Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СТРАХОВЫХ ЭКОСИСТЕМ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СТРАХОВЫХ ЭКОСИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберинцидент / управление / угроза / андеррайтинг / саботаж / cyber incident / management / threat / underwriting / sabotage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.М. Магомадова

В настоящее время страховые компании активно осваивают потенциал новых технологических приложений в своей операционной деятельности. Многие из них могут похвастаться успешной интеграцией многих финансово-ориентированных технологий, которые облегчают, оптимизируют и ускоряют работу в запутанной матрице страховых операций. На основе анализа страхового рынка России автором выделены основные области создания экосистемной деятельности в страховании: каршеринг и банкострахование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE CREATION OF INSURANCE ECOSYSTEMS

Currently, insurance companies are actively exploring the potential of new technology applications in their operating activities. Many of them boast the successful integration of many financially-driven technologies that facilitate, streamline and speed up the intricate matrix of insurance operations. Based on the analysis of the insurance market in Russia, the author highlighted the main areas of creating ecosystem activities in insurance: car sharing and bank insurance.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СТРАХОВЫХ ЭКОСИСТЕМ»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СТРАХОВЫХ ЭКОСИСТЕМ М.М. Магомадова, канд. экон. наук, доцент

Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова

(Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-118-120

Аннотация. В настоящее время страховые компании активно осваивают потенциал новых технологических приложений в своей операционной деятельности. Многие из них могут похвастаться успешной интеграцией многих финансово-ориентированных технологий, которые облегчают, оптимизируют и ускоряют работу в запутанной матрице страховых операций. На основе анализа страхового рынка России автором выделены основные области создания экосистемной деятельности в страховании: каршеринг и бан-кострахование.

Ключевые слова: киберинцидент, управление, угроза, андеррайтинг, саботаж.

Нынешних условиях цифровой трансформации страхового бизнеса самое время говорить о создании страховых экосистем. Страховую экосистему можно представить как мозаику, в которой страховщик объединяет различные услуги в индивидуальное предложение для клиента. В современных условиях, когда традиционные границы отрасли становятся все более расплывчатыми, такие экосистемы, опирающиеся на цифровые платформы, способны оказать значительное влияние на будущее страховщиков. Поэтому многие руководители страховых компаний выходят за пределы традиционных отраслевых границ, чтобы глубже понять потенциальные возможности и угрозы, исходящие от новых партнеров и конкурентов в рамках этих разнообразных экосистем, охватывающих множество секторов - от мобильности до здравоохранения и т.д.

Экосистемы и лежащие в их основе цифровые платформы сыграют важную роль в преодолении страховым бизнесом этапов цифровизации и освоении новых источников дохода. Экосистемы превратились из простого слова в осязаемую сущность: страховые компании постепенно понимают, как использовать эту новую концепцию для расширения своего основного бизнеса, предотвращения агрегирования рисков, снижения этих рисков и расширения сопутствующих услуг. При этом многие страховщики сталкиваются с про-

блемой создания необходимой технологической и организационной базы, а также налаживания партнерских отношений, необходимых для реализации экосистемных стратегий.

К сожалению, пока нет ни одного случая, когда бы в России зародилась экосистема, вращающаяся вокруг страховщика. Как правило, такие системы строятся в основном вокруг более технологически подкованных организаций, таких как банки или крупные корпорации типа «Яндекс».

Для более широкого понимания этой мысли рассмотрим компанию «Тинькофф Страхование», которая органично вписана в общую экосистему бренда «Тинькофф», представляющую собой digital-first модель, ориентированную на клиента. Таким образом, экосистема «Тинькофф» включает в себя не только финансовые услуги, но и услуги, связанные со страхование и образом жизни. В условиях современной динамики рынка появляются новые экосистемы, способные потеснить традиционные страховые компании или лишить их конкурентных преимуществ, и страховое сообщество остро осознает эти риски. Поэтому для сохранения конкурентоспособности страховщикам необходимо не просто анализировать потребности потребителей, но и стремиться к их формированию в рамках собственных экосистем.

Обратим внимание на «Ингосстрах» -весной 2022 года компания объявила о

намерении создать финансовую экосистему, которая будет создана на фундаменте страховой компании и включит в свою платформу инвестиционные продукты. Цель группы - вплести инвестиционный сегмент в ткань экосистемы и объединить ее под навесом единой платформы. Клеем, скрепляющим эту стратегию, является программа лояльности «Ингосстраха», благодаря которой любой клиент группы, желающий приобрести тот или иной продукт, по-прежнему будет пользоваться привилегированным отношением. Стоит отметить, что 99,99% акций коммерческого банка «Союз» также призваны сыграть значительную роль в формировании этой экосистемы так как принадлежат «Ингосстрах» [1].

Выделим основные области создания экосистемной деятельности в страховании: каршеринг и банкострахование.

В перспективе «Ингосстрах» мог бы заняться совместным использованием автомобилей. Ниже мы рассмотрим, почему создание сервиса совместного использования автомобилей может положительно сказаться на деятельности «Ингосстраха».

Во-первых, по данным исследования КРМО, к 2040 году сектор автострахования может сократиться на 71%. В исследовании говорится, что сокращение может произойти из-за того, что ИТ-компании с каждым годом внедряют в автомобили все более сложные системы. Это может привести к росту использования автономных автомобилей, так как они обеспечивают повышенную безопасность, а значит, привлекательность приобретения дорогостоящих страховых полисов значительно снизится, так как вероятность ДТП будет ничтожно мала. Это может привести к значительному снижению доходов страховых компаний.

Чтобы сориентироваться в этой динамике, страховщикам придется внести стратегические и тактические изменения для успешной трансформации в сторону беспилотных автомобилей [2]. Чтобы приспособиться к грядущим изменениям, автостраховщикам придется использовать возможности, открывающиеся в связи с со-

кращением рынка, и перейти к диверсификации в сторону новых продуктов и услуг.

Во-вторых, на основании выводов проведенного нами анализа в настоящем исследовании можем констатировать, что автострахование (ОСАГО и КАСКО) в СПАО «Ингосстрах» лидирует по сборам премий. В 2021 году сборы по ОСАГО и КАСКО составили внушительную сумму в 65,7 млрд. рублей, что составляет почти половину всех премий компании, и это говорит о том, что компания существенно зависит от сбора премий по этим видам страхования. Таким образом, снижение сборов по автострахованию может привести к резкому ухудшению положения компании.

В-третьих, стоит отметить, что «Ингосстрах» предоставляет уникальный вид страхования - «интеллектуальное» КАСКО, в котором используются телематические устройства [1]. Таким образом, компания имеет опыт работы с телематикой, и при запуске услуги совместного использования автомобилей не потребуется выделять дополнительные ресурсы для работы с этой технологией.

Подводя итог, можно сказать, что в условиях, когда в будущем ожидается снижение тарифов на автострахование, а также с учетом возможности появления услуги совместного использования автомобилей на основе телематики, «Ингосстрах» сможет удержать свои позиции на рынке.

Следующим видом страховой экосистемы, предлагаемой нами, является бан-кострахование [3]. Банковское страхование уже давно рассматривается как «центр финансовых операций» и финансовый конгломерат, который объединяет различные виды финансовых услуг и продуктов для своих клиентов. В условиях цифровой трансформации экономики эти понятия уступают место экосистемному подходу, который включает в себя переход от традиционных к «платформенным бизнес-моделям, использующим цифровые технологии и поведенческие изменения», которые позволяют создавать новые ценности и опыт для потребителей.

Экосистемный подход хорошо подходит для банкострахования, которое является примером естественного межсекторного взаимодействия финансовых рынков и зависит от размера клиентской базы как ключевого фактора успеха. Мы считаем, что банкострахование может быть применен к различным типам экосистем. Принципы повседневных финансов (lifestyle banking + everyday insurance) могут быть применены к экосистемам, где услуги предназначены для удовлетворения раз-

банковское и страховое обслуживание адаптировано в цифровом формате к потребностям жизненного цикла (люди, активы, бизнес). Экосистемы, адаптированные для удовлетворения одной или нескольких базовых рыночных потребностей, как правило включают предоставление банковских услуг и страховых продуктов, связанных с этими базовыми потребностями, что выступает одним из возможных путей развития страхования в банковском секторе.

личных потребностей человека, т.е. где

Библиографический список

1. СПАО «Ингосстрах» / Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ingos.ru/ (дата обращения 26.11.2023).

2. Как сдать свое авто в каршеринг в 2023 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:https://carsharavod.rn/raznoe/sdat-avto-vkarshering/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.ru%2F (дата обращения 23.10.2023).

3. Соловова А.А., Гавриленко И.В. Развитие рынка банкострахования Российской Федерации в современных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2023. - Т. 8. № 1 (27). - С. 112-120.

PROSPECTS FOR THE CREATION OF INSURANCE ECOSYSTEMS

M.M. Magomadova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Kadyrova Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. Currently, insurance companies are actively exploring the potential of new technology applications in their operating activities. Many of them boast the successful integration of many financially-driven technologies that facilitate, streamline and speed up the intricate matrix of insurance operations. Based on the analysis of the insurance market in Russia, the author highlighted the main areas of creating ecosystem activities in insurance: car sharing and bank insurance.

Keywords: cyber incident, management, threat, underwriting, sabotage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.