Научная статья на тему 'Потребности в строительстве изолированных проводов среднего класса напряжения'

Потребности в строительстве изолированных проводов среднего класса напряжения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
125
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ / САМОНЕСУЩИЕ ИЗОЛИРОВАННЫЕ ПРОВОДА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Калимуллина Д.Д., Гафуров А.М.

В статье рассматривается история применения воздушных линий с самонесущими изолированными и защищенными проводами среднего класса напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребности в строительстве изолированных проводов среднего класса напряжения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 621.315

Д.Д. Калимуллина

студентка 3 курса института «СТиИЭС», кафедры «ВиВ» Казанский государственный архитектурно-строительный университет

А.М. Гафуров

инженер кафедры «Котельные установки и парогенераторы» Казанский государственный энергетический университет

Г. Казань, Российская Федерация

ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПРОВОДОВ СРЕДНЕГО КЛАССА НАПРЯЖЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается история применения воздушных линий с самонесущими изолированными и защищенными проводами среднего класса напряжения.

Ключевые слова

Воздушные линии электропередач, самонесущие изолированные провода

Потребность в изолированных проводах среднего класса напряжения была реализована разработкой проводов SAX.

Первая прокладка изолированных проводов воздушной линии (ВЛ) - 20 кВ осуществлена в 1976 году - это так называемая система ПАС - усиленные алюминиевые провода в пластмассовой изоляции. Позднее, в 1981 году в Финляндии была построена первая линия системы SAX, где изоляция проводов была выполнена из полиэтилена. В 1984 году в эксплуатацию принята вибростойкая система SAX, оборудованная также устройствами защиты от электрической дуги.

В настоящее время система SAX подразумевает и включает в себя защищённые провода, оборудованные соответствующей линейно-сцепной арматурой, устройствами грозозащиты, виброзащиты и монтажные принадлежности, относящиеся к ним.

В Швеции первые воздушные линии с защищёнными (ВЛЗ) проводами появились в 1985 году - 3000 км, в Норвегии первые ВЛЗ - в 1986 году построено 2000 км.

Так как в 90-х годах провода АМКА и SAX стали поставляться и успешно применяться в России, предприятием NOKIA KABEL в 1995 году инициирована разработка фирмой ОРГРЭС комплекта нормативно-технической документации на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных воздушных линий с изолированными (ВЛИ) проводами - 0,4 кВ, а в 1996 году - аналогичный комплект документации для ВЛЗ 6-20 кВ [1].

Таким образом, условно можно выделить «финскую» систему с неизолированной несущей жилой и «французскую» систему с изолированной нейтралью. В связи с тем, что во «французской» системе подвески нагрузка на изоляцию несущего троса значительна, по французскому стандарту проектируются уменьшенные пролёты между опорами и, как следствие, - большее количество линейно-сцепной арматуры. В «финской» системе воздушной подвески контакт арматуры с голым несущим тросом более надёжен - это позволяет увеличить анкерные и промежуточные пролёты, что даёт возможность уменьшить количество арматуры, которая вместе с тем является более дорогой. В связи с этим, концептуально обе системы отличаются тем, что «финская», обладая высокой прочностью арматуры и несущего провода, при аварии выдерживает большую механическую нагрузку и, в конечном счёте, работает на разрушение провода, а «французская» - на разрушение арматуры, когда электроснабжение абонентов не прекращается даже когда провод уже лежит на земле [2].

Так или иначе, все системы подвески воздушных изолированных проводов успешно применяются и право выбора остаётся, в конечном счёте за потребителем.

Применение изолированных проводов в воздушной подвеске практически полностью исключает

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

перебои в электроснабжении, вызванные мгновенным схлёстыванием или падением деревьев, причём стало возможным уменьшение расстояния между фазными проводниками в 3 раза и тем самым сделать линию гораздо более узкой. После падения дерева на ВЛИ - она может нормально работать 6-8 месяцев, что позволяет перенести ликвидацию последствий и ремонтные работы на более удобный сезон для предприятий, обслуживающих данную ВЛИ. По статистике, эксплуатационные расходы на обслуживание ВЛИ по сравнению с воздушными линиями с неизолированными (ВЛН) проводами сокращаются на 80%. Снегоналипание и гололёдообразование же не причиняют ВЛИ вреда практически совсем [3, 4]. Список использованной литературы:

1. Гафуров А.М., Калимуллина Р.М., Гимадеева Л.И. Основные особенности при выборе экономически выгодных сечений проводов. // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 31-33.

2. Калимуллина Р.М., Калимуллина Д.Д., Гафуров А.М. Исследование показателей надежности оборудования цеховых электрических сетей. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - №4 (28). - С. 18-21.

3. Гибадуллин Р.Р., Цветков А.Н., Мисбахов Р.Ш., Денисова Н.В. Разработка испытательного стенда для электрических машин возвратно-поступательного действия, работающих в тяжелых условиях. // В сборнике: Энергетика и энергосбережение: теория и практика. Сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 37.

4. Логачева А.Г., Вафин Ш.И., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Влияние количества фаз статора на нагрев электродвигателя. // Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2014. № 3. С. 28-32.

© Калимуллина Д.Д., Гафуров А.М., 2016

УДК 621.315

Д.Д. Калимуллина

студентка 3 курса института «СТиИЭС», кафедры «ВиВ» Казанский государственный архитектурно-строительный университет

А.М. Гафуров

инженер кафедры «Котельные установки и парогенераторы» Казанский государственный энергетический университет

Г. Казань, Российская Федерация

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОНЕСУЩИХ ИЗОЛИРОВАННЫХ

ПРОВОДОВ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ

Аннотация

В статье рассматривается зарубежный опыт эксплуатации самонесущих изолированных и защищенных проводов воздушной линии электропередач.

Ключевые слова

Воздушные линии электропередач, самонесущие изолированные провода

Пионерами в области применения самонесущих изолированных проводов принято считать Францию и Финляндию - энергетики и проектировщики именно этих стран первыми в Европе занялись разработкой стандартов в области проектирования и правил устройства воздушных линий с изолированными (ВЛИ) и защищёнными (ВЛЗ) проводами. Впоследствии и другие страны разрабатывали свои системы воздушной подвески, но как правило за основу их принимались уже утверждённые в эксплуатацию европейские стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.