Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ УГЛУБЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ЕАЭС И СТРАНАМИ АТР'

ПЕРСПЕКТИВЫ УГЛУБЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ЕАЭС И СТРАНАМИ АТР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
239
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЕАЭС / ВЬЕТНАМ / ВРЭП / ВПТТП / АСЕАН / TRADE INTEGRATION / THE ASIA-PACIFI REGION / EAEU / VIETNAM / RCEP / CPTPP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Томилов Михаил Владимирович

На фоне кризиса переговоров в рамках Всемирной торговой организации, а также усиления конкуренции на мировых рынках важным компонентом экономической политики государства является интеграционная составляющая. Российская Федерация в качестве приоритетного направления в данной области избрала углубление интеграционных взаимодействий в рамках Евразийского экономического союза (далее- ЕАЭС). Для повышения эффективности торговой интеграции необходимо увеличение общего объёма рынка. Поскольку рынок ЕАЭС пока не достиг показателей других крупных интеграционных объединений (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и т. п.), участникам союза необходимо заключать соглашения с третьими странами. Наибольший интерес в этом плане представляет быстроразвивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (далее - АТР). В статье на основе результатов действия соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом рассматриваются перспективы торговой интеграции евразийского блока и стран АТР. Выделены два сценария: заключение двусторонних соглашений с отдельными государствами региона и проведение переговоров с региональными интеграционными объединениями. В результате сделан вывод о целесообразности углубления интеграционных процессов с главными торговыми партнёрами в АТР по отдельности, либо заключения общего соглашения с Всеобъемлющим региональным экономическим партнёрством, членами которого являются практически все наиболее важные для ЕАЭС (в торговом плане) государства региона. Однако для того, чтобы стать полноценным участником переговоров, сначала необходимо подписать подобное соглашение со странами АСЕАН. Полученные результаты могут быть использованы при разработке экономической модели интеграции России в мировую систему и при оценке перспектив реализации национальной стратегии интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DEEPENING OF TRADE INTEGRATION BETWEEN THE EAEU PARTICIPANTS AND THE ASIA-PACIFIC COUNTRIES

Against the background of negotiations crisis within the World Trade Organization framework, as well as increasing competition in the world markets, an important element of the state's economic policy is the integration component. The Russian Federation has chosen the deepening of integration interactions within the Eurasian Economic Union (EAEU) as a priority direction in this area. To improve the efficiency of trade integration, it is necessary to increase the total market size. Since the EAEU market has not yet reached the indicators of the other large integration associations (the European Union, etc.), the Union’s members need to conclude agreements with the third countries. The most interesting option in this regard is the rapidly developing Asia-Pacific region (APR). On the basis of results of the free trade agreement between the EAEU and Vietnam the article discusses the integration prospects of the Eurasian block and the Asia-Pacifi countries. There are two scenarios: the conclusion of bilateral agreements with the individual regional states and negotiations with the regional integration associations. It was concluded that it is advisable to deepen the integration processes with the main trading partners in the Asia-Pacific region separately, or to conclude a general agreement with the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP), whose members are almost all the most important states for EAEU (in trade terms) in the region. However, in order to become a full-fledged participant in the negotiations, it is fi necessary to sign such an agreement with the ASEAN countries. The results can be used in the economic model development of Russia's integration into the world system and in assessing the prospects for implementation of the national integration strategy.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ УГЛУБЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ЕАЭС И СТРАНАМИ АТР»

DOI 10.22394/ 1818-4049-2020-92-3-32-43 УДК 339.92

М. В. Томилов

Перспективы углубления торговой интеграции между участниками БАЭС и странами АТР

На фоне кризиса переговоров в рамках Всемирной торговой организации, а также усиления конкуренции на лшровых рынках важным компонентом эконолшческой политики государства является интеграционная составляющая. Российская Федерация в качестве приоритетного направления в данной области избрала углубление интеграционных взаимодействий в рамках Евразийского эконолшческого союза (далее - ЕАЭС). Для повышения эффективности торговой интеграции необходимо увеличение общего объёма рынка. Поскольку рынок ЕАЭС пока не достиг показателей других крупных интеграционных объединений (Европейский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и т. п.), участникам союза необходимо заключать соглашения с третьими странами. Наибольший интерес в этом плане представляет быстро-развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (далее - АТР). В статье на основе результатов действия соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом рассматриваются перспективы торговой интеграции евразийского блока и стран АТР. Выделены два сценария: заключение двусторонних соглашений с отдельными государствами региона и проведение переговоров с региональными интеграционны-лш объединениями. В результате сделан вывод о целесообразности углубления интеграционных процессов с главными торговыми партнёрами в АТР по отдельности, либо заключения общего соглашения с Всеобъемлющим региональным эконолшческим партнёрством, членами которого являются практически все наиболее важные для ЕАЭС (в торговом плане) государства региона. Однако для того, чтобы стать полноценным участником переговоров, сначала необходимо подписать подобное соглашение со странами АСЕАН. Полученные результаты могут быть использованы при разработке экономической модели интеграции России в мировую систему и при оценке перспектив реализации национальной стратегии интеграции.

Ключевые слова: торговая интеграция, Азиатско-Тихоокеанский регион, ЕАЭС, Вьетнам, ВРЭП, ВПТТП, АСЕАН.

Введение. С момента своего создания Особняком среди потенциальных пар-

внимание ЕАЭС сфокусировано не только тнёров выступают страны Азиатско-

на принятии новых участников блока, но Тихоокеанского региона (АТР). Во-первых,

и на заключении соглашений о свободной темпы роста торговли в регионе показы-

торговле, а, следовательно, активизации вают наиболее быстрый среднемировой

интеграционных процессов с отдельны- рост. Во-вторых, ряд стран АТР являются

ми внеблоковыми партнёрами. Перво- основными торговыми партнёрами ЕАЭС

степенным аспектом интеграции высту- (Китай, Япония, Республика Корея, Таи-

пает торговля. В связи с этим основной ланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам), целью указанных мер является выход на- С последним ЕАЭС в мае 2015 года

циональных компаний на новые рынки подписано полноценное соглашение о

сбыта (увеличение экспорта), повышение свободной торговле (ратифицировано

их конкурентоспособности, а также уде- в октябре 2016 г.). Ниже рассмотрены

шевление импорта отдельных товаров, в предварительные результаты действия

которых нуждаются отечественные про- документа, которых удалось достичь за

изводители и потребители. три года с момента ратификации. Наря-

Мнханл Владимирович Томилов — младший научный сотрудник, Институт экономических исследований ДВО РАН (680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 153). E-mail: michael_tom@list.ru

ду с Вьетнамом в мае 2018 г. подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Однако упор в указанном документе делается на сотрудничестве, а не на свободной торговле. В октябре 2019 г. подписано соглашение о свободной торговле с Сингапуром. В настоящее время ведутся переговоры также с рядом других стран региона.

При этом в АТР независимо от ЕАЭС активно продвигаются собственные региональные интеграционные инициативы. В декабре 2018 г. вступило в силу соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного транстихоокеанского партнёрства (ВПТТП), включающего 11 стран региона. Кроме того, ведутся переговоры о заключении соглашения о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ВРЭП) в составе 16 стран. Указанные процессы могут иметь как перспективы, так и определённые последствия для участников ЕАЭС, в связи с чем видится целесообразным более активное участие в них евразийского блока.

Краткая характеристика сотрудничества БАЭС с другими странами. ЕАЭС по состоянию на август 2020 г. заключены пять соглашений о с отру д-шгчестве с внеблоковыми партнёрами (табл. 1). Одновременно ведутся переговоры о заключении соглашений с тремя

партнёрами, с Новой Зеландией переговоры временно приостановлены.

Наряду с этим ЕАЭС подписаны меморандумы (декларации) о взаимопонимании (сотрудничестве) со следующими странами (их правительственными ведомствами), а также интеграционными блоками: Украина (май 2013 г.), Монголия (июнь 2015 г.), Чили (июнь 2015 г.), Перу (октябрь 2015 г.), Республика Корея (ноябрь 2015 г.), Камбоджа (май 2016 г.), министерство сельского хозяйства Венгрии (сентябрь 2016 г.), Молдавия (апрель

2017 г.), Греция (июнь 2017 г.), Иордания (сентябрь 2017 г.), Марокко (сентябрь 2017 г.), министерство внешней торговли Эквадора (ноябрь 2017 г.), Куба (май 2018 г.), Фарерские острова (август

2018 г.), Таиланд (ноябрь 2018 г.), АСЕАН (ноябрь 2018 г.), МЕРКОСУР (декабрь

2018 г.), Бангладеш (май 2019 г.), министерство сельского хозяйства Аргентины (август 2019 г.), Африканский союз (октябрь 2019 г.), Индонезия (октябрь

2019 г.)1. Указанные меморандумы предполагают развитие сотрудничества и возможное подписание полноценных соглашений о свободной торговле в будущем.

Кроме того, повышенный интерес к экономическому сотрудничеству с ЕАЭС проявляют Турция, Лаос, Япония, Пакистан, Тунис, Сирия и ряд других стран.

Таблица 1

Экономическое сотрудничество ЕАЭС и других стран

Страна Статус

Вьетнам В мае 2015 г. подписано соглашение о свободной торговле, ратифицировано в октябре 2016 г.

Китай В мае 2018 г. подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудн ичестве

Иран В мае 2018 г. подписано временное соглашение о свободной торговле (срок действия - 3 года); Через 3 года будут согласованы условия постоянного соглашения

Сербия В октябре 2019 г. подписано соглашение о свободной торговле

Сингапур В октябре 2019 г. подписано соглашение о свободной торговле

Египет Переговоры о подписании соглашения

Израиль Переговоры о подписании соглашения

Индия Переговоры о подписании соглашения

Новая Зеландия Переговоры о подписании соглашения начаты в конце 2010 г., приостановлены в мае 2014 г.

Источник: составлено автором по данным http://и/или.eurasiancommission.org.

1 По данным http://wLuw.ewasianc0mmissi0n.0Ty.

Таким образом, из более 30 стран, проявляющих заинтересованность в экономическом сотрудшгчестве с ЕАЭС, практически половина являются государствами АТР. В дальнейшем это может привести к активизации интеграционных процессов блока со всем регионом.

Вьетнам: предварительные результаты. Соглашение о свободной торговле ЕАЭС и Вьетнама подписано в мае

2015 г., ратифицировано в октябре

2016 г. [Фёдоров, 2017]. В соответствии с документом импортные тарифы на значительную часть товаров будут понижаться с 2016 по 2024 гг.2 Таким образом, после 2024 г. пошлины снизятся до минимальных значений, а по ряду товаров они будут отменены полностью.

Указанное снижение не касается так называемых чувствительных для участников соглашения товаров. В частности,

список Вьетнама включает отдельные виды мяса, птицы, соль и изделия из драгоценных металлов, а список ЕАЭС -мясо, молоко, чай, кофе, сахар, легковые и грузовые автомобили, пиджаки, костюмы, кожаную обувь и трубы из стали [Пылин, 2018; Фам, 2016].

За четыре года с момента подписания соглашения взаимная торговля стран ЕАЭС и Вьетнама демонстрирует значительный рост (табл. 2, 3). Экспорт евразийского объединения вырос более чем в три раза, импорт из Вьетнама — в полтора раза. Указанных успехов удалось достичь как за счёт снижения тарифных барьеров в торговле, так и посредством налаживания более интенсивного инвестиционного сотрудничества в совместных проектах по добыче полезных ископаемых и организации производства.

Наибольший прирост экспорта во

Таблица 2

Экспорт стран БАЭС во Вьетнам с 2014 по 2018 гг.

Участник ЕАЭС Экспорт во Вьетнам, тыс. долл. США Прирост экспорта во Вьетнам Прирост валового экспорта

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Россия 644536 824444 1373024 1239884 2457279 3,81 0,91

Казахстан 1721 10410 167341 274247 179049 104,04 0,77

Белоруссия 83030 110321 75466 75298 61724 0,74 0,93

Армения 62 131 22 158 566 9,13 1,6

Киргизия 1398 1580 225 631 998 0,71 0,93

Итого 732761 948901 1618094 1592235 2701634 3,69 0,89

Источник: составлено автороль по данным UN Comtrade Database. URL: https:// comtiade. un. org).

Таблица 3

Импорт стран БАЭС из Вьетнама с 2014 по 2018 гг.

Участник ЕАЭС Импорт из Вьетнама, тыс. долл. США Прирост импорта из Вьетнама Прирост валового импорта

2014 2015 2016 2017 2018

Россия 2295705 2055374 2465261 3328998 3624193 1,58 0,84

Казахстан 269931 195548 198813 268490 288179 1,07 0,79

Белоруссия 15838 38340 44187 59009 53730 3,39 0,94

Армения 19870 14831 24349 34726 46311 2,33 1,15

Киргизия 4047 3684 3053 3022 6229 1,54 0,85

Итого 2607405 2309792 2737679 3696262 4020660 1,54 0,85

Источник: составлено автором по данным UN Comtrade Database. URL: https:// comtiade. un. org).

2 Текст соглашения. URL: http://unjuw.eurasiancommission.oi-g/ni/ act/ trade/ dotp/ sogl_torg/ Documents/EAEU-VN%20FTA_rus.pdf (дата обращения: 15.07.2019).

Вьетнам показали Казахстан (более чем в 100 раз), Армения и Россия; в торговле с Белоруссией и Киргизией наоборот произошло снижение (около 30%). При этом для всех участников ЕАЭС (кроме Армении) характерно снижение валового экспорта. Однако показатели роста экспорта России, Казахстана и Армении во Вьетнам опережают аналопгчные для валового экспорта, а темпы снижения экспорта Белоруссии и Киргизии во Вьетнам опережают темпы снижения общнх продаж за рубеж.

Повышение импорта стран ЕАЭС из Вьетнама характерно для всех участников блока. Наибольший прирост зафиксирован в торговле с Белоруссией и Арменией. При этом в торговле государств евразийского блока (кроме Армении) наблюдается снижение валового импорта. Следовательно, рост импорта стран ЕАЭС из Вьетнама превышает темпы роста их валового импорта.

Таким образом, Россия, Казахстан и Армения в результате заключения соглашения о свободной торговле получают наибольшие выгоды (увеличение экспорта превышает рост импорта). Что касается Белоруссии и Киргизии, экспорт указанных стран во Вьетнам снизился на 30%, при этом импорт из Вьетнама возрос в 3,4 и 1,5 раза соответственно, что свидетельствует о получении больших преференций от соглашения с вьетнамской стороной.

Хотя экспорт ЕАЭС во Вьетнам растёт более быстрыми темпами, чем импорт, для всех стран блока (кроме Белоруссии) характерно отрицательное сальдо торгового

1,600 1,400 1,200 1,000 0,800 0,600 0,400 0,200 0,000

баланса. Такое развитие событий ранее прогнозировали российские исследователи [Изотов, 2013]. Оно связано с низкой конкурентоспособностью отечественных компаний по сравнению с зарубежными транснациональными корпорациями (ТНК), действующими во Вьетнаме. Это также способствует расширению товарной структуры вьетнамского экспорта. Кроме того ряд стран ЕАЭС (Армения, Киргизия) являются импортозависимыми и обладают более слабым производственным потенциалом по сравнению с азиатской страной [Пылин, 2018].

В результате действия соглашения доля экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам повысилась в период 2014—2018 гг. с 0,1% до 0,5%, доля импорта из Вьетнама — с 0,7% до 1,3% (рис. 1). В таблице 4 представлено изменение позиций Вьетнама в списке главных торговых партнёров (в том числе, среди стран АТР) участников ЕАЭС за пять лет по сравнению с 2014 г. (до начала действия соглашения).

Практически по всем показателям и странам наблюдается рост. Ухудшение позиций Вьетнама характерно для списка главных направлений экспорта Белоруссии (в том числе, в АТР). Вьетнам вошёл в первые 40 экспортных направлений для России и Казахстана, значительно улучшились позиции по данному показателю для Армении. По результатам 2018 г.страна также попала в топ-20 партнёров по импорту для России, Казахстана и Армении, укрепила позиции на белорусском и киргизском рынке. Вьетнам занял прочные позиции в торговле ЕАЭС со странами АТР (входит в топ-7 партнё-

:ИшЬУ 1

ГУ

I

>

H

■ Россия

П Казахстан

□ Белоруссия

□ Армения

■ Киргизия

□ ЕАЭС

2014 2015 2016 | 2017 | 2018 2014 2015 2016 2017 2018 Доля экспорта во Вьетнам Доля импорта из Вьетнама

Рис. 1. Доля экспорта и импорта в торговле участников ЕАЭС, %

ров по экспорту и импорту для каждой из стран блока).

Кроме того, поменялась структура экспортных и импортных товаров в торговле ЕАЭС и Вьетнама (табл. 5). В экспорте

Изменение места Вьетнама сред

по сравне!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ наибольший выигрыш получило сельское хозяйство, угольная и сталелитейная промышленность, при этом снизилась доля нефтепродуктов и оружия. К наиболее экспортируемым товарам белорус-

Таблица 4 торговых партнёров стран БАЭС [ю с 2014 г.

Участник ЕАЭС среди всех торговых партнёров (экспорт) среди торговых партнёров из числа стран АТР (эиспорт) среди всех торговых партнёров (импорт) среди торговых партнёров из числа стран АТР (импорт)

2014 2018 2014 2018 2014 2018 2014 2018

Россия 59 37 m 13 7 m 26 16 IT1 5 5 1=1

Казахстан 68 35 IT) 11 7 IT) 21 16 IT) 5 5 1=)

Белоруссия 34 38 (1) 5 6 (1) 47 41 IT) 8 7 IT)

Армения 65 46 IT) 11 7 IT) 33 18 IT) 7 4 IT)

Киргизия 34 33 IT) 4 3(11 47 34 IT) 12 7 IT)

Источник: составлено автором по данным UN Comtrade Database. URL: https:// comtiade. un. org).

Таблица 5

Наиболее экспортируемые и импортируемые товары в торговле стран БАЭС н Вьетнама

Страна ЕАЭС Экспорт (товары) во Вьетнам Импорт (товары) из Вьетнама

2014 г. 2017 г. 2014 г. 2018 г.

Россия Нефтепродукты, удобрения, оружие и боеприпасы Пшеница, кукуруза, уголь, сталь, удобрения Вещательное оборудование, компьютеры, обувь, текстиль, кофе Вещательное оборудование, интегральные схемы и другие запасные части, обувь, текстиль, кофе

Казахстан Цинк, асбест Цинк, свинец, полуфабрикаты из железа Вещательное оборудование, компьютеры, электроприборы, соевое масло, текстиль, обувь Вещательное оборудование, компьютеры и запасные части к ним, текстиль, обувь

Белоруссия Удобрения, грузовые автомобили и запчасти к ним, полиамиды, резиновые шины Удобрения, грузовые автомобили и запчасти к ним, продукция животного происхождения, полиамиды Вещательное оборудование, рис, крахмал, рыба и моллюски, резина, маринованные продукты Интегральные схемы и другие запасные части к компьютерам, резина, орехи, рис, обувь, текстиль, рыба

Армения Соевый шрот, крепкие спиртные напитки Сигареты, крепкие спиртные напитки, шоколад Нефтепродукты, вещательное оборудование, компьютеры, кофе, текстиль, обувь Вещательное оборудование, компьютеры, кофе, текстиль, обувь

Киргизия Шелк-сырец и отходы, табачное сырьё Пищевые субпродукты животного происхождения, шелк-сырец Компьютеры и запчасти к ним, электроприборы, лезвия для бритв, чай, текстиль, обувь, медикаменты Компьютеры и запчасти к ним, текстиль, обувь, медикаменты, лезвия для бритв, перец, чай

Примечание: из-за отсутствия данных для Киргизии вместо 2014 г. использована информация за 2015 г.

Источник: составлено автором по данным URL: https://oec.wotid.

ского и киргизского экспорта добавилась продукция животного происхождения. Казахстан продолжает экспортировать во Вьетнам в основном сырьевую продукцию (к цинку добавился свинец и полуфабрикаты из железа), а Армения - крепкие спиртные напитки с обновлением в виде таких товарных групп, как сигареты и шоколад. Структура импорта стран ЕАЭС из Вьетнама, несмотря на значительный рост его объёмов, осталась практически неизменной.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о более широкой товарной структуре вьетнамского экспорта по сравнению со странами ЕАЭС. Одновременно в импорте из Вьетнама преобладают готовые изделия с высокой добавленной стоимостью (вещательное оборудование, компьютеры и запасные части к ним, электроприборы, одежда и обувь). Это во многом обусловлено деятельностью крупных японских, южнокорейских, американских и европейских ТНК (Samsung Electronics, Intel, Panasonic, Canon, Sony, LG Electronics, Siemens, Cisco, Electrolux, Nike, Adidas и др.), которые осуществляют во Вьетнаме сборку данной техники и пошив одежды и обуви [Пылин, 2017]. В свою очередь, странам евразийского блока достаточно сложно закрепиться на вьетнамском рынке (прежде всего, в сегменте готовой продукции), где работают подразделения крупнейших ТНК.

Сценарии торговой интеграции ЕАЭС со странами АТР. Как показывает пример Вьетнама, торговая интеграция между ЕАЭС и странами АТР имеет серьёзные перспективы. Активизировать указанные интеграционные процессы возможно двумя способами. Во-первых, направить усилия на заключение двусторонних полноценных соглашений о свободной торговле (по примеру Вьетнама, а не КНР) с отдельными странами региона. Во-вторых, вступить в переговоры по подписанию соглашений с действующими (формирующимися) интеграционными блоками АТР.

Двусторонние соглашения. Заключение двусторонних соглашений о свободной торговле является наиболее популярной мерой углубления торговой интеграции между странами. Чаще всего государства заинтересованы в подписании подобных документов со своими

главными торговыми партнёрами (например, Австралия — Новая Зеландия, США

- Канада - Мексика и т. д.). Устранение торговых барьеров способствует снижению издержек товаропроизводителей и, как следствие, ещё большему увеличению товарооборота между странами.

Периодически наблюдается тенденция по заключению торговых договоров крупных развитых экономик со странами «третьего мира», что позволяет первым повысить конкурентоспособность национальных компаний и укрепить позиции на товарных рынках последних (например, Китай - Грузия, Япония — Бруней, Япония-Монголия и т. д.). Ещё одним мотивом заключения подобных соглашений является совпадение политических интересов и позиций по наиболее острым международным проблемам (например, США

— Израиль). Экономическое соглашение в данном случае несёт в себе смысл дополнительного инструмента по укреплению политического сотрудшгчества. При этом товарооборот между странами после его заключения, как правило, практически не меняется.

ЕАЭС в своём развитии скорее придерживается первого и третьего пути. Так, главными торговыми партнёрами блока в АТР выступают Китай, Республика Корея, США, Япония, Индия, Вьетнам, Сингапур, Индонезия, Малайзия и Таиланд. Из представленного списка стран ЕАЭС уже заключил соглашения с Вьетнамом, КНР и Сингапуром; ведутся переговоры с Индией; меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве заключены с Республикой Корея, Таиландом и Индонезией, регулярные двусторонние контакты поддерживаются с Японией. Таким образом, ЕАЭС охвачены практически все главные торговые партнёры в регионе.

Политическое сотрудничество преобладает над экономическим в переговорах с такими странами, как Сербия, Иран, Куба и Сирия. Указанные государства не входят в число наиболее важных торговых партнёров для участников ЕАЭС, и ожидать значительных экономических результатов от заключения соглашений с ними не следует. Однако подписание таких документов придаст ЕАЭС политического веса в мировом масштабе. Ни одна из рассмотренных стран не расположена

в АТР, поэтому не является предметом данного исследования.

Что касается второго пути развития, то наименее развитыми странами в АТР являются Камбоджа, КНДР, Лаос, Монголия, Мьянма, Непал, Восточный Тимор, Папуа-Новая Гвинея и ряд других островных государств тихоокеанского бассейна. Из представленного списка ЕАЭС заключены меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве только с Монголией и Камбоджей, осуществлялись двусторонние контакты с Лаосом. Таким образом, участники ЕАЭС не видят перспектив выхода национальных компаний на рынки указанных государств АТР.

Наиболее перспективным и одновременно опасным выступает первое направление углубления интеграционных процессов с главными торговыми партнёрами АТР. Перспективным оно является благодаря открывающимся возможностям кратного увеличения экспорта ряда национальных товаров (прежде всего, сырьё и сельскохозяйственная продукция). Опасность заключается в возможном значительном увеличении импорта из указанных государств на фоне низкой конку ренто способности отеч ественных

Торговля стран БАЭС с партнёрам

компаний в ряде отраслей, что может привести к их последующей ликвидации. В связи с этим при заключении таких торговых соглашений необходимо тщательно продумывать и согласовывать отдельные его положения для того, чтобы соблюсти баланс интересов каждой из сторон.

Многосторонние соглашения. В настоящее время в АТР существует три перспективных крупных соглашения о создании ЗСТ — вышеупомянутые ВПТТП и ВРЭП, а также Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ), участниками которой являются страны-члены форума АТЭС [Томилов, 2019а]. Однако последняя инициатива является практически не реализуемой в свете возникших торгово-экономических противоречий Китая и США [Томилов, 2019Ь]. Уже существующий интеграционный блок стран АСЕАН втянут в переговоры по созданию более крупного объединения — ВРЭП, включающего наряду с участниками Ассоциации её б главных партнёров (Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Австралия и Новая Зеландия). В связи с этим ниже рассмотрены возможности ведения переговоров ЕАЭС с участниками ВПТТП и ВРЭП как наиболее перспективными

Таблица 6 в АТР в 2018 году, млн долл. США

Партнёр в ATP Россия Казахстан Белоруссия Армения Киргизия

Э И Э И Э И Э И Э И

Камбоджа 12 191 0.001 7.2 1.9 4.5 0 5,9 0,03 0,6

Индия 7752 3225 954 243 297 156 0,6 78 3 31

Лаос 149 15 0 0.6 0.1 0.04 0 0,1 0 0,01

Мьянма 272 72 0.008 2,5 9 2 0,01 1 0,01 0.1

Китай 56020 52218 6273 5384 476 ЗОН 107 661 61 1942

Р. Корея 17825 7009 2976 923 45 124 0,4 27 0,2 28

Индонезия 868 1715 10 122 227 30 0 27 0,07 3

Таиланд 753 1856 80 104 80 42 0,8 23 0,2 3,5

Филиппины 800 417 104 16 11 15 0.02 2 0,9 1.5

Австралия 141 671 6 31 31 8 0.06 3 0,01 2

Н. Зеландия 27 136 0.002 3 21 3 0,01 12 0 0.2

Япония 12440 8822 1503 497 17 128 0.4 60 0,5 48

Сингапур 2790 870 483 41 18 32 0,7 2 0,2 1.5

Вьетнам 2457 3624 179 288 62 54 0,6 46 1 6

Малайзия 1087 1627 352 126 171 63 0,01 15 0,06 7

Бруней 0.8 0,003 0,01 0 2 0 0 0.01 0 0,01

Канада 581 746 146 110 22 25 33 24 0,1 10

Мексика 2004 938 3 77 20 37 0,03 8 0.02 5

Чили 124 1058 0,05 8 3 22 0,01 2 0 0.1

Перу 339 183 0,3 3 11 7 0,01 2 0 0.7

ВРЭП 103393 82467 12920 7788 1469 3672 111 962 67 2075

ВПТТП 21990 18674 2672 1184 378 378 35 173 2 80

Примечание: Э - Экспорт стран ЕАЭС в АТР, И - Кмпорт стран ЕАЭС из АТР. Источник: рассчитано aemopoAi по данным UN Comtrade Database (https:// comtiade. un. org).

интеграционными объединениями в АТР.

ЕАЭС осуществлял/ осуществляет контакты с 11 из 16 участников В РЭП - соглашения (Вьетнам, КНР, Сингапур), переговоры по подписанию соглашений (Индия, Новая Зеландия), меморандумы (Таиланд, Южная Корея, Камбоджа, Индонезия), двусторонние контакты (Япония, Лаос). Что касается ВПТТП, количество сотрудничающих стран составляет 6 из 11: соглашения (Вьетнам, Сингапур), переговоры по подписанию соглашений (Новая Зеландия), меморандумы (Перу, Чили), двусторонние контакты (Япония).

Данные таблицы б свидетельствуют о преобладании торговли с ВРЭП над торговлей с ВПТТП для всех стран ЕАЭС. При этом, если для России и Казахстана экспорт в страны ВРЭП превышает импорт, то для Белоруссии, Армении и Киргизии наоборот. Импорт Киргизии из стран ВРЭП превышает экспорт в 31 раз, Армении — в 9 раз. Что касается ВПТТП, экспорт России и Казахстана преобладает над импортом, Белоруссия демонстрирует равные значения указанных показателей, а экспорт Армении и Киргизии также значительно уступает импорту (в

бив 40 раз соответственно). Доля стран ВРЭП и ВПТТП в общей торговле участников ЕАЭС показана на рисунке 2.

Наибольшую долю в товарообороте стран ЕАЭС занимает ВРЭП (практически 25%). ВПТТП занимает только 5% торговли. При этом доля ВРЭП в импорте преобладает над долей в экспорте для всех участников блока. Наиболее высокие позиции указанное объединение показывает в торговле с Киргизией (33%), Россией (27%) и Казахстаном (22%), более низкая доля характерна для Армении (15%) и Белоруссии (7%). При этом большую часть торговли ВРЭП со странами ЕАЭС представляет китайский экспорт и импорт (рис. 3).

Особенно выраженной данная тенденция выглядит для Киргизии, Белоруссии и Армении. Практически весь товарооборот указанных стран со странами ВРЭП является китайским. Данный тренд менее выражен для России и Казахстана, однако торговля с Китаем также преобладает над товарооборотом этих государств с другими участниками ВРЭП.

Оценки российских экспертов свидетельствуют о наибольших перспективах

о Доля ВРЭП в экспорте ЕДоля ВРЭП в импорте □Доля ВРЭП в ТО °Доля ВПТТП в экспорте ■ Доля ВПТТП в импорте Доля ВПТТП в ТО

Рис. 2. Доля ВРЭП и ВПТТП в общей торговле участников ЕАЭС в 2018 г.

-ВРЭП -Китай

ЕАЭС Россия Казахстан Белоруссия Армения Киргизия Рис. 3. Доля ВРЭП и Китая в торговле стран ЕАЭС в 2018 г.

для стран ЕАЭС от заключения соглашения с ВРЭП по сравнению с ВПТТП (табл. 7).

Даже с учётом наличия США (одного из главных торговых партнёров участников ЕАЭС) сотрудничество с ВРЭП намного выгоднее для евразийского блока. Значительные экономические эффекты получат Киргизия, Россия и Казахстан. Что касается импорта, то в случае присоединения к ВРЭП прогнозируется его снижение для Армении (-0,51%) и Киргизии (-0,89%) и незначительное повышение для Белоруссии (0,19%). Более серьёзное повышение характерно для Казахстана (1,4%) и России (1,8%) [Алиев и др., 2017].

Таким образом, наиболее выгодным объединением в АТР для ЕАЭС в плане углубления торговой интеграции является ВРЭП. Однако для ряда стран (Белоруссия, Киргизия, Армения) существует опасность значительного увеличения импорта и, как следствие, ухудшения положения отечественных производителей в ряде отраслей. Поэтому следует учитывать их мнение при согласовании отдельных положений документа.

Наименее рискованным является вариант постепенной интеграции, начиная с подписания соглашения со странами

АСЕАН (табл. 8), что в последующем увеличит шансы ЕАЭС на присоединение к ВРЭП [Алиев и др., 2017].

Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что торговля с АСЕАН составляет малую часть в общем товарообороте ЕАЭС (менее 3%), что в случае появления негативных эффектов от действия соглашения не приведёт к серьёзным потерям. Таким образом, получится исключить влияние на интеграционные процессы наиболее крупных и развитых экономик (Китай, Япония, Республика Корея) и избежать нанесения ущерба национальным компаниям. Однако не следует ожидать серьёзных достижений в экспорте, по крайней мере, в абсолютном выражении. Фундаментом для будущего документа могут выступить положения соглашений с Вьетнамом и Сингапуром [Хейфец, 2018].

Заключение. Заключённое с Вьетнамом соглашение о свободной торговле в целом принесло ЕАЭС положительные результаты. Увеличился экспорт России, Казахстана и Армении, однако наблюдается снижение показателя для Белоруссии и Киргизии. В свою очередь, импорт из Вьетнама повысился для всех стран ЕАЭС. Это свидетельствует о том, что документ является взаимовыгодным.

Таблица 7

Прогнозные изменения ВВП и экспорта стран БАЭС, %

Сценарии Россия Казахстан Белоруссия Армения Киргизия

ВВП Эисп ВВП Эисп ВВП Экс и ВВП Эисп ВВП Эксп

Присоединение к ВПТТП (+США) 0,31 0,7 0,08 0,35 0,08 0,25 0,02 0,66 -0,01 0,39

Присоединение к ВРЭП 0,74 1,63 0,4 1,67 0,31 0,81 0,1 1,37 0,67 5

Источник: составлено автором по данным [Кнобелъ, Седалищев, 201 7].

Таблица 8

Торговля ЕАЭС с АСЕАН в 2018 году, млн долл. США

экспорт в АСЕАН импорт из АСЕАН доля АСЕАН в товарообороте, %

ЕАЭС 10982 11482 2,6

Россия 9188 10387 2,8

Казахстан 1208 707 2

Белоруссия 581,5 243 1Д

Армения 2 122 1,7

Киргизия 2,5 23 0,4

Источник: составлено автором по данным UN Comtrade Database (https:// comt.rade.un.org).

При этом пока компании из Белоруссии и Киргизии проигрывают в конкурентоспособности вьетнамским фирмам. Снижение тарифов продолжится до 2024 года, что может принести ещё большую выгоду сторонам в будущем.

Пример Вьетнама вдохновил другие страны АТР на подписание соглашений с ЕАЭС. Наиболее приемлемым направлением углубления торговой интеграции выступает заключение двусторонних соглашений с отдельными государствами АТР, являющимися главными торговыми партнёрами евразийского блока. Наряду с этим целесообразно рассмотреть вариант ведения переговоров с интеграционными объединениями АТР. Наиболее выгодным партнёром для ЕАЭС выступает Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство, на которое приходится четверть товарооборота ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако для недопущения ухудшения положения отечественных компаний, которые пока проигрывают конкуренцию китайским, японским и южнокорейским фирмам, целесообразно сначала заключить соглашение с АСЕАН, а потом переходить к переговорам с остальными участниками ВРЭП.

Список литературы:

1. ЕАЭС и АСЕАН: открывая новые горизонты сотрудничества: Аналитический доклад / под редакцией Т. М. Алиева, М. А. Баевой, К. Н. Боргояковой, Е. С. Гущина, П. А. Доронина, О. Д. Исмагиловой, А. Ю. Кнобеля, О. В. Пономаревой, К. А. Прока, М. Г. Пташкиной, Н. С. Пыжико-ва, А. Н. С о колянской, Н. В. Стапран, Т. А. Флегонтовой. М.: Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, 2017. 229 с.

2. Изотов Д. А. Либерализация российско-вьетнамской торговли: плюсы и минусы для экономики России // Известия Иркутской государственной эко-

номической академии. 2013. № б. С. 108115.

3. Кнобель А. Ю., Седалищев В. В. Риски и выгоды для ЕАЭС от различных сценариев интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе / / Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 2. С. 72-85.

4. Мазырин В. М. Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом / / Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 71-82.

5. Пылин А. Г. Внешнеторговое взаимодействие ЕАЭС и Вьетнама в контексте создания зоны свободной торговли / / Россия и современный мир. 2017. № 3. С. 164-176.

6. Пылин А. Г. К вопросу об оценке торговых эффектов соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом / / Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. №1. С. 144155.

7. Томилов М. В. Конфигурация зон свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе: сравнение интеграционных потенциалов / / Пространственная экономика. 2019а. Том 15. №1. С. 84-106.

8. Томилов М. В. Перспективы углубления торговой интеграции в рамках современных торгово-экономических объединений Азиатско-Тихоокеанского региона / / Власть и управление на Востоке России. 2019Ь. № 2 (87). С. 8-21.

9. Фам Чан Хай Нга. Особенности соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом / / Горизонты экономики. 2016. №6. С. 92-95.

10. Фёдоров Н. В. Зона свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам: итоги первого года работы / / Вестник Московской международной академии. 2017. № 2. С. 68-77.

11. Хейфец Б. А. Перспективы создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН / / Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 107-120.

Библиографическое описание статьи

Томилов М. В. Перспективы углубления торговой интеграции между участниками ЕАЭС и странами АТР // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 32-43. БО! 10.22394/1818-4049-2020-92-3-32-43

Mikhail V. Tomilov — Junior Research Fellow, the Economic Research Institute of FEB RAS (153, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680042, Russian). E-mail: michael_ tom(a>list. ru

Prospects for deepening of trade integration between the EAEU participants and the Asia-Pacific countries

Against the background of negotiations crisis within the World Trade Organization framework, as well as increasing competition in the world markets, an important element of the state's economic policy is the integration component. The Russian Federation has chosen the deepening of integration interactions within the Eurasian Economic Union (EAEU) as a priority direction in this area. To improve the efficiency of trade integration, it is necessary to increase the total market size. Since the EAEU market has not yet reached the indicators of the other large integration associations (the European Union, etc.), the Union's members need to conclude agreements with the third countries. The most interesting option in this regard is the rapidly developing Asia-Pacific region (APR). On the basis of results of the free trade agreement between the EAEU and Vietnam the article discusses the integration prospects of the Eurasian block and the Asia-Pacific countries. There are two scenarios: the conclusion of bilateral agreements with the individual regional states and negotiations with the regional integration associations. It was concluded that it is advisable to deepen the integration processes ivith the main trading partners in the Asia-Pacific, region separately, or to conclude a general agreement with the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP), whose members are almost all the most important states for EAEU (in trade tenns) in the region. However, in order to become a full-fledged participant in the negotiations, it is first necessary to sign such an agreement udth the ASEAN countries. The results can be used in the economic model development of Russia's integration into the world system and in assessing the prospects for implementation of the national integration strategy.

Keywords: trade integration, the Asia-Pacific Region, EAEU, Vietnam, RCEP, CPTPP, ASEAN.

References:

1. EAEU and ASEAN: opening new horizons of cooperation: Analytical report / edited by T. M. Aliev, M. A. Baeva, K. N. Borgoyakova, E. S. Gushchin, P. A. Doron-in, O. D. Ismagilova, A. Yu. Knobel, O. V. Ponomareva, K. A. Prok, M. G. Ptashkina, N. S. Pyzhikova, A. N. Sokolyanskaya, N. V. Stapran, T. A. Flegontova. Moscow: All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of Russia, 2017.229 p. (In Russian).

2. Izotov D. A. Liberalization of Russian-Vietnamese trade: the pros and cons for the Russian economy Lzvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [News of the Irkutsk State Economic Academy], 2013, no. 6, pp. 108-115. (In Russian).

3. Knobel A. Yu., Sedalishchev W Risks and benefits for the EAEU from various scenarios of integration in the Asia-Pacific re-

gion Ekonomicheskaya politika [Economic policy], 2017, vol. 12, no. 2, pp. 72-85. (In Russian).

4. Mazyrin VM Agreement on the establishment of a free trade zone between the EAEU and Vietnam Problemy Dal'nego Vostoka [Problems of the Far East], 2015, no. 5, pp. 71-82. (In Russian).

5. Pylin A. G. Foreign trade interaction between the EAEU and Vietnam in the context of creating a free trade zone Rossiya i sovremennyy mir [Russia and the modern world], 2017, no. 3, pp. 164-176. (In Russian).

6. Pylin A. G. On the assessment of the trade effects of the free trade agreement between the EAEU and Vietnam Vestnik Instituía ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2018, no. 1, pp. 144-155. (In Russian).

7. Tomilov M. V. Configuration of free trade zones in the Asia-Pacific region: com-

paiison of integration potentials Prostran-stvennaya ekonomika [Spatial Economics], 2019a, vol. 15, no. 1, pp. 84-106. (In Russian).

8. Tomilov MV Prospects for deepening trade integration within the framework of modern trade and economic associations of the Asia-Pacific region Vlast' i upravlerdye na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 2019b, no. 2 (87), pp. 8-21. (In Russian).

9. Pham Chan Hai Nga. Features of the agreement on the creation of a free trade zone between the EAEU and Vietnam Goii-

zonty ekonomiki [Horizons of Economics], 2016, no. 6, pp. 92-95. (In Russian).

10. Fedorov NV EAEU-Vietnam free trade zone: results of the first year of work Vesf-nik Moskovskoy mezhdunarodnoy akademii [Bulletin of the Moscow International Academy], 2017, no. 2, pp. 68-77. (In Russian).

11. Kheifets BA Prospects for creating a free trade zone between the EAEU and ASEAN Vestnik Instituta ekonomiki Rossi-yskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2018, no. 5, pp. 107-120. (In Russian).

Reference to the article-

T< im11 ' iv M. V. Prospects for deepening of trade integration between the EAEU participants and the Asia-Pacific countries // Power and Administration in the East of Russia. 2020. Mo. 3 (92). Pp. 32^-3. DPI 10.22394/1818-4049-2020-92-3-32-43_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.