_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 621.315
Д.Д. Калимуллина
студентка 3 курса института «СТиИЭС», кафедры «ВиВ» Казанский государственный архитектурно-строительный университет
А.М. Гафуров
инженер кафедры «Котельные установки и парогенераторы» Казанский государственный энергетический университет
Г. Казань, Российская Федерация
ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА САМОНЕСУЩИХ ИЗОЛИРОВАННЫХ
ПРОВОДОВ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы строительства в России воздушных линий электропередач с самонесущими изолированными проводами.
Ключевые слова
Воздушные линии электропередач, самонесущие изолированные провода
В России первые воздушные линии с изолированными (ВЛИ) проводами были построены в 1988-1989 годах «Краснодарэнерго» по предложению фирмы «Simel» и завода «Каблери де Ланс». Протянуты они были в Геленджике и Калуге, и общая протяжённость их составила 2 км. Позднее в основу проектирования, монтажа и эксплуатации ВЛИ в России был положен опыт, накопленный именно на этих двух линиях.
Разработка и проектирование отечественных самонесущих изолированных проводов (СИП) были начаты в 1987 году на Иркутском кабельном заводе. В 1991 году по ТУ 16.К71-120-91 были запущены в опытное производство провода марок САПт, САСПт, САПсш и САСПсш. Первая ВЛИ с применением этих проводов в России была смонтирована в Краснодарском крае в 1994 году в станице Васюринской Динского района. Её протяжённость составляла 3,5 км. Производство проводов марок САПт и САПсш вскоре было прекращено в связи с выходом в свет ТУ 16.К71-268-98, которые были разработаны на основе международного гармонизированного стандарта HD626S1 ВНИИКП совместно с ОАО «Севкабель» и при участии РАО «ЕЭС России», «Ленэнерго», института «Западсельэнергопроект».
Протяжённость российских распределительных сетей составляет более 2 млн. км. Львиная доля их была построена в 60-е годы. Сегодня более 125000 км воздушных линий (ВЛ) электропередач - 0,4 кВ находится в аварийном состоянии. В доперестроечные годы ежегодно заменялось около 50000 км, в последнее десятилетие прокладывается не более 5000 км новых сетей ежегодно. А между тем срок службы воздушных линий с неизолированными (ВЛН) проводами, в среднем равняется 30-35 годам, т.е. в ближайшее время количество аварий на них будет возрастать в возрастающей прогрессии. И совершенно очевидно, что сегодняшнее переоснащение ВЛ необходимо вести с применением новых технологий, одной из которых является применение ВЛИ с СИП, раз и навсегда решающие проблемы аварийности, затрат на монтаж и ремонты. Недаром такие линии за рубежом часто называют необслуживаемыми [1, 2].
В России в классе напряжения 0,4 кВ наиболее популярны «финская» и «французская» системы самонесущих изолированных проводов. Они отличаются наличием или отсутствием изоляции нулевого несущего троса. Отечественными аналогами этих систем являются марки СИП-1 и СИП-2А. Остается без внимания так называемая «шведская» система СИП без несущего троса, где все четыре жилы принимают и равномерно распределяют механическую нагрузку при подвеске. Собственно говоря, только данная система имеет право называться "самонесущими изолированными проводами", тогда как «финскую» и «французскую» систему правильней было бы назвать «системой изолированных проводов с силовым несущим элементом» [3, 4].
Преимущества «шведской» системы очевидны. При уменьшении общего веса и стоимости (благодаря
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
отсутствию дорогостоящего троса из термоупрочненного алюминиевого сплава) эти СИП имеют более высокую механическую прочность за счет того, что крепление при монтаже осуществляется за все 4 жилы одновременно, а суммарная разрывная прочность четырех алюминиевых жил в 1,5-2 раза выше, чем разрывная прочность несущего троса из алюминиевого сплава. Это ведет к большей надежности системы, а разница лишь в применяемой анкерной и подвесной арматуре. Четырехпроводная система изолированных проводов без несущего троса применяется в половине стран Европы и на Американском континенте [5]. Список использованной литературы:
1. Гафуров А.М., Калимуллина Р.М., Гимадеева Л.И. Основные особенности при выборе экономически выгодных сечений проводов. // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 31-33.
2. Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Анализ движения основных средств на примере ОАО «Генерирующая компания». // Инновационная наука. - 2015. - № 11-2 (11). - С. 34-36.
3. Логачева А.Г., Вафин Ш.И., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Влияние количества фаз статора на нагрев электродвигателя.// Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2014. № 3. С. 28-32.
4. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Разработка рациональной структуры тягового электропривода трамвая в среде моделирования электроэнергетических объектов программы MATLAB. // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. Т. 16. № 2. С. 111-116.
5. Калимуллина Р.М., Калимуллина Д.Д., Гафуров А.М. Исследование показателей надежности оборудования цеховых электрических сетей. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - №4 (28). - С. 18-21.
© Калимуллина Д.Д., Гафуров А.М., 2016
УДК 621.315
Д.Д. Калимуллина
студентка 3 курса института «СТиИЭС», кафедры «ВиВ» Казанский государственный архитектурно-строительный университет
А.М. Гафуров
инженер кафедры «Котельные установки и парогенераторы» Казанский государственный энергетический университет
Г. Казань, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ САМОНЕСУЩИХ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПРОВОДОВ
Аннотация
В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки в строительстве воздушных линий электропередач с самонесущими изолированными проводами.
Ключевые слова
Воздушные линии электропередач, самонесущие изолированные провода
Пионерами в области применения самонесущих изолированных проводов принято считать Францию и Финляндию - энергетики и проектировщики именно этих стран первыми в Европе занялись разработкой стандартов в области проектирования и правил устройства воздушных линий с изолированными (ВЛИ) и защищёнными (ВЛЗ) проводами. Впоследствии и другие страны разрабатывали свои системы воздушной