соответствуют позиции Европейского союза. Хотя МКГ является независимым исследовательским учреждением, мы, не колеблясь, отметим, что мнение этого исследовательского центра также в значи-

20 Ильхам Алиев заговорил о передаче Зангезура Армении [Ilham Aliyev have spoken about how they gave Zangezur to Armenia (In Russ.)] - Available at: https://haqqin.az/news/160538 (accessed 25.02.2020); Заявление Алиева по Зангезуру - агрессия по отношению к территории Армении [Aliyev's announcement about Zangezur is a treat to Armenia's security (In Russ.)] -Available at: https://newsarmenia.am/news/politics/zayavlenie-alieva-po-zangezuru-agressiya-po-otnosheniyu-k-territorii-armenii-politolog/ (accessed 25.02.2020)

21 В отчетах Международной кризисной группы, как красная нить, подчеркивается идея о том, что власти конфликтующих стран используют эту проблему в своих политических целях. Политика Азербайджана в этом направлении более чем подчеркивается. Эксперты говорят, что конфликт была и остается рычагом в руках азербайджанских лидеров для сохранения своей власти.

тельной степени отражает позиции стран ЕС. карабахского конфликта, оценивая при этом, Эксперты организации придают большое зна- что эффективность применения этого опыта чение необходимости использования евро- со временем может стать более сомнительной. пейского опыта в процессе урегулирования

Библиографический список Avakian Sh. Nagorno Karabakh: Legal Aspects, Yerevan, 2013.

Broers L., Iskandaryan A., Minasyan S. The Unrecognized Politics of De Facto States in the PostSoviet Space, Yerevan, Caucasus Institute, 2015. Iskandaryan A. The Nagorno-Karabakh Conflict: a New Paradigm? // Prospects for Peace in Nagorno-Karabakh: International and Domestic Perspectives, Caucasus Institute Research Papers, Yerevan, 2018, p. 7-12.

Kazimirov V. Peace to Karabakh: Russia's Mediation in the Settlement of the Nagorno-Karabakh Conflict, Moscow, VES MIR Publishers, 2014. Mikaelian H. Societal Perceptions of the Conflict in Armenia and Nagorno-Karabakh // Caucasus Institute Policy Paper, Yerevan, December 2017. Minasyan S. Nagorno-Karabakh After Two Decades of Conflict: Is Prolongation of the Status Quo Inevitable? // Caucasus Institute Research Papers, Yerevan, August, #2, 2010. Popescu N. EU Foreign Policy and Post-Soviet Conflicts: Stealth intervention, New York, Routledge, 2011.

Ваал Т. де Черный сад: Армения и Азербайджан между миром и войной, Москва, 2014. Давыдов К. Геополитическая история Азербайджана: исторического и новосозданного // Т. 1 -

От исторического до нового Азербайджана, Тель-Авив - Москва, 2020. Крапетян Р.Г. Перспективы международного признания и развития Республики Арцах // Постсоветские исследования. Т. 1. № 2 (2018). С. 179-185. Кочарян Ш. Почему до сих пор не урегулирован Нагорно-Карабахский конфликт? Ереван, 2016. Минасян С. Сдерживание в Карабахском конфликте, Ереван, Институт Кавказа, 2016. Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике // Документы и комментарий,

сост., отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.Г. Барсегов., М.: КРУГЪ, - Т. 1, 2008. Тарасов С. Мифы о Карабахском конфликте // Сборник статей, второе издание, Москва, 2014.

Сведения об авторе: Карапетян Роман Гагикович - к.и.н., доцент кафедры международных отношений и дипломатии ЕГУ (e-mail: roman.karapetyan@ysu.am).

References

Vaal T. de CHernyj sad: Armeniya i Azerbajdzhan mezhdu mirom i vojnoj, Moskva, 2014. Davydov K. Geopoliticheskaya istoriya Azerbajdzhana: istoricheskogo i novosozdannogo // T. 1 - Ot

istoricheskogo do novogo Azerbajdzhana, Tel'-Aviv - Moskva, 2020. KrapetyanR.G. Perspektivy mezhdunarodnogo priznaniya i razvitiya Respubliki Arcah // Postsovetskie

issledovaniya. T. 1. № 2 (2018). S. 179-185. Kocharyan SH. Pochemu do sih por ne uregulirovan Nagorno-Karabahskij konflikt? Erevan, 2016. Minasyan S. Sderzhivanie v Karabahskom konflikte, Erevan, Institut Kavkaza, 2016. Nagornyj Karabah v mezhdunarodnom prave i mirovoj politike // Dokumenty i kommentarij, sost., otv.

red. d. yu. n., prof. YU.G. Barsegov., M.: KRUG", - T. 1, 2008. Tarasov S. Mify o Karabahskom konflikte // Sbornik statej, vtoroe izdanie, Moskva, 2014.

About the author: Karapetyan Roman G. - Ph. D in History, Associate Professor at the Chair of International Relations and Diplomacy of YSU (e-mail: roman.karapetyan@ysu.am).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.