Научная статья на тему 'Перспективы современных тенденций и приоритетных направлений развития высшего образования в Японии'

Перспективы современных тенденций и приоритетных направлений развития высшего образования в Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1679
276
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION AND GLOBALIZATION OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION QUALITY / CERTIFICATION / ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пододименко Инна Ивановна

В статье анализируются тенденции развития системы высшего образования Японии, учитывая современные требовании глобализационных и интеграционных процессов. Акцентировано внимание необходимости использования позитивного зарубежного опыта для реформирования отечественной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives on Current Trends and Future Directions of Higher Education Development in Japan

The article analyzes the current trends of higher education development in Japan taking into account the modern requirements of globalization and integration processes. The attention is focused on the necessity of using positive foreign experience for the reform in the native system of higher education.

Текст научной работы на тему «Перспективы современных тенденций и приоритетных направлений развития высшего образования в Японии»

УДК 37.013.74

ББК 74.6

Пододименко Инна Ивановна

аспирант

кафедра практики иностранного языка и методики преподавания Хмельницкий национальный университет г. Хмельницкий PododimenkoInna Ivanovna Post-graduate

Chair of Foreign Language Practice and Teaching Methodology Khmelnytsky National University Khmelnytsky pododimenko@hotmail.com Перспективы современных тенденций и приоритетных направлений развития высшего образования в Японии Perspectives on Current Trends and Future Directions of Higher Education Development in Japan

В статье анализируются тенденции развития системы высшего образования Японии, учитывая современные требовании глобализационных и интеграционных процессов. Акцентировано внимание необходимости использования позитивного зарубежного опыта для реформирования отечественной системы высшего образования.

The article analyzes the current trends of higher education development in Japan taking into account the modern requirements of globalization and integration processes. The attention is focused on the necessity of using positive foreign experience for the reform in the native system of higher education.

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация и глобализация образования, качество высшего образования, сертификация, аккредитация.

Key words: higher education, internationalization and globalization of education, higher education quality, certification, accreditation.

Уровень развития страны находится в неразрывном единстве с уровнем развития образования, которое в условиях глобализационных вызовов и интеграционных процессов должно быстро и эффективно удовлетворять потребности общества, неотложно реагировать на все общественные изменения и процессы путем определения тенденций и перспективных направлений реформирования и проведения кардинальных изменений. В условиях реформирования высшего образования в Украине все большего значения приобретает изучение и

анализ тенденций развития образования за рубежом.

168

Известная благодаря скоростям, новациям и передовым технологиям, поражающим успехам в социальной, экономической и политической жизни, Япония является третьей из наиболее развитых стран мира (после США и Китая). Не удивительно, что в основе всех этих инноваций лежит прекрасная система высшего образования, которая представляет значительный интерес для педагогической общественности высших учебных заведений (ВУЗ) Украины и мира

Разные проблемы, связанные с деятельностью системы высшего образования Японии в современных условиях, нашли освещение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, в частности: вопросы становления образова-

проблемам современного состояния системы образования в Японии посвящены труды Ю. Боярчук, В. Пронникова, И. Ладанова; аспекты профессиональной

Пазюры; теоретические принципы процесса гуманитаризации образования изучены Т. Свердловой. В то же время востребована наукой и практикой проблема изучения опыта Японии не стала предметом комплексных научных исследований и все еще остается недостаточно разработанной.

Ввиду актуальности проблемы, важность использования приобретенного опыта для реформирования отечественной системы высшего образования, можно очертить цель статьи, которая заключается в освещении новейших тенденций развития высшего образования Японии и определении приоритетных направлений этого развития.

Аналогично к европейской, японская система высшего образования столкнулась с необходимостью реформирования, чтобы отвечать постоянно растущим общественным требованиям к университетам и колледжам для обеспечения стабильного развития общества [12, с. 95]. Ввиду динамизма глобализационных процессов правительством Японии были проведены радикальные

[1, с. 174].

ния в современной Японии рассматривали В. Елманова, В. Кудин, О. Михайличенко, Я. Нейматов,

А. Джуринский, Н. Репетюк;

подготовки специалистов исследовано в трудах

О. Озерской, Н.

реформы, которые существенно влияют на деятельность системы высшего образования, а именно: инкорпорация национальных университетов, внедрение системы аккредитации и сертификации, оценивания качества высшего образования и ее интернационализация.

В современных условиях повышения глобальной конкуренции на пути к созданию общества знаний на университеты возложена большая ответственность, ведь именно они должны способствовать подготовке конкурентоспособных специалистов в разных отраслях благодаря высокому уровню качества образования. Ввиду этого Центральным советом по вопросам образования Японии (Central Council for Education) в 2005 году был представлен доклад «Будущие перспективы развития высшего образования в Японии» (“A Future Vision for Higher Education in Japan”), в котором очерчено стратегию развития высшего образования в Японии с 2005 года до 2015-2020 года и пути ее реализации [7]. А в 2012 году Министерством образования, культуры, спорта, науки и техники Японии (MEXT) внедрен «План действий относительно реформирования университетов» (“University Reform Action Plan”) [7].

На основе анализа нормативно законодательной базы, информационных источников Министерства образования Японии (MEXT), Ассоциации аккредитации университетов Японии (Japan University Accreditation Association (JUAA), Национальной ассоциации с присвоения научных степеней и аккредитации университетов (National Institute of Academic Degrees and University Evaluation (NIAD-UE), Комитета по оцениванию качества высшего образования Японии (Japanese Institution for Higher Education Evaluation (NIAD-UE) выделены основные тенденции и перспективы развития высшей школы Японии на современном этапе:

1. Обеспечение качества высшего образования. Тремя ключевыми элементами системы обеспечения качества высшего образования Японии являются [10]:

- Стандарты для основания университетов (Standards for the Establishment of Universities), которые содержат минимальное количество требований к миссии университетов, отмеченных в разных правилах, и помогают понимать, какие японские университеты должны быть и к чему должны стремиться.

- Система основания и оценивания деятельности ВУЗ (Establishment-Approval System). С целью обеспечения качества образования лишь при согласии Министерства образования Японии (MEXT) можно учредить университет, присваивать научные степени и устанавливать направления подготовки специалистов. А экспертами Совета из основания университетов и регистрации школ (Council for University Establishment and School Corporation) проверяются миссия, задание и направления деятельности университета; учебные планы подготовки специалистов; характеристика профессорско-преподавательского состава; названия направлений и специальностей, названия научных степеней; материально-техническое обеспечение и тому подобное. Изменения относительно количества утвержденных и предупрежденных университетов, младших колледжей и аспирантуры (магистратура и докторантура) в период с 2002 по 2010 годы приведено в таблице 1.

Таблица 1

Количество утвержденных и предупрежденных университетов, младших колледжей и аспирантуры Японии [6]

Фискальный год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Утвержденные 291 277 196 127 126 110 87 78 66

Университеты 17 15 17 14 10 10 10 11 5

Младшие колледжи 3 0 2 1 2 2 1 4 0

Аспирантура 13 25 20 19 12 11 9 8 8

Предупрежденные 1 1 276 265 356 243 258 235 222

Всего 292 278 472 392 482 353 345 313 288

- Система оценивания качества и аккредитации (Certified Evaluation and Accreditation). Все университеты в Японии должны пройти один раз на семь лет сертификацию оценивания одной из аккредитационных организаций, которые рецензируют систему управления, образовательную и научноисследовательскую деятельность на основе данных самоанализа и самого оценивания университета [9].

2. Интернационализация и глобализация ВУЗов Японии.

1) Международная деятельность заведений высшего образования Японии. В рамках такой деятельности достоин внимания проект “ASEAN University Network / Southeast Asia Engineering Education Development Network (Aun/seed-net)”, в рамках которого японские члены-университеты оказывают поддержку членам-университетам Ассоциации государств Юго-восточной Азии (ASEAN) относительно подготовки выпускников со степенями магистра и доктора наук в соответствии с мировыми стандартами в инженерной отрасли с целью содействия стабильного социально-экономического развития стран Юговосточной Азии [4]. Программа “CAMPUS Asia” (Collective Action for Mobility Program of University Students) инициирована правительством, промышленностью и университетами Японии для усиления сотрудничества с ближайшими соседями Японии - Китаем и Южной Кореей [5]. В условиях многостороннего сотрудничества UMAP (University Mobility in Asia and the Pacific) способствует эффективной международной академической мобильности студентов в регионе Азия и Тихий океан благодаря использованию кредитной совместимости UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme) [11].

2) План интернационализации высшего образования “Global 30”. Среди приоритетных направлений повышения качества высшего образования целесообразно выделить, инициированный в 2008 году японским правительством, план интернационализации высшего образования “Global 30”. Правительство страны поставило за цель привлечь 300 тыс. иностранных студентов до 2020 года. С этой целью в 2009 году Министерством образования Японии (MEXT)

было избрано 30 университетов с центрами в 13 ведущих университетах страны [2, c. 23].

2. Обеспечением надлежащего уровня качества образования на основе использования прогрессивного опыта. В Азии дискуссии по вопросам эффективного обмена опытом между университетами происходят в Китае, Южной Кореи и странах АСЕАН с целью обеспечения качественного высшего образования, а также улучшения регионального сотрудничества в Юговосточной Азии. Анализ этих и других вопросов осуществлен на пятом саммите лидеров Китая, Японии и Южной Кореи “Japan-China-Republic of Korea Trilateral Summit”, результатом которого стало подписание трехстороннего соглашения, «ориентированного на будущее сотрудничество и партнерство между странами» [8]. А на 15-ом саммите стран АСЕАН “ASEAN Plus Three Commemorative Summit” отмечено, что «важное значение в развитие региона стран Юго-восточной Азии приобретают образование и туризм» [3].

Таким образом, глобализационные вызовы и интеграционные процессы, быстросменное содержание знаний предопределяют кардинальные реорганизацию системы высшего образования Японии, к основным ориентирам которых целесообразно отнести: повышение фундаментальности, гуманитаризация, интегрированность, непрерывная диверсификация образования, демократизация, интеграция, с наукой и производством, компьютеризация.

Несмотря на высокий уровень развития высшей школы Японии все же остаются немало нерешенных проблем, в частности: доступность высшего образования не только через сложную систему вступительных испытаний, но и высокую стоимость учебы; улучшение качества подготовки кадров в соответствии с постоянно растущими и быстросменными требованиями современного рынка труда в условиях глобальной конкуренции; повышение качества высшего образования путем разработки академических стандартов в соответствии с мировыми требованиями, применением, в учебном процессе новейших информационно коммуникационных технологий, повышения уровня финансирования

высших учебных заведений. Соответственно политика правительства Японии будет направлена на решение этих проблем, будет способствовать усилению роли и значения высшего образования для социально-экономического развития государства.

Перспективными направлениями для последующих научных разведок считаем детальное изучение особенностей и принципов использования прогрессивного опыта Японии относительно реформирования отечественной высшей школы и профессиональной подготовки бакалавров компьютерных наук.

Библиографический список

1. Пододименко, И. И. Современное состояние и особенности высшего образования Японии [Текст] / И. И. Пододименко // Материалы IV Всеукра-инской научно-практической заочной конференции «Актуальные проблемы педагогической науки» (г. Николаев, 11-12 марта 2013 г.) / Всеукраинское общественное объединение «Новое Образование». - Николаев : 2013. - С. 174-175.

2. Пододименко, И. И. Современные тенденции развитие компьютерного образования в университетах Японии [Текст] / И. И. Пододименко // Сравнительная профессиональная педагогика. - К. ; Хмельницкий : ХНУ, 2013. -Вип. 1. - С. 16-24.

3. ASEAN Plus Three Commemorative Summit [Electronic resource]. -Mode of access: http ://www.asean.org

4. ASEAN University Network / Southeast Asia Engineering Education Development Network (AUN/SEED-Net) [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.jica.go.jp/english/our work/thematic issues/south/project01 .html

5. CAMPUS Asia (Collective Action for Mobility Program of University

Students in Asia) [Electronic resource]. - Mode of access:

http://www.grips.ac.jp/campusasia/en/about/

6. Higher Education in Japan [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mext.go.jp/english/highered/ icsFiles/afieldfile/2012/06/19/1302653 1. pdf

7. MEXT : Ministry of Education, Culture, Sports, Science & Technology [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mext.go.jp/english/

8. Ministry of Foreign Affairs of Japan, Japan-China-ROK Trilateral Summit [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/jck/summit.html

9. Overview of Quality Assurance System in Higher Education, Japan

[Electronic resource]. - Mode of access:

http://www.niad.ac.jp/english/overview jp e.pdf

10. Quality Assurance Framework of Higher Education in Japan [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.niad.ac.jp/english/overview jp e.pdf

11. UMAP (University Mobility in Asia and the Pacific) [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.umap.org/en/home/index.php

12. Yonezawa, A. (2007). Chapter 10, Stability amidst a storm of evaluation: policy trends and practice in higher education evaluation in Japan, in Alessandro Cavalli ed. Quality Assessment for Higher Education in Europe, London: Portland Press. - P. 95-103.

Bibliography

1. ASEAN Plus Three Commemorative Summit [Electronic Resource]. -Access Mode: http://www.asean.org

2. ASEAN University Network / Southeast Asia Engineering Education Development Network (AUN/SEED-Net) [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.jica.go.jp/english/our work/thematic issues/south/project01 .html

3. CAMPUS Asia (Collective Action for Mobility Program of University Students in Asia) [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.grips.ac.jp/campusasia/en/about/

4. Higher Education in Japan [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.mext.go.jp/english/highered/ icsFiles/afieldfile/2012/06/19/1302653 1. pdf

5. MEXT : Ministry of Education, Culture, Sports, Science & Technology [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.mext.go.jp/english/

6. Ministry of Foreign Affairs of Japan, Japan-China-ROK Trilateral Summit [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/jck/summit.html

7. Overview of Quality Assurance System in Higher Education, Japan

[Electronic Resource]. - Access Mode:

http://www.niad.ac.jp/english/overview jp e.pdf

8. Pododimenko, I. I. Current State and Peculiarities of Japan’s Higher Education [Text] / I. I. Pododimenko // Proceedings of the 4th All-Ukrainian Scientific and Practical Correspondent Conference “The Urgent Problems of Pedagogical Science” (Nikolayev, the 11-12th of March, 2013) / All-Ukrainian Public Association «New Education». - Nikolayev : 2013. - P. 174-175.

9. Pododimenko, I. I. Current Trends in the Development of Computer Science Education at Japanese Universities [Text] / I. I. Pododimenko // Comparative Professional Pedagogics. - K. ; Khmelnytskyi : KhNU, 2013. - Issue. 1. - P. 16-24.

10. Quality Assurance Framework of Higher Education in Japan [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.niad.ac.jp/english/overview jp e.pdf

11. UMAP (University Mobility in Asia and the Pacific) [Electronic Resource]. - Access Mode: http ://www.umap.org/en/home/index.php

12. Yonezawa, A. (2007). Chapter 10, Stability Amidst a Storm of Evaluation: Policy Trends and Practice in Higher Education Evaluation in Japan, in Alessandro Cavalli ed. Quality Assessment for Higher Education in Europe, London: Portland Press. - P. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.