DOI 10.24411/1813-145X-2018-10190
УДК 008.009
М. Ивано
https://orcid.org/0000-0003-3743-1480
Воспитание межкультурной компетенции как цель высшего образования: актуальность программы «Глобализация Японии» в Префектурном университете Ямагути
В статье проанализирована национальная программа «Глобализация Японии», которая была принята в Японии в 2012 г. Главная задача национальной программы заключалась в том, чтобы способствовать развитию японской экономики и общества. Предполагалось, что это окажется возможным, если организовать поддержку развития всесторонне сильной организованной системы образования, а также повысить возможности студентов к реализации глобализации, чтобы воспитать людей, способных работать на международном уровне и решать глобальные проблемы. Программа осуществлялась в течение пяти лет, в ней участвуют 42 университета, которые были поделены на два типа: 11 университетов относятся к Типу А (программа предназначена для всех курсов), а 31 - к Типу Б (программа предназначена для магистров и аспирантов). Университеты, которые принимали участие в конкурсе, были обязаны представить письменное определение понятия «Global Jinzai» (человеческие ресурсы с глобальным мышлением), а также образовательный проект с описанием методики, которую высшие учебные заведения могут использовать как модель для проведения реформ, способствующих интернационализации и глобализации институтов. Эти методики могли быть разнообразными, но каждая из них должна была достичь одной и той же цели. Некоторые университеты, в рамках их учебных программ по бизнесу, выделяли значения развития соответствующего управления и навыков ведения переговоров на международном уровне. Другие университеты акцентировали свое внимание на проблемах повседневной жизни, таких как стареющее общество и последствия сокращения населения Японии. Рассмотрена реализация социальной программы «Go Global Japan» («Глобализация Японии»), которая осуществляется в Префектурном университете Ямагути. В ее основе лежит воспитание межкультурной компетенции как важнейшая социальная цель высшего образования. Программа направлена на формирование «глобальной личности», которая характеризуется наличием международного мышления, что способствует «оживлению» местных сообществ через создание связей между локальными и глобальными социальными проблемами и их решениями. Представлены результаты пятилетнего осуществления этой программы.
Ключевые слова: глобализация, Япония, студенты, глобальная личность, культурное разнообразие, межкультурная компетентность, социальные проблемы, социальные решения.
M. Iwano
Intercultural Personality as a Goal of Higher Education: Relevance of the Program «Go Global Japan» in Yamaguchi Prefectural University
In the article the national program «Globalization of Japan» is analysed, which was accepted in 2012 in Japan. The main task of the national program was to contribute to the development of the Japanese economy and society. It was supposed that it would be possible if to organize support to the development of the comprehensively strong organized education system and also to raise students' possibilities to globalization realization in order to bring up people capable to work at the international level and to solve global problems. The program was carried out during five years, the program included 42 universities which were divided into two types: 11 universities belong to the Type A (the program is intended for all courses), and 31 universities to the Type B (the program is intended for graduate students and post-graduate ones). The universities, which participated in the competition, were to present a written definition of the concept «Global Jinzai» (human resources with global thinking) and also to submit the educational project with the technique description which can be used by higher educational institutions as a model for carrying out the reforms promoting internationalization and globalization of institutes. These techniques could be various, but each of them was to achieve the same objectives. Some universities, within their training programs on business, marked out values of development of the relevant management and skills of negotiating at the international level. Other universities focused their attention on problems of everyday life, such as growing old society and consequences of population reduction in Japan. Realization of the social program «Go Global Japan» («Globalization of Japan») is considered, which is implemented in Yamaguchi Prefectural University. Education of the cross-cultural competence as the most important social purpose of the higher education is its cornerstone. The program is directed to form «the global personality» who is characterized by existence of the international thinking, such a person helps to «revitalize» local communities by means of creating relations between local and global social problems and their solutions. The results of the five-year implementation of this program are presented.
Keywords: globalization, Japan, students, global personality, cultural diversity, intercultural competence, social problems, social solutions.
© Ивано М., 2018
1. Описание программы «Go Global Japan» («Глобализация Японии»)
Программа «Go Global Japan» (GGJ) была запущена в 2012 г. Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий (англ. МЕХТ). По результатам конкурса было выбрано 42 университета, которые получили задание создать модели для глобализации образования в более чем 700 японских университетах. Главная задача национальной программы - способствовать развитию японской экономики и общества через поддержку развития всесторонне сильной организованной системы образования, а также повышать возможности студентов в рамках глобализации, чтобы воспитать людей, способных работать на международном уровне и решать глобальные проблемы [9]. Программа длилась 5 лет до конца марта 2017 г.
42 избранных университета поделили на два типа: 11 университетов относятся к Типу А (программа предназначена для всех курсов), а 31 - к Типу Б (программа предназначена для магистров и аспирантов). Префектурный университет Яма-гути относится ко второму типу. Университеты, которые принимали участие в конкурсе, были обязаны представить письменное определение понятия «Global Jinzai» (человеческие ресурсы с глобальным мышлением), а также разработать образовательный проект с описанием методики, которую высшие учебные заведения могли бы использовать как модель для проведения реформ, способствующих интернационализации и глобализации институтов. Эти методики могли различаться, но предназначались для достижения одной и той же цели. Некоторые университеты в рамках их учебных программ по бизнесу специализировались на развитии соответствующего управления и навыков ведения переговоров на международном уровне. Другие университеты, включая наш университет, акцентировали внимание на проблемах повседневной жизни, таких как стареющее общество и последствия сокращения населения Японии.
В этой статье представлен отчет о результатах исследования возможностей развития «глобальной личности» - индивидуума с международным мышлением, благодаря которому он или она сможет работать над «оживлением» местных сообществ через создание связей между локальными и глобальными социальными проблемами и их решениями. У многих развитых стран есть одинаковые проблемы, хотя проявляются они в разной степени. К таким проблемам можно отне-
сти увеличение концентрации населения в мегаполисах, в то время как сельские общины уменьшаются и становятся все менее жизнеспособными из-за снижения численности населения и старения общества. Япония, как и другие страны, предлагают свои идеи для решения этой важной социальной проблемы. Опираясь на мнение экспертов, которые экспериментируют с различными подходами для возрождения общества, расширяют возможности молодых и благодаря интернету могут распространять свои знания, умения и технологии, мы попытались научить наших студентов развивать в себе межкультурную компетентность, а также принимать конструктивные решения для создания прочного будущего, как для себя, так и для других.
2. Проблема мобильности студентов
Согласно позиции Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (англ. МЕХТ) первоначальная цель программы GGJ («Глобализация Японии») звучит так: «Помочь преодолеть тенденцию быть ориентированными только на внутренние интересы ("inward looking"), которая распространена среди молодых поколений Японии, а также поощрять людей с широкими глобальными перспективами, которые могут бороться с трудностями и достигать успеха на международной арене. Именно это, в конечном счете, приведет к повышению глобальной конкурентоспособности Японии и укреплению ее связей с другими странами» [4]. Выражение «inward looking» (ориентация на внутренние интересы/замкнутость) характеризирует одну из особенностей современного японского молодого поколения, поскольку оно склонно воспринимать свой образ жизни в Японии как удовлетворяющий, безопасный и удобный [1]. Развитие смартфонов также оказывает огромное влияние на молодое поколение, подталкивая к тому, чтобы оставаться в своем узком кругу общения. Однако все более конкурентоспособная и агрессивная мировая экономика требует от японцев быть более открытыми, ориентированными на внешний мир («outward looking»), уметь выявлять и решать проблемы. Молодое поколение, которое воспитывалось на так называемой системе «без давления», как правило, имеет относительно немного материальных амбиций и удовлетворяется достижением относительно скромных, но безопасных целей в карьере. Поскольку для этого поколения опыт обучения за рубежом воспринимается как потенциально связанный с риском, его стремятся избегать.
393"
Чтобы преодолеть эту проблему, японское правительство инициировало программу GGJ («Глобализация Японии») в 2012 г., а также программу учебы за рубежом под названием «Тоби-тате!» («Прыжок в завтрашний день»). «Программа молодых послов» (2013 г.) была призвана удвоить или утроить число японцев, обучающихся за границей, до 2020 г. (год проведения Олимпийских игр в Токио) [10]. Целевые показатели составляют 160 000 студентов университетов (в настоящее время 60 000) и 60 000 учеников старшей школы (в настоящее время 30 000). Согласно MEXT (данные из OECD: «Взгляд на образование, 2011», ЮНЕСКО: Институт статистики и др.), в 2011 г. в США училось более 700 000 иностранных студентов, а в Великобритании -более 400 000.
Для финансирования этих проектов правительство Японии сотрудничает с частным сектором, который четко понимает необходимость воспитания сотрудников, способных эффективно работать в неяпонской среде или с неяпонскими коллегами.
В наше время в эпоху глобализации международная мобильность студентов университетов поощряется такими программами, как Erasmus, UMAP (University Mobility in Asia and the Pacific - Университетская мобильность в Азии и Тихоокеанском регионе) и др. Согласно статистическим данным [3], во всем мире число студентов, которые участвуют в программах обучения за границей, утроилось - с 1,3 млн в 1990-х гг. до более 4 млн в 2012 г., причем японцы составляют только 0,1 %. Что касается числа японских студентов, которые выезжали за границу, в 1983 г. их было около 18 000 человек, а десять лет спустя, в 1993 г., это число утроилось и достигло 56 000 человек. Пик приходится на период с 2000 по 2005 г., когда около 70 000-80 000 человек учились за границей каждый год, а к 2015 г. число студентов сократилось примерно до 55 000 человек. Таким образом, число японских студентов, учащихся за границей, должно было расти, но вместо этого сократилось. Снижение мобильности студентов представляет собой серьезную проблему для нынешнего правительства Японии, задача которого - поиск способов мотивации молодых людей и уничтожение тенденции к снижению числа японских студентов за рубежом.
Несмотря на то, что малое количество студентов, учащихся за рубежом, является одной из проблем, качество и результаты обучения за гра-
ницей также должны быть улучшены. Поэтому GGJ и ТоЫ1а1е требуют, чтобы участвующие студенты получали качественный опыт. Для получения высоких как языковых, так и академических достижений может потребоваться определенный минимальный период обучения за рубежом. Большинство программ обучения за рубежом для японских студентов короткие: это могут быть краткосрочные языковые курсы с некоторым культурным опытом или так называемый учебный тур в сочетании с исследовательской деятельностью. Число тех, кто учится за границей на условиях переведения академических кредитов (зачетных единиц), или же тех, кто учится для получения зарубежного диплома, по-прежнему относительно невелико, в то время как китайские и корейские студенты имеют тенденцию получать иностранные дипломы, обучаясь за границей в течение всех академических лет.
В 2016 г. около 60 % от всех студентов за рубежом (48 853 из 81 219 человек) [6] учились там меньше месяца. Число студентов, которые учились за границей менее 3 месяцев, составляет еще 10 % (8 418), менее 6 месяцев - 10 % (8 670), а менее одного года - 16 % (13 198). Несмотря на то, что японское правительство вместе с частным сектором содействует учебе за рубежом, 96 % японских молодых людей учатся в других странах на протяжении менее одного года. Одна из причин такой краткосрочной учебы за границей заключается в том, что получение степени в иностранных университетах, как правило, не оценивается работодателями в Японии. Именно поэтому студенты университетов предпочитают не пропускать фиксированные графики поиска работы, который начинается с начала четвертого курса их обучения в университете. В связи с этим для глобализации как японских студентов, так и университетов важно, чтобы японские секторы рынка труда и общество также имели глобальное мышление.
3. Понимание культурного разнообразия как основы для повышения глобальных человеческих ресурсов
Согласно определению ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), глобальная компетентность - это «способность критически и с разных точек зрения анализировать глобальные и межкультурные проблемы; понимать, как различия влияют на восприятие, суждения и идеи; а также открыто, адекватно и эффективно взаимодействовать с разными слоями общества на основе совместного уважения к че-
ловеческому достоинству» [7]. Каждый из нас, будучи глобальным гражданином современного мирового сообщества, должен обладать этой компетенцией вне зависимости от того, где мы живем. Помимо развития такого набора компетенций у студентов, японская программа GGJ также считается связанной с экономическим ростом страны. Согласно первоначальной концепции GGJ, личность с глобальным мышлением имеет три ключевых элемента: а) навыки иностранного языка и межкультурной коммуникации; б) такие способности, как независимость и готовность оспаривать традиционные взгляды и подходы, свободомыслие и дух сотрудничества, чувство ответственности и целеустремленности; с) способность понимать другие культуры и при этом не терять чувства японской идентичности. Также необходимы другие социальные навыки, такие как выявление и решение социальных проблем, командная работа, лидерство, высокие моральные принципы и медийная грамотность. Большое внимание к экономическому росту, наряду с личностным ростом студентов, может быть одной из характеристик концепции глобального образования Японии.
В пределах установленного набора критериев каждому университету была предоставлена свобода создания своих индивидуальных образовательных целей. Также университеты поощряли установление сложных целей для других университетов. Интересно сравнивать различные образовательные цели, разработанные каждым из 42 университетов [8]. Помимо различных моделей в академических областях, специализаций в науках, а также общих целей по получению навыков общения на иностранном языке (высокий уровень английского языка), все университеты, участвующие в программе, подчеркнули необходимость совершенствования и укрепления своей учебной программы касательно понимания культурного разнообразия. Можно сказать, что эта национальная программа сыграла важную роль в том, чтобы заставить людей осознать важность развития и воспитания личности с международным и глобальным мышлением, с чувством сопереживания и толерантности к представителям других культур. Такие качества нужны не только студентам-гуманитариям, но и студентам, которые хотят стать инженерами, медиками, «морскими» учеными, информационными техниками, юристами и т. д. Термин «галапагосский синдром» был придуман, чтобы описать способ мышления при создании дизайна японских про-
дуктов. Такой дизайн рассчитан только на внутренние рынки, поэтому продукт становится все менее успешным на быстро меняющихся мировых рынках, которые требуют от будущих японских рабочих и граждан быть более открытыми к происходящим на мировом рынке изменениям.
Монорасовым и монокультурным японским школам и университетам очень трудно понимать культурное разнообразие, поскольку большинство японских учеников и студентов имеют мало опыта общения с представителями разных этнических и культурных традиций. Из-за недостаточного жизненного опыта и знаний, которые приобретены только из вторичных источников, таких как книги, средства массовой информации, интернет и др., японским молодым людям трудно развивать в себе соответствующее чувство справедливости и равенства в обществе, где вместе живут и работают представители разных культур. Асуи и Чжан (2008) отметили, что переход от преподавания «Ибункарон» (межкультурных исследований) к «Табункарон» (мультикультура-лизм) всего лишь немного помог научить ценить этнически и культурно отличающихся членов обществ как внутри, так и за пределами Японии [5], поскольку для большинства студентов и учителей понимание культурного разнообразия не является приоритетной задачей. Чтобы преодолеть этот барьер, необходимы культурный обмен в японских школах и университетах (увеличение количества иностранных студентов), а также мотивация студентов к выезду за пределы страны. Именно это поможет японскому молодому поколению быть готовым ко встрече с членами более широких мировых сообществ.
4. Развитие межкультурной личности
В области межкультурных исследований различают 6 типов личности: а) международная личность, б) разносторонняя личность/глобальный гражданин, в) мультикультурная личность, г) личность-посредник (между двумя или более культурами), д) межкультурная личность (с различными точками зрения) и е) постмодернистская личность [12]. Среди этих моделей личности межкультурная личность наиболее похожа на нашу модель индивидуума, который может следать общий обзор местных проблем; выбрать одну конкретную проблему, с которой нужно справиться; попытается выслушать разные точки зрения от местных жителей, государственных секторов, таких как гражданские структуры, НКО (некоммерческие организации), компании, а затем будет искать уже существующие
395
способы решения аналогичных проблем в пределах сообщества в Японии и за вне его и, наконец, предложит обществу новое видение, позволяющее создать сеть основных источников для заинтересованных людей, чтобы они могли принимать социальные решения и действовать. Эти действия соотносятся с глобальными компетенциями: например, исследование мира, взвешивание перспектив, принятие мер; предполагают применение дисциплинарной и междисциплинарной компетентности [2].
Согласно нашей модели, глобальными человеческими ресурсами (личность с глобальным
мышлением) называются «межмуниципальные человеческие ресурсы» (Inter-Local human resources / IL human resources). В нашем представлении, «межмуниципальные человеческие ресурсы» - это развивающиеся люди, способные «распознавать природную, человеческую, историческую и культурную ценность и потенциал отдельных сообществ и продвигать эти ресурсы во всем мире». Такие индивидуумы могут также использовать навыки ACCrOSS (см. Рис. 1) для решения стоящих перед обществом социальных проблем [11].
Рис. 1: Навыки ACCrOSS
Пояснения к Рис. 1:
Specific Competencies for Graduates - Особые компетенции для выпускников ACCrOSS Skills - Навыки ACCrOSS Communities World-wide - Общины во всем мире Communities in Japan - Общины в Японии
A Alternative perspectives and all-encompassing vision Альтернативные подходы и глобальное видение
C Communication, collaboration, and community mindedness Коммуникация, сотрудничество и забота о сообществе
Cr Critical reflection and creative thinking Критическая оценка и творческое мышление
O Open-mindedness and objective-based action Открытость и объективное действие
S Self-identity and self initiative Самоидентификация и самостоятельная инициатива
S Systems thinking leading to sustainable solutions Системное мышление, ведущее к надежным решениям
Для развития навыков ACCrOSS была разработана 4-летняя программа обучения, которая включает однолетнюю программу обмена между третьим и четвертым финальными курсами. Также предоставляются короткие программы, такие как изучение языка, ознакомительные поездки, исследовательские работы и стажировки за пределами Японии. Система обучения, которая состоит из 4 курсов, разработана с использованием стиля обучения, основанного на проблематике, заявленной местными общинами и промышленным сектором. В первый год обучения студенты узнают критерии и модели для создания лично-
сти с глобальным мышлением, уделяя особое внимание тому, что подразумевается под термином «межмуниципальные человеческие ресурсы». Знания самоуправления в жизни и академическое исследование должны быть получены с помощью методов интерактивного обучения. На втором году обучения студенты встречаются с приглашенными ораторовами из местных общин, а также отправляются в эти сообщества, чтобы узнать о проблемах, с которыми сталкиваются люди, и попытаться найти пути их решения. На третьем году обучения студенты продолжают читать книги и осваивать другие материалы, учатся
у докладчиков от компаний, гражданских отделений и НКО. Встречи с приглашенными иностранными докладчиками либо происходят непосредственно на занятиях, либо осуществляются через систему телевизионных конференций. Мы также приглашаем выступить через такую систему телеконференции наших студентов, которые обучаются по программе обмена в США, Канаде, Испании, Финляндии, Китае и Корее. Студенты младших курсов начинают писать план обучения за границей для поиска социальных проблем и решений по избранной теме исследования, поэтому такие телеконференции - это отличная возможность для учащихся узнать о том, чего студенты старших курсов должны были достичь в зарубежных странах, чтобы осуществить свои исследования, а также это хороший шанс задать вопросы старшеклассникам. Результаты исследований и планы обучения студентов за рубежом представлены на форуме. Профессионалы в области туризма, торговли и бизнеса, средств массовой информации, представители гражданских структур и т. д. приглашаются в качестве судей, которые присутствуют на занятиях, чтобы засвидетельствовать результаты обучения и дать дополнительные рекомендации. Результаты краткосрочных программ обучения за рубежом также демонстрируются и объясняются.
По завершении обучения по программам обмена студенты переходят на четвертый, выпускной, курс и начинают сотрудничать с людьми/организациями в сообществах, соответствующих их темам исследований. Студенты предлагают идеи для решения конкретных социальных проблем в сообществах и, таким образом, могут испытать их на практике. Некоторые посещают школы, магазины, агентства, городские структуры, благотворительные клубы и общества. Такие эксперименты не обязательно завершенные и успешны, однако их результаты привносят новые, альтернативные, подходы местным сообществам. Как упоминалось выше, результаты исследований представлены на форуме, куда приглашаются люди, участвующие в этих экспериментах. Имея возможность собрать вместе студентов, которые планируют ехать за границу, и студентов, которые уже вернулись, получив образование, судьи дают рекомендации для их будущей карьеры. Таким образом, форум - это место, где люди могут учиться и расширять возможности друг друга.
5. Результаты программы
После 4-летнего обучения студентов, которые прошли путь от первокурсников до выпускников, к концу марта 2017 г. было создано 40 «межмуниципальных человеческих ресурсов». Данные о глобальных компетенциях, собранные в результате их исследований, только начали анализироваться. На этом этапе можно сказать, что было осуществлено обучение наших учеников межличностному и межкультурному общению, применения навыков которого в окружающем их социуме было, однако, нелегко достичь. Чтобы внести позитивный вклад в реальный мир, преподаватели и сотрудники университета должны были выходить за пределы кампуса со студентами и сотрудничать с членами сообщества.
Промежуточная оценка, проведенная правительством на национальном уровне в 2014 г., показала, что цель относительно числа обучающихся за рубежом студентов, их языкового уровня пока не достигнута. Согласно результатам оценки, в 2016 г. ситуация не изменилась, и всем 42 университетам в рамках проекта было настоятельно рекомендовано более активно работать над достижением установленных целей. Почему же так трудно глобализировать японских студентов и университеты? Окончательный процесс оценки правительством начнется летом 2017 г. После окончательной оценки сложится целостная картина, и тогда, возможно, некоторые ответы будут получены.
Авторами представлен для публикации материал, ранее изданный: М. Ивано (M. Iwano) Воспитание межкультурной компетенции как цель высшего образования: актуальность программы Go global Japan (Глобализация Японии) в Префектурном университете Ямагути // Перспективы психологической науки и практики : сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / под ред. В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А. Н. Косыгина», 2017.
Reference List
1. Benton C. Ima, NazeNion no Waka-monowaKaigainilnakakunattanoka (Today, why the Japanese young generation is not going abroad?) // Tsukuba University attached school (Ed.) Global-jinzai wo Sodat-eru (Educating Global Human Resoures). 2012. P. 5-27.
2. Global competences provided by the Center for Global Education, Asia Society, New York. - URL: http://asiasociety.org/education/global-competence
3. International Foreign Students Association. The data from UNESCO (2014) is analysed. - URL: http://www.ifsa.jp/index.php?1407-top
4. Japan Society for the Promotion of Science (Японское общество за содействие развитию науки). - URL: https://www.jsps.go.jp/english/e-ggj/index.html
5. Jie Qui and Sheng Ping Zhang. The Issue of Diversity and Multiculturalism in Japan // Apaper presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association. March, 2008. New York. - URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED507893.pdf#search=%2 7cultural+ diversity+in+Japan%27
6. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. - URL: http://www.mext.go.jp/a_menu/koutou/ryugaku/__icsFile s/afieldfile/2016/11/11/1345878_1.pdf
7. OECD. Programme for International Student Assessment. Global competency for an inclusive world. 2016. P. 4.
8. Proposals of 42 universities. Both Japanese and English versions are provided. The Japan Society for Promotion of Science. - URL: http://www.jsps.go.jp/j-gj inzai/torikumigaiyou. html
9. The Go Global Japan (Программа Глобализации Японии). - URL: http://go-global-japan.com/about/
10. Tobitate! (Leap for Tomorrow) Young Ambassa-dorProgramme to promote outbound students for the Japanese. - URL: http://www.mext.go.jp/ a_menu/kokusai/tobitate/index. htm
11. Yamaguchi Prefectural University. -URL: http ://www.j sps.go .jp/j -gj inzai/data/torikumigaiyou /h24/gjinzai_h24initiatives_b15_e.pdf
12. Yamamoto C. 5 types of global human resources in business // Global Human Capital Management. Toyokeizai Inc. 2006. P. 14-15.