Научная статья на тему 'Перспективы становления гражданского общества в российской Федерации'

Перспективы становления гражданского общества в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4176
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / CIVIL SOCIETY / CIVIL MENTALITY / STATE INSTITUTIONS / POLITICAL CULTURE / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бялт В.С., Демидов А.В.

В статье рассмотрены особенности гражданского общества в России, представлены возможные пути его дальнейшего развития и становления, а также проанализированы связанные с этим проблемы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the peculiarities of civil society in Russia. Presents possible ways of further development and formation of civil society in Russia, and also analyzed the related problems.

Текст научной работы на тему «Перспективы становления гражданского общества в российской Федерации»

УДК 340.12(47) "20'

В. С. Бялт, А. В. Демидов

Перспективы становления гражданского общества в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности гражданского общества в России, представлены возможные пути его дальнейшего развития и становления, а также проанализированы связанные с этим проблемы.

In the article the peculiarities of civil society in Russia. Presents possible ways of further development and formation of civil society in Russia, and also analyzed the related problems.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданский менталитет, государственные институты, политическая культура, политические партии.

Key words: civil society, civil mentality, state institutions, political culture, political

parties.

Для России в начале XXI в. характерны изменения социальной и политической обстановки. Политика выстраивается таким образом, что происходит создание и интенсивное формирование «горизонтальной» негосударственной власти. Поэтому условно гражданское общество можно назвать неким «бизнесом третьего сектора».

Параллельно происходит и принятие новых нормативных правовых актов для Российской Федерации, которые так или иначе затрагивают вопросы создания, деятельности и ликвидации институтов некоммерческого сектора. Принятие нормативных правовых актов в данной области стало существенным шагом на пути построения гражданского общества, поскольку законодательная основа выступает в качестве некоего фундамента для «бизнеса третьего сектора». Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция, когда просто необходима поддержка институтов гражданского общества со стороны государства, т. е. фактически государство должно оказать соответствующую поддержку таким институтам, чтобы в последующем был сформирован прочный фундамент для их дальнейшего развития и внедрения в стране.

© Бялт В. С., Демидов А. В., 2017

Государство должно весьма конкретно со своей стороны обозначить задачи, а также возможные пути их решения в различных областях жизнедеятельности. При этом взаимодействие государства и гражданского общества, которое находится на стадии формирования, не будет лишним. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о наличии механизмов такого взаимодействия (даже целой совокупности таких механизмов). Так, гражданское общество строится по следующим основным и немаловажным направлениям:

- стимулирование социальной активности посредством финансирования со стороны государства (в первую очередь, сюда необходимо отнести специальные гранты, которые выделяет государство);

- социальное обслуживание (как правило, в области здравоохранения, которое весьма активно стало поддерживаться со стороны государства уже на протяжении нескольких лет);

- так называемое «спонсорство» государства в области социального обеспечения (различного рода федеральные и региональные льготы);

- социальное побуждение на оказание спонсорской помощи различных негосударственных организаций;

- наличие государственных заказов;

- лоббирование интересов.

В российской юридической науке весьма поверхностно исследован вопрос, который затрагивает степень влияния масс на процесс становления и развития гражданского общества, а также уровень гражданской активности, политической культуры.

Политическая и тесно связанная с ней правовая культура выступают в качестве неких способов, посредством которых осуществляется реализация наиболее сущностных сил человека в сфере гражданской деятельности, где большое значение принято отводить политической, а также тесно связанной с ней правовой культуре. Политическая культура - это важный, неотъемлемый элемент всей духовной жизни общества, который выражается, с одной стороны, в политическом сознании индивида, а с другой - в гражданском менталитете. Данные относительно политических представлений, установок, а также о политическом поведении населения страны могут быть использованы в качестве индикатора всей политической культуры, познания ее сущности в целом. Соответственно, изучение политической и гражданской направленности российского общества позволяет во многом предопределить и дальнейшие перспективы гражданского общества в России.

Процесс искусственного ускорения естественного темпа всей культурной модернизации - это, в первую очередь, опасность, которая стоит на пути

48

именно базисных, фундаментальных изменений общества. Именно поэтому формирующаяся культура активной гражданственности еще на протяжении достаточно длительного промежутка времени будет существовать параллельно традиционным стандартам политической деятельности, а в некоторых случаях весьма интересно и переплетаться с ними.

Учитывая реалии современной политической культуры в России, можно с уверенностью сказать о том, что основной глобальной проблемой является в первую очередь вызревание социальных групп, посредством которых можно обеспечить должный порядок и процесс формирования гражданского общества в Российской Федерации. В качестве таких групп весьма часто анализируется сложившаяся политическая элита, а также находящийся на стадии формирования «средний класс». Соответственно, можно говорить о том, что степень участия граждан, их активность в политической и общественной жизни находятся до сих пор на весьма низком уровне [1, с. 64, 66]. Также на сегодняшний день можно утверждать, что сам процесс становления гражданского общества в России сопровождается неким недоверием к самому государству, его институтам, что приводит к определенной апатии населения страны.

Сложность становления гражданского общества напрямую связана и с существованием в России на протяжении длительного времени тоталитаризма, где просто отсутствовала социальная ответственность. Соответственно, в целях эффективного становления гражданского общества необходимо кардинально пересмотреть различные связи, а также структуры, отношения, которые соединяли людей при ранее существовавшей социальной системе. Кроме этого, в данном процессе следует учитывать и саму роль государства в жизни российского общества.

Во внимание нужно брать и так называемое этатистское понимание значения государства, его вклад в жизнь всей страны, его население. В России в XXI в. сложилась ситуация, когда отсутствует необходимая финансовая база, которая бы позволила активизировать степень участия государства в построении данного института. Также стоит учитывать, что становление гражданского общества связано не только с возникновением и утверждением в стране частной собственности.

Распространенное в научной литературе мнение о тождественности демократии и гражданского общества существенно упрощает проблему. Так, фактически режим демократии не может гарантировать свободу. Соответственно, связывать становление гражданского общества только с развитием и формированием демократии в стране просто по своей сущности является утопической позицией. Демократия, если она не будет подкреплена некой

49

демократической культурой, принципами уважения личности, может привести к охлократии, а соответственно, в дальнейшем - и к тоталитаризму.

Весьма важным элементом в развитии и становлении гражданского общества в России представляются и изменения в социокультурной и социально-психологической ситуации, в которой находится страна.

Социальные и психологические условия (как внутренние, так и внешние) отражаются на всех психологических процессах, различных поведенческих стереотипах, самой деятельности, в которую включаются различные социальные субъекты. При этом стоит обратить внимание на то, что изменение такой деятельности возможно вследствие воздействия каких-либо новых веяний, возникающих как в процессе социализации, так и ресоциализации общества в целом.

Основное условие формирования гражданского самосознания социальных субъектов - включенность в процесс контроля над властными структурами, уровень освоенной социально-политической реальности и социально-психологическое ее присвоение. Соответственно, можно говорить и о том, что условия становления гражданского общества находятся в прямой зависимости от социального расслоения самого общества. Большинство правоведов сходятся во мнении, что в России существуют серьезные проблемы, мешающие процессу становления гражданского общества [5, с. 52-54].

Во-первых, в XXI в. складывается тенденция, когда российское общество делится на устойчивые подгруппы (богатые и бедные, регионы и центр).

Во-вторых, в стране отсутствуют такие необходимые ценности, как доверие, толерантность, что также оказывает негативное воздействие на процесс внедрения гражданского общества.

В-третьих, существует проблема бессубъектности всего российского социума в целом. Субъект общества необходимо рассматривать в качестве некой социальной единицы, которая способна как принимать, так и реализо-вывать решения, которые имеют значимость для всего общества в целом. Так, в России существуют различные действующие лица, статисты, но отдельно взятых субъектов помимо президента, а также членов его администрации, просто нет. Все иные всего лишь реализуют волю, но при этом от них особо не зависят принимаемые решения.

В-четвертых, средний класс, который по своей сути должен быть весьма многочисленным, просто отсутствует в России. Государство терпит различные видоизменения, при этом в большинстве случаев оно преследует только собственные цели, которые по своей значимости кардинально отличаются от интересов российского общества.

50

В-пятых, основным субъектом такого государства выступает бюрократия (а также определенная модель теневых отношений), которая, как правило, сопровождается наличием коррупции.

В-шестых, имеет место и достаточно низкая степень доверия населения к политическим лидерам страны, а также определенная доля скептицизма на возможность оказывать влияние на принимаемые политические решения.

Необходимо говорить и о таких проблемах, как:

- наличие устоявшихся стереотипов массового политического сознания, конкретной системы ценностей, которые были сформированы в период процветания в России авторитаризма и тоталитаризма;

- имеющиеся противоречия между тем, что существует большая необходимость для формирования гражданского общества и сохранением стабильности в процессе функционирования Российского государства;

- отсутствие должного уровня как социальной, так и экономической базы, необходимой для интенсивного процесса формирования и развития гражданского общества;

- серьезные корректировки оформления института частной собственности со стороны законодателя;

- наличие криминализации сектора экономики, развитие «теневой экономики»;

- криминализация, в определенной степени характерная и для органов государственной власти, что является недопустимым фактором на пути формирования гражданского общества в стране;

- отсутствие сосредоточенности российского бизнеса по образу и подобию западного предпринимательства на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причем последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;

- неадекватное восприятие обществом социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране;

- низкий уровень рефлексии общества;

- тенденция некоторой части общества к распространению неконструктивных форм активности, а также самовыражения;

- учащающиеся случаи терроризма (данная проблема является таковой не только для России);

- наличие апатии населения страны (население весьма нейтрально относится к происходящим изменениям);

- отсутствие должного уровня правовой культуры у большой части населения страны;

- недостаток мероприятий, направленных на поднятие уровня правовой культуры населения России.

По мнению С.Н. Пшизова [4, с. 39], еще одной, не менее важной проблемой, которая мешает формировать гражданское общество в России, является недооценка со стороны государства духовных факторов для жизни общества. Соответственно, нужны новые подходы к пониманию категории ментальности общества, а также всей политической культуры в целом.

Специалисты, на которых возлагаются функции контроля за порядком формирования и функционирования имиджа как политического деятеля, так и партии, пытаются выстроить весь политический процесс в целом. Однако духовная составляющая так и остается неучтенной.

Можно сказать о том, что при повышении уровня всей культуры в целом (в частности, сюда входит и политическая культура), а также гражданской активности, российские граждане должны будут солидарно брать на себя и ряд функций государственной власти. Государству, в свою очередь, для решения имеющихся проблем необходимо весьма активно заняться «социальным инвестированием». Именно это приведет и к формированию в стране новой социальной философии, пониманию роли государства для общества и роли общества для государства.

Необходимо учитывать, что социальное инвестирование отличается от экономического только наличием многообразия единиц, посредством которых происходит измерение прибыли. «Экономикоцентричность», и особенно пресловутый «монетаризм», при рассмотрении, прогнозировании и планировании, без учета всей совокупности закономерностей развития общества, не позволяют грамотно и адекватно потребностям народа решать современные проблемы развития России.

Соответственно, речь идет о формировании в России новой гражданской философии, целью которой как раз и будет изучение человека, общества.

Чтобы понимать дальнейшие перспективы развития гражданского общества в России, необходима и субъективная составляющая данного процесса, которая будет раскрывать уровень гражданской активности, а также саму культуру населения страны. В России должен быть сформирован надлежащий политический и культурный климат, который будет способствовать и проявлению гражданской инициативы населения страны. Все это позволит во многом закрепить фундамент для более стойкого развития гражданского общества, зародить основы для дальнейшего внедрения и распространения в Российском государстве институтов гражданского общества.

Становление и формирование гражданского общества - это сложный, многогранный социальный вопрос, в котором фигурирует как само общество в целом, так и его отдельно взятые индивиды в процессе их жизнедеятельности. Соответственно, для того чтобы гражданское общество продолжало интенсивно развиваться в правильном русле, необходимо также наличие равновесия всех его составляющих - человека, общества, бизнеса и государства. В том случае, когда какая-либо из данных составляющих будет иметь приоритет над другими, будет и дисбаланс внутри такого гражданского общество, оно будет самопроизвольно разрушаться.

Таким образом, для России на сегодняшний день первоочередная задача, с учетом национальных и ментальных особенностей, территориального, демографического, культурного развития, важная для процесса формирования гражданского общества, - восстановление нарушенного морального порядка.

Список литературы

1. Бойков В.Э. Конституция, власть и народ. Россия 1990-х годов - начала ХХ1 в. // Социологические исслед. - 2009. - № 1.

2. Бялт B.C., Демидов A.B. Становление гражданского общества в Российской Федерации: проблемы и перспективы // XX юбилейные Царскосельские чт.: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016.

3. Ключевский В.О. Из «дневника» // Лит. портреты. - М.: Современник,

1991.

4. Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полит. исслед. - 2009. - № 2.

5. Состоялось ли гражданское общество в России: материалы круглого стола, прошедшего в апр. 2006 г. в Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации // Социологические исслед. - 2007. - № 1.

УДК 351.74(47) "1900/1914"

Н. Н. Миняйленко, А. Е. Шныров

Правоохранительные органы царской России в начале XX в.

В статье рассматривается структура и деятельность правоохранительной системы России в преддверии Первой мировой войны. Важность функционирования правоохранительной системы российской империи в условиях предвоенного положения была вызвана событиями, происходящими как внутри страны, так и у её границ. Изучение российской правоохранительной системы накануне Первой мировой войны актуально и сегодня в связи с событиями, происходящими в сопредельных государствах в результате так называемых «цветных революций».

The article discusses the structure and activity of law-enforcement system of Russia on the eve of the First world war. The importance of functioning law enforcement system of the Russian Empire in the pre-war situation was caused by events occurring within the country and at its borders. The study of the Russian law enforcement system on the eve of the First World war, is still relevant today, in connection with the events occurring in neighboring countries in the so-called "color revolutions".

Ключевые слова: правоохранительная система, революция, война, правоохранительные органы, реформирование.

Key words: the law enforcement system, revolution, war, law enforcement authorities, reformation.

В начале ХХ в. политическая обстановка в России и за её пределами стремительно обострилась. Верховная власть понимала неизбежность вовлечения Российской империи в назревавшую мировую войну. Ситуация внутри страны была осложнена низким уровнем жизни её граждан, активным подпольным движением революционных масс, выступающих против существующего политического, социального и экономического режима. В эти тяжёлые для страны годы главным гарантом стабильности и сохранности государственной власти служила действующая правоохранительная система.

Сама по себе правоохранительная система - это целостная совокупность, методов и гарантий, государственно-правовых средств, обеспечивающих защищённость человека и государства от различных противоправных

© Миняйленко Н. Н., Шныров А. Е., 2017

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.