Научная статья на тему 'Перспективы торгового сотрудничества между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой (расчеты на основе гравитационной модели взаимодействия)'

Перспективы торгового сотрудничества между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой (расчеты на основе гравитационной модели взаимодействия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИТАЙ / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ГРАВИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Артём Александрович

Статья посвящена анализу перспектив развития торговли между Китаем и постсоветскими странами с учётом реализации интеграционной стратегии Экономический пояс Шелкового пути. В работе проанализирована динамика торговых отношений между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой с 2000 по 2015 год. Торговля между странами постсоветского пространства и КНР характеризуется высоким уровнем динамизма ввиду комплементарности экономик. Бывшие советские республики представляют для Китая большой рынок сбыта готовой продукции, а также являются источником энергоресурсов. Китай постепенно занимает лидирующие позиции среди основных торговых партнёров стран постсоветского пространства. В статье рассмотрены основные перспективные торговые маршруты, проходящие по территории постсоветского пространства, которые будут реализованы в рамках китайской интеграционной стратегии Экономический пояс Шелкового пути. Новые логистические маршруты позволят существенно сократить время на доставку товаров внутри региона. С помощью эконометрического анализа на основе панельных данных в работе построена гравитационная модель взаимодействия между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой. На её основе сделаны выводы о влиянии новых транспортных коридоров, которые будут созданы при реализации проекта Экономический пояс Шелкового пути, а также от зоны свободной торговли, которая может быть образована между странами участницами ЭПШП на развитие торговых отношений. Анализ построенной гравитационной модели подтвердил гипотезу о положительном влиянии новых логистических маршрутов и возможных торговых соглашений на рост товарооборота между странами постсоветского пространства и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы торгового сотрудничества между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой (расчеты на основе гравитационной модели взаимодействия)»

Перспективы торгового сотрудничества между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой (расчеты на основе гравитационной модели взаимодействия)

Яковлев Артём Александрович

аспирант факультета Московская школа экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Младший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук, [email protected]

Статья посвящена анализу перспектив развития торговли между Китаем и постсоветскими странами с учётом реализации интеграционной стратегии Экономический пояс Шелкового пути. В работе проанализирована динамика торговых отношений между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой с 2000 по 2015 год. Торговля между странами постсоветского пространства и КНР характеризуется высоким уровнем динамизма ввиду комплементарности экономик. Бывшие советские республики представляют для Китая большой рынок сбыта готовой продукции, а также являются источником энергоресурсов. Китай постепенно занимает лидирующие позиции среди основных торговых партнёров стран постсоветского пространства. В статье рассмотрены основные перспективные торговые маршруты, проходящие по территории постсоветского пространства, которые будут реализованы в рамках китайской интеграционной стратегии Экономический пояс Шелкового пути. Новые логистические маршруты позволят существенно сократить время на доставку товаров внутри региона. С помощью эконо-метрического анализа на основе панельных данных в работе построена гравитационная модель взаимодействия между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой. На её основе сделаны выводы о влиянии новых транспортных коридоров, которые будут созданы при реализации проекта Экономический пояс Шелкового пути, а также от зоны свободной торговли, которая может быть образована между странами - участницами ЭПШП на развитие торговых отношений. Анализ построенной гравитационной модели подтвердил гипотезу о положительном влиянии новых логистических маршрутов и возможных торговых соглашений на рост товарооборота между странами постсоветского пространства и Китаем. Ключевые слова: Постсоветское пространство, Китай, торговля, Экономический пояс Шелкового пути, гравитационная модель.

Развитие торговых отношений Китайской Народной Республики с постсоветскими странами является основой стратегического партнерства между ними. Стремительный рост товарооборота между Китаем и постсоветским пространством начался в середине 2000-х годов и сопровождался китайскими инвестициями в энергетический сектор этих стран и льготным кредитованием. Действует негласное правило «льготные кредиты в обмен на ресурсы и рынок сбыта готовой продукции»1. Рассмотрим динамику развития торговли и структуру товарооборота между постсоветскими странами и Китайской Народной Республикой.

Как видно из приведенных данных, за период 2000-2015 гг. доля Китая заметно увеличивается в товарообороте постсоветских стран. Китайская Народная Республика стала крупнейшим торговым партнером России, Казахстана и Туркмении, вторым для Узбекистана и Киргизии, третьим для Таджикистана2. Постсоветское пространство имеет большой потенциал в поставке энергоресурсов в КНР, а также представляют крупный рынок сбыта китайской готовой продукции3. Поэтому дальнейшее развитие торговых отношений с постсоветскими странами является для Китая приоритетной задачей. Во многом на это направлена китайская интеграционная стратегия

Экономический пояс Шелкового пути. Стратегия проекта Экономический пояс Шелкового пути включает в себя ряд важных элементов, среди которых, в частности, создание транспортного коридора через постсоветские страны, который соединит Китай и Западную Европу. В середине декабря 2015 года прибыл первый железнодорожный товарный состав из Китайской Народной Республики в Грузию по маршруту Шелковый ветер, который был разработан в 2013 году. Шелковый ветер - это транспортный коридор, который должен связать Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию и ЕС. Новый маршрут позволяет сократить время доставки грузов с 40-45 дней (морские перевозки) до 9 дней. Объем грузов по данному маршруту может достигать 54 млн. тонн. Планируется строительство железной дороги, проходящей через Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, протяженностью 11000 км., которая позволит сократить 20 дней по сравнению с морским транспортным путем. Планируется строительство автодорожного маршрута из КНР в Европу (Ляньюньган -Санкт-Петербург ), общей длинной 8445 км ( 2233км, 2787 км, 3425 км приходятся на Россию, Казахстан и Китай, соответственно). Китайская Народная Республика планирует прокредитовать строительство высокоскоростной дороги Москва-Казань в замере 450 млрд. рублей, которая должна быть построена к 2022 году и стать частью Шелкового пути4.

Рассмотрим перспективы развития торговых отношений между Китаем и странами постсоветского пространства на основе гравитационной модели взаимодействия.

Гравитационная модель взаимодействия является одной из основных моделей для эконометрического анализа интеграционных и торговых соглашений между странами. Классическая гравитационная модель полагает, что объём торговли между странами прямо зависит от объема ВВП этих стран и обратно зависит от расстояния между их столицами. Гравитационные модели, интерес к которым стабильно возрастает последние десятилетия в связи с тем, что они являются одними из наиболее стабильных эмпирических зависимостей в экономическом анализе ( Porojan 2001), очень часто используются в исследованиях потоков международной торговли, поскольку позволяют весьма адекватно смоделировать ряды данных. Немаловажной и даже ключевой особенностью гравитационной модели является тот факт, что она может оценить и предсказать влияние принимаемых торговых соглашений на измене-

© £

Я

3

г 2

сч cJ £

Б

а

2 о

ние торговых потоков; оценить эффекты от уже функционирующих торговых соглашений; перспективно оценить эффективность проектов соглашений, основываясь на ретроспективных данных. Основу гравитационной модели составляет пресловутый закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном, трансформированный таким образом, что торговля между странами зависит от размера их экономик и расстояния между ними. Поначалу гравитационная модель была лишь эмпирической, отражая зависимости между торговыми потоками, но в процессе все более широкого применения получила и теоретическое обоснование (Anderson, 1979; Anderson, Wincoop, 2003; Bergstrand, 1985; Helpman, Krugman 1985; Deardoff, 1998). В вопросах экономической и торговой политики, связанных, в том числе и со вступлением в различные экономические союзы и участие в межстрановых конвенциях и соглашениях - и, что очень важно - оценке эффектов от принятия таких решений - гравитационные модели играют большую прикладную роль, позволяя оценить комплекс эффектов влияния тех или иных шагов на благосостояние, экологию и население. Такая популярность моделей объясняется весьма достойной экономет-рической точностью расчетов, относительно доступным и простым инструментарием, а также возможностью собрать репрезентативные ряды данных, используемые для построения модели (это могут быть пространственные или панельные ряды данных). Помимо этого, гравитационные модели способны учитывать в своих оценках дополнительные переменные, такие как наличие или отсутствие особых льготно-тарифных режимов, политические и институциональные особенности страны, оказывающие влияние на процессы торговли. При этом адекватность гравитационных моделей распространяется не только на торговлю товарами, но и на торговлю услугами. Множество работ, использующих гравитационную модель для исследования, проанализированных в статье Kepaptsoglu et al. (2010), по мнению автора, подтверждают тот факт, что последние годы именно эта модель пользуется наибольшим доверием и широко используется при анализе торговых потоков, позволяя изучать и оценивать возможные пути улучшения эффектов от торговой деятельности. Наиболее распространенным является подход, при котором в качестве переменных гравитационной модели используются показатели ВВП страны, ВВП на

График 1. Динамика товарооборота стран Центральной Азии с Китайской Народной Республикой, в % к ВВП стран ЦА

Источник: расчеты по данным UN Comtrade data, URL: http://comtrade.un.org/ Worldbank URL: http://www.worldbank.org/

График 2. Динамика товарооборота Армении, Грузии, Азербайджана с КНР, в % к общему товарообороту страны

Источник: расчеты по данным UN Comtrade data, URL: http://comtrade.un.org/

График 3. Динамика товарооборота Белоруссии и Украины с КНР, в % к общему товарообороту страны

Источник: расчеты по данным UN Comtrade data, URL: http://comtrade.un.org/

душу населения, расстояния между странами (между портовыми городами, столицами, транспортными узлами). Также в качестве фиктивных переменных могут вводиться такие переменные, как, например, общий язык, пограничные отношения, торговые соглашения - они позво-

ляют оценить добавочный эффект от региональных союзов. Достоинством гравитационной модели, и, одновременно ее недостатком, является то, что это средство ex-post анализа: с одной стороны, мы работаем со внушительным объемом статистических данных, опираясь на ста-

бильные эмпирические наблюдения, а, с другой - лишаем себя возможность ответить на целый ряд вопросов, связанных с эффектами от изменения основных макроэкономических показателей. Но, все же, прогнозирование с помощью гравитационной модели возможно, основываясь на ретроспективной статистике от эффектов, которые имели принятые ранее соглашения, а также можно оценить неиспользуемый потенциал торговли в случае отсутствия членства в том или ином интеграционном союзе.

Классическая гравитационная модель имеет вид:

In Xij = aü + а1 In Yi + а2 In Yj + а3 In Dij + eij;

где, Xij - объем экспорта из страны i в страну j;

Yi и Yj - ВВП стран i и j соответственно;

Dij - расстояние между столицами стран i и j;

а0 - константа;

а1, a2, a3 - коэффициенты регрессии, предполагается что а1, а2>0, а3<0;

eij -случайная ошибка регрессии.

Построим гравитационную модель торговли стран постсоветского пространства и Китайской Народной Республики, с некоторыми дополнениями к классической модели и проанализируем, как повлияет реализация проекта Экономический пояс Шелкового пути на взаимную торговлю между странами.

Данные для построения модели: ВВП Армении, Азербайджана Белоруссии, Грузии, Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины в период с 2006 по 2015 год (World Bank http:// www.worIdbank.org/); Экспорт между каждой парой стран 2006 по 2015 год (UN Comtrade database http:// comtrade.un.org/); Расстояние между столицами этих стран; фиктивная переменная T, означающая наличие торгового соглашения, если страны имеют торговое соглашение, то T=1, если нет, то T=0.

Уравнение гравитационной модели имеет вид:

InXij = а0 + а1 InYi + а2 InYj + а3 InDij+ а4Т+ eij;

Для выявления влияния на экспорт таких факторов как ВВП, расстояния между столицами, наличие торгового соглашения используем регрессионный анализ панельных данных. Расчеты произведены в прикладном статистическом пакете STATA11.

Убедившись с помощью Levin-Lin-Chu unit root test, что наши данные стацио-

нарны, переходим к выбору модели регрессионного анализа панельных данных: модель с фиксированными эффектами fixed-effect model не подходит, так как не позволяет оценить влияние переменных, которые не меняются во времени (расстояние между столицами стран). Для выбора между линейной регрессией и моделью со случайными эффектами random effects model проведем тест Breusch-Pagan Lagrange multiplier на наличие случайного эффекта (нулевая гипотеза о равенстве дисперсии случайного эффекта нулю). Если нулевая гипотеза не отвергается, то линейная регрессия более предпочтительна, чем модель со случайными эффектами.

. ïtteîtO

ereusdi and Pagan l agrarian e-i:ip''*" test fix гадкки effects tnaport[country!j.t] * xb + u[countryij] f e{countryij,t)

Estiiated results: I

var id - sqrtfvjf)

Irexport I

t I

» I

rest: var(Li) - :i

12ЛЯВ • 5Î51ÎSI1 1. ¡5Я91

Chi 1(1) .

prob > chiî '

).MI 1.2И55!

О.ЬШ

Результаты теста Breusch-Pagan Lagrange muItipIier показали, что лучше использовать линейную регрессию.

Построим линейную регрессию, используя PooIed-OLS modeI. Оценки полученные с помощью метода наименьших квадратов являются состоятельными, несмещенными и эффективными.

. гдон ¡reify/-, lricpi lngdp] rcmirce tradeagream sou-cs I № в РБ

I 299S.SWH 1 .Ц.Ш5! «îîidtil I Н1.ЙЗМ 1555 1ЛПЯШ

lotil I ЗМ.ШМ 155) 12.ДОП]

Hiier of dis ■ F( 1, Iffi). prob ï r R-iquared "

Adj c-j^îrid ■

fi ал use

15» 1U.IS

im

«.и; l.i?«

lrflKpXÏ («i. ild. Err, t P>|tl [)3Utrf. mtirial]

lngqji 1.Ш1М МЮ 1MQ Ш USMS иш

llffipf .H .tîliil} JJ.I1 1.Ш .-fisifl

lrïisiince .159S1Î9 •11. 7? Ш -!. iDMi" ■1.ШЮ?

tr isagfee-T .2Î1SÎÎI .шм ;.«« l.Mû .115ÎÎ11 .¡ISÎMS

_txs -lî.Wil! ШЮ -i.92 Ч.Ш -îi.wt; -Ш5517

После построения модели необходимо проверить ее на автокорреляцию и гетероскедостичность остатков.

. userial Inexpert lftgdpi Inqdpi lndistanee trace ас recent

test for aotocwrelation in panel data HO no first-order^auttKorrelation

. estât hettest

Breusch-Pagan / Cook-Oelsberg test for heteroskedasticity ho: constant variance variables: fined values of lneiport

chü«) prob > drl 2

0.3S 0,1676

Результаты проведенных тестов показали отсутствие автокорреляции и что остатки являются гомоскедастичными, следовательно, модель можно использовать для анализа.

При анализе панельных данных были выявлены следующие коэффициенты R"2=0,8157 , это говорит о том, что ВВП стран, расстояние между столицами и участие в Таможенном союзе достаточно сильно влияют на торговлю между странами. Значения t-value по модулю больше, чем табличное значение - 1,96, следовательно, коэффициенты значимы. Коэффициенты ВВП стран и участия в Таможенном союзе положительны, значит прямо пропорционально влияют на экспорт, коэффициент расстояния между столицами отрицателен, что говорит об обратно пропорционально влиянии на торговлю между странами.

На основе данных результатов, можно сделать вывод о том, что реализация проекта Экономический пояс Шелкового пути положительно скажется на развитии торговых отношений. Это произойдет вследствие сокращения транспортного плеча за счет развития новых логистических маршрутов, а также в случае создания зоны свободной торговли в рамках ЭПШП. В тоже время зона свободной торговли с Китайской Народной Республикой несет ряд рисков для реин-дустриализации экономик постсоветских стран. Либерализация торговли, на которой настаивает китайская сторона, сделает товары из КНР еще более дешевыми и доступными на рынках стран постсоветского пространства, что может снизить конкурентоспособность местных производителей5.

Литература

1. Глинкина С.П., Тураева М.О., Яковлев А.А. Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза: Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2016. - 59c.

2. Глинкина С.П. Конкуренция интеграционных проектов на постсоветском пространстве//Проблемы теории и практики управления.- М. Декабрь 2013.-С 76

3. Под общей ред. Глинкиной С.П. Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы реализации (научный доклад) - М, Институт экономики РАН, 2013-с56

4. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. М, Институт экономики РАН, 2016.

О À

В

S

i? 2

5. Яковлев А.А. Глава Всеобъемлющее торгово-экономическое партнерство с Китаем - новое направление Евразийской интеграции с выходом на Тихий океан/ Азиатские соседи России: взаимодействие в региональной среде: коллективная монография/ под ред. Г.Д. Толорая; Институт экономики РАН. - М:Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 200 с.

Ссылки:

1 Глинкина С.П. Конкуренция интеграционных проектов на постсоветском пространстве//Проблемы теории и практики управления.- М. Декабрь 2013.-С 76

2 Под общей ред. Глинкиной С.П. Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы реализации (научный доклад) - М, Институт экономики РАН, 2013-с56

3 Глинкина С.П., Тураева М.О., Яковлев А.А. Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза: Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2016. - 59c.

4 Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. М, Институт экономики РАН, 2016.

5 Яковлев А.А. Глава Всеобъемлющее торгово-экономическое партнерство с Китаем - новое направление Евразийской интеграции с выходом на Тихий океан/ Азиатские соседи России: взаимодействие в региональной среде: коллектив-

ная монография/ под ред. Г.Д. Толорая; Институт экономики РАН. - М:Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 200 с.

Prospects of trade cooperation between post-Soviet countries and China (calculations based on the gravity model) Yakovlev A. A

Graduate student of Moscow school of economics of Moscow state university named after M.V. Lomonosov, Junior researcher of the Institute of economics of the Russian academy of sciences This article analyzes the prospects for the development of trade between China and the post-Soviet countries in view of the implementation of the integration strategy Economic belt Silk Road. The article analyzes the dynamics of trade relations between the post-Soviet countries and China from 2000 to 2015. Post-Soviet countries are China's largest sales market of finished products, as well as a source of energy. China has gradually occupies a leading position among the major trading partners of Post-Soviet countries. Article considers the main trade corridors passing through the territory of post-Soviet countries, which will be implemented by Chinese strategy of integration Economic belt Silk Road. The new logistics routes will significantly reduce the time of delivery of goods within the region. With help of econometric analysis using panel data we constructed the gravity model between post-Soviet countries and China On the basis of its we make conclusions about the impact of new transport corridors, which will be created during the project Economic belt Silk Road, as

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

well as a free trade zone, which can be formed between the countries -participants Economic belt Silk Road on the development of trade relations. Analysis built gravity model confirmed the hypothesis about the positive impact of new logistics routes and potential trade agreements on the growth of trade between post-Soviet countries and China

Keywords: Post-Soviet area, China, trade, Economic belt Silk road, gravity model.

References

1. Glinkina S.P., Turaeva M.O., Yakovlev

AA China's strategy of development of the post-Soviet space and the fate of the Eurasian Union: report. M .: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2016. - 59p.

2. Glinkina S. P. Competition integration

projects in the post-Soviet space / / Problems of the theory and practice upravleniya- M. December 2013-p 76

3) Under the general editorship. Glinkina S.P. Eurasian integration project: the effects and problems of implementation (research report) - Moscow, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2013 p56

4. Heifetz B.A Transregional reformatting the global economic space. Calls for Russia. M, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2016.

5. Yakovlev A.A Chapter comprehensive

trade and economic partnership with China - the new direction of the Eurasian integration with access to the Pacific / Asian neighbors Russia: cooperation in a regional environment: collective monograph / ed. G.D. Toloraya; Institute of Economics, Russian Academy of Sciences. - M: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K 2016. - 200 p.

сч cJ £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.